Предложения моногородов России по корректировке законодательства, регулирующего деятельность ТОСЭР
1. Внесение изменений в Требования Постановления РФ 614 от 22 июня 2015 года
«Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»: «в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организацией моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем с первого по третий год с даты присвоения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития 80 процентов включительно всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), выполненных работ, произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта, с четвертого по пятый год – 70 процентов включительно, с шестого по десятый год – 50 процентов».
Дать развернутую расшифровку того, что понимается под контрактами, заключенными с градообразующей компанией (возникает разночтение, так как под контрактом понимают любые договорные отношения с градообразующей компанией (и выполнение работ, оказание услуг, продажу продукции градообразующей компании, и договоры на поставку сырья с градообразующего предприятия). Предлагается четко прописать в Постановлении возможность осуществления закупки сырья у градообразующего предприятия в любых объемах. (Череповец)
2. Предлагаем внести изменения в п.п. 4 п. 3 ст.34 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в части уточнения, на какой территории организация, претендующая на получение статуса резидента ТОСЭР, не должна являться градообразующей: на территории конкретного монопрофильного муниципального образования или на территории любого монопрофильного муниципального образования, включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (Череповец).
3. Предлагаем увеличить период действия по предоставлению льготного тарифа (7,6%) страховых взносов в отношении резидентов (в настоящее время данная льгота распространяется только на тех резидентов, которые получили данный статус не позднее, чем в течение трех лет со дня создания ТОСЭР в моногороде). (Череповец)
4. Распространение на резидентов ТОСЭР процедуры освобождения от уплаты импортной/экспортной пошлины, действующей в рамках таможенного законодательства в свободных экономических зонах. (Рязанская область)
5. Увеличение срока действия статуса ТОСЭР на 20 лет. (Рязанская область)
6. Предоставление полномочий органам государственной власти субъекта РФ по определению порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в том числе определению примерной (типовой) формы заявления от потенциального резидента, а также примерной (типовой) формы соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (Рязанская область);
7. Статью 17 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» дополнить пунктом 3.1. следующего содержания: «3.1) особенности предоставления земельных участков резидентам территории опережающего социально-экономического развития, установленные Земельным кодексом Российской Федерации;»
Данное предложение повлечет за собой внесение дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности, в пункт 2 статьи 39.6 (о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с резидентами ТОСЭР без проведения торгов) и пункт 8 статьи 39.8 (о сроке реализации резидентом ТОСЭР инвестиционного проекта, отвечающего требованиям, установленным Правительством Российской Федерации).
Обоснование: органам местного самоуправления необходимо предоставить возможность заключать договоры аренды земельных участков без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта с резидентом зоны ТОСЭР, что позволит снизить административные барьеры, сократить время для оформления всех необходимых документов и непосредственно приступить к реализации проекта (город Черемхово, Иркутская область)
8. Изменение условий создания рабочих мест для юридических лиц, имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода до получения статуса резидента ТОСЭР (снижение количества рабочих мест со среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет) до количества рабочих мест, установленного Постановлением Правительства о создании ТОСЭР для вновь созданных предприятий).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.06.2015 г. №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» количество создаваемых рабочих мест в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, заключенным юридическим лицом с органами государственной власти субъекта РФ, для юридических лиц имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода до получения статуса резидента ТОСЭР, должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет) (Усолье-Сибирское, Иркутская область, Новокузнецк, Саянск)
9. Предусмотреть для резидентов ТОСЭР льготу на НДС. (Усолье-Сибирское, Иркутская область)
10. Упростить процедуру внесения новых видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, в ранее утвержденный перечень. Сократить время вынесения решения по данному вопросу (Новокузнецк).
11. Внести изменения в правила создания территории опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в подпункте в) пункта 2 касаемо утвержденных границ моногорода, в рамках которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, по состоянию на дату подачи заявки. В связи с периодическим изменением границ города и, в дальнейшем, возможностью осуществления инвестиционных проектов в рамках этих границ, необходимо рассмотреть возможность корректировки границ с особым правовым режимом в период действия ТОСЭР. (Новокузнецк, Белово).
12. Рассмотреть возможность снятия ограничения по видам экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности при реализации резидентами инвестиционных проектов. Это позволит привлечь потенциальных резидентов, готовых реализовывать инвестиционные проекты в различных сферах деятельности, развивать все отрасли экономики моногорода и снизить риски ухода потенциальных резидентов на другие ТОСЭР (Саянск).
Изложить подпункт «в» пункта 1 Требований к инвестиционным проектам резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (в редакции постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 494) в следующей редакции:
«в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организации, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта, предусматривающих участие производственного предприятия, реализующего новый инвестиционный проект в технологической цепочке (производственном процессе) ГрОП (например, поставка для ГрОП сырья, продукции, товаров собственного производства и т.п., которые являются элементами (компонентами, деталями, узлами, агрегатами и т.п.) продукции, производимой ГрОП, оказание услуг для ГрОП (механическая обработка, закалка, упрочнение)), выполнение работ для ГрОП, непосредственно связанных с технологическим и производственным процессом ГрОП по выпуску его продукции,
Действие пункта в) не распространяется на иные контракты, такие как договоры аренды предприятиями производственных, складских площадей, эстакад у ГрОП, подключения к сетям электро-, газо-, тепло-, водо-, иного энергоснабжения ГрОП и пользования иными объектами инфраструктуры и инфраструктурными услугами ГрОП, аренда оборудования и транспорта ГрОП для своих производственных целей, не связанных с выпуском продукции ГрОП (что соответствует логике создания ТОСЭР и диверсификации деятельности ГрОП), не распространяются на прочие аутсорсинговые контракты с ГрОП предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты, например поставки для ГрОП и других клиентов - продукции собственного производства: продуктов питания, хозяйственных товаров, выполнение работ, оказание услуг для ГоОП: внедрение ИТ-решений, развертывание ИТ - инфраструктуры, внедрение ПО, ремонт машин и оборудования и т.п. не связанных непосредственно с технологическим процессом и производством ГрОП.
«в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организации, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта, предусматривающих участие производственного предприятия, реализующего новый инвестиционный проект в технологической цепочке (производственном процессе) ГрОП (например, поставка для ГрОП сырья, продукции, товаров собственного производства и т.п., которые являются элементами (компонентами, деталями, узлами, агрегатами и т.п.) продукции, производимой ГрОП, оказание услуг для ГрОП (механическая обработка, закалка, упрочнение)), выполнение работ для ГрОП, непосредственно связанных с технологическим и производственным процессом ГрОП по выпуску его продукции,
Действие пункта в) не распространяется на иные контракты, такие как договоры аренды предприятиями производственных, складских площадей, эстакад у ГрОП, подключения к сетям электро-, газо-, тепло-, водо-, иного энергоснабжения ГрОП и пользования иными объектами инфраструктуры и инфраструктурными услугами ГрОП, аренда оборудования и транспорта ГрОП для своих производственных целей, не связанных с выпуском продукции ГрОП (что соответствует логике создания ТОСЭР и диверсификации деятельности ГрОП), не распространяются на прочие аутсорсинговые контракты с ГрОП предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты, например поставки для ГрОП и других клиентов - продукции собственного производства: продуктов питания, хозяйственных товаров, выполнение работ, оказание услуг для ГоОП: внедрение ИТ-решений, развертывание ИТ - инфраструктуры, внедрение ПО, ремонт машин и оборудования и т.п. не связанных непосредственно с технологическим процессом и производством ГрОП.
Исходные мысли здесь
Действующая редакция:
в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта;