Стратегия
развития кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на 2015-2018 годы
(утв. распоряжением КМ РТ от 26 сентября 2015 г. N 2146-р)
Введение
Стратегия создания и развития кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстана на 2015-2018 годы направлена на понимание плана развития компаний кластера в их взаимодействии (в кооперации, в совместных, кластерных проектах).
Стратегическое развитие кластера информационных технологий должно предусматривать рост показателей, характеризующих деятельность кластера, в долгосрочной перспективе, поскольку участники кластера являются не только инфраструктурной составляющей предприятий республики, но и самостоятельными субъектами коммерческих отношений.
В рамках настоящей Стратегии выделяются и другие цели некоммерческого характера, реализация которых приведет к повышению конкурентоспособности, росту бюджетных поступлений и росту потенциала предприятий республики.
Стратегия создания и развития кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстана на 2015-2018 годы базируется на Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, с учетом Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
Раздел 1. Анализ внешней среды
Анализ влияния внешней среды на конкурентоспособность
Краткая информация
В целях повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего предпринимательства сферы информационных технологий Республики Татарстан, привлечения для их развития инвестиций, обеспечения эффективной государственной поддержки социально-экономического развития, а также повышения качества жизни ООО "Диджитал Лоялти Систем", ООО "Смартпетрол", ООО "Лайксофт", ООО "Хоре", ООО "Справмедика", ООО "ДокторНет", ООО "Риэль Инжиниринг", ООО "ЭнергоТехПроект", ООО "Департамент автоматизации", ООО "В Пути на Каме", ООО "Соллфи" подписали соглашение о намерениях сотрудничества и выразили заинтересованность в создании кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
Кластер информационных технологий - это предприятия и учреждения сектора информационных технологий республики, взаимодополняющие друг друга в достижении целей республиканского экономического развития и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний за счет взаимодействия (синергетический эффект), которые создают продукты и услуги с более высокой добавочной стоимостью для местного (Республика Татарстан), межрегионального (Российская Федерация) и глобального рынков (мировые рынки).
Предпосылки создания кластера:
развивающаяся инфраструктура поддержки предпринимательства;
высокая концентрация предприятий, функционирующих в отрасли информационных технологий, малого и среднего бизнеса на территории Республики Татарстан;
наличие крепких экономических и политических связей с соседними регионами;
наличие инфраструктуры поддержки (технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк", город Иннополис, ОЭЗ "Иннополис").
Основной потенциал Республики Татарстан сосредоточен в трех экономических зонах: Казанской, Камской и Юго-Восточной.
"Рисунок 1. Экономические зоны Республики Татарстан"
И именно их поступательное развитие положительно отразится как на развитии Республики Татарстан, Приволжского федерального округа, так и Российской Федерации в целом.
Соответственно, стратегия развития кластера информационных технологий включает в себя:
- Стратегию развития Казанской экономической зоны кластера, исторически сложившейся специализацией которой являются инновации, наука, перспективные технологии, такие, как "облачные" (cloud) технологии, обработка больших массивов данных (big data), мобильные приложения (mobile application) и прочие. Перспективное видение Казанской экономической зоны - пространство интеграции территорий инновационного развития городской агломерации и сельских территорий пояса формирующего влияния, нацеленных на индустриализацию хозяйственной деятельности.
- Стратегию развития Камской и Юго-Восточной экономических зон кластера, исторически сложившейся специализацией которых является производственное (промышленное) программирование, включающее в себя разработку, подготовку и сопровождение технологических процессов для промышленных предприятий, разработку инженерного программного обеспечения, программирование автоматов и оборудования с числовым программным управлением.
Это предполагает аутсорсинговую модель (обеспечивающую сервисную функцию) предприятий отрасли информационных технологий и подразделений производственных предприятий, занимающихся информационными технологиями, обеспечивая потребности конкретного предприятия.
В последнее время к основным видам деятельности предприятий отрасли информационных технологий и подразделений промышленных предприятий, занимающихся информационными технологиями, Камской и Юго-Восточной экономических зон кластера добавились такие направления, как робототехника, адаптивное программирование, программирование искусственного интеллекта, аддитивные технологии, или технологии послойного синтеза (Additive Manufacturing).
Инициаторами развития Камской и Юго-Восточной экономических зон кластера информационных технологий выступили предприятия - резиденты государственного автономного учреждения "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк".
Камская экономическая зона расположена в северо-восточной части Татарстана по обоим берегам реки Камы, включает городской округ Набережные Челны и девять муниципальных районов (Агрызский, Актанышский, Елабужский, Заинский, Мензелинский, Менделеевский, Муслюмовский, Нижнекамский, Тукаевский). Перспективное видение Камской экономической зоны - лидер промышленно-технологического развития полюса роста "Волга - Кама", территория "новой индустриализации" и развития высоких технологий.
Юго-Восточная экономическая зона включает в себя 8 муниципальных районов (Альметьевский, Азнакаевский, Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский, Сармановский, Черемшанский, Ютазинский) и 5 городов республиканского значения (Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Лениногорск). Основной сферой Юго-Восточной экономической зоны является добыча полезных ископаемых и производство нефтяного оборудования, геологоразведка. Перспективное видение Юго-Восточной экономической зоны - территория диверсификации экономики, модернизации нефтегазового комплекса на основе развития высоких технологий в области нефтедобычи и перехода к глубокой переработке нефти, индустриализации сельскохозяйственных видов деятельности.
Таблица 1
Общие параметры развития экономических районов
Название экономической зоны |
Площадь, % к площади Республики Татарстан |
Число муниципальных районов |
Казанская экономическая зона |
13,3 |
7 |
Предволжская экономическая зона |
11,0 |
6 |
Предкамская экономическая зона |
16,3 |
7 |
Закамская экономическая зона |
18,7 |
7 |
Камская экономическая зона |
21,9 |
10 |
Юго-Восточная экономическая зона |
18,8 |
8 |
Участники кластера информационных технологий:
малый и средний бизнес, специализирующийся на производстве продукции и услуг в сфере информационных технологий (резиденты кластера);
государственные, научные и образовательные учреждения;
промышленная инфраструктура поддержки предпринимательства.
Научные и образовательные учреждения кластера информационных технологий:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - К(П)ФУ);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ";
автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Университет Иннополис";
государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк".
Инфраструктура поддержки предпринимательства кластера информационных технологий представлена следующими организациями:
государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк";
акционерное общество "Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники";
акционерное общество "Центр цифровых технологий";
Центр робототехники FANUC на базе ИТ-парка;
Центр робототехники KUKA и центр компетенции Siemens на базе Инжинирингового центра К(П)ФУ;
Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники на базе индустриального парка "Челны";
Центр имитационного моделирования технологических процессов на базе ИТ-парка.
Административно-правовую поддержку резидентов кластера информационных технологий осуществляют:
Министерство экономики Республики Татарстан;
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;
исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан.
Финансовая инфраструктура поддержки предпринимательства:
государственное казенное учреждение "Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан";
некоммерческая организация "Гарантийный фонд Республики Татарстан";
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан;
автономная некоммерческая организация "Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства";
некоммерческая организация "Фонд финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан";
федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере";
некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан";
негосударственные частные финансовые организации и фонды, "бизнес-ангелы".
В Республике Татарстан имеются промышленные предприятия (ПАО "Нижнекамскнефтехим", нефтехимический комплекс ПАО "Татнефть", ПАО "КАМАЗ", ООО "Форд Соллерс Холдинг"), обладающие собственными мощными подразделениями, занимающимися информационными технологиями. В связи с этим важным этапом работы по созданию и развитию кластера информационных технологий должен стать массовый переход крупных и средних компаний республики к использованию механизмов функционального и ресурсного аутсорсинга. Как показывает практика промышленно развитых стран, без использования механизмов аутсорсинга сегодня практически невозможно создание прибыльного специализированного эффективного производства.
В основу работы по реализации кластерной политики положен принцип партнерства власти, бизнеса, образовательных учреждений и общества. Конкретной формой его реализации выступает проектный подход - объединение усилий всех заинтересованных сторон в ходе разработки и реализации совместных кластерных проектов, ведущих к общей цели. Более подробно положительный эффект для всех заинтересованных сторон изображен на рисунке 2.
Рисунок 2. Преимущества создания кластера
Власть: налоги рабочие места высокотехнологичные производства в республике приток высококвалифицированных специалистов повышение экспортного потенциала |
Бизнес: лоббирование снижение накладных расходов и рисков увеличение добавленной стоимости обучение персонала исследования рынка новые рынки сбыта устойчивый контакт с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера |
Образовательные организации высшего образования: получение единого квалифицированного заказчика доведение разработок до коммерциализации привлечение специалистов-практиков для преподавания |
Население: возможность работать в своей республике уровень дохода - выше среднего участие в масштабных проектах |
Участники кластера информационных технологий - любые юридические или физические лица, филиалы, представительства, в том числе иностранные компании, зарегистрированные в установленном законодательством порядке на территории Республики Татарстан в качестве лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, заключившие с управляющей компанией кластера информационных технологий соглашение об осуществлении деятельности в сфере высоких технологий в порядке и на условиях, установленных координационным советом кластера.
В таблице N 2 приведен список компаний - инициаторов создания кластера информационных технологий субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
Таблица 2
Инициаторы создания кластера информационных технологий субъектов малого и среднего бизнеса Республики Татарстан
N |
Наименование предприятия |
Вид деятельности |
1 |
2 |
3 |
1 |
ООО "Диджитал Лоялти Систем" |
Сервис регистрации покупок, системы лояльности |
2 |
ООО "Смартпетрол" |
Разработка программного обеспечения для логистики |
3 |
ООО "Лайксофт" |
Разработка программного обеспечения для мобильных устройств, автоматизация бизнес-процессов |
4 |
ООО "Хорс" |
Разработка программного обеспечения (медицина) |
5 |
ООО "Справмедика" |
Веб-справочная аптек |
6 |
ООО "ДокторНет" |
Разработка веб-сайтов |
7 |
ООО "Риэль Инжиниринг" |
Автоматизация и диспетчеризация промышленных предприятий. Робототехника и системы числового программного управления |
8 |
ООО "ЭнергоТехПроект" |
Автоматизация промышленных предприятий. Создание автоматизированных систем управления |
9 |
ООО "В Пути на Каме" |
Разработка программного обеспечения |
10 |
ООО "Соллфи" |
Разработка веб-сайтов |
11 |
ООО "Омникомм-Республика" |
Разработка программного обеспечения |
12 |
ООО "Неткам" |
Разработка веб-сайтов |
13 |
ООО "Квантор-Т" |
Производство оборудования |
14 |
ООО "Квантор" |
Разработка программного обеспечения |
15 |
ООО "Компания "Проекты и решения" |
Услуги по автоматизации |
16 |
ООО "Ай Би Эй Медиа" |
Мобильные коммуникации |
17 |
ООО "ВЦ СТИВ" |
Разработка, внедрение программного обеспечения |
18 |
ООО "ИнТиго" |
Разработка программного обеспечения |
19 |
ООО "Фирма Лист" |
Разработка, внедрение программного обеспечения |
20 |
ООО "Арбитрос" |
Разработка программного обеспечения |
21 |
ООО "Платежи" (Интернет-студия LELI) |
Разработка/поддержка/продвижение веб-сайтов |
22 |
ЗАО "СПРУТ-Технология" |
Автоматизация процессов машиностроения |
24 |
ООО "Витавизор" |
Система протоколирования событий (совещаний, собраний и т.д.). Реализовано в виде мобильного приложения |
25 |
ООО "Эйдос-Робототехника" |
Производство тренажеров-симуляторов, разработка программного обеспечения |
26 |
ООО "Эскроу консалтинг" |
Информационные технологии в финансовом посредничестве |
27 |
ООО "ТронВеб" |
Разработка веб-сайтов |
28 |
ООО "Региональная Телемедика" |
Диагностика состояния здоровья |
29 |
ООО "Айкью 300" |
Система управления задачами и проектами |
"Рисунок 3. Структура компаний отрасли по видам деятельности"
Как видно из приведенных выше описаний компетенций участников кластера, целевые рынки компаний пересекаются только при выходе одновременно нескольких участников на конкретного клиента, что позволяет при планировании сбытовой стратегии кластера снизить принципом единого заказа и распределения управляющей компанией кластера задач между участниками уровень внутренней конкуренции в рамках кластера и повысить степень кооперации участников. За результат отвечает единый подрядчик (управляющая компания кластера) наряду с соисполнителями (компаниями кластера).
По состоянию на 09.07.2015 в республике насчитывается 2602 предприятия, осуществляющие деятельность по следующим кодам ОКВЭД:
- .2Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области.
- .3Обработка данных.
- .4Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
- .6Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
"Рисунок 4. Структура компаний отрасли по агломерациям"
Динамика выручки от продаж предприятий отрасли информационных технологий Республики Татарстан с 2006 по 2014 годы наглядно изображена на графиках.
В 2014 году выросла выручка компаний, занимающихся обработкой данных и деятельностью по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (рисунки 6 и 7). Это говорит о желании клиентов оптимизировать свои затраты в периоды кризисных явлений. Также эта информация позволяет сделать вывод о перспективах того или иного направления деятельности.
По экспертным данным, рынок разработки программного обеспечения и оказания услуг в сфере информационных технологий с учетом структурных подразделений промышленных предприятий республики составляет порядка 14-15 млрд. рублей в год.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2015 г. N 2146-р О Стратегии развития кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на 2015-2018 годы Период действия 26.09.2015 - ?
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 сентября 2015 г. N 2146-р
- Утвердить прилагаемую Стратегию развития кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на 2015-2018 годы.
- Определить управляющей компанией кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк".
- Министерству экономики Республики Татарстан в 60-дневный срок утвердить план мероприятий по развитию кластера информационных технологий малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на 2015-2018 годы.
- Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |