Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Резолюция по итогам ИнПарк-2024: принятие бальной системы оценки 794 1863 1381,Снижение планового значения по количеству рабочих мест, статус ТСО территориальной сетевой организации для УК, 1659

Резолюция по итогам ИнПарк-2024 

Организаторы благодарят всех за включённость и активность и за участие в подготовке итоговой резолюции!

Тезисы, вошедшие в итоговую резолюцию Форума:

  • Включение УК индустриальных парков в состав получателей поддержки по программе промышленной ипотеки.
  • Создание Фонда для прямого финансирования строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, производственных помещений парков за счет налоговых отчислений их резидентов.
  • Снижение планового значения по количеству рабочих мест в проектах индустриальных парков, промышленных технопарков, претендующих на господдержку, в связи с тенденцией на увеличение количества проектов с высокой степенью автоматизации, а также проектов, реализуемых в сфере высоких технологий.
  • Внесение изменение в процедуру подтверждения соответствия парков и технопарков требованиям законодательства: принятие бальной системы оценки, принятие инвестиционного договора в качестве подтверждения статуса резидента.
  • Введение упрощенного порядка получения статуса территориальной сетевой организации для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ

 

По ссылке можно посмотреть полный текст резолюции.

По ссылке https://t.me/forum_inpark/231 и здесь можно посмотреть полный текст резолюции.

Итоговая резолюция

XIII Всероссийского форума территорий развития и инвестиций

«ИнПарк-2024»

17–19 сентября 2024 года в городе Новосибирске состоялся
XIII Всероссийский форум территорий развития и инвестиций «ИнПарк-2024» (далее – Форум).

Организаторами выступили: Правительство Новосибирской области, акционерное общество «Корпорация развития Новосибирской области», акционерное общество «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк» при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Форум традиционно стал дискуссионной площадкой, объединяющей ведущих профессиональных экспертов со всей страны. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти и организаций, профильных ассоциаций и союзов, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, технопарков и особых экономических зон, делового сообщества и общественных объединений, инвесторы и эксперты из 50 субъектов Российской Федерации.

В деловой программе Форума обсуждались актуальные вопросы развития промышленной инфраструктуры, в том числе связанные с применением мер государственной поддержки, механизмами привлечения финансирования для создания объектов промышленной инфраструктуры, а также развитием профильных индустриальных (промышленных) парков и технопарков как инструмента ускоренного развития отдельных отраслевых направлений. Участники поделились практическим опытом создания и развития специальных промышленных площадок, в том числе с применением современных подходов и отметили роль новых цифровых и производственных технологий для целей достижения технологического суверенитета страны.

Одним из необходимых условий развития промышленной инфраструктуры является государственная поддержка и льготные механизмы финансирования проектов по ее созданию. На Форуме было отмечено, что набор инструментов и мер поддержки развития промышленной и сопутствующей инфраструктуры для целей устойчивого промышленного роста постоянно увеличивается и совершенствуется. Как результат – увеличивается количество индустриальных (промышленных) парков, технопарков и особых экономических зон, что способствует росту объемов частных инвестиций и достижению целей импортозамещения.

Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков в России является одним из основных механизмов стимулирования промышленного роста и модернизации экономики. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года подчеркивается необходимость создания ста новых промышленных парков до 2030 года, что указывает на стратегическую важность этой отрасли.

В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, технопарков, экспертами и участниками по результатам работы Форума подготовлены следующие предложения:

В адрес министерства промышленности и торговли Российской Федерации

1. В рамках мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков, технопарков (включая механизмы финансирования таких проектов).

1.1 Дополнить пункт 13 постановления Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон» (далее – постановление Правительства РФ № 1119) подпунктом «ж» следующего содержания:

«расходы бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление взносов в уставный капитал региональных институтов развития (при условии 100% участия соответствующего субъекта Российской Федерации в уставном капитале такого института развития) в размере средств целевого финансирования, предоставленного региональными институтами развития управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях финансирования затрат на: проектирование, создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков, разработку технических условий и технологическое присоединение объектов инфраструктуры парков».

1.2. Внести изменения в Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1119, предусмотрев возможность снижения рабочих мест в рамках реализации проектов индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий:

Для индустриальных парков:

  • количество рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта с 1000 снизить до 500 (для новых территорий снизить с 500 до 250 рабочих мест);
  • количество рабочих мест на конец 15-го года реализации проекта с 1500 снизить до 750 (для новых территорий снизить с 750 до 375 рабочих мест);
  • количество рабочих мест на конец 20-го года реализации проекта с 2000 снизить до 1000 (для новых территорий снизить с 1000 до 500 рабочих мест).

1.3. Для промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий:

  • количество рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта с 500 снизить до 250 (для новых территорий снизить с 250 до 125 рабочих мест);
  • количество рабочих мест на конец 15-го года реализации проекта с 750 снизить до 375 (для новых территорий снизить с 375 до 200 рабочих мест);
  • количество рабочих мест на конец 20-го года реализации проекта с 1000 снизить до 500 (для новых территорий снизить с 500 до 250 рабочих мест).

1.4. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1659 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку проектов создания, развития и (или) модернизации объектов инфраструктуры промышленных технопарков в сфере электронной промышленности»:

  • в качестве отчетной даты выполнения показателей эффективности вместо 2026 и 2030 годов определить только 2030 год для новых Проектов, которые будут отобраны в 2024 году и по результатам следующих конкурсных отборов;
  • продлить проведение конкурсных отборов проектов создания, развития и (или) модернизации объектов инфраструктуры промышленных технопарков в сфере электронной промышленности на 2025 и 2026 годы;
  • в понятие «проект» в части продления последнего года реализации проекта до 2035 года;
  • пункт 20 Правил предоставления и распределения субсидий изложить в следующей редакции: «20. Целевыми показателями эффективности реализации проекта являются: а) уровень заполняемости полезной площади промышленного технопарка в сфере электронной промышленности: на конец четвертого года реализации проекта – не менее 50 процентов, в том числе не менее 25 процентов резидентами, осуществляющими деятельность в сфере электронной промышленности; 6 на конец седьмого года реализации проекта – не менее 80 процентов, в том числе не менее 50 процентов резидентами, осуществляющими деятельность в сфере электронной промышленности; б) удельный объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных на территории промышленного парка в сфере электронной промышленности его резидентами: на конец четвертого года реализации проекта – не менее 20 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади зданий, строений промышленного технопарка в сфере электронной промышленности, в том числе не менее 10 тыс. рублей по резидентам, осуществляющим деятельность в сфере электронной промышленности; на конец седьмого года реализации проекта – не менее 60 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади зданий, строений промышленного технопарка в сфере электронной промышленности, в том числе не менее 30 тыс. рублей по резидентам, осуществляющим деятельность в сфере электронной промышленности; в) количество созданных резидентами промышленного технопарка в сфере электронной промышленности рабочих мест: на конец четвертого года реализации проекта – не менее 100 единиц, в том числе не менее 50 единиц резидентами, осуществляющими деятельность в сфере электронной промышленности; на конец седьмого года реализации проекта – не менее 200 единиц, в том числе не менее 100 единиц резидентами, осуществляющими деятельность в сфере электронной промышленности».

1.4. Проработать вопрос включения управляющих компаний индустриальных парков в состав получателей поддержки по программе промышленной ипотеки (постановление Правительства РФ от 06.09.2022 № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности»). Данная мера позволит в короткие сроки существенно увеличить количество готовых производственных площадей для организации компаниями малого и среднего бизнеса новых высокотехнологичных и импортозамещающих производств.

1.5. Рассмотреть возможность проработки альтернативной программы льготного кредитования управляющих компаний индустриальных парков, аналогичную программе промышленной ипотеки в целях строительства и/или реконструкции зданий производственного назначения для предоставления резидентам готовых помещений в аренду или собственность.

1.6. Разработать и внедрить механизм финансирования за счет средств федерального бюджета затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, создаваемых за пределами Российской Федерации российскими управляющими компаниями.

1.7. Рассмотреть возможность создания специального фонда поддержки индустриальных парков и технопарков (далее Фонд), формируемого за счет налоговых отчислений резидентов индустриальных парков, для оказания мер поддержки (прямого финансирования) управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также производственных помещений в проектах индустриальных парков. В целях реализации механизма работы Фонда обеспечить обособленный учет налогов, поступающих в федеральный бюджет от резидентов индустриальных парков.

2. В рамках процедур подтверждения соответствия индустриальных (промышленных) парков, технопарков требованиям законодательства.

2.1. Внести в Требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (далее – постановление Правительства № 794), а также в Требования к промышленным технопаркам и управляющим компаниям промышленных технопарков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков»:

  • изменения, предполагающие «балльную» систему аккредитации (разделение требований на обязательные и дополнительные, при которой парк будет признан прошедшим аккредитацию при наборе «пороговой» суммы баллов.
  • дополнения, предусматривающие в качестве основания для признания статуса резидента индустриального (промышленного) парка наряду с договорами купли-продажи или аренды объектов промышленной инфраструктуры инвестиционный договор, согласно которому управляющая компания осуществила строительство производственных объектов на территории индустриального (промышленного) парка и передала их в собственность инвестору.

В адрес министерства энергетики Российской федерации

В рамках вопросов учета особенностей индустриальных парков в регулировании электроэнергетики.

  1. При рассмотрении вопроса законодательного закрепления принципа оплаты резерва электрической мощности (принцип «бери или плати») рассмотреть возможность установления исключительных условий для индустриальных (промышленных) парков, согласно которым управляющие компании индустриальных (промышленных) парков не будут обязаны оплачивать резервы электрической мощности в пределах обязательного резерва мощности для индустриальных (промышленных) парков, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 794 (без распространения указанного исключения на резидентов индустриальных парков).
  2. При рассмотрении вопроса изменения порога выхода на оптовый рынок электроэнергии рассмотреть возможность отказа от снижения порога выхода на оптовый рынок электроэнергии (мощности) до 5 МВт с сохранением порога на уровне 25 МВт, а также рассмотреть возможность увеличения порога до 50 МВт в дальнейшем. Для решения поставленных задач по справедливому распределению «дополнительных платежей» оптового рынка, рассмотреть возможность применения механизма трансляции мощности на всех потребителей розничных рынков, исключая население.
  3. Рассмотреть вопрос расширения исключений, применяемых в части критериев для получения статуса территориальной сетевой организации (в настоящий момент исключения применяются для сетей, снабжающих преимущественно одного потребителя (монопотребителя). В этих целях ввести упрощенный порядок получения статуса территориальной сетевой организации для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон.

В качестве одного из вариантов предлагается дополнить пункт 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», абзацем следующего содержания: «Действие пунктов 1-2 критериев, утвержденных настоящим постановлением, не распространяется на управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, подтвердивших в установленном законодательством порядке соответствие требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков», а также на управляющие компании особых экономических зон».

 

Рассмотреть возможность установления фиксированных (усредненных) ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям, что создаст прямой стимул сетевым компаниям выбирать оптимальную схему технологического присоединения потребителей.

В случае нормативного закрепления преимущественного права аренды электросетевого оборудования, находящегося на правах собственности у хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса территориальной сетевой организации и снабжающих преимущественно более одного потребителя (то есть менее 60% электроэнергии передается одному потребителю) для системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО), не распространять данный механизм на сетевое имущество управляющих компаний внутри индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон.

 

Приложение

Пояснительная записка (обоснования)

к Итоговой резолюции XIII Всероссийского форума территорий развития и инвестиций «ИнПарк-2024» (далее – Резолюция)

  1. Обоснование по пункту 1.7. раздела I Резолюции.

C учетом текущей экономической ситуации и введенными ограничениями по работе с иностранными компаниями для субъектов предпринимательства открывается возможность развития и расширения деятельности в сфере импортозамещения, что является абсолютным приоритетом развития промышленности и экономики на ближайшие несколько лет. Для реализации поставленных задач индустриальные парки должны стать платформой и драйвером ускоренного развития промышленности.

С другой стороны, часть предприятий должна будет остановиться, что приведет к возможности развития на них индустриальных парков типа brownfield, которые представляют собой готовые производственные и офисные помещения, обеспеченные всей необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Стимулирующей ролью в развитии и создании индустриальных парков являются меры государственной поддержки, принимаемые как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти.

В настоящее время для проектов создания индустриальных парков действуют меры государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1119 и постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (прил. №18) (далее – постановление Правительства № 328), предусматривающих возмещение расходов субъектов РФ на предоставление субсидий управляющим компаниям индустриальных парков в размере налоговых платежей резидентов индустриальных парков в федеральный бюджет. Однако данная мера государственной поддержки в полном объеме не решает задачу по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в связи тем, что размеры налоговых платежей субъектов МСП в федеральный бюджет являются небольшими и не позволяют возместить расходы субъектов РФ на предоставление субсидий управляющим компаниям индустриальных парков в полном объеме. С учетом этого на привлечение субсидий в рамках указанных постановлений в основном заявляются управляющие компании парков с имеющимися крупными резидентами.

В рамках указанных программ поддержки за период их действия с 2016 по 2023 годы выделено субсидий 19 паркам, на период 2024-2026 поданы новые заявки 4 парками. Ожидается что общая сумма финансирования из федерального бюджета в рамках данных программ за 2016-2026 составит 134 млрд. руб. При этом объем налоговых платежей резидентов парков в федеральный бюджет за 2016 - 2023 оценивается на уровне 1 300 млрд. руб. Данный факт с одной стороны отражает эффективное бюджетное финансирование проектов создания индустриальных парков в рамках постановления Правительства РФ № 1119, а с другой страны показывает использование возможности создания индустриальных парков за счет налоговых платежей резидентов не в полной мере.

С целью расширения механизма, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 1119, для государственной поддержки проектов создания и развития индустриальных парков и технопарков предлагается создание Фонда, который также позволит увеличить количество таких проектов во исполнение п. 12 г) Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. № Пр-616 о необходимости создания еще 100 промышленных площадок до 2030 года.

Фонд может быть создан в качестве самостоятельного института развития или в составе действующих фондов Министерства промышленности и торговли РФ.

Основные задачи Фонда:

  • выполнение функций оператора государственных мер поддержки, в том числе предоставление финансовой поддержки в виде софинансирования расходов управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и технопарков на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт инфраструктуры парков;
  • оказание консультационных услуг в части реализации проектов по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков и технопарков, в том числе при прохождении аккредитации в Министерстве промышленности и торговли РФ, разработке необходимых документов с целью получения государственной поддержки;
  • организация обучающих программ по повышению квалификации персонала индустриальных (промышленных) парков и технопарков;
  • проведение мероприятий по обмену опытом между управляющими компаниями индустриальных (промышленных) парков и технопарков Источником финансирования деятельности Фонда могут стать субсидии из федерального бюджета в размере 30% от налоговых платежей в федеральный бюджет резидентов всех действующих индустриальных парков и технопарков, включенных в реестр Минпромторга РФ по постановлению Правительства РФ № 1119 и постановлению Правительства № 1863. При этом налоговые платежи резидентов индустриальных парков и технопарков, на основании которых выделяются субсидии в рамках постановления Правительства № 1119 и постановления Правительства № 328 не включаются в базу расчета размера финансирования Фонда.

Объем поступивших средств из федерального бюджета в Фонд используются на финансирование проводимых Фондом мероприятий и выделяемых Фондом субсидий на проекты создания и развития индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков на конкурсной основе. Условиями конкурсного отбора будут являться:

  • прохождение аккредитации в Министерстве промышленности и торговли РФ согласно постановлению Правительства № 1119 и постановлению Правительства № 328;
  • наличие положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации на создание объектов инфраструктуры;
  • отсутствие получения субсидий по другим государственным программам поддержки на заявляемый проект;
  • непревышение размера финансирования на один проект: для индустриальных (промышленных) парков - 30 млн. руб. на 1 га или 90 тыс. руб. на 1 кв. м., для технопарков - 120 тыс. руб. на 1 кв. м.;
  • достижение целевых показателей: количество создаваемых резидентами рабочих мест, объем выручки резидентов, заполняемость территории парков (плановые уровни устанавливаются соглашениями о выделении финансирования);
  • софинансирование со стороны управляющей компании индустриального (промышленного) парка и технопарка в размере не менее 10%. Механизм финансирования Фонда представлен на рис.1.

Действующие индустриальные парки и технопарки

Налоги резидентов

Новые налоги резидентов

Фонд

Создаваемые индустриальные парки и технопарки

Федеральный бюджет

30% от налогов резидентов по

 
   

 

Меры поддержки

Рис.1. Механизм финансирования Фонда

По итогам деятельности резидентов действующих индустриальных (промышленных) парков и технопарков за 2023 год объем налоговых платежей в федеральный бюджет составил порядка 210 млрд. руб., в том числе включенных в реестр Минпромторга РФ и не получающих финансирование согласно постановлению Правительства № 1119 и постановлению Правительства № 328, требует уточнения, но оценивается на уровне 50 млрд. руб. С учетом этого объем финансирования предлагаемого Фонда может составить порядка 15 млрд. руб. в год. Этот объем может быть использован на финансирование проектов по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков и технопарков. При средней площади здания индустриального (промышленного) парка в размере 20-30 тыс. кв.м. финансирование Фонда позволит поддерживать порядка 5-7 проектов по созданию индустриальных (промышленных) парков или технопарков ежегодно.

В свою очередь резиденты создаваемых парков также будут генерировать налоги в федеральный бюджет и тем самым, увеличивая налоговые поступления в федеральный бюджет и объем финансирования Фонда на дальнейшие проекты.

Таким образом, деятельность Фонда позволит поддержать проекты по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков и технопарков за счет налоговых платежей резидентов действующих и успешно функционирующих индустриальных (промышленных) парков и технопарков, а также позволит создать базу для револьверного финансирования отрасли индустриальных (промышленных) парков и технопарков на постоянной основе.

  1. Обоснование по разделу II Резолюции

В Российской Федерации порядка 400 индустриальных (промышленных) парков (~200 из них являются государственными, либо муниципальными) и 30 особых экономических зон, которые совокупно имеют на своем балансе более 7.5 ГВт присоединенных мощностей. В настоящий момент в разной стадии (обсуждения, концептуальной проработки или вступления в силу) находится целый ряд инициатив по изменению нормативных правовых документов в сфере энергетики, все они потенциально оказывают существенное влияние не только на функционирование, но и на потенциальную целесообразность существования специализированных промышленных площадок, таких как индустриальные парки и особые экономические зоны. Поскольку практика многих лет говорит об эффективности указанных площадок для достижения целей импортозамещения и обеспечения экономического роста страны, законодательное регулирование, в том числе в вопросах электроэнергетики, должно учитывать их особенности в целях недопущения ухудшения условий для их создания и развития.

    1. Обоснование по пункту 1.1. раздела II Резолюции

В случае распространения в отношении управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков принципа оплаты резерва электрической мощности (принцип «бери или плати») ключевым риском является существенное увеличение стоимости обслуживания инженерной инфраструктуры для управляющей компании парка в связи с обязательными требованиями по наличию резерва мощности, предусмотренными постановлением Правительства № 794 (предполагает обязательное наличие готовой инженерной инфраструктуры для подключения и функционирования объектов резидентов в объеме не менее 0,15 МВт на 1 Га). Данные требования в обязательном порядке проверяются при получении статуса индустриального (промышленного) парка и включении его в реестр Минпромторга России. Большинство из специализированных промышленных площадок является не бизнес-проектами, а инструментами развития инвестиционного и промышленного потенциала в субъектах Российской Федерации. Таким образом, распространение указанного принципа на управляющие компании парков может существенным образом ухудшить положение управляющих компаний парков и ослабить развитие данной отрасли.

    1. Обоснование по пункту 1.2. раздела II Резолюции

Ключевым риском принятия решения о снижении порога выхода на оптовый рынок э/э (мощности) с 25МВт до 5МВт является отсутствие в будущем экономически целесообразной альтернативы централизованному энергоснабжению, нерентабельность распределенных станций, построенных для энергоснабжения промышленных площадок и промышленных предприятий.

В ходе экспертных обсуждений были озвучены следующие последствия и риски как для субъектов электроэнергетики, так и реального сектора экономики в случае реализации инициативы, которые сводятся к следующему:

  • повышение до 100 млрд. руб. в год стоимостную нагрузку по оплате электроэнергии и (или) содержание объектов генерации промышленных потребителей (оценка Ассоциации Сообщество потребителей энергии);
  • ухудшение экономики энергетических проектов промышленности, реализованных в параметрах и на условиях функционирования на розничных рынках на собственные инвестиционные средства, а также лишит промышленных потребителей и промышленные площадки возможности реализовывать собственные проекты энергоэффективности в перспективе;
  • вывод из эксплуатации части объектов генерации в объеме до 2 ГВт работоспособного оборудования с комбинированным циклом выработки электрической и тепловой энергии с последующей необходимостью их замещения котельными из бюджетной системы Российской Федерации;
  • ликвидация реального сектора двусторонней торговли электроэнергией (мощностью) в электроэнергетике.
    1. Обоснование по пункту 1.3. раздела II Резолюции

С 2023 года вступили в силу новые правила подтверждения статуса территориальной сетевой организации (далее - ТСО), повышающие критерий владения сетями на балансе до уровня, не выполнимого для абсолютного большинства индустриальных (промышленных) парков. В результате консолидации энергетической отрасли большинство индустриальных (промышленных) парков, имевших статус ТСО, потеряет его. Принципиальное ужесточение критериев ТСО, особенно начиная с 2025 года, сделает невозможным сохранение статуса ТСО для сетевых компаний, работающих внутри промышленных площадок. При этом крупные ТСО очевидно не будут инвестировать в создание электрохозяйств вновь создаваемых индустриальных (промышленных) парков, так как от них не зависит их заполняемость и, соответственно, полезный отпуск (он находится в компетенции управляющей компании). ТСО, не являющиеся управляющими компаниями индустриальных (промышленных) парков, будут заинтересованы только в прибыльных электросетях (в заполненных на 80% и более индустриальных (промышленных) парках) и будут стремиться забрать такие сети на дискриминационных условиях, используя свое монопольное положение в силу требований нормативных актов. Создаваемые индустриальные (промышленные) парки будут обречены либо на банкротство (в силу того, что нет механизма передачи незагруженного электрохозяйства на баланс крупного ТСО), либо на невозможность обеспечить резидентов электрическими мощностями. Таким образом, возникает коллизия между процессом консолидации электрохозяйств, в которых главный критерий инвестиций – это полезный отпуск электроэнергии, и целями создания индустриальных (промышленных) парков, которые предлагают инвесторам заранее созданную инфраструктуру, в том числе свободные и готовые к использованию электрические мощности.

    1. Обоснование по пункту 1.4. раздела II Резолюции

С июля 2024 года у сетевых компаний появляется возможность включения в ставку на технологическое присоединение инвестиционной составляющей. Ключевым риском изменения механизма технологического присоединения (включения инвестиционной составляющей на стороне сетевой компании) является принципиальное увеличение стоимости технологического присоединения. В связи с принятием решения об уходе от льготных механизмов оплаты технологического присоединения уже произошло существенное удорожание стоимости подключения к энергетической инфраструктуре для физических лиц свыше 15кВт и для малого/среднего бизнеса с нагрузкой до 670 кВт. С июля 2024 года инвестиционная составляющая (на стороне сетевой компании) может быть учтена в ставке технологического присоединения для потребителей свыше 670 кВт. В связи с предложенными изменениями существенно снижается предсказуемость стоимости технологического присоединения, а главное сетевая компания получает стимул для выбора более затратной для потребителя схемы присоединения, повышая тем самым надежность собственной сети. Учитывая высокую энергоемкость индустриальных парков и необходимость обеспечения резерва электрической мощности из расчета на 1 га территории, считаем целесообразным рассмотреть возможные механизмы оптимизации процедуры технологического присоединения.

    1. Обоснование по пункту 1.4. раздела II Резолюции

В случае принятия нормы, определяющей преимущественное право аренды электросетевого оборудования, находящегося на правах собственности у хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса ТСО и снабжающих преимущественно более одного потребителя (то есть менее 60% электроэнергии передается одному потребителю) для системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО), создаваемых в соответствии с Федеральным Законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ, электросетевое оборудование управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ может быть передано в аренду СТСО (в настоящий момент многие управляющие компании парков передают оборудование в аренду резидентам). По той причине, что управляющие компании указанных площадок являются специализированным субъектом, ответственным за комплексное, в том числе инфраструктурное развитие индустриальных парков и особых экономически зон, заинтересованным в привлечении новых резидентов на площадку, данная мера может существенно осложнить работу управляющих компаний, в том числе по оперативному присоединению и энергоснабжению новых резидентов.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.