Типичное выступление типичного "выпускника Юдинского железнодорожного училища, факультета стрелочников" - отношение видно "невооруженным глазом" - общий смысл таков:
- "пусть отраслевики парятся, офсеты и ГЧП - это их КПЭ, мне до инвестора пофигу" - хотя это 44-ФЗ это закупки (!)
- "найдете процедуру, при которой мне не придется нарушать инциклики, правила, законы - приходите" - он сам искать эту формулу не собирается
Забавно увидеть реакцию этого человека, столкнувшегося с двойственной трактовкой буквы закона (еще бы, законы-то писаны двойными стандартами) и двумя взаимно противоположными ответами Минфина - что, немного не по себе и непонятно как действовать? а мы в этих реалиях и неопределенности десятилетиями работаем
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для муниципалитета, государственных органов, частных инвесторов по ГЧП и МЧП, концессиям,
- для резидентов, девелоперских и управляющих компаний (включая муниципалитеты) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР), включая муниципалитеты
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Обращайтесь к нам!
28 ноября 2023 года
10.00-11.00
ОФСЕТЫ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ, В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КАК ИХ РЕШАТЬ. В КАКОЙ СФЕРЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ЗАКЛЮЧАТЬ ОФСЕТ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Ключевые вопросы:
- Как и в каких случаях использовать механизм офсетного контракта?
- Барьеры, препятствующие использования офсетных контрактов/проблемы и пути решения для развития офсетных контрактов.
Модератор: Анна Батуева – Управляющий директор по юридическому сопровождению проектов, Национальный Центр ГЧП (группа ВЭБ.РФ)
Приглашаемые спикеры:
- Максим Ткаченко - Старший Управляющий директор Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ);
- Евгения Зусман-Партнер компании You and Partners;
- Андрей Балук - директор ГБУ ГАУИ;
- Руслан Сабров - Председатель Госкомитета РТ по закупкам
- Игорь Сапунов - заместитель руководителя АИР РТ;
- Дмитрий Новиков - Первый заместитель генерального директора по развитию ООО «Коттон Вэй».
Игорь Сапунов - заместитель руководителя АИР РТ:
нам казалось что Всё достаточно хорошо и мы сможем быстро помочь инвесторам
заместитель руководителя агентства инвестиционного развития и расскажет про опыт Республики Татарстан по подготовке контрактах в контексте того какие есть законодательные пробелы неясности с ум того что мы хотим делать в конце сеи по итогам сессии законодательное предложение
Добрый день до прошлого года агентство инвестиционного развития республики Татарстан практически не занималось офсетами в виду ряда ограничений которые законодательно были устранены в прошлом году и прежде всего мы говорим безусловно о снижении планки по объёмов встречных инвестиционных обязательств на сегодняшний день агентство оперирует и работает с четырьмя по сути крупными проектами которые предполагают возможность заключения о всех прежде всего речь идёт о двух проектах в сфере здравоохранения это проект связанный с арендой и стиркой чистого мягкого инвентаря для лечебно профилактических учреждений и второй медицинский проект как мы его называем - это возможность производства изделий мед назначения помимо этого у нас проработке есть проект по организации школьного питания и ээ промышленное производства электроники и робототехники Несмотря на то что как я уже сказал в прошлом году были скажем так снято определённые ограничения начался достаточно большой Шквал и поток запросов запросов от инвесторов о возможности использования офсетного механизма при реализации проек нам казалось что Всё достаточно хорошо и мы сможем быстро помочь инвесторам реализовать их проекты но не ВС пошло так гладко вот на примере первого проекта по аренде стеки мягкого инвентаря Я бы хотел рассказать о некоторых проблемах с которыми мы столкнулись Значит на наш взгляд Как должна была бы выглядеть идеальная схема существуют некие
вни ряда детских дошкольных учреждений То бишь детсадов которые имеют намерение возможность заказать услугу по аренде и стирке мягкого белья а для объединения интересов этих заказчиков создаётся некий централизованный заказчик который объединяет в себе их потребности дальше этот заказчик заключает офсетный контракт с неким поставщиком услуг который оказывает эти услуги напрямую в адрес э конечных потребителе есть детсадов и лечебных учреждений соответственно эти учреждения направляют свои деньги за оказа услугу в аре централизованного заказчика тот в свою очередь в адрес поставщика услу вот так в идеале эта схема должна была выглядеть но в первом же первой итерации
мы
зако речь идт об отсутствии возможности инвестору обратиться с частной инициативой при заключении офисного контракта предыдущий выступающий сказал что чаще всего работой с соседа занимаются Те кто уже занимается ч ра ч красно что там есть грубо говоря две возможности реализовать проект это либо публичная инициатива либо частная в со чем законе част инициатива отсутствуют поэтому инвестор Когда выходит со своей инициативы о заключения Осе он опирается на глухую стену потребность заключения асета должна исходить от госструктур от бюджетных учреждений Ну все мы прекрасно знаем что такое публичная инициатива бюджетных учреждений соответственно на наш взгляд было бы правильно и мы так наивно рассчитываем что возможно было бы внести определённые изменения либо в сорок чей закон либо даже пойти дальше и вывести Осе в отдельный законодательный документ который бы позволял реализовывать такого рода частную инициативу при заключении осет
соглашени дальше мы натолкнулись на вопрос собствен кого мы будем определять в роли заказчика и здесь следуя опять Жеки определениям которое есть в соче законе в роли заказчика могут выступать либо Республиканский орган исполнительной власти это мог быть например Министерство здравоохранения либо бу унитарное предприятие которое также в Татарстане создано и зани и опреде в качестве единственного поставка лекарственных средств и че убо некое бюджетное учреждение медицинское бюджетное учреждение которое непосредственно заказывает такого рода услуги нюанс заключается в том что все пу в республике Татарстан не имеют статуса ГБ государственного бюджетного учреждения они работают в статусе автономных учреждений автономные учреждения
из э-э определить медицинскую организацию в статусе бюджетного учреждения нам просто оказалось невозможным все попытки прикрутить так или иначе этот механизм
наталкивает но в частности Минздрав в принципе у нас не занимается закупкой и взаимодействием э по операциям связанным с хозяйственной деятельностью лко более того А все расчёты ЛПУ который ведёт ЛПУ за стирку мягкого инвентаря это средства фонс которые доводятся только до медицинских организаций непосредственно оказывающих услуги по лечению
пациента государственно унитарное предприятие которое определено в Республике в качестве единственного поставщика также по всем этим принципам не подпадает статус заказчика единственным вариантом который на сегодняшний день в общем Сейчас это для нас большой ступор мы не знаем Какой вариант применить Мы даже обратились с неким письмом разъяснением в адрес минфина России он нам предложил определить некого це централизованного заказчика опять же в лице бюджетно медицинской организации которая заклю соглашение срм рядом о передаче полномочий на уровень вот этого централизованного заказчика эти полномочия должны касаться части закупок части доставки товара хранения и оплаты то есть они по сути предложили нам централизовать механизм асета по статье по-моему ЕС нече Федерального закона о централизованно за опять же ВС бы ничего если бы не оговорка относительного учреждения в статусе бюджетного учреждения сейчас одним из вариантов мы рассматриваем или точнее ожидаем возможные изменения в части Федерального законодательства которое касается ГУПов и ещё как бы таким техническим решением не очень на наш взгляд правильном но одним из выходов из ситуации мы видим э реорганизацию назовём Так одного из крупных автономных учреждений здравоохранения в ГБУЗ с последующим населением функции централизованного
заказчика когда мы стали рассматривать ситуацию в отношении детсадов тут мы поняли что ну как бы там ситуация ещё хуже как уже было сказано на муниципальном уровне в силу особенности организации ээ местного самоуправления определить централизованного заказчика для муниципалитета невозможно объём сбыта услуг на уровне одного муниципалитета оказывается недостаточным для того чтобы инвестор смог через эти закупки скажем так удовлетворить свои инвестиционные
интересы в идеале мы видим схема должна выглядеть так - см
образом законодательные инициативы которые бы позволяли немножко доработать закон о централизованных закупках в рамках соче закона и наделить полномочиями не только медицинские организации бюджетные учреждения выступать в роли централизованного заказчика но и расширить это ряд учреждений таким образом чтобы и в отношении муниципальных заказчиков при заключении соответствующих соглашений о передаче полномочий такого рода работа могла быть организована таким образом схема э изначально нами рассматривала как идеальная могла бы быть доработана при неком ряде законодательных
усовершенствований на этом У меня всё Благодарю за внимание Надеюсь что сегодняшнее мероприятие позволит нам раскрыть новый
Руслан Сабиров - Председатель Госкомитета РТ по закупкам
Республики Татарстан по закупкам вот
Руслан покажет такой другой взгляд государственного регулятора на то как сейчас Татарстане идёт подготовка этих АСХ контрактов да Руслан Спасибо полу Да спасибо за возможность выступить я хотел бы сказать что во-первых мы безусловно представляем одну команду с Игорем Да [музыка] и я во многом буду повторяться Но всё-таки действительно скажу чуть-чуть другую Другой взгляд я повторюсь что действительно инструмент не новый но к сожалению пока широко не использ 16 году это появилось законе сенатом применяться стало Да у нас порядок взаимодействия республиканских органов закреплён отдельным установлением Кабинета Министров в этом году принятым где мы расписали весь порядок с коллегами из агенства ираз к сожалению во многом передовик в сфере асетов Мы конечно так больше не хотим наломать дров а хотим сделать всё правильно И хорошо и надо сказать агентство Инвест развития у нас борется за каждого
инвестора Да и в этом смысле мы немного оппоненты потому что мы всегда говорим инвесторы - это хорошо но надо сделать правильно и в этом как раз особенность Да мы Наша задача заниматься реализацией сорок чего закона и я бы хотел вот чуть-чуть рассказать о том какие Осе мы рассматривали совместно Да вот началось всё в двадцать первом году ещё с производства лифтового оборудования предполагалось создание производства на нашей территории и чтобы лифты закупались есть особенность 615 постановление которое регулирует вопрос капитального ремонта да оно говорит о поставке услуги а не оборот Ну в целом у нас лифты покупают подрядчики мы не покупаем ни один госзаказчика покупает лифты все гос заказчики покупают либо здания либо ремонтные
работа следующее что я хотел сказать Ир рассказывал про питание в образовательных медицинских учреждениях аренду чист мягкого инвентар у нас были предложения ряда инвесторов по медицинским вопрос тот же средства зачастую мы имеем в структуре затрат медицинского учреждения на
э од Ну и складывать это в единого заказчика тоже не совсем получается об этом Мой коллега уже
сказал вместе с тем Я тоже так скажем сослался на Фин Российской Федерации нам вообще два разъяснения пришло в одном они говорят что передача средств по обязательно медицинскому
[музыка] Ванино пару месяцев тот же Минфин говорит что в принципе не содержится Федеральный закон не содержит положение Уста за Медин страхования Ну мы вот тут немного замешательства не хочется потом на пустом месте отвечать и подставлять
инвестора мы рассматривали вариан [музыка]
зака лёгкую поправку внесу безусловно автономное учреждение государственное автономное учреждения в первую очередь регулируется 223 законом но положение 223 соче содержит ряд условий когда все закупки автономной учреждени могут производиться в правилах соро чего закона закон о контрактной системе и у нас в республике так и сделано у нас все автономки они торгуются единообразно и и торгуется сочет законом в принципе это вот не такой большой нюанс другой нюанс в том что допустим если мы определили одного заказчика заказчиком по асету весь объём так скажем средств закупок которые окупает инвестиции он не выберет никогда но автоматом же инвестор Ив по осени становится единым поставщиком он включается в реестр единых поставщиков и другие заказчики имеют право с ним заключать по единому поставщику в обход всех конкурсных процедур очень легко и быстро но мы оказалось бы не могли бы не можем Навязывать это право заказчика либо проходить процедуру Ну либо [музыка] закупать ещё был проект по два проекта было по производство дорожных покрытия ограждений здесь аналогичная ситуация к слову я бы сказал затраты дорожное строительство и капитальный ремонт дорог у нас составляет порядка 60% бюджетных расходов всех закупок государственных единые заказчики по дорогам они также Они покупают товары Они покупают ремонт Доро строительство Доро и в этом смысле я вот отметил выступление первого спикера да и это наверное точка роста развивает осет по 223 и как один из инструментов для этого у нас в республике действует Республиканский маркетинговый центр который выявляет одно из основных задач которого является выявление инвестиционных Ниш инвестор может приходить в эти ниши и мы можем развивать Я предлагаю Игорь нам объединить усили в эту сторону тоже
подумать
Вот это такие самые основные причины которые мы выявили да отсутствие потребности в закупке товаров и услуг в объёмах необходимых инвестору инвестору интересно вложить деньги и потом получить большую выручку и желательно хороший при Да но не всегда это сопоставляется с теми расходами которые несут заказчики не всегда мы это видим отсутствие единообразных разъяснений органу власти Я уже об этом сказал и зачастую Вот как я сказал про схему закупки у единственного поставка Несмотря на то что это лёгкая закупка в плане процедур Да не все заказчики спешат воспользоваться этой возможность вот ну и вот наше предложение Я бы перешёл Несмотря на то что вот агентство инвестразвития у нас занимается поиском инвесторов вот в плане всё-таки предлагал бы рассматривать выявление потребностей заказчиков и это основная э задача наверное на отраслевые органы власти э выявление потребности заказчиков куда мы можем э Где мы можем структурировать офсет а не так что зачастую приходят инвесторы и мы Ну нехорошо так говорить но мы вынуждены искать заказчиков под рест Это неправильный подход на наш взгляд Ну и э-э мы с себя эту ответственность не снимаем мы обязуемся работать и мы начали на самом деле работу с заказчиками и все положительные эффекты от заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами мы включили практически в Учебные в образовательные программы у нас существует действует центр развития закупок это образовательный центр в сри до закупок мы там тоже об этом говорим и будем говорить Ну и тему централизации никто не отменял мы можем централизовать через уполномочены о является мой орн Государственный комитет по закупкам у нас система уполномоченных органов существует в Республике это и исполкомы РАЙОНО муниципальных это и отраслевые заказчики
покаш-то заказчик по медицине централизовано
Значит есть метод организатора закупок это больше касается к вопросу совместных закупок наверно да ну и мы говорим о том что Да действительно надо совершенствовать законодательство вот те недо их надо обсуждать на различных экс это хорошая площадка которая Я надеюсь мы подытожим когда и какую-то инициативу оформим я ещё бы хотел бы сказать кратенько только Да готовясь к сегодняшнему мероприятию советовался с теми своими коллегам кто уже скажем не по наслышке Осе знает да есть точка зрения что это Осе больше не про сочет закон что это ближе действительно концессии и Наверно его надо убрать соче и говорить в разрезе конституционного закона может быть в эту сторону тоже подумать это тоже точка ро Ну закупки нас всё равно останутся То есть у нас же основной здесь основной денежный проток идёт за счёт средств на закупки поэтому На мой взгляд будет достаточно сложно убрать Да точка зрения Да да спасибо большое Руслан мне кстати интересно вот ваше мнение по такому вопрос У вас на одном из слайдов было написано что барьером для запуска офсетных контрактов является отсутствие единых единообразных разъяснений федеральных органов А вас как орган который отвечает за закупки насколько для вас достаточно наличие письма минфина или других органов для того чтобы я говорил а я говорил как раз проблема в том что зачастую два письма от минфина идёт с противоположны Ну если руководство самым последним например более актуальным то есть насколько для вас это доста они не отменяют но мы на самом деле Минфин любим и уважаем И слава Богу с ними взаимодействуем очень плотно Я думаю мы эти вопросы снимем и ээ Ну будет будет какой-то документ единый который скажет да вот вот эти случаи Да вот эти случаи Нет ну ключевой тезис что для вас разъяснение минфина - это вполне достаточный документ для того чтобы запустить офсетную процедуру Да не только для нас потому что вот тоже первый спикер говорил о том что Тема асета сейчас это внимание контрольных органов Федеральной антимонопольной службы но антимонопольная служба Она читает закон она выводит прини практику но она ориентируется на мнение фино тоже вот этот момент важен ведь только мы вот ну мы безусловно руководствуемся минфином да Но вот самое главное чтобы можно было Федерально тено по служ показать Ну я бы здесь уточнила что Федеральная антимонопольная служба контролирующие органа не Особое мнение не особое внимание оказывают овсе тамм они в целом контролируют процедуру закуп закупок А осет - это часть закупок поэтому он также погат с контролем Руслан Спасибо большое Тогда мы перейдём к следующему спикеру это Артём Калашников руководитель отдела экономической экспертизы корпорации развития Гурской Республики Артём расскажет уже