Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Глава комитета ТПП РТ — о причинах и проблемах заполнения промышленных площадок в муниципальных районах. Работа промышленных парков последние пару лет находятся в зоне острой критики руководства республики

https://realnoevremya.ru

Сергей Маслехин: «Сейчас задача бизнеса — делать то, что нельзя купить за рубежом»

01.04.2023

Глава комитета ТПП РТ — о причинах критики в адрес промпарков и проблемах заполнения площадок

Сергей Маслехин: «Сейчас задача бизнеса — делать то, что нельзя купить за рубежом»

Фото: Олег Тихонов

Про конкуренцию за инвестора между ТОСЭР и промышленными парками в муниципальных районах:

Как влияют льготы, преференции:

Выходы из ситуации:

Неплохая методика оценки динамики развития парков АИП:

резидентов в парках

Работа промышленных парков, призванных привлечь инвестиции в экономику Татарстана, последние пару лет находятся в зоне острой критики руководства республики. Раис Татарстана Рустам Минниханов в этом году раскритиковал промпарки республики из-за их низкой заполняемости — на площадках некоторых муниципальных районов насчитывается всего по одному резиденту. В чем причина и на что сегодня делать ставку инвесторам — в авторской колонке для «Реального времени» рассуждает глава комитета по развитию промышленных площадок и индустриальных парков ТПП РТ Сергей Маслехин.

УНИВЕРСАЛЬНОЙ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМПАРКОВ НЕТ

В 2016-2022 годах ТОСЭР в моногородах оттянули инвестора на себя, чем замедлили развитие промышленных парков в муниципальных районах Татарстана, переманивая с промплощадок и индустриальных парков в муниципальных районах последнего инвестора и последние кадры. И, собственно говоря, этот тренд мы наблюдаем и сейчас. Поэтому промпаркам и промплощадкам в районах по-прежнему непросто и динамика у них невысокая.

Как пример — почему люди уезжают из села в город?

Ответ очевиден: в городе больше материальных благ, труд легче и персонал найти легче, его больше, есть развитая инфраструктура. Точно так же, как люди ищут, где жить проще и лучше, инвесторы реализуют проекты там, где больше преференций. Понятно, что в городах с ТОСЭР их больше, даже несмотря на то, что труд в городах дороже, больше затрат на энергоресурсы и намного дороже земля. Как следствие, инвесторы (резиденты) парков в муниципальных районах перестают вкладывать средства и развивать свои проекты на территории промпарков. Получив статус резидента ТОСЭР в моногороде, а вместе с ним все льготы и поддержку, они переносят свой бизнес на так называемую территорию опережающего развития.

 

При этом в Татарстане, на фоне других регионов России, инвестиционный климат считается наиболее благоприятным. Картину в целом по России оценить сложно, поскольку каждое ведомство руководствуется декларационными вещами, какими-то метриками: у Минпрома они свои, у Минэкономики — несколько другие, у АСИ — свои, есть какие-то KPI у губернаторов и прочих функциональных структур. Насколько я знаю, по отношению к промышленным паркам пытались применять разные методики оценки эффективности: по заполняемости, по показателям резидентов, но в итоге к общим знаменателям так и не пришли, потому что все это достаточно условно и в конечном счете любая методика может быть подвергнута сомнениям и раскритикована.

Поэтому в стране до сих пор нет какой-то универсальной формулы или интегральной методики, которая бы оценивала деятельность промпарков. Пока таковой не создали ни Корпорация МСП, ни Ассоциация индустриальных парков, ни АСИ, ни тем более министерства. Каждый определяет эффективность по своим вводным: Минэкономики определяет МСП-показатели, рабочие места, естественный прирост ВРП. И сказать в целом, как на самом деле у нас развиваются промышленные парки — кто ж его знает, никто и не скажет.

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

СРЕДИ ИНВЕСТОРОВ РАСТЕТ СПРОС НА ГОТОВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В Татарстане программу по развитию промышленных парков и площадок активно начали реализовывать с 2014 года. Сегодня в 37 муниципальных районах республики действуют около 90 индустриальных (промышленных) парков и площадок, где свои проекты реализуют около полутора тысяч резидентов, организованы рабочие места для 55 тысяч человек.

В перечне наиболее эффективных — промпарки, находящиеся в периметре Казани — Казанская агломерация и Набережных Челнов — Закамская агломерация, куда помимо автограда входят парки Менделеевска, Елабуги и Нижнекамска. Свою роль здесь, безусловно, играет их близость к крупной промышленности. На юго-востоке республики все гораздо скромнее.

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Не стоит забывать и о продолжающейся урбанизации, которая в том числе затрагивает и промышленность.

Если, к примеру, взять Казань, то здесь идет процесс небольшой локации промзон вокруг столицы, потому что развиваться в черте города кому-то становится уже неинтересным, да и нельзя, или же нет специально подготовленных для этого помещений.

Поэтому сегодня среди инвесторов-резидентов растет спрос на уже готовые промышленные территории и здания/помещения с необходимой для деятельности инфраструктурой в округе Казани — это Лаишевский и Зеленодольский районы, в какой-то степени еще Пестречинский район. Когда люди хотят жить и работать вне татарстанской столицы, но при этом недалеко от Казани, и по пути вести бизнес.

Часть процессов сегодня связаны и с деиндустриализацией районов города на улицах Аделя Кутуя, Родины и их промышленной части. Там будет развиваться жилищная застройка, различные сервисы и промтерритория оттуда сейчас съезжает. Это еще один пример релокации. Кроме того, люди и бизнес традиционно едут с Прикамской и Закамской, юго-восточной зон в сторону Казани. Соответственно, в муниципальных районах вокруг Челнов идет урбанизация с вектором на автоград. Урбанизация Альметьевского промышленного района тоже ориентирована на Альметьевск и сокращение НГДУ. В этом направлении сегодня, как мы видим, происходят естественные геоэкономические процессы.

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

ЗАПРОС ОТ РЕЗИДЕНТА СИЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ И УСЛОЖНИЛСЯ, КАК И ПОРТРЕТ БИЗНЕСМЕНА

Спрос на подготовленные территории, надо отметить, идет без каких-то резких скачков и имеет эволюционно-поступательный характер. Но последствия 2020—2022 годов, с учетом кризисных скачков 2008—2009 и 2014—2015 годов привели к тому, что изменился портрет резидента. То есть застройщиков, на которых были рассчитаны зоны «Алабуга» или «Чистополь», на деле оказалось не так много. Сейчас в основном растет доля резидентов-арендаторов, которые ищут помещения, пригодные под его бизнес-направление, в сравнении с долей застройщиков, которым, как говорится, дай только землю — они сами все сделают. Дело в том, что заметно в последние годы сократился чек инвестиций.

Второй тренд — запрос резидента тоже сильно изменился и усложнился. Если раньше — дайте землю, все коммуникации сами подведем, потом — дайте участок с коммуникациями, далее пошел запрос на участок с коммуникациями, налоговыми льготами, инфраструктурой и сетями, то сейчас идет более усложненный запрос. Резиденту нужно подставить финансовое плечо, складское плечо, где хранить сырье или готовую продукцию, заявляет о себе проблема с кадрами, и сейчас резиденты выбирают территорию не только потому, что там есть готовое помещение или инфраструктура. Те, кто грамотнее подходят к этим всем вопросам, выбирают с точки зрения доступности персонала и, например, тарифа на электроэнергию. Что значит доступность персонала? Это, во-первых, его наличие, стоимость найма с учетом адаптации, обучения и может быть, какой-то его релокации (это больше касается ИТР). Поэтому задача по развитию промпарка стала более сложной.

Многие инвесторы стали активно разбираться во многих экономических вопросах, учатся считать деньги, считать влияние разных факторов на бизнес и экономику проекта. Сейчас, чтобы выбрать какую-то определенную локацию, нужно сделать многофакторный анализ, просчитать некую модель, учесть влияние факторов — что тебе важнее для определенной экономики проекта. Это непросто.

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

К тому же поменялся и сам портрет бизнесмена: первоначально бизнес строился технократами, потом, более успешный бизнес появлялся благодаря маркетологам, постепенно растет предпринимательская финансовая грамотность, и в какой-то момент в бизнес пришли экономисты. Поэтому у риелтора не просто спрашивают — где дешевле, а с целью выяснить много других составляющих.

Возьмем, к примеру, челнинский деловой промышленный мир — у них вообще отдельная ситуация, они изначально были настроены на кооперацию. Казанские бизнесмены совсем не такие — это уже другой деловой мир, у них своя модель ведения бизнеса. Если брать на рассмотрение направления, с которыми резиденты заходят в промпарки, то в Челнах рваный режим работы КАМАЗа вынудил ряд предприятий использовать стратегию диверсификации, то есть не держать большим портфель заказов автогиганта, то есть или полностью, 100% работать на него, либо ты диверсифицирован. Поэтому в челнинских промпарках сегодня представлены всевозможные направления, и это вовсе не обязательно производство автокомпонентов.

В ЛЮБОЙ ОТРАСЛИ — НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ПРИХОДИ И ДЕЛАЙ

Если смотреть ситуацию этого года, то прогнозировать, где и какие проекты будут развиваться стремительно, а что, напротив, не будет пользоваться спросом, очень сложно. Сейчас, с учетом тысяч санкций, ухода с российского рынка иностранных компаний, совершенно четко понятна задача для отечественного бизнеса — делать то, что нельзя купить за рубежом, и что реально сделать с помощью своих НИОКРов. Я имею в виду инновации, импортонезависимость и технологический суверенитет.

То есть люди, у которых есть потенциал инноватики, они начинают делать и замещать, начиная от каких-то простых вещей, которые нельзя купить у недружественных стран, и заканчивая довольно серьезными продуктами, например, в сфере "софта" (программного обеспечения) и электроники.

Этот процесс очевиден, соответственно, всех интересует один вопрос: «Этот тренд теперь с нами навсегда? Если да, тогда мы всерьез начинаем заниматься импортозамещением, но если все "устаканится" и восстановятся прежние зарубежные связи, то мы лучше переждем и что-нибудь по параллельному импорту купим, но сами ничего делать не будем».

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Программы "инфраструктурного лифта":

  • Минпромторг России ППРФ 831 субсидии управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2020 - 2022 годах на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков"
  • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 регионах ИПСЭР
  • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 дополнительных регионах
  • Минпромторг России - Субсидии промышленным технопаркам в сфере РЭ/РЭП до 900 млн рублей за 3 года (до 300 в год) на развитие радиоэлектроники.
  • Минпромторг России ППРФ 1325 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета на счет УК частного промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ в качестве компенсации затрат на инфраструктуру
  • Минпромторг России ППРФ 1119 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета региональному бюджету затрат на строительство инфраструктуры промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
  • Минстрой России ППРФ 1189 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на инфраструктуру для промышленных (индустриальных) парков
  • Минэкономразвития России ППРФ 1704, 1705 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде списания части долга регионального бюджета федеральному бюджету в размере затрат региона на строительство инфраструктуры промпарка и в размере налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
  • Минпромторг России (ППРФ 41) - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат совместных проектов участников промышленных кластеров на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
  • Минпромторг России (ППРФ 779) - на включение промышленного кластера в федеральный реестр кластеров - условие для получения УК (СО) кластера субсидий на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
  • Минпромторг России (ППРФ 794, 1863) - на включение объекта (индустриальный парк, промышленный технопарк) в федеральный реестр парков, технопарков - условие для предоставления вышеперечисленных субсидий, а также налоговых льгот УК или резидентов - по земельному налогу, налогообложению применяющих УСНО, транспортному налогу, налогу на недвижимое имущество, региональных целевых льготных займов на финансирование расходов на строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений общего пользования на территории промышленного (индустриального) парка, а также на приобретение оборудования общего пользования.

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация индустриального парка ППРФ 794
  • Аккредитация промышленного технопарка ППРФ 1863
  • Концепция развития парка
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели, организационно-финансовой, юридической схеме
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Еще по теме:

Про земельные участки и налоговые льготы:

Сейчас же прозвучало достаточно ясно — к прежнему мы уже не вернемся. Поэтому бизнес ждал этого сигнала, что все серьезно, нужно замещать своей продукцией импорт и создавать технологический суверенитет и иммунитет (к санкциям). Что касается отраслей, то в любой — непаханое поле возможностей, приходи и делай. Если изучить последние планы Минпромторга по импортозамещению, то там все расписано, что делать надо, что сегодня не купишь в Европе или на Западе, но с высоким уровнем качества, повышать уровень локализации. Если вчера импортная составляющая была 80%, завтра этот показатель надо сократить до 75%, послезавтра снизить еще на 5% и так далее идти в этом направлении.

Что касается прогнозов по отраслям и направлениям — это уже глубокая аналитика, которой, наверное, не обладает ни Центр НАФИ, ни у Алексея Кудрина. И вообще, какие сегодня могут быть прогнозы на год — дожить бы месяц, полгода, а потом и до конца года, понять бы, когда СВО закончится, когда начнется поэтапное снятие санкций и будет ли оно вообще? Так и живем. Тем более оттянутый с прошлого года тренд и масштаб падения экономики и промышленности России, начавшийся в пандемийный год, продолжившийся в 2021 году и усугубившийся в 2022-м, мы увидим еще не сейчас. Как  и что упадет и поменяется отечественный рынок, как поменяются все звенья цепочки, скорее всего, покажут только 2024—2025 годы, когда кончатся все "подушки безопасности".

Сергей Маслехин

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.