Чем мы можем быть полезны?
- Аккредитация (подготовка к соответствию требованиям НПА):
- индустриального парка ППРФ 794
- промышленного технопарка ППРФ 1863
- технопарка в сфере высоких технологий ПП 1381
- Концепция развития парка
- Консультации по бизнес-модели
- Оценка и сравнительный выбор вариантов з/у под промышленную площадку, индустриальный парк с оптимальными условиями размещения, в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента.
- Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
- Проектирование (ПИР, разработка ПСД)
- Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
- Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
- Подробное ТЗ на разработку документации
- Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
- Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
- Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
- Аккредитация промышленного технопарка в сфере электроники ППРФ 1863, 1659,
- Аккредитация технопарка в сфере высоких технологий ППРФ 1381
- Аккредитация агробиотехнопарка (ППРФ 1007),
- Аккредитация экопромышленного парка (ППРФ 794),
- Аккредитация экотехнопарка (ППРФ 1863),
- Аккредитация агропромпарка (ППРФ 794),
- Аккредитация агропромтехнопарка (ППРФ 794, 1863),
- Концепция развития объекта
- Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
- Консультации по бизнес-модели
- Бизнес план УК, девелопера, резидентов
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы, по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, в ЗАТО
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых экономических зон ОЭЗ всех типов - промышленно- производственного ППТ, технико-внедренческого ТВТ, портового ПТ, туристско-рекреационного ТРТ,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов СЭЗ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Калининградской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников инновационного центра ИЦ Сколково,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов и стартапы Иннополиса (Верхнеуслонской и Лаишевской площадок)
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников региональных инвестиционных проектов РИП,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников специальных инвестиционных контрактов СПИК,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений СЗПК,
- ИТ-компании, разработчики ПО, ПАК, включая аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО, ПАК),
- технологические предприниматели, технологические компании, выполняющие НИОКР, привносящие новшества, осуществляющие инновации, разрабатывающие технические и технологические решения, продукты, сервисы, применяемые в промышленности, сфере услуг, торговле, в быту, жизнедеятельности
- разработчики электроники - продукции радиоэлектроники РЭП, аппаратуры РЭА, электронной-компонентной базы ЭКБ, включая аккредитованные Минпромом РФ компании(в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
- дизайн центры электроники, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов технопарков, включая промышленных
- индустриальных парков
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов агро-парков
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов эко-парков
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов техно-парков
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов био-техно-парков
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов промышленных зон
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков электроники, ЭКБ, РЭП, РЭА (hardware оборудования), ПАК, ПО ЭВМ (software "софта") наукоемкой технологической продукции
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) пользователей иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы или спецрежимы - УСН, АУСН Онлайн
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) предпринимателей и предприятия агро-сферы (АПК)
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разных получателей грантов, субсидий (отраслевых, на производство конкретной продукции).
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории индустриального парка (с учетом льгот резидента и без льгот). Также мы разрабатываем всю необходимую документацию и сопровождаем проект для построения наиболее оптимального процесса создания индустриального парка. Обращайтесь к нам!
Сегодня дать ответ на вопрос "Где размещаться?" - это провести многофакторный анализ - оценить влияние на экономику проекта целой группы факторов:
- близость к источникам сырья, стоимость их получения, добычи с учетом доставки рынки сбыта,
- близость к клиентам, наличие распределительных центров,
- стоимость земли и объектов недвижимости, земельные преференции, возможности получить землевладение на долгосрочную стратегическую перспективу
- наличие и стоимость персонала, с учетом стоимости найма, обучения, подготовки кадров, квалификации, динамики трудовых миграций,
- доступность и качество транспортной инфраструктуры,
- наличие и мощности инженерной инфраструктуры,
- наличие социальной инфраструктуры,
- уровень развития предпринимательской среды, партнерства
- экология, наличие инфраструктуры и региональные тарифы на утилизацию отходов,
- конкурентная среда, уровень нечистоплотной конкуренции и злоупотребления служебным положением (коррупция),
- безопасность бизнеса, гарантии стабильности и сохранности бизнеса, инвестиционный климат,
- поддержка региональных и местных органов власти в широком круге вопросов,
- уровень конкуренции за ресурсы и рынок сбыта,
- налоговые льготы, возможность зафиксировать льготы в ОЭЗ, ТОСЭР, СПИК, СЗПК,
- тарифная политика, возможность зафиксировать тарифы в СПИК, СЗПК,
- сложившиеся кооперационные связи или вероятность их выстраивания,
- вероятность соблюдения договоренностей по всем значимым позициям договоров,
- и т.д. и т.п. факторы
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- В чем отличия бизнес-модели объекта:
- индустриальный парк?
- промышленный технопарк?
- агро (промышленный) парк?
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Авторская методика создания индустриального парка, промышленного технопарка, ЛАЦ-ОРЦ, ОЭЗ
- Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
- Проектирование
- Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
- Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
- Подробное ТЗ на разработку документации
-
Основная документация индустриального парка:
-
Бизнес-план: Отвечает за экономическую составляющую, включает цифры, маркетинговые и экономические обоснования.
-
Мастер-план: Ключевой документ, определяющий развитие территории проекта. Должен быть детально проработан, особенно если проект реализуется на нескольких участках или в несколько очередей.
-
-
Типичные ошибки в документации:
-
Недостаточная детализация мастер-плана, особенно в части описания участков и очередей проекта.
-
Отсутствие чёткого описания развития территории, что может привести к неправильной интерпретации цифр и параметров проекта.
-
Несоответствие земельных участков планам и правилам землепользования, а также проблемы с правоустанавливающими документами.
-
-
Финансовая модель и бизнес-план:
-
Финансовая модель должна быть детализирована, включать прогнозы на 10 лет и учитывать инвестиции резидентов и управляющей компании.
-
Бизнес-план должен быть содержательным, с чётким описанием долей инвестирования и маркетингового анализа.
-
-
Правоустанавливающие документы:
-
Частые ошибки включают отсутствие выписок из ЕГРН, несоответствие видов разрешённого использования земель, истёкшие сроки аренды и недостаточная площадь участков.
-
Управляющая компания должна иметь право распоряжения имуществом, что часто не подтверждается документально.
-
-
Экспертная оценка:
-
Эксперты обращают внимание на качество проработки документов, включая бизнес-план, финансовую модель и мастер-план.
-
Частые ошибки: поверхностные документы, отсутствие подтверждающих документов, противоречия в данных.
-
-
Рекомендации для заявителей:
-
Внимательное следование нормативным актам и методическим материалам.
-
Документарное подтверждение всех фактов, указанных в заявке.
-
Актуальные данные в составе заявки и отсутствие противоречий в документах.
-
-
Вопросы и ответы:
-
Учёт вложений управляющей компании: Вложения учитываются с момента заключения соглашения, но документы за последние 3 года необходимы для подтверждения работы над проектом.
-
Объём проектной документации: Рекомендуется проходить полную госэкспертизу, включая техническую и сметную части, чтобы избежать вопросов при проверках.
-
Вывод:
Основное внимание при подготовке документации для индустриального парка должно быть уделено качеству проработки мастер-плана, бизнес-плана и финансовой модели. Важно избегать типичных ошибок, таких как недостаточная детализация, несоответствие документов и противоречия в данных. Рекомендуется следовать нормативным требованиям и предоставлять полный пакет документов, включая подтверждающие вложения управляющей компании и правоустанавливающие документы.
Обобщение и структурирование текста:
-
Финансирование и казначейство:
-
Федеральные деньги расходуются через казначейство, которое требует наличия проектно-сметной документации (ПСД) для предоставления финансирования.
-
Рисковать с неполной документацией или неофициальными экспертизами не рекомендуется, так как это может привести к отказу в финансировании.
-
-
Проектная и рабочая документация:
-
Для получения финансирования необходимо предоставить проектную документацию (стадия П), прошедшую госэкспертизу.
-
Рабочая документация разрабатывается после получения разрешения на строительство и не требуется на этапе отбора.
-
-
Распределение финансирования:
-
На период до 2030 года предусмотрено финансирование в объёме 30 млрд рублей, распределённое по годам.
-
В 2026 году запланировано 7,8 млрд рублей. Если средства не будут израсходованы, они могут быть перенесены на следующий год или перераспределены между другими мероприятиями в рамках национального проекта.
-
-
Технопарки в сфере высоких технологий:
-
Новый статус технопарков в сфере высоких технологий, аккредитуемых Минпромторгом, пока не учтён в правилах отбора.
-
Если технопарк соответствует требованиям Минпромторга, он может быть рассмотрен как промышленный технопарк.
-
-
Порядок отбора резидентов:
-
Порядок отбора резидентов является обязательным документом для проектов, прошедших отбор.
-
Даже если проект не отобран, рекомендуется разработать и представить этот документ в составе заявки, чтобы избежать проблем в будущем.
-
-
Управляющая компания:
-
Управляющая компания должна быть частной, созданной без участия государства.
-
Если компания создана государственной структурой (например, дочернее юрлицо государственной управляющей компании), она не будет считаться частной, если финансирование осуществляется за счёт государственных средств.
-
-
Подтверждение кооперации резидентов:
-
Кооперация между резидентами может быть подтверждена соглашениями, договорами поставок или другими документами, подтверждающими совместную работу над продуктом или участие в производственной цепочке.
-
Жёстких требований к формату подтверждения нет, но документы должны быть прозрачными и понятными.
-
-
Внебюджетные средства:
-
Внебюджетные средства должны быть вложены непосредственно управляющей компанией, а не через индивидуальных предпринимателей или подконтрольные юридические лица.
-
Регионы несут ответственность за подтверждение внебюджетных инвестиций, и использование средств, не связанных с управляющей компанией, может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов.
-
Вывод:
Для успешного получения федерального финансирования необходимо строго соблюдать требования к документации, включая наличие проектной документации, прошедшей госэкспертизу, и порядок отбора резидентов. Управляющая компания должна быть частной, а внебюджетные средства — подтверждены и вложены непосредственно компанией. Кооперация резидентов должна быть документально подтверждена, а распределение финансирования будет осуществляться в соответствии с установленными лимитами и правилами.
-
Реализация проектов на земельных участках:
-
В текущих правилах проекты могут реализовываться только на земельных участках, находящихся в частной, государственной (региональной) или муниципальной собственности.
-
Федеральные земельные участки не предусмотрены для реализации проектов. Однако, если в будущем возникнет значительный запрос, правила могут быть изменены.
-
Аренда частных земельных участков также не предусмотрена, так как это увеличивает риски (например, изменение планов арендодателя). Возможность субаренды земель государственной или муниципальной собственности рассматривается, но пока не внедрена.
-
-
Ежегодный отбор проектов:
-
Отбор проектов будет проводиться ежегодно в течение ближайших 6 лет. Если проект не проходит в текущем году, заявители могут доработать заявку и подать её в следующем году.
-
Заявители получат все замечания экспертов по предварительному отбору, что поможет улучшить заявку для следующего этапа.
-
-
Типы парков и их регламентация:
-
Бизнес-парки регулируются теми же правилами, что и индустриальные парки (Приложение 48 к Постановлению № 316).
-
Технопарки в сфере высоких технологий (ИТ-парки) должны соответствовать требованиям Минпромторга. Если проект заявляется как технопарк, но не соответствует требованиям Минпромторга, он может не получить поддержку в будущем.
-
Для получения субсидии от Минэкономразвития проект должен соответствовать их требованиям (например, размещение субъектов МСП и предоставление ежегодной отчётности).
-
-
Особенности реализации проектов на новых территориях:
-
Проекты на новых территориях (например, в новых регионах) получают максимальную сумму субсидий (до 500 млн рублей) и дополнительные баллы при отборе.
-
Внесены изменения в правила для упрощения взаимодействия с Фондом развития территорий и предоставления государственного имущества.
-
-
Технологическое присоединение и кооперация резидентов:
-
Наличие технологического присоединения (например, к газу или электричеству) увеличивает шансы проекта на получение баллов, так как снижает затраты на инфраструктуру.
-
Кооперация резидентов (например, совместное использование оборудования) должна быть подтверждена документально (соглашения, договоры). Это может быть учтено при оценке проекта.
-
-
Госэкспертиза и сметная документация:
-
Госэкспертиза сметной стоимости обязательна для получения субсидии. Сметы должны быть актуальными и соответствовать текущим ценам.
-
Использование устаревших смет (например, 2022 года) может привести к недостатку финансирования, так как цены на строительство могут вырасти. Риски удорожания проекта ложатся на заявителя.
-
-
Внебюджетные инвестиции и требования к резидентам:
-
Внебюджетные инвестиции должны быть подтверждены и вложены непосредственно управляющей компанией.
-
Для ИТ-парков, где резиденты могут не иметь значительных основных средств, важно учитывать объём инвестиций в основной капитал и количество резидентов, так как эти показатели влияют на выполнение федеральных задач.
-
Вывод:
Для успешной реализации проектов индустриальных парков, технопарков и бизнес-парков необходимо строго соблюдать требования к земельным участкам, документации и инвестициям. Проекты на новых территориях имеют приоритет и могут получить максимальную поддержку. Кооперация резидентов и технологическое присоединение к инфраструктуре повышают шансы на успех. Госэкспертиза сметной стоимости обязательна, и использование устаревших смет может привести к финансовым рискам. Заявителям рекомендуется тщательно готовить заявки, учитывая замечания экспертов, и при необходимости подавать их в следующем отборе.
Спасибо, что обращаетесь к нам!
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- В чем отличия бизнес-модели объекта:
- индустриальный парк?
- промышленный технопарк?
- агро (промышленный) парк?
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Уважаемые коллеги и партнеры!
Качество документации - это важный фактор получения положительного заключения экспертного совета, положительного решения ("поддержать") конкурсной комиссии, как правило приводит к присуждению грантов, субсидий, налоговых льгот клиентам
Примеры высокой оценки качества нашей работы:
Критерии оценки качества проработки проектов в конкурсе Миэкономразвития РФ (ППРФ 316, Приказ МЭР РФ 142) и баллы:
-
Обоснование потребности в создании (развитии) индустриального парка в регионе (0…0,2)
-
Качество проработки бизнес-плана проекта (0…0,4)
-
Качество проработки проектных решений и мастер-плана (0…0,2)
-
ИТОГО (сумма баллов по трем критериям)
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (общая оценка проекта)
Анализ проектов, документацию по которых выполнялись нашей командой решение-верное.рф:
1. Буинск
-
Обоснование потребности: 0.2
-
Качество бизнес-плана: 0.4
-
Качество проектных решений: 0.1
-
ИТОГО: 0.7
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 3.6
2. Тюлячи
-
Обоснование потребности: 0.1
-
Качество бизнес-плана: 0.3
-
Качество проектных решений: 0.2
-
ИТОГО: 0.6
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 1.6
3. Уруссу
-
Обоснование потребности: 0.1
-
Качество бизнес-плана: 0.4
-
Качество проектных решений: 0.1
-
ИТОГО: 0.6
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 1.6
4. Арский
-
Обоснование потребности: 0.1
-
Качество бизнес-плана: 0.3
-
Качество проектных решений: 0.1
-
ИТОГО: 0.5
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 1.25
5. Сокуры
-
Обоснование потребности: 0.1
-
Качество бизнес-плана: 0.2
-
Качество проектных решений: 0.1
-
ИТОГО: 0.4
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 1.2
Средние баллы по всем проектам и сравнение:
-
Обоснование потребности:
-
Буинск (0.2) выше среднего (0.12),
-
остальные проекты на уровне среднего.
-
-
Качество бизнес-плана:
-
Буинск (0.4) и Уруссу (0.4) значительно выше среднего (0.25),
-
остальные проекты на уровне среднего.
-
-
Качество проектных решений:
-
Все проекты на уровне среднего (0.14),
-
Тюлячи (0.2) - высокий уровень.
-
-
ИТОГО:
-
Буинск (0.7) выше среднего (0.51), остальные проекты на уровне среднего.
-
-
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
-
Буинск (3.6) значительно выше среднего (2.0),
-
остальные проекты на уровне среднего.
-
Вывод:
-
Буинск выделяется среди анализируемых проектов, особенно по качеству бизнес-плана и обоснованию потребности. Его итоговый балл (0.7) значительно выше среднего (0.51).
-
Остальные проекты (Тюлячи, Уруссу, Арский, Сокуры) находятся на уровне средних значений по большинству критериев.
- Итоговая оценка Буинска (3.6) остается значительно выше среднего (2.0), что подтверждает его высокую эффективность даже без учета финансовой эффективности.
Соответственно это важный фактор получения положительного заключения экспертного совета, положительного решения ("поддержать") конкурсной комиссии, как правило приводит к присуждению грантов, субсидий, налоговых льгот клиентам, в частности:
3,1 млрд. руб. субсидий индустриальным (промышленным) техно (паркам)