Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Создание агропищевых кластеров АПК агропромышленных парков АПП переработка сельскохозяйственной продукции - создание/развитие инфраструктуры, объектов оборудования коллективного пользования - компенсация затрат девелоперской, управляющей компании

Председателю Правительства РФ

Мишустину М.В.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Министру сельского хозяйства и продовольствия

Российской Федерации (МСХ РФ)

Патрушеву Д.Н.

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Уже давно назрела необходимость корректировки существующих гос.программ или разработки отдельного мероприятия гос.поддержки создания и развития агро-пищевых кластеров (АПК) и их «ядра» - агропромышленных парков (АПП) по переработке сельскохозяйственной продукции - в виде софинансирования из бюджета РФ (с участием бюджета субъектов РФ) части затрат девелоперской, управляющей компании на создание/развитие инфраструктуры, объектов и оборудования коллективного пользования

АПК, по нашему мнению – хорошо себя показавшая оптимальная структура, объединяющая своих участников на принципах честной, взаимовыгодной и добровольной кооперации:

· Граждан, занимающихся ведением ЛПХ,

· Глав КФХ, МСП-агрофермы,

· Членов потребительских и производственных кооперативов (СПК, СПоК),

· Девелопер (УК) агропромышленного парка (АПП).

Именно на принципах реальной и взаимовыгодной кооперации - в отличие от «закамуфлированных» под «кооперацию» и сложившихся по факту «тупиковых» (бесперспективных) отношений, приводящих (в конечном итоге) к распаду кооперативов, нарастанию трудовой маятниковой миграции, оттоку населения в города:

• неравноправных отношений между землевладельцем или арендатором (имеющим доступ к финансовым ресурсам, активам (агрохолдинг, «помещик») и проживающим на территории населением (работники, батраки, «зависимые крестьяне», обманутые дольщики, т.н. владельцы паев и наделов),

• несправедливого распределения добавочной стоимости и прибыли,

Кооперация по растениеводству, животноводству (выращиванию, откорму), производству сырья, его переработке в пищевую продукцию - будет осуществляться по всем хорошо себя зарекомендовавшим направлениям эффективного хозяйствования:

• использование личных фермерских цехов,

• использование объектов и имущества коллективного пользования (КП): оборудование, техника, объекты недвижимости, включая склады, убойные цеха, лаборатории, цеха по переработке,

• использование синергии моделей агропромышленный парк (АПП) и вышеперечисленных,

Доводы в пользу создания новой (взяв лучшее из опыта программ ППРФ 41, 316) программы (проведения эксперимента, создания пилотного мероприятия поддержки):

· Очень хорошие результаты показала в 2011 – 2021 годах программа Минэкономразвития РФ по поддержке частных промышленных парков (с 2019 года - Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - см. паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)), Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» - см. пункт 4.3. Паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316), Подпрограмма 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Направление «Обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний» государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации - Приложение N 10 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", суть мероприятия - Субсидии частной управляющей компании на финансирование будущих (предстоящих) затрат на строительство инфраструктуры, объектов недвижимости, приобретение оборудования коллективного пользования) – см. прилагаемую статистику АИП России (презентация), поэтому она вполне может стать основой для новой программы развития агропарков,

· Хорошая программа по стимулированию развития промышленных кластеров в рамках ППРФ №41 [1] - не затрагивает аграрные кластерные проекты (АПК), работает только в непищевых отраслях (машиностроения в целом и производства автокомпонентов, в частности), но она вполне может стать основой для новой программы для агропарков,

· К сегодняшнему дню сформированы и нормативные требования, и понятийный аппарат: принят национальный стандарт (ГОСТ) по индустриальным паркам[2] (агропромышленный парк выделен как частный случай индустриального промышленного парка), отработаны методики создания и развития АПП от проектной до эксплуатационной стадии,

· Малоформатные (8 - 35 Га) промышленные площадки и агропарки в сельских, депрессивных, моно-профильных муниципальных районах и поселках (например, в Тюлячинском и Лаишевском районах Татарстана) уже показали себя с хорошей стороны – сразу сместился вектор маятниковой миграции, значительно сдвинулись показатели СЭР района, сократился отток населения, за 6 лет в казну (консолидированный бюджет всех уровней) вернулись налоговыми платежами все федеральные и региональные субсидии https://решение-верное.рф/indpark-tulyach-effect

· Существующие программы создания, развития материально-технической базы с/х потребительских кооперативов – в силу не комплексности подхода и несвязанности с АПП и АПК - не достигают цели и не дают значимого эффекта (см. прилагаемую презентацию)

· Многие региональные Министерства сельского хозяйства и продовольствия (РОИВ АПК) стимулируют только выращивание и откорм, направляют весь объем субсидий в агрохолдинги, и по факту системно не занимаются развитием переработки с/х сырья и пищевой промышленности, не финансируют агропарки и ОРЦ, в том числе из-за отсутствия своей (ведомственной, отраслевой) программы (ссылаются на программу МЭР РФ по ППРФ 316 и по причине отсутствия реального межведомственного взаимодействия никак не задействуют и не совмещают программы других ведомств, не координируют свои действия и не получают синергетического эффекта) – см. слайд «ничья земля»,

· Минсельхоз РФ и региональные МСХ реализуют программу комплексного развития территорий по ППРФ 696[3], но по факту развитие территорий получается однобоким (либо только жилье и дороги, но не создаются рабочие места в сельской местности, либо поддерживается материально-техническая база единичной ферма, но на ферме потом оказывается некому работать),

· Программы налоговых льгот и преференций по 473-ФЗ никак не направлены на монопрофильные посёлки, или на поселки с высокой маятниковой миграцией (где еще можно приземлить селян на), поэтому города либо сразу оттягивают последние ресурсы (рабочую силу и инвесторов) у села, либо создаётся ситуация, в которой в село «никто больше не придет» https://решение-верное.рф/news/deputat-tulache-2015

· Минпромторг РФ не занимается пищевой промышленностью - в целом, а финансированием агропромышленных парков - в частности (см. слайд «ничья земля» прилагаемой презентации),

· Министерство экономического развития НЕ будет развивать проекты агропарков на гео-стратегических территориях и в остальных регионах РФ, поскольку в 2021 - 2024 годах будет заниматься проектами развития МСП (включая агро-промышленные и индустриальные парки) только на территории регионов с самым низким уровнем социально-экономического развития НУСЭР (а значительная часть АПП - более 97% находится не в этих регионах и их развитие будет очень низкого темпа или не будет вовсе).

· Что касается АПП в регионах НУСЭР - анализ предпринимательской активности и уровень развития малого среднего предпринимательства а также уровень развития агропромышленного комплекса (в части личных подсобных хозяйств крестьянских фермерских хозяйств или хозяйственных потребительских производственных исторических кооперативов) позволяет сделать однозначный вывод что в указанных регионах, которыми будет заниматься Минэкономразвития РФ - будет незначительное количество удачных проектов агропромышленных парков и оптово- распределительных центров, скорее всего это будут недозаполненные территории, потому что сложившийся уровень СЭР – весьма показателен, например, анализ по Республике Калмыкия показал, что только одно предприятие (бренд «Друг степей») имеет проекты переработки сельскохозяйственной продукции выращивания и откорма (все остальные либо уже существующие предприятия, не собирающиеся менять «локацию» и размещаться в качестве резидента (инвестора) агропромышленного парка, либо находятся не на том уровне развития – с колоссальным дефицитом трудового и финансового ресурса) – поэтому прорывные проекты агропромышленные парки - ничего принципиально в регионе НУСЭР - не поменяют и заполнены не будут (анализ 3 регионов Марий Эл Чувашии Калмыкии это полностью подтверждает - отсутствуют в достаточной мере: и требуемые игроки на рынке переработки сельхозпродукции, а также предприниматели, способные взять на себя роль девелоперской или управляющей компанией такого сложного структурированного объекта как Агропромышленный парк.

· Остальным регионам – в том числе пограничным и иным гео-стратегическим регионам (включая Ленобласть, Волгоградскую, Республику Крым) как никогда нужна в горизонте 2021-2030 программа развития агропарков и агро-кластеров

Программа д/б направлена на софинансирование средствами субсидии федерального бюджета части (не более 80%) затрат УК на создание инфраструктуры агропищевого кластера, агропромышленного парка, в целях софинансирования следующих статей затрат[4]:

- технологическое присоединение (подключение) к объектам электросетевого хозяйства, сетям водоснабжения;

- создание и (или) развитие энергетической, инженерной и транспортной инфраструктуры;

- подведение к границе промышленного (индустриального) парка и агропромышленного парка сетей инженерной инфраструктуры (тепло-, газо-, энерго- и водоснабжение, ливневая канализация, система очистки сточных вод, линии связи);

- инженерная подготовка в границах земельного участка, на котором размещается промышленный (индустриального) парк и агропромышленный парк;

- подготовка промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций, строительство и (или) реконструкция производственных зданий, складов и строений, сооружений;

- оснащение для целей коллективного пользования технологическим, инженерным, производственным оборудованием, оборудованием для переработки продукции, лабораторным, выставочным оборудованием (включая программное обеспечение, монтаж и пусконаладочные работы);

- приобретение средств (в том числе специального транспорта), механизмов, оборудования, устройств и мебели, обеспечивающих соблюдение санитарных, ветеринарных и иных установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и требований к безопасности пребывания людей, охране жизни и здоровья;

- приобретение техники, оборудования для обработки информации, программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования для целей предоставления в пользование резидентам (арендаторам) промышленного (индустриального) парка и агропромышленного парка;

Программа должна также предусматривать (не исключать) совмещение статуса УК АПП и АПК со всеми преференциальными режимами (участника РИП, резидента ТОСЭР, ОАР, СЭЗ, ОЭЗ, СПИК, СЗПК)

Будем признательны за приглашение на встречу для более подробного разговора.

Спасибо за уделенное время на прочтение и изучение, успехов в Вашем деле!

Приложения:

· Презентация «Ведомственная (МСХ РФ) программа развития агропромышленных кластеров (АПК) и агро-парков (АПП) в сфере переработки сельхозпродукции»

· Статистика развития в 2013-2021 годы промышленных (индустриальных) парков в РФ, включая агропромышленные парки (АПП)

 

 

С уважением,

 

 

 

 

Опыт ГК:

- более 850 комплексов таких услуг, как разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы ока),

- более 600 исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития

- более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса (финансиста, экономиста, юриста, маркетолога, налоговика, бухгалтера, специалистов по привлечению государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес),

- более 400 проектов (различных сфер, включая с/х, АПК, производство, туризм, промышленность, девелопмент, сервис, торговлю и др.) получили различные гос.преференции - субсидии, льготы на сумму более 9 миллиардов рублей (не считая эффекта и экономии за полученные земельные участки, одобрение властей, преференции, заемные льготные (под низкую ставку) средства или по среднерыночным ставкам, в том числе:

- 26 проектов получили статус резидентов и льготы ТОСЭР, ОЭЗ, регионального инвестиционного проекта на общую сумму более 2,6 млрд.руб.,

- 12 технопарков и индустриальных парков получили целевые бюджетные средства на инфраструктуру в общей сумме более 2,2 млрд.руб.,

- 15 промышленных площадок и индустриальных парков получили аккредитацию при РОИВ (в т.ч. 1 при ФОИВ), их резиденты - субсидии,

- 6 муниципальных земельных участков переданы инвесторам в аренду без проведения торгов под реализации масштабных инвестиционных проектов,

- 2 кластера - получили средства порядка 25 миллионов рублей на орг.деятельность и более 1,5 млрд.руб. на совместные проекты по МПиТ РФ

- 2 ТОСЭР ДВ получили целевые бюджетные средства на инфраструктуру более 2,6 млрд.руб.,

- мы помогли многим в разработке учетной политики, методик, документации, регламентов, ОРД, рабочих форм договоров, писем или внедрении СЭД/ЭДО, CRM и т.п.

- мы помогли многим сохранить субсидии, гранты, полученные от РФРИТ, ФСИ ("Бортника-Полякова"), ИЦ Сколково, АО РВК, АНО Ростуризм, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, региональных министерств и фондов,
- мы помогли многим сохранить право на применение льгот (пониженных ставок) по налогам и обязательным страховым взносам ТОСЭР, ОЭЗ, аккредитованным Минкомсвязи ИТ-компаниям, из реестра отечественного ПО ЭВМ, БД, РЭП,

- мы помогли многим получить или обеспечить целевое использование или сохранить право на целевое бюджетное финансирование (займы, субсидии) ФРП, ФРМ, ФФП, КР, МЭР, МПиТ

С этими и другими проектами можно ознакомиться по ссылке или в презентации
 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения"

[2] ГОСТ Р 56301-2014. Национальный стандарт РФ. Индустриальные парки. Требования, утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 1982-ст

[3] Государственная программа РФ "Комплексное развитие сельских территорий" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696

[4] Подпункт з) пункта 6.1.2. Приложения к приказу Минэкономразвития России от 14 марта 2019 г. N 125 «VI. Требования к реализации мероприятий, предусмотренных в рамках направления "Обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний", а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.»

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.