Альтернативы применения онлайн-касс как драйвер развития малого бизнеса. Проблемы организации учетного процесса
Е.Ю. Астахова,
доцент Департамента аудита и
корпоративной отчетности Финансового
университета при Правительстве РФ,
кандидат экономических наук, доцент
Д.А. Голованов,
студент факультета налогов, аудита
и бизнес-анализа Департамента аудита
и корпоративной отчетности Финансового
университета при Правительстве РФ
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2022 г., с. 56-64.
Сложности, возникающие у субъектов малого предпринимательства, обусловленные необходимостью перехода на онлайн-кассы, и связанные с данным процессом издержки, заставляют обращаться к иным методам ведения налогового и бухгалтерского учета с целью оптимизации деятельности предприятия и минимизации сопутствующих расходов. Рассмотрены особенности привлечения платежных агрегаторов на территории РФ, отмечено, что существенным недостатком остается отсутствие единообразного подхода к ведению бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни с их участием.
В настоящее время стало очевидным, что процесс внедрения новых технологий, поддержка наукоемких отраслей, обеспечивающих развитие и динамизм инновационной сферы, составляют базис устойчивого экономического роста, определяют место страны на международной арене. С каждым годом научно-технологические открытия играют все более значительную роль и во многом определяют конкурентоспособность страны. Овладение и применение передовых разработок ведут к улучшению производственных возможностей экономики.
Главным потребителем результатов научно-технического прогресса является бизнес-сфера, представляющая собой опору всей экономики и основной драйвер ее развития. Мировые тенденции цифровизации экономики и технологические внедрения заставляют искать новые пути решения обыденных проблем, в том числе связанных с электронными платежами. Появление электронной коммерции поставило перед бухгалтерией новую задачу по учету значительного потока электронных платежей. Не секрет, что основная цель любой предпринимательской деятельности заключается в максимизации прибыли и сопутствующих показателей. В этой связи бизнес устремился к расширению и поиску новых точек сбыта продукции, основной из которых стала сеть Интернет, где преобладающее количество сделок совершается при помощи безналичной оплаты.
Для централизации учета и контроля над совершаемыми платежами с участием физических лиц, согласно действующей редакции Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать онлайн-кассы [1].
Онлайн-касса - это кассовый аппарат фискальным накопителем, на который постепенно записывается вся информация о выданных экономическим субъектом чеках, с последующей передачей данных через интернет-подключение в Федеральную налоговую службу РФ.
Закон обязывает предпринимателей использовать этот вид оборудования, который позволят налоговому органу получать информацию о продажах физическим лицам в режиме онлайн. Данный алгоритм работы существенно упрощает взаимодействие контролирующих органов и бизнеса, поскольку обеспечивает:
- возможность контроля над налогоплательщиками в онлайн-режиме;
- сокращение количества контрольных мероприятий с выходом к налогоплательщику;
- повышение прозрачности конкурентной среды;
- получение огромного массива информации об экономической ситуации в стране;
- "прозрачный" налоговый учет для контроля за всей бизнес-деятельностью.
С 1 марта 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон N 54-ФЗ, которые предусматривают усиление контроля со стороны ФНС РФ. Помимо контрольных процедур, включающих оперативные проверки, мониторинг и наблюдение, планируется введение административной ответственности, возлагаемой на управляющих рынками, вплоть до 1,2 млн руб., что позволит проводить качественный мониторинг деятельности арендаторов с целью соблюдения действующего законодательства РФ. Более того, основанием для проведения проверки будут являться данные, предоставляемые автоматизированной информационной системой ФНС, в которой, в частности, могут отражаться сведения о неприменении ККТ. Внедренные в программное обеспечение алгоритмы проводят анализ динамики выручки организации, сигнализируют об аномальных значениях, а также указывают на случаи некорректного отражения реквизитов и иных нарушений, возникающих при применении ККТ.
Таким образом, за счет четкой и бесперебойной работы онлайн-системы минимизируются непосредственные контакты между предпринимателями и ФНС, сокращается количество неточностей в налоговых расчетах, а в результате уменьшается число незапланированных налоговых проверок. В перспективе также ожидается снятие нагрузки с малого бизнеса в части формирования и представления контролирующим органам налоговых деклараций. Так, с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан проходит эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Данный налоговый режим позволяет налогоплательщикам не сдавать налоговую отчетность (декларацию) по итогам налогового периода. Сумма налога определяется налоговым органом на основании сведений, предоставленных, в том числе, посредством онлайн-касс.
Развитие электронного бизнеса, основанного на цифровом контенте, требует разработки и внедрения новых нормативных документов, затрагивающих аспекты ведения такого рода деятельности. Россия движется в этом направлении и стремится усовершенствовать систему учета и контроля. Преимущества с точки зрения государственных органов очевидны: меньше "нарушителей" - больше налоговых отчислений. Однако рассмотрение вопроса о внедрении спецтехники со стороны самого предпринимателя носит противоречивый характер.
Во-первых, сложность использования онлайн-кассы отягощается высокими дополнительными расходами на приобретение необходимой техники, программных продуктов и услуг по подключению. Стоимость оборудования во многих странах намного выше, чем в России [5], при условии, что и для российского бизнеса это большие потери.
Во-вторых, это связано с системой штрафов, предусмотренных за несоблюдение закона о применении онлайн-касс. Сумма штрафа в России зависит от суммы транзакции, которая была осуществлена без использования ККТ, и составляет не менее 10 тыс. руб. для физических лиц, для юридических - не менее 30 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ) [2]. Для сравнения: в Чехии сумма штрафа может достигать полумиллиона крон (1,4 млн руб.) [6]. Санкции за неприменение или неправильное применение новой контрольно-кассовой техники ужесточаются. Дополнительно КоАП РФ за повторное нарушение, при условии, что сумма расчетов без применения ККТ составила в совокупности от 1 000 000 руб. и более, предусматривает дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет, а также административное приостановление деятельности ИП и организаций на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ) [2].
Средний и крупный бизнес, давно использующий технологические электронные (цифровые) системы, не понес больших убытков в связи с внедрением онлайн-касс, но что делать малому бизнесу и микропредприятиям, выручка которых за месяц может и не достигать 10 тыс. руб.? Также не стоит упускать из виду тот факт, что на большинстве отдаленных территорий России вся система "учета" может быть представлена "тетрадью" с записями о продажах за день, без применения компьютерного учета, не говоря уже о возможности подключения к сети "Интернет", которой может просто не быть.
В целях поддержки малого бизнеса в Федеральном законе N 54-ФЗ установлены некоторые исключения для предпринимателей, которые вправе не использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), однако, в случае принятия законопроекта Правительства РФ N 33099-8, расширяющего список организаций, обязанных применять онлайн-кассы, ведение торговли без применения ККТ возможно только для ИП, применяющих ЕСХН, а также организаций, общая площадь торгового места которых, включая места хранения товара, не превышает 15 кв. м.
Рассмотрение недостатков применения онлайн-касс способствуют поиску более выгодных альтернативных вариантов ведения учета кассовых операций. Анализ практики позволяет выделить несколько вариантов, чтобы на законных основаниях продолжать предпринимательскую деятельность без приобретения онлайн-касс.
Первый способ подразумевает обращение в банк. Крупные банки, как "Сбербанк", "Tinkoff" и некоторые другие, располагая достаточными финансовыми ресурсами, самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, предлагая готовые программы по внедрению касс и терминалов, а также сопутствующие услуги по обслуживанию систем.
Второй способ - заключение договора со службой курьерской доставки. В этом случае все платежи будет принимать курьер при помощи мобильного терминала или через облачную кассу. Курьер с помощью виртуальной кассы или товароучетной системы формирует кассовый чек, используя свой смартфон как модуль связи с кассой.
Третий вариант - продажа товаров через партнерские сайты. Предприниматель регистрируется на маркетплейсе (электронной торговой площадке) и продает свой товар с использованием онлайн-касс оператора. Чеки формирует сам маркетплейс, предпринимателю не нужно об этом беспокоиться. Он получает безналичные денежные средства за вычетом комиссии за транзакции.
Четвертый - самый востребованный на сегодняшний день способ не использовать онлайн-кассу, представляет собой использование услуг платежного агрегатора.
Агрегатор (электронная коммерция) - это компания, работающая на рынке электронной коммерции, связывающая все поступающие платежи от клиента с необходимыми банковскими операторами и платежными системами посредством сети Интернет, и дальнейшей передачей необходимых данных в налоговый орган. То есть всю необходимую техническую и юридическую работу с платежными системами агрегатор проделывает самостоятельно. Фактически он выступает в роли посредника между плательщиком, платежной системой, поставщиком товаров (работ, услуг), а также налоговым органом, так как после совершения операций данные о продаже в виде электронного чека пересылаются не только покупателю, но и в ФНС. Платежный агрегатор берет на себя всю ответственность за сбор и перераспределение расчетов между организацией и различными платежными системами по всем поступающим от клиентов платежам. Зачастую агрегаторы работают с наложенными платежами, платежными системами и сервисами, а также с виртуальными валютами. На российском рынке представлено множество сервисов, оказывающих услуги денежного агрегатора. Наиболее популярными из них являются: "Robokassa", "ro.KASSA", "NET PAY" и др. Каждый сервис предлагает разнообразные пакеты услуг и программ, которые подбираются в зависимости от специфики деятельности компании. [7].
За обслуживание денежные агрегаторы взимают комиссию, которая в зависимости от используемого сервиса колеблется в среднем до 5%. Основным критерием выбора обслуживающей системы является, безусловно, размер процента, удерживаемый в счет вознаграждения денежного агрегатора за совершение платежа. При сравнении с затратами, связанными с приобретением и дальнейшим обслуживанием онлайн-кассы, намного выгоднее, дешевле и быстрее взаимодействовать с агрегаторами, позволяющими работать без их приобретения. Но стоит учесть тот факт, что данный вариант централизации учета поступающих денежных средств будет уместен для предпринимателей, получающих разовые или нерегулярные платежи. В том случае, если транши совершаются с определенной периодичностью и/ или их размер достаточно велик, более выгодным решением станет приобретение онлайн-кассы, так как единовременные затраты на ее приобретение и годовое содержание в такой ситуации могут оказаться более рентабельным предложением, по сравнению с постоянной уплатой процента в счет оплаты услуг агрегатора.
Существенным недостатком заключения договора с агрегатором является факт того, что денежные средства поступают на счета не сразу после непосредственного факта оплаты, а в дни контрольных сверок. Значительную часть времени средства находятся у агрегатора, в результате могут возникнуть потенциальные потери месячного оборота предпринимателя. Более того, в процессе работы с платежным агрегатором возникают вопросы не только в части организации взаимодействия, но и порядка ведения бухгалтерского и налогового учета. Анализ практики показал, что работа с платежными агрегаторами в части формирования налоговой базы разным налогам требует дополнительного учета некоторых обстоятельств.
Во-первых, необходимо классифицировать и признать в целях налогообложения затраты на подключение и услуги агрегаторов. Если это разовая сумма, то при расчете налога на прибыль ее следует единовременно учесть в прочих либо во внереализационных расходах. Если предусмотрена абонентская плата, то такие затраты учитываются в целях налогообложения прибыли на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.
Во-вторых, при работе с агрегатором необходимо правильно учитывать поступления от покупателей, а также четко определять налоговую базу в части доходов. Проблема состоит в корректном учете полученных доходов, в ситуации, когда агрегатор удерживает сумму своего вознаграждения из полученных от покупателей средств. Что касается налога на прибыль, то в этом случае, в налогооблагаемые доходы нужно включить всю выручку, полученную от покупателя, без уменьшения ее на суммы, удержанные агрегатором. Сумму удержанного агрегатором вознаграждения можно учесть в "прибыльных" расходах на основании акта оказанных агрегатором услуг (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Зачастую интернет-продавцы работают по предоплате, а значит при использовании общей системы налогообложения, на дату получения оплаты от покупателей нужно начислить НДС. Факт удержания агрегатором своего вознаграждения из денег, которые должны быть перечислены предпринимателю, не влияет на порядок уплаты НДС. Сумма налога рассчитывается исходя из полной стоимости проданных товаров (работ, услуг), а не из фактически полученной от агрегатора суммы. Дополнительно, при планировании входящего потока в части НДС важно учитывать, что информационно-технологические услуги платежных агрегаторов НДС не облагаются [3].
Единства в подходах к учетным процедурам, являющимся результатом взаимоотношений с платежным агрегатором, в настоящий момент нет. Существует несколько мнений относительно бухгалтерского учета электронных платежей через агрегатора. Первое мнение базируется на использовании счетов учета денежных средств в рамках счета 51 "Расчетные счета" [4]. Однако отличительной особенностью электронных денежных средств является то, что они функционируют в сети Интернет без открытия расчетного счета. В этой связи использование такого метода учета представляется дискуссионным. Второе мнение подразумевает использование счета 58 "Финансовые вложения" [4]. Но в данном случае также возникает противоречие, поскольку электронные деньги не удовлетворяют критериям финансовых вложений, так как не приносят дополнительного дохода своему держателю.
Ввиду отсутствия единого подхода к ведению учета сервисы, предоставляющие соответствующие услуги, разрабатывают свои рекомендации и предлагают разработанный ими порядок учета операций в рамках заключенных договоров. Однако подходы, озвученные отдельными агрегаторами, вызывают вопросы относительно их корректности. Для подтверждения данной точки зрения был проанализирован пример бухгалтерских записей, предоставляемый сервисом "РОБО-КАССА" своим пользователям (табл. 1).
Таблица 1
Рекомендации по отражению операций на счетах бухгалтерского учета при подключении услуги "Roboчеки"
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма |
Отражена выручка от реализации товаров |
Продажная стоимость товара |
||
Списаны проданные товары |
Себестоимость проданного товара |
||
Начислен НДС с выручки (при наличии) |
НДС 20% |
||
Начислено вознаграждение Компании за оказание услуг согласно Тарифному плану |
Сумма вознаграждения Компании согласно Тарифному плану |
||
Начислено вознаграждение Компании за оказание Услуги "Roboчеки" |
Сумма вознаграждения Компании за оказание Услуги "Roboчеки" |
||
Зачтено вознаграждение Компании за оказание услуг |
Сумма вознаграждения Компании согласно Тарифному плану |
||
Выделен НДС к вычету |
НДС 20% |
||
Предъявлен НДС к вычету |
НДС 20% |
В целом представленная схема отражения операций на счетах не вызывает вопросов, так как является стандартной. Однако сомнительным выглядит использование счета 26 "Общехозяйственные расходы" для аккумулирования сумм вознаграждения агрегатора. Возможно, предложение по использованию этого счета обусловлено тем, что на нем отражаются общехозяйственные расходы, связанные в том числе с использованием программного обеспечения. Но с таким подходом нельзя согласиться ввиду следующих обстоятельств. Во-первых, рассматривая технологию учетного процесса, следует отметить, что услуги платежного агрегатора представляют собой посредничество по приему платежей и проведению расчетов, они не оказывают в конечном итоге влияния на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). Во-вторых, агрегатор не передает программное обеспечение в распоряжение организации. Платежная система самостоятельно производит операции по переводу средств без установки программного обеспечения на компьютер предпринимателя. В-третьих, в учете торговых организаций, счет 26 "Общехозяйственные расходы", как правило, не применяется, а все издержки обращения аккумулируются на счете 44 "Расходы на продажу". Что касается производственных предприятий, то расходы, связанные с реализацией продукции, учитываются в составе коммерческих расходов на счете 44 "Расходы на продажу". По аналогии с расходами на оплату услуг банка представляется целесообразным в рассматриваемой ситуации использование счета 91 "Прочие доходы и расходы" или счета 44 "Расходы на продажу", если вознаграждение агрегатора будет классифицировано как расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг).
Что касается непосредственного отражения в учетной системе сумм поступивших денежных средств, то поскольку между компанией и электронной платежной системой (ЭПС) в виде платежного агрегатора заключается абонентский договор и оборот электронных денег происходит постоянно через сервис, оптимальным вариантом бухгалтерских записей будет является применение счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Для обособленного ведения учета расчетов по поступившим платежам целесообразно открыть к нему в рамках рабочего плана счетов дополнительный субсчет "Расчеты с агрегаторами". Аналитический учет целесообразно вести по каждому агрегатору отдельно. Кроме того, рационально выделить отдельные субсчета для расчетов в части вознаграждения агрегатора и по поступившим от покупателя платежам. Например, структура рабочего плана счетов организации, заключившей договор с агрегатором, может выглядеть следующим образом:
76/А/1 - Расчеты с агрегаторами по поступившим платежам;
76/А/2 - Расчеты с агрегаторами по суммам вознаграждения.
Бухгалтерские записи при таком подходе представлены в таблице 2. При этом в схеме отражения вознаграждения агрегатора применены одновременно два счета: 91 "Прочие доходы и расходы" и счет 44 "Расходы на продажу", выбор из которых целесообразно регламентировать положением об учетной политике.
Таблица 2
Бухгалтерские проводки по взиманию агентом платежей
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма |
На дату сообщения агрегатора об оплате услуги: |
|||
Получен акт (отчет) агрегатора с указанием сумм поступивших оплат |
76/А/1 |
Продажная стоимость товара |
|
На дату зачисления денег на расчетный счет: |
|||
Поступили денежные средства от агрегатора (за вычетом вознаграждения) |
76/А/1 |
Продажная стоимость товара за минусом вознаграждения |
|
Признано вознаграждение агрегатора (включено в состав расходов) |
76/А/2 |
Сумма вознаграждения агрегатора согласно Тарифному плану |
|
Зачтена сумма вознаграждения агрегатора в счет платежей, принятых от покупателей |
76/А/2 |
76/А/1 |
Сумма вознаграждения агрегатора согласно Тарифному плану |
На дату признания выручки: |
|||
Отражена выручка от реализации товаров |
Продажная стоимость товара |
Важным моментом в рассматриваемой ситуации является дата признания электронных денежных средств в составе денежных потоков организации. Дело в том, что работа агрегаторов в части перечисления полученных от покупателей денежных средств на расчетный счет получателя в банке во многих случаях происходит автоматически, либо на основании заявки получателя денежных средств. В результате на расчетный счет получателя денежные средства поступают через 2-3 дня, предварительно "зависая" у агрегатора. При этом все права на использование полученных денежных средств уже перешли к их получателю. В этой связи учет дистанционных электронных поступлений целесообразно отражать с применением счета 57 "Переводы в пути", согласно нормам Инструкции по применению Плана счетов (табл. 3).
Таблица 3
Бухгалтерские проводки по получению дистанционных электронных поступлений за продукцию (товары, услуги, работы)
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма |
Пробит кассовый чек агрегатором |
76/А/1 |
Продажная стоимость товара |
|
Поступили денежные средства от агрегатора (за вычетом вознаграждения) |
Продажная стоимость товара за минусом вознаграждения |
Сложность в организации учетного процесса заключается в том, что на данном этапе внедрения таких технологий взаимодействия между покупателем, продавцом и налоговым органом нет четко разработанного порядка отражения операций, связанных с применением услуг агрегаторов. При динамичном и значительном развитии электронной коммерции бухгалтеру становится тяжелее автоматизировать учет огромного потока платежей, проходящих за сутки. Вследствие чего, в процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты могут столкнуться с проблемами в организации документооборота и предоставлении необходимой структурированной информации внешним пользователям, в том числе налоговым органам.
В заключение необходимо отметить, что агрегаторы имеют ряд преимуществ, однако, не стоит от них ждать полного и на легальных основаниях освобождения от обязанности по соблюдению новых правил кассовой дисциплины. Но это и не значит, что малые предприятия в ближайшем будущем откажутся от услуг таких сервисов. Особенно те из них, кто осуществляет операции на нерегулярной основе. Использование интернет-сервисов позволяет малому бизнесу преодолевать трудности использования онлайн-касс и оптимизировать свои затраты в этой части. А дальнейшее совершенствование программного обеспечения позволит малому бизнесу снизить издержки на ведение бухгалтерского и налогового учета, что, безусловно, создаст благоприятные условия для дальнейшего развития.
Литература:
1. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022)
4. Алексеева Г.И., Маковская Ю.И. Проблемы бухгалтерского учета расчетов с использованием электронных денег // Все для бухгалтера. 2014. N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-buhgalterskogo-ucheta-raschetov-s-ispolzovaniem-elektronnyh-deneg (дата обращения: 01.07.2022).
5. The ICT Development Index - global analysis // International Telecommunication Union / Международный союз электросвязи [Электронный ресурс] URL: https://www.itu-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-information- society-report-2017_pub/80f52533-e54ede5f-en.
6. Технический контроль за розницей в зарубежных странах // Хабр: сообщество IT-специалистов [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/company/atol/blog/340834/
Сайт платежного агрегатора // Робокасса [Электронный ресурс] URL: https://robokassa.com/