Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Схемы больше не работают. Павел Владимирович Пенкин, входящий в десятку налоговых консультантов в России. Налоговое бремя. Повышение финансовой грамотности населения

Обратите внимание на
Образовательный проект «Предпринимательский ликбез» - программа обучения навыкам ведения малого и среднего бизнеса от компании «Верное решение» - аналог проектов «Бизнес класс» и «Фабрика предпринимательства» в Республике Татарстан

Павел Владимирович Пенкин, человек входящий в десятку налоговых консультантов в России.

Cегодня я хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть такое понятие, как человеческий потенциал. И сейчас огромное внимание и Всемирного банка, и ЦБ РФ приковано к финансовой грамотности населения.

Мы на ней сосредоточились, и на базе Торгово-промышленной палаты и Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям образовали подкомитет по финансовой грамотности.
Люди решают все, кадры решают все, а малый бизнес – это тот бизнес, который в некоторых регионах формирует более 50% рабочих мест.
Итак, о развитии предпринимательства и ключевых инвестициях региона, и проблемах финансовой грамотности.

Мы сосредоточились на такой ярчайшей статистике, что 95 % новых компаний прекращает свое существование в первый год с момента образования. Только вслушайтесь в эту цифру - 95 из ста компаний в первый год уходят с рынка. Ярчайший момент номер два - 50% от оставшихся 5% умирают в течение трех лет.

Почему это происходит?

Учитывая то, что моя тематика - это налогообложение и налоговые риски, мы просмотрели статистику по 2016 году. Мы увидели, что 99% проверок налоговых органов заканчиваются доначислениями, причем доначислениями довольно-таки существенными. Для предпринимательства, которое финансово безграмотно, это по сути смертный приговор – когда идет доначисление, потом проверка, потом либо банкротство, либо ликвидация.

Что же дальше?

Мы говорим о неотвратимости налоговых доначислений. Посмотрите, за три года количество выездных налоговых проверок сократилось, а камеральных - увеличилось в два раза.

О чем это говорит?

Это говорит о том, что налоговики стали работать удаленно. То есть камеральная проверка сейчас проводится очень быстро с помощью специальных автоматизированных средств. Им даже не нужно выходить на место для того, чтобы разобраться в ситуации. На выездную проверку они выходят в принципе уже для того, чтобы документально подкрепить уже сделанные выводы. 99,2% проверок увенчались успехом у налоговиков за счет грамотного планирования и проведения. То есть на стадии предпроверочного анализа уже все видно. Абсолютно все, скрывать уже по сути нечего, осталось только взять документы и положить и в доказательную базу на случай, если будет обжалование.

С 2015 года прирост начислений составил 30% от 350 миллиардов, одна треть. Посмотрите, насколько сейчас налоговые органы работают слаженно, грамотно и системно.

Вопрос по субсидиарной ответственности.

Мы, для себя анализируя практику по России, выявили в принципе один из ключевых рисков для любого бизнеса – малого, среднего, крупного – при ведении коммерческой деятельности. Потому, что уже на стадии выездной налоговой проверки налоговики начинают собирать доказательную базу о лицах, контролирующих деятельность организации, в том числе и о собственниках бизнеса. Потому, что собственники также отвечают по обязательствам юридического лица и подлежит субсидиарной ответственности, если будет не доказана вина директора.

Какие меры для профилактики возможных рисков мы выделяем?

Первое - это грамотная работа с контрагентами. То есть вовремя недополученные деньги с ваших дебиторов ведут к тому, что вы кому-то вовремя не сможете заплатить. В том числе и налоги. Для этого нужно выстраивать систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью, и с ней работать.

Второе – оценка риска привлечения к субсидиарной ответственности – нужно всегда понимать, насколько вы застрахованы. То есть, сейчас деятельность директора на своем месте по сути сводится к тому, что это – ни поиск новых контрактов, ни ведение переговоров, а это – обкладывание бумагами для того, чтобы сказать – «я не хотел тут не заплатить налоги, я действительно занимался тем, что развивал предприятие».
Понимаете, у нас по фискальной составляющей немного перегибается палка.
Сразу вспоминается анекдот, когда приходит молодой человек – бизнесмен, в книжный магазин и спрашивает:
– «Скажите, а есть у вас книга, «Как не платить налоги»?
А продавец отвечает:
– «Уголовный кодекс РФ» закончился, а отдел фантастики на втором этаже.

Третий базовый момент – оценка налоговых рисков. На сегодня государство сформулировало как для инвесторов, так и для действующих юридических лиц поле, которое должно стать прозрачным.
С 2007 года действует приказ ФНС «Концепция планирования выездных налоговых проверок». Очень мало руководителей знают о том, что уже заведомо можно анализировать деятельность предприятия по 12-ти критериям и понять, насколько вы интересны налоговым органам? Придут ли они к вам? Как вы работаете?

Плюс налоговые риски складывались ранее, из порочной системы фирм-однодневок, т. е. вся налоговая оптимизация ранее в этом и состояла. Сейчас налоговый кодекс РФ предусматривает массу возможностей для того, чтобы пользоваться льготами.

Мы сейчас активно сотрудничаем по теме энергоэффективности, а немногие знают, что постановка на учет энергоэффективного оборудования влечет льготы по налогам на имущество.

Также освобождается ускоренная амортизация по налогам на прибыль – пожалуйста. Можно списать оборудование, у которого срок амортизации 6 лет, за три года. Увести все в расходы и заявить это в декларации.

А инвестиционный налоговый вычет пока, к сожалению, не работает.

Возмещение НДС по экспорту.

Это все сейчас доступно, это легальные способы оптимизации. Не надо пользоваться однодневками, потому что это очень быстро закончится - будет прикрыто.

Кто знает с полную статистику по судам прошлого года по налогам?

Еще одна ярчайшая цифра - четыре из пяти дел выиграно. Налоговики выигрывают 80% дел. 80 %! Нормальный подход к работе. В принципе все это – фискальный интерес.

И последний этап налоговых рисков (в том числе наша компания этим занимается) – мы за десть рабочих дней делаем инструмент для принятия управленческих решений. Если вы сами не можете на основании концепции сформировать решение, то мы готовы вам в этом помочь.
И последнее.

Мы запустили большой авторский проект, называется он – «Схемы больше не работают». Если вы заведете вот этот хэштег, то вы сможете увидеть ключевые кейсы, наши выступления (мы очень много выступаем), очень много там информации по поводу того, как не попасть под выездную налоговую проверку. И мы очень часто в прямом эфире на всю Россию анализируем те кейсы, которые выкладываем. Это действительно дорогого стоит.

И последний вопрос – по поводу страховки. Вспоминается анекдот, который в свое время рассказывал Юрий Никулин. Когда к отцу приходит сын и спрашивает:
- Что такое альтернатива, папа?
А тот отвечает:
- Вот представляешь, есть у бабушки курятник. Там куры несут яйца. Представь, что ты занялся этим бизнесом. Ты построил курятник рядом. И яйца, и куры, и птенцы получаются. Представь, что ты поехал в соседнее село и продал все это. И ты растешь, и у тебя уже ферма.
- Я понимаю, папа, но что такое альтернатива?
- А представляешь, ты огромный холдинг построил, ты практически на полмира продаешь яйца и все нормально.
- Да, папа, я понимаю, а альтернатива - что такое?
- А ты представь, пришел ураган и затопило все полностью. Все плывет и все у тебя умерло.
- Ну да, я все потерял, папа, а то такое альтернатива-то?
- А альтернатива, сын, это – утки!

 

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.