Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Развитие сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, включая создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры и обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических и расчетных систе

Инна Рыкова — руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ
 

Мы можем помочь Вам легально снизить налоги - путем получения налоговых льгот, преференций:
- Льготы и преференции для резидентов индустриальных парков,
- Льготы и преференции для резидентов территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах,
- Льготы и преференции для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ),
- Льготы участников региональных инвестиционных проектов (РИП),
- Льготы, преференции, гарантии участникам специнвестконтрактов (СПИК),
- Льготы, преференции, гарантии участникам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК),
- Льготы и преференции ИТ компаниям,
- Льготы, субсидии, гранты при осуществлении НИОКР,
- Льготы и преференции для участников промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров.
Мы можем помочь вам официально получить налоговые льготы, преференции, субсидии, взять на себя подготовку части документов заявки.

Обращайтесь к нам!

Мы также полезны в решении следующих задач:

  • Получение льготных займов, субсидий, разных преференций для бизнеса;
  • Разработка бизнес плана (БП);
  • Расчет финансовой модели (ФЭМ);
  • Участие в составлении календарного план (КП);
  • Участие в подготовке технического задания (ТЗ);
  • Участие в составлении сметы проекта;
  • Участие в подготовке презентации для защиты проекта;
  • Проведение исследований рынка, оценка объемов, потенциальных покупателей, конкурентного окружения,
  • Сопровождение подготовки, подачи и рассмотрения заявки;
  • Консультирование по оформлению документов;
  • Подготовка команды к защите ("репетиция");
  • Участие нашего представителя в защите;
  • Взаимодействие с гос.органами по отчетности и подтверждению эффекта (бюджетный, социальный, экономический) от реализации проекта
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОСЭР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Еще по теме:

Мы можем помочь Вам привлечь льготные государственные ресурсы (займы под 0% - 5%, бюджетные субсидии, гранты, субсидированные кредиты):

Краткая характеристика
Развитие оптово-распределительных центров в Российской Федерации показало разрозненный характер и типов проектов, подмену понятий «оптово-распределительный» и «оптово-розничный центр».
В 2014 году по заказу Минсельхоза России Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России были разработаны Методические рекомендации по теме: «Развитие сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, включая создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры и обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических и расчетных систем»[1].
Распоряжением Минсельхоза России от 16.10.2014 г. № 229-р создана Рабочая группа по разработке программы строительства оптово-распределительных (логистических) центров сельскохозяйственной продукции и продовольствия[2]. В 2018 году в Комитете Совета Федерации Федерального собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию создана Рабочая группа по мониторингу реализации в агропромышленном комплексе принятых законодательных норм в сфере концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- и муниципальном частном партнерстве[3].
Было закреплено понятие «оптово-распределительный центр (ОРЦ) — комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в том числе в системе внутренней продовольственной помощи…, а также для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, включающий в том числе внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения»[4], которое в 2017 году утратило силу.
Но в Приказе МСХ по льготным кредитам[5] сохранено понятие ОРЦ как «комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе в системе внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения в Российской Федерации, а также для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, включающих в том числе внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения».
 
Публичная история в СМИ развития проекта ОРЦ
2014 год — начало реализации и разработка подпрограммы создания оптово-распределительных центров — объектов инфраструктуры АПК.
Выделение двух мер господдержки: субсидирование ставки по кредитам и возмещение капитальных затрат.
Выделение 79,1 млрд. руб. государственной поддержки (2015—2020 гг.).
2015 год — отбор 1 (!) проекта ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарской Республике мощностью 75 тыс. тонн единовременного хранения сельхозпродукции, компенсировано 20% (426 млн руб.) инвестиционных затрат. Согласно принятой Правительством Российской Федерации принципиальной схеме размещения оптово-распределительных центров (ОРЦ) до 2020 года предполагается создание порядка 60 объектов в 48 регионах.
26.10. 2016 год —
Из диалога Президента РФ Путина В.В. и министра сельского хозяйства РФ Ткачева А.Н. 26.10.2016 г.
«Фермеры попросили президента расширить круг тех, кто может претендовать на господдержку — включить в него мелкие хозяйства и разрешить им создавать оптово-распределительные центры».
«Александр Николаевич, пожалуйста. Вы согласны, да? Скажите «да» и садитесь, и все», — обратился президент к министру сельского хозяйства.
«Нет. И буду спорить», — ответил Александр Ткачев.
«Демократия у нас в России, чтобы Вы понимали», — заметил Владимир Путин.
«Особенно в Крыму, — заметил Александр Ткачев. — Мы имеем здесь мощностей порядка 35 тысяч, а нужно еще 50 построить в ближайшие пять-семь лет, чтобы полностью по высоким технологиям хранить овощи, фрукты и, естественно, другую продукцию. Дело в том, что — что такое ОРЦ…»
«Сейчас он вам скажет, что невозможно разделить помещение для того, чтобы в одном хранить эффективно одни продукты, а в другом… Правильно, да?» — спросил президент.
«Правильно. Дальше. Это раз», — подтвердил министр.
«У нас с ребятами каждый шаг уже записан Ваш», — пошутил глава государства.
ЗАКРЫТИЕ ПОДПРОГРАММЫ
2017 год — отбор 2 проектов.
2018 год
Февраль — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Внешэкономбанк объявили о необходимости создать федеральную сеть оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции (ОРЦ) на территории России.
Июнь — совещание, на котором обсуждались вопросы деятельности оптово-распределительных центров (далее — ОРЦ), а также использования их для наращивания экспорта продукции АПК. Совещание провел первый заместитель Министра Джамбулат Хатуов.
«Необходимо задействовать мощности ОРЦ для продвижения российской аграрной продукции на внешние рынки. Нужно активнее взаимодействовать с сельхозпроизводителями, в том числе фермерскими хозяйствами, региональными властями, банками, логистическими организациями. Если потребуется координация действий, Минсельхоз готов оказать поддержку по возникающим вопросам», — сообщил Джамбулат Хатуов.
2018 год — закрытие господдержки CAPEX для ОРЦ.
 
Кто сегодня занимается созданием и развитием сети ОРЦ
По состоянию на декабрь 2018 года органы исполнительной власти на федеральном уровне декларируют свое участие в формировании системы оптово-распределительных центров:
  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • Министерство по делам Северного Кавказа;
  • Евразийская экономическая комиссия;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Субъекты Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
Утверждены мероприятия по «Развитию товаропроводящей инфраструктуры»[6], включающее в том числе:
  • повышение товарности основных видов сельскохозяйственной продукции развитие федеральной сети оптово-распределительных центров -ведомственный отчет 2018 — 2019 годы Минсельхоз России;
  • строительство и модернизация картофеле- и овощехранилищ — ведомственный отчет 2018—2019 годы Минсельхоз России;
  • субсидирование затрат на строительство и модернизацию картофеле- и овощехранилищ — федеральный закон 2018—2019 годы Минсельхоз России, Минфин России;
  • разработка концепции развития оптовых продовольственных рынков — ведомственный отчет I квартал 2019 года Минсельхоз России, Минпромторг России;
  • развитие специализированных несетевых торговых объектов в отдельных городах Российской Федерации — доклад в Правительство Российской Федерации I квартал 2019 г. Минпромторг России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
План Министерства сельского хозяйства РФ в целях и задачах реализации государственной политики[7] тем не менее содержит следующие упоминания «обеспечения ввода новых мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров в объеме до 921,44 тыс. тонн», в План-графике мероприятий п. 85 содержит направление 6.1. Развитие оптово-распределительных центров (ответственный — Куценко А.А. Директор Департамента регулирования рынков АПК МСХ РФ).
В 2017 году отменяются Приказы 317 и 318 Минсельхоза России, заменяются на Приказы 563 и 564, и вводятся Приказы МСХ № 549 и №550 от 29.11.2018 «Об утверждении предельных значений стоимости единицы мощности объектов агропромышленного комплекса». С 2018 года исключен объект «оптово-распределительный центр» и мера господдержки как компенсация прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (CAPEX) для данного типа объектов[8].
В компетенции Минсельхоза России остается предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке в соответствии с ПП РФ от 29.12.2016 N 1528 в части предоставления льготных кредитов (субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам)[9]:
в части логистических центров:
— кредиты организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК) на срок от 2 до 8 лет, производство продукции растениеводства (код направления использования кредита 02.10.008); цель: создание логистических центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели реализации инвестиционного проекта;
— кредиты организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК) на срок от 2 до 8 лет, производство продукции животноводства (код направления использования кредита 02.20.013); цель: создание логистических центров в животноводстве (за исключением свиноводства, бройлерного производства, молочного и мясного скотоводства), в том числе по продаже сельскохозяйственных животных, а также на приобретение техники и оборудования на цели реализации инвестиционного проекта;
— кредиты Дальневосточному федеральному округу организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК), на срок от 2 до 8 лет, производство продукции растениеводства (код направления использования кредита 02.10.108); цель: создание логистических центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели реализации инвестиционного проекта;
— кредиты Дальневосточному федеральному округу организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК), на срок от 2 до 8 лет, производство продукции животноводства (код направления использования кредита 02.20.113); цель: строительство, реконструкция и модернизация логистических центров в животноводстве (за исключением молочного и мясного скотоводства), в том числе по продаже сельскохозяйственных животных, а также на приобретение техники и оборудования на цели реализации инвестиционного проекта.
в части ОРЦ:
согласно Приказа:
«в части ОРЦ: кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, осуществляющим деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, Республики Бурятия, Забайкальского края, по кредитным договорам (соглашениям) , заключенным с 1 января 2017 г. на срок от 2 до 8 лет, на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции растениеводства и животноводства на строительство, реконструкцию и модернизацию оптово-распределительных центров.»
Согласно внесенным дополнительным кодам от 11.10.2018 г.[10]:
— кредиты организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК) на срок от 2 до 8 лет, производство продукции растениеводства и животноводства (код направления использования кредита 02.30.013); цель: строительство оптово-распределительных центров;
— кредиты Дальневосточному федеральному округу организациям АПК, СХТ (за исключением ЛПХ и СКПК), на срок от 2 до 8 лет, производство продукции растениеводства и животноводства (код направления использования кредита 02.30.111); цель: строительство, реконструкция и модернизация оптово-распределительных центров, а также на приобретение техники и оборудования на цели реализации инвестиционного проекта.
Появляется новый механизм развития ГЧП в АПК[11], где согласно Письма МСХ РФ от 02.03.2018 года к проектам в АПК отнесены также оптово-распределительные центры в Ленинградской, Саратовской, Ярославской областях, Приморском и Хабаровском крае, что генерирует колоссальные бюджетные риски.
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
В феврале 2018 года Минсельхоз и Внешэкономбанк объявили о намерении создать федеральную сеть ОРЦ до 2030 года[12]. При этом можно основываться только на упоминаниях СМИ о ходе реализации данного проекта «ВЭБ обсуждает увеличение с 5% до 30% своей доли в холдинге «Росагромаркет», занимающемся созданием по всей стране оптово-распределительных центров (ОРЦ). Расширение участия госбанка может быть связано с нехваткой средств у бывших топ-менеджеров «Альфа-групп», основавших проект. Ранее они планировали вложить в него до 300 млрд руб.»[13].
Можно только из СМИ также определить о финансировании «Компания «ВЭБ Инфраструктура» (Группа ВЭБ) предоставила ООО «РусАгроМаркет-Холдинг» очередной транш в объеме 71,5 млн рублей на финансирование проекта создания оптово-распределительного центра в Новосибирске. Финансирование направлено на разработку рабочей документации ОРЦ Новосибирск и прототипа онлайн-платформы (Marketplace). Общая сумма выборки с учетом предоставленного транша составила 337,8 млн рублей. Ввод объектов ОРЦ Новосибирск в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2019 года»[14].
При этом, следует отметить, что еще в 2014 году Распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.12.2014 г. № 211-р была создана Рабочая группа по разработке плана мероприятий по содействию реализации проекта создания оптово-распределительного центра по переработке сельскохозяйственной и продовольственной продукции и торговле в Новосибирской области, а также утвержден состав рабочей группы, в который вошел Научно-исследовательский финансовый институт[15].
Согласно статье 3 ФЗ РФ, «проекты ВЭБ РФ должны быть направлены на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также допускается реализация проектов и (или) сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности»[16].
Согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением 1528[17], поручают МСХ утвердить перечень направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов, ВЭБ, как и другие банки, выдает кредиты руководствуясь этим перечнем направлений.
Для системного отражения вопроса подписано соглашение с Научно-исследовательским институтом Минфина России[18].
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
К компетенции Министерства относится развитие оптовых продовольственных рынков. Стратегия развития торговли в Российской Федерации[19] содержит задачу 3.5. Развитие современного оптового продовольственного звена, а именно «для оптимального взаимодействия розничной торговли и производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания необходимо современное оптовое звено, включающее в себя, наряду с оптовыми торговыми организациями и распределительными центрами крупных торговых сетей, систему оптовых продовольственных рынков (оптовых распределительных центров). Задача оптовых продовольственных рынков (оптовых распределительных центров) — инфраструктурно поддерживать развитие конкурентной среды для производителей и торговли всех форматов. Благодаря их созданию достигается возможность максимально сократить путь продукции от производителя до потребителя и обеспечить всем торговым организациям и частным предпринимателям в сфере торговли вне зависимости от формата торгового бизнеса равный доступ к одинаково качественной продукции в широком ассортименте. При этом оптовый продовольственный рынок не является оптовиком, скупающим продукцию, и не является складом длительного хранения. Вместо этого оптовый продовольственный рынок — „площадка встречи“ производства и торговли, в том числе, помимо услуги аренды площадей, оказывающая услуги сортировки, упаковки, консолидации мелких партий товара для поставок крупным торговым операторам, первичной обработки продукции».
Министерство экономического развития Российской Федерации
В качестве первых возможных проектов Российская Федерация предлагает совершенствование логистических и оптово-распределительных механизмов во внутренней торговле Союза сельскохозяйственными товарами и продуктами питания[20]. В рамках проекта «Сеть оптово-распределительных центров продовольственной и иной продукции стран ЕАЭС» представлен только слайд компании «Росагромаркет» и отсутствует обоснование и целесообразность участия Министерства в данном проекте.
Министерство по делам Северного Кавказа
В 2016 году Министерство презентовало проекты «наиболее перспективным направлением для реализации агропромышленного потенциала Северо-Кавказского региона является развитие на территории СКФО овоще- и фруктохранилищ, а также оптово-распределительных центров (ОРЦ), ориентированных на хранение, переработку и сбыт продукции: по данным Минсельхоза России, в настоящее время потребность в создании инфраструктуры хранения составляет 550 тыс. тонн»[21]. В 2016 году заявлено о выделении господдержки в Карачаево-Черкесской Республике «было принято решение о предоставлении государственной поддержки инвестиционным проектам ООО «Хаммер» «Строительство селекционно-семеноводческого и оптово-распределительного (логистического) центров на территории Карачаево-Черкесской республики»[22].
В 2017 году «в ходе заседания руководители региональных органов АПК рассказали о действующих оптово-распределительных центрах на местах, поделились планами по строительству новых хранилищ и убойно-перерабатывающих комплексов с привлечением инвестиций»[23].
Министерство заявило о выстраивании связей с Республикой Иран в части ОРЦ: «Уже сегодня со стороны крупнейших организаций в сфере агропромышленного комплекса Северо-Кавказского федерального округа проявляется заинтересованность в строительстве оптово-распределительных центров для развития торговли с Ираном, для развития сельхозпереработки и клиринговой торговли, а также других направлений совместной деятельности»[24]. В марте 2018 года «в области сельского хозяйства отмечались такие направления, как поставка зерновых, масличных культур, халяльной продукции, бакалеи, организация оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции, в промышленности — переработка полимерных материалов, древесина и изделия из нее, бытовая химия, косметика, парфюмерия, а также предлагались к рассмотрению вопросы развития круизного туризма»[25].
Вопросы развития с Австрией обсуждались в октябре 2018 года «участники встречи обсудили перспективы сотрудничества в реализации эффективных проектов в сельском хозяйстве, в частности в области садоводства, развитии на территории СКФО овоще- и фруктохранилищ, а также оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение, переработку и сбыт продукции»[26].
В декабре 2018 года «предполагается, что транспортно-логистический комплекс станет окном для экспорта товаров с Северного Кавказа, в том числе мясной халяльной продукции, зерновых и продуктов их переработки, минеральных вод. Кроме этого, в проекте предусмотрено развитие аквакультуры, сети оптово-распределительных центров и переработки биоресурсов Каспия»[27].
При этом, Государственная программа развития СКФО[28] содержит подпрограмму „Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа“ где один раз упоминается «строительство селекционно-семеноводческого центра для производства семян зерновых и масличных культур и оптово-распределительного (логистического) центра для хранения зерна и овощей».
Корпорация развития СКФО не отражает проекты по развитию ОРЦ, несмотря на заявленный на сайте Минкавказа России строительство второй очереди оптово-распределительного центра в Республике Ингушетия, что вероятно частично связано с отсутствием предоставления господдержки в части CAPEX «Сады Ингушетии»[29].
Евразийская экономическая комиссия
В ноябре 2018 года Совет по АПК ЕАЭС определил приоритетные направления развития отрасли[30], где одобрен проект Плана мероприятий согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС на предстоящий период, включая «создание Евразийской сети оптово-распределительных центров, а также углубление интеграции в рамках основных направлений согласованной агропромышленной политики».
Данные направления были инициированы Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России в ноябре 2017 года[31] и обсуждались в октябре 2018 года на Евразийской деловой неделе в Республике Армения[32] и Республике Северная Осетия-Алания[33].
Источники финансирования гипотетически могут быть найдены в международных банках и институтах развития. «Дорожная карта» Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Евразийского банка развития (ЕАБР) предполагает создание инструментов системной поддержки предприятий, снижение минимального целевого размера проектов ЕАБР до 1 млн рублей и включение банка в госпрограммы стран Союза, что предусматривает финансовые меры содействия развитию промышленности и агропромышленного комплекса.
Центральный банк Российской Федерации
В рамках влияния на волатильность инфляции, Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России в 2017 году проводились консультации с Департаментом денежно-кредитной политики Банка России в части реализации проектов по развитию системы оптово-распределительных центров и хранилищ плодоовощной продукции в целях снижения волатильности динамики цен на отдельные позиции потребительской корзины.
Результатом стало принятие в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» ОРЦ.
«Среди основных мер по снижению влияния немонетарных факторов на динамику цен, реализуемых на текущем этапе, можно выделить меры по развитию инфраструктуры продовольственного рынка в части транспортировки, хранения и переработки. Строительство оптово-распределительных центров, в том числе в соответствии с программой Правительства Российской Федерации, позволит снизить негативное влияние сезонности на конъюнктуру рынка и будет способствовать развитию смежной инфраструктуры по переработке сырья. В результате снизится волатильность цен на продовольствие, которое занимает существенную долю в потребительской корзине населения. В отдельных регионах существуют сложности с возведением оптово-распределительных центров, строительство которых осуществляется при поддержке государства. Так, среди всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) в 2018 г. начато только в Республике Дагестан. В Волгоградской и Ростовской областях подготовка к строительству откладывается из-за продолжительного процесса оформления земельных участков и получения разрешений, недостаточной обеспеченности необходимыми коммунальными сетями (особенно электросетями)»[34].
В соответствии с официальным изданием Банка России «О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности» система мероприятий до 2020 года по направлению: «Стимулирование инвестиционной деятельности в Агропромышленном комплексе, задача модернизации материально-Технической и технологической базы сельскохозяйственного производства и оптово-распределительных центров» предусматривает строительство оптово-распределительных центров в четыре очереди. В целом в период 2014—2020 годов предусматривается финансирование мощностей по хранению в объеме 79 млрд рублей[35]. В первую очередь это касается ключевых центров, формирующих Единую систему движения потоков продукции через всю территорию страны.
При этом данное утверждение о размещении ОРЦ противоречит данным Минсельхоза России и ВЭБ, не отражает данные о закрытии подпрограммы, где предусматривались 79 млрд. руб., также не отражает оценку влияния дефицита мощностей на региональные индексы потребительских цен и индексы на федеральном уровне.
Субъекты Российской Федерации
Резидентами ОРЦ и УК ОРЦ на региональном уровне обычно востребованы следующие меры поддержки:
  • субсидирование затрат субъектов Российской Федерации на создание объектов внешней и внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры ОРЦ (дороги, сети электро-, тепло- и газоснабжения, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, центры коллективного пользования, иные инфраструктурные объекты);
  • субсидирование технического перевооружения объектов АПК, технической и технологической модернизации;
  • компенсация части фактически осуществленных затрат управляющей компании ОРЦ на создание объектов инфраструктуры ОРЦ (дороги, сети электро-, тепло- и газоснабжения, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, центры коллективного пользования, иные инфраструктурные объекты);
  • субсидирование процентных ставок по кредитам на цели создания ОРЦ;
  • получение грантов на государственную поддержку специалистов АПК, субсидирование части затрат на подготовку квалифицированных специалистов АПК;
  • создание с участием частного капитала оператора (управляющей компании) ОРЦ, которая участвовала бы в реализации проектов создания на территории субъектов РФ ОРЦ и выполняла бы функции привлечения иностранных резидентов — производственных компаний, потребляющих в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию.
Какие проекты заявляются и инициируются в России?
Первым получателем господдержки в 2015 году ОРЦ стало АО «Прохладный» — ОРЦ «Прохладный» (Республика Кабардино-Балкария), в 2017 году: ООО «Ямато» — ОРЦ «Радумля» (Московская область) и ЗАО «Славтранс-Сервис» — ОРЦ «Селятино» (Московская область». Бюджетные средства подпрограммы были размыты и не связаны напрямую с ОРЦ, не дают эффектов для государства (таблица 1).
Таблица 1 — ОРЦ, получившие господдержку CAPEX
ОРЦ Год получения господдержки Мощность едино-временного хранения, тыс. тонн Размер субсидии, млн. руб. Размер субсидии на 1 рубль выручки, руб. Выручка в 2015—2017 гг., тыс. руб. Налог на прибыль в 2015—2017 гг., тыс. руб.
ОРЦ «Прохладный»[36] 2015 75,0 426 000 1,23 827 325,0 394,0
ОРЦ «Радумля»[37] 2017 34,0 493 127 53,64 9 770,0 0
ОРЦ «Селятино» 2017 32,0 110 394 0,41 604 059 4 892,0
Источник: расчеты НИФИ
Таким образом, один из поддержанных государством изначально при выделении средств федерального бюджета на возмещение затрат, имел изначально завышенный размер выручки организации и указывало на значительные риски.
Вся реализации проекта ОРЦ с 2014 года показывает, что большинство проектов не рассчитываются без государственной поддержки из-за слабой экономики, а значительная часть проектов сугубо девелоперские в расчете на аренду площадей и не решают стратегическую задачу — консолидацию товарных партий, а также создают условия для недобросовестности после получения господдержки.
В 2017 году НИФИ проводилась работа с региональными Минсельхозами по формированию реестра инфраструктурных проектов ОРЦ до 2020 года, претендующих на господдержку, согласно полученным данным представлены были следующие проекты:
  • ООО «Сад-Гигант-Ингушетия» (Республика Ингушетия);
  • ООО «Агромир-Казань» (Республика Татарстан);
  • Оптово-розничный центр «Урал» (Свердловская область);
  • ООО «Медикс» и ООО «Агромир Наурский» (Чеченская Республика);
  • ООО «Ярославский ОРЦ» (Ярославская область);
  • ООО «РусАгроМаркет» (Ростовская область);
  • ООО «Тамбовский оптово-распределительный центр» (Тамбовская область);
  • ООО «БауИнвестГруп» и ООО «ИнСпектр» (Пермский край);
  • АО «Амурзерно» (ТОСЭР Хабаровск, площадка «Ракитное»);
  • ООО «Оптово-распределительный центр «Приморье»).
В 2018 году в рамках Перечня инвестиционных проектов (По инициативе Правительства РФ) представляются ряд других проектов[38]:
Таблица 2 — Перечень инициируемых проектов в рамках Перечня Правительства РФ
Наименование Регион Общая стоимость проекта, млн. руб. В т.ч. федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ
ОРЦ «Монолит-плюс» Красноярский край 2 400,0 618,7
ОРЦ «РусАгроМаркет-Новосибирск» Новосибирская область 19 100,0 4 923,6
ОРЦ «РусАгроМаркет-Ростов-на-Дону» Ростовская область 19 000,0 4 897,8
ОРЦ «Оптимум» Челябинская область 1 300,0 335,1
ОРЦ «Агрохаб» Хабаровский край 3 240,0 835,2
ОРЦ «Приморье» Приморский край 5 400,0 1 392,0
ОРЦ «Агрокомплекс Есенинский» Рязанская область 1 850,0 476,9
ОРЦ «АГРОПАРК» Калининградская область 600,0 154,7
ОРЦ «Агромир Казань» Республика Татарстан 7 100,0 1 830,2
ОРЦ «ИНТЕРНЕШНЛ ФУД МАРКЕТ» (Райз-Девелопмент) г. Санкт-Петербург 2 300,0 592,9
ОРЦ «УфаИнвест» Республика Башкортостан 430,0 110,8
ОРЦ «ЮжДаг» Республика Дагестан 1 500,0 386,7
ОРЦ «Ярославский» Ярославская область 2 800,0 721,8
ОРЦ «Уральский» Свердловская область 2 000,0 515,6
Межрегиональный транспортно-логистический ОРЦ Тамбовская область 4 000,0 1 031,1
ОРЦ «ООО Орловский ОРЦ» Орловская область 2 500,0 644,4
  ВСЕГО 75 520,0 19 467,3
Можно также найти достаточное большое количество заявлений и упоминаний о строительстве ОРЦ, не указанных в данном списке, например:
Республика Северная Осетия-Алания: «В 2019 году начнется строительство оптово-распределительного центра в Северной Осетии. Центр построят в г. Моздоке»[39]; Московская область: «Мираторг» вложит 8,5 млрд рублей в новый ОРЦ в Подмосковье[40]; Оренбургская область: В Оренбуржье построят оптово-распределительный центр агропродукции[41]; Красноярский край: В Красноярске построят оптово-распределительный центр за 1,5 млрд рублей[42]; Ставропольский край: строительство оптово-распределительного центра вместимостью 30 тыс. тонн сельхозпродукции. Проект оценивается в 4,2 млрд рублей и будет реализован до 2023 года. Для садоводческого проекта выбрана площадка вблизи Минеральных Вод[43] и т.д. 
Но пока создание ОРЦ в России не носит системный характер, размыто между различными органами власти, отсутствуют правила игры, что требует единой Координации для достижения цели государственной политики — создания системы производства от поля до прилавка.
Не решаются основные проблемы сельхозпроизводителя — сбыт произведенной продукции. ОРЦ это аренда, хранение, подработка, формирование партий и т.д. , в то время как сельхозпроизводителю нужно просто гарантировано продать по цене, обеспечивающей его рентабельность производства, покрыть расходы и посеять на следующий сезон. На сегодня сбыт происходит со слов производителей с поля мелкооптовым перекупам, за наличные по низкой цене. Вся цепочка формирования розничной цены имеет дисбаланс не в интересах производителей сельхозпродукции, так как при высокой конкуренции действуют правила рынка покупателей. При таком сценарии больше всего зарабатывает инфраструктура торговли, перекупы. Производители не могут без этой системы дойти к покупателям, а покупатели к производителям.
На сегодня приоритетные объемы производства овощей формируются в хозяйствах населения, а, следовательно, рынок формируется на мелких партиях, как следует из рисунка ниже:
Рисунок – Овощи в РФ по секторам производства
Источник: составлено АБ-Центр по данным Росстата
Произведенные овощи в хозяйствах населения скупаются мелкооптовыми покупателями и отправляются в торговые сети, овощные хранилища или розничную торговлю. Для ОРЦ такие процессы носят конкурентный характер, останавливающие его развитие. Решением данной проблемы станет формирование уникальных для ОРЦ конкурентных преимуществ в условиях работы в России, которые возможно расширят традиционные задачи, которые сложились в мировой практике. К таким преимуществам можно отнести:
  1. Организация закупочной деятельности с.-х. продукции по ценам с учетом нормы рентабельности региона.
  2. Организация хранения, подработки, формирования партий.
  3. Организация контрактной работы с торговыми сетями.
  4. Организация собственной мелкооптовой и розничной торговли.
  5. Создание условий для инвестирования в логистическую инфраструктуру.
Иными словами, ОРЦ должен быть ориентирован в своей деятельности на создание торгового оборота продукции сельхозтоваропроизводителей, заменив мелкооптовых перекупщиков, работающих по серой схеме за наличный расчет.
Финансовые потоки от торговой деятельности ОРЦ, вероятно станут более весомым аргументом в инвестиционной привлекательности проекта, ведь только сезонная волатильность способна обеспечить 15-30% рентабельности продаж с.-х. продукции, а основными налоговыми поступлениями станет налог на прибыль и НДС.
[1] Полный текст размещен на сайте НИФИ по ссылке http://www.nifi.ru/ru/activity/research-projects
[2] Статус документа уточняется.
[3] Решение № 19/113 от 23.10.2018 г.
[4] Постановление Правительства РФ от 24 июня 2015 г. № 624 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования»
[5] Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов»; приказ МСХ от 24.10.2018 N 474 «Об утверждении перечней направлений использования инвестиционных кредитов, полученных при заключении инвестиционных кредитных договоров в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», и займов, полученных при заключении договоров займа в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, и форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе»
[6] Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р О плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 — 2020 гг.
[7] План деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016 — 2021 годы (с учетом корректировки) (утв. Минсельхозом России)
[8] Примечание: единственное что действует сейчас из старых мер это предоставление субъектам РФ межбюджетных трансфертов в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 г. включительно, до дня полного погашения обязательств заемщика в соответствии с кредитным договором (договором займа) полученными российскими организациями на срок от 2 до 8 лет — на строительство, реконструкцию и модернизацию оптово-распределительных центров соответствующих направлениям их использования утвержденным приказом МСХ от 24.10.2018 N 474. Это ПП РФ от 06.09.2018 N 1063.
[9] Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов»; Дополнительные коды в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 24.01.2017 № 24 (с учетом Приказа Минсельхоза России от 29.08.2018 № 388). Источник: http://mcx.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/; Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
[10] Дополнительные коды в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 24.01.2017 № 24 (с учетом Приказа Минсельхоза России от 29.08.2018 № 388)
[11] Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1686 «Об утверждении критериев отнесения объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции к объектам концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве либо муниципально-частном партнерстве»
[16] Федеральный закон от 28.11.2018 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О банке развития“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[17] Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
[19] Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года»
[20] Письмо заместителя министра экономического развития Горькова С.Н. в Евразийскую экономическую комиссию от 23.11.2018 г. № 34443-СГ/Д10и
[28] Государственная программа Российской Федерации „Развитие Северо-Кавказского федерального округа“ на период до 2025 года (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 309)
[34] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов»(одобрено Советом директоров Банка России 26.10.2018)
[36] По данным FIRA: Собственник Минобороны РФ и физическое лицо Дешев Хасан Ауледович (ИНН: 071607499860) (31.58%)
[37] По данным FIRA: Принятие юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора (дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 21.09.2018)
[38] Данные на октябрь 2018 года.

 

Источник: www.if24.ru

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.