- Девелоперские (управляющие) компании не рассматривают промышленные площадки (индустриальные парки) в муниципальных районах (особенно вне ТОСЭР) как объект инвестирования (профессиональные девелоперы - УК не «приходят» и в районах новые тоже не создаются) Как повлияло создание ТОСЭР - 2016: Набережные Челны, 2018: Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, 2019: Менделеевск на заполнение инвесторами промышленных площадок, индустриальных парков - в муниципальных районах и в моногородах в границах ТОСЭР
- Динамика заполнения инвесторами промышленных площадок, индустриальных парков в муниципальных районах и в границах территорий опережающего развития (ТОСЭР), особых экономических зон ОЭЗ - ТОСЭР в моногородах "убивают" бизнес в районах, "пылесосят" инвесторов и персонал
- Почему не заполняются промышленные площадки и индустриальные парки: конкуренция и партнерство преференциальных и индустриальных территорий: промплощадок, особых экономических зон ОЭЗ, территорий опережающего развития (ТОСЭР), индустриальных парков
- Конкуренция и партнерство в развитии территорий Татарстана
- Динамика заполнения промышленных площадок в районах и ТОСЭР в моногородах за 2013 - 2020 годы
- Как повлияло создание ТОСЭР на заполнение районных промышленных площадок
- Конкуренция ТОСЭР моногородов и промышленных площадок районов
- Конкуренция ОЭЗ ППТ и ТОСЭР моногородов
- Концентрация преференциальных льготных налоговых режимов
- Мнение Алексея Грушина: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Мнение Светланы Кадыровой: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Мнение Эльдара Тимергалиева: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Почему не заполняются промышленные площадки?
* На графике наглядно видно, что 2016-2017 годы стали точками перелома динамики развития промышленных площадок (парков) – прежняя динамика заполнения исчезла – новые резиденты пере-стали появляться как в ранний период развития.
Проблема №1. Заполнение промышленных площадок (индустриальных парков) в муниципальных районах (вне ТОСЭР и ОЭЗ) остановилось
С момента появления в 2016 году ТОСЭР Набережные Челны, в 2018 году ТОСЭР Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск, заполнение промышленных площадок (индустриальных парков) в муниципальных районах остановилось:
1. Инвесторы (резиденты) парков перестали развивать свои проекты на территории парков, пытаются получить статус резидента ТОСЭР
2. Новые проекты инвесторов - застройщиков девелоперов уходят в ТОСЭР.
Серьезные диспропорции в развитии (отставания) сел (урбанизация, механизация труда в с/х, автоматизация, миниатюризация в производственном секторе) и развитии городских округов с 2016 года усугубились еще и созданием ТОСЭР в промышленно развитых городах Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск.
Возникла реальная угроза для муниципальных районов с точки зрения «оттягивания» и «перетягивания»:
· серьезных инвестиционных проектов (они теперь совсем не «заходят» в муниципальные районы, даже в приграничные – сопредельные с Казанью и городами - ТОСЭР), уже есть примеры и статистика,
· остатков квалифицированного персонала (тренд маятниковой и постоянной миграции еще более усилился),
· финансовых ресурсов.
Промышленные площадки и индустриальные парки в муниципальных районах (в районных центрах, поселениях, городских округах численностью населения менее 30 тысяч жителей):
· не имеют (кроме льгот по арендной плате за землю, земельному налогу) значимых налоговых преференций, налоговая нагрузка на резидентов площадок и парков вне ТОСЭР – существенно выше,
· не имеют конкурентных преимуществ перед преференциальными режимами ТОСЭР, ОЭЗ ППТ, ТВТ, проигрывают в конкурентной борьбе (примеры динамики появления новых производственных компаний - резидентов ТОСЭР)*
· на сегодняшний день проекты индустриальных парков в части налоговых преференций - не представляют интереса для инвесторов (действующие резиденты перестали расширяться на территории промышленных парков и площадок в муниципальных районах)
· более того, УК вынуждена «перекладывать» сумму уплаченного налога на недвижимое имущество с сетей и коммуникаций, всей инфраструктуры – на резидентов, а это только повышает их налоговую нагрузку (при этом в ряде регионов просто снизили ставку налога до 0,1-1,1% или отказались от взимания этого налога для резидентов и УК для стимулирования развития и заполнения промышленных площадок и индустриальных парков),
· промышленные площадки в муниципальных районах проигрывают в конкурентной борьбе за инвестора не только внутри РТ, но и в межрегиональной конкуренции[1]
[1] Льготные ставки по налогу на недвижимое имущество для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков (технопарков) и/или резидентов приняты на законодательном уровне в 20 субъектах РФ, по земельному налогу для УК – в 8 регионах
Проблема №2. Девелоперские (управляющие) компании не рассматривают промышленные площадки (индустриальные парки) в муниципальных районах (особенно вне ТОСЭР) как объект инвестирования (профессиональные девелоперы - УК не «приходят» и в районах новые тоже не создаются)
Девелоперские и управляющие компании промышленных парков не могут выполнить запросы сегодняшнего и завтрашнего дня на предоставление арендопригодных современных площадей(от инвесторов с меньшим размером инвестиций, чем те, что локализуют свои производства в ОЭЗ и ТОСЭР)
· экономика девелопмента в районе не складывается [2](стоимость возведения 1 кв метра производственного помещения – 20 000 – 28 000 рублей при среднерайонной ставке аренды (200 рублей за 1 кв. метр в месяц) это означает окупаемость СМР арендной платой 100 - 140 месяцев (10-11,5 лет) без учета расходов на поддержание здания в эксплуатационном состоянии – девелопмент теряет смысл
· экономика управления сетями и коммуникациями у УК управляющих компаний не складывается*
· налоговая нагрузка на УК площадок и парков (особенно для районных) при модели экономики «только сервис и аренда» при работе с НДС (условие резидентов и Минэкономразвития РФ для софинансирования строительства сетей) чрезвычайно велика, особенно в части налога на недвижимое имущество, это понимают региональные власти во многих субъектах РФ необходимость поддержки УК и резидентов промышленных парков:
- Промышленный парк «КИП Мастер» пользуется льготой по налогу на недвижимое имущество 0,5%
- Индустриальный парк «Челны» пользуется льготой по налогу на недвижимое имущество 0,5%
- Технополис «Химград» пользуется льготой по налогу на недвижимое имущество 0,5%
- Промышленные парки Зеленодольск, Нижнекамск, Чистополь, Развитие, могут предложить новым резидентам режим ТОСЭР, промышленный парк Зеленодольск - еще и понижающую ставку 0,0015 к кадастровой стоимости з/у при выкупе, ставку земельного налога 0 и арендной платы за землю - 0
- Льготные ставки по налогу на недвижимое имущество для управляющих компаний (УК) индустриальных (промышленных) парков (технопарков) и/или резидентов приняты в Республике Коми, Мордовия, Башкортостан, городе Москве, Краснодарском, Ставропольском, Пермском краях, Белгородской, Воронежской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Новгородской, Орловской, Саратовской, Свердловская, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областях, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра **
** Льготные ставки налогов по субъектам РФ (данные АИП России 2018-2019)
Наименование субъекта РФ (муниципального образования)
|
Количество ИП в регионе АИП 2017
|
Ставка налога на прибыль для УК ИП, %
|
Ставка налога на прибыль для Р ИП, %
|
Ставка налога на имущество для УК ИП, %
|
Ставка налога на имущество для Р ИП, %
|
Ставка земельного налога для УК ИП, %
|
|
|
действующих
|
создаваемых
|
|
|
|
|
|
Центральный ФО
|
46
|
30
|
|
|
|
|
|
Белгородская область
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Брянская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Владимирская область
|
3
|
3
|
|
|
|
|
|
Воронежская область
|
2
|
|
|
|
0
|
|
|
Ивановская область
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Калужская область
|
7
|
3
|
|
|
0
|
|
|
город Калуга
|
|
|
|
|
|
|
0
|
Костромская область
|
|
3
|
|
|
|
|
|
Курская область
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Липецкая область
|
2
|
|
|
|
1,1
|
0
|
|
Московская область
|
16
|
14
|
|
|
|
|
|
Орловская область
|
2
|
1
|
|
|
0
|
|
|
Рязанская область
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Смоленская область
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Тамбовская область
|
|
2
|
|
|
0
|
0
|
|
Тверская область
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
Тульская область
|
1
|
1
|
|
|
|
0
|
|
Ярославская область
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Город федерального значения Москва
|
2
|
|
12,5
|
12,5
|
0
|
0
|
0,7
|
Северо-Западный ФО
|
8
|
12
|
|
|
|
|
|
Республика Карелия
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Республика Коми
|
|
|
|
|
0
|
0
|
|
Архангельская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Вологодская область
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
Калининградская область
|
|
3
|
|
|
|
|
|
Ленинградская область
|
4
|
5
|
13,5
|
|
0
|
|
льгота 10-70%
|
Мурманская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Новгородская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Псковская область
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Город федерального значения Санкт-Петербург
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Ненецкий автономный округ
|
|
|
|
|
|
|
|
Южный ФО
|
3
|
7
|
|
|
|
|
|
Республика Адыгея
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Калмыкия
|
|
|
|
|
|
|
|
Краснодарский край
|
|
3
|
|
|
льгота
99% |
льгота 99%
|
|
Республика Крым
|
|
3
|
|
|
|
|
|
Астраханская область
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Волгоградская область
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Ростовская область
|
1
|
|
|
|
|
|
|
город федерального значения Севастополь
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Северо-Кавказский ФО
|
5
|
3
|
|
|
|
|
|
Республика Дагестан
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
Республика Ингушетия
|
|
|
|
|
|
|
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Северная Осетия
|
|
|
|
|
|
|
|
Чеченская Республика
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Ставропольский край
|
2
|
2
|
|
|
0
|
0
|
0 - резиденты
|
Приволжский ФО
|
32
|
21
|
|
|
|
|
|
Республика Башкортостан
|
6
|
3
|
|
|
0
|
0
|
|
Республика Марий Эл
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Мордовия
|
|
|
|
|
0
|
0
|
|
Республика Татарстан (только для ИП созданных по решению Правительства РТ)
|
10
|
7
|
|
|
0,5
|
|
0 (Набережные Челны)
|
Удмуртская Республика
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Чувашская Республика
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
Кировская область
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
Нижегородская область
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Оренбургская область
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Пензенская область
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
Самарская область
|
4
|
|
|
|
0
|
|
|
Саратовская область
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Ульяновская область
|
5
|
3
|
|
|
0
|
|
|
Пермский край
|
|
|
|
|
|
|
|
Уральский ФО
|
7
|
5
|
|
|
|
|
|
Курганская область
|
1
|
1
|
|
|
0
|
0
|
0
|
Свердловская область
|
3
|
2
|
|
|
|
|
|
Тюменская область
|
1
|
1
|
|
|
0
|
|
|
Челябинская область
|
2
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
|
|
1
|
|
|
0
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
|
|
|
|
|
|
|
Сибирский ФО
|
10
|
4
|
|
|
|
|
|
Республика Алтай
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Бурятия
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Тыва
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Хакасия
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Алтайский край
|
|
|
|
|
|
|
|
Забайкальский край
|
|
|
|
|
|
|
|
Красноярский край
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Иркутская область
|
2
|
|
|
|
0
|
0
|
|
Кемеровская область
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Новосибирская область
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Омская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Томская область
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Дальневосточный ФО
|
3
|
6
|
|
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия)
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Камчатский край
|
|
|
|
|
|
|
|
Приморский край
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Хабаровский край
|
3
|
2
|
|
|
|
|
|
Амурская область
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Магаданская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Сахалинская область
|
|
|
|
|
|
|
|
Еврейская автономная область
|
|
|
|
|
|
|
|
Чукотский автономный округ
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Пути решения проблем
Требуется:
· устранить диспропорции в развитии ТОСЭР и развитии муниципальных промышленных площадок,
· создать стимулы для заполнения новыми резидентами промышленных площадок в районах РТ, где есть незастроенные з/у и пустующие помещения)
· снизить налоговую нагрузку на УК площадок и парков
Распространить преференциальный налоговый режим ТОСЭР - территории опережающего социально-экономического развития Дальневосточного типа (разрешается создавать в любых муниципальных образованиях) для новых инвестиционных проектов, вновь реализуемых на свободных от застройки территориях или свободных объектах недвижимости в границах созданных индустриальных парков и промышленных площадок (прошедших аккредитацию[3]):
- создать ТОСЭР «Индустриальные парки и промышленные площадки» (по аналогии с ТОР «Забайкалье», ТОР «Кангалассы»)
- включить земельные участки промышленных площадок (индустриальных парков) РТ в границу новой ТОСЭР «Индустриальные парки и промышленные площадки»
- включить в «Льготные виды деятельности резидентов ТОСЭР при реализации инвестиционных проектов на территории опережающего социально-экономического развития при осуществлении которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности» код ОКВЭД 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» - чтобы УК тоже могла воспользоваться льготами
Динамика заполнения промышленных парков и ТОСЭР резидентами 2013-2019
(по данным отчетов промышленных парков и реестрам резидентов ТОСЭР Минэкономразвития РФ)
Количество резидентов нарастающим итогом
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Промышленные площадки (индустриальные парки) в районах
(по данным отчетов УК промышленных парков)
|
||||||||
Сокуры
|
|
|
7
|
8
|
9
|
10
|
16
|
16
|
Тюлячи
|
2
|
4
|
5
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
Азнакаево (Фривей)
|
|
|
|
2
|
4
|
4
|
8
|
8
|
Лениногорск (Идея ЮВ)
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5
|
5
|
5
|
Новошешминск
|
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Кукмор
|
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Вятка
|
|
|
1
|
1
|
1
|
2
|
5
|
5
|
Дрожжаное
|
2
|
2
|
2
|
2
|
7
|
7
|
7
|
7
|
Территории опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
(по данным реестра резидентов ТОСЭР Минэкономразвития РФ
|
||||||||
Тольятти
|
|
|
|
0
|
18
|
46
|
83
|
83
|
Набережные Челны
|
|
|
|
6
|
17
|
32
|
47
|
50
|
Кумертау
|
|
|
|
0
|
7
|
13
|
38
|
39
|
Новокузнецк
|
|
|
|
0
|
0
|
21
|
38
|
38
|
Белебей
|
|
|
|
0
|
4
|
7
|
28
|
28
|
Череповец
|
|
|
|
0
|
2
|
8
|
19
|
27
|
Гуково
|
|
|
|
5
|
8
|
15
|
24
|
24
|
Сарапул
|
|
|
|
0
|
0
|
7
|
23
|
23
|
Губкин
|
|
|
|
0
|
0
|
4
|
20
|
20
|
Тутаев
|
|
|
|
0
|
0
|
3
|
18
|
18
|
Усолье-Сибирское
|
|
|
|
2
|
4
|
10
|
17
|
18
|
Чусовой
|
|
|
|
0
|
2
|
10
|
17
|
17
|
Каспийск
|
|
|
|
0
|
1
|
5
|
9
|
15
|
Невинномысск
|
|
|
|
0
|
0
|
5
|
13
|
14
|
Кировск
|
|
|
|
0
|
3
|
10
|
11
|
12
|
Рузаевка
|
|
|
|
0
|
2
|
5
|
12
|
12
|
Зеленодольск
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
11
|
11
|
Краснотурьинск
|
|
|
|
0
|
4
|
7
|
11
|
11
|
Прокопьевск
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
11
|
11
|
Чистополь
|
|
|
|
0
|
0
|
3
|
11
|
11
|
Гаврилов-Ям
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
9
|
10
|
Димитровград
|
|
|
|
0
|
1
|
4
|
10
|
10
|
Ефремов
|
|
|
|
0
|
0
|
4
|
10
|
10
|
Котовск
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
10
|
10
|
Нижнекамск
|
|
|
|
0
|
0
|
5
|
10
|
10
|
Ясный
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
8
|
9
|
Ростов
|
|
|
|
0
|
0
|
1
|
8
|
8
|
Анжеро-Судженск
|
|
|
|
0
|
5
|
7
|
7
|
7
|
Бакал
|
|
|
|
0
|
3
|
6
|
6
|
7
|
Новоалтайск
|
|
|
|
0
|
0
|
5
|
7
|
7
|
Петровск
|
|
|
|
0
|
0
|
4
|
6
|
7
|
Юрга
|
|
|
|
1
|
1
|
4
|
7
|
7
|
Верхний Уфалей
|
|
|
|
0
|
1
|
4
|
6
|
6
|
Вятские Поляны
|
|
|
|
0
|
2
|
4
|
6
|
6
|
Краснокаменск
|
|
|
|
0
|
4
|
5
|
6
|
6
|
Мценск
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
5
|
6
|
Надвоицы
|
|
|
|
0
|
1
|
1
|
6
|
6
|
Новотроицк
|
|
|
|
0
|
1
|
2
|
6
|
6
|
Саянск
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
5
|
6
|
Дагестанские Огни
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
5
|
5
|
Дорогобуж
|
|
|
|
0
|
2
|
3
|
5
|
5
|
Зверево
|
|
|
|
0
|
0
|
3
|
5
|
5
|
Лесной
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
4
|
5
|
Линево
|
|
|
|
0
|
0
|
1
|
4
|
5
|
Миасс
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
1
|
5
|
Наволоки
|
|
|
|
0
|
0
|
3
|
5
|
5
|
Сердобск
|
|
|
|
0
|
0
|
1
|
5
|
5
|
Варгаши
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
4
|
4
|
Заринск
|
|
|
|
0
|
0
|
2
|
4
|
4
|
Канаш
|
|
|
|
0
|
0
|
1
|
4
|
4
|
Костомукша
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
4
|
4
|
Пикалево
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
3
|
4
|
Южа
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
4
|
4
|
Алексин
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
3
|
3
|
Благовещенск
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
Кондопога
|
|
|
|
0
|
0
|
3
|
3
|
3
|
Менделеевск
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
3
|
3
|
Форма