МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
2021
АО «Корпорация «МСП»
Оглавление
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..3
2.1. Стандарт эффективности деятельности промышленной и технологической инфраструктуры…………………………………………………………………...4
2.2. Методика оценки ключевых показателей эффективности промышленной и технологической инфраструктуры................................................................. 6
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методика развития промышленной и технологической инфраструктуры предназначена для использования АО «Корпорация «МСП» по проведению экспертной оценки деятельности промышленной и технологической инфраструктуры (индустриальных парков и технопарков).
В рамках методики будет:
- определена эффективность деятельности промышленной и технологической инфраструктуры;
- проведена комплексная оценка субъектов МСП – потенциальных и действующих резидентов промышленной и технологической инфраструктуры (далее – субъект МСП) для проведения проактивного информирования резидентов о подходящих видах поддержки;
- определена потребность бизнеса и субъектов РФ в строительстве парков и подготовлены прогнозные планы по субъектам РФ.
Данные, полученные по итогам анализа, позволят:
- создать целевую модель деятельности промышленной и технологической инфраструктуры;
- установить ключевые показатели эффективности деятельности промышленной и технологической инфраструктуры;
- определить возможность оказания, в том числе в проактивном режиме, субъекту МСП всех видов поддержки (финансовой, имущественной, участие в закупках, обучение);
- определить потребность субъектов МСП в создании парков и их необходимое количество в конкретном субъекте РФ;
- определить финансовые возможности якорных резидентов и органов власти субъектов РФ на строительство парков и потребность в привлечении дополнительных средств.
II. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТАНДАРТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Стандарт эффективности деятельности промышленной и технологической инфраструктуры
Определение эффективности деятельности промышленной и технологической инфраструктуры (индустриальных парков и технопарков) (далее – инфраструктура) делится на 2 этапа:
- Оценка инфраструктуры (нарушение минимальных требований к индустриальным паркам и технопаркам, установленных действующими нормативными правовыми актами).
- Оценка эффективности деятельности инфраструктуры – соответствие отдельных показателей деятельности инфраструктуры усредненным значениям данных показателей среди всех объектов инфраструктуры того же типа.
1 Этап. Оценка инфраструктуры.
Действующими нормативными правовыми актами предусмотрены следующие требования[1], которые обязательны для соблюдения индустриальными парками и технопарками:
- К площади земельного участка – не менее 8 Га для индустриального парка типа «Гринфилд», не менее 1,5 Га для технопарков.
- К площади помещений – не менее 5 000 кв. м. для технопарка, не менее 20 000 кв. м. для индустриального парка типа «Браунфилд».
- К доле площадей помещений индустриального парка, которые предназначены для резидентов – не менее 50%.
- К плотности застройки территории технопарка (отношение площади помещений к площади земельного участка) – 2 000 кв. м./Га.
- К количеству объектов технологической инфраструктуры технопарка – не менее 1 объекта.
- К электрической мощности – не менее 2 МВт для индустриальных парков, не менее 0,5 МВт для технопарков.
- К свободной мощности на каждый свободный гектар территории – не менее 0,15 МВт на 1 свободный Га для индустриальных парков, не менее 0,2 МВт на 1 000 кв. м. свободной площади для технопарков.
2 этап. Оценка эффективности деятельности инфраструктуры.
На основании данных, содержащихся в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП), определены ряд показателей для оценки эффективности инфраструктуры (ресурсная обеспеченность парка, степень заполненности резидентами, показатели деятельности резидентов – субъектов малого и среднего предпринимательства, доступность трудовых ресурсов и другие).
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности индустриальных парков и технопарков:
- Количество базовых услуг
- Количество дополнительных услуг
- Расстояние до ближайшей федеральной трассы, км
- Расстояние до ж/д вокзала, км
- Расстояние до ближайшего аэропорта, км
- Наполняемость территории парка резидентами (доля занятой площади ЗУ)
- Наполняемость территории парка резидентами (доля занятой площади производственных помещений)
- Электрическая мощность, МВт
- Мощность тепловой энергии, Гкал/ч
- Мощность газоснабжения, кбм/ч
- Мощность водообеспечения, кбм/ ч
- Мощность очистных сооружений, кбм/ч
- Каналы связи (наличие интернета, телефона)
- Скорость интернет-соединения, МБит/с
- Доля резидентов-субъектов МСП
- Доля резидентов-субъектов МСП, начавших производство на территории парка
- Доля создаваемых рабочих мест на территории парка резидентами - субъектами МСП
- ФОТ резидентов промышленного технопарка, млн. руб.
- Количество жителей в радиусе от парка до 100 км, чел.
- Количество жителей в радиусе от парка до 250 км, чел.
- Количество жителей в радиусе от парка до 500 км, чел.
- Наличие транспортного сообщения от населенных пунктов до парка.
- Количество объектов технологической инфраструктуры (для технопарков)
- Количество видов технологического оборудования, предоставляемого в аренду резидентам (для технопарков)
- Количество типов объектов социальной инфраструктуры парка (для технопарков)
- Количество показателей научно-исследовательской деятельности (для технопарков)
- Среднее количество объектов интеллектуальной собственности в год, зарегистрированных с 2011 по 2020 (для технопарков)
- Среднегодовой объем затрат резидентов парка на исследования и разработки с 2011 по 2020 (для технопарков)
- Среднегодовой объем инновационных товаров, работ, услуг резидентов технопарка с 2011 по 2020 (для технопарков).
По каждому показателю оценивается текущее значение среди инфраструктуры для определения целевого значения (стандарта эффективности деятельности), охватываемого 60% (в отдельных случаях – 30%) действующих парков.
После соотнесения показателей отдельного парка со стандартом эффективности определяется его соответствие стандарту в процентном соотношении.
2.2. Методика оценки ключевых показателей эффективности
инфраструктуры
В рамках методики оценки ключевых показателей эффективности оценивается деятельность инфраструктуры, начавшей деятельность в периоде, предшествующем отчетному периоду.
КПЭ делятся на 2 группы:
1. Группа показателей, характеризующих влияние парка
на макроэкономику региону (данные из открытых источников (ГИСП)).
2. Группа показателей, характеризующих микроэкономику парка
(данные предоставляются парками в рамках мониторинга парков в соответствии с приказом Минэкономразвития России).
1 Группа показателей.
Используются показатели, информацию о которых возможно получить в открытых источниках (ГИСП):
Общие показатели для индустриальных парков (ИП) и технопарков (ТП):
- Прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от резидентов парков по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
- Прирост объема инвестиций в основной капитал организаций резидентов парка по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
- Прирост ФОТ резидентов парка по отношению к предыдущему отчетному периоду.
- Прирост объема промышленного производства/ объема инновационных товаров, работ, услуг субъектов МСП-резидентов парка по отношению к предыдущему отчетному периоду.
- Прирост числа работающих в субъектах МСП в парке по отношению
к предыдущему отчетному периоду. Для индустриальных парков показатели следующие:
Дополнительные показатели для технопарков (ТП):
- Прирост объема затрат резидентов парка на исследования и разработки
по сравнению с предыдущим отчетным периодом. - Прирост количества зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности (патентов, технических образцов) резидентами технопарка по сравнению
с предыдущим отчетным периодом.
По каждому показателю определяется целевое значение по следующим правилам:
- В качестве целевого значения каждого КПЭ принимается
средняя неотрицательная динамика по данным КПЭ за предыдущие три года, достигнутая указанным парком.
где
- В случае отсутствия неотрицательной динамики за предыдущие три года целевым значением считается абсолютное значение показателя, превышающее последнее положительное абсолютное значение данного показателя в предыдущих периодах на 10% (в случаях с недробными показателями (например, «количество работников у субъектов МСП») целевое значение округляется вверх до целого числа (1,23®2), в случаях со стоимостными показателями (например, «величина налоговых отчислений») целевое значение округляется вверх до десятичной дроби с двумя знаками после запятой (1,234®1,24).
где
y+ – последний период с положительным значением показателя (где
- В случае отсутствия динамики и абсолютных значений показателя за предыдущие три года, целевым значением считается достижение положительного значения показателя в отчетном периоде.
где
В зависимости от степени достижения показателя присваиваются следующие баллы:
- При перевыполнении показателя более 100% - 1,2 балла.
- При выполнении показателя на 100% - 1 балл.
- При невыполнении показателя, но при достижении уровня показателя за период, предшествующий отчетному периоду - 0,5 балла.
- При невыполнении показателя и недостижении уровня показателя за период, предшествующий отчетному периоду – 0 баллов.
Общий балл за группу показателей № 1 для каждого парка высчитывается путем вычисления среднего арифметического всех баллов по показателям из группы № 1.
2 Группа показателей.
Используются показатели, информацию о которых планируется получать из «закрытых» источников – в рамках отчетности парков по приказу Минэкономразвития России:
Общие показатели для индустриальных парков (ИП) и технопарков (ТП):
- Доля общей стоимости промышленной продукции/продукции и услуг, выпускаемой резидентами индустриального (промышленного) парка/технопарка, от общего объема валового регионального продукта за отчетный период.
- Доля территории индустриального (промышленного) парка/технопарка (земельные участки, помещения), предоставленная резидентам индустриального (промышленного) парка /технопарка в целях ведения промышленного производства/высокотехнологического и инновационного производства.
- Отношение средней заработной платы работников организаций резидентов к средней заработной плате на территории субъекта Российской Федерации.
- Охват потребностей резидентов индустриального (промышленного) парка/технопарка в продукции и услугах третьих лиц, «закрываемых» продукциями и услугами, производимыми иными резидентами индустриального (промышленного) парка/технопарка или управляющей компанией индустриального (промышленного) парка/технопарка.
- Отношение количества резидентов индустриального (промышленного) парка/технопарка-субъектов МСП к количеству резидентов индустриального (промышленного) парка/технопарка, являющихся крупными предприятиями.
- Отношение площади, занимаемой резидентами индустриального (промышленного) парка /технопарка-субъектами МСП к площади, занимаемой резидентами индустриального (промышленного) парка/технопарка, являющихся крупными предприятиями.
- Среднее количество дней с момента подачи заявки субъектов МСП на получение статуса резидента до фактического начала осуществления субъектом МСП производственной деятельности на территории индустриального (промышленного) парка/технопарка.
- Среднее количество дней «простаивания» незанятой резидентами территории индустриального (промышленного) парка/технопарка (с момента «выхода» из парка предыдущего резидента и до момента занятия свободных площадей новым или одним из действующих резидентов) в расчете на 1 Га / 1 кв.м. площади.
- Отношение стоимости услуг Управляющей компании для резидентов индустриального (промышленного) парка /технопарка к рыночной стоимости аналогичных услуг на территории субъекта Российской Федерации.
- Отношение стоимости арендной платы для резидентов индустриального (промышленного) парка/технопарка к рыночной стоимости аналогичных объектов на территории субъекта Российской Федерации.
Дополнительный показатель для индустриальных парков (ИП):
- Прирост количества наименований промышленной продукции (номенклатуры продукции), выпускаемой резидентами индустриального (промышленного) парка по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
По каждому показателю определяется целевое значение по следующим правилам:
- В качестве целевого значения каждого КПЭ принимается
средняя неотрицательная динамика (для показателей 7-10 - неположительная динамика) по данным КПЭ за предыдущие три года, достигнутая указанным парком.
где
- В случае отсутствия неотрицательной динамики (для показателей 7-10 - неположительной динамики) за предыдущие три года целевым значением считается абсолютное значение показателя, превышающее последнее положительное абсолютное значение данного показателя в предыдущих периодах на 10% (для показателей 7-10 - абсолютное значение показателя, уменьшенное по сравнению с последним положительным абсолютным значением данного показателя в предыдущих периодах на 10%) (в случаях с недробными показателями (например, «количество работников у субъектов МСП») целевое значение округляется вверх до целого числа (1,23®2), в случаях со стоимостными показателями (например, «величина налоговых отчислений») целевое значение округляется вверх до десятичной дроби с двумя знаками после запятой (1,234®1,24).
где
y+/- – последний период с положительным значением показателя (где
- В случае отсутствия динамики и абсолютных значений показателя за предыдущие три года, целевым значением считается достижение положительного значения показателя в отчетном периоде.
где
В зависимости от степени достижения показателя присваиваются следующие баллы:
- При перевыполнении показателя более 100% - 1,2 балла.
- При выполнении показателя на 100% - 1 балл.
- При невыполнении показателя, но при достижении уровня показателя за период, предшествующий отчетному периоду - 0,5 балла.
- При невыполнении показателя и недостижении уровня показателя за период, предшествующий отчетному периоду – 0 баллов.
Общий балл за группу показателей № 2 для каждого парка высчитывается путем вычисления среднего арифметического всех баллов по показателям из группы № 2.
Итоговый результат достижения КПЭ
Для каждой группы показателей определен весовой коэффициент 50% (0,5).
Итоговый результат достижения ключевых показателей эффективности определяется путем сложения общих баллов групп показателей № 1 и № 2, умноженных на 0,5.
III. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ РЕЗИДЕНТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Оценка субъектов МСП – потенциальных и действующих резидентов инфраструктуры делится на 3 этапа:
- Оценка стоп-факторов.
- Оценка деловой репутации.
- Оценка финансовой устойчивости.
Оценка субъектов МСП проводится АО «Корпорация «МСП», в том числе с использованием сервисов Цифровой платформы МСП.
1 Этап. Оценка стоп-факторов.
1 этап проводится в целях определения возможности оказания субъекту МСП всех видов поддержки: финансовая поддержка (гарантия, кредит, лизинг), встраивание в цепочки поставщиков, закупки по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Федеральный закон 223-ФЗ), имущественная поддержка, обучение.
Перечень основных стоп-факторов, подлежащих проверке в рамках
1 этапа:
- Отсутствие статуса субъекта МСП
- Наличие просроченных задолженностей
- Отсутствие статуса резидента РФ
- Наличие недопустимых видов деятельности
- Применение в отношении резидента/связанных лиц процедур банкротства, аннулирование или приостановление обязательных лицензий
- Наличие завершенных исполнительных производств по причине невозможности установления местонахождения или отсутствия имущества
- Наличие в отношении резидента/связанных лиц арбитражных разбирательств в объёме более 25% капитала резидента/связанных лиц
По результатам оценки стоп-факторов определяется перечень резидентов парков без стоп-факторов для возможного оказания поддержки
АО «Корпорация «МСП» и ее дочерних обществ.
В отношении указанных резидентов осуществляется проактивное предложение в личном кабинете резидента парка на ЦП для МСП (ЛК ЦП) имущественной поддержки и доступных обучающих программ.
2 Этап. Оценка деловой репутации.
2 этап проводится в целях определения возможности оказания финансовой поддержки (гарантия, кредит, лизинг), встраивания в цепочки поставщиков, участия в закупках по Федеральному закону 223-ФЗ.
Перечень основных параметров, влияющих на оценку деловой репутации:
- Отрицательная кредитная история
- Наличие судебных разбирательств
- Наличие негативной информации в СМИ
- Наличие фактов привлечения к ответственности за преступления
- Наличие исполнительных производств ФССП
По результатам оценки параметров деловой репутации определяется перечень резидентов, соответствующих установленным требованиям для возможного оказания поддержки АО «Корпорация «МСП» и ее дочерних обществ.
В отношении указанных резидентов дополнительно осуществляется проактивное предложение в личном кабинете резидента парка на ЦП для МСП (ЛК ЦП) по участию в закупках в рамках 223-ФЗ и встраиванию в цепочки поставщиков.
3 Этап. Оценка финансовой устойчивости.
3 этап проводится в целях определения возможности оказания финансовой поддержки (гарантия, кредит, лизинг).
Перечень основных параметров финансовой устойчивости установлены в валовом национальном доходе (ВНД) в зависимости от вида финансовой поддержки:
- Гарантийная поддержка АО «Корпорация «МСП»:
- Определение контура Группы связанных компаний
- Отсутствие информации о банкротстве, в том числе в отношении членов ГСК
- Отсутствие судебных разбирательств в отношении заемщика, членов ГСК
- Наличие годовой официальной отчетности заемщика/членов ГСК
- Отсутствие стоп-факторов
- Наличие прав пользования основными объектами
- Анализ финансовых документов по проекту
- Проверка Решения банка-партнера о кредитовании
- Анализ обеспечения
- Оценка рисков по сделке
- Кредитная поддержка АО «МСП Банк»:
- Кредитная история заемщика (выплата кредитов по графику, наличие просрочек, погашений раньше срока, реструктуризаций, оформлений банкротства)
- Полная долговая нагрузка заемщика (отношение платежей по долгам к общему доходу)
- Продолжительность пользования кредитными продуктами
- Виды используемых кредитных продуктов (ипотечные, потребительские целевые и нецелевые займы, микрозаймы и экспресс-кредиты)
- Частота обращения за новыми займами (количество новых кредитов за отчетный период)
- Льготная лизинговая поддержка РЛК:
- Наличие/отсутствие просроченной задолженности
- Наличие обоснования выбора производственного оборудования
- Анализ финансовых результатов
По результатам оценки параметров финансовой устойчивости для субъекта МСП – резидента или потенциального резидента парка происходит подбор подходящего банка/ федерального или регионального института развития, осуществляется направление в указанную организацию документов резидента.
По завершению андеррайтинга, иных процедур, дозапросов документов (при необходимости) происходит подготовка решения о поддержке либо об отказе в оказании поддержки, а также заключение договора о поддержке через ЛК ЦП.
IV. МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Определение потребности субъектов Российской Федерации и субъектов МСП в строительстве инфраструктуры делится на 3 этапа:
- Оценка специфики субъекта Российской Федерации.
- Работа с бизнесом (субъектами МСП и потенциальными якорными резидентами).
- Подготовка предложений о строительства.
1 Этап. Оценка специфики субъекта Российской Федерации.
В рамках 1 этапа субъект Российской Федерации принимает участие в опросе, проводимом АО «Корпорация «МСП» по форме, установленной в соответствии с указанной методикой.
По итогам заполненного опросника АО «Корпорация «МСП» проводит:
- Анализ стратегических документов субъекта РФ, определение приоритетных отраслей, анализ вклада приоритетных отраслей в развитие региона.
- Оценка ресурсной обеспеченности субъекта Российской Федерации (наличие земельных участков/помещений для создания парка), инфраструктуры.
- Оценка возможностей субъекта РФ по софинансированию строительства парков.
- Анализ возможностей подготовки инженерных
и специализированных кадров.
По результатам проведения опроса в рамках первого этапа АО «Корпорация «МСП» готовит вывод о целесообразности продолжения оценки и рассмотрения субъекта Российской Федерации в качестве локации для потенциального строительства парков.
2 Этап. Работа с бизнесом (субъектами МСП и потенциальными якорными резидентами).
В рамках 2 этапа субъект Российской Федерации по запросу АО «Корпорация «МСП»:
- Составляет реестры субъектов МСП, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях, определенных по результатам 1 этапа, а также хозяйствующих субъектов – потенциальных якорных резидентов.
- Проводит опросы субъектов МСП с положительным балансом
(не убыточных, не в стадии банкротства и ликвидации) по формам, установленным в соответствии с указанной методикой. - Проводит опросы хозяйствующих субъектов – потенциальных якорных резидентов с положительным значением выручки и доходов
за последний отчетный год (выручка 500 млн рублей и более, доход 500 тыс. рублей и более)
По результатам анализа заполненных реестров и опросников АО «Корпорация «МСП» определяется потребность субъектов МСП и потенциальных якорных резидентов в строительстве парков и подготовку рекомендаций субъектам Российской Федерации по строительству парков.
3 Этап. 3. Подготовка предложений о строительства.
В рамках 3 этапа АО «Корпорация «МСП» на основе полученной информации проводит:
- Обобщение данных и выявление предпосылок для строительства парков (в разрезе субъектов Российской Федерации).
- Отнесение субъектов Российской Федерации к одной из категорий:
- Имеются предпосылки для создания парка, на территории субъекта РФ парки отсутствуют.
- Имеются парки, они полностью заполнены и существует потребность в строительстве дополнительных парков.
- Есть парки, они не заполнены резидентами.
- Определение количества ИП и ТП для строительства в субъектах Российской Федерации.
- Расчет суммы финансирования, планируемой со стороны субъекта Российской Федерации и потенциальных якорных резидентов, а также требуемой суммы финансирования из федерального бюджета.
По результатам 3 этапа АО «Корпорация «МСП» осуществляет подготовку рекомендаций по строительству парков в Российской Федерации для последующего направления в федеральные органы исполнительной власти в целях учета при принятии управленческих решений.
[1]Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков», приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2021 г. № 142 «Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»