1. Название бизнес-идеи
|
|
|
2. Источник зарождения бизнес-идеи и ее оценка
|
|
|
|
|
3. Суть идеи и описание ситуации (у потребителя или в компании)
|
|
|
|
|
|
|
4. Проблема, решение, ценность
Какие проблемы есть у потребителя?
|
Почему это столь важно потребителям?
|
Какой продукт можно предложить?
|
Какие проблемы / задачи это решает?
|
Какую итоговую ценность мы предлагаем рынку?
|
5. Продукт (услуга) для реализации на рынке (основные механизмы коммерциализации проекта (продажи продукта, сервис, продажа лицензий, франшиз и т.д.)
|
|
|
|
|
6. Анализ рынка
Название рынка (с точки зрения именно потребителя).
|
Темпы роста, состояние (растущий, стагнирующий, падающий)
|
Сегменты рынка
|
Портрет потребителя
q Пол
q Возраст
q Социальный статус
q Покупательная способность
q Потребности
q Предпочтения
q География
|
Каналы продаж
|
7. Описание товара с точки зрения потребителя
Тип продукта (Что покупают люди на этом рынке? В случае, если в продукте пересекаются несколько типов, выберите наиболее важный, тот, без которого продукт перестал бы существовать).
|
Товарная категория
Кто является конечным пользователем продукта?
B2C – продукт потребляется домохозяйствами/человеком (например, минеральная вода, подшипник для велосипеда. При этом не важно, что товар продается через дистрибьюторов в магазины и только там покупается потребителем. Главное, кто конечный потребитель продукта).
B2B – продукт потребляется другим бизнесом (например, производство экранов для мобильных телефонов, подшипник для производства турбины).
B2G – продукт потребляется государственными органами (например, электронное правительство).
|
Принцип выбора продукта
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ТОВАР – к данному типу относятся продукты повседневного употребления (продукты питания).
ТОВАР ПО РЕКОМЕНДАЦИИ – к данному типу относятся товары, которые люди выбирают по рекомендациям, не особо разбираясь, в чем разница между одними и теми же товарами разных производителей, потому что нет явных измеримых критериев выбора (пластиковые окна, двери, паркет, бытовая техника). Основа выбора – как у других или не хуже, чем у других.
БРЕНДОВЫЙ ТОВАР – к данному типу относятся брендовые товары, за которые готовы переплачивать. Мотивацией к покупке является желание выделиться среди окружающих. Например, автомобили, часы, брендовая одежда и проч. Основа выбора – выделить себя.
|
Частота покупок (пользования)
Частота покупки – количество сделок в период времени (например, в год). Частота использования – количество раз использования в период времени. Пример: ученик покупает тетради 3-4 раза в год, пользуется каждый учебный день.
Частота определяется типичным поведением потребителей на этом рынке, но компания может на нее влиять, повышая данный показатель.
|
Уровень вовлеченности
СЛАБАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – нет заинтересованности в том, чтобы разобраться в свойствах товара.
СИЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – покупки являются важными, т.к. наиболее значимы или сопряжены с большим риском, возникающим, если покупка будет не совершена.
ПРИВЫЧКА – клиент покупает товар регулярно, не задумываясь.
ОБРАЗ ЖИЗНИ – покупка является неотъемлемой частью жизни человека.
|
Тип покупки в месте продаж
ТВЕРДО ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ – человек целенаправленно выбирает конкретный продукт (продукт из списка).
ЧАСТИЧНО ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ – человек берет товар по ходу движения, видя знакомое (все равно надо покупать).
ИМПУЛЬСНЫЕ – человек случайно увидел, заинтересовался, купил, но ранее в планах не было (прикассовая зона)
|
Причина покупки
ПОЗИТИВНАЯ – стремления к чему-то
НЕГАТИВНАЯ – избегание чего-то
|
8. Конкуренция на рынке
Тип конкуренции
ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – большое число фирм, производящие стандартные, однородные товары. В таких условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция в условиях незначительного числа продавцов и зависимости предпринимателей и продавцов от ценовой политики друг друга
ОЛИГОПОЛИЯ – доминирует небольшое число продавцов, вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами
МОНОПОЛИЯ – на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный продукт, не имеющий аналогов, защищена от вхождения новых фирм
МОНОПСОНИЯ – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объем продаж
|
Место вашего бизнеса в цепочке поставок
Если ваш бизнес совмещает более одной роли, выберете ключевую, которая является основой бизнеса и которую бы вы, при необходимости выбора, оставили за собой. Данная характеристика относится к вашему бизнесу (его место на рынке) и вы можете на нее влиять.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ – ДИСТРИБЬЮТОР – РОЗНИЦА - ЭКСПЛУАТАЦИЯ - ГАРАНТИЯ - СЕРВИС
|
9. Конкурентное преимущество
Чем мы отличаемся от альтернативных конкурентов?
|
Насколько устойчиво наше конкурентное преимущество? Можно ли его усилить?
|
Есть ли преимущества в бизнес-процессах?
|
10. Продолжительность реализации бизнес-идеи: _____ лет
Возможные перспективы (этапы развития)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Ресурсы для реализации проекта
Какие ресурсы Вам нужны чтобы выпустить продукт на рынок и продавать?
|
Как быстро они должны предоставляться/поставляться?
|
Основной тип ресурсов (физические, интеллектуальные, человеческие, финансовые)
Наличие персонала
Компетенция персонала (потребуется ли обучение?)
Проект, чертежная/рабочая документация
Технология изготовления изделия/оказания услуги
Оборудование/оснастка/спец. приспособления
Площади и необходимая инфраструктура
Запас сырья/материалов
Прототипы
Защита прав на интеллектуальную собственность
Сертификаты
Инновации (НИР и ОКР)
Другое
|
Чем из этого Вы уже располагаете?
|
Что потребуется приобрести?
|
12. Партнеры по реализации проекта
|
|
|
|
|
13. Срок начала выпуска продукции, оказания услуг (через сколько месяцев от текущего момента): ___________________________________________________
14. График реализации бизнес-идеи
№
|
Наименование этапа
|
Исполнитель
|
Срок
|
Дата начала
|
Дата окончания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Доходы за весь период реализации бизнес-идеи
Каковы основные потоки доходов с каждого сегмента?
|
Для каждого сегмента опишите источник доходов (продажи, аренда, лицензия и т.п.)
|
В денежном выражении (выбрать период времени: месяц, год, несколько лет, др.):
№
|
Наименование продукта/услуги
|
Количество
|
Цена
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
16. Расходы за весь период реализации бизнес-идеи
Каковы основные издержки в Вашей модели?
|
Степень их влияния на основное ценностное предложение?
|
Каково распределение между фиксированными и переменными издержками?
|
Есть ли возможность оптимизации издержек?
|
В денежном выражении (выбрать период времени: месяц, год, несколько лет, др.):
№
|
Наименование статьи затрат
|
Количество
|
Цена
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Превышение доходов над расходами за весь период (построение Cash Flow)
Наименование/период
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Доходы
|
|
|
|
|
|
Расходы
|
|
|
|
|
|
Валовая прибыль
|
|
|
|
|
|
18. Возможные риски проекта
Внешние риски (риск снижения рентабельности в результате увеличения затрат на инвестиционную и операционную деятельность; роста стоимости арендных ставок или снижение уровня спроса; изменение законодательства и т.п.)
|
Внутренние (ненадлежащее выполнение обязательств сторонними организациями, управленческие риски и т.п.)
|
19. Эффект от реализации бизнес-идеи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. Привлекательность (эффект) для партнеров и инвесторов
Кому
|
Что
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели эффективности проекта (NPV, IRR, PI, DPD и др.)
Форма