Какой быть России через 10 лет?
Руководитель компании Маслехин Сергей высказал в рамках фокус-группы свою точку зрения: За 10 лет, по моему мнению, мы реально можем обеспечить следующие 4 направления: внутренний туризм, собственные продукты питания, собственное программное обеспечение (ПО) и информационные технологии, собственное критически важное сырье
Импортонезависимости (территории муниципалитета, региона, ФО, РФ в целом) по продуктам питания, а также роста экспорта излишков продовольствия, на наш взгляд, можно достичь следующими путями:
- развитием переработки сельскохозяйственной продукции на местах у фермера - созданием мини-цехов убоя животных, птицы и их дальнейшей переработки с изготовлением полуфабрикатов и готовой продукции
- созданием условий для размещения предприятий по переработке сельхоз продукции в агро-промышленных парках (см. наши предложения в этом вопросе)
- развитием системы хранения и дистрибуции первичной сельхоз продукции через оптово-распределительные центры (ОРЦ - бывшие овощебазы, овощехранилища)
см. ниже наши предложения в этом вопросе
СОЗДАНИЕ ОРЦ
Создание сети оптово-распределительных (агро-логистических) центров (ОРЦ) для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе:
Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы
1. сложившихся транспортно-логистических связей (пути соообщения, балы, пункты перегрузки, хранения) со времен СССР
2. исторически сложившейся специализации муниципальных районов и регионов (отрасли растениеводства, животноводства, промышленности, услуг, торговли)
3. обеспеченности необходимой инфраструктурой:
- действующими железнодорожными тупиками,
- подъездами с автодорог общего пользования,
- площадками для стоянки, разворота автотранспорта и
- площадок для установки навесов для торговли "с колес"
- площадями складов,
- водо-, газоснабжением для обеспечения требуемого климатического режима
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Согласно правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 624):
"оптово-распределительный центр" (ОРЦ) - комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ... а также для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, включающий в том числе внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы полагаем, что стимулирование создания и развития ОРЦ будет способствовать таким задачам как существенное увеличение внутренней переработки сельскохозяйственного сырья и производства продовольственной продукции.
Оптово-распределительные центры являются важным элементом аграрной экономики.
По нашему мнению, в каждой из 3 экономических зон Республики Татарстан (Казанская, Набережночелнинская, Юго-Восточная) востребован крупный зональный оптово-распределительный центр (ОРЦ)
Казанская ЭЗ:
- Агропромпарк Казань (розница и мелкий опт)
- склады AC Building на ул. Горьковское шоссе
- склады продовольственные (Тихорецкая, промзона)
- проект Агромир (опт) - проектная стадия
Набережночелнинская ЭЗ:
- вариант 1 Тукаевский район (граница Мензелинского района) - из-за крупного города - потребителя - Набережные Челны (получим розницу, мелкий, средний и крупный опт) и близость к М-7 участок Н.Челны - Уфа
- вариант 2 Актанышский район - из-за относительной близости (посередине) крупных городов - потребителей - Н.Челны и Уфа и близость к М-7 участок Челны - Уфа (получим мелкий, средний и крупный опт, розницей жертвуем - далеко)
Также были даны предложения компании Верное решение по необходимости внести изменения в порядок аккредитации промышленных площадок и иных объектов инфраструктуры в Республике Татарстан в 2017 году в рамках обсуждения с Министерством экономики РТ и ЦРПП действующего порядка аккредитации
Юго-Восточная ЭЗ:
- вариант 1 Нурлат (традиционный в недалеком прошлом центр консолидации собранного урожая распределения по злакам, зерну, овощам) - из-за:
• относительной близости (посередине) крупного города - потребителя - Самара
• непосредственной близости к железнолорожной ветке • близости к М-5 (получим мелкий, средний и крупный опт, розницей жертвуем - далеко)
- вариант 2 Альметьевск - из-за крупного города - потребителя - Альметьевск (получим розницу, мелкий, средний и крупный опт) и близость к М-5 участок Самара
Программа государственной поддержки строительства ОРЦ должна решать задачу вывода на рынок сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования и микропредприятиями, на долю которых приходится более половины продовольствия, производимого в стране. Проблема сбыта у данного сектора аграрной экономики остается сегодня основной.
Согласно проведенному АККОР опросу, 70% крестьянских (фермерских) хозяйств называют трудности сбыта произведенной продукции проблемой номер один. Жизнеспособность действующих и создаваемых К(Ф)Х, а также других малых форм хозяйствования, которые могут перерасти в предприниматели, напрямую зависит от решения проблем реализации производимой продукции.
С данной проблемой сталкиваются и за рубежом. В Германии ее решают, в том числе, с помощью закона о структуре сельскохозяйственных рынков, согласно которому государственные субсидии предоставляются перерабатывающим организациям, в случае, если в закупках значительная доля приходится на продукцию малых организаций, что должно подтверждаться долгосрочными договорами на закупку сырья.
ОРЦ – по сути, инфраструктурное предприятие, которое представляет услуги по хранению, фасовке, подработке продукции. И задача государства разработать такие порядки, которые «обяжут» – или будут стимулировать – логистические центры оказывать услуги малому диверсифицированному сегменту предпринимателей, и таким образом обеспечат им выход на рынок. Это достаточно непростая задача.
С нашей точки зрения государственная поддержка строительству ОРЦ в рамках частно-государственного партнерства может предоставляться в случае сформулированных связывающих требований к бизнесу - наличия долгосрочных договоров на услуги с субъектами малого предпринимательства и их кооперативными объединениями, доля которых должна соответствовать доли производства продукции данными субъектами предпринимательства в регионе.
Помимо этого, 29 июня 2016 года на совещании по вопросу взаимодействия оптово-распределительных центров с малыми и средними сельхозтоваропроизводителями и сельхозкооперативами заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов сообщил, что: «Минсельхоз России обозначил основные задачи на период до 2020 года – обеспечение внутреннего рынка страны качественным, доступным для населения отечественным продовольствием и наращивание экспорта. Решение данных задач связано с развитием агрологистики, важным элементом которой являются оптово-распределительные центры. Работа оптово-распределительных центров направлена на предоставление сельхозтоваропроизводителям широкого спектра услуг по сбору, подработке, хранению, предпродажной подготовке и реализации продукции. И если сегодня в регионе есть или строится оптово-распределительный центр, то он должен быть его визитной карточкой».
Таким образом, и для развития промышленности, и для развития сельского хозяйства существуют потребность в строительстве логистических (для промышленных предприятий) и оптово-распределительных (для сельхоз-предприятий) парков и центров.
Как правило, логистический парк (центр) – это многофункциональный транспортно-логистический комплекс, оказывающий услуги по хранению и обработке контейнерных и прочих грузов, обеспечивает перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой, организацию грузовых отправок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железнодорожных и автомобильных перевозок грузов.
В случае с оптово-распределительными парками (центрами) к вышеперечисленным функциям добавляются также хранение и переработка сельхоз продукции, а также оказание сопутствующих услуг и взаимодействие с сельхоз. кооперативами, агропредприятиями и фермерами.
Резидентами ОРЦ и УК ОРЦ обычно востребованы следующие меры поддержки:
1) субсидирование затрат субъектов Российской Федерации на создание объектов внешней и внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры ОРЦ (дороги, сети электро-, тепло- и газоснабжения, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, центры коллективного пользования, иные инфраструктурные объекты)
2) компенсация части фактически осуществленных затрат управляющей компании ОРЦ на создание объектов инфраструктуры ОРЦ (дороги, сети электро-, тепло- и газоснабжения, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, центры коллективного пользования, иные инфраструктурные объекты);
3) cубсидирование процентных ставок по кредитам на цели создания ОРЦ;
4) cоздание с участием частного капитала оператора (управляющей компании) ОРЦ, которая участвовала бы в реализации проектов создания на территории субъектов РФ ОРЦ и выполняла бы функции привлечения иностранных резидентов – производственных компаний, потребляющих в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию.
В свою очередь, для финансирования затрат по созданию ОРЦ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ планируется разработка и принятие ведомственной программы "Развитие логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля в Республике Татарстан на 2017 - 2021 годы" для получения федерального софинансирования
Скачать предложения в виде документа
Приложения:
- выдержки из госпрограммы по финансированию части затрат на строительство ОРЦ
- география развития ОРЦ