CustDev — что это и как правильно проводить интервью?
Любой бизнес должен быть ориентирован на целевую аудиторию. Чтобы завоевать ее внимание и доверие, необходимо отладить процессы взаимодействия с клиентом и учесть его интересы.
Концепция или бизнес-идея может казаться идеальной на стадии задумки, но на практике оказаться нежизнеспособной и неэффективной. Сэкономить деньги и время поможет Customer Development. Его главная задача — выявление настоящих потребностей клиента. CustDev — тестирование идеи или гипотезы для снижения рисков и экономии бюджета на возможных доработках.
Грамотное использование CustDev позволит точно определить портрет клиента из целевой аудитории, проанализировать его боли и потребности.
Что такое CustDev?
Это методология, которая помогает определить, насколько продукт, сервис или бизнес-идея будут востребованы клиентами. CustDev является одной из методик по развитию клиентоориентированного сервиса. Благодаря интервью выявляются ожидания клиента, проблемы, потребности и способы их «закрыть».
На момент создания CustDev представлял собой полноценную методологию, где на каждом этапе использовались различные инструменты. В современном маркетинге, в частности в сфере e-commerce, под CustDev принято понимать маркетинговое исследование в формате интервью. Такой формат используется для получения обратной связи от конечного пользователя, например, при использовании сайта, общении с поддержкой или оформлении заказа.
Основные принципы
CustDev эффективен при соблюдении следующих принципов:
- Главный объект исследования — клиент. Выдвижение и проверка гипотез относительно целевой аудитории позволяет сформировать точный портрет клиента, на который нужно будет ориентироваться.
- CustDev-интервью делятся на два вида — проблемные и решенческие. Цель проблемного интервью заключается в проверке гипотезы и обнаружении проблем потенциальных клиентов. Решенческое интервью проводится для тестирования готовых решений, идей, прототипов продуктов.
- Любая идея, ее изменение или дополнение следует тестировать — ведь ошибаются даже самые опытные маркетологи. Только клиенты смогут дать объективную обратную связь.
- Чтобы работа над продуктом принесла нужный результат, перед проведением CustDev нужно составить список вопросов. Они не должны продавать продукт — вопросы нужно подготовить так, чтобы ответы на них отражали настоящее отношение клиента.
- Все ответы респондентов должны быть зафиксированы вне зависимости от того, каким способом проводится интервью.
Зачем проводить?
CustDev позволяет решить сразу несколько задач:
- выявить и проанализировать основные потребности целевой аудитории, создать портрет клиента;
- понять, как продукт или услуга воспринимается с точки зрения потребителя. Убедиться, что продукт решает проблемы и закрывает боли;
- создать успешный продукт, полностью соответствующий ожиданиям клиента;
- сэкономить время и деньги, которые понадобились бы в процессе внесения изменений в готовый продукт или для доработки идеи;
- удержать имеющихся клиентов и привлечь новых.
Как и когда проводить CustDev?
Для получения качественных результатов и их применения на практике рекомендуется проводить несколько интервью.
На стадии обсуждения идеи или продукта интервью позволяет получить объективные мнения и предложения, которые можно использовать для внесения изменений в гипотезу.
Интервью можно провести в процессе внедрения функционала или изменений для оценки динамики пользовательского мнения.
Интервью CustDev проводится в несколько этапов:
Создание гипотез
На данном этапе строятся гипотезы, которые прямо или косвенно связаны с продуктом. Следует собрать мнения от большинства членов команды, чтобы получить разные точки зрения, проанализировать их преимущества и недостатки.
Анализ гипотез
Далее следует отсортировать наиболее жизнеспособные гипотезы, которые в дальнейшем будут тестироваться с помощью CustDev. При сортировке гипотез следует руководствоваться следующими критериями: соответствие ожиданиям целевой аудитории, возможность и необходимость доработок, примерный портрет клиента, период окупаемости продукта или услуги.
Создание сценария CustDev
Проверка выдвинутых гипотез осуществляется с помощью грамотно подготовленных вопросов для интервью. Подготовка — один из важнейших этапов, от которого будет зависеть эффективность всего процесса. При составлении вопросов для интервью рекомендуется придерживаться следующих правил:
- не продавайте и не рекламируйте продукт в ходе интервью. Ваша главная задача — получить актуальную, разностороннюю и объективную информацию;
- старайтесь составить вопросы так, чтобы ответ на них помог принять нужные решения касательно создания и внедрения продукта;
- не нагружайте респондента ненужными вопросами, соблюдайте средний регламент интервью — его продолжительность должна составлять от 15 до 30 минут.
Примите решение, какое интервью будете проводить — решенческое или проблемное.
Отбор респондентов
В интервью должно принимать участие не менее 50 человек — такая выборка будет репрезентативной. Для отбора респондентов учитывайте интерес потенциальных клиентов и к продукту, и к самому исследованию.
Проведение интервью
Создайте необходимые условия для онлайн или офлайн-интервью. CustDev не рекомендуется проводить в массовом формате: предпочтительна личная беседа. Фиксируйте ответы респондента, помечайте ключевые моменты.
Анализ результатов
Проверьте и проанализируйте полученные результаты. Делать это рекомендуется вместе с авторами гипотез. Итоги станут стартовой точкой для дальнейшей работы.
Плюсы и минусы метода
Основные преимущества CustDev:
- Глубинное интервью CustDev не требует большого бюджета. Респондентов для участия можно найти практически в любом канале коммуникации — в социальных сетях, форумах, с помощью рассылки по клиентской базе, в онлайн-чате или на офлайн-мероприятии.
- Идеи для любых маркетинговых активностей основываются на предположениях. Как бы вы ни старались, очень сложно поставить себя на место клиента. В результате CustDev вы получите актуальные данные и мнения, которые можно проанализировать и использовать в дальнейшем.
- CustDev актуален для обоснования инвестиционной привлекательности проекта или продукта. Например, когда у компании есть MVP (минимально жизнеспособный продукт), который нужно протестировать, а затем объяснить инвесторам целесообразность полномасштабной разработки.
- Результаты интервью позволяют направить усилия на удовлетворение потребностей клиентов, повышая их лояльность и увеличивая конкурентоспособность компании. CustDev — это снижение рисков за счет тщательной проверки выдвинутых гипотез.
- Находясь внутри компании или процесса, сложно оставаться объективным. Идея может вызывать восторг и давать необоснованные ожидания, но оказаться провальной на практике. CustDev дает возможность беспристрастно проанализировать отношение пользователей.
Недостатки CustDev:
- проведение интервью и анализ его результатов потребует временных затрат. Процесс исследования увеличит сроки выпуска продукта или тестирования гипотезы;
- исследование является открытым, поскольку респонденты — обычные люди, которые могут поделиться информацией о новом проекте со своими знакомыми. Это может вызвать затруднения, если процесс разработки должен сохраняться в тайне.
Вывод
CustDev снижает риски лишних затрат на доработку продукта. Интервью не может гарантировать идеального успеха, но его результаты помогут сделать востребованный продукт, соответствующий пожеланиям целевой аудитории.