Велоруководство:
как адаптировать город для велосипедов и самокатов Как адаптировать российские города к новому транспорту: опыт ведущих институтов развития, общественных и отраслевых организаций, профильных компаний. Смотреть презентацию Здесь возможность задать свой вопрос Здесь ответы на вопросы Скачать руководство Будущее уже наступило — электросамокаты в городе. А вместе с ними — велосипеды, электровелики, моноколеса, сигвеи, гироскутеры, электроскейтборды…
Ключевая задача для любого города — обеспечение безопасности и удобства для всех категорий горожан. Одновременно необходимо учитывать множество интересов и искать баланс даже при противоположных запросах.
Сегодня в России около одного миллиона средств индивидуальной мобильности. Поправки ПДД, которые придадут СИМам правовой статус, вступят в силу весной 2023 года. Это резко увеличит их количество на улицах города: через 5 лет их количество вырастет до 50 миллионов.
СИМы станут полноправными участниками дорожного движения. Это невозможно предотвратить — к этому можно только подготовиться.
Задача велоруководства состоит в том, чтобы в сотрудничестве с администрациями городов — сделать процесс интеграции нового вида транспорта в городскую среду комфортным и безопасным для горожан
Велоруководство — это концентрированный опыт тех, кто делает инфраструктуру больших и малых городов и тех, кто пользуется ею. Оно станет дорожной картой для муниципалитетов, которые с настороженностью относятся к новой мобильности и не знают, с какой стороны подступиться к решению этой задачи.
Внутри документа вы найдете ответы на вопросы о том, как одновременно развивать велоинфраструктуру и повышать безопасность дорожного движения, как средства индивидуальной мобильности помогают развивать экономику города и в каких случаях велосипед или самокат удобнее чем личный автомобиль.
- 80 % кикшеринг
- 20% — остальные СИМ
Delivery Club и аналитическое агентство ResearchMe провели исследование отношения россиян к развитию велоинфраструктуры в их городах.
Отношение к развитию велоинфраструктуры
- 70 % россиян поддерживают тренд развития велоинфраструктуры в их городах
- 24 % респондентов не интересует этот вопрос
- 6 % против
- 61 % опрошенных стали бы чаще передвигаться на велосипедах, если бы в их городе появилось больше велодорожек
- 44 % из них готовы ездить на велосипеде даже зимой
- 79 % респондентов считают, что развитие велоинфраструктуры повысит уровень безопасности на улицах
У вас возник вопрос? Мы подготовили для него ответ.
Каковы эффекты от развития вело инфраструктуры в городе?
Экономические:
· 100 рублей инвестированные в проекты велопешеходной среды, приносят экономике города в среднем дополнительные 1300 рублей.
· К такому выводу пришли исследователи из Калифорнийского университета, проанализировав более 500 исследований из 17 стран мира. Так, велосипедисты оказались выгодными клиентами для розничной торговли, предприятий сферы услуг и общественного питания;
· 10300000 км в среднем за месяц составила общая протяженность поездок курьеров сервиса «Яндекс.Еда» в Москве в 2021 году, при этом 90% из общего числа доставок осуществлено на велосипеде;
· 83% владельцев бизнеса в ретейл-сегменте отметили, что улучшение пешеходной и велосипедной инфраструктуры на улице способствует привлечению клиентов.
Повышение уровня здоровья и безопасности населения:
· по данным всемирной организации здравоохранения ежедневные поездки на велосипеде протяженностью до 7 км могут снижать на 45% риск развития рака и на 46% риск развития сердечно-сосудистых заболеваний;
· 10% составляет сокращение общего риска смертности при ежедневных поездках на работу на велосипеде;
· 52% снижение количества ДТП на улицах Москвы после реализации программы “Моя улица”;
· на 60% снизился риск наезда на велосипедиста в Нью-Йорке после организации обособленных велодорожек на аварийных улицах.
Снижение воздействия на окружающую среду:
· 90% автомобильных выбросов в атмосферу происходит на протяжении первых полутора километров поездки, пока двигатель не прогрелся;
· Если 50 тыс. автомобилистов каждую двадцатую поездку будут совершать на велосипеде, то количество выбросов углекислого газа уменьшится на 12 тыс. т в год, что эквивалентно посадке 500 га леса.
На велосипедах и самокатах катаются дети в парках. Неужели развитие велосипедной инфраструктуры важно для жителей?
По данным Delivery Club и аналитического агентства ResearchMe:
· 70% россиян поддерживают тренд развития велосипедной инфраструктуры в их городах;
· 61% опрошенных стали бы чаще передвигаться на велосипедах, если бы в их городе появилось больше велодорожек;
· 79% респондентов считают, что развитие велосипедной инфраструктуры повысит уровень безопасности на улицах.
К кому обращаться если я хочу развивать велосипедную инфраструктуру в городе?
Для начала необходимо собрать/найти несколько единомышленников. Вместе обратиться в администрацию муниципалитета с предложением о начале работы по созданию концепции развития велосипедной инфраструктуры и показать органам власти «Велоруководство. Как адаптировать города к велосипедам и самокатам». Все остальные шаги вы найдете в руководстве.
В администрации говорят, что средства на создание велосипедной инфраструктуры не предусмотрены в бюджете. В рамках финансирования каких работ возможно ее создание?
Реализация мероприятий по обустройству велосипедной инфраструктуры возможна в рамках работ:
· по капитальному ремонту автомобильных дорог (улицы);
· по благоустройству;
· по вводу временных ограничений движения;
· по установке постоянных или временных ТСОДД;
· по внесению изменений в действующие ПОДД.
Команда проекта
Руководитель проекта Александр Красавцев Институт «Полис» Менеджер проекта Полина Гладун STEP Василий Вишневский Центр развития городской среды «Наш город» Ксения Эрдман Ассоциация операторов микромобильности Дмитрий Баранов OTS Lab Юлия Красноперова OTS Lab Дмитрий Купрессов OTS Lab Павел Роговой Велогород.Онлайн Илья Абросимов Велогород.Онлайн Артур Шахбазян ЦОДД Правительства Москвы Анастасия Горячева ЦОДД Правительства Москвы Мария Галанина ЦОДД Правительства Москвы Руслан Гайфуллин Институт «Полис» Яна Мерцалова ЦОДД Правительства Москвы Валентина Соловьева OTS Lab Тимур Желтов STEP Иван Иванов STEP
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика»
Хронология конкурса
За все время проведения конкурса участниками стали 3 730 муниципальных образований
Призовые места за все время проведения конкурса заняли 146 муниципальных образований
Конкурс «Лучшая муниципальная практика» проводится с 2017 года в целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности ОМСУ по организации муниципального управления
Сборники лучших муниципальных практик по номинациям конкурса размещаются на официальных сайтах и направляются в регионы
Структура конкурса
Номинации
- Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности и развитие жилищнокоммунального хозяйства
- Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами
- Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах
- Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне
- Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»)
Ведомство-организатор
Минстрой России 2017 год Минэкономразвития России и с Минфином России Минюст России (с 2021 года Минэкономразвития России) ФАДН России Минстрой России совместно с Минцифры России 2018 год 2020 год
Участники конкурса:
- I категория: Муниципальные, городские округа, городские поселения
- II категория: Сельские поселения
Этапы конкурсного отбора:
- Федеральный этап (проходит с 20 августа по 15 октября)
- Региональный этап (проходит до 20 августа)
Структура управления конкурсом
0415 Федеральная конкурсная комиссия
- • Подведение итогов конкурса • Формирование составов подкомиссий
- • Определение размеров денежных премий
- • Одобрение в целом методик оценки конкурсных заявок Подкомиссии по номинациям
- • Отбор и оценка конкурсных заявок на федеральном этапе конкурса
- • Представление предложений по определению победителей в федеральную конкурсную комиссию
Ведомство координатор конкурса (Минэкономразвития России)
- • Подготовка заседаний федеральной конкурсной комиссии, сбор материалов
- • Осуществление функций секретаря федеральной конкурсной комиссии • Общая координация текущей работы по проведению конкурса
Ведомства организаторы конкурса (Минэкономразвития России, ФАДН России, Минстрой России)
- • Утверждение методики оценки конкурсных заявок по закрепленной номинации(подлежит регистрации в Минюсте России)
- • Организует работу подкомиссии по номинации
ОКМО и ВСМС
- • Распространение информации о конкурсе
- • Подача конкурсных заявок во внеконкурсном порядке (минуя региональный этап) до 1 сентября
АСИ
- • Предоставление предложений по формированию федеральной конкурсной комиссии
- • Экспертиза проектов методик
- • Размещение лучших практика на «Смартеке»
Федеральная конкурсная комиссия
- • Подведение итогов конкурса
- • Формирование составов подкомиссий
- • Определение размеров денежных премий
- • Одобрение в целом методик оценки конкурсных заявок
Справочно:
ОКМО – Ассоциация «Единое общероссийское объединение муниципальных образований»
ВСМС – Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления»
АСИ – Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
1. «Градостроительство» Минстрой России 174 (из 59 регионов) 153 (из 57 регионов) 185 (из 56 регионов) 265 (из 66 регионов) 262 (из 66 регионов) 0 (ОКМО) 2 (ВСМС) 9 (ОКМО) 0 (ВСМС) 6 (ОКМО) 3 (ВСМС) 17 (ОКМО) 1 (ВСМС) 11 (ОКМО) 1 внеконкурсные (ВСМС)
2. «Муниципальная экономика и финансы» Минэкономразвития России 114 (из 43 регионов) 132 (из 44 регионов) 156 (из 57 регионов) 156 (из 57 регионов) 192 (из 62 регионов) 6 (ОКМО) 3 (ВСМС) 7 (ОКМО) 0 (ВСМС) __ (ОКМО) __ (ОКМО) 5 (ОКМО) 0 (ВСМС) 6 (ОКМО) 0 (ВСМС) внеконкурсные
3. «Обратная связь» Минюст России 173 (из 51 регионов) 142 (из 50 регионов) 205 (из 62 регионов) 239 (из 63 регионов) 219 (из 58 регионов) 10 (ОКМО) 1 (ВСМС) 6 (ОКМО) 0 (ВСМС) 15 (ОКМО) 0 (ВСМС) 11 (ОКМО) 2 (ВСМС) 8 (ОКМО) 2 внеконкурсные (ВСМС)
4. «Межнациональное согласие» ФАДН России - 98 (из 40 регионов) 168 (из 58 регионов) 280 (из 70 регионов) 263 (из 66 регионов) внеконкурсные 7 (ОКМО) 0 (ВСМС) 7 (ОКМО) 0 (ВСМС) 10 (ОКМО) 1 (ВСМС) 7 (ОКМО) 3 (ВСМС)
5. «Умный город» Минстрой России - - - 59 (из 28 регионов)
Изменения в правилах
Призовые места В целях дополнительного финансового стимулирования участников конкурса количество призовых мест было увеличено с 3 до 5 по каждой номинации Перераспределение полномочий • В 2021 году функции ведомства-координатора были закреплены за Минэкономразвития России. • Номинация «Обратная связь» в рамках перераспределения полномочий была передана из Минюста России в Минэкономразвития России Изменение структуры участников В число участников по I категории всех номинаций конкурса впервые включены муниципальные округа Утверждение дополнительных документов В 2021 году был утвержден Регламент федеральной конкурсной комиссии, а также форма диплома победителя конкурса
Призовой фонд конкурса
Призовой фонд
I категория Муниципальные округа, городские округа (городские округа с внутригородским делением) и городские поселения
1 место: 45 млн рублей 2 место: 36 млн рублей 3 место: 27 млн рублей 4 место: 18 млн рублей 5 место: 9 млн рублей
II категория Сельские поселения
1 место: 18 млн рублей 2 место: 13,5 млн рублей 3 место: 6,3 млн рублей 4 место: 4,5 млн рублей 5 место: 2,7 млн рублей
Число победителей конкурса (по годам)
В период с 2017 г. по 2019 г. призовой фонд конкурса был в размере 40 млн. рублей
В соответствии с решением Президиума Российской Федерации по итогам заседания Совета по МСУ от 30 января 2020 г. призовой фонд конкурса был увеличен до 1 млрд. рублей
Размеры денежных премий (млн. руб.) 2017 г. 2018-2019 г.г. 2020 г. 2021 г. I категория II категория I категория II категория I категория II категория I категория II категория 1 место 5,07 1,6 3,8 1,2 75 25 50 20 2 место 3,07 0,96 2,28 0,72 45 15 40 15 3 место 2,03 0,64 1,52 0,48 30 10 30 7 4 место - - - - - - 20 5 5 место - - - - - - 10 3Победители 2021 года
Номинация «Градостроительство» 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место I категория Городское поселение Курганинское Карганинского района Краснодарского края Городское поселение Апастово Апастовского района Республики Татарстан Городской округ Аргун Чеченской Республики Городской округ город Липецк Липецкой области Городской округ город Южно-Сахалинск Сахалинской области II категория Сельское поселение Березовское Окуловского района Новгородской области Сельское поселение Красногорское Красногорского района Удмуртской Республики Сельское поселение Озерновское Ивановского района Ивановской области Рабочий поселок Боровский Тюменского района Тюменской области Сельское поселение Знаменское Ивантеевского района Саратовской области Номинация «Умный город» 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место I категория г. Калуга, Калужская область г. Казань, Республика Татарстан г. Великий Новгород, Новгородская область г. Жуковский, Московская область г. Мурманск, Мурманская область II категория Стригуновское сельское поселение, Белгородская область Пахомовское сельское поселение, Орловская область Вознесенское сельское поселение, Краснодарский край Пашское сельское поселение, Ленинградская область Долгодеревенское сельское поселение, Челябинская область Ведомство-организатор - Минстрой РоссииПобедители 2021 года 09/15 Номинация "Муниципальная экономика" 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место I категория Городской округ город Череповец Вологодской области Городской округ город Дзержинск Нижегородской области Городское поселение Чаплыгин Липецкой области Городской округ городкурорт Железноводск Ставропольского края Город Аткарск Саратовской области II категория Михайловское сельское поселение Цивильского муниципального района Республики Чувашия Ташлинский сельсовет Ташлинского муниципального района Оренбургской области Сельское поселение Солнечный Сургутского муниципального района Ханты-Манскийского автономного округа-Югры Пригородный сельсовет Оренбургского муниципального района Оренбургской области Мелиховское сельское поселение Усть-Донецкого района Оренбургское области Номинация "Обратная связь" 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место I категория Городское поселение город Чистополь Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Городское поселение город Таруса Тарусского района Калужской области Темниковское городское поселение Темниковского муниципального района Республики Мордовия Левокумский муниципальный округ Ставропольского края Городское поселение поселок Пятницкое муниципального района Волконовский район Белгородской области II категория Сугайкасинское сельское поселение Канашского муниципального района Республики Чувашия Бердяшский сельсовет муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Ногирское сельское поселение Пригородного муниципального района Республики Северная Осетия-Алания Спешневское сельское поселение Кузоватовского муниципального района Ульяновской области Сельское поселение Хуртагинское муниципального района Закаменский район Республики Бурятия Ведомство-организатор – Минэкономразвития России Номинация «Укрепление межнационального мира" 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место I категория Городской округ Верхняя Пышма Свердловской области Городской округ Новомосковск Тульской области Парфинское городское поселение Новгородской области Городской округ Самара Самарской области Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области II категория Иранское сельское поселение Кировского района Республики Северная Осетия - Алания Полетненское сельское поселение муниципального района имени Лазо Хабаровского края Лобановское сельское поселение Пермского края Сельское поселение Визинга Сысольского района Республики Коми Бенойское сельское поселение НожайЮртовского района Чеченской Республики Ведомствоорганизатор – ФАДН России10/15 Тиражирование лучших муниципальных практик 173 142 98 205 168 239 280 219 263 95 Сборники лучших муниципальных практик по номинациями конкурса (размещаются на официальных сайтах и направляются в регионы) Информационный ресурс АНО АСИ «Смартека» (с 2019 г., https://smarteka.com/ Крупнейшие организации муниципального сообщества ОКМО, ВСМС, ВАРМСУ (по своим каналам)Распределение премий победителям конкурса в 2021 году 11/15 (приложение) № Субъект Российской Федерации Муниципальное образование Размер денежной премии категория вид официальное наименование (тыс. рублей) 1. Вологодская область I городской округ 1 Городской округ город Череповец 50000 2. Нижегородская область I городской округ 1 Городской округ город Дзержинск 40000 3. Липецкая область I городское поселение 1 Городское поселение город Чаплыгин Липецкой области 30000 4. Ставропольский край I городской округ 11 Городской округ город-курорт Железноводск 20000 5. Саратовская область I городской округ 1 Муниципальное образование город Аткарск 10000 6. Чувашская Республика II сельское поселение 1 Михайловское сельское поселение Цивильского района 20000 7. Оренбургская область II сельское поселение 1 Муниципальное образование Ташлинский сельсовет Ташлинского района 15000 8. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра II сельское поселение 1 Сельское поселение Солнечный Сургутского муниципального района 7000 9. Оренбургская область II сельское поселение 1 Муниципальное образование Пригородный сельсовет Оренбургского района 5000 10. Ростовская область II сельское поселение 1 Мелиховское сельское поселение Усть-Донецкого района 3000Распределение премий победителям конкурса в 2021 году 12/15 (приложение) № Субъект Российской Федерации Муниципальное образование Размер денежной премии категория вид официальное наименование (тыс. рублей) 11. Республика Татарстан I городское поселение 1 Муниципальное образование город Чистополь 50000 12. Калужская область I городское поселение 1 Муниципальное образование городское поселение «Город Таруса» 40000 13. Республика Мордовия I городское поселение 1 Темниковское городское поселение Темниковского муниципального района 30000 14. Ставропольский край I муниципальный округ 1 Левокумский муниципальный округ 20000 15. Белгородская область I городское поселение 1 Городское поселение «Поселок Пятницкое» муниципального района «Волоконовский район» 10000 16. Чувашская Республика II сельское поселение 1 Сугайкасинское сельское поселение Канашского района 20000 17. Республика Башкортостан II сельское поселение 1 Сельское поселение Бердяшский сельсовет муниципального района Зилаирский район 15000 18. Республика Северная ОсетияАлания II сельское поселение 1 Ногирское сельское поселение Пригородного района 7000 19. Ульяновская область II сельское поселение 1 Спешневское сельское поселение Кузоватовского района 5000 20. Республика Бурятия II сельское поселение 1« Хуртагинское» сельское поселение Закаменского района 3000Распределение премий победителям конкурса в 2021 году 13/15 (приложение) № Субъект Российской Федерации Муниципальное образование Размер денежной премии категория вид официальное наименование (тыс. рублей) 21. Краснодарский край I городское поселение 1 Городское поселение Курганинское Курганинского района 50000 22. Республика Татарстан I городское поселение 1 Городское поселение Апастово Апастовского района 40000 23. Чеченская Республика I городской округ 1 Городской округ город Аргун 30000 24. Липецкая область I городской округ 1 Городской округ город Липецк 20000 25. Сахалинская область I городской округ 1 Городской округ город Южно-Сахалинск 10000 26. Новгородская область II сельскоепоселение 1 Сельское поселение Березовское Окуловского района 20000 27. Удмуртская Республика II сельское поселение 1 Сельское поселение Красногорское Красногорского района 15000 28. Ивановская область II сельское поселение 1 Сельское поселение Озерновское Ивановского района 7000 29. Тюменская область II сельское поселение 1 Рабочий поселок Боровский Тюменского района 5000 30. Саратовская область II сельское поселение 1 Сельское поселение Знаменское Ивантеевского района 3000Распределение премий победителям конкурса в 2021 году 14/15 (приложение) № Субъект Российской Федерации Муниципальное образование Размер денежной премии категория вид официальное наименование (тыс. рублей) 31. Калужская область I городской округ 1 Муниципальное образование «Город Калуга» 50000 32. Республика Татарстан I городской округ 1 Муниципальное образование город Казань 40000 33. Новгородская область I городской округ 1 Муниципальное образование – городской округ Великий Новгород 30000 34. Московская область I городской округ 1 Городской округ Жуковский 20000 35. Мурманская область I городской округ Муниципальное 1 образование город Мурманск 10000 36. Белгородская область II сельскоепоселение 1 Стригуновское сельское поселение муниципального района «Борисовский район» 20000 37. Орловская область II сельское поселение 1 Пахомовское сельское поселение Орловского района 15000 38. Краснодарский край II сельское поселение 1 Вознесенское сельское поселение Лабинского района 7000 39. Ленинградская область II сельское поселение 1 Пашское сельское поселение Волховского муниципального района 5000 40. Челябинская область II сельское поселение 1 Долгодеревенское сельское поселение Сосновского района 3000Распределение премий победителям конкурса в 2021 году 15/15 (приложение) № Субъект Российской Федерации Муниципальное образование Размер денежной премии категория вид официальное наименование (тыс. рублей) 41. Свердловская область I городской округ 1 Городской округ Верхняя Пышма 50000 42. Тульская область I городской округ Муниципальное 1 образование город Новомосковск 40000 43. Новгородская область I городское поселение 1 Парфинское городское поселение 30000 44. Самарская область I городской округ Городской 1 округ Самара 20000 45. Кемеровская область I городской округ 1 Анжеро-Судженский городской округ 10000 46. Республика Северная ОсетияАлания II сельское поселение 1 1 Иранское сельское поселение Кировского района 20000 47. Хабаровский край II сельское поселение 1 Полетненское сельское поселение муниципального района имени Лазо 15000 48. Пермский край II сельское поселение 1 Лобановское сельское поселение Пермского района 7000 49. Республика Коми II сельское поселение 1 Сельское поселение Визинга Сысольского района 5000 50. Чеченская Республика II сельское поселение 1 Бенойское сельское поселение Ножай-Юртовского района 3000