России нужна полноценная сеть ОРЦ
Надежда Каныгина
21 декабря 2021
Pxhere
Чем мы можем быть полезны?
- Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
- Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
- Концепция развития парка
- Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
- Консультации по бизнес-модели
- Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Еще по теме:
- Налоговые льготы для МСП в сельских промпарках
- Компенсация за потребленную электроэнергию
- Льгота УСНО резидентам и УК участникам РПЗ
- Льгота налог на имущество резидентам и УК РПЗ
- Льгота по транспортному налогу
- Льготные займы УК и резидентам пром.площадок 2021
- Порядок аккредитации парков ПКМ РТ 616 (2021)
- Порядок заключения соглашения ПКМ РТ 507
- Предложения по доработке концепции
- Субсидирование % по кредитам УК и резидентам пром.площадок 2021
- Целевой займ УК и резидентам пром.площадок 2021
Про земельные участки и налоговые льготы:
- Муниципальные земельные участки в аренду - без торгов
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Льготная (15% от кадастра) цена выкупа земельных участков
- Муниципальные з/у в аренду УК индустриальных парков и промышленных площадок без торгов по ЗК РТ
- Нулевая ставка аренды з/у резиденту ТОСЭР
- Бесплатная аренда з/у резиденту индустриального парка
- Как влияют льготы, преференции ТОСЭР, ОЭЗ, промышленного парка на экономику проекта
- Льготная (0,1% от кадастровой стоимости) цена выкупа з/у
- Транспортный налог
- Патентная система налогообложения Республики Татарстан
- Налог на имущество организаций Татарстан
- Где инвестору разместить производство?
- Заявка на подбор земельного участка
- Как влияет создание промышленной площадки, индустриального парка в районе на экономику и уровень жизни
- Конкуренция и партнерство в развитии территорий РТ
- Cоздание ТОСЭР для промышленных территорий (индустриальных парков) в муниципальных районах
- ТОСЭР Промышленные (индустриальные) площадки (парки)
- Где выгоднее разместить свое производство?
- Кооперация резидентов промышленного парка
- Ипотека промышленных зданий для индустриальных парков
- Как влияют тарифы, ФОТ льготы ТОСЭР, ОЭЗ, промышленного парка на экономику проекта
- Как научиться использовать имеющиеся ресурсы? Об эффектах от кооперации: смежники, субконтрактация
Необходимо активизировать усилия для снятия логистических ограничений в АПК
Российский АПК дошел до того состояния, когда без решения назревших логистических проблем дальнейшего значимого развития не будет. Дефицит мощностей для хранения сельхозпродукции, сложности с ее сбытом и транспортировкой приводят к неоправданно высоким потерям, ограничениям роста выпуска, уходу части сельхозпроизводителей с рынка.
Все это не позволяет снизить темпы продовольственной инфляции. Задача снятия логистических ограничений требует, в первую очередь, активизации программы строительства сети оптово-распределительных центров по всей стране.
Логистическая система сейчас представляет собой «слабое звено» российского АПК, поскольку самые большие сложности для аграриев связаны именно с вопросами заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельхозпродукции.
Однако эти процессы играют решающую роль для АПК — как правило, сохранить или переработать необходимо порядка 60-70% урожая, поскольку лишь небольшая часть продукции может быть потреблена в сезон сбора.
При этом в России наблюдается хронический дефицит мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции.
По оценкам Национального плодоовощного союза, из-за нехватки мощностей хранения аграрии теряют до трети овощей;
по данным Росстата, потери картофеля в 2019—2020 годах почти в два раза превышали объемы его импорта.
Среди некрупных сельхозпроизводителей до сих пор распространена практика оставлять часть урожая неубранным в случае, если не удается обеспечить сбыт продукции «в сезон», поскольку иначе его хранение обходится слишком дорого.
Дефицит мощностей по хранению продукции является причиной зависимости российского сельхозрынка от импорта, а также приводит к существенному росту цен на продовольствие, что связано как с высокими логистическими издержками, так и с использованием импортной продукции.
В регионах наблюдается сильная вариация цен на одни и те же продукты питания, причем разрыв порой составляет 5-10 раз. Этот разрыв в первую очередь объясняется состоянием логистики в разных субъектах страны, причем особенно информативны в этом плане цены на те продукты питания, которые в России не производятся (лимоны, апельсины, бананы).
Наряду с дефицитом мощностей для хранения и переработки, участники агрорынка сталкиваются со сложностями сбыта своей продукции. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса. В последние годы уменьшается количество розничных рынков и ярмарок, а сетевые супермаркеты зачастую предпочитают работать с крупными производителями.
Согласно данным Росстата, в 2020 году в стране функционировало 911 розничных рынков, которые предоставляли 251,4 тыс. торговых мест. Для сравнения, в 2006-м количество розничных рынков составляло 5,6 тыс., а число торговых мест на них превышало 1,2 млн.
Для сравнения, в Испании действует более 1,3 тыс. рынков, в США — только фермерских рынков более 8 тыс.
В международной практике известен успешный опыт организации логистики в сельском хозяйстве, где важнейшую роль играет создание оптово-распределительных центров (ОРЦ) — инфраструктурных центров, где налажен полный цикл приема, хранения, обработки, отгрузки сельхозпродукции.
ОРЦ может выполнять множество функций, таких как торговая площадка, где может быть
- организован розничный фермерский рынок с доступом региональных производителей,
- налажена оптовая, международная и биржевая торговля;
- предоставление услуг по хранению продукции,
- где обеспечен широкий спектр температурных режимов,
- ее обработке (производство полуфабрикатов и готовой продукции);
- услуги лаборатории, где проводят анализ и сертификацию продукции,
- а также услуг приема и отгрузки товаров разными видами транспорта.
ОРЦ часто служат и бизнес-центрами, где организованы офисы, выставочные пространства, гостиницы, представительства банков, страховых компаний, компаний-лизингодателей и т. д.
Важно и то, что создаются не просто отдельные ОРЦ, а сеть таких центров, связанных друг с другом.
Например, в Испании сеть из 23 ОРЦ обслуживается государственной компанией Merkasa, созданной еще в 1966 году.
Во Франции компания Semmaris обслуживает 19 оптовых рынков национального значения, самый крупный из которых — Rungis, крупнейший рынок свежей продукции в мире, оптовые цены которого являются индикатором динамики продовольственных цен в Европе.
В Японии также действует государственная система оптовых продовольственных рынков, создание которой началось еще в 1923 году. На долю оптовых рынков приходится от 70% до 90% товарооборота фруктов и овощей, продуктов рыболовства, цветов, а их доля в товарообороте мясных изделий достигает 40%, по данным НИФИ.
Оптовые рынки играют важнейшую роль в обеспечении работы АПК. По данным Rungis, оптовые рынки в Европе обеспечивают 200 млн потребителей в день, через них реализуется 40% фруктов и овощей, при этом система рынков создает 150 тыс. рабочих мест. При этом в таких оптовых центрах потери продукции минимальны. Например, в Испании на объектах Mercasa благодаря большому количеству зон хранения и холодильных камер потери составляют всего 1-2%, тогда как в отдельных странах они достигают 30-40%. Услугами оптового рынка пользуются не только крупные агрохолдинги, но и малые производители, расходы за пользование услугами ОРЦ не превышают 1% от их оборота.
Задача развития сети оптово-распределительных центров в России была поставлена еще в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Данная подпрограмма, в частности, подразумевала обеспечение доступа мелких производителей к системам хранения и сбыта продукции. Согласно подпрограмме, до 2020 года должно было быть выделено 79,3 млрд руб., результатом чего должен был стать ввод новых мощностей ОРЦ на 4,7 млн т единовременного хранения (в 2017 году цель скорректировали до 3 млн т).
Предусматривалась господдержка в виде компенсации 20% капитальных затрат на строительство ОРЦ и части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам.
Однако план строительства сети ОРЦ был провален.
В 2015 году из запланированных 750,9 тыс. т мощностей единовременного хранения ОРЦ, было введено лишь 75 тыс. т, в 2017-м было отобрано и профинансировано лишь два проекта по созданию ОРЦ на 66,4 тыс. т.
Затем, в 2018 году, была прекращена господдержка — компенсация части капитальных затрат, после чего заинтересованность в проектах создания ОРЦ сошла на нет.
Несмотря на то, что отдельные крупные участники АПК открыли свои ОРЦ (например, «Мираторг» в Домодедово и «РусАгроМаркет» в Новосибирской области), такие проекты характеризуются высокой стоимостью и длительными сроками окупаемости. Важно и то, что получение инвесторами господдержки на протяжении всего периода реализации проекта не гарантировано.
Стоит отметить, что обсуждаемые сейчас направления развития ОРЦ (например, в рамках разработки Концепции создания сети ОРЦ для сбыта сельхозпродукции в странах-участницах ЕАЭС, а также утвержденной в сентябре 2021-го Концепции развития оптовых продовольственных рынков в России) во многом повторяют идеи программы строительства ОРЦ, однако на данный момент они не конкретизированы.
В сложившейся ситуации сектор АПК, который по сравнению со многими другими отраслями не так сильно пострадал в пандемию, мог бы выступить локомотивом роста экономики. Более того, расширение объемов производства в сельском хозяйстве могло бы способствовать стабилизации внутренних цен. Однако необходимым условием для этого является четкий курс на снятие логистических ограничений в агросекторе. Устранение дефицита мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции позволит снизить издержки участников рынка и создать для них мощный стимул к расширению производства и повышению производительности. Важнейшей частью такой политики по снятию логистических ограничений должно стать создание полноценной сети ОРЦ на территории России. Такая задача может быть поставлена и реализована в качестве отдельного национального проекта.
Новый национальный проект должен представлять собой программу строительства сети из нескольких десятков ОРЦ межрегионального и внутрирегионального значения, охватывающей как существующие, так и перспективные центры развития АПК в стране. Крайне важно обеспечить взаимосвязь данного проекта с проектами и программами развития транспортной системы страны, таких как развитие ключевых железнодорожных магистралей (Транссибирская магистраль), развитие внутреннего водного сообщения, региональной авиации. Проект строительства сети ОРЦ должен предусматривать в том числе предоставление господдержки частным инвесторам, финансирующим такие проекты, прежде всего путем компенсации части понесенных капитальных затрат (как в форме субсидий, так и снижения налоговых отчислений). Необходимо также предусмотреть возможности субсидирования затрат малых и средних сельхозпроизводителей на оплату услуг оптово-распределительных центров.
Реализация проекта строительства сети ОРЦ способствовала бы обеспечению продовольственной безопасности в стране, масштабному выходу российских сельхозпроизводителей на международные рынки, повышению производительности всего АПК, обеспечению более устойчивого развития сельских территорий, причем не за счет дотаций, а в результате предоставления возможности самостоятельной реализации потенциала региона. Кроме того, развитие сети ОРЦ способствовало бы сокращению ценовых колебаний на продовольственных рынках. Важнейшим результатом развития сети ОРЦ станет и рост потребления качественной продовольственной продукции, что непосредственно влияет на здоровье населения страны.
Автор — аналитик Института комплексных стратегических исследований.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Надежда Каныгина
21 декабря 2021