Мы можем оказать Вам услуги анализа рынка (проведения маркетингового исследования), а оплату 70% их стоимости может профинансировать государство - в рамках участия Вашего юр.лица (субъекта МСП) в программе "выращивания"
То есть Вы получите высокопрофессиональные услуги с требуемым уровнем качества от консультантов за 30% рыночной стоимости этих услуг.
Обращайтесь за коммерческими предложениями (КП) на услугу к нам:
- или через форму обратной связи
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
- особые условия для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб.
Экономика совместного потребления в России в 2020 году выросла на 39%, превысив 1 трлн руб. Тройка ведущих сегментов рынка осталась неизменной: продажа вещей «из рук в руки», поиск подработки и каршеринг
Объем экономики совместного потребления в России за 2020 год составил 1,07 трлн руб., следует из исследования РАЭК и «ТИАР-Центра» (есть у РБК Трендов).
Годовой прирост рынка шеринг-услуг составил 39%, что означает некоторое замедление темпов роста: в 2019 году этот сектор экономики вырос к предыдущему году на 50% до 770 млрд руб.
В состав экономики совместного потребления входят c2c-продажи — как через платформы «Авито», «Юла» и другие, так и по объявлениям в соцсетях, — а также всевозможные сервисы краткосрочной аренды товаров и услуг: онлайн-биржи фрилансеров, каршеринг, коворкинги и так далее.
Основным драйвером роста шеринг-экономики остается рынок продаж товаров «из рук в руки» (c2c-коммерция).
Его доля в составе всей экономики совместного потребления России выросла за год с 73% до 78% или 838 млрд руб. По мнению авторов исследования, основные причины этого — не только расширение числа игроков и списка предоставляемых услуг, но и тот факт, что в этом сегменте учитывается доставка, ставшая особенно востребованной с началом пандемии коронавируса.
«Необходимость корректировать семейный бюджет познакомила с c2c-моделью новых пользователей. Старых же кризис познакомил с доставкой. Пользовательская база выросла, и с восстановлением экономики продолжит покупать больше, поддерживая рост валового объема c2c-сделок», — прогнозируют авторы доклада.
Вторым по размеру сегментом шеринг-экономики стали сервисы для поиска подработки — 183 млрд руб. против 140 млрд руб. годом ранее.
Отчасти причиной роста эксперты называют налоговые послабления для самозанятых, куда входят и работники так называемой «гиг-экономики» (фрилансеры, независимые подрядчики и так далее).
С большим отрывом третье место по объему рынка занял сегмент каршеринга.
Из-за приостановки работы сервисов в начале пандемии весной 2020 года общее число поездок за год сократилось с 78 млн до 70 млн. Выручка же каршеринговых сервисов в 2020 году при этом всё равно увеличилась на 9% до 22,4 млрд руб. Причиной стало как увеличение среднего срока аренды автомобиля, так и повышение тарифов.
Одним из ключевых трендов в этом секторе эксперты РАЭК и «ТИАР-Центра» называют консолидацию рынка: небольшие сервисы закрываются, либо перекупаются крупными игроками. В результате этого, если в 2018 году в Москве работало 16 операторов каршеринга, в 2019 году их стало девять, а в 2020 — уже шесть. Другая тенденция — приостановка экспансии сервисов в регионы (за исключением, разве что, Кубани, выигравшей от закрытия государственной границы).
Самым незначительным по размеру, но при этом наиболее динамично развивающимся стал рынок аренды вещей, который за год вырос почти в два раза до 410 млн руб. Причем, речь идет не только об одежде, но также о краткосрочной аренде бытовой техники, тренажеров и гаджетов. Наиболее перспективным здесь авторы доклада считают аренду игровых консолей и видеокарт.
Экономика шеринга
Умей делиться: что такое шеринг одежды и почему он сейчас так актуален
Три сегмента шеринг-экономики испытали в 2020 году сильное падение доходов — это карпулинг (сервисы поиска попутчиков, снижение выручки на 36% до 11,4 млрд руб.), коливинг (краткосрочная аренда жилья, падение на 48% до 8,1 млрд руб.) и коворкинг (краткосрочная аренда офисов, снижение на 28% до 6,1 млрд руб.) Впрочем, авторы исследования связывают это с краткосрочным воздействием эпидемиологических ограничений:
объем рынка карпулинга, по их мнению, уже в этом году вернется к показателям 2019 года;
коворкинги поддержат перемены на рынке труда, рост числа фрилансеров и популярности шеринга рабочих пространств;
шеринг жилья будет зависеть от состояния мировой туристической отрасли (а говорить о перспективах снятия ограничений в феврале 2021 года еще рано), но успешное IPO крупнейшего игрока рынка AirBnb этой зимой является скорее положительным индикатором.
В целом, авторы исследования отмечают, что модель совместного потребления позволяет гражданам как экономить на некоторых товарах и услугах, так и получать дополнительный доход, что немаловажно в условиях экономического кризиса, обеспечивает рынок труда необходимой гибкостью и создает условия для дальнейшего роста шеринг-экономики.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Обновлено 18.02.2021
Текст
Георгий Макаренко
Рациональное потребление
Каршеринг
Карпулинг
Коворкинг
Коливинг
Кикшеринг
ГЛАВНОЕ В ТРЕНДЕ
Азбука трендов
Передай другому: что такое экономика шеринга
Судьба декора: куда пропадают уличные украшения после Нового года
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Квартиры без вечеринок и дома с колесами: дайджест шеринга № 27
Офисы в номерах и микро-штаб-квартиры: дайджест шеринга № 21
«Ты — мне, я — тебе». Семь вопросов об экономике шеринга
Помогите нам стать лучше
Пока мы изучаем для вас новые тренды, поделитесь впечатлениями о прочитанном
Пройти опрос
Индустрия 4.0
Как каршеринг работал в 2022 году: интервью с основателем «Делимобиля»
Фото: пресс-служба «Делимобиля»
О рынке каршеринга в условиях санкций, пополнении автопарка китайскими машинами и о том, как получить высокий рейтинг водителя в каршеринге
Об эксперте: Винченцо Трани, основатель каршеринга «Делимобиль». До приезда в Россию работал в итальянском банке «Монте дей Паски ди Сиена» (Monte dei Paschi di Siena Bank), где прошел путь от кассира до управляющего филиалом. С 2000 года живет и работает в России. В разное время занимал руководящие позиции в крупнейших международных и российских банках, таких как Европейский банк реконструкции и развития, КМБ Банк и другие.
Каршеринг в новых условиях
— Как чувствовал себя рынок каршеринга в России в 2022 году?
— Чтобы это понять, достаточно посмотреть на автомобильный рынок в России. В 2022 году с него ушли многие западные бренды, и это отразилось на стоимости покупки и обслуживания автомобилей. Как следствие — покупать машины стали меньше. Например, АЕБ прогнозирует, что за весь 2022 год будет продано 640 тыс. новых автомобилей — это уровень 2005 года. Для сравнения: в 2011–2012 годах продавалось по 2 млн новых машин.
В случае, когда потребитель не может купить свой автомобиль, он пересаживается на общественный транспорт, такси и каршеринг.
— Как на этом фоне обстоят дела у «Делимобиля»?
— Мы видим, что многие пользователи, которые раньше ездили и на каршеринге, и на своей машине, пересаживаются полностью на каршеринг. Нам, как и другим игрокам, пришлось адаптироваться к новым реалиям рынка: например, мы пополнили парки китайскими брендами, с которыми раньше не работали. Пользователи уже оценили эти машины. Им понравилась комплектация, то, как они ведут себя на дороге. За 2022 год наш парк пополнился на 1000 новых машин.
Но пополняем парк мы не только китайскими автомобилями. В 2022 году «Делимобиль» добавил в приложение новую категорию автомобилей — она называется «Стиль». Пользователям в Москве стали доступны Mercedes-Benz GLE 400d, BMW X6 40i M Sport, Mercedes E200 Coupe Sport+ и другие. Всего в категории более 50 машин.
Кроме того, у «Делимобиля» есть инфраструктура, которая занимается обслуживанием парка. Она позволяет обеспечивать высокую эффективность и адаптивность бизнеса, а также высокие стандарты по качеству обслуживания автомобилей
Все это позитивно отразилось на результатах бизнеса. За 9 месяцев 2022 года рост выручки «Делимобиль Холдинг СА» составил более 30%, рост EBITDA — около 45%.
Индустрия 4.0
Зачем сервисам каршеринга и такси нужны биометрические данные
Сервисное обслуживание машин и работа с рисками
— Как вы следите за состоянием машин? Как обеспечиваете чистоту автомобилей? Поменялось ли что-то в 2022 году?
— Ничего не поменялось. У «Делимобиль Холдинга» есть собственная операционная инфраструктура, которая обеспечивает мойку, заправку, ремонт и техническое обслуживание автомобилей каршеринга. За 2022 год мы расширили эту инфраструктуру, в частности, открыли новые СТО в Казани и Самаре, а так же значительно расширили инфраструктуру в Санкт-Петербурге.
Для автомобилей есть свой график мойки, который зависит от множества факторов: количества поездок, места нахождения автомобиля и так далее. Если же пользователи сигнализируют о том, что кузов грязный, мы моем машину внеурочно.
Машины обслуживаются не только на станциях технического обслуживания, но и непосредственно на местах в городе — проверяется их техническое состояние, перемещаются на СТО и мойку, заправляются. Обеспечить такое эффективное обслуживание было бы невозможно без специального приложения, в котором отражается вся необходимая для обслуживания автомобилей информация. Ее анализируют специальные алгоритмы. Все они работают на основе Big Data: подсказывают, когда пора заправить и помыть машину, пришло ли время отвезти ее на ТО. Это позволяет эффективнее обслуживать машины и поддерживать их качество на высоком уровне.
— Какие датчики есть в машине, которых нет в обычном автомобиле?
— Самый главный датчик — телематика. Она позволяет считывать множество разных данных с машины: от статуса открыта/закрыта до информации о стиле вождения.
Стиль вождения — это одна из самых комплексных оценок. За ее формирование отвечают алгоритмы, которые учитывают более 150 критериев, в том числе среднюю скорость, маневры, стиль торможения или ускорения.
В приложении мы постоянно даем пользователям рекомендации о том, как улучшить стиль вождения: например, не совершать резкие маневры или тормозить плавнее. За 2022 год примерно 40% клиентов «Делимобиля» улучшили свой стиль вождения вследствие наших рекомендаций.
Ответственное поведение водителей за рулем приводит к тому, что на дорогах ежегодно сокращается количество ДТП с участием каршеринга. В декабре Департамент транспорта Москвы отчитывался, что за девять месяцев 2022 года число таких аварий сократилось на 9% год к году. «Делимобиль» внес существенный вклад в эту динамику.
Экономика шеринга
Как «Делимобиль» за пять лет сделал каршеринг привычной частью жизни
— Как происходит распределение машин в зависимости от времени суток? Готовят ли их к утру? Как распределяют в зависимости от районов?
— Большинство машин моется ночью, после 23:00, чтобы утром пользователей ждали уже готовые чистые автомобили. Основная часть машин вечером распределяется в спальные районы из центра города, а утром — наоборот. Это естественный процесс: люди едут из дома на работу утром, а вечером обратно. В обед больше всего машин каршеринга в центре города.
Кроме того, у «Делимобиля» есть динамическое ценообразование, которое позволяет распределять автомобили наиболее эффективно в зависимости от спроса в каждом определенном районе.
— Как идет работа с рисками? Аварии, лихачи и т. д.
— Мы заботимся о том, чтобы водители вели себя ответственно и обеспечивали безопасность дорожного движения. Для этого мы внедряем различные технологические решения в сервис. Например, технологию проверки водителя — действительно ли он находится за рулем. Или виртуальный тест на трезвость.
Еще есть индикатор стиля вождения — он анализирует, как человек водит, и в зависимости от этого мы даем скидку и открываем доступ к разным автомобилям. Машины эконом-класса доступны молодым водителям: в регионах, например, от 18 лет и с нулевым стажем. Машины категории «Стиль», куда входят дорогие автомобили с расширенной комплектацией, доступны водителям от 26 лет и общим стажем шесть лет.
Кроме того, открывая категории выше эконома, мы смотрим на стиль вождения и наличие штрафов: если человек ездит неаккуратно, постоянно получает штрафы и небрежно относится к машинам, например, оставляет мусор, то бизнес-класс будет ему недоступен. Если клиент превышает скорость — мы отправляем ему уведомления и просим быть внимательнее. Если же нарушения регулярно повторяются — таких пользователей мы можем навсегда заблокировать в сервисе.
Экономика шеринга
Ограбление по-чикагски: история массовой кражи каршеринговых автомашин
Как снизить тариф и получить высокий рейтинг
— Есть ли динамическое ценообразование и какие практики может применять человек, чтобы снизить себе тариф?
— У нас есть динамическое ценообразование: в зависимости от спроса и предложения в определенной зоне. Более того, к некоторым автомобилям могут применяться скидки. Их рассчитывает алгоритм. Кроме того, в 2022 году мы запустили пакетные тарифы, где можно выбрать оптимальное количество километров и часов по выгодной цене.
Мы поощряем наших пользователей чаще ездить на «Делимобиле», поэтому за накопленные минуты в месяц пользователю может начисляться скидка от 5% до 15%. Если пользователь не нарушает ПДД и не получает штрафы, то может получить до 3% скидки. Если у него высокий стиль вождения (от 55), то он тоже получает скидку до 15%. Все скидки могут суммироваться. Чтобы пользоваться «Делимобилем» было выгоднее, нужно чаще ездить, не нарушать ПДД и не лихачить.
— Как рассчитывается рейтинг водителя? Почему именно такие критерии?
— Рейтинг рассчитывается из нескольких критериев: стиль вождения и частота поездок. Чем выше общий рейтинг, тем больше дополнительных преимуществ от сервиса получает пользователь.
Когда списывают автомобили каршеринга
— Куда отправляются старые машины, по каким критериям их списывают?
— После шести лет использования мы реализуем автомобили на вторичном рынке. Это могут быть как оптовые продажи, так и в розницу физическим лицам. Все машины в отличном состоянии, благодаря инфраструктуре о которой мы говорили.
За каждым автомобилем мы внимательно следим на протяжении всей его работы в сервисе: знаем пробег, историю ДТП, проводим регулярно ТО и заправляем качественным бензином. Поэтому к продаже автомобили готовы: можно купить и сразу ехать.
Социальная экономика
«Новая карта мира». Книга о том, как связаны нефть, Илон Маск и каршеринг
Кто и как оплачивает штрафы
— Кто и как оплачивает штрафы при использовании службы каршеринга?
— Штрафы бывают двух типов. Первые — городские, с камер. Тут такие же правила, как и с собственной машиной, только оплачивать нужно не в ГИБДД/МАДИ, а в приложении «Делимобиль». Штраф приходит на нашу машину, мы в системе сопоставляем время и место с арендой, узнаем, кто брал ее. После этого выплачиваем штраф в ГИБДД и перевыставляем штраф пользователю в приложении.
Вторые — это штрафы нашего сервиса. Они касаются преимущественно поломок автомобилей и мусора, а также ситуаций, когда люди жалуются на неправильно припаркованные автомобили, которые перекрывают, например, выезд из двора. Все эти штрафы призваны помочь людям бережнее относиться к машинам, которыми будут пользоваться другие клиенты.
— Что делать, если застрял, например, в снегу? Будет ли оплачиваться это время?
— Если в городе по каким-то причинам машина забуксовала и не может тронуться с места, можно обратиться в службу поддержки, мы поможем, например, завершить аренду. Дальше — вызовем на место бригаду техников, которые займутся проблемой.
— Могут ли эвакуировать автомобиль каршеринга?
— Как и в случае с личным автомобилем, если каршеринг припаркован с нарушением ПДД, например, под знаком «Парковка и остановка запрещена», то, да, его могут эвакуировать.
Обновлено 23.01.2023
Текст
Евгения Ака
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/sharing/602e3a369a79477994233cb3
Экономика шеринга в 30 цифрах и фактах
РБК собрал наиболее интересные сведения о тренде на совместное потребление в России и мире
Перспективы глобальной экономики шеринга
1. $335 млрд достигнет к 2025 году объем мировой шеринг-экономики. В 2014 году глобальный рынок шеринга оценивался в $15 млрд.
2. $23 млрд венчурных инвестиций привлекла за последние десять лет шеринг-экономика.
3. 45% всех существующих в настоящее время шеринговых сервисов были созданы в США.
4. 10% должна составить по планам правительства КНР доля шеринговой экономики в ВВП страны к 2020 году.
Экономика шеринга
Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз»
5. 86 млн человек будут потребителями шеринг-услуг в США к 2021 году.
6. 43% населения США склонны полагать, что владение чем-либо является проблемой, поскольку выбор требует времени, а стоимость актива зачастую бывает высокой и не оправдывает покупки, если в ней нет постоянной необходимости.
7. $6,5 млрд достигнет к 2024 году мировой рынок каршеринга; в 2015 году этот показатель равнялся всего $1 млрд.
8. 76% опрошенных жителей США уверены в том, что экономика шеринга — один из способов благотворно повлиять на экологию.
Зеленая экономика
Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению
9. Hа 15% в год будет расти в среднем отрасль коворкингов в США и Европе, тогда как в развивающихся странах Центральной и Латинской Америки, Азии и Восточной Европы — в среднем на 24% в год.
10. 58% времени простаивает в среднем медицинское оборудование, что открывает широкие возможности для компаний-посредников, организующих процесс совместного использования оборудования медучреждениями.
11. 5% времени от всего срока своей «жизни» личный автомобиль используется автовладельцами для поездок, остальное же время среднестатистическая машина простаивает на стоянке и на техобслуживании.
12. 28 небольших бюро образуют сеть «банков времени» в Барселоне, через которые горожане могут поделить время с соседями, заказав или исполнив ряд услуг: посидеть с больным ребенком, выгулять собаку и т.д.
13. $31 млрд составила к марту 2020 года суммарная рыночная капитализация Uber и Lyft — двух американских компаний, напрямую связанных с экономикой шеринга, которые первыми вышли в этом году на биржу США.
14. 36% пути водители Uber в Лос-Анджелесе проезжают впустую, без пассажиров. Для традиционных таксистов в этом городе показатель достигает уже 59%.
15. На 22% больше туристов по сравнению с международной сетью отелей Hilton обслуживает ежегодно Airbnb, при этом американская шеринговая компания, в отличие от конкурентов, не тратится на приобретение и обслуживание недвижимости.
Экономика шеринга
Невидящее око: как обезопасить себя от подглядываний при аренде на Airbnb
16. 0,35% составляет снижение выручки отелей от роста на 10% числа квартир, сдаваемых в этом же регионе через Airbnb.
17. На 20% вырастает заполняемость вакансий компанией при поиске сотрудников на онлайн-бирже труда с алгоритмизированным подбором соискателей.
18. Первым по частоте цитирования высказыванием о смысле шеринг-экономики стала фраза одного из респондентов PwC: «Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене».
А что между тем происходит в России?
19. 770 млрд руб. составил объем рынка услуг шеринга в России в 2019 году, увеличившись к предыдущему году на 50%.
20. Около 60% пользователей шеринговых сервисов в России — молодые люди до 30 лет, более трети — 31–45 лет, на пользователей старше 45 лет приходится около 5%.
21. 75% пользователей шеринговых услуг в России живут в городах-миллионниках, большинство из них — в Москве.
22. 72% выручки в шеринговой экономике России приходится на перепродажу вещей между гражданами.
23. 4,1 млрд руб. достигла совокупная выручка топ-3 российских операторов каршеринга в 2018 году. При этом каждый из них закончил тот год в минусе: совокупный убыток «Делимобиля», BelkaCar и «Яндекс.Драйв» составил 1,2 млрд руб.
Экономика шеринга
Дошли до выручки: рентабельность шеринг-экономики — миф или реальность
24. 350 руб. составил средний чек за пользование каршерингом в Москве в 2018 году, тогда как за поездку на такси — 455 руб.
25. 7 тыс. т продовольствия было спасено от попадания на свалки в 2018 году благодаря фудшерингу. Правда, это составило лишь 0,04% от всего объема пищевых отходов в стране.
26. 30 млн взрослых россиян можно было бы кормить в течение года, если бы вся выбрасываемая сейчас в России еда не шла на свалки, а распределялась путем фудшеринга.
27. 46% существующих в России коворкингов приходятся на Москву и лишь 9% — на Санкт-Петербург.
Экономика шеринга
Без определенного места сожительства: шеринг на рынке недвижимости
28. 2,5 млн человек подрабатывают благодаря биржам фриланса в России.
29. На 15% снизится загрузка федеральных трасс в России при росте проникновения карпулинга с 10 до 50%.
40 т выбросов угарного газа (CO) удалось избежать в Москве в 2018 году благодаря шерингу велосипедов и самокатов.
Источники: Brookings Institute, Global Market Insights, NYSE, NYU, Pew Research, PwC, WEF, РАЭК.
Обновлено 23.03.2020
Текст
Георгий Макаренко
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5ddbb3279a7947b01be74c19
Передай другому: что такое экономика шеринга
Можно купить, владеть и не пользоваться, а можно взять по надобности и потом отдать. Экономика совместного потребления ведет широкое наступление на традиционный бизнес — почему так происходит и чего нам ждать дальше?
Вчем суть владения в самом широком смысле слова, говорим ли мы о физическом предмете (например, об автомобиле) либо о праве на получение или предоставление услуги? Это дает нам право пользования, закрепленное буквой и духом всевозможных законов. Если опустить имиджевые аспекты владения, необходимо оно нам исключительно по этой причине — право и возможность чем-то воспользоваться. В этом заключается цель, тогда как обладание — лишь инструмент ее достижения. Но единственный ли?
В последние годы набирает обороты экономическая модель совместного потребления — коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения. Это и есть «экономика шеринга» (от англ. share — делиться). Не лишая преимуществ обладания, такая модель сглаживает недостатки классического владения.
Экономика шеринга
Раздел истории: почему шеринг меняет многовековые устои человечества
Легковой автомобиль используется по назначению — то есть едет — лишь 5% своего жизненного срока.
Но оплачивать страховку и налог надо ежегодно. Другой пример: краткосрочная — по надобности — аренда рабочего пространства вместо долгосрочной аренды или даже покупки офиса, который по выходным и праздникам простаивает. Даже кастрюля щей, которые есть уже не можешь, а выбросить пока рано, да и жалко, можно продать голодному соседу по этажу.
Экономика шеринга
Экономика шеринга в 30 цифрах и фактах
Чего же тут нового?
Институт аренды и совместного, поочередного владения существует не одно тысячелетие. Смокинги, затем первые автомобили, затем радиолы и пластинки к ним, наконец, трактора для колхозов — все могло сдаваться в краткосрочную аренду. Чем же отличается нынешний всплеск популярности такой экономической модели?
Экономика шеринга
Расшерить сознание: новая и новейшая история совместного потребления
По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на принципиально иной поведенческой модели потребителя. Ключевых факторов тут два:
В былые времена арендовали в основном то, что было не так просто приобрести (из-за нехватки средств, дефицита и так далее). Сейчас пользователи шеринг-сервисов просто этого не хотят, предпочитая не загружать жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными».
Брать что-то напрокат и завершать аренду стало гораздо быстрее и проще благодаря развитию технологий и ИТ-платформ.
Мы уходим от традиционного обмена «товар — деньги — товар». Поэтому шеринг-экономику стоит рассматривать как вектор, вокруг которого формируются и который сам формирует целый набор глобальных трендов. Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и ответственное потребление, и создание новых бизнес-моделей.
Важно и то, что шеринг-экономика касается каждого из нас здесь и сейчас. С одними тенденциями и явлениями работает лишь узкая группа специалистов, другие направлены в далекое будущее, тогда как принцип совместного потребления доступен людям всех профессий, возрастов и социальных статусов.
Экономика шеринга
«Ты — мне, я — тебе». Семь вопросов об экономике шеринга
В свою очередь, профессор РЭШ Сергей Измалков выделяет три подхода к пониманию того, чем же является современная шеринговая экономика.
Обывательский. Шеринг — просто набор новых бизнесов, новых услуг, которые по сути дублируют старые, но за счет развития технологий являются более гибкими и удобными.
Социологический. Совместное потребление как процесс приносит большее удовлетворение, нежели обладание чем-то. Можно посмотреть видеострим, чтобы затем обсудить его с другими зрителями, или же внести вклад в защиту окружающей среды, решив какое-то время не пользоваться личным автомобилем.
Экономический. Более эффективное использование ресурсов, будь то одежда, транспорт или рабочее пространство.
Экономика шеринга
Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз»
Что подходит для совместного пользования?
«Зашерить» сейчас можно практически что угодно: косметику, медикаменты, газонокосилки, даже домашний скот. О чем бы вы сейчас ни подумали, наверняка где-то в мире уже есть стартап, пытающийся встроить этот предмет в логику совместного потребления. Причем шеринг-экономика касается обмена не только между людьми, но и компаниями, институциями (совместное пользование сервисами хранения данных, набором экспертов и так далее).
Экономика шеринга
На выдумки хитры: неожиданные предметы для совместного потребления
Очевидным образом, товары и услуги, которые просто невозможно поделить, под такую модель не подойдут. Также важно, чтобы товары в совместном использовании не теряли из-за этого в качестве.
А это безопасно?
Прозрачность бизнес-модели — это, пожалуй, ключевой критерий успеха шерингового сервиса. Сейчас экономика совместного потребления во многом формируется по принципу саморегулирующейся организации, которая сама себя оценивает, ставит рейтинги, наказывает нарушителей. Но если окажется, что рейтинги, баллы в каком-то из сообществ можно просто купить либо же саму систему легко взломать, то принцип прозрачности дискредитируется, доверие начнет падать, и шеринг-бизнес вскоре рассыплется.
Экономика шеринга
Безопасно ли продавать и покупать вещи через сайты объявлений?
В каком-то смысле, компанию, предоставляющую шеринг-услуги, можно сравнить с «ночным сторожем» из классической либеральной концепции государства: она лишь устанавливает правила и следит за тем, чтобы они не нарушались. Иногда, например, в случае с краткосрочной арендой жилья, нельзя быть застрахованным от неправомерных действий контрагента. Но есть множество способов их выявить и пресечь в рамках закона и правил сервиса.
Экономика шеринга
Невидящее око: как обезопасить себя от подглядываний при аренде на Airbnb
Есть ли у этого будущее?
Если верить экономистам — то да. Например, в России, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), прирост шеринг-экономики в 2017 году составил 20%, а в 2018 году — уже 30%, что позволило всему этому рынку превысить объем в ₽0,5 трлн. Это примерно 0,5% российской экономики или одна крупная российская компания по рыночной капитализации, например, банк ВТБ или «Интер РАО». Удвоить этот рынок получилось всего за два года — по итогам 2020-го размер шеринг-экономики России впервые превысил ₽1 трлн. Во всем мире, по оценкам аналитиков PwC, экономика шеринга вырастет с $15 млрд до $335 млрд между 2015 и 2025 годами.
Главное преимущество и главная же проблема шеринг-сервисов в том, что выходят они не на пустой рынок, но бросают вызов традиционной экономической модели.
Яндекс и Uber, AirBnb и WeWork, «Авито» и YouDo успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетным разделом объявлений. Задача это непростая, учитывая сопротивление компаний и целых секторов, которых теснят и выдавливают новые сервисы. Одним из инструментов завоевания места на рынке может стать создание новых бизнес-моделей. Так, Чулок из НИУ ВШЭ предвосхищает дальнейшее развитие гибридных форм ведения бизнеса — например, когда традиционный игрок запускает инновационный дочерний бизнес в рамках экономики шеринга. Яркий пример — сервис подписки на автомобили Hyundai Mobility, фактически, собственный каршеринг корейского автогиганта. В свою очередь, Антон Губницын, курирующий в РАЭК сектор шеринга, видит залог успеха в создании целых экосистем — то есть, цепочки сервисов совместного потребления.
Удачным примером может служить компания Amazon: речь идет про Amazon Web Services (AWS) — глобальную облачную инфраструктуру из сотен серверов, место на которых могут арендовать и стартапы, и миллиардные концерны. По итогам 2020 года на AWS приходится 12% из $386 млрд выручки Amazon и более половины операционной прибыли компании ($13,5 млрд из $22,9 млрд). В свою очередь, основной бизнес Amazon — это платформа электронной коммерции, что также подходит под определение шеринг-экономики.
Но пока в большинстве случаев шеринговая экономика — это убыточный бизнес. Во многом, из-за высоких расходов на агрессивное продвижение на рынке. Три лидера российского рынка каршеринга — «Делимобиль», BelkaCar и «Ситидрайв» показали в 2020 году убытки в размере:
«Делимобиль» — ₽2,42 млрд,
BelkaCar — ₽1,84 млрд,
«Ситидрайв» — ₽1,35 млрд.
Uber в 2020 году потерял $6,8 млрд, тогда как AirBnb, закрыл 2020 год в убытках, потеряв $4,6 млрд, хотя раньше несколько лет подряд показывала прибыль. Выручка AirBnb при этом растет колоссальными темпами, просто затраты увеличиваются быстрее.
Как предприниматели шеринг-экономики будут справляться с убытками — постепенным поднятием тарифов для пользователей, объединением с другими сервисами в экосистемы или еще как-то, вопрос пока открытый.
Обновлено 09.03.2022
Текст
Георгий Макаренко
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5e73fbc29a794707401b6532