13 трендов онлайн-образования в 2021 году
Источник: lmslist.ru/elearning-trends-2021/
По данным NeoAnalytics, российский рынок онлайн-образования к 2018 году достиг объёма в 29 800 000₽.
Уже через год исследование EdMarket, Нетологии и TalentTech показало, что рынок по итогам 2019 года увеличился до 38 500 000₽.
В 2020 году рынок вырос ещё сильнее из-за карантина и тренда на самоизоляцию.
Для отдельного представителя онлайн-бизнеса это и хорошо, и плохо. С одной стороны, у вас больше потенциальных потребителей. С другой — конкуренты тоже активизировались. Конкуренты следят за трендами, смотрят на новые подходы и пытаются внедрить свои «фишки»
Чтобы вам было проще набирать людей на курсы, эффективно обучать их и создавать «вау-эффект», мы собрали 13 трендов онлайн-образования. Они помогут вам понять рынок и развить продукты.
Тренд № 1: Появление продуктов на границе инфобизнеса и edtech
В исследовании «Барометра онлайн-образования» указано, что онлайн-образование можно разбить на два крупных кластера: инфобизнес и edtech.
Инфобизнес направлен на создание и продажу контента. Отношение к нему неоднозначное из-за некомпетентности отдельных тренеров и назойливой рекламы, «приукрашивающей» реальность.
Утрированный пример «плохого инфобизнеса» — это реклама, кричащая «Стань веб-дизайнером за неделю с нуля, и получай 200 000₽ в месяц!».
В рекламе всё красиво, в вакансиях указана зарплата в 200 000₽… только это несколько именитых студий ищут профессионалов, которые могли бы и свои студии основать.
К Edtech-направлению относятся лояльнее: это технологический бизнес с акцентом на инновации. Суть «чистого эдтека» посторонний человек вряд ли поймёт: такие вещи делаются профессионалами для профессионалов. Войти на этот рынок без стоящего продукта намного сложнее.
Утрированный пример EdTech-а — курс «Как автоматизировать сбор данных для вашей базы и прикрутить эту базу к автоматизированной системе маркетинга».
Сейчас эта грань стирается: хороший инфобизнес берёт самое доступное у edtech, а edtech разбирается в маркетинге и учится делать массово, сохраняя качество..
SkillBox, SkillFactory, GeekBrains и XYZ School — яркие примеры такого подхода. Крепкие продукты, хороший маркетинг. О них знают и на них стараются равняться
Тренд № 2: Онлайн-курсы по новым и узкоспециальным дисциплинам
Мы настолько привыкли к интернету, что онлайн-образование стало привычным делом.
Чтобы учить людей онлайн в 2010 году, нужно было донести мысль, что обучение в онлайне — тоже обучение. Что это нормальный формат и он не хуже «реального».
Только за прошлый год рынок онлайн-образования вырос на четверть. Скептиков стало меньше, а целевой аудитории курсов больше.
Лидеры рынка — те же самые SkillFactory — даже не объясняют преимущества онлайна. Сейчас они объясняют, чему учат на своих курсах.
Тренд № 3: Адаптивное обучение
Представьте, что преподаватель оценивает знания студента в пару кликов. Сразу увидеть пробелы в знаниях и поменять процесс обучения, чтобы ликвидировать эти пробелы.
Первыми это воплотили Knewton в 2008 году — у нас наконец появились системы, способные оценить реальные знания в технических областях. Сейчас такую систему может внедрить кто угодно: было бы достаточно ресурсов и специалистов по «большим данным».
Этот подход может не прижиться в гуманитарных предметах. Скажем, при изучении языка любое упражнение сложнее теста на грамматику превращается в задачу, правильность выполнения которой машина оценить не может. Пока не может.
Но если вы работаете с технической сферой, в которой результат оценивают однозначно — присмотритесь к адаптивному обучению.
Тренд № 4: Массовое дистанционное обучение
Мы уже упоминали выше — обучение в интернете стало привычным делом. А отследить, насколько обучение стало массовым, можно по рекламе.
Для примера лучше всего взять те же SkillBox или XYZ. Какие конкретно суммы они тратят на маркетинг, нам неизвестно. Но они ведут собственные сообщества, блоги (то есть играют «вдолгую» и планируют за счёт этого расширять аудиторию), покупают рекламу у блогеров, и при этом не закрываются даже во время кризиса — потому что прибыль окупает массовый маркетинг.
Ради рекламы крупные школы даже записывают небольшие курсы для начинающих и отдают их в бесплатный доступ: берите, пользуйтесь.
На это уходят деньги: нужно оплатить дорогих преподавателей и «упаковать» получившиеся продукты. Но за счёт этих курсов они понижают порог входа в профессию, и делают свои продукты массовыми.
Тренд № 5: Персонализация в обучении
Кто-то уже сейчас считает, что традиционное образование умирает. Мы не будем столь категоричны, но поддержим автора в другой мысли: в новых профессиях работодателю интереснее профессиональные умения человека, а не его диплом.
Онлайн-школы и онлайн-курсы в первую очередь стремятся получить прибыль. И проще всего её получить, если дать человеку нужные знания.
Поэтому спрос работодателей на конкретные навыки сильнее всего влияет на онлайн-образование.
При этом онлайн-школе мало учитывать спрос на навыки. Нужно учитывать объёмы рынка и понимать, какому количеству людей эти навыки интересны.
Эти два вопроса — «какие навыки сейчас важны людям?» и «какие навыки они смогут освоить?» — уже подводят к акценту на группах людей, заинтересованных самообразованием.
А третий фактор заставляет переводить фокус с группы людей на конкретного человека. Этот фактор — репутация, которая сложится после пары лет обучения.
Можно преподавать без акцента на личности, без слежения за тем, что происходит у конкретного человека, без слежения за его проблемами и его результатами. Тогда на выходе получится специалист с пробелами в знаниях, которому придётся доучиваться самому.
Какой итог? Люди с дипломами конкретной школы плохо показывают себя на собеседованиях, плохо показывают себя в работе. Этим недовольны работодатели: им присылают не-специалистов. Этим недовольны ученики: они хотели начать работать. Репутация школы страдает.
Правда, спастись от «плохих учеников» не получится. Но их количество можно уменьшать до статистической погрешности. И единственный путь — акцент на конкретном человеке и его личности.
Тренд № 6: Микрообучение
Это прозвучит, как шутка, но в современном мире трудно найти 2 часа на лекцию. Нас постоянно «дёргает» телефон, мессенджеры, соцсети, сообщения по работе, общение с друзьями… а у кого-то ещё и семья.
Но найти, например, два отрывка времени по 1 часу проще.
Найти четыре отрывка времени по 30 минут ещё проще.
Если вы можете разбить двухчасовую лекцию на 4–6 микро-уроков — попробуйте это сделать. Понятно, что не везде это получится. Но где получится — пробуйте. Вашим ученикам будет удобно.
Тренд № 7: Геймификация
А вот этот давний тренд, который ещё не все внедрили, не о результате. Он о процессе.
Геймификация это попытка придать образованию внешнюю схожесть с игрой. Прошёл урок — держи очки опыта, закончил мини-курс — вот твой первый уровень, выполнил задание преподавателя на пятёрку — держи подтверждённый скилл в дерево навыков!
Для тех, кто не увлекается играми, геймификация выглядит сомнительно. Есть ли смысл в красивых картинках и попытке так упрощённо изобразить реальность?
Смысл есть.
В нашем мире существует реальная проблема с психологическим здоровьем: игровая зависимость. Если не вдаваться в детали, главная причина этой зависимости — аддиктивность игр.
Аддиктивность это быстрое привыкание к повторению процесса. Игры вызывают привычку. И одна из главных причин этой привычки в том, что наш мозг очень любит видеть прогресс визуально.
Вот игрок с трудом попадает в цель. На следующий день он уже делает это чуть лучше. Ещё день — и он неплохо стреляет. Ещё три дня — и он осваивается в игре, профессионально убивая демонов.
Там, где вы раньше ничего не могли, вы — бог, который может пользоваться лишь четвертью функций, и всё равно пройти отрезок пути идеально. Мозг в восторге.
И этот эффект реален. Давайте на примере.
Есть игра — Лига Легенд. Там всего 1 карта, на ней между собой соревнуются команды из 5 игроков. Уже в сентябре 2016 в Лигу Легенд запускало 100 миллионов человек в месяц. 100 000 000(!) человек годами гоняют персонажей по одной и той же карте. Потому что наш мозг обожает ощущение прогресса.
Применять геймификацию можно по-разному. Самый простой путь: начислять баллы за прошедшие уроки и выполненные задания.
После внедрения системы баллов можно добавить мотиваторы: сделал лучшую работу — получи в два раза больше очков, прошёл быстрее всех или к определённому сроку — держи бонус, вроде дополнительного урока или бесплатной подписки.
Главное — дать возможность набрать много баллов всем. Пусть упорные не сильно отстают от быстрых и лучших даже. Иначе ученики начнут конкурировать — а кого-то отставание демотивирует.
Тренд № 8: Мобильное обучение
С 2017 по 2019 мобильный трафик вырос на 30%. И он продолжает расти, потому что телефон удобнее и мобильнее ноутбуков и PC. Мы рекомендуем подстроить обучение и под этот тренд — помогите людям учиться в удобных условиях, и у вашего студента останутся лучшие впечатления.
Тренд № 9: Гибридное обучение
Смешанным обучением чаще всего называют изменение самого процесса учёбы. Сперва смешанное обучение пробовали в школах — и под смешанным обучением подразумевали, например, модель «часть урока учитель объясняет, часть урока ученик сам работает на ПК, выполняя задание».
Смешанным обучением можно назвать и попытку «перевернуть» классическую схему «в школе — теория, дома — практика». При обучении по этой схеме дома ребёнок сам изучал теорию, а в школе практиковался. Это тоже школьная практика.
Основной принцип гибридного обучения — «всё в угоду результату».
Как может измениться модель обучения в онлайне, пока непонятно. Но те, кто поменяют стандартные модели на нечто новое, в итоге найдут способы учить людей эффективнее.
Тренд № 10: Фрагментация обучения
В онлайне учатся очень разные люди даже в рамках одной профессии. Скажем, на абстрактный курс «Стань Data Scientist-ом с нуля» придут бывший дизайнер, студент-математик, менеджер и школьник из лицея с упором на IT.
Курс длится условные полгода. Половина посвящена работе с большими данными, остальная половина разделена на обучение условным Python, высшмату и менеджменту.
У части людей есть знания, которые дадут на курсе. Им не понравится сидеть и тратить время на то, что они уже знают.
Поэтому возможность купить только нужные модули, раньше получить диплом и начать работать — конкурентное преимущество.
Так делают SkillFactory и Нетология.
SkillFactory обучает DataScientist-ов — и отдельно для программистов-практиков устраивает курс «математика и статистика» для тех, кто приходит в профессию из других сфер программирования.
У Нетологии есть курс «Коммерческий редактор». Он состоит из трех блоков: «Копирайтер», «Контент-менеджер», «Редактор». Те, кто работает с текстом несколько лет, могут взять сразу третий блок и быстрее получить диплом.
Тренд № 11: Сторителлинг и подкасты
Популярность подкастов была вопросом времени — у людей слишком много занятий, занимающих глаза и руки, но не нагружающие мозг.
В 2019 подкасты «выстрелили», и теперь их слушают даже в Спотифае, Айтюнсе и Яндекс.Музыке. В Яндексе отдельно уточняют: в сентябре, по сравнению с началом лета, количество прослушиваний выросло на 60%. За три месяца аудитория выросла больше, чем в 1,5 раза.
Для всего онлайн-образования подкасты и сторителлинг скорее мини-тренд — не обо всём можно рассказывать словами.
Курсы по софт-скиллам, например, не требуют изображений или таблиц. Книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите нет» или условную серию мини-лекций на её основе можно целиком прослушать в дороге.
А вот по PHP или дизайну можно провести одну-две тематические лекции; остальное потребует стрима или видео.
Если вашу лекцию можно слушать, не потеряв при этом нить рассуждений — попробуйте сделать из неё подкаст. Студентам будет удобнее и приятнее.
Тренд № 12: Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение проходит в виртуальной реальности. Это нужно, чтобы повысить вовлечённость, сконцентрировать внимание человека и избавить его от ощущения «я просто на обучении, здесь всё не по-настоящему».
Пока что его используют крупные компании для развития soft-skills у своих сотрудников. Да, пока что это B2B-тренд. Со временем обучение в VR может прийти в B2C — когда шлемы станут ещё дешевле, а создавать виртуальные пространства будет проще.
Тренд № 13: Комьюнити и менторство
Может показаться, что в наличии сообщества и ментора мало практического смысла. Но это не так.
Образование это работа с людьми, и практическим смыслом она не ограничивается. Человек собирается потратить время и деньги, и, если не видит заманчивой картинки, выбирает очень осторожно.
А мотивация к обучению у людей разная. И по ней есть любопытные данные.
В июле 2018 года проходила программа «Остров 10–21», устроенная Национальной Технологической Инициативой. Туда съехались молодые люди, желающие получить новые технические навыки и глубже понять it и биотехнологии.
В ходе отбора комиссия решила посмотреть, какие мотиваторы двигают людьми, отправившими заявки.
Социальный элемент встал на 4–5 место.
Избегание негатива вышло на 2–3 место.
Это два мотиватора из восьми ключевых. И оба этих мотиватора можно использовать, развивая комьюнити и внедряя реальных менторов.
А если вы правильно работаете с комьюнити и менторами, то уже ваши покупатели убедят людей в пользе курса — ведь менторство и нетворкинг экономят годы личного опыта.
Как может измениться онлайн-образование в 2021 году
Сейчас, с учётом эпидемии, все идут в массовость. Если вы учтёте тренды, они помогут вам привлечь больше клиентов и сделать часть их адвокатами бренда.
Тем, у кого есть хороший продукт, конкуренция поначалу не страшна. Даже если продукт — первый в жизни. Хороших курсов и школ — как пальцев у фрезеровщика.
Но за массового покупателя эти курсы и школы конкурируют. Они уже запустили блоги, они уже публикуются в медиа. Конкурировать будут на всех уровнях, поэтому мы а увидим, как в 2021 проявляются все обозначенные тренды онлайн-образования — за исключением разве что иммерсивного обучения, который станет массовым не раньше 2023 года.
Не дайте себя обойти. Учитывайте тренды и внедряйте их, насколько можете.