Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Девелоперские и управляющие компании промышленных парков не могут выполнить запросы сегодняшнего и завтрашнего дня на предоставление арендопригодных современных площадей(от инвесторов с меньшим размером инвестиций, чем те, что локализуются в ОЭЗ ТОСЭР

Промышленные площадки и индустриальные парки в муниципальных районах (в районных центрах, поселениях, городских округах численностью населения менее 30 тысяч жителей) только с 2021 года получили значимые налоговые преференции

 

Про конкуренцию за инвестора между ТОСЭР и промышленными парками в муниципальных районах:

Как влияют льготы, преференции:

Выходы из ситуации:

Эффективность индустриальных парков (методики оценки):

Деятельность Комитета ТПП РТ по развитию промышленных парков и преференциальных зон:














С момента появления в 2016 году ТОСЭР Набережные Челны, в 2018 году ТОСЭР Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск, заполнение промышленных площадок (индустриальных парков) в муниципальных районах РТ остановилось:
 
1.      Инвесторы (резиденты) парков перестали развивать свои проекты на территории парков, пытаются получить статус резидента ТОСЭР
2.      Новые проекты инвесторов - застройщиков девелоперов уходят в ТОСЭР.
 
Серьезные диспропорции в развитии (отставания) сел (урбанизация, механизация труда в с/х, автоматизация, миниатюризация в производственном секторе) и развитии городских округов с 2016 года усугубились еще и созданием ТОСЭР в промышленно развитых городах Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск.
 
Промышленные площадки и индустриальные парки в муниципальных районах (в районных центрах, поселениях, городских округах численностью населения менее 30 тысяч жителей):
·         до 2021 года не имели (кроме льгот по арендной плате за землю, земельному налогу) значимых налоговых преференций
·         не имеют конкурентных преимуществ перед преференциальными режимами ТОСЭР, ОЭЗ ППТ, ТВТ
·         на сегодняшний день проекты индустриальных парков в части налоговых преференций - не представляют интереса для инвесторов (действующие резиденты перестали расширяться на территории промышленных парков и площадок в муниципальных районах)
·         промышленные площадки в муниципальных районах проигрывают в конкурентной борьбе за инвестора не только внутри РТ, но и в межрегиональной конкуренции[1]
 
Девелоперские и управляющие компании промышленных парков не могут выполнить запросы сегодняшнего и завтрашнего дня на предоставление арендопригодных современных площадей(от инвесторов с меньшим размером инвестиций, чем те, что локализуют свои производства в ОЭЗ и ТОСЭР)
·         экономика девелопмента в районе не складывается (стоимость возведения 1 кв метра производственного помещения – 20 000 – 28 000 рублей при среднерайонной ставке аренды (200 рублей за 1 кв. метр в месяц) это означает окупаемость СМР арендной платой 100 - 140 месяцев (10-11,5 лет) без учета расходов на поддержание здания в эксплуатационном состоянии – девелопмент теряет смысл
 

Учитывая, что у УК - нет никакой экономики девелопмента, на такой площадке по арендной модели (без продажи земли) со своими сетями (электроэнергия 0,4 кВ, вода свой тариф) с точки зрения девелопмента территории только эксплуатационно-сервисная модель (ТСЖ, ЖЭУ), но совсем без прибыли. Это причина отсутствия в районах профессиональных управляющих компаний (УК) для промышленных площадок и малоформатных парков – у них нет экономического стимула для деятельности:

  • В индустриальных парках и промышленных площадках малого формата (20 - 30 Га) возможна только эксплуатационно - сервисная модель деятельность управляющей компании.
  • Деятельность управляющей компании, связанная с девелопментом коммерческой недвижимости производственного и складского назначения (и особенно производственной инфраструктуры - там окупаемость 25 лет) - при данном формате парка без помощи государства экономически нецелесообразна.
Даже наценки 50% на тариф по электроэнергии (а это запрещено), по водоснабжению/отведению и по субаренде земельного участка в размере 50% от покупной стоимости, себестоимости или тарифа достаточно только для:
·         содержания сокращённого штата управляющей компании (в количестве 4 человека)
·         эксплуатационного содержания сетей
·         без какого-либо капитального ремонта или развития
·         только текущий ремонт и эксплуатация
 

Чтобы экономика у УК была и не только сервисная, но и девелоперская (при данном масштабе 20-50 Га):

·         УК нужно продавать землю (трудно осуществимо - земля муниципальная, только вариант с уступкой - продажей права аренды),
·         УК нужно делать наценку на тариф электроснабжения (это запрещено законом), защитить нормальный тариф на транспорт электроэнергии как сетевой компании, практически нереально,
·         УК нужно зарабатывать по газоснабжению (а это запрещено законом - УК не вправе делать наценку на тариф за потребление газа, более того ужесточаются требования - Газпром с 2019 года обязал сетевые компании (даже «последнюю милю») получать лицензии),
·         УК нужно продавать тепло (нереально, если подведен к участку газ - резиденты ставят свою блочную котельную или пеллетную печь, ставят теплоизлучатели, греют от газа в цеху или от оборудования, а если в поселке есть тепловые сети где-то рядом - резиденты берут у них тепло),
·         УК нужно продавать воду (сложно - каждый может пробурить скважину),
·         Нужно софинансировать из бюджета СМР здания под резидентов (в размере не менее 80%) и передавать УК по льготной ставке в аренду или продавать с субсидией (дешевле) на 25-50% от рыночной стоимости СМР, чтобы УК сдавала по коммерческой районной ставке, стройка УК зданий и их аренда за свой счет или в кредит - не дает девелоперу экономического эффекта - окупаемость здания 8-12 лет (20 000 СМР за 1 кв.м делим на 200 руб аренды 1 кв.м получаем 100 месяцев окупаемости или 8 лет - только вложений в СМР -  без учета расходов на поддержание здания, эксплуатацию, текущий ремонт и без платы за кредит),
·         Нужно софинансировать строительство сетей и коммуникаций (в размере не менее 80%)
·         Правильно сделали льготное налогообложение деятельности УК (по налогу на недвижимое имущество, транспортному, УНС, налогу на землю, арендной плате за землю), по налогу на прибыль – малоэффективно, потому как прибыли нет
 

Вывод: для развития промышленной площадки в районе - УК требуется помощь государства:

·         софинансирование строительства производственных корпусов для сдачи в аренду резидентам
·         софинансирование СМР производственной инженерной инфраструктуры
·         налоговые преференции для УК
·         возможность для управляющей компании зарабатывать на стоимости продажи земли

Почему не заполняются промпарки и дождутся ли они инвесторов

Айрат Гиззатуллин обращает внимание на то, что сегодня в Татарстане создано множество промпарков: возможно, традиционные производства с невысокой добавленной стоимостью будут уходить туда, на периферию?

На встрече присутствовал Булат Тимербаев, генеральный директор АО «Проекты Татарстана» — государственной компании, подведомственной Агентству инвестиционного развития Республики Татарстан. В ее задачи входит деятельность по консалтингу для компаний, которые планируют вести инвестпроекты в республике. Он объяснил, в чем на сегодняшний день заключаются сложности с промпарками (а точнее, с их плохой заполняемостью в районах республики). Сейчас в работе у организации 17 промпарков, и Тимербаев акцентировал внимание на том, что они все частные, а значит, земля под ними в частной собственности. А заполнять их не дает… отсутствие готовых производственных площадей!

— То есть: есть земля, стоит на ней старое помещение, в котором ничего не разместить — крыша протекла, полы надо перестилать, все требует ремонта. Но резидент хочет на готовое прийти — а значит, мы можем их привести только на те площади, с которых уходят прежние резиденты. То есть только туда, где все подготовлено, потому что никто не готов ждать, когда что-то будет построено. Плюс к тому, у управляющих компаний и средств как таковых нет, и возможностей взять заем — у них руки связаны. И поэтому они просто ждут, когда кто-то придет и сам построит. В среднем в наших промпарках аренда стоит около 500 рублей за квадратный метр в месяц, покупка земли — 200 тысяч сотка (мы говорим про Лаишевский, Зеленодольский, Альметьевский районы, Нижнекамск, Чистополь). Так что на сегодняшний день этот бизнес держится почти исключительно на продаже земли собственниками.

— То есть вам нужен партнер, который будет строить производственные площади? — уточнила коммерческий директор UD Group.

— Именно так, — подтвердил Булат Тимербаев. — Желающих попасть в промпарки много, потому что в нахождении там много плюсов. Но отсутствие помещений связывает нам руки. Должен кто-то прийти, инвестировать, вложиться. Правда, после этого возникнет вопрос, какая в нем будет стоимость аренды. В муниципальных промпарках есть кадастровая стоимость земли и утвержденная ставка аренды. А в частном парке цену выставляет собственник.

Булат Тимербаев: заполнять промпарки не дает… отсутствие готовых производственных площадей!

Гендиректор «Проектов Татарстана» рассказал, что сейчас разрабатывается проект, по которому госкомпания заходит в частный промпарк, выкупает в нем землю, строит производственные помещения и либо сдает их в аренду сама и ждет окупаемости, либо сразу же продает их. Так планируется увеличить заполняемость — по сути, государство само возьмет на себя функцию девелопера.

— Думаю, есть надежда на то, что в ближайшем будущем дефицит площадей в районах, ближайших к Казани, будет покрыт за счет вот таких промпарков, — оптимистично предполагает Булат Тимербаев.

 

 
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.