Технико-экономическое, финансово-экономическое обоснование, расчет бюджетной эффективности реализации инфраструктурного проекта
СТРОИТЕЛЬСТВО
- СТРОИТЕЛЬСТВО ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) НА ГРАНИЦЕ С ГРУЗИЕЙ,
- АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ГРОЗНЫЙ-ИТУМ-КАЛИ-П.З. АРГУН-ГР. ГРУЗИИ
- СТРОИТЕЛЬСТВО ОТВЕТНОЙ ДОРОГИ СО СТОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИИ
Оглавление 2
Глоссарий 4
1. Краткое описание проекта 5
2. Текущее положение дел 7
2.1 Анализ текущей ситуации на транспортных коридорах 9
- Военно-Грузинская дорога 9
- Альтернативные маршруты 11
2.3 Проблемы движения на автодорогах. 16
- Военно – грузинская дорога 16
- МАПП «Яраг-Казмаляр» Россия – Азербайджан 21
- Маршрут Армения – Поти – (Зонгулдак) – Новороссийск 22
- Рокский тоннель и Абхазская ж/д 23
- Транскавказская магистраль 24
2.4 Предпринятые меры по решению текущих проблем и их результаты 24
- Реконструкция ПП «Верхний Ларс» 24
- Реконструкция МАПП «Яраг-Казмаляр» 25
- Трасса (дублер) участка Квешети-Гулаури-Коби 25
- Строительство хаба - многофункционального логистического центра 27
3. Предлагаемый способ решения проблемы 29
3.1 Предыстория проекта 29
3.2 Статус работ по автодороге регионального значения «Итум – Кали – п.з. Аргун – гр. Грузии» км 0 – км 41,2 34
3.3 План работ по автодороге на территории Грузии «погранзастава гр. Грузии/Чечни – Шатили – Гудани – Калило – Гудрухи – Жинвали – Мисакциели – Мцхета» 35
4. Ожидаемый эффект от реализации проекта 41
4.1 Предположение о перераспределении части потока 41
4.2 Предположение об эффектах от перераспределения части потока 44
4.3 Эффекты от проекта для развития территории РЧ 57
- Оценка роста ВРП региона 57
- Занятость населения в Чеченской Республике 58
- Прогноз доходов субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики 59
- Инвестиции в основной капитал 59
4.4 Бюджетный эффект от реализации проекта 60
- Расчет ставки дисконтирования денежных потоков проекта 61
- Расчет доходов бюджетов 61
Перечень рисунков
- Рисунок 1.Мультитранспортный коридор «Север-Юг» 7
- Рисунок 2.Стратегически важные автомобильные потоки Европа-Азия, Азия-Европа 8
- Рисунок 3.Северная Осетия (Алания) – Грузия – Азербайджан – Иран 8
- Рисунок 4. Пробка 7 апреля 2021 длиной 7.21 км (от отметки 17-й километр трассы А-161 до н.п. Нижный Ларс и еще 1,5 км в сторону н.п. Верхний Ларс) 9
- Рисунок 5. Пример фотофиксации ситуации на дороге на 7 апреля 2021 года 10
- Рисунок 6.Въезд в Российскую Федерацию со стороны республики Грузия и выезд из Российской Федерации в республику Грузия 10
- Рисунок 7. Пример фотофиксаци состояния дороги в августе 2019 года 11
- Рисунок 8.Альтернативный маршрут через МАПП «Яраг-Казмаляр» 12
- Рисунок 9.Железнодорожный маршрут Москва-Баку-Тбилиси 12
- Рисунок 10.Маршрут доставки фруктово-овощного «скоропорта» из Армении 13
- Рисунок 11.Маршрут Ереван-Поти-Зонгулдак-Новороссийск 14
- Рисунок 12.Рокский тоннель и Абхазская ж/д 14
- Рисунок 13.Маршрут: Волгоград-Владикавказ-Транскавказская магистраль-Цхинвал-Тбилиси-г. Бендер-Энзели 15
- Рисунок 14.Маршрут: Астрахань-Транскавказская магистраль-Цхинвал-Гори-Тбилиси 16
- Рисунок 15.Пробка от границы Кабардино-Балкарии (ФКПП Урух) до Верхнего Ларса (Осетия) 18
- Рисунок 16.Пробка от Ставропольского края (Пятигорск) до ПП «Верхний Ларс» (24 марта 2021 года) 19
- Рисунок 17.Грузовая пробка перед КПП «Верхний Ларс» 19
- Рисунок 18.Screenshot YouTube: В 2021 году на КПП «Верхний Ларс» начнется реконструкция 24
- Рисунок 19.Screenshot YouTube: Забудем про закрытый «Верхний Ларс» 26
- Рисунок 20. Маршрут существующей проблемной трассы Квешети - Коби 26
- Рисунок 21.Аргунское ущелье 30
- Рисунок 22.Дорога Чечня – Азербайджан - Иран 33
- Рисунок 23.Действующая дорога (военно-грузинская дорога) Владикавказ Тбилиси через ПП Верхний Ларс 33
- Рисунок 24.Действующая дорога Грозный-Баку через ПП 34
- Рисунок 25.Действующая дорога Грозный-Баку через ПП 34
- Рисунок 26.Высокогорная часть дороги с серпантином 36
- Рисунок 27.Дорога в районе урочища Лебайскари 36
- Рисунок 28. Дорога внутригосударственного значения Жинвали-Барисахо-Шатили 36
- Рисунок 29. 100 км участок Жинвали – Борисахо – Шатили 37
- Рисунок 30. Хевсурети 37
- Рисунок 31. Вид на хевсурское село Шатили 39
- Рисунок 32. Грунтовая дорога в районе Кистани 39
- Рисунок 33. 270 км участок от села Шатили до Мцхета 40
- Рисунок 34. 270 км участок от села Шатили до урочища Кистани 40
- Рисунок 35. Участок дороги 330 км к капремонту/реконструкции 40
- Рисунок 36.Протяжённость участка трассы Грозный - Владикавказ - Верхний Ларс - Тбилиси 42
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
- Таблица 1.Прогноз увеличения товарных партий 25
- Таблица 2.Параметры элементов автодороги 34
- Таблица 3.Категория автомобильной дороги 35
- Таблица 4.Структура прогнозного транспортного потока 42
- Таблица 5.Структура товарооборота СК таможенного управления (факт и прогноз) 45
- Таблица 6.Расчет эффекта замедления (для новой трассы - ускорения) товарооборота 45
- Таблица 7.Расчет потерь неэффективной логистики (простои и т.п.) 48
- Таблица 8.Сельское хозяйство в ЧР 51
- Таблица 9.Совокупный эффект для дорожно-строительной отрасли и производства строительных материалов. 57
- Таблица 10. Динамика роста валового регионального продукта за 2016-2019 гг. 57
- Таблица 11.Прирост ВРП РЧ 57
- Таблица 12.Прирост занятости и доходов населения РЧ 58
- Таблица 13.Развитие МСП РЧ 59
- Таблица 14. Инвестиции в дорожное строительство 59
- Таблица 15.Инвестиции бизнеса 60
- Таблица 16.Налоговые доходы 61
- Таблица 17.Налоговые доходы. 61
- Таблица 18.Доходы бюджетов по уровням бюджетной системы 62
- Таблица 19.Совокупный эффект бюджетов всех уровней, в тыс.руб. 63
Предлагается завершить инвестиционный проект Республики Чечня (РФ): Строительство автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали-п.з. Аргун гр. Грузии с созданием пункта пропуска на границе с Республикой Грузия, а также договориться с Грузинской стороной о реализации ответного проекта смежной стороны.
Все части межгосударственного инфраструктурного проекта:
· строительство автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали-п.з. Аргун гр. Грузии,
· создание пункта пропуска на границе с Республикой Грузия,
· строительство автомобильной дороги по маршруту: Пограничная застава гр. Грузии – Шатили – Гудани – Калило – Гудрухи – Жинвали – Мисакциели (трасса Мисакциели – Мцхета – Тбилиси в хорошем состоянии).
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Итум - Кали - п.з. Аргун - гр. Грузии» протяженностью 41,2 км является продолжением участка федеральной автомобильной дороги «Грозный - Шатой - Итум - Кали».
Указанная автодорога выходит на границу Грузии в направлении с. Шатили. На всем протяжении дороги проезжая часть имеет гравийное покрытие и требует реконструкции.
Участок Итум-Кали — Шатили — это автодорога местного значения, проходящая в верховьях Аргунского ущелья от районного центра Итум-Кали до российско-грузинской границы. Участок от границы до грузинского села Шатили, протяжённостью 2 км, не достроен.
Ожидается, что строительство дороги Грозный — Шатили можно завершить к концу 2024 года, в эти же сроки построить пограничный пункт
Ориентировочная стоимость работ по реконструкции дороги с переводом в III категорию с учетом устройства мостов оценивается в пределах 10,0 млрд. руб., поэтому без участия федерального бюджета осуществить весь комплекс работ по реконструкции участка не представляется возможным.
В случае положительного решения вопроса, объект целесообразно включить в федеральный проект «Логистика международной торговли» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с устройством автомобильного пункта пропуска на границе с Грузией.
Ожидается, что завершение строительства дороги Грозный — Шатили позволит получить ряд положительных эффектов, в том числе:
- · подъём экономики горных районов ЧР, а также улучшение качества жизни жителей Республики;
- · укрепление международных отношений и налаживание контактов с диаспорами;
- · другие изменения.
В настоящем ТЭО анализируются альтернативные транспортные коридоры и содержатся выводы о целесообразности и инвестиционной привлекательности реализации проекта для Российской стороны (включая Чеченскую Республику) и для Республики Грузия.
Прилагаемое финансово-экономическое обоснование включает в себя следующие расчеты:
- · расчеты эффектов от реализации инфраструктурного проекта (снижения потерь логистики, заказы карьерам, производителям строительных материалов, поставщикам дорожно-строительной отрасли, подряды строительным организациям района, региона);
- · оценку степени влияния проекта на экономику РЧ (развитие сельского хозяйства, МСП придорожного сервиса и торговли, связанных бизнесов);
- · оценку бюджетного эффекта (роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней) от государственных капитальных вложений.
Стратегически важный для Северного Кавказа, Закавказья, европейской части России, Турции, Ирана транзитный грузовой автомобильный поток через Россию (или из России, в Россию) в направлениях:
- РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения) - Турция,
- РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения) - Иран,
- РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения)
- подвержен очень сильной зависимости от политической конъюнктуры, от качества трасс и часто меняющихся (нестабильных) и сложно предсказуемых погодных условий на Кавказском хребте (в частности на горных перевалах, «серпантинах», тоннелях, в долинах/ущельях и высокогорье).
Стратегическое значение.
Наличие нескольких транспортных коридоров имеет важное стратегическое значение, оно обеспечит независимые выходы в зарубежные страны, имеющие развитое транспортное сообщение по морю и железной дороге, что очень привлекательно для развития мультитранспортных перевозок.
Рисунок 1.Мультитранспортный коридор «Север-Юг» (источник aif.ru/politics/world/gde_proydet_mezhdunarodnyy_transportnyy_koridor_sever-yug_infografika)
Рисунок 2.Стратегически важные автомобильные потоки Европа-Азия, Азия-Европа (источник taxigaiva.ru/novosti/perevozka-gruzov-v-iran.html)
Поскольку России очень важно иметь несколько (независимых от погодных и политических условий) выходов на Закавказье – на Грузию, на Армению, на Азербайджан, на Турцию и Иран, также учитывая, что:
· путь из Чеченской Республики в Грузию существовал достаточно давно,
· были предприняты попытки возобновления сообщения,
· начато, но не закончено строительство дороги,
· транспортный коридор вполне может быть организован
А поскольку Грузинская сторона:
· неуклонно повышает качество своих дорог,
· заинтересована в развитии опустошающихся территорий Хевсуретии, местностей в долине рек Аргун, Хевсурская Арагви, Пшавская Арагви,
· заинтересована в развитии транспортного сообщения в направлении Шатили – Гудани – Калило - Гудрухи – Жинвали – Мисакциели - Мцхета
Поэтому дорога из Чечни в Грузию (по маршруту Грозный - Шатой - Итум-Кали - п.з.Аргун (гр. Грузии и Чечни) п.з. Шатили - Шатили – Гудани – Калило - Гудрухи – Жинвали – Мисакциели – Мцхета –Тбилиси) вполне могла бы стать отличной альтернативой Военно-грузинской дороги.
Проблемный МАПП Верхний Ларс на проблемной Военно-грузинской дороге (источник ).