Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Помогут ли федеральные инструменты превратить инвестиционный "климакс" в инвестиционный климат к 2023 году? СПИК 2.0 специальный инвестиционный контракт - теперь менее 750 млн. руб. и СЗПК - соглашение о защите и поощрении капиталовложений от 200 млн.руб

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Государство согласилось взять на себя потери инвесторов от ухудшения бизнес-климата

Правительство после длительной дискуссии определилось с мерами поддержки инвесторов.

Оно предлагает без конкурса предоставлять льготы и покрывать за счет бюджета риски ухудшения условий бизнеса.

Чиновники Минфина называют разработанный порядок новым инвестиционным кодексом.

Документ опубликован на портале правовой информации.

Закон о защите и поощрении капиталовложений гарантирует, что для компаний, заключивших соглашения с государством, налоговые условия не будут меняться на срок от шести до 20 лет

Источник: yandex.ru/turbo/s/forbes.ru

Закон направлен на создание «предсказуемых и благоприятных условий» для бизнеса и реализации инвестиционных проектов.
 
Планируется, что он создаст условия для привлечения в российскую экономику инвестпроектов на сумму не менее 30 трлн рублей, отмечал замминистра финансов Андрей Иванов.
 
Ежегодно будет заключаться 100-150 соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на сумму 7-10 трлн рублей, говорил он.
Для инвестиционных проектов введена «стабилизационная оговорка», которая фиксирует условия в области землепользования, градостроительной деятельности и налогов.
 
Срок фиксации не может быть выше:
  • шести лет для проектов с инвестициями до 5 млрд рублей,
  • 15 лет для вложений на 5-10 млрд рублей
  • и 20 лет — для инвестиций от 10 млрд рублей.

У инвесторов есть однократная возможность продлить льготные условия на шесть лет. При инвестициях больше 10 млрд рублей в оговорку максимум на три года могут быть также включены неналоговые платежи и вывозные таможенные пошлины.

 
Чтобы заключить с государством (с Федерацией) СЗПК, компания должна будет вложить:
  • как минимум 250 млн рублей в проект в сфере здравоохранения, образования, культуры или физкультуры и спорта.
  • для инвестиций в проекты таких сфер, как цифровая экономика, экология и сельское хозяйство порог составляет 500 млн рублей, а для обрабатывающего производства — 1,5 млрд рублей.
  • в других сферах порог составит 5 млрд рублей.
  • в региональных СЗПК - критерии инвестиций - от 200 миллионов до 1 миллиарда рублей
Соглашения не будут заключаться в сферах
игорного бизнеса, производства алкоголя и табака, большинстве нефтегазовых направлений, оптовой и розничной торговле, а также банковской и другой финансовой деятельности.
 
Законопроект о защите инвестиций правительство внесло в Госдуму в ноябре прошлого года. Перед этим чиновники почти год думали над тем, как мотивировать бизнес вкладываться в российскую экономику.
Они также вели переговоры с бизнесом, и предприниматели стали «выдвигать слишком много условий для этих инвестиций», говорил Forbes участвовавший в обсуждениях миллиардер. Спорили о новом законе чиновники и друг с другом.
 
Вице-премьер Дмитрий Козак критиковал проект Минфина за «коррупционные риски» и предлагал свой, однако он выбран не был. Кроме того, бизнес-сообщество критиковало законопроект за то, что он создавал угрозу для рынка государственно-частного партнерства. В итоге правительство согласилось вывести из-под действия закона концессии.

Энрика Шевченко: «Специальный инвестиционный контракт (СПИК или специнвестконтракт) – это соглашение между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект с правом получения различных мер стимулирования и налоговых льгот от государства.

По данным Фонда развития промышленности, с момента внедрения этого механизма в 2014 году было заключено 45 СПИК (при этом большинство из них – в химической промышленности и в автомобильной промышленности). При этом все время поступали предложения по развитию и усовершенствованию этого механизма.
И вот, 13 августа 2019 года вступил в силу федеральный закон 290-ФЗ, который вносит существенные изменения в порядок регулирования специальных инвестиционных контрактов. Также были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые регулируют вопросы получения льгот инвесторами и участниками СПИК».
 
Что нового в механизме регулирования СПИК 2.0?
Артур Оганесян: «СПИК 2.0 делает акцент на технологичность, так как он предполагает, что в рамках инвестиционного проекта инвестор разработает и внедрит, либо просто внедрит, современную технологию, на основании которой будет производить на территории РФ продукцию, которая конкурентоспособна на мировом рынке. В этом ключевое отличие СПИК 2.0 от предыдущего регулирования и, как нам представляется, основной вызов перед бизнесом, так как нам еще предстоит определить, что такое «современные технологии» и каковы критерии конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время правительство собирает предложения от заинтересованных участников в части того, что они считают современной технологией.
СПИК 2.0 предлагает потенциальным инвесторам ряд положительных нововведений.
Во-первых, отменен минимальный порог инвестиций. Если ранее требовалось, как минимум, 750 млн рублей для заключения СПИК, то теперь такого минимального порога нет, что потенциально делает СПИК 2.0 открытым для более широкого круга инвесторов.
Во-вторых, в рамках СПИК 2.0 предполагается заключение контрактов на более длительный срок. Если ранее максимальный срок составлял не более 10 лет, то теперь срок действия контракта может быть до 15 лет, если объем инвестиций составляет менее 50 млрд рублей, и до 20 лет, если объем инвестиций превышает 50 млрд рублей».
Какие меры поддержки доступны в рамках СПИК 2.0?
Энрика Шевченко: «На настоящее время СПИК 2.0 не предусматривает каких-либо дополнительных мер поддержки или стимулирования для участников специнвестконтракта по сравнению со СПИК 1.0. Предполагается, что такие меры или установлены, или будут отдельно установлены отдельными правовыми актами.
При этом недавние поправки в Налоговый кодекс открывают новые возможности для компаний –
участников СПИК, которые уже заключили СПИК согласно старому законодательству, или которые планируют заключить СПИК согласно последним изменениям в законодательстве.
В частности, не секрет, что по старому законодательству практически невозможно было воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Льготы по налогу на прибыль были установлены достаточно существенные и позволяли инвестору снижать ставку по налогу на прибыль до 0 %. Но при этом инвестор должен был выполнить так называемый критерий 90 %, то есть доходы от реализации товаров, произведенных в ходе СПИК, должны были составлять, как минимум, 90 % всех доходов инвестора. Поэтому на практике этой льготой смогли воспользоваться немногие. В соответствии с новым законодательством, у участников СПИК появляется возможность вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной со СПИК, и именно к этой деятельности применять льготы по налогу на прибыль.
Также из Налогового кодекса исключено положение, которое предусматривает, что право по налогу на прибыль имеют только инвесторы. Соответственно, встает вопрос, смогут ли участники СПИК, которые не являются инвесторами, теперь воспользоваться льготами по налогу на прибыль? При этом стоит иметь в виду, что новое законодательство по СПИК 2.0 не предусматривает участие привлеченных лиц в контракте, помимо инвестора. Наконец, было введено ограничение по общей сумме мер стимулирования и налоговых льгот. Теперь такие меры стимулирования и льгот действуют до тех пор, пока общая совокупность недополученных доходов в бюджет и бюджетных расходов не превысит 50 % капитальных вложений, которые сделаны в проект, являющийся объектом СПИК».
Какие вопросы появились у бизнеса в связи с принятием СПИК 2.0?
Артур Оганесян: «Несмотря на ряд интересных положительных изменений, СПИК 2.0 поставил перед бизнесом ряд новых вопросов.
Ну, во-первых, как на практике будет происходить включение современных технологий в перечень современных технологий, и как будет производиться экспертиза этих технологий экспертами?
Также возникает вопрос в отношении самой процедуры заключения СПИК. По новым правилам, СПИК может быть заключен только по результатам конкурсного отбора. Он может быть как закрытым, так и открытым, в зависимости от особенностей проекта. В этом также ключевое отличие СПИК 2.0 от ранее действующего регулирования, которое предполагало заявительный порядок заключения СПИК. Еще из интересных особенностей можно отметить то, что инициатором проекта в рамках нового регулирования может быть не только инвестор (частное лицо), но и само государство. Победителями конкурсного отбора могут признаваться сразу несколько лиц, то есть СПИК может заключаться сразу с несколькими лицами.
Также СПИК 2.0 требует обязательного вовлечения в контракт региона и муниципалитета, где будет реализован проект. При этом законодательство требует, чтобы было получено предварительное согласие у муниципальных и региональных властей на момент подачи заявки на заключение СПИК. Соответственно, у многих потенциальных инвесторов возникает обоснованное опасение в отношении того, насколько эта дополнительная процедура будет приводить к усложнению процедуры заключения СПИК на практике».
Что дальше?
Энрика Шевченко: «В целом, новый механизм СПИК 2.0 еще не заработал. И для того, чтобы он заработал, необходимо принять ряд подзаконных актов, как на уровне правительства РФ, так и на уровне различных министерств. В частности, такие акты касаются процедуры конкурсного отбора, списка новых технологий. Ожидается, что такие акты будут приняты до конца этого года, и механизм СПИК 2.0 полностью заработает в следующем году.
Мы следим за развитием событий и будем рады ответить на ваши вопросы и помочь вам разобраться в новом законодательстве».

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.