Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Какие меры можно предпринять для ускорения развития, заполнения индустриальных парков в сельских районах? Тезисы интервью руководителя консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Сергея Маслехина для Бизнес-онлайн июнь 2023 Диана Авакян

Создание и развитие промышленного, индустриального парка советы практиков и экспертов:

 

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
  • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
  • Концепция развития парка
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

 

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

 

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Сергей Маслехин:

Деление на чисто частные и чисто муниципальные промышленные парки сейчас уже достаточно условное: или используется модель ГЧП или МЧП (аренда муниципальной земли, пользование сетями, построенными за бюджетный счет) или произошла «приватизация». Например, Химград и КИП Мастер раньше были гос. проектами (АО с гос.участием), это было основанием вливать в них государственный капитал. Потом госудаство вышло из капитала, сейчас это частные структуры. По моему мнению, условно-частными парками — можно считать те, у кого частная форма собственности на сети, коммуникации и здания. На самом деле частных промпарков много, но они себя такими не называют. За государственной верификацией идут, чтобы получить меры поддержки (землю в аренду без торгов, субсидии, гранты, льготы по налогам, преференции) и ради статусности, «государство тебя проверило и ты законная структура». Для иностранцев это бывает важно. Чтобы просто создать территорию, куда ты пускаешь арендаторов - не нужна аккредитация (исключением).

Самому муниципалитету не свойственно управлять промышленными площадками (выполнять роль УК). Это же хозяйственная деятельность, не госуправление. И еще надо привлекать инвесторов (выполнять функции риэлтора, продвигать объект, заполнять). На постоянной основе с этой функцией исполком справиться не сможет. У них нет людей, там такие урезанные донельзя штаты! Людей, которые занимаются развитием территории, сейчас очень мало (например, по сравнению с 2009 годом). Что самое печальное, у них нет не только людей, но и бюджета на развитие (только бюджет на первоочередные операционные расходы (например, не всегда хватает на ГСМ полноценно ездить по району, правда иногда каждый район машину за главой или РИК посылает отдельную, в то время как вместе могут вернуться по пути – подсадной пассажир, раньше бывало бизнес-классом ездили главы МР). Если будет бюджет развития - можно нанять профессионального управляющего со штатом людей, которые будут «бегать» и искать инвесторов. Сами главы предлагали механизм, по которому у них остается часть НДФЛ, собранных в районе. Может получиться эффект «снежного кома». Ты НДФЛ собираешь, тебе он возвращается, ты привлекаешь инвестора, он нанимает персонал, платит НДФЛ, НДФЛ возвращается и получается мультипликативный эффект. Как вариант, часть этих средств могла бы уйти на развитие промпарков (вознаграждение УК).

Муниципальные промпарки давно готовы отдать во внешнее управление (но пока без денег – ресурса вознаграждения - нет). Речь о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков. Ведь профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью – функция заводов, складов, коммерческой недвижимости, таких управляющих в РТ немного.

Отраслевые эксперты считают, что нормальный цикл выхода парка на окупаемость и заполняемость — 5-7 лет. Если мы говорим о готовой земле с коммуникациями, то на сегодня это тяжелая модель заполнения. Нужно найти тех, у кого есть деньги не только на оборудование, но и на «коробку» здания еще. Судя по популярности программы пром.ипотеки, не у всех есть деньги на строительство помещений. Инвесторов, у которых есть полностью деньги и на коробку и оборудование, все меньше и меньше. Кризис, низкая инвестиционная активность, неопределенная экономическая ситуация — все это объективные причины. Ну и потом у нас шеринг экономика развивается (молодое поколение бизнесменов), она экономику владения понемногу теснит с позиций (старую школу предпринимателей производственников – по принципу «все свое»). Все губернаторы и главы ОМСУ конкурируют за инвестора, инвестор стал разборчив и «капризен» как «одна девка в деревне», портрет запросов инвестора сильно изменился за 10 последних лет.

Сейчас самая большая проблема — кадры. Их во многих районах либо нет, либо они работать не хотят (приехали просто жить), не могут (нетрудоспособный возраст и т.п.). Но в тех населенных пунктах, где есть высокая маятниковая миграция - можно сломать или уменьшить этот маятник, дав людям точку приложения сил (промышленный парк) - чтобы не заниматься переселением людей в н.п. рядом с промышленным парком (значит строить жилье)

К сожалению, развитие районных промпарков шло в один период с развитием ТОСЭР в моногородах. Мы анализировали - виден лавинообразный рост резидентов в ТОСЭР и вялая динамика - стагнация - роста количества резидентов в сельских промпарках. ОЭЗ, потом ТОСЭР «отпылесосили» работоспособное население (персонал) и приходящих инвесторов. Инвесторы шли туда, где льготы, где нулевые процентные займы на развитие моногородов. Сейчас, чтобы устранить конкурентов сельских промпарков, надо дождаться, когда кончатся преференции в ТОСЭРе и тогда площадки будут в равных условиях (если на селе останется кому работать и инвестировать). У кого-то в 2025-2027 году льготы закончатся, у кого-то в 2033. Это нивелирует проблематику. Пром.парки в селе по крайней мере получат надежду на привлечение инвестора, и кадры могут перестать уезжать.

Какие меры можно предпринять для ускорения развития?

Давно уже несколькими промпарками можно управлять одной УК Речь идет о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков (кустовым способом), раз у нас нет межрайонных парков и межмуниципальных пректов. Дело в том, что профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью.

Нужен бюджет развития муниципалитетам (как вариант – часть из сумм НДФЛ, собираемого на территории).

Нужны программы упрощения переезда местному инвестору. Есть «гаражники» с кустарным производством. Допустим, они хотят переезжать в «культурное» помещение. И выбирают: строить помещение самим или арендовать, а если строить – на своей земле (ее может не быть) или в промпарке. Важно тому, кто занимается развитием территорий (в частности - пром.парков) в районах, поймать момент, когда предприниматель думает о переезде в более цивилизованное помещение. Для этого нужно научиться на равных работать с местным предпринимательским сообществом много общаться с людьми на «земле», чтобы они рассказывали о своих планах.

Кроме того, есть огромный спрос на готовые (арендопригодные) современные помещения. Но инвесторам важно переехать «без стресса» — установить им льготы на аренду, где он в первый год платит 25% от полной стоимости, дальше — 50%, 75% и 100% к 4 году (как в бизнес-инкубаторе).

Программы поддержки УК строительства арендопригодных помещений. Экономика джевелопмента в районе для УК не складывается: ввозведение 1 кв.м стоит условно 20-40 тыс. рублей, ставка аренды — 200 - 400 рублей/метр в месяц. Значит окупаемость — 8 лет (это еще без расходов на содержание и кап.ремонт). А если УК возьмет кредит, экономика вообще «пойдет в трубу» — 8 -15 лет будут окупаться вложения.

Программой промипотеки УК воспользоваться не могут, она рассчитана только на производственные компании. Надо дошлифовать программу: УК должна иметь возможность взять ипотеку, построить здание и сдавать в аренду. Было бы здорово, если бы помимо федеральной программы, была бы республиканская программа промипотеки или компенсации УК строительства зданий.

Экс-замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин начинал интересную инициативу — программу «муниципальное здание». По нему помещения строились бы из госбюджета. Но всегда возникает проблема того, как его сдавать в аренду, потому что каждый квадратный метр ты обязан торговать, госимущество нельзя просто так отдавать. Только через аукцион и торги. Получается, нужен какой-то посредник и оператор, который все здание возьмет в аренду с правом сдачи в субаренду. Если мы этот механизм придумаем, это будет шикарно. У государства никогда нет цели зарабатывать на имуществе, у него задача — развитие территории и привлечь инвестора. Главное — придумать механизм быстрого заключения договора аренды.

Татарстан по мнению Минэкономразвития РФ не будет участвовать в 2025-2030 годах в мероприятии «Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к арендопригодным помещениям с подведенными инженерными коммуникациями (индустриальный парк), оснащенным технологическим оборудованием (промышленный технопарк) коллективного пользования» по программе ППРФ 316 Нацпроект МСП – по соображениям нивелирования диспропорций в развитии промышленной недвижимости и это очень печально – значит остется участваолт в программах «инфраструктурного лифта» 1119, 1325, 1704/1740, 1189/1190, но там либо завышенные КПЭ (надо снижать), либо участвуют только парки в моногородах, либо только на сети, либо Республике придется взять еще один бюджетный кредит по этим вопросам тоже нужно работать с Минпромторгом РФ

 

Подробнее:

 

 

Оценка влияния парка, объекта на показатели развития муниципалитета, территории:

 

Дорожные карты, обобщенный опыт и методики:

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.