- FAQ создания и наполнения парка, стратегия Выбор специализации парка.
- Создание и развитие промышленного, индустриального парка советы практиков и экспертов
- №1 Индустриальные (промышленные) парки: типология, методика создания
- №2 Влияние индустриального парка на показатели района
- №3 Преференциальные режимы и индустриальные площадки в РТ
- №4 Правила хорошей презентации территории инвестору
- №5 Агропромышленные (АПП) агропарки: типология, методика создания
- №7 Эффекты от кооперации и аутсорсинга резидентов и УК
- №8 Промышленный (индустриальный) парк недалекого будущего - "Цифровой парк"
- №9 Где взять деньги на здания и инфраструктуру?
- №9 Источники финансирования инфраструктуры индустриального парка
- №10. Как пройти аккредитацию ППРФ 794, 1863
Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Чем мы можем быть полезны?
- Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
- Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
- Концепция развития парка
- Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
- Консультации по бизнес-модели
- Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Сергей Маслехин:
Деление на чисто частные и чисто муниципальные промышленные парки сейчас уже достаточно условное: или используется модель ГЧП или МЧП (аренда муниципальной земли, пользование сетями, построенными за бюджетный счет) или произошла «приватизация». Например, Химград и КИП Мастер раньше были гос. проектами (АО с гос.участием), это было основанием вливать в них государственный капитал. Потом госудаство вышло из капитала, сейчас это частные структуры. По моему мнению, условно-частными парками — можно считать те, у кого частная форма собственности на сети, коммуникации и здания. На самом деле частных промпарков много, но они себя такими не называют. За государственной верификацией идут, чтобы получить меры поддержки (землю в аренду без торгов, субсидии, гранты, льготы по налогам, преференции) и ради статусности, «государство тебя проверило и ты законная структура». Для иностранцев это бывает важно. Чтобы просто создать территорию, куда ты пускаешь арендаторов - не нужна аккредитация (исключением).
Самому муниципалитету не свойственно управлять промышленными площадками (выполнять роль УК). Это же хозяйственная деятельность, не госуправление. И еще надо привлекать инвесторов (выполнять функции риэлтора, продвигать объект, заполнять). На постоянной основе с этой функцией исполком справиться не сможет. У них нет людей, там такие урезанные донельзя штаты! Людей, которые занимаются развитием территории, сейчас очень мало (например, по сравнению с 2009 годом). Что самое печальное, у них нет не только людей, но и бюджета на развитие (только бюджет на первоочередные операционные расходы (например, не всегда хватает на ГСМ полноценно ездить по району, правда иногда каждый район машину за главой или РИК посылает отдельную, в то время как вместе могут вернуться по пути – подсадной пассажир, раньше бывало бизнес-классом ездили главы МР). Если будет бюджет развития - можно нанять профессионального управляющего со штатом людей, которые будут «бегать» и искать инвесторов. Сами главы предлагали механизм, по которому у них остается часть НДФЛ, собранных в районе. Может получиться эффект «снежного кома». Ты НДФЛ собираешь, тебе он возвращается, ты привлекаешь инвестора, он нанимает персонал, платит НДФЛ, НДФЛ возвращается и получается мультипликативный эффект. Как вариант, часть этих средств могла бы уйти на развитие промпарков (вознаграждение УК).
Муниципальные промпарки давно готовы отдать во внешнее управление (но пока без денег – ресурса вознаграждения - нет). Речь о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков. Ведь профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью – функция заводов, складов, коммерческой недвижимости, таких управляющих в РТ немного.
Отраслевые эксперты считают, что нормальный цикл выхода парка на окупаемость и заполняемость — 5-7 лет. Если мы говорим о готовой земле с коммуникациями, то на сегодня это тяжелая модель заполнения. Нужно найти тех, у кого есть деньги не только на оборудование, но и на «коробку» здания еще. Судя по популярности программы пром.ипотеки, не у всех есть деньги на строительство помещений. Инвесторов, у которых есть полностью деньги и на коробку и оборудование, все меньше и меньше. Кризис, низкая инвестиционная активность, неопределенная экономическая ситуация — все это объективные причины. Ну и потом у нас шеринг экономика развивается (молодое поколение бизнесменов), она экономику владения понемногу теснит с позиций (старую школу предпринимателей производственников – по принципу «все свое»). Все губернаторы и главы ОМСУ конкурируют за инвестора, инвестор стал разборчив и «капризен» как «одна девка в деревне», портрет запросов инвестора сильно изменился за 10 последних лет.
Сейчас самая большая проблема — кадры. Их во многих районах либо нет, либо они работать не хотят (приехали просто жить), не могут (нетрудоспособный возраст и т.п.). Но в тех населенных пунктах, где есть высокая маятниковая миграция - можно сломать или уменьшить этот маятник, дав людям точку приложения сил (промышленный парк) - чтобы не заниматься переселением людей в н.п. рядом с промышленным парком (значит строить жилье)
К сожалению, развитие районных промпарков шло в один период с развитием ТОСЭР в моногородах. Мы анализировали - виден лавинообразный рост резидентов в ТОСЭР и вялая динамика - стагнация - роста количества резидентов в сельских промпарках. ОЭЗ, потом ТОСЭР «отпылесосили» работоспособное население (персонал) и приходящих инвесторов. Инвесторы шли туда, где льготы, где нулевые процентные займы на развитие моногородов. Сейчас, чтобы устранить конкурентов сельских промпарков, надо дождаться, когда кончатся преференции в ТОСЭРе и тогда площадки будут в равных условиях (если на селе останется кому работать и инвестировать). У кого-то в 2025-2027 году льготы закончатся, у кого-то в 2033. Это нивелирует проблематику. Пром.парки в селе по крайней мере получат надежду на привлечение инвестора, и кадры могут перестать уезжать.
Какие меры можно предпринять для ускорения развития?
Давно уже несколькими промпарками можно управлять одной УК Речь идет о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков (кустовым способом), раз у нас нет межрайонных парков и межмуниципальных пректов. Дело в том, что профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью.
Нужен бюджет развития муниципалитетам (как вариант – часть из сумм НДФЛ, собираемого на территории).
Нужны программы упрощения переезда местному инвестору. Есть «гаражники» с кустарным производством. Допустим, они хотят переезжать в «культурное» помещение. И выбирают: строить помещение самим или арендовать, а если строить – на своей земле (ее может не быть) или в промпарке. Важно тому, кто занимается развитием территорий (в частности - пром.парков) в районах, поймать момент, когда предприниматель думает о переезде в более цивилизованное помещение. Для этого нужно научиться на равных работать с местным предпринимательским сообществом много общаться с людьми на «земле», чтобы они рассказывали о своих планах.
Кроме того, есть огромный спрос на готовые (арендопригодные) современные помещения. Но инвесторам важно переехать «без стресса» — установить им льготы на аренду, где он в первый год платит 25% от полной стоимости, дальше — 50%, 75% и 100% к 4 году (как в бизнес-инкубаторе).
Программы поддержки УК строительства арендопригодных помещений. Экономика джевелопмента в районе для УК не складывается: ввозведение 1 кв.м стоит условно 20-40 тыс. рублей, ставка аренды — 200 - 400 рублей/метр в месяц. Значит окупаемость — 8 лет (это еще без расходов на содержание и кап.ремонт). А если УК возьмет кредит, экономика вообще «пойдет в трубу» — 8 -15 лет будут окупаться вложения.
Программой промипотеки УК воспользоваться не могут, она рассчитана только на производственные компании. Надо дошлифовать программу: УК должна иметь возможность взять ипотеку, построить здание и сдавать в аренду. Было бы здорово, если бы помимо федеральной программы, была бы республиканская программа промипотеки или компенсации УК строительства зданий.
Экс-замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин начинал интересную инициативу — программу «муниципальное здание». По нему помещения строились бы из госбюджета. Но всегда возникает проблема того, как его сдавать в аренду, потому что каждый квадратный метр ты обязан торговать, госимущество нельзя просто так отдавать. Только через аукцион и торги. Получается, нужен какой-то посредник и оператор, который все здание возьмет в аренду с правом сдачи в субаренду. Если мы этот механизм придумаем, это будет шикарно. У государства никогда нет цели зарабатывать на имуществе, у него задача — развитие территории и привлечь инвестора. Главное — придумать механизм быстрого заключения договора аренды.
Татарстан по мнению Минэкономразвития РФ не будет участвовать в 2025-2030 годах в мероприятии «Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к арендопригодным помещениям с подведенными инженерными коммуникациями (индустриальный парк), оснащенным технологическим оборудованием (промышленный технопарк) коллективного пользования» по программе ППРФ 316 Нацпроект МСП – по соображениям нивелирования диспропорций в развитии промышленной недвижимости и это очень печально – значит остется участваолт в программах «инфраструктурного лифта» 1119, 1325, 1704/1740, 1189/1190, но там либо завышенные КПЭ (надо снижать), либо участвуют только парки в моногородах, либо только на сети, либо Республике придется взять еще один бюджетный кредит по этим вопросам тоже нужно работать с Минпромторгом РФ
Оценка влияния парка, объекта на показатели развития муниципалитета, территории:
- Где инвестору разместить производство?
- Как влияют преференции ОЭЗ, ТОСЭР, промпарка на экономику преокта?
- Как влияет создание промышленной площадки индустриального парка в районе на экономику и уровень жизни
- Соц-экономическая бюджетная инвестиционная эффективность инд. парка
Дорожные карты, обобщенный опыт и методики:
- Методика создания парка типа "гринфилд"
- ОЦЕНКА и ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
- Разработка маркетинговой стратегии
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ и ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА
- Smart Park (цифровизация), КОНЦЕПЦИЯ, МП, ТЗ
- Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
- Проектирование
- Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
- Продвижение: как и где искать следующего (за якорным) инвестора-резидента
- Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
- Подробное ТЗ на разработку документации парка
- Создание промышленного парка greenfield
- Создание промышленного парка brownfield