Как фиксировать и администрировать нарушения типа «опасное вождение»?
Проблема: «Опасное вождение» объединяет несколько разных действий, которые: сами могут расцениваться как нарушения и совершаются в течение определенного времени на большом протяжении дороги.
К примеру, чтобы перестроиться несколько раз с риском для чужой жизни, водителю требуется около 200 метров скоростной трассы.
- Доказать опасное вождение видеофиксацией и привязкой к шкале времени и расстояниям
- КоаП РФ Законна ли съемка на видеорегистратор?
- КоаП РФ Статья 28.1 фиксация ПДД техническими средствами видеозаписи
- Штраф за «опасное вождение» ПДД и КоАП
Самое справедливое и разумное - применение видеозаписи нарушения
Переоборудованные камеры с новым программным обеспечением вскоре смогут начать распознавать "лихачей". Они уже в состоянии заглядывать на дальние расстояния и благодаря новому программному обеспечению запоминают траектории движения нарушителей, их скорость и порядок перестроений. По сделанным видеозаписям и сопутствующей им телеметрии можно будет выносить постановления по административным штрафам.
НО:
1. пока еще нет нужной инфраструктуры (и не скоро и не везде появится - будет реализовано только для части улиц и только в некоторых городах (например, более 100 тысяч жителей):
- LED-светофоры в зоне видимости и те не везде установлены,
- Автодория и аналоги - охватили только часть дорог
2. когда технически это станет возможно - в зоне действия камер часть "лихачей" будут вести себя "прилично" ("90-60-90 - езда мимо ГАИ-шника") - не всех возможно будет "отловить"
3. система будет бесполезна для идентификации и привлечения к ответственности а/м без номерных знаков и с "подтертыми" знаками (таких в Казани более 15% "потока") - их требуется отлавливать по "горячим следам"
ПОЭТОМУ:
Разумно совместить эти меры с возможностью оперативной отправки в ситуационные центры ГИБДД видеозаписей с видеорегистраторов граждан, их оперативного анализа с помощью ИИ (для ОРМ) и признания в качестве последующих доказательств для КоАП РФ
Использование записей с видеорегистраторов частных лиц - КоАП позволяет.
Предлагаем "добавку" в проект "Народный инспектор" и Нац.проект "Безопасные и качественные дороги" в виде создания системы:
1. Создания системы распределенной инфраструктуры ситуационных центров (СЦ) оперативных служб ГИБДД МВД по приему и обработке фрагментов видеозаписей с устройств видеофиксации.
При создании системы СЦ могут применяться механизмы ГЧП
Функционал ситуационного центра (СЦ):
- прием фрагментов видео от "чипа-приставки" по каналу, обеспечивающему доставку видеофайлов и без возможности редактирования
- надежный канал приема небольших (в пределах 1-3-5 минут) видеофрагментов
- высокая мощность обработки небольших (в пределах 1-3-5 минут) видеофрагментов
- оперативный анализ видеоматериала с помощью ИИ
- ИИ дает рекомендации (помогает специалисту по административной практике) по вариантам классификации заснятой ситуации по статьям ПДД и КоАП РФ
- в случае отправки в СЦ серии последовательных видеозаписей, позволяющих ИИ СЦ идентифицировать маршрут потенциального нарушителя и интенсивность движения по маршруту - задействование операции "Перехват"
- случае отправки в СЦ видеозаписи, позволяющих ИИ СЦ оперативно идентифицировать, что у а/м потенциального нарушителя отсутствует или испорчен гос.регистрационный знак (Статья 12.2. КоАП Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков) и маршрут потенциального нарушителя и интенсивность движения по маршруту - задействование операции "Перехват"
2. Один из вариантов видеофиксации, признаваемой в качестве доказательства:
2.1. Телефон в качестве видеорегистратора с возможностью отправки видео - сертифицированное ПО клиента (мобильное приложение) "Народный инспектор":
- дополняется опцией записи видео с камеры телефона в режиме онлайн ("стрим" - поток stream), запоминает на памяти устройства (карте памяти) последние 5-15 минут
- дополняется опцией "Отправить" видео-фрагментов по каналу шифрованного трафика в СЦ ГИБДД
2.2. Видеорегистратор в качестве источника видео - с возможностью отправки видео в СЦ ГИБДД через внешнее устройство:
Потребуется производства и распространения устройства типа "чип-приставка" к устройствам видеофиксации, установленным в л/а граждан
Оператор, изготовитель, форма распространения, источник финансирования - могут быть различные, включая ГЧП
Гражданин, имеющий намерение участвовать в проекте "Народный инспектор" может получить чип-приставку для своего видеорегистратора:
- как госуслугу (бесплатно) при условии обеспечения сохранности чипа
- или купить за символическую цену без обязательств обеспечения сохранности
Функционал "чипа-приставки":
- интеграция с устройством видеофиксации, установленным в л/а граждан (через micro-USB или другой интерфейс интеграции,) путем вставки чипа в разъем,
- GPS-трекер или приемник для фиксации геолокации в привязке
- связь с ситуационным центром ОГИБДД через SIM-карту GSM
- при нажатии на кнопку "Отправить" устройство передает:
- последние 1-2-3 минутные фрагменты видеозаписи без редактирования файлом по каналу GSM,
- геолокацию в формате GPS координат (широта и долгота)
- "чип-приставка" сертифицируется и защищен от несанкционированного вмешательства
Простота и скорость отправки видеофрагмента должна быть сопоставима с простотой и скоростью отметки об аварии иди иной дорожной ситуации в приложении Яндекс.Карты и т.п.
В случае изменения функционала устройств видео-регистрации (функция отправки задействованием штатных элементов панели управления - кнопок устройств для быстрой отправки) потребует "перепрошивки" большого количества типов видеорегистраторов - но лучше избежать этого варианта
3. Внесения изменений в КоАП, документы регламентирующие ОРМ, АПК РФ, разрешающий использование фрагментов видео съемки с "чипа-приставки" в качестве:
- основания для проведения ОРМ
- основания для возбуждения админ.дела по КоАП
- видео-доказательств админ.дела по КоАП
Эффекты от реализации проекта:
- воспитание граждан и прививание культуры законопослушности, участия граждан в процессах создания безопасной городской среды;
- формирование культуры наказуемости за совершение правонарушений (в альтернативу безнаказанности);
- повысится качество ОРМ по фактам нарушений ПДД;
- автоматически "заработает" без рейдов инспекторов ГИБДД Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (как правило, "лишенцы" совершают много типов правонарушений)
- снизится количество правонарушений 12 главы КоАП и преступлений;
- снизится количество нарушителей на дороге (штрафы и лишения прав);
- пополнится местный бюджет за счет увеличения штрафов 12 главы КоАП;
- автоматически "заработает" пункт 2.7 ПДД "Опасное вождение" и ускорится его администрирование;
- повысится раскрываемость правонарушений 12 главы КоАП и преступлений "за рулем";
Информация о проекте "добавки" направлена:
- администраторам Нацпроекта "Безопасные дороги" (23.04.2021, входящий №BKD-2813 через сайт bkdrf.ru)
- МВД РФ
- Минцифры РФ
- АСИ
Информация о проекте "добавки" направлена:
- администраторам Нацпроекта "Безопасные дороги" (23.04.2021, входящий №BKD-2813 через сайт bkdrf.ru)
- МВД РФ
- Минцифры РФ
- АСИ