Технико-экономическое обоснование проекта по развитию аэропорта "Аэропорт" (город )
2022г.
- Описание аэропорта. 2
- Стратегическая важность аэропорта и актуальность проекта. 6
- Проблемы развития аэропорта. 11
- Условия реализации проекта развития аэропорта. 13
- Коммерческий прогноз. 14
- Инвестиционный проект. 15
- Финансовый прогноз. 17
Глоссарий
Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
ВС – воздушное судно
ВВЛ - внутренние воздушные линии
МВЛ - международные воздушные линии
ВПП – взлётно-посадочная полоса
Перечень таблиц
Таблица 1. Характеристики аэродрома. 3
Таблица 2. Динамика производственных показателей аэропорта за 2019-2021г.г. 6
Таблица 3. Бюджетные инвестиции за 2022-2024 г.г. 17
Перечень рисунков
Рисунок 1. Перспективные направления рейсов. 9
Рисунок 2. Инвестиции и доходы регионального бюджета, млн.руб. 20
Рисунок 3. Дисконтированные инвестиции и доходы регионального бюджета, млн.руб. 20
Аэропорт — один из аэропортов России, который обслуживает внутренние и международные авиаперевозки.
«Аэропорт» код IATA –
Относится к классу «В» по классификации НГЭА. Класс аэродрома по ФАП-262 - «Б»
Аэропорт был открыт в 1938 году. До 1977 года город имел аэропорт только с грунтовой взлетно-посадочной полосой. В 1977 году был введен действие новый аэропортовый комплекс с искусственной взлетно-посадочной полосой. Новый аэропорт получил название «Аэропорт Аэропорт».
Существующий терминал аэропорта построен из учета уровня сейсмичности в __ баллов, что означает, что существующий терминал не соответствует современным нормативным требованиям, которые предъявляются к аэропортам класса «B» (требования по сейсмичности 9 баллов).
… часть аэропортовой инфраструктуры «Аэропорта Аэропорт» повреждена , аэровокзал аэропорта (Аэропорт) не восстановлен полностью. В течение … был реализован проект лишь по частичному восстановлению аэропорта. Искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы требует глубокой реконструкции.
Аэродром допущен к круглосуточной эксплуатации.
по распоряжению ФАВТ Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома (Аэропорт) к эксплуатации, аэродрому присвоен класс «В».
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) выдал аэродрому международный сертификат.
Межведомственной комиссией подписан Акт об открытии в аэропорту (Аэропорт) пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Аэровокзал фактически на сегодняшний день функционирует по «временной схеме».
Реконструкция действующей взлетно-посадочной полосы потребует закрытия воздушного сообщения, что недопустимо.
Аэропорт включен в перечень аэропортов федерального значения и является объектом стратегического значения.
Аэродром имеет технологическое оборудование для управления воздушным движением (УВД), радионавигации, посадки, радиосвязи и метеооборудование, которое в комплекте с бортовым оборудованием воздушных судов обеспечивает необходимый уровень управления воздушным движением в пределах установленных границ диспетчерских служб гражданской авиации, привод их в район аэродрома, заход на посадку, взлетно-посадочные операции и управление движением воздушных судов по летному полю.
Характеристики аэродрома
Местонахождение |
||
Код ИКАО |
||
Код ИАТА |
||
Местное время |
||
Время работы |
||
Принимаемые типы ВС |
||
Класс аэродрома |
||
ССО |
||
Категория посадки (метеоминимум) |
||
Международный аэропорт (сертификат) |
||
Эксплуатант аэродрома |
||
Базирующиеся авиакомпании |
||
Пассажиропоток тыс. чел. |
||
Грузопоток тонн |
||
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) |
||
PCN |
Размеры |
Покрытие |
Пропускная способность ВПП (без учета пропускной способности воздушного пространства): — режим «взлет-посадка» - ВПО/час — режим «взлет- взлет» - ВПО/час — режим «посадка-посадка» -ВПО/час Средние допустимые интервалы между взлетно-посадочными операциями –мин. Пропускная способность РД –ВПО/час |
||
Терминалы (АВК) |
||
Площадь |
Пропускная способность |
|
пасс/час |
Аэровокзальный комплекс состоит из:
- Здание аэровокзала (общая площадь кв.м., год постройки
- Международный сектор (общая площадь, кв.м.)
Площадь аэровокзального комплекса –кв. м.
Основные службы аэропорта:
- Предоставление аэронавигационной информации,
- Электросветотехническое обеспечение полетов,
- Аэродромное обеспечение полетов,
- Инженерно – авиационное обеспечение,
- Медицинское обеспечение полетов,
- Поисково-спасательное и аварийно-спасательное обеспечение полетов,
- Обеспечение авиационной (транспортной) безопасности
В составе аэропорта (Аэропорт) имеются следующие объекты:
- здание аэровокзала
- сблокированное с цехом бортового питания и зданием гостиницы здание технических бригад,
- здания гаража и аэродромной службы,
- объекты УВД и радионавигации, энергообеспечения и авиатопливообеспечения.
В составе аэродрома (Аэропорт) имеются следующие аэродромные покрытия:
- искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП), длиной
- соединительная рулежная дорожка РД-1 шириной
- перрон;
- места стоянки самолетов.
Аэропорт имеет аэровокзальный комплекс ВВЛ и МВЛ (внутренних и международных воздушных линий).
В настоящее время пропускная способность аэровокзального комплекса согласно расчетам, произведенным на основании Методики расчета технической возможности аэропортов и порядка применения методики расчёта технической возможности аэропортов, утверждённой Приказом Минтранса РФ № 63 от 24.02.2011г. составляет чел /час:
- на внутренних линиях -
- на международных -
Существуют технические ограничения по дальнейшему расширению его пропускной способности.
Регулярные рейсы выполняются по следующим направлениям:
Наличие аэропорта является важной составляющей инвестиционной привлекательности региона, что важно для развивающейся экономики
Аэропорт включен в перечень аэропортов федерального значения.
Аэропорт - единственный аэропорт на территории.
Прекращение эксплуатации аэропорта по причине технического состояния приведет к невозможности осуществления авиаперевозок и выполнению Росавиацией функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
В случае невозможности осуществления авиаперевозок с территории , население будет вынуждено пользоваться аэропортами соседних регионов:
При этом время проезда увеличится от часов до суток в зависимости от аэропорта прилета и выбранного транспорта для проезда в г. и материальные затраты.
Приостановка деятельности аэропорта помимо дополнительных сложностей пассажирам, значительно снизит транспортную доступность , негативно отразится на социально-экономическом развитии , в части налоговых поступлений, сокращения рабочих мест.
В таблице 1 показана положительная возрастающая динамика рейсов и пассажиропотока по всем направлениям по факту.
- Таблица Сравнительный анализ производственных показателей аэропорта за 2019-2021г.г.
Показатели |
|||
Рейсы: |
|||
ВВЛ |
|||
МВЛ |
|||
Пассажиры: |
|||
ВВЛ |
|||
МВЛ |
По прогнозным данным годовой пассажиропоток аэропорта с учетом роста численности населения, развития туристической деятельности и международных связей со странами арабского мира к года составит до тыс. человек. По итогам года он составил - тыс. человек.
Укрепление позиций Российской Федерации на международной арене.
Согласно стратегии развития на период до 2030 года предполагается ускоренное экономическое развитие за счет:
- приоритетных секторов на базе конкурентных преимуществ региона (АПК, туризм, транспорт, в перспективе ИТ-сектор),
- новых точнк роста в социальных секторах (здравоохранение, образование),
- раскрытия предпринимательского потенциала (новые предприятия, новые бизнес-модели, высокие обороты продукции), качественные рабочие места;
- развития как фактора экономического роста региона;
- построения полноценной финансовой системы региона,
- интернационализации, в том числе развития связей с Ближним Востоком, создания торгово-промышленного ХАБа халяльной продукции, создания финансового ХАБа с реализацией проектов в России,
- новый уровень госуправления, предусматривающий повышение эффективности правительства республики, институтов развития и бюджетной политики, привлечение талантов в госуправление и формирование кадрового резерва.
Динамика туристического потока в регионе свидетельствует о тенденции к росту числа туристов, посещающих. Так за последние 5 лет ежегодный прирост турпотока составляет 40-45%.
Состояние аэровокзального комплекса, и отсутствие ЗОЛДа не позволяют проводить крупные международные деловые мероприятия, принимать лидеров государств из ближневосточных стран.
Тем не менее, в рамках регулярных авиаперевозок осуществлялись рейсы в Стамбул, Мюнхен, Бишкек, Казахстан. Из аэропорта (Аэропорт) также осуществляется большое количество нерегулярных рейсов, география которых намного шире, чем у регулярных рейсов: Анталья, Ибица, Париж, Милан, Женева, Берлин, Базель, Роттердам, Минск, Ташкент, Баку, Дубай, Абу Даби, Бахрейн, Джидда, Акаба, Медина.
Среди планов по развитию перспективной сети международного сообщения – освоение новых направлений – Китай, Индия, увеличение частоты рейсов по ближневосточным и европейским направлениям. В частности, для совершения хаджа планируется развивать прямое авиасообщение в Джидду (Саудовская Аравия).
Паломничество к святыням исламской религии в Саудовской Аравии только набирает обороты, в году смогли совершить хадж тыс. мусульман региона. Учитывая проводимую руководством международную политику можно спрогнозировать динамику роста международных авиарейсов на уровне процентов и в году количество международных авиарейсов вырастет до единиц.
На сегодняшний день в аэропорту (Аэропорт) имеется реальная информация о запросах зарубежных авиакомпаний на организацию приема и обслуживания крупно габаритных широкофюзеляжных воздушных судов типа Боинг-777, но к большому сожалению аэропорт не имеет технической возможности для приема таких воздушных судов из-за слабых технических характеристик существующей ИВПП, РД, МС и перрона.
Рассматривается возможность регулярного проведения на территории крупных международных деловых форумов с участием лидеров ближневосточных стран.
С учетом существующего расстояния возможными направлениями для экспорта товаров и услуг могут стать страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Турция, Израиль), СНГ (Казахстан, Белоруссия, Туркмения, Узбекистан), Северной Африки (Египет, Алжир) и Западной Азии (Пакистан, Индия):
Ряд товаров, закупаемых сегодня потенциальными торговыми партнерами на целевых рынках, может в перспективе производиться и экспортироваться из , например, продукция АПК, новые виды строительных материалов, товары для медицины и бытовые товары.
Регион может стать ключевым партнером стран Ближнего Востока для реализации разноплановых проектов на территории РФ.
Роль России в вопросах обеспечения безопасности и стабильности на Ближнем Востоке постоянно растет.
Военно-техническое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки традиционно играет одну из ключевых ролей в контексте расширения геополитического присутствия России в регионах. Расширение ВТС России можно охарактеризовать сложным балансом геополитических интересов в регионах Африканского континента и Ближневосточного региона, требующих оперативного реагирования МО РФ, МЧС РФ и структур Рособоронэкспорта.
Выгодное географическое положение аэродрома с полосой 3200х45 создаст благоприятные условия для взаимодействия с партнерами РФ, а поддержание на необходимом и растущем уровне оперативности и удобства экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники на Ближнем востоке и Африканском континенте, позволит Регионе развивать научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций.
Основной текст Основной текст Основной текст
Техническое состояния аэропорта характеризуется наличием значительных разрушений и дефектов строительных конструкций:
Наличие указанных дефектов подтверждается заключениями
Объект был введен в эксплуатацию по «временной схеме» с учетом реализации в последующем восстановительных работ, для чего была разработана ПСД прошедшая Главгосэкспертизу.
Аэровокзал аэропорта (Аэропорт) не восстановлен полностью. Искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы требует глубокой реконструкции.
Аэровокзал фактически на сегодняшний день функционирует по «временной схеме».
Существующий терминал не соответствует современным нормативным требованиям, которые предъявляются к аэропортам класса «B», в частности, требования по сейсмичности 9 баллов (терминал аэропорта был построен из учета уровня сейсмичности в 7 баллов).
Реконструкция действующей взлетно-посадочной полосы потребует закрытия воздушного сообщения на 1,5-2 года.
Реконструкция была предусмотрена государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 №1596 и федеральным проектом "Развитие региональных аэропортов и маршрутов", соответствует целям и задачам этих ФП.
При этом предполагалось, что объект будет закреплен в хозяйственном ведении федерального государственного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", подведомственного Росавиации.
Реконструкция аэропорта соответствует целям и задачам государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 №1596.
Требуется увеличение пропускной способности:
• для внутренних воздушных линий – до пасс./час;
• для международных воздушных линий – до пасс./час;
Требуется предусмотреть следующие типы ВС:
Требуется обеспечить следующие виды трансфера:
• ВВЛ/ВВЛ
• МВЛ/МВЛ
• МВЛ/ВВЛ
• ВВЛ/МВЛ
Требуется обеспечить схему обслуживания пассажиров по технологии FastTrack для международных и внутренних авиалиний;
Требуется обеспечить в том числе следующие параметры:
Соотношение прилета/вылета ~
Количество встречающих/провожающих в расчете на одного пассажира
Количество мест багажа на одного пассажира -
Доля трансфертных пассажиров – в диапазоне
Уровень обслуживания пассажиров в соответствии со стандартами РФ обслуживания пассажиров;
Доля коммерческих и сдаваемых в аренду площадей Объекта в процентном отношении от общей площади
Также требуется соблюсти параметры, связанные или оказывающие влияние на качество обслуживания пассажиров:
• Площади, состав помещений и схемы технологических процессов Объекта в соответствии с действующими нормативными требованиями.
• Отдельные группы помещений для бизнес-залов, залов для обслуживания лиц с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми.
• Размещение в открытой и «стерильной» зонах ожидания аэровокзала кафе, фаст-фуд, торговых предприятий, медицинских пунктов, помещений дополнительного обслуживания, санузлов согласно нормативным требованиям.
• Зоны беспошлинной торговли (duty free).
• Наличие помещений для предполетной подготовки (брифинга) и отдыха персонала авиакомпаний.
Основание для проектирования Объекта
Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596: направление (подпрограмма) "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", Федеральный проект "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" (Реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети авиационных маршрутов),
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, п. 4.7. Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», п.п. 1.1.,
Учитывая, что проектом предусматривается строительство взлетно-посадочной полосы командно-диспетчерского пункта, которые являются объектами федеральной собственности, имеется два варианта реализации инвестиционного проекта:
- с привлечением средств федерального бюджета при сохранении подведомственности и федеральной собственности,
- с привлечением средств только регионального бюджета
В рамках данного ТЭО рассматривается второй вариант реализации инвестиционного проекта – за счет средств только регионального бюджета
Реализация Указа Президента Российской Федерации не требует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
В соответствии с прогнозом среднегодовой темп роста на промежутке составит прогнозный годовой поток пассажиров
По прогнозным данным годовой пассажиропоток аэропорта с учетом роста численности населения, развития туристической деятельности и международных связей
При планировании инфраструктурных проектов следует учитывать долгосрочные горизонты, не менее 15 – 20 лет, в расчет сделан прогноз до 2040 года.
Среднегодовой темп роста на промежутке прогнозируется на уровне не менее
Годовой поток пассажиров к году по оценкам авиакомпании составит около млн. человек.
В приложении ___ приведена динамика фактических и прогнозных значений показателей на горизонт 2018 - 2040 годы, включая:
- Пассажиропоток аэропорта (тыс. пассажиров)
- Принятые пассажиры (тыс. пассажиров)
- Отправленные пассажиры (тыс. пассажиров)
- Количество самолетовылетов (минуя Москву)
- Пассажиропоток по маршрутам (минуя Москву) (тыс. пассажиров)
- Принятые пассажиры (тыс. пассажиров)
- Отправленные пассажиры (тыс. пассажиров).
Рассматриваемый инвестиционный проект включает в себя:
Реализация проекта возможна только в условиях комплексной реконструкции аэродрома, строительства и модернизации объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта.
По проекту строительство предусматривает возведение следующих объектов:
- - строительство нового аэровокзального комплекса (АВК);
- - строительство котельной;
- - строительство объектов системы электроснабжения;
- - строительство системы связи АВК (системы оперативно-технологической связи и громкого оповещения пассажиров включая подсистемы громкоговорящего оповещения и телефонной электросвязи, громкоговорящей распорядительно-поисковой связи, систему оповещения и управления эвакуацией, двухсторонней экстренной связи и информирования);
- - Здание аэродромной службы и ССТ;
- - Здание службы ЭСТОП;
- - Помещения службы технического обеспечения полетов (СТОП);
- - Помещение диспетчерского пункта перронных механизмов (СМП) со стоянкой спецтехники;
- - Помещение центрального пункта наблюдения службы авиационной безопасности (САБ) с онлайн передачей данных в органы ФСБ и МВД;
- - Помещения производственно-диспетчерской службы предприятия (ПДСП);
- - Помещения для проведения брифинга со всей инфраструктурой и пунктом досмотра и пропуска экипажей.
Также инвестиционный проект предусматривает соразмерное исходя из интенсивности обслуживания самолетовылетов и пассажиропотока увеличение штата Оператора.
Текущее штатное расписание и плановое штатные расписания Оператора приведены в приложениях ____ и ____ соответственно.
В настоящем документе начало реализации инвестиционной программы заложено на полугодие года . В случае задержки с передачей акций, сроки сдвинутся.
Размер бюджетных инвестиций со стороны регионального бюджета, направляемых на строительство ВПП, реконструкцию аэровокзального комплекса, привокзальной площади, реконструкцию существующего здания аэровокзала за период годы составляет
Инвестиции по годам приведены в таблице _
Таблица 2. Бюджетные инвестиции за
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Всего |
При расчете приняты следующие допущения и предположения:
- с года планируется прирост потока с учётом нового аэровокзального комплекса;
- весь прирост, начиная с года - относительно показателей базового 2024 года - представляет собой эффект от инвестпроекта;
- приростный поток является основой для расчета всех дополнительных эффектов;
- без реконструкции пассажиропоток или не достигнет уровня показателя года или остановится на достигнутом уровне года и дальше расти не будет;
- риски обслуживания такого возрастающего пассажиропотока без проведения реконструкции могут значительно снизить эффекты или вовсе привести к закрытию аэропорта;
- прогноз нормы валовой прибыли учитывает соотношение доходов и расходов от оказания основных услуг, включая обслуживание самолетовылетов, содержание основного штата, ФОТ которого учитывается в разделе «себестоимости продаж» и формирует валовую прибыль и т.п.;
- прогноз нормы валовой прибыли учитывает также соотношение доходов и расходов от оказания всех дополнительных услуг, включая сдачу арендаторам площадей, услуги бизнес-залов и т.п.;
- управленческие расходы, включая ФОТ АУП, растут непропорционально, покрываются нормой прибыли, дополнительная прибыль служит эффектом от проекта;
- амортизация вновь возведенных объектов в рамках проекта осуществляется
- выплачиваются в размере 50% чистой прибыли Оператора по РСБУ
Для оценки инвестиционной привлекательности проекта для регионального бюджета были выполнены расчеты (прогнозы) эффекта от проекта (для регионального бюджета):
- прямой эффект для регионального бюджета - от поступлений в региональный бюджет налога (с прироста) прибыли по РСБУ и дивидендов в чистой прибыли по РСБУ Оператора
- косвенный эффект для регионального бюджета – от возрастающего туристического потока, обслуженного Оператора, приносящего доход в региональный бюджет
- совокупные прямой и косвенный эффекты для регионального бюджета
Для расчета прямого эффекта (от деятельности Оператора) от проекта для регионального бюджета выполнен прогноз динамики следующих показателей:
- Валовая прибыль на 1 самолетовылет,
- Прирост прибыли,
- Налог (с прироста) прибыли в региональный бюджет (положительный денежный поток для расчета окупаемости «+»)
- Дивиденды (в региональный бюджет) в размере % чистой прибыли по РСБУ («+»)
- Бюджетные инвестиции регионального бюджета (отрицательный денежный поток для расчета окупаемости «-»)
- Денежные потоки регионального бюджета без мультипликатора турпотока
- То же настающим итогом
Для расчета косвенного эффекта (с учетом услуг в сфере туризма и мультипликативного эффекта смежных отраслей) от проекта для регионального бюджета выполнен прогноз динамики следующих показателей:
- Доля туристов в пассажиропотоке аэропорта, %***
- Количество туристов в пассажиропотоке (тыс. пассажиров)
- Средний чек туриста (траты) за условную поездку, млн. руб. ****
- Средняя продолжительность пребывания туриста в условную поездку, дней
- Траты туриста за условную поездку, млн. руб.
- Эффект для бюджета с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей млн.руб *****[1] (положительный денежный поток для расчета окупаемости «+»)
Для расчета совокупного эффекта от проекта для регионального бюджета выполнен прогноз динамики следующих показателей:
- Денежные потоки бюджета региона с мультипликатором турпотока млн.руб
- то же настающим итогом млн.руб
- Срок окупаемости инвестиций бюджета региона лет
*** Цитата:
**** проживание руб питание (обед, ужин) экскурсионные услуги (при условии сборной группы) руб входные билеты по ключевым маршрутам региона ИТОГО: средний чек составляет рублей.
***** Методика оценки бюджетной эффективности сферы туризма (Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму), расчёт объёма налоговых отчислений в консолидированный региональный бюджет от услуг в сфере туризма, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей (1 рубль, потраченный туристом, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей приносит в региональный бюджет 43 копейки)
На графике «Инвестиции и доходы регионального бюджета», показана динамика окупаемости расходов регионального бюджета
Рисунок 4. Дисконтированные инвестиции и доходы регионального бюджета, млн.руб
Таким образом, возврат бюджетных инвестиций в бюджет осуществляется в горизонте 10-12 лет без учета фактора стоимости денег, с учетом фактора стоимости денег - в горизонте 18-19 лет, что является нормальным показателем для инфраструктурных проектов, проектов развития территории, то есть обеспечивается неплохая инвестиционная привлекательность для регионального бюджета.
Расчеты приведены в приложении ___
[1] Методика оценки бюджетной эффективности сферы туризма (Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму), расчёт объёма налоговых отчислений в консолидированный региональный бюджет от услуг в сфере туризма, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей (1 рубль, потраченный туристом, с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей приносит в региональный бюджет 43 копейки)