Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Для снятия логистических ограничений требуется активизация программы строительства сети оптово-распределительных центров ОРЦ по всей стране 2022-2030

России нужна полноценная сеть ОРЦ

Надежда Каныгина

https://www.agroinvestor.ru

21 декабря 2021


Pxhere

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
  • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
  • Концепция развития парка
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Еще по теме:

Про земельные участки и налоговые льготы:

Необходимо активизировать усилия для снятия логистических ограничений в АПК

Российский АПК дошел до того состояния, когда без решения назревших логистических проблем дальнейшего значимого развития не будет. Дефицит мощностей для хранения сельхозпродукции, сложности с ее сбытом и транспортировкой приводят к неоправданно высоким потерям, ограничениям роста выпуска, уходу части сельхозпроизводителей с рынка.

Все это не позволяет снизить темпы продовольственной инфляции. Задача снятия логистических ограничений требует, в первую очередь, активизации программы строительства сети оптово-распределительных центров по всей стране.

Логистическая система сейчас представляет собой «слабое звено» российского АПК, поскольку самые большие сложности для аграриев связаны именно с вопросами заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельхозпродукции.

Однако эти процессы играют решающую роль для АПК — как правило, сохранить или переработать необходимо порядка 60-70% урожая, поскольку лишь небольшая часть продукции может быть потреблена в сезон сбора.

При этом в России наблюдается хронический дефицит мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции.

По оценкам Национального плодоовощного союза, из-за нехватки мощностей хранения аграрии теряют до трети овощей;

по данным Росстата, потери картофеля в 2019—2020 годах почти в два раза превышали объемы его импорта.

Среди некрупных сельхозпроизводителей до сих пор распространена практика оставлять часть урожая неубранным в случае, если не удается обеспечить сбыт продукции «в сезон», поскольку иначе его хранение обходится слишком дорого.

Дефицит мощностей по хранению продукции является причиной зависимости российского сельхозрынка от импорта, а также приводит к существенному росту цен на продовольствие, что связано как с высокими логистическими издержками, так и с использованием импортной продукции.

В регионах наблюдается сильная вариация цен на одни и те же продукты питания, причем разрыв порой составляет 5-10 раз. Этот разрыв в первую очередь объясняется состоянием логистики в разных субъектах страны, причем особенно информативны в этом плане цены на те продукты питания, которые в России не производятся (лимоны, апельсины, бананы).

Наряду с дефицитом мощностей для хранения и переработки, участники агрорынка сталкиваются со сложностями сбыта своей продукции. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса. В последние годы уменьшается количество розничных рынков и ярмарок, а сетевые супермаркеты зачастую предпочитают работать с крупными производителями.

Согласно данным Росстата, в 2020 году в стране функционировало 911 розничных рынков, которые предоставляли 251,4 тыс. торговых мест. Для сравнения, в 2006-м количество розничных рынков составляло 5,6 тыс., а число торговых мест на них превышало 1,2 млн.

Для сравнения, в Испании действует более 1,3 тыс. рынков, в США — только фермерских рынков более 8 тыс.

В международной практике известен успешный опыт организации логистики в сельском хозяйстве, где важнейшую роль играет создание оптово-распределительных центров (ОРЦ) — инфраструктурных центров, где налажен полный цикл приема, хранения, обработки, отгрузки сельхозпродукции.

ОРЦ может выполнять множество функций, таких как торговая площадка, где может быть

  • организован розничный фермерский рынок с доступом региональных производителей,
  • налажена оптовая, международная и биржевая торговля;
  • предоставление услуг по хранению продукции,
  • где обеспечен широкий спектр температурных режимов,
  • ее обработке (производство полуфабрикатов и готовой продукции);
  • услуги лаборатории, где проводят анализ и сертификацию продукции,
  • а также услуг приема и отгрузки товаров разными видами транспорта.

ОРЦ часто служат и бизнес-центрами, где организованы офисы, выставочные пространства, гостиницы, представительства банков, страховых компаний, компаний-лизингодателей и т. д.

Важно и то, что создаются не просто отдельные ОРЦ, а сеть таких центров, связанных друг с другом.

Например, в Испании сеть из 23 ОРЦ обслуживается государственной компанией Merkasa, созданной еще в 1966 году.

Во Франции компания Semmaris обслуживает 19 оптовых рынков национального значения, самый крупный из которых — Rungis, крупнейший рынок свежей продукции в мире, оптовые цены которого являются индикатором динамики продовольственных цен в Европе.

В Японии также действует государственная система оптовых продовольственных рынков, создание которой началось еще в 1923 году. На долю оптовых рынков приходится от 70% до 90% товарооборота фруктов и овощей, продуктов рыболовства, цветов, а их доля в товарообороте мясных изделий достигает 40%, по данным НИФИ.

Оптовые рынки играют важнейшую роль в обеспечении работы АПК. По данным Rungis, оптовые рынки в Европе обеспечивают 200 млн потребителей в день, через них реализуется 40% фруктов и овощей, при этом система рынков создает 150 тыс. рабочих мест. При этом в таких оптовых центрах потери продукции минимальны. Например, в Испании на объектах Mercasa благодаря большому количеству зон хранения и холодильных камер потери составляют всего 1-2%, тогда как в отдельных странах они достигают 30-40%. Услугами оптового рынка пользуются не только крупные агрохолдинги, но и малые производители, расходы за пользование услугами ОРЦ не превышают 1% от их оборота.

Задача развития сети оптово-распределительных центров в России была поставлена еще в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Данная подпрограмма, в частности, подразумевала обеспечение доступа мелких производителей к системам хранения и сбыта продукции. Согласно подпрограмме, до 2020 года должно было быть выделено 79,3 млрд руб., результатом чего должен был стать ввод новых мощностей ОРЦ на 4,7 млн т единовременного хранения (в 2017 году цель скорректировали до 3 млн т).

Предусматривалась господдержка в виде компенсации 20% капитальных затрат на строительство ОРЦ и части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Однако план строительства сети ОРЦ был провален.

В 2015 году из запланированных 750,9 тыс. т мощностей единовременного хранения ОРЦ, было введено лишь 75 тыс. т, в 2017-м было отобрано и профинансировано лишь два проекта по созданию ОРЦ на 66,4 тыс. т.

Затем, в 2018 году, была прекращена господдержка — компенсация части капитальных затрат, после чего заинтересованность в проектах создания ОРЦ сошла на нет.

Несмотря на то, что отдельные крупные участники АПК открыли свои ОРЦ (например, «Мираторг» в Домодедово и «РусАгроМаркет» в Новосибирской области), такие проекты характеризуются высокой стоимостью и длительными сроками окупаемости. Важно и то, что получение инвесторами господдержки на протяжении всего периода реализации проекта не гарантировано.

Стоит отметить, что обсуждаемые сейчас направления развития ОРЦ (например, в рамках разработки Концепции создания сети ОРЦ для сбыта сельхозпродукции в странах-участницах ЕАЭС, а также утвержденной в сентябре 2021-го Концепции развития оптовых продовольственных рынков в России) во многом повторяют идеи программы строительства ОРЦ, однако на данный момент они не конкретизированы.

В сложившейся ситуации сектор АПК, который по сравнению со многими другими отраслями не так сильно пострадал в пандемию, мог бы выступить локомотивом роста экономики. Более того, расширение объемов производства в сельском хозяйстве могло бы способствовать стабилизации внутренних цен. Однако необходимым условием для этого является четкий курс на снятие логистических ограничений в агросекторе. Устранение дефицита мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции позволит снизить издержки участников рынка и создать для них мощный стимул к расширению производства и повышению производительности. Важнейшей частью такой политики по снятию логистических ограничений должно стать создание полноценной сети ОРЦ на территории России. Такая задача может быть поставлена и реализована в качестве отдельного национального проекта.

Новый национальный проект должен представлять собой программу строительства сети из нескольких десятков ОРЦ межрегионального и внутрирегионального значения, охватывающей как существующие, так и перспективные центры развития АПК в стране. Крайне важно обеспечить взаимосвязь данного проекта с проектами и программами развития транспортной системы страны, таких как развитие ключевых железнодорожных магистралей (Транссибирская магистраль), развитие внутреннего водного сообщения, региональной авиации. Проект строительства сети ОРЦ должен предусматривать в том числе предоставление господдержки частным инвесторам, финансирующим такие проекты, прежде всего путем компенсации части понесенных капитальных затрат (как в форме субсидий, так и снижения налоговых отчислений). Необходимо также предусмотреть возможности субсидирования затрат малых и средних сельхозпроизводителей на оплату услуг оптово-распределительных центров.

Реализация проекта строительства сети ОРЦ способствовала бы обеспечению продовольственной безопасности в стране, масштабному выходу российских сельхозпроизводителей на международные рынки, повышению производительности всего АПК, обеспечению более устойчивого развития сельских территорий, причем не за счет дотаций, а в результате предоставления возможности самостоятельной реализации потенциала региона. Кроме того, развитие сети ОРЦ способствовало бы сокращению ценовых колебаний на продовольственных рынках. Важнейшим результатом развития сети ОРЦ станет и рост потребления качественной продовольственной продукции, что непосредственно влияет на здоровье населения страны.

Автор — аналитик Института комплексных стратегических исследований.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Надежда Каныгина

21 декабря 2021

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.