Электробусы модели КАМАЗ-6282 массово эксплуатируются в Москве — там их почти 700
Фото: Reshz
В Перми протестируют электробус от ПАО «КАМАЗ». Что это за «зверь»?
Для него в городе поставят зарядную станцию
10 февраля 2022
В Перми протестируют электробус российского производства от ПАО «КАМАЗ». Об этом стало известно в ноябре, когда руководство Прикамья подписало соглашение с заводом-изготовителем. Рассказываем подробности о предстоящем тест-драйве «автобуса на батарейках».
— В феврале КАМАЗ безвозмездно поставит в Пермь электробус и две зарядные станции. Планируем, что электробус пойдет по маршруту № 50, — сообщал глава Прикамья Дмитрий Махонин в своем Instagram. — Тестовый запуск поможет нам понять, как батарея электробуса покажет себя в наших погодных условиях. В перспективе хотим видеть такой экологический транспорт на улицах региона.
В пресс-службе департамента транспорта Перми 59.RU сообщили, что еще не приняли решение о том, на каком маршруте будет курсировать тестовый электробус. В мэрии рассказали, что испытание техника будет проходить на одном из маршрутов МУП «Пермгорэлектротранс», а станция для зарядки будет установлена около остановки «Станция Пермь II».
Где электробус будет заряжаться?
Директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров уточнил порталу 59.RU, что в Пермь для тест-драйва будет предоставлен электробус КАМАЗ-6282.
— Именно эта модель является сегодня самой востребованной и поставляется в автопарки Москвы, — отметил 59.RU Самат Саттаров. — Электробус поступит в Пермь ориентировочно 21 февраля. Тестовая эксплуатация будет проходить в течение двух месяцев.
Представитель ПАО «КАМАЗ» также подтвердил 59.RU, что электробус оборудован в соответствии с требованиями к общественному транспорту на городских маршрутах Перми. В частности, оснащен стационарными валидаторами, датчиками контроля пассажиропотока, речевым автоинформатором и медиапанелями, электронными маршрутоуказателями и навигационным оборудованием. В салоне электробуса есть USB-слоты для зарядки мобильных устройств и система кондиционирования воздуха. На весь срок тестирования в Пермь приедут специалисты сервисного подразделения ПАО «КАМАЗ», чтобы помочь с его обслуживанием.
В дополнение к электробусу в Пермь на период тестовой эксплуатации будет поставлена одна ультрабыстрая зарядная станция «Торнадо». Как сообщили 59.RU представители завода-изготовителя, время полной зарядки электробуса при ее использовании составляет порядка 10–20 минут. Ее городские власти планируют разместить возле конечной остановки «Станция Пермь II».
В ответ на запрос редакции 59.RU в ПАО «КАМАЗ» не обозначили стоимость приобретения как предоставляемого в Пермь на тест-драйв электробуса, так и аккумулятора для него.
Электробус действительно экологичнее?
В качестве преимущества электробуса сотрудники транспортной отрасли называют его экологичность, однако эксплуатируемые в Москве электрические автобусы критикуют за использование дизельного топлива для обогрева салона. Директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» подтвердил, что и в предоставляемом в Пермь электробусе будет дизельный отопитель.
— Однако конструкторы Научно-технического центра «КАМАЗ» разработали новую модель электробуса, в котором дизельный отопитель уже отсутствует, — заявил 59.RU Самат Саттаров. — Выпуск новой модели стартует в 2022 году.
Критикующие массовый переход Москвы на электробусы транспортные активисты также отмечают: аккумуляторы таких машин сложно утилизировать, а цена «батарейки» сравнима с приобретением нового газомоторного автобуса. При этом замена аккумулятора потребуется раньше прекращения эксплуатации электробуса.
— Аккумулятор рассчитан как минимум на 20 тысяч циклов полного заряда/разряда, — сообщил 59.RU директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ». — Учитывая интенсивность использования тестового электробуса КАМАЗ-6282 в различных городах России, срок службы аккумулятора составит как минимум 7–8 лет.
Представители завода-изготовителя также отмечают, что в анонсированной новой модели элеткробуса, массовое производство которого начнется в 2022 году, предусмотрена установка батарей с большей емкостью.
— Это увеличит автономный ход электробуса до 80 км, что, в свою очередь, позволит реже производить процедуры зарядки электробуса, — добавил Самат Саттаров.
Также на заводе-изготовителе 59.RU сообщили, что для управления их электробусом водителям не потребуется проходить обучение на водителя троллейбуса — будет достаточно водительских прав категории D.
Сначала один электробус, потом — много?
О перспективах использования электробусов в Перми на постоянной основе городские власти не сообщают. Но говорят, что результаты тест-драйва предоставленной техники могут повлиять на принятие решения о возможном появлении в краевой столице новой техники.
— После тестирования можно будет рассматривать вопрос о дальнейшей эксплуатации данного вида транспорта на линиях города, — сообщили 59.RU в пресс-службе департамента транспорта Перми.
Ранее в Перми уже тестировали «автобус на батарейках»: в 2018 году на улицы краевой столицы вышел электробус Volgabus-5270.E0. Его тест-драйв продлился один месяц, и результаты оценили положительно, однако тогда решение о приобретении электробусов для муниципального перевозчика не приняли из-за отсутствия испытаний в зимний период.
В 2018 и 2019 годах о намерениях предоставить электробусы для их тестовой эксплуатации в Перми заявляли производители из Казахстана и Китая, однако дальше декларации о намерениях действия изготовителей не ушли.
11 ноября 2021
В Москве начнут тестировать новые зарядки для электробусов
Для этого на двух электробусах установили адаптированные контактные рельсы, благодаря которым транспорт будет заряжаться от обратного пантографа.
В столице с 13 ноября начнут тестировать новую зарядную станцию с обратным пантографом для зарядки электробусов.
«Москва станет первым в России городом, где начнется внедрение инновационной инфраструктуры электротранспорта. Такая технология, одобренная Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом “НАМИ”, позволит заряжать любые виды грузового и коммерческого электротранспорта, которые можно будет использовать для городских нужд. Кроме того, перенос пантографа на зарядную станцию позволит в будущем сократить стоимость электробусов. Мэр Москвы поручил крайне внимательно протестировать разработку, после этого мы примем решение — внедрять ли эту технологию на постоянной основе или нет», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Это совместный пилотный проект Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и института «НАМИ». Инновационная зарядная станция находится в филиале «Центральный» ГУП «Мосгортранс».
Для ее тестирования на двух электробусах установили адаптированные контактные рельсы, благодаря которым транспорт будет заряжаться от обратного пантографа.
Электротранспорт будет работать на маршруте № 791. Обкатывать инновационную технологию планируют до февраля 2022 года, чтобы проверить работу зарядки в условиях московской зимы. Затем будут приняты дальнейшие решения о переходе на новый тип электрических зарядок.
Обратный пантограф обеспечивает контакт с электробусом по принципу «сверху вниз». Он размещается уже на мачте зарядной станции, а на крыше электробуса — контактные рельсы. Пантограф самостоятельно опускается на контактные рельсы на крыше электробуса и заряжает транспорт. Инновационная технология позволит облегчить электробус и существенно снизить стоимость экотранспорта. Кроме того, технология предполагает использование двусторонней связи Wi-Fi.
Как рассказали в Департаменте транспорта, взаимодействие электробуса и зарядной станции — полностью отечественная разработка. Благодаря ей парковка электробуса будет предсказуемой и позволит водителям тратить меньше времени на зарядку электробуса.
Столичный электробус соответствует самым высоким стандартам безопасности и экологичности. Он рассчитан на 85 пассажиров, имеет от 30 мест для сидения. Транспорт оборудован всем необходимым для передвижения пассажиров, в том числе маломобильных. Все электробусы низкопольные, оснащены системами климат-контроля и видеонаблюдения, в салоне установлены медиаэкраны и USB-слоты для зарядки мобильных устройств.