Как фиксировать и администрировать нарушения типа «опасное вождение»?
Проблема: «Опасное вождение» объединяет несколько разных действий, которые: сами могут расцениваться как нарушения и совершаются в течение определенного времени на большом протяжении дороги.
К примеру, чтобы перестроиться несколько раз с риском для чужой жизни, водителю требуется около 200 метров скоростной трассы.
Самое справедливое и разумное - применение видеозаписи нарушения
Переоборудованные камеры с новым программным обеспечением вскоре смогут начать распознавать "лихачей". Они уже в состоянии заглядывать на дальние расстояния и благодаря новому программному обеспечению запоминают траектории движения нарушителей, их скорость и порядок перестроений. По сделанным видеозаписям и сопутствующей им телеметрии можно будет выносить постановления по административным штрафам.
НО:
1. пока еще нет нужной инфраструктуры (и не скоро и не везде появится - будет реализовано только для части улиц и только в некоторых городах (например, более 1 млн жителей):
- LED-светофоры в зоне видимости и те не везде установлены,
- Автодория и аналоги - охватили только часть дорог
2. когда технически это станет возможно - в зоне действия камер часть "лихачей" будут вести себя "прилично" ("90-60-90 - езда мимо ГАИ-шника") - не всех возможно будет "отловить"
3. система будет бесполезна для идентификации и привлечения к ответственности а/м без номерных знаков и с "подтертыми" знаками (таких в Казани более 15% "потока") - их требуется отлавливать по "горячим следам"
ПОЭТОМУ:
Разумно совместить эти меры с возможностью оперативной отправки в ситуационные центры ГИБДД видеозаписей с видеорегистраторов граждан, их оперативного анализа с помощью ИИ (для ОРМ) и признания в качестве последующих доказательств для КоАП РФ
Использование записей с видеорегистраторов частных лиц - КоАП позволяет.
При интересе в совместной реализации проекта - обращайтесь!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
При необходимости - обращайтесь к нам!
Меняется, да не везде... К сожалению - это будет реализовано только для части улиц и только в некоторых городах:
Например:
- умные светофоры на высоте в зоне видимости и те не везде установлены,
- Автодория - и та охватила только часть дорог
Москва - не вся Россия, но как "пилотный проект" - полезно
Долгая история с введением наказания за так называемое «опасное вождение» получило свое продолжение.
Рассматривается возможность применения стационарных комплексов фото- и видеофиксации для выявления лихачей и привлечения их к ответственности. Эти системы при установке нового программного обеспечения способны распознавать новые виды нарушений, в том числе движение быстрее потока, необоснованные перестроения и пр.
Что такое «опасное вождение»?
До сих пор попытки ужесточить контроль за так называемым «опасным вождением» наталкивались на различные трудности. Когда на дороге появляется дерзкий водитель, ведущий себя агрессивно по отношению к другим участникам движения, то это сразу становится всем очевидно. Однако прописать «опасное вождение» как юридический термин оказалось невероятно тяжело. Вокруг поправок в ПДД развернулась нешуточная дискуссия. Экспертом казалось, что предложенные формулировки не отражают реальной ситуации и могут, наоборот, задеть законопослушных водителей.
Наконец в 2016 году была выработана устраивающая всех формулировка, которая вошла в текст Правил дорожного движения.
В пункте 2.7 ПДД теперь есть такой пункт:
«Опасное вождение выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Эта формулировка оказалась настолько сложна, что потребовались комментарии со стороны ГИБДД, чтобы объяснить, как она работает.
К опасным действиям водителей относятся:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону.
Как фиксировать нарушения?
Проблема в том, что «опасное вождение» объединяет несколько разных действий, которые:
- сами могут расцениваться как нарушения
- и совершаются в течение определенного времени на большом протяжении дороги.
К примеру, чтобы перестроиться несколько раз с риском для чужой жизни, водителю требуется около 200 метров скоростной трассы.
Не каждый инспектор ГИБДД может отследить всю эту цепочку действий.
И поэтому долгое время было не понятно, как фиксировать и администрировать такие нарушения.
Предложение оставить все это на суд инспекторов ГИБДД не нашло поддержки даже среди представителей МВД.
Самым справедливым могло бы быть применение видеозапись нарушения.
Однако четыре года назад еще не было нужной инфраструктуры, а использование записей с видеорегистраторов частных лиц не позволял закон.
Поэтому дело затормозилось. Сейчас ситуация меняется.
Переоборудованные камеры с новым программным обеспечением вскоре смогут начать распознавать лихачей.
Они уже в состоянии заглядывать на дальние расстояния и благодаря новому программному обеспечению запоминают траектории движения нарушителей, их скорость и порядок перестроений.
По сделанным видеозаписям и сопутствующей им телеметрии можно будет выносить постановления по административным штрафам.
Штрафа нет, но он будет
Пока еще не предусмотрен штраф за «опасное вождение».
В существующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) поправки введены не были.
Но штраф за опасное вождение в размере 5 тысяч рублей сейчас прописан в проекте нового Кодекса, который пока еще только обсуждается. Сроки его принятия пока не называются, и, возможно, это произойдет не раньше чем через пару лет.
К тому времени настройка и калибровка систем видеоконтроля будет завершена, и к моменту вступления в силу нового кодекса в Москве заработает система, отслеживающая «опасное вождение».
Тогда дороги станут еще безопаснее.