Размышления об идеальной налоговой системе
- 2х- 3х налогообложение одного и того же по НК РФ
- Идеальную налоговую систему в РФ создать реально
- О налоговой системе: во что не верю
- Придумать эффективную налоговую систему для РФ
- Пример эффективной налоговой системы в VII - XVI веках н.э.
- Размышления о будущей налоговой системе: во что верю
- Размышления о текущей налоговой системе
- Сложности и избыточность налогообложения
- Чем будут заниматься высвободившиеся бухгалтера - инспектора?
- АУСН онлайн еще 1 шаг к идеальной налоговой системе
Чем мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Еще по теме:
Источники финансовых ресурсов для бизнеса, проекта:
- Компенсация % по кредиту СМСП в РТ
- Льготные 3% займы в моногородах РТ
- Льготные 5% годовых займы
- Льготные 0% и 5% займы Фонда развития моногородов
- Льготный лизинг под 6% годовых российского оборудования
- Льготные займы Фонда поддержки предпринимательства РТ
- Льготные 1% год займы Фонда развития промышленности РТ
- Предоставление гарантий Корпорации МСП
- Поручительство Гарантийного фонда до 70 процентов
- Кредит 5% год 5 млн рублей до 3 лет экспортерам Татарстана
- Льготные (ниже среднерыночной) кредиты и лизинг Татарстан
- Субсидии на возмещение уплаченных процентов по кредитам
Про земельные участки и налоговые льготы:
- Муниципальные земельные участки в аренду - без торгов
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Льготная (15% от кадастра) цена выкупа земельных участков
- Муниципальные з/у в аренду УК индустриальных парков и промышленных площадок без торгов по ЗК РТ
- Нулевая ставка аренды з/у резиденту ТОСЭР
- Бесплатная аренда з/у резиденту индустриального парка
- Как влияют льготы, преференции ТОСЭР, ОЭЗ, промышленного парка на экономику проекта
- Льготная (0,1% от кадастровой стоимости) цена выкупа з/у
- Транспортный налог
- Патентная система налогообложения Республики Татарстан
- Налог на имущество организаций Татарстан
- Где инвестору разместить производство?
- Заявка на подбор земельного участка
- Как влияет создание промышленной площадки, индустриального парка в районе на экономику и уровень жизни
- Конкуренция и партнерство в развитии территорий РТ
- Cоздание ТОСЭР для промышленных территорий (индустриальных парков) в муниципальных районах
- ТОСЭР Промышленные (индустриальные) площадки (парки)
- Где выгоднее разместить свое производство?
- Кооперация резидентов промышленного парка
- Ипотека промышленных зданий для индустриальных парков
- Как влияют тарифы, ФОТ льготы ТОСЭР, ОЭЗ, промышленного парка на экономику проекта
- Как научиться использовать имеющиеся ресурсы? Об эффектах от кооперации: смежники, субконтрактация
12.05.2024, 15:23
https://www.kommersant.ru/doc/6690404
Комитет Госдумы: обсуждение налоговой реформы начнется 20 мая
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что публичное обсуждение изменений налоговой системы России начнется в нижней палате парламента 20 мая. Он предположил, что нововведения начнут действовать с 1 января 2025 года.
Развернуть на весь экран
«Сегодня мы договорились, что необходимо начинать публичное обсуждение подходов к трансформации налоговой системы. <…> Публичное обсуждение подходов к трансформации налоговой системы начнется 20 мая в 12 часов на экспертом совете комитета по бюджету и налогам с привлечением всех бизнес-объединений, экспертов, ученых, заинтересованных лиц»,— сказал господин Макаров по итогам заседания комитета (цитата по «РИА Новости»).
Он добавил, что со стороны бизнеса, регионов и муниципалитетов есть запрос, чтобы решения об изменениях были приняты до конца весенней сессии, которая завершается 4 августа. Андрей Макаров также сказал, что донастройка налоговой системы должна обеспечивать все необходимые функции государства, в которые входит в том числе покрытие растущих социальных расходов.
Модернизировать налоговую систему в феврале поручил президент Владимир Путин. Он призвал рассмотреть увеличение налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предполагал, что повышение ставки НДФЛ до 15% должно затронуть граждан с доходом более 1 млн руб.
02.04.2024, 01:01
41K9 мин.20
Прейскурант шестилетки
Правительству спущен план работы на новый срок
Кремль опубликовал перечень поручений Владимира Путина правительству. Де-факто это детализированная администрацией президента и Белым домом программа работы исполнительной власти до 2030 года, в целом описанная в послании Федеральному собранию. Она обойдется в 6 трлн руб. дополнительных бюджетных расходов, большая часть этих средств вернется в экономику за счет вложений в строительство школ и больниц, снижение бедности и снятие остроты кадровой проблемы. 2,2 трлн руб. поручено потратить на адаптацию экономики — промышленную и экологическую модернизацию и внутренний туризм, чтобы удовлетворить растущий спрос, и на развитие цифровизации госуправления. Макроэкономически такая модель развития потребует одновременного роста налоговых сборов, выпуска, зарплат, инвестиций и экспорта при сокращении импорта — что, по мнению экономистов, будет сложным в условиях неопределенных внешнеполитических обстоятельств РФ.
Владимир Путин описал в поручениях Михаилу Мишустину, чего экономика ждет от правительства в ближайшие годы
Поручения президента правительству на 2025–2030 годы описывают перестройку экономики РФ и ее развитие с большей опорой на собственное производство. Система мероприятий, «упакованная» в поручения Кремля, предполагает поддержку спроса, который проще удовлетворить сейчас, ради трансляции его в инвестиции компаний на внутреннем рынке и их технологическое перевооружение с последующим ростом предложения, который компенсирует сокращение импорта и будет поддерживать увеличение несырьевого экспорта. Интриги в документе две: это подробности налоговой реформы, которая потребуется для финансирования такого проекта, и способность регуляторов одновременно увеличить спрос, предложение, инвестиции, зарплаты и экспорт и удержать эту конструкцию в динамическом равновесии. Формально большинство поручений даны лично Михаилу Мишустину как главе правительства.
Спрос подождет предложения
Расходы, упомянутые в поручениях президента в качестве дополнительных трат бюджета в 2025–2030 годах, в сумме составляют 6 трлн руб. Из них новые социальные нацпроекты обойдутся в 2,7 трлн руб., дополнительные соцрасходы в целом (учитывая планы по поддержке бедных и т. п.) составят 3,7 трлн руб., еще 2,2 трлн руб. правительству поручено потратить на адаптацию экономики к «новым условиям» — технологическую и промышленную модернизацию, потребность в которых вызвана усиливающейся изоляцией российской экономики от мировой (в т. ч. 500 млрд руб. Фонду развития промышленности), цифровизацию, которая поддерживает эту адаптивность (700 млрд руб. на нацпроект «Экономика данных»), еще в 600 млрд руб. обойдется нацпроект «Экология» (прежде всего — траты на физическую инфраструктуру, которые, впрочем, по традиции могут быть перенаправлены на другие проекты в случае проблем с финансированием), отчасти те же задачи адаптации к изоляции решают 600 млрд руб. трат на нацпроект по поддержке внутреннего туризма. В целом модель работы правительства, описанная поручениями, выглядит как использование дополнительного бюджетного стимула, вливаемого в экономику по каналам капитального строительства и социальных расходов, в расчете на ее перестройку на удовлетворение внутреннего и экспортного спроса при «точечной» поддержке проектов его удовлетворения — а поддержка бедных, как и дополнительные госрасходы на стройку, поддерживают спрос в наименее импортозависимых отраслях, в т. ч. производства стройматериалов и АПК.
Дополнительные расходы бюджета, растущие в последние годы, однако, пока вызывают озабоченность Банка России.
В резюме заседания совета директоров 22 марта регулятор отмечает, что сомневается в достаточности скорости и устойчивости замедления инфляции, выражая обеспокоенность перегревом рынка труда и ростом зарплат выше производительности, а также неопределенностью источников финансирования новых госрасходов (налоги или займы) — в сочетании с ограниченным рынком труда и большими прибылями корпораций это заставляет его удерживать жесткую денежную политику для возвращения к целевой инфляции в 4%.
Макромодель без инноваций
Отметим, макроэкономически поручения традиционно ставят правительству количественные, а не качественные цели — хотя без статистически значимого качественного рывка выпуска в основных секторах экономики их достижимость может оказаться под вопросом. Одной из ярких «целей для телевизора», например, выступает требование вхождения РФ в топ-4 мировых экономик по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС): экономического смысла в этом немного — ППС придуман не для того, чтобы сравнивать с его помощью объем ВВП разных стран, а ради возможности сопоставления его отдельных компонент, например, инвестиций, потребления, расходов на образование или здравоохранение и т. д. Сравнивать страны в целом по показателю ВВП по ППС некорректно, так как в него входит чистый экспорт, который потребляется не в стране производства и по мировым ценам, а также инвестиции, которые не потребляются совсем и завязаны на производительность труда, которая и является (наряду со степенью открытости экономики и налогами) основным фактором, который влияет на ППС. Более того, за счет разницы в методиках даже сейчас во Всемирном банке и МВФ Россию формально располагают на разных местах среди других экономик по ППС.
В январе на Санкт-Петербургском форуме объединенных культур Владимир Путин заявил, что Россия обогнала Германию по показателю ВВП по ППС, не сообщив, по данным какой организации. По данным Всемирного банка за 2022 год, Германия и Япония занимают четвертое и пятое места, в обновленных данных МВФ Россия занимает шестую строчку, с небольшим отрывом от Германии и более выраженным — от Японии, лидерство же первых трех стран — Китая, США и быстрорастущей Индии — вряд ли изменится и к 2030 году (отрыв США от Индии по размеру ВВП по ППС сейчас более чем вдвое).
Долгосрочные же консенсус-прогнозы не предполагают быстрого роста экономики России до 2028 года — лишь на уровне порядка 1,3%, что заметно ниже среднемировых.
В этом свете еще одна цель, прописанная в поручениях — увеличить к 2030 году реальный выпуск в обработке «не менее чем на 40% по сравнению с 2022 годом»,— не выглядит достижимой, даже учитывая кризисно низкую базу 2022 года. Разгон же темпов роста промпроизводства невозможен без преодоления текущих структурных ограничений — дефицита кадров и мощностей, износ которых в среднем по экономике, по оценкам Банка России, в 2023 году составил 40% при уже рекордной загрузке.
На этом фоне наиболее достижимой выглядит цель увеличить к 2030 году долю оплаты труда в объеме валового внутреннего продукта по сравнению с 2023 годом. В случае ускорения роста ВВП это должно произойти автоматически, а в экономической логике в отсутствие роста производительности рост доли зарплат в ВВП несет лишь угрозы макростабильности. Впрочем, в периоды сбалансированного роста 2011–2013 годов и 2017–2019 годов показатель колебался на уровне 43–47%, что значительно выше 40,7% в 2023 году, даже несмотря на жесткий рынок труда и борьбу за кадры увеличением реальных зарплат.
Замещение требует инвестиций
Замещение требует инвестиций
Случаи снижения доли импорта в ВВП редки: так, в Индонезии этот процесс стал следствием активных инвестиций с привлечением зарубежных технологий на протяжении более 20 лет, замечает Антон Прокудин. Если речь не идет о шоковом падении поставок (как в 2022 году — на фоне введения санкций), добиться снижения доли импорта можно за счет замещения ввоза готовой продукции ввозом сырья и комплектующих, но и для этого требуется привлечение инвестиций и технологий. В условиях же ограничений на ввоз оборудования и компонентов импорт, напротив, может расти из-за сдвига на закупки результатов, а не средств производства.
В части же экспорта среднесрочный прогноз ЦБ предусматривает умеренный рост экспорта до 2026 года включительно (он должен составить $425 млрд против прогнозных $416 млрд в этом году). Ограничением для роста является и сама структура несырьевых поставок — традиционно значительные доли в ННЭ занимают товары металлургии, химпрома и АПК. Экспорт агропродукции за прошлый год уже вырос на 14% — вероятно, эта группа товаров и в дальнейшем будет частично замещать поставки продукции, для которой сохранение санкционных ограничений останется барьером (как для экспорта сырья, так и для продукции более высоких переделов — в том числе из-за ограничений технологического импорта в РФ).
Татьяна Едовина
Внешнеторговая «вилка»
Внешнеторговое уравнение в перечне поручений в целом укладывается в давнюю идею снижения зависимости экономики РФ от импорта при поддержании поступления экспортных доходов, которые также финансируют бюджет. При этом цель снижения доли импорта товаров и услуг в ВВП до 17% на первый взгляд не амбициозна: по итогам 2023 года соотношение составило 19% (при том, что импорт за год увеличился на 18%, до $213,3 млрд). По расчетам главного макроэкономиста УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антона Прокудина, в начале этого года показатель оценочно составил 18,6%, а в 2023-м укладывался в диапазон 17,3–21,3%. Среднее же значение с 2012 по 2021 год составляло 17,5%.
В экспорте же, учитывая нестабильность торговых цепочек, в которых участвует РФ, цели поставлены только для поставок несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ).
Они к 2030 году должны вырасти не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом (порядка $250 млрд; здесь также выбрана низкая база: по итогам 2023-го объем такого экспорта на фоне усиления санкций, проблем с расчетами и логистикой сократился на 23%, до $146,3 млрд, сообщал Минпромторг). При этом совокупный экспорт сократился в прошлом году еще существеннее — на 28,3% (из-за снижения цен: в тоннах экспорт РФ, по данным ФТС, в прошлом году сократился лишь на 1,3%). В результате доля же ННЭ по сравнению с 2014 годом в нем выросла с 28% до 35%. Пиковое же значение экспорта ННЭ пришлось на 2021 год ($194,2 млрд).
Тем не менее добиться целевого роста ННЭ при сохранении текущих ограничений будет нелегко: поставки на рынки дружественных стран не компенсировали падение экспорта по другим направлениям, усиление вторичных санкций также не облегчает этот процесс. На этом фоне правительству поручено обеспечить к 2030 году увеличение производства АПК на 25%, а экспорта — не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Как ранее уточняли в центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе, это означает, что экспорт сельхозпродукции через шесть лет должен составлять уже $55,2 млрд (по данным ФТС, в 2023 году — $43,5 млрд, и это результат двух лет рекордных урожаев зерновых, ключевой позиции агроэкспорта). Как будут достигнуты новые цели, пока не вполне ясно: господдержка АПК достаточно «массированная», и ее заметного расширения не ожидается.
Суверенные технологии
Одним из главных направлений работы правительства в части расширения предложения на внутреннем рынке в ближайшие годы в части промышленной политики станет поддержка импортозамещения — со сдвигом от широкой поддержки выпуска отечественной продукции к концентрации бюджетных средств на интересных государству технологиях. Так, для производства приоритетной промышленной продукции из бюджета поручено выделить не менее 120 млрд руб. субсидий на компенсацию затрат компаний на НИОКР, столько же — на докапитализацию Фонда развития промышленности для поддержки приоритетных проектов, еще 200 млрд руб.— на субсидирование ставок по кредитам для них в рамках кластерной инвестиционной платформы. Также правительство получило поддержку президента в части системного подхода к развитию собственной технологичной продукции за счет запуска новых нацпроектов технологического развития: они получат приоритет и в бюджетном финансировании. Первые проекты Белому дому поручено разработать и утвердить до 1 сентября.
Цели для технологий
Цели для технологий
Правительству поручено разработать и утвердить технологические проекты по нескольким ключевым направлениям: сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация государства, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные).
Эти нацпроекты объединят мероприятия по проведению исследований и разработке технологий, серийному производству высоколокализованной продукции на основе собственных линий разработок, по обеспечению долгосрочного спроса на готовую продукцию, а также по оптимизации системы сертификации, подготовке кадров, снятию административных барьеров, международному сотрудничеству и расширению кооперации. От правительства требуется установить целевые показатели развития технологических направлений, включая объемы выпуска и продажи продукции, уровня локализации производства, глобальной конкурентоспособности технологий и продукции, обеспеченности квалифицированными кадрами.
В поручениях обозначена и цель по росту внутренних затрат на исследования и разработки к 2030 году не менее чем до 2% ВВП (в 2022 году этот показатель, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, составил 0,94% ВВП), в том числе за счет сопоставимого роста частных инвестиций. Доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на основе собственных линий разработки в общем объеме потребления таких товаров и услуг должна увеличиться в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом.
Диана Галиева, Венера Петрова
Финансировать расширение импортозамещения и технологической адаптации ради удовлетворения спроса призвано и поручение принять меры для роста фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году. Это, отметим, крайне амбициозная цель: по оценкам аналитиков «Твердых цифр», номинальный ВВП РФ растет примерно на 5–6% в год и в 2030 году составит уже порядка 245–255 трлн руб., что требует капитализации фондового рынка на уровне 165 трлн руб. Также «адаптационная» часть поручений президента включает в себя расширение поддержки МСП: власти связывают будущее сектора с замещением иностранных поставщиков товаров и технологий и готовы предоставлять ему льготы и возможности роста.
Экономика малых и средних
02.04.2024
Прейскурант шестилетки
Правительству спущен план работы на новый срок
Кремль опубликовал перечень поручений Владимира Путина правительству. Де-факто это детализированная администрацией президента и Белым домом программа работы исполнительной власти до 2030 года, в целом описанная в послании Федеральному собранию. Она обойдется в 6 трлн руб. дополнительных бюджетных расходов, большая часть этих средств вернется в экономику за счет вложений в строительство школ и больниц, снижение бедности и снятие остроты кадровой проблемы. 2,2 трлн руб. поручено потратить на адаптацию экономики — промышленную и экологическую модернизацию и внутренний туризм, чтобы удовлетворить растущий спрос, и на развитие цифровизации госуправления. Макроэкономически такая модель развития потребует одновременного роста налоговых сборов, выпуска, зарплат, инвестиций и экспорта при сокращении импорта — что, по мнению экономистов, будет сложным в условиях неопределенных внешнеполитических обстоятельств РФ.
Владимир Путин описал в поручениях Михаилу Мишустину, чего экономика ждет от правительства в ближайшие годы
Поручения президента правительству на 2025–2030 годы описывают перестройку экономики РФ и ее развитие с большей опорой на собственное производство. Система мероприятий, «упакованная» в поручения Кремля, предполагает поддержку спроса, который проще удовлетворить сейчас, ради трансляции его в инвестиции компаний на внутреннем рынке и их технологическое перевооружение с последующим ростом предложения, который компенсирует сокращение импорта и будет поддерживать увеличение несырьевого экспорта. Интриги в документе две: это подробности налоговой реформы, которая потребуется для финансирования такого проекта, и способность регуляторов одновременно увеличить спрос, предложение, инвестиции, зарплаты и экспорт и удержать эту конструкцию в динамическом равновесии. Формально большинство поручений даны лично Михаилу Мишустину как главе правительства.
Спрос подождет предложения
Расходы, упомянутые в поручениях президента в качестве дополнительных трат бюджета в 2025–2030 годах, в сумме составляют 6 трлн руб. Из них новые социальные нацпроекты обойдутся в 2,7 трлн руб., дополнительные соцрасходы в целом (учитывая планы по поддержке бедных и т. п.) составят 3,7 трлн руб., еще 2,2 трлн руб. правительству поручено потратить на адаптацию экономики к «новым условиям» — технологическую и промышленную модернизацию, потребность в которых вызвана усиливающейся изоляцией российской экономики от мировой (в т. ч. 500 млрд руб. Фонду развития промышленности), цифровизацию, которая поддерживает эту адаптивность (700 млрд руб. на нацпроект «Экономика данных»), еще в 600 млрд руб. обойдется нацпроект «Экология» (прежде всего — траты на физическую инфраструктуру, которые, впрочем, по традиции могут быть перенаправлены на другие проекты в случае проблем с финансированием), отчасти те же задачи адаптации к изоляции решают 600 млрд руб. трат на нацпроект по поддержке внутреннего туризма. В целом модель работы правительства, описанная поручениями, выглядит как использование дополнительного бюджетного стимула, вливаемого в экономику по каналам капитального строительства и социальных расходов, в расчете на ее перестройку на удовлетворение внутреннего и экспортного спроса при «точечной» поддержке проектов его удовлетворения — а поддержка бедных, как и дополнительные госрасходы на стройку, поддерживают спрос в наименее импортозависимых отраслях, в т. ч. производства стройматериалов и АПК.
Дополнительные расходы бюджета, растущие в последние годы, однако, пока вызывают озабоченность Банка России.
В резюме заседания совета директоров 22 марта регулятор отмечает, что сомневается в достаточности скорости и устойчивости замедления инфляции, выражая обеспокоенность перегревом рынка труда и ростом зарплат выше производительности, а также неопределенностью источников финансирования новых госрасходов (налоги или займы) — в сочетании с ограниченным рынком труда и большими прибылями корпораций это заставляет его удерживать жесткую денежную политику для возвращения к целевой инфляции в 4%.
Макромодель без инноваций
Отметим, макроэкономически поручения традиционно ставят правительству количественные, а не качественные цели — хотя без статистически значимого качественного рывка выпуска в основных секторах экономики их достижимость может оказаться под вопросом. Одной из ярких «целей для телевизора», например, выступает требование вхождения РФ в топ-4 мировых экономик по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС): экономического смысла в этом немного — ППС придуман не для того, чтобы сравнивать с его помощью объем ВВП разных стран, а ради возможности сопоставления его отдельных компонент, например, инвестиций, потребления, расходов на образование или здравоохранение и т. д. Сравнивать страны в целом по показателю ВВП по ППС некорректно, так как в него входит чистый экспорт, который потребляется не в стране производства и по мировым ценам, а также инвестиции, которые не потребляются совсем и завязаны на производительность труда, которая и является (наряду со степенью открытости экономики и налогами) основным фактором, который влияет на ППС. Более того, за счет разницы в методиках даже сейчас во Всемирном банке и МВФ Россию формально располагают на разных местах среди других экономик по ППС.
В январе на Санкт-Петербургском форуме объединенных культур Владимир Путин заявил, что Россия обогнала Германию по показателю ВВП по ППС, не сообщив, по данным какой организации. По данным Всемирного банка за 2022 год, Германия и Япония занимают четвертое и пятое места, в обновленных данных МВФ Россия занимает шестую строчку, с небольшим отрывом от Германии и более выраженным — от Японии, лидерство же первых трех стран — Китая, США и быстрорастущей Индии — вряд ли изменится и к 2030 году (отрыв США от Индии по размеру ВВП по ППС сейчас более чем вдвое).
Долгосрочные же консенсус-прогнозы не предполагают быстрого роста экономики России до 2028 года — лишь на уровне порядка 1,3%, что заметно ниже среднемировых.
В этом свете еще одна цель, прописанная в поручениях — увеличить к 2030 году реальный выпуск в обработке «не менее чем на 40% по сравнению с 2022 годом»,— не выглядит достижимой, даже учитывая кризисно низкую базу 2022 года. Разгон же темпов роста промпроизводства невозможен без преодоления текущих структурных ограничений — дефицита кадров и мощностей, износ которых в среднем по экономике, по оценкам Банка России, в 2023 году составил 40% при уже рекордной загрузке.
На этом фоне наиболее достижимой выглядит цель увеличить к 2030 году долю оплаты труда в объеме валового внутреннего продукта по сравнению с 2023 годом. В случае ускорения роста ВВП это должно произойти автоматически, а в экономической логике в отсутствие роста производительности рост доли зарплат в ВВП несет лишь угрозы макростабильности. Впрочем, в периоды сбалансированного роста 2011–2013 годов и 2017–2019 годов показатель колебался на уровне 43–47%, что значительно выше 40,7% в 2023 году, даже несмотря на жесткий рынок труда и борьбу за кадры увеличением реальных зарплат.
Замещение требует инвестиций
Случаи снижения доли импорта в ВВП редки: так, в Индонезии этот процесс стал следствием активных инвестиций с привлечением зарубежных технологий на протяжении более 20 лет, замечает Антон Прокудин. Если речь не идет о шоковом падении поставок (как в 2022 году — на фоне введения санкций), добиться снижения доли импорта можно за счет замещения ввоза готовой продукции ввозом сырья и комплектующих, но и для этого требуется привлечение инвестиций и технологий. В условиях же ограничений на ввоз оборудования и компонентов импорт, напротив, может расти из-за сдвига на закупки результатов, а не средств производства.
В части же экспорта среднесрочный прогноз ЦБ предусматривает умеренный рост экспорта до 2026 года включительно (он должен составить $425 млрд против прогнозных $416 млрд в этом году). Ограничением для роста является и сама структура несырьевых поставок — традиционно значительные доли в ННЭ занимают товары металлургии, химпрома и АПК. Экспорт агропродукции за прошлый год уже вырос на 14% — вероятно, эта группа товаров и в дальнейшем будет частично замещать поставки продукции, для которой сохранение санкционных ограничений останется барьером (как для экспорта сырья, так и для продукции более высоких переделов — в том числе из-за ограничений технологического импорта в РФ).
Татьяна Едовина
Внешнеторговая «вилка»
Внешнеторговое уравнение в перечне поручений в целом укладывается в давнюю идею снижения зависимости экономики РФ от импорта при поддержании поступления экспортных доходов, которые также финансируют бюджет. При этом цель снижения доли импорта товаров и услуг в ВВП до 17% на первый взгляд не амбициозна: по итогам 2023 года соотношение составило 19% (при том, что импорт за год увеличился на 18%, до $213,3 млрд). По расчетам главного макроэкономиста УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антона Прокудина, в начале этого года показатель оценочно составил 18,6%, а в 2023-м укладывался в диапазон 17,3–21,3%. Среднее же значение с 2012 по 2021 год составляло 17,5%.
В экспорте же, учитывая нестабильность торговых цепочек, в которых участвует РФ, цели поставлены только для поставок несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ).
Они к 2030 году должны вырасти не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом (порядка $250 млрд; здесь также выбрана низкая база: по итогам 2023-го объем такого экспорта на фоне усиления санкций, проблем с расчетами и логистикой сократился на 23%, до $146,3 млрд, сообщал Минпромторг). При этом совокупный экспорт сократился в прошлом году еще существеннее — на 28,3% (из-за снижения цен: в тоннах экспорт РФ, по данным ФТС, в прошлом году сократился лишь на 1,3%). В результате доля же ННЭ по сравнению с 2014 годом в нем выросла с 28% до 35%. Пиковое же значение экспорта ННЭ пришлось на 2021 год ($194,2 млрд).
Тем не менее добиться целевого роста ННЭ при сохранении текущих ограничений будет нелегко: поставки на рынки дружественных стран не компенсировали падение экспорта по другим направлениям, усиление вторичных санкций также не облегчает этот процесс. На этом фоне правительству поручено обеспечить к 2030 году увеличение производства АПК на 25%, а экспорта — не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Как ранее уточняли в центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе, это означает, что экспорт сельхозпродукции через шесть лет должен составлять уже $55,2 млрд (по данным ФТС, в 2023 году — $43,5 млрд, и это результат двух лет рекордных урожаев зерновых, ключевой позиции агроэкспорта). Как будут достигнуты новые цели, пока не вполне ясно: господдержка АПК достаточно «массированная», и ее заметного расширения не ожидается.
Суверенные технологии
Одним из главных направлений работы правительства в части расширения предложения на внутреннем рынке в ближайшие годы в части промышленной политики станет поддержка импортозамещения — со сдвигом от широкой поддержки выпуска отечественной продукции к концентрации бюджетных средств на интересных государству технологиях. Так, для производства приоритетной промышленной продукции из бюджета поручено выделить не менее 120 млрд руб. субсидий на компенсацию затрат компаний на НИОКР, столько же — на докапитализацию Фонда развития промышленности для поддержки приоритетных проектов, еще 200 млрд руб.— на субсидирование ставок по кредитам для них в рамках кластерной инвестиционной платформы. Также правительство получило поддержку президента в части системного подхода к развитию собственной технологичной продукции за счет запуска новых нацпроектов технологического развития: они получат приоритет и в бюджетном финансировании. Первые проекты Белому дому поручено разработать и утвердить до 1 сентября.
Цели для технологий
Правительству поручено разработать и утвердить технологические проекты по нескольким ключевым направлениям: сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация государства, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные).
Эти нацпроекты объединят мероприятия по проведению исследований и разработке технологий, серийному производству высоколокализованной продукции на основе собственных линий разработок, по обеспечению долгосрочного спроса на готовую продукцию, а также по оптимизации системы сертификации, подготовке кадров, снятию административных барьеров, международному сотрудничеству и расширению кооперации. От правительства требуется установить целевые показатели развития технологических направлений, включая объемы выпуска и продажи продукции, уровня локализации производства, глобальной конкурентоспособности технологий и продукции, обеспеченности квалифицированными кадрами.
В поручениях обозначена и цель по росту внутренних затрат на исследования и разработки к 2030 году не менее чем до 2% ВВП (в 2022 году этот показатель, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, составил 0,94% ВВП), в том числе за счет сопоставимого роста частных инвестиций. Доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на основе собственных линий разработки в общем объеме потребления таких товаров и услуг должна увеличиться в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом.
Диана Галиева, Венера Петрова
Финансировать расширение импортозамещения и технологической адаптации ради удовлетворения спроса призвано и поручение принять меры для роста фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году. Это, отметим, крайне амбициозная цель: по оценкам аналитиков «Твердых цифр», номинальный ВВП РФ растет примерно на 5–6% в год и в 2030 году составит уже порядка 245–255 трлн руб., что требует капитализации фондового рынка на уровне 165 трлн руб. Также «адаптационная» часть поручений президента включает в себя расширение поддержки МСП: власти связывают будущее сектора с замещением иностранных поставщиков товаров и технологий и готовы предоставлять ему льготы и возможности роста.
Экономика малых и средних
«Адаптационная» часть поручений президента включает в себя расширение поддержки МСП: власти связывают будущее сектора с замещением иностранных поставщиков товаров и технологий. Так, ради этого до 31 июля 2024 года правительству поручено представить предложения по установлению льготного режима налогообложения для малых компаний в обработке. Пока увеличение административной нагрузки и рост налогов препятствуют их выходу из категории МСП и в какой-то мере ограничивают рост выпуска. Среди прочих инициатив в этой сфере — «инфраструктурная» поддержка производственных МСП: одно из поручений требует создания к 2030 году еще 100 промышленных парков, технопарков и бизнес-парков для малых компаний, ориентированных на производство в «области национальных технологических приоритетов». Переориентация с достижения количественных показателей на качественные определила и общую задачу, которую на горизонте ближайших лет предстоит решить правительству: речь идет о том, чтобы обеспечить темп роста дохода в расчете на одного работника, занятого в секторе, выше темпа роста ВВП. По всей видимости, предложения Минэкономики по достижению этой цели будут озвучены при принятии новой версии профильного нацпроекта.
Кристина Боровикова
Платежное поручение
Одним из наиболее значительных и чувствительных направлений работы правительства станет реализация объявленной в послании налоговой реформы. Поручение в этой части несколько выделяется из общего перечня. Так, Госдуме совместно с правительством «рекомендовано» обеспечить внесение необходимых для этого изменений в законодательство уже до 31 июля, а основные параметры обновленной налоговой системы должны быть зафиксированы до 2030 года. При этом задан лишь общий вектор: исходить стоит из идеи «справедливого распределения налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков». Напомним, ранее президент уже пояснял, что речь идет, по сути, о «прогрессивном налоге» — нагрузка должна смещаться в сторону высоких как корпоративных, так и личных доходов при одновременном ее снижении для семей.
Параметры дальнейших изменений пока не раскрываются — анонсированы лишь отдельные нюансы снижения нагрузки на граждан. Так, к августу правительство должно обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих увеличение вдвое с 2025 года вычета на второго ребенка (до 2,8 тыс. руб.), а на третьего и каждого последующего — до 6 тыс. руб. (при доходах до 450 тыс. руб. в год), и вводящих вычеты для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО. Также в поручениях содержится и практически реализованная идея — предоставление вычета в сумме вложений в долгосрочные финансовые инструменты (до 400 тыс. руб. в год; закон об этом уже подписан). Для бизнеса отмечалась необходимость стимулирования компаний, которые вкладывают средства в реализацию инфраструктурных и социальных проектов — ранее глава РСПП Александр Шохин предлагал предоставлять больше налоговых вычетов тем компаниям, которые больше инвестируют.
Принципиальным же моментом предстоящей реформы в поручении обозначено «недопущение уклонения от уплаты налогов или занижения налоговых платежей». Подобные практики, напомним, были одной из причин отказа от прогрессивной шкалы НДФЛ в 2001 году. Ранее Минфин уже анонсировал борьбу с механизмами налоговой оптимизации, в том числе НДФЛ. Сейчас в числе распространенных способов остаются серые зарплаты (с ними отчасти помогает бороться повышение МРОТ) и заключение контрактов с ИП или самозанятыми, которые фактически являются сотрудниками компании. Выявление подобных схем является вопросом усиления налогового контроля (см. “Ъ” от 20 марта).
Олег Сапожков, Артем Чугунов, Татьяна Едовина, Кристина Боровикова, Диана Галиева, Евгения Крючкова, Венера Петрова
- Газета «Коммерсантъ» №57 от 02.04.2024, стр. 1
02.04.2024
Рублем и кирпичом
Новые социальные нацпроекты наполняются финансированием
Почти половина из обозначенных вчера в поручениях президента дополнительных расходов бюджета на реализацию послания придется на финансирование четырех новых социальных нацпроектов. На стимулирование рождаемости, на помощь бедным и пожилым, на лечебную и учебную инфраструктуру и иные схожие цели за ближайшие шесть лет будет потрачено 2,7 трлн из 6 трлн появляющихся новых бюджетных расходов. Основной упор при этом — не на «раздачу» денег населению, а на ремонт и строительство больниц, школ и общежитий.
Развернуть на весь экран
Основным каналом поддержки населения в ближайшие годы станет инфраструктурный — бюджетные стройки социальных объектов
Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ
Предполагаемый объем новых расходов бюджета на социальные инициативы, о которых Владимир Путин месяц назад заявил в послании Федеральному собранию, составляет 2,7 трлн руб. на период до 2030 года, следует из поручений президента правительству. Большей частью эти деньги будут потрачены на финансирование строительства учреждений здравоохранения, школ и общежитий.
Напомним, что в послании президент не только анонсировал продление ряда нацпроектов в социальной сфере, запущенных в 2018 году, но предложил нескольких новых. Сейчас, кроме поручений по наполнению этих новых проектов, президент поставил и две общие задачи в социальной сфере: к 2030 году правительство должно обеспечить прирост доли оплаты труда в объеме валового внутреннего продукта по сравнению с 2023 годом, а также добиться снижения уровня бедности до отметки ниже 7%.
Относительно первой задачи стоит отметить, что по итогам 2022 года доля зарплат в ВВП снизилась до минимальных значений последних лет — до 39% (см. “Ъ” от 9 октября 2023 года). Можно предположить, что ее рост после 2023 года станет восстановительным и логичным, в том числе благодаря поэтапному повышению МРОТ. Что касается уровня бедности, то по итогам 2023 года этот показатель снизился до 9,3%, и его дальнейшее сокращение до целевого уровня за шесть лет представляется вполне вероятным.
По первому из запускаемых новых национальных проектов — «Семья» — целью в поручениях заявлен «устойчивый рост рождаемости к 2030 году».
Неконкретная формулировка этого пункта позволяет предположить, что власти реалистично оценили свои возможности по управлению рождаемостью в стране. Поясним, что в мире нет достоверных кейсов государственного управления, добившегося своими действиями устойчивого и значительного повышения рождаемости (без замещения коренного населения мигрантами).
Из поручений также следует, что новый нацпроект предполагает дальнейшее расширение использования социального контракта — этот инструмент существует с 2018 года и успешно используется для снижения уровня бедности. Также частью нацпроекта «Семья» станет внедрение системы долговременного ухода. Пока описание ее запланированных параметров показывает только численность участников (500 тыс. человек), но не объем возможных расходов бюджета. Это, вероятно, отражает незавершенность дискуссии по этому вопросу в правительстве. Полный объем финансирования, необходимый для работы системы для такого числа клиентов, по оценкам экспертов, может составлять 300–600 млрд руб. ежегодно.
Другой новый нацпроект, по которому даны поручения,— «Продолжительная и активная жизнь».
Его финансирование превысит 1 трлн руб. на срок до 2030 года. Он, по сути, представляет собой «переупакованный» нацпроект «Здравоохранение», поскольку так же ставит своей целью дальнейшую модернизацию больниц и поликлиник, развитие федеральных проектов по борьбе с наиболее смертоносными заболеваниями (такими как сердечно-сосудистые, онкологические и инфекционные).
Нацпроект «Молодежь и дети» аналогично предыдущему ставит своей целью обновление инфраструктуры (в этом случае — учебной) на общую сумму в 500 млрд руб. Часть его мероприятий будет посвящена обновлению профессиональных стандартов педагогов общеобразовательных учреждений.
Наконец, четвертый новый социальный нацпроект — «Кадры» — потребует на реализацию сумму свыше 600 млрд руб. Основными статьями расходов станут ремонт и переоснащение средних общеобразовательных организаций, а также общежитий для студентов. Кроме того, в рамках нацпроекта запланировано построить не менее 40 кампусов вузов и не менее 50 инженерных школ. Основной целью «Кадров», таким образом, можно назвать обеспечение привлекательности среднего образования, что в целом отвечает на запрос рынка труда на «синих воротничков».
Анастасия Мануйлова
- Газета «Коммерсантъ» №57 от 02.04.2024, стр. 2