Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Технико-экономическое финансовое обоснование ТЭО бюджетный эффект инфраструктурного проекта а/д Грозный-Тбилиси через МАПП Чечня-Грузия (Шатили): автомобильная дорога 3 категории Грозный – Шатой - Итум-Кали-п.з. Аргун-Шатили–Гудани–Жинвали-Мцхета

Технико-экономическое, финансово-экономическое обоснование, расчет бюджетной эффективности реализации инфраструктурного проекта

СТРОИТЕЛЬСТВО

  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) НА ГРАНИЦЕ С ГРУЗИЕЙ,
  • АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ГРОЗНЫЙ-ИТУМ-КАЛИ-П.З. АРГУН-ГР. ГРУЗИИ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОТВЕТНОЙ ДОРОГИ СО СТОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИИ

Оглавление 2

Глоссарий 4

1. Краткое описание проекта 5

2. Текущее положение дел 7

2.1 Анализ текущей ситуации на транспортных коридорах 9

  • Военно-Грузинская дорога 9
  • Альтернативные маршруты 11

2.3 Проблемы движения на автодорогах. 16

  • Военно – грузинская дорога 16
  • МАПП «Яраг-Казмаляр» Россия – Азербайджан 21
  • Маршрут Армения – Поти – (Зонгулдак) – Новороссийск 22
  • Рокский тоннель и Абхазская ж/д 23
  • Транскавказская магистраль 24

2.4 Предпринятые меры по решению текущих проблем и их результаты 24

  • Реконструкция ПП «Верхний Ларс» 24
  • Реконструкция МАПП «Яраг-Казмаляр» 25
  • Трасса (дублер) участка Квешети-Гулаури-Коби 25
  • Строительство хаба - многофункционального логистического центра 27

3. Предлагаемый способ решения проблемы 29

3.1 Предыстория проекта 29

3.2 Статус работ по автодороге регионального значения «Итум – Кали – п.з. Аргун – гр. Грузии» км 0 – км 41,2 34

3.3 План работ по автодороге на территории Грузии «погранзастава гр. Грузии/Чечни – Шатили – Гудани – Калило – Гудрухи – Жинвали – Мисакциели – Мцхета» 35

4. Ожидаемый эффект от реализации проекта 41

4.1 Предположение о перераспределении части потока 41

4.2 Предположение об эффектах от перераспределения части потока 44

4.3 Эффекты от проекта для развития территории РЧ 57

  • Оценка роста ВРП региона 57
  • Занятость населения в Чеченской Республике 58
  • Прогноз доходов субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики 59
  • Инвестиции в основной капитал 59

4.4 Бюджетный эффект от реализации проекта 60

  • Расчет ставки дисконтирования денежных потоков проекта 61
  • Расчет доходов бюджетов 61

 

Перечень рисунков

  • Рисунок 1.Мультитранспортный коридор «Север-Юг» 7
  • Рисунок 2.Стратегически важные автомобильные потоки Европа-Азия, Азия-Европа 8
  • Рисунок 3.Северная Осетия (Алания) – Грузия – Азербайджан – Иран 8
  • Рисунок 4. Пробка 7 апреля 2021 длиной 7.21 км (от отметки 17-й километр трассы А-161 до н.п. Нижный Ларс и еще 1,5 км в сторону н.п. Верхний Ларс) 9
  • Рисунок 5. Пример фотофиксации ситуации на дороге на 7 апреля 2021 года 10
  • Рисунок 6.Въезд в Российскую Федерацию со стороны республики Грузия и выезд из Российской Федерации в республику Грузия 10
  • Рисунок 7. Пример фотофиксаци состояния дороги в августе 2019 года 11
  • Рисунок 8.Альтернативный маршрут через МАПП «Яраг-Казмаляр» 12
  • Рисунок 9.Железнодорожный маршрут Москва-Баку-Тбилиси 12
  • Рисунок 10.Маршрут доставки фруктово-овощного «скоропорта» из Армении 13
  • Рисунок 11.Маршрут Ереван-Поти-Зонгулдак-Новороссийск 14
  • Рисунок 12.Рокский тоннель и Абхазская ж/д 14
  • Рисунок 13.Маршрут: Волгоград-Владикавказ-Транскавказская магистраль-Цхинвал-Тбилиси-г. Бендер-Энзели 15
  • Рисунок 14.Маршрут: Астрахань-Транскавказская магистраль-Цхинвал-Гори-Тбилиси 16
  • Рисунок 15.Пробка от границы Кабардино-Балкарии (ФКПП Урух) до Верхнего Ларса (Осетия) 18
  • Рисунок 16.Пробка от Ставропольского края (Пятигорск) до ПП «Верхний Ларс» (24 марта 2021 года) 19
  • Рисунок 17.Грузовая пробка перед КПП «Верхний Ларс» 19
  • Рисунок 18.Screenshot YouTube: В 2021 году на КПП «Верхний Ларс» начнется реконструкция 24
  • Рисунок 19.Screenshot YouTube: Забудем про закрытый «Верхний Ларс» 26
  • Рисунок 20. Маршрут существующей проблемной трассы Квешети - Коби 26
  • Рисунок 21.Аргунское ущелье 30
  • Рисунок 22.Дорога Чечня – Азербайджан - Иран 33
  • Рисунок 23.Действующая дорога (военно-грузинская дорога) Владикавказ Тбилиси через ПП Верхний Ларс 33
  • Рисунок 24.Действующая дорога Грозный-Баку через ПП 34
  • Рисунок 25.Действующая дорога Грозный-Баку через ПП 34
  • Рисунок 26.Высокогорная часть дороги с серпантином 36
  • Рисунок 27.Дорога в районе урочища Лебайскари 36
  • Рисунок 28. Дорога внутригосударственного значения Жинвали-Барисахо-Шатили 36
  • Рисунок 29. 100 км участок Жинвали – Борисахо – Шатили 37
  • Рисунок 30. Хевсурети 37
  • Рисунок 31. Вид на хевсурское село Шатили 39
  • Рисунок 32. Грунтовая дорога в районе Кистани 39
  • Рисунок 33. 270 км участок от села Шатили до Мцхета 40
  • Рисунок 34. 270 км участок от села Шатили до урочища Кистани 40
  • Рисунок 35. Участок дороги 330 км к капремонту/реконструкции 40
  • Рисунок 36.Протяжённость участка трассы Грозный - Владикавказ - Верхний Ларс - Тбилиси 42

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

  • Таблица 1.Прогноз увеличения товарных партий 25
  • Таблица 2.Параметры элементов автодороги 34
  • Таблица 3.Категория автомобильной дороги 35
  • Таблица 4.Структура прогнозного транспортного потока 42
  • Таблица 5.Структура товарооборота СК таможенного управления (факт и прогноз) 45
  • Таблица 6.Расчет эффекта замедления (для новой трассы - ускорения) товарооборота 45
  • Таблица 7.Расчет потерь неэффективной логистики (простои и т.п.) 48
  • Таблица 8.Сельское хозяйство в ЧР 51
  • Таблица 9.Совокупный эффект для дорожно-строительной отрасли и производства строительных материалов. 57
  • Таблица 10. Динамика роста валового регионального продукта за 2016-2019 гг. 57
  • Таблица 11.Прирост ВРП РЧ 57
  • Таблица 12.Прирост занятости и доходов населения РЧ 58
  • Таблица 13.Развитие МСП РЧ 59
  • Таблица 14. Инвестиции в дорожное строительство 59
  • Таблица 15.Инвестиции бизнеса 60
  • Таблица 16.Налоговые доходы 61
  • Таблица 17.Налоговые доходы. 61
  • Таблица 18.Доходы бюджетов по уровням бюджетной системы 62
  • Таблица 19.Совокупный эффект бюджетов всех уровней, в тыс.руб. 63

1. Краткое описание проекта

Предлагается завершить инвестиционный проект Республики Чечня (РФ): Строительство автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали-п.з. Аргун гр. Грузии с созданием пункта пропуска на границе с Республикой Грузия, а также договориться с Грузинской стороной о реализации ответного проекта смежной стороны.

Все части межгосударственного инфраструктурного проекта:

· строительство автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали-п.з. Аргун гр. Грузии,

· создание пункта пропуска на границе с Республикой Грузия,

· строительство автомобильной дороги по маршруту: Пограничная застава гр. Грузии – Шатили – Гудани – Калило – Гудрухи – Жинвали – Мисакциели (трасса Мисакциели – Мцхета – Тбилиси в хорошем состоянии).

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Итум - Кали - п.з. Аргун - гр. Грузии» протяженностью 41,2 км является продолжением участка федеральной автомобильной дороги «Грозный - Шатой - Итум - Кали».

Указанная автодорога выходит на границу Грузии в направлении с. Шатили. На всем протяжении дороги проезжая часть имеет гравийное покрытие и требует реконструкции.

Участок Итум-Кали — Шатили — это автодорога местного значения, проходящая в верховьях Аргунского ущелья от районного центра Итум-Кали до российско-грузинской границы. Участок от границы до грузинского села Шатили, протяжённостью 2 км, не достроен.

Ожидается, что строительство дороги Грозный — Шатили можно завершить к концу 2024 года, в эти же сроки построить пограничный пункт

Ориентировочная стоимость работ по реконструкции дороги с переводом в III категорию с учетом устройства мостов оценивается в пределах 10,0 млрд. руб., поэтому без участия федерального бюджета осуществить весь комплекс работ по реконструкции участка не представляется возможным.

В случае положительного решения вопроса, объект целесообразно включить в федеральный проект «Логистика международной торговли» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с устройством автомобильного пункта пропуска на границе с Грузией.

Ожидается, что завершение строительства дороги Грозный — Шатили позволит получить ряд положительных эффектов, в том числе:

  • · подъём экономики горных районов ЧР, а также улучшение качества жизни жителей Республики;
  • · укрепление международных отношений и налаживание контактов с диаспорами;
  • · другие изменения.

В настоящем ТЭО анализируются альтернативные транспортные коридоры и содержатся выводы о целесообразности и инвестиционной привлекательности реализации проекта для Российской стороны (включая Чеченскую Республику) и для Республики Грузия.

Прилагаемое финансово-экономическое обоснование включает в себя следующие расчеты:

  • · расчеты эффектов от реализации инфраструктурного проекта (снижения потерь логистики, заказы карьерам, производителям строительных материалов, поставщикам дорожно-строительной отрасли, подряды строительным организациям района, региона);
  • · оценку степени влияния проекта на экономику РЧ (развитие сельского хозяйства, МСП придорожного сервиса и торговли, связанных бизнесов);
  • · оценку бюджетного эффекта (роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней) от государственных капитальных вложений.

2. Текущее положение дел

Стратегически важный для Северного Кавказа, Закавказья, европейской части России, Турции, Ирана транзитный грузовой автомобильный поток через Россию (или из России, в Россию) в направлениях:

  • РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения) - Турция,
  • РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения) - Иран,
  • РФ (Осетия, Чечня, Дагестан) – государства Закавказья (Грузия, Армения)

- подвержен очень сильной зависимости от политической конъюнктуры, от качества трасс и часто меняющихся (нестабильных) и сложно предсказуемых погодных условий на Кавказском хребте (в частности на горных перевалах, «серпантинах», тоннелях, в долинах/ущельях и высокогорье).

Стратегическое значение.

Наличие нескольких транспортных коридоров имеет важное стратегическое значение, оно обеспечит независимые выходы в зарубежные страны, имеющие развитое транспортное сообщение по морю и железной дороге, что очень привлекательно для развития мультитранспортных перевозок.

Рисунок 1. Мультитранспортный коридор «Север-Юг»

Рисунок 1.Мультитранспортный коридор «Север-Юг» (источник aif.ru/politics/world/gde_proydet_mezhdunarodnyy_transportnyy_koridor_sever-yug_infografika)

Рисунок 2.Стратегически важные автомобильные потоки Европа-Азия, Азия-Европа

Рисунок 2.Стратегически важные автомобильные потоки Европа-Азия, Азия-Европа (источник taxigaiva.ru/novosti/perevozka-gruzov-v-iran.html)

 

Поскольку России очень важно иметь несколько (независимых от погодных и политических условий) выходов на Закавказье – на Грузию, на Армению, на Азербайджан, на Турцию и Иран, также учитывая, что:

· путь из Чеченской Республики в Грузию существовал достаточно давно,

· были предприняты попытки возобновления сообщения,

· начато, но не закончено строительство дороги,

· транспортный коридор вполне может быть организован

А поскольку Грузинская сторона:

· неуклонно повышает качество своих дорог,

· заинтересована в развитии опустошающихся территорий Хевсуретии, местностей в долине рек Аргун, Хевсурская Арагви, Пшавская Арагви,

· заинтересована в развитии транспортного сообщения в направлении Шатили – Гудани – Калило - Гудрухи – Жинвали – Мисакциели - Мцхета

Поэтому дорога из Чечни в Грузию (по маршруту Грозный - Шатой - Итум-Кали - п.з.Аргун (гр. Грузии и Чечни) п.з. Шатили - Шатили – Гудани – Калило - Гудрухи – Жинвали – Мисакциели – Мцхета –Тбилиси) вполне могла бы стать отличной альтернативой Военно-грузинской дороги.

МАПП Верхний Ларс

Проблемный МАПП Верхний Ларс на проблемной Военно-грузинской дороге (источник ).

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.