Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

в НК закрепили правила прослеживаемости, которые вступят в силу с 1 июля 2021 года (Закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ) Правительство разработало Порядок функционирования системы прослеживаемости положения о национальной системе прослеживаемости товаров

Что это означает? Возможные последствия для игроков

придется получать (покупать???):

  • доступ к ГИИС
  • получать (покупать???) серии кодов (DataMatrixCode) у регулятора, оператора - таможенников, налоговиков (ФТС, ФНС)
  • включать серии кодов партий в счета фактуры
  • сканер для их сканирования (это какая матрица нужна и линза на камере машинного зрения?)

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

Чем мы можем быть полезны?

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

 

Подробные консультации (платные) по указанным <-- вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)

Обратите внимание, что в НК закрепили правила прослеживаемости, которые вступят в силу с 1 июля 2021 года (Закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ).

В связи с этим Правительство разработало Порядок функционирования системы прослеживаемости.

С 8 июля 2021 прослеживаемость все-таки запустили.

Правительство утвердило все Постановления, которых ждала налоговая для запуска прослеживаемости.

С 8 июля система прослеживаемости официально начала работать. Правительство утвердило документы для системы прослеживаемости.

Они начали действовать с 8 июля:

  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении положения о национальной системе прослеживаемости товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости».

Это значит, что с 8 июля 2021 года организации и ИП должны выполнять все свои обязанности по прослеживаемым товарам:

  • подавать в налоговую уведомление об остатках и
  • подавать в налоговую отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами,
  • выставлять электронные счета-фактуры с реквизитами прослеживаемости.

Порядок функционирования системы содержит девять разделов. В разделах I–IV Порядка описаны:

  • общие положения;
  • создание, внедрение и сопровождение системы;
  • сбор, учет, хранение и обработка сведений в системе;
  • обмен сведениями системы прослеживаемости с другими информационными системами.

Разделы V–IX Порядка содержат состав, правила подачи в ИФНС и отказа в приеме отчетности о прослеживаемых товарах. Формы, форматы и порядок заполнения отчетности для участников системы разработали налоговики (проект приказа ФНС от 12.03.2021). Если постановление и приказ утвердят, они вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Как работает система прослеживаемости

 

Кроме того, Правительство обновило формы счетов-фактур и НДС-регистров (постановление Правительства от 02.04.2021 № 534).

Новые формы счетов-фактур и НДС-регистров действуют с 1 июля 2021 года (п.3 постановления Правительства от 02.04.2021 № 534).

Применять их следует независимо от наличия или отсутствия операций с прослеживаемыми товарами.

Те, кто не ведет операции с такими товарами, новые реквизиты в счетах-фактурах и НДС-регистрах не заполняют.

Контролировать движение прослеживаемых товаров будут от ввоза до выбытия или розничной реализации с помощью регистрационных номеров партий товаров (РНПТ).

Такой номер таможня или налоговики будут присваивать каждой товарной партии.

Плательщики НДС будут фиксировать РНПТ в счетах-фактурах.

По прослеживаемым товарам счета-фактуры выставляют только в электронном виде (ст. 2 Закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ).

 

 

Счет-фактура в отношении прослеживаемого товара

В странах - членах ЕАЭС внедряется система прослеживаемости товаров в целях контроля за их оборотом. Это организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - ТПП), и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости.

Для обеспечения прослеживаемости товару при его ввозе на территорию РФ присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ), который вместе с единицей измерения и количеством товара относятся к "реквизитам прослеживаемости". С 1 июля 2021 года они указываются в счетах-фактурах, УПД, УКД на всех этапах оборота по территории РФ (см. письма Минфина России от 11.08.2021 N 27-01-22/64473, ФНС России от 01.03.2021 N СД-4-3/2500@).

С введением системы прослеживаемости у лиц, осуществляющих оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, появились новые обязанности: организовать учет таких товаров и представлять отчеты об операциях с ними. При этом система прослеживаемости базируется не на физической маркировке, а на документарной идентификации товаров. В частности, счет-фактура - один из таких документов. Разберемся в принципах его оформления.

Как понять, является ли организация (ИП) участником системы прослеживаемости?

Организация (ИП) является участником системы прослеживаемости, если совершает операции (импорт, реализация, приобретение, реализация в розницу и т. д.) с товарами, подлежащими прослеживаемости (пункты 3 - 6 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 1108).

Подлежит ли прослеживаемости конкретный товар?

Прослеживаемость осуществляется только в отношении товаров из Перечня (утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110) вне зависимости от страны происхождения.

В перечень включены всего 9 товарных позиций, подлежащих прослеживаемости с 01.07.2021:

Код ТН ВЭД ЕАЭС*

Наименование товара

8418

(за исключением: 8418 69 000, 8418 91 000 0, 8418 99)

Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов; тепловые насосы, кроме установок для кондиционирования воздуха товарной позиции 8415

8427 (за исключением 8427 20 900 0)

Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием

8429 (за исключением 8429 30 000 0)

Бульдозеры с неповоротным или поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные

8450

(за исключением 8450 90 000 0)

Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством

8528

Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру; аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение

8709

(за исключением 8709 90 000 0)

Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций

8715 00 100 0

Коляски детские

9401 71 000 1

9401 79 000 1

Детские сиденья (кресла) безопасности, устанавливаемые или прикрепляемые к сиденьям транспортных средств (с металлическим каркасом)

9401 80 000 1

Детские сиденья (кресла) безопасности с пластмассовым каркасом, устанавливаемые или прикрепляемые к сиденьям транспортных средств

Кроме того, на официальном сайте ФНС России размещен специальный сервис "Товары, подлежащие прослеживаемости", позволяющий определить, отнесен ли товар к товарам, подлежащим прослеживаемости:

- по коду ТН ВЭД;

- по коду ОКПД 2;

- по наименованию товара;

- по номеру декларации на товары.

Как правильно оформить счет-фактуру на прослеживаемый товар?

Главное правило - в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные, выставляются в электронной форме, за исключением случаев реализации физическим лицам и самозанятым на НПД, а также экспорта (п. 1.1 ст. 169 НК РФ и 1.2 ст. 169 НК РФ).

Внимание

Выставление продавцом бумажного счета-фактуры на ТПП не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС у покупателя (см. письмо ФНС России от 19.10.2021 N ЕА-4-15/14817@).

В связи с этим форма счета-фактуры дополнена новыми графами 11, 12, 12а, 13 (постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 534) с 1 июля 2021 года.

В счетах-фактурах, оформляемых при реализации ТПП, начиная с 01.07.2021 должны указываться, помимо регистрационного номера декларации на товары (этот реквизит присутствовал и ранее в отношении товаров, страной происхождения которых не является государство - член ЕАЭС), новые реквизиты, перечисленные в подпунктах 16 - 18 п. 5 ст. 169 НК РФ:

- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Эти реквизиты организация, приобретающая ТПП на территории РФ, переносит из документов, получаемых от поставщиков.

Cведения, предусмотренные подпунктами 16 - 18 п. 5 ст. 169 НК РФ, указываются только в отношении ТПП (последий абзац п. 5 ст. 169 НК РФ).

При совершении операций с ТПП в графе 11 следует указать регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости.

Примечание

Регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ) - это идентификатор, используемый в целях прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, и представляющий собой:

1) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с декларацией на товары);

2) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары);

3) номер, присваиваемый таможенным органом в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости;

4) номер, присваиваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, на основании документов, представляемых участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.

См. п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 1108.

Если же речь идет о реализации товаров, не подлежащих прослеживаемости, в графу 11 ставится регистрационный номер декларации на товары. В этом случае графа 11 заполняется только в отношении товаров:

- ввезенных на территорию РФ, в случае если их таможенное декларирование предусмотрено правом ЕАЭС;

- выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (подп. "л" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры).

Примечание

В случае обнаружения в счете-фактуре ошибок в показателях графы 11 составляется новый экземпляр счета-фактуры. При этом в графе 11 следует указать исправленные данные (п. 7 Правил заполнения счета-фактуры).

Графы 12, 12а и 13 предназначены для указания единицы измерения товара, подлежащего прослеживаемости, и его количества.

Внимание

В отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости (а также работ, услуг, имущественных прав), графы 12, 12а и 13 электронного счета-фактуры не заполняются.

Более того, если счет-фактура на товары, не подлежащие прослеживаемости, составляется на бумажном носителе, графы 12 - 13 в нем не формируются, т.е. такой счет-фактура фактически распечатывается без этих граф. Такой же порядок распространяется и на счета-фактуры, выставленные на работы, услуги и имущественные права. См. подпункты "м" и "н" п. 2 и п. 2 2 Правил заполнения счетов-фактур, письмо ФНС России от 17.08.2021 N СД-4-3/11571@).

В письмах ФНС России от 15.10.2021 N СД-4-3/14647@, от 01.09.2021 N ЕА-3-26/5976@, от 23.08.2021 N 3-1-11/0115@ разъяснено: если налогоплательщик не реализует ТПП или осуществляет операции по реализации работ (услуг), передаче имущественных прав, то графы 12 - 13 в счете-фактуре (УПД со статусом "1"), составляемом на бумажном носителе, отображать необязательно. Если же в счете-фактуре (УПД со статусом "1") сформированы графы 12 - 13, то при реализации товаров, не подлежащих прослеживаемости, работ (услуг, имущественных прав), эти графы не заполняются либо в них ставится прочерк.

Если счет-фактура составляется в электронном виде на товары, не подлежащие прослеживаемости, работы, услуги и имущественные права, то элементы, относящиеся к сведениям о товаре, подлежащем прослеживаемости, в файле обмена могут отсутствовать. Это не будет являться препятствием для приема-передачи документа.

При заполнении граф 12, 12а и указывается товар, подлежащий прослеживаемости, предусмотренный перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 (подпункты "м" и "н" п. 2 Правил заполнения счетов-фактур).

При этом:

- в графах 12 и 12а показывается количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости - код и соответствующее ему условное обозначение, определяемые согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

- в графу 13 заносится информация о количестве товара, подлежащего прослеживаемости в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости, предусмотренного Перечнем.

Если товары, подлежащие прослеживаемости, имеют одинаковое наименование (графа 1а), единицу измерения (графа 2а), цену (тариф) за единицу измерения товара (графа 4), то они отражаются в одной строке счета-фактуры. При этом к указанной строке заполняются подстроки граф 11 - 13 по каждому РНПТ (графа 11) (п. 2.2 Правил заполнения счетов-фактур).

Примечание

В случае обнаружения в счете-фактуре ошибок в показателях граф 12 - 13 в новом экземпляре счета-фактуры в графах 12 - 13 указываются исправленные данные (п. 7 Правил заполнения счета-фактуры).

Определены также правила заполнения счета-фактуры при посреднических операциях с ТПП. Комитент (принципал), выставляющий счет-фактуру комиссионеру (агенту), который реализует двум и более покупателям товары, подлежащие прослеживаемости, от своего имени, при заполнении табличной части счета-фактуры, должен указывать в отдельных позициях соответствующие данные из счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателям, по каждому покупателю. Аналогично, комиссионер (агент), приобретающий у двух и более продавцов товары, подлежащие прослеживаемости, от своего имени, при составлении счета-фактуры в графах 2 - 13 указывает в отдельных позициях соответствующие данные из счетов-фактур, выставленных продавцами комиссионеру (агенту), по каждому продавцу. См. абз. 2 и 4 п. 2.1 Правил заполнения счета-фактуры.

В корректировочном счете-фактуре, выставляемом согласно п. 5.2 ст. 169 НК РФ при изменении стоимости отгруженных ТПП, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) ТПП, также должны быть указаны перечисленные выше реквизиты.

Кроме того, вместо наименования товаров (работ, услуг) теперь должны быть указаны порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав: единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема).

Примечание

При отсутствии показателей в графах 12 и 12а счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, графы 12 и 12а не заполняются. Более того, если КСФ составляется на бумажном носителе на товары, не подлежащие прослеживаемости, а также на работы, услуги, имущественные права графы 12 и 12а не формируются (п. 7 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).

При отсутствии показателей в графе 13 счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, графа 13 не заполняется. Кроме того, графа 13 не формируются в корректировочном счете-фактуре, составленном на бумажном носителе на товары, не подлежащие прослеживаемости, а также на работы, услуги, имущественные права (п. 7 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).

Если в графах 12 и (или) 12а корректировочного счета-фактуры обнаружены ошибки в новом экземпляре корректировочного счета-фактуры в этих графах указываются исправленные данные (п. 6 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).

Лица, не являющиеся плательщиками НДС, при реализации ТПП также должны указывать реквизиты прослеживаемости, но уже в отгрузочных документах (УПД, УКД), составляемых в электронном виде по форматам, утвержденным Приказом ФНС России N ММВ-7-15/820@.

Внимание

Возможность не выставлять счета-фактуры лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, не распространяется на операции по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Нужно ли отражать прослеживаемый товар в отдельном счете-фактуре?

В одном счете-фактуре могут быть указаны как прослеживаемые, так и не прослеживаемые товары.

Неплательщики НДС тоже выставляют счет-фактуру на прослеживаемый товар?

Лица, не являющиеся плательщиками НДС, при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, также должны указывать реквизиты прослеживаемости, но уже в отгрузочных документах (УПД, УКД), составляемых в электронном виде по форматам, утвержденным приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@.

Как составить счет-фактуру на комплект, состоящий в том числе из прослеживаемых товаров?

В письмах ФНС России от 01.02.2022 N ЕА-4-26/1125@, от 03.09.2021 N ЕА-4-15/12520@, от 26.07.2021 N СД-4-15/10449@ разъяснено, что объединение товаров в набор (комплект), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку не происходит переработки товара, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.

При последующей реализации набора (комплекта), поскольку в состав набора (комплекта) входит ТПП, счет-фактура подлежит формированию в электронной форме. При этом в графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости (РНПТ и пр.), отражаются реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).

Иными словами, к одной строке счета-фактуры формируются подстроки в количестве, равном количеству РНПТ товаров, подлежащих прослеживаемости, включенных в комплект, для отражения сведений о реквизитах прослеживаемости. Прочие сведения счета-фактуры не подлежат отражению в подстроках к строке, в которой отражен комплект, состоящий из ТПП.

Нужно ли составлять счет-фактуру при реализации ТПП физическим лицам?

При продаже ТПП физлицам, представляющим организацию, возможны две ситуации (см. письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650):

1) В случае, когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи. Для продавца реализация ТПП физическому лицу для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, является прекращением прослеживаемости товара.

2) Приобретение товара подотчетным лицом в интересах организации не является для продавца основанием прекращения прослеживаемости товара. В соответствии с п. 3 ст. 168 и п. 1.1 ст. 169 НК РФ продавец ТПП обязан оформить в адрес организации электронный счет-фактуру с реквизитами прослеживаемости, поскольку подотчетное лицо выступает от имени организации. Также для соблюдения положений о национальной системе прослеживаемости товаров и корректного оформления продавцом ТПП документов организации, приобретающей товары через подотчетное лицо, покупатель в соответствии со ст. 169 НК РФ должен обеспечить получение электронного счета-фактуры по ТКС.

 

 

АСК НДС-2: что это за программа

Как работает АСК НДС-2

АСК НДС-2 является частью автоматизированной информационной системы ФНС «Налог-3».

С ее помощью налоговики находят ошибки в декларациях, выявляют рискованные и нереальные операции, которые используют компании и ИП.

АСК НДС-2: что это за программа

Система АСК НДС-2 является прикладной подсистемой автоматизированной информационной системы ФНС «Налог-3».

Имеет официальное сокращенное наименование «ПП Контроль НДС».

Вводить новую систему вместо АСК НДС-2 чиновники не планируют.

Но стоит отметить, что аналитический функционал системы постоянно развивается с целью выявления рисковых, нереальных операций, которые используются для определения схем уклонения от уплаты НДС. Правила работы с такими схемами определяют во внутренних регламентах налогового контроля.

О том, как работает новая программа налоговиков АСК НДС-2, в деталях рассказали специалисты журнала "Главбух".

 

АСК НДС-2 – сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС позволяет не только отследить риски по налогу на добавленную стоимость, но и найти аналогичные риски по другим налогам. Например, по налогу на прибыль, когда компании формируют убытки с использованием фирм-однодневок.

Принципиальных изменений в контроле НДС в 2021 году не планируют. ФНС уже реализовала комплексный подход в работе с ошибками и расхождениями в декларациях по НДС. Первичную стадию контроля полностью автоматизировали. Если система выявила ошибки и расхождения, то компания получает требование о представлении пояснений в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК).

Пояснения компания направляет по утвержденному электронному формату.

 

Разрыв в цепочке НДС становится головной болью для добросовестных компаний. Инспекторы не особо выясняют, кто виноват. Цепляются к тем, с кого реально взыскать налог.

Как работает АСК НДС-2 : что важно знать бухгалтерам

На начальном этапе каждая декларация проходит проверку с помощью автоматической системы контроля «АСК НДС» (версии 2 и 3). В ходе такого контроля программа проверяет:

  • совпадают ли показатели из декларации с контрольными соотношениями. Например, сопоставляют данные из разделов 8 и 9 с показателями раздела 3 декларации;
  • есть ли расхождения между реквизитами проверяемой организации и ее контрагентов. Например, если сумма вычета, которую покупатель заявил в декларации, не соответствует сумме НДС у продавца;
  • соответствуют ли платежи суммам НДС, которые налогоплательщики указывают в назначении платежа в платежном поручении. Далее эти суммы программа автоматически сравнивает с декларациями поставщиков и покупателей. Такую информацию система «АСК НДС» проверяет и у налогоплательщиков на спецрежимах.

Если в ходе такой проверки в декларации будут обнаружены ошибки или расхождения, налоговая инспекция направит организации:

  • требование о представлении пояснений;
  • приложение к требованию с кодами ошибок;
  • машиночитаемый файл, который дублирует данные из приложения к требованию.

Программа «АСК НДС» автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности, если их не устранили в пятидневный срок.

Пояснения компания направляет по утвержденному электронному формату. Такие пояснения могут без участия инспектора скорректировать технические ошибки, не влияющие на сумму налога. В этом случае нет необходимости сдавать уточненную декларацию.

Этот механизм удобен и эффективен. Инспекторы могут не отвлекаться на технические ошибки и сфокусироваться только на существенных противоречиях в декларации. Это дает возможность тщательно собирать доказательства нарушений для информирования компании о налоговых последствиях либо доначисления налога и штрафа.

 

Какие изменения учесть бухгалтеру в проверках НДС

 

Декларации по НДС, в которых нарушены контрольные соотношения, будут считаться непредставленными (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Контрольные соотношения — это, как правило, арифметические ошибки, которые свидетельствуют о нарушении порядка заполнения декларации. Перечень таких контрольных соотношений будет утвержден отдельным приказом ФНС.

Компании получат уведомления о признании декларации непредставленной с указанием выявленных нарушений.

После этого в течение пяти рабочих дней нужно будет повторно сдать декларацию, чтобы избежать штрафных санкций — минимум 1000 руб. (ст. 119 НК).

Если компания все таки не сдаст отчетность, то налоговая может вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК). Кроме того, с 1 июля налоговики также вправе будут аннулировать декларацию в случаях, например, если в ходе мероприятий налогового контроля установят факт подписания декларации

  • неуполномоченным лицом или
  • директором, по которому в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности данных.

Как изменились счета-фактуры и НДС-регистры

Справочник кодов ошибок в декларации по НДС

Код ошибки

Что означает

Образец пояснения к ошибке

1

Расхождение с декларацией контрагента

  • Ошибка возникает, если:
  • контрагент не отразил в декларации счет-фактуру с аналогичными реквизитами или ошибся в реквизитах счета-фактуры;
  • контрагент не отчитался за аналогичный квартал или сдал нулевую декларацию;
  • ошибка в реквизитах счета-фактуры не позволяет сопоставить данные деклараций продавца и покупателя.

Продавец не отразил в разделе 9 счет-фактуру на реализацию

2

Расхождение между разделами 8-9 или 8.1-9.1 внутри декларации

Ошибка возникнет, когда одну и ту же операцию отражают и в книге покупок, и в книге продаж, но данные не соответствуют друг другу.

Реквизиты авансового счета-фактуры из раздела 8 не сходятся с данными счета-фактуры на реализацию из раздела 9

3

Расхождение между разделами 10 и 11 внутри декларации посредника

Ошибка возникает, если посредник неверно заполнил часть 1 или 2 журнала учета счетов-фактур. Например, в графе 4 части 2 журнала учета счетов-фактур посредник указал реквизиты счета-фактуры продавца, которые не совпадают с графой 12 части 1 журнала. Вместе с требованием инспекторы должны направить специальные таблицы из приложений 2.5-2.6 к письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. В таблице инспекторы справочно укажут код возможной ошибки.

Реквизиты счета-фактуры продавца из строки 140 раздела 10 не соответствуют строке 040 раздела 11

4

Расхождение в разделах 8-9 или 8.1-9.1 внутри декларации

Ошибка возникает, если неверно заполнить отдельные графы книги покупок, книги продаж или дополнительных листов к ним. Вместе с требованием инспекторы должны направить специальные таблицы из приложений 2.1-2.4 к письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. В таблице инспекторы справочно укажут код возможной ошибки, а в скобках - номер графы таблицы, в которой допущена ошибка.

Неверный номер счета-фактуры поставщика в разделе 8 декларации

Стоимость покупок по счету-фактуре от продавца не соответствует строке 170 раздела 8 декларации

Стоимость покупок с учетом налога по строке 170 не соответствует сумме налога из строки 180 раздела 8 декларации

5

Расхождение в разделах 8–12 в дате счета-фактуры

Ошибка возникает, если:

  • не указали дату счета-фактуры;
  • дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который подали декларацию.

Продавец отразил в разделе 9 недостающий счет-фактуру по отгрузке за прошлый квартал

6

В разделах 8-8.1 декларации заявили вычет за пределами трех лет

Ошибка возникает, если:

  • покупатель заявил вычет по счету-фактуре по истечение трех лет с дня, когда принял товары, работы, услуги или имущественные права на учет (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК);
  • продавец заявил вычет по авансовому счету-фактуре по истечение трех лет, когда начислил авансовый НДС (п. 8 ст.171, п. 6 ст. 172 НК).

Продавец заявил вычет по авансовому счету-фактуре по истечение трех лет, когда начислил налог

7

В разделах 8-8.1 декларации заявили вычет по счету-фактуры, который составили до даты госрегистрации организации

Ошибка возникает, если:

  • покупатель заявил вычет по счету-фактуре от незарегистрированного контрагента;
  • поставщик не подтвердил, что реализовывал по данному счету-фактуре товары, работы, услуги или имущественные права;
  • поставщик ошибочно выставил счет-фактуру, дата которого раньше дня его регистрации.

В разделе 8 покупатель заявил вычет по счету-фактуре, дата которого раньше дня госрегистрации поставщика

8

В разделах 8–12 декларации указали неправильный код вида операции

Подобрать подходящий код поможет таблица.

В разделе 9 указали код вида операции 26 вместо 01

9

В разделах 9-9.1 декларации ошибка при аннулировании записей

Ошибка возникает, если:

  • сумма НДС с отрицательным значением превышает сумму НДС, которую указали в записи по аннулированному счету-фактуре;
  • нет записи по аннулированному счету-фактуре.

В разделе 9 поставщик аннулировал запись, но ошибся в сумме НДС

 

Подсказка от Системы Главбух

Что делать, если инспекция из-за сбоя в системе АСК «НДС-3» не принимает формализованный ответ на требование подать пояснения по НДС?

Если из-за программного сбоя ИФНС не принимает ранее запрошенные пояснения по НДС, свяжитесь с налоговиками.

В большинстве случаев инспекторы советуют прислать пояснения неформализованным ответом, то есть обычном письмом в произвольной форме по электронной почте.

В какой срок ответить на требование

По общему правилу запрошенные пояснения нужно подать в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК).

Пояснения налоговые инспекторы требуют в рамках камеральных проверок деклараций по НДС. В отношении деклараций, поданных после 3 сентября 2018 года, общий срок камеральных проверок сокращен с трех до двух месяцев. Впрочем, если инспекторы обнаружат нарушения налогового законодательства, они вправе продлить срок камеральной проверки до трех месяцев. Основание для этого – решение руководителя инспекции или его заместителя.

Все сроки ответа на требования ИФНС

Как компании отвечать на пояснения автоматизированного контроля АСК НДС

Сначала подтвердите получение требования. Затем проверьте ошибки в декларации. Далее ответьте на требование. Если выявили ошибки, которые привели к занижению налога, отправьте уточненную декларацию, а также доплатите налог и пени.

Налогоплательщик должен подтвердить, что получил требование от инспекторов в течение шести рабочих дней с даты отправки требования (п. 5.1 ст. 23 НК). Для этого отправьте в инспекцию электронную квитанцию о приеме требования.

От оператора требование придет не позднее следующего рабочего дня после отправки инспекцией. В программе отчетности по ТКС проверять входящие сообщения от инспекторов нужно ежедневно. То есть между датой получения плательщиком требования и датой отправки его инспекцией не может быть более одного рабочего дня. Если оператор отправил требование в день, когда получил его из инспекции, то у компании датой получения будет тот же или следующий рабочий день (п. 5, 9, 10, 15Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448). Нарушение срока, отведенного на отправку квитанции, может обернуться блокировкой банковского счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).

Инспекторы могут направить требование ошибочно. Например, если оно адресовано другому налогоплательщику. Не игнорируйте такое требование и пошлите в инспекцию отказ. Если не отреагировать на ошибочное требование, это также может обернуться блокировкой счета.

По каждой ошибке проведите проверку соответствующих разделов декларации. Например, если инспекция выявила ошибку с кодом «1», сверьте записи в разделе 8 или 9 с оригиналом счета-фактуры, полученного или выставленного конкретному контрагенту. Проверьте номер и дату счета-фактуры, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки налога и стоимости покупок или продаж. Если по счету-фактуре несколько раз принимали НДС к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям этого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих кварталов.

Также проконтролируйте, корректно ли заполнены реквизиты контрагента. Возможно, в вашей декларации ошибки нет, а неверные реквизиты счета-фактуры указал ваш контрагент.

УФНС по Московской области проанализировало причины некоторых ошибок в письме от 09.12.2016 № 21-26/94330.

Вот на что обратили внимание в подмосковном налоговом управлении.

Что учесть при подготовке пояснений по НДС

Ошибка

Что учесть при подготовке пояснений

В разделе 9 «Сведения из книги продаж» продавцы путают коды операций. В частности, при реализации товаров покупателям – плательщикам НДС указывают код операции 26 «Реализация товаров, работ, услуг лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС»

Программа АСК НДС не сравнивает счета-фактуры с кодом 26 из книги продаж продавцов со счетами-фактурами, которые покупатели включают в раздел 8 своих деклараций. Считается, что права на вычет по таким счетам-фактурам у покупателей не возникает. В результате появляются расхождения, которые надо пояснять

В разделе 8 «Сведения из книги покупок» покупатели неправильно указывают стоимость покупок по счету-фактуре. В частности, если НДС принимают к вычету по частям, в графе 15 книги покупок (строка 170 раздела 8 декларации) они отражают только часть стоимости, соответствующую размеру вычета

Программа АСК НДС сравнивает показатели строки 170 раздела 8 со счетами-фактурами. Если в графе 15 книги покупок (строка 170 раздела 8) отражена не полная стоимость покупок, указанная в счете-фактуре в графе 9 по строке «Всего к оплате», программа фиксирует расхождение и требует пояснений

В разделе 8 «Сведения из книги покупок» импортеры путают операции по ввозу товаров из стран ЕАЭС и из других государств (коды видов операций 19 и 20)

Программа АСК НДС сравнивает коды операций с реквизитами документов, которые подтверждают право на вычет при импорте. Если товары импортируют из стран ЕАЭС, таким документом является заявление о ввозе с регистрационным номером, присвоенным инспекцией. При импорте товаров из других стран используется таможенная декларация. Если реквизиты этих документов искажены, программа фиксирует расхождение и требует пояснений

На титульных листах правопреемники путают коды места представления деклараций. Подавая декларацию за правопредшественника, указывают код 213 «По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика» или 214 «По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком»

Программа АСК НДС идентифицирует такие декларации как представленные «за себя». В результате ранее представленная декларация получает статус «неактуальная», что также требует пояснений

Если в декларации нет ошибок, направьте пояснения об этом. Если все же вы обнаружили ошибку, порядок действий зависит от того, привела ли эта ошибка к занижению налоговых обязательств.

Вариант 1. Из-за ошибки вы занизили налоговые обязательства. Чтобы ее исправить, сдайте уточненную декларацию. Подавать пояснения не требуется.

Вариант 2. Ошибка не повлияла на сумму налоговых обязательств. В этом случае декларацию можно скорректировать двумя способами:

  • представить пояснения с верными сведениями;
  • подать уточненную декларацию.

 

Подсказка от Системы Главбух

Камеральную проверку декларации по НДС проводят в два этапа. Сначала декларация проходит автоматизированный контроль в «АСК НДС», потом сравнивают данные декларации с различными показателями, включая данные из другой отчетности. Иногда по результатам такой проверки налоговики находят в декларации ошибки и требуют пояснений.

Ответственность за нарушение сроков предоставления пояснений по НДС

Если на требование о пояснениях плательщик не отреагирует, грозит ответственность по пункту 1 статьи 129.1 НК. С 1 января 2017 года под эту норму подпадают пояснения, которые инспекции требуют в ходе камеральных проверок на основании пункта 3 статьи 88 НК.Если не дать такие пояснения или представить позже установленных пяти рабочих дней, инспекторы выпишут организации штраф 5000 руб. А за повторное нарушение в течение календарного года размер штрафа составит уже 20 000 руб.

Аналогичные штрафы будут и в том случае, если организация, которая обязана сдавать декларацию по НДС в электронном виде, вместо электронных файлов сдаст пояснения на бумаге. Дело в том, что пояснения, оформленные на бумаге, в этом случае считаются непредставленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК). А значит, ответственность будет такой же, как если бы организация вообще не сдала пояснения.

Ответственность за нарушение форматов предоставления пояснений по НДС

Если организация вовремя направила пояснения в электронной форме, но с нарушением установленного формата, оштрафовать ее ИФНС не вправе. Например, на требование в формате XML организация направила пояснение в другом электронном формате (PDF, DOC, RTF или др.). Нет штрафа за неправильный формат пояснений, под статью 129.1 НК это нарушение не подпадает. Такая позиция содержится в решении ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214.

Что грозит игрокам  при переходе с УСН (доходы) на ОСНО

Потребуется потратить время и понести расходы для перехода на учет по ОСНО (и для усиления учетной функции).

Причем как при учете на ОСНО непосредственно в 2023 году (учет при ОСНО гораздо масштабнее, чем на "упрощенке", включая:

  • бухгалтерский учет
  • налоговый учет - ОТДЕЛЬНЫЙ от бухгалтерского - по НДС (включая книгу покупок/продаж - журнал входящих и исходящих счетов фактур)
  • налоговый учет - ОТДЕЛЬНЫЙ от бухгалтерского - по налогу на прибыль (что учитывается в расходах для целей расчета налога, а что нет - это не будет совпадать с данными бухгалтерского учета)

Так и особенно в переходном периоде 2022-2023 поскольку отчетность начнется уже с первых чисел января - по страховым взносам и т.п. (не д/б иллюзии решения этого вопроса в следующем году)

А) перейти - уже сейчас с «План-Факт» на другое ПО (учетную программу), например 1с и при этом потребуется (бухгалтер поймёт):

  • и вносить остатки, например, на 01.12.2022 по партиям, категориям, видам товара
  • вести параллельный учет в декабре в обоих системах (и «план-факт» и в новом ПО)
  • сверить учетные остатки, сформированные на 01 января 2023 по данным обоих систем и в натуральных измерителях (штуки, кг) и в денежных (в э\тих системах могут отличаться методы учета партий товара (запасов) ФИФО/ЛИФО – бухгалтер поймет

Б) усилить бухгалтерский аппарат - уже сейчас (если не "вчера"):

Опыт показывает, что бухгалтер по УСН в одиночку не справляется с бух.учетом и налоговым учетом при ОСНО (существенно возрастает нагрузка по 2 видам учета и в детализации учетной системы – другой принцип и трудоемкость отражения операций и первичных документов в системах)

По уменьшению суммы НДС с реализации в 2023 году на сумму НДС с товарных остатков

  1. Рекомендуем в 2023 году попытаться уменьшить уплачиваемый НДС с выручки на сумму НДС, выделенного в документах на поставку и счетах-фактурах по поставленным и оплаченным товарам до 01.01.2023 (то есть приобретённым в период применения УСН «доходы») – см. доводы ниже

По НДС по приобретённым (поставленным и оплаченным) в 2023 году – вопрос более ознозначен - он принимается к вычету:

  • при соблюдении правил оформления счетов-фактур, ведения книги покупок, (бухгалтер поймёт)
  • реальности контрагентов – поставщиков (бухгалтер поймёт)
  • прохождения положительной проверки поставщика и реальности его товара, соответствия всей цепочки «поставщик сырья -переработчик- поставщик продукции-оптовик-товара- конечный покупатель» автоматизированной системы контроля АСК НДС-2 (бухгалтер поймёт)

Маркировка ювелирных изделий начнется с марта 2024 года

14 ноября 2022

Таким образом, сроки перенесли с марта 2023 года на март 2024 года. Обязательная маркировка ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней предполагает нанесение специального штрихкода на металлическую часть украшения рядом с клеймом.

По словам заместителя министра финансов Алексея Моисеева, перенос сроков по обязательной маркировке продлен с учетом сложностей, которые испытывают производители в условиях перехода с упрощенной и патентной систем налогообложения на общую, а также для сокращения финансовых издержек участников рынка.

«Наша задача сделать переход на систему ГИИС плавным, не в ущерб бизнесу, работающему легально», — отметил Алексей Моисеев.

Перенос сроков не распространяется только на изделия, заявленные в качестве остатков, а также ввезенные на территорию РФ из государств, не входящих в Евразийский экономический союз.

Срок по ним сдвинулся с марта 2024 года на сентябрь 2024 года.

Также продлены сроки внесения в ГИИС ДМДК (система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота) уточненных сведений об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий для юр.лиц и ИП до марта 2023 года.

 

Ювелирка переходит с УСН (доходы) на ОСНО с 2023 года

Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Статья 1....

Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2023 г.

2) пункт 3 статьи 346 12

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

дополнить подпунктом 22 следующего содержания:

"22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.";

Пункт 3 вступает в силу с 1 января 2023 г.

3) пункт 6 статьи 346 43 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

"8) деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовой либо розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов."....

Статья 2

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
  2. Пункты 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 июня 2022 г. N 03-07-14/56041 О применении НДС и налога на прибыль организаций налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с УСН

Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в отношении учета расходов и принятия к зачету входящего НДС при переходе с УСН на ОСНО.

9 марта 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 09.03.2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым была отменена возможность применения УСН и Патента (ПСН) практически для всей ювелирной отрасли с 01.01.2023 г.

В связи с этим с 01.01.2023 г. моя компания будет вынуждена перейти с упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения "доходы") на общую систему налогообложения.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на иные режимы налогообложения регулируются статьей 346.25 Налогового кодекса РФ. При этом неоднозначно складывается ситуация с товарами, купленными для последующей реализации. На УСН их можно учесть в качестве расходов, если товары оплачены и проданы. Поэтому возникает вопрос: как учитывать траты на товары, купленные и оплаченные на УСН, а реализованные уже на ОСНО?

Первоначально налоговая служба считала, что расходы можно учесть при условии, что товары не были оплачены в период применения УСН. Кроме того, имеют такое право только те организации и ИП, которые работали на УСН с объектом налогообложения "Доходы минус расходы". Но с этой позицией не согласился Верховный суд (Определение Верховного суда РФ от 06.03.2015 г. N 306-КГ15-289). По мнению суда расходы на товары нужно учитывать в периоде реализации этих товаров. И это право не зависит от того, какой объект налогообложения организация или ИП применяли на УСН. Эта позиция также была отражена в Письме Министерства финансов РФ от 14.11.2016 г. N 03-03-06/1/66457.

Также при переходе с УСН на ОСНО спорная ситуация возникает с возмещением входящего НДС. Налоговые органы, ссылаясь на пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, считают, что организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, в связи с чем при переходе на ОСНО не имеют права принять к вычету суммы НДС, предъявленные в период применения специального налогового режима.

Пункт 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ позволяет при переходе на ОСНО принять к вычету суммы НДС, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) не были вычтены из налоговой базы при применении УСН. Однако некоторые суды со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 22.01.2014 г. N 62-О, отметили, что данной нормой урегулирован случай, когда налогоплательщиком в период применения специального налогового режима был выбран объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Между тем, судами не учтено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием и недопустимости произвольного налогообложения.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда РФ (постановления от 28.01.2020 г. N 5-П, от 20.02.2001 г. N 3-П, от 03.06.2014 г. N 17-П и др.) и в практике Верховного Суда РФ (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 03.10.2017 г. N 305-КГ17-4111, от 13.09.2018 г. N 309-КГ18-7790, от 25.01.2021 г. N 309-ЭС20-17277 и др.), по своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.

В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуг) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленной налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ уменьшают его налоговую базу по НДС.

Исходя из указанных положений вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. По общему правилу налогоплательщику, использующему приобретенные товары (работы, услуги) для ведения облагаемой НДС деятельности, гарантируется право вычета "входящего" налога, предъявленного контрагентами, а исключения из указанного правила должны быть предусмотрены законом.

Ни глава 21 Налогового кодекса РФ, ни статья 346.25 Налогового кодекса РФ, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на ОСНО с УСН, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения специального налогового режима по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на ОСНО.

Изложенное соответствует позиции, выраженной в пункте 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г.

Кроме того, Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2021 г. N 301-ЭС21-784 установлено, что само по себе то обстоятельство, что суммы входящего НДС предъявлены в период применения УСН, не может служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода на ОСНО.

Обобщая вышеизложенное, прошу дать ответы на следующие вопросы:

  1. Учитываются ли расходы, понесенные в период применения УСН (объект налогообложения "доходы"), после перехода на ОСНО?
  2. Принимается ли к возмещению входящий НДС, полученный в период применения УСН (объект налогообложения "доходы"), после перехода на ОСНО?

Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, поименованных в подпункте 8 указанного пункта).

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса установлено, что организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Таким образом, при переходе с упрощенной системы налогообложения на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления налогоплательщик не вправе признать в составе расходов затраты на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были произведены и оплачены в периоде применения упрощенной системы.

Что касается вопроса о применении налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, вычетов налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), не использованных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, то рекомендуем при решении данного вопроса руководствоваться пунктом 9 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года по вопросам налогообложения, изложенного в письме ФНС России от 28 июля 2021 г. N БВ-4-7/10638.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

Вычеты НДС при переходе с УСН (доходы) на ОСНО

Вопрос о том, может ли организация, которая вернулась с «доходной» УСН на общий режим налогообложения, принять НДС к вычету по счету-фактуре, который был получен в период применения спецрежима, давно является предметом рассмотрения в судах.

До недавнего времени считалось, что фирма, работавшая на УСН с объектом «доходы» и перешедшая на ОСН, не может принять входной НДС, предъявленный поставщиками в период работы на «упрощенке», к вычету.

Для случаев перехода организаций с УСН на общую систему налогообложения установлено следующее правило: суммы НДС, предъявленного фирме на УСН, при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении данного спецрежима, можно принять к вычету при переходе на общий режим налогообложения (п. 6 статьи 346.25 Налогового кодекса).

Точка зрения чиновников о том, как работает правило, установленное пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса, такова.

Организации вправе воспользоваться этой возможностью только в случае, когда при применении УСН они могли отнести суммы НДС к расходам, вычитаемым из базы по «упрощенному» налогу. В связи с этим принятие к вычету сумм НДС, предъявленных организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не предусмотрено.

То есть принять к вычету «входной» НДС, который был предъявлен в с/ф продавцом (подрядчиком) покупателю (заказчику) в период применения УСН с объектом «доходы», после возврата к общему режиму налогообложения, нельзя (письмо Минфина от 07.04.2020 № 03-07-11/27295, письмо Минфина России от 1 сентября 2017 г. № 03-07-11/56347).

В 2021 году эта позиция (нельзя возместить НДС) «пошатнулась» с появлением определения Верховного суда РФ от 24 мая 2021 года № 301-ЭС21-784.

Верховный суд, высказываясь по вопросу об НДС-вычете при переходе с УСН к общему режиму налогообложения, решил следующее.

Организация, которая перешла на общий режим, не лишена права на вычет НДС только потому, что счет-фактуру она получила в период применения УСН с объектом «доходы».

К такому выводу Верховный суд пришел в определении от 24.05.2021 № 301-ЭС21-784.

Позиция Верховного суда доведена налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС от 28.07.2021 № БВ-4-7/10638 (п. 9 Обзора правовых позиций Конституционного суда и Верховного суда).

В подтверждение своей точки зрения судьи Верховного суда РФ привели следующие аргументы:

  1. Главное, что пункт 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ запрещает не вычет НДС при переходе на ОСН с доходной УСН, а направлен на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг);
  2. Переход на УСН – добровольный, объект налогообложения фирма вправе выбрать сама. Также она вправе самостоятельно решать, когда и как распорядиться своим правом на налоговую выгоду (учета расходов и возможностью вычета НДС при смене режима);
  3. Заявить вычеты с состоявшихся покупок «бывший упрощенец» после перехода на ОСН вправе в рамках статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ и при соблюдении условий:
    • если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН;
    • облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на ОСН.

    Исходя из материалов дела, компания, заявившая вычет, эти условия соблюла.

    А именно:

    • расходы на строительство объекта компания учитывала на счете 08.03, который в бухучете предназначен для учета долгосрочных инвестиций в строительство;
    • расходы на подрядные работы не были связаны с извлечением выгоды, облагаемой УСН-налогом и не учитывались в налоговой базе;
    • построенный объект был передан инвестору после перехода фирмы на ОСН и начала ведения деятельности, облагаемой НДС.

    ФНС России направила инспекциям для использования в работе обзор судебной практики, в который включила определение Верховного суда РФ от 24 мая 2021 года № 301-ЭС21-784 (письмо ФНС России от 28 июля 2021 года № БВ-4-7/10638).

    Минфин и ФНС (ИФНС – по получении рекомендаций) должны руководствоваться решениями, постановлениями и письмами Верховного суда РФ с того момента, как эти документы были размещены на официальных сайтах или официально опубликованы (письмо Минфина России от 14 ноября 2019 года № 03-03-07/88049).

    Эксперты отмечают, что споров на тему, возможен ли вычет по НДС при возврате организации с «доходной» УСН на общий режим налогообложения, должно стать меньше.

    Обращаем ваше внимание на то, что в указанном решении ВС РФ ситуация касается объектов капитального строительства.

    В случае при возмещении НДС с закупленных ранее товаров (при применении УСН) у налоговой инспекции, Минтифина и судов может быть иное мнение.

    Поэтому можно рискнуть и предъявить к вычету НДС с остатков товаров после перехода на ОСН с 2023 года, но при этом учитывать, что ИФНС может не согласиться и «точка» будет поставлена только в решении суда, при этом решение может быть:

    • как в пользу налогоплательщика (приняв в внимание последнее решение Верховный суд пришел в определении от 24.05.2021 № 301-ЭС21-784), так как можно проводить аналогии между ситуацией, описанной в решении ВС РФ (близость характера и периодов проведения 2 типов операций «долгострой – ввод в эксплуатацию в решении ВС РФ и «закупка товаров в запас - их реализация» в вашем случае),
    • так и против (поддержав позицию, которой придерживались суды как минимум последние 12 лет), поскольку ситуации - не идентичные (аналогии могут быть и не приняты)

Отрицательная практика:

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(-) Письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 03-07-11/27295

(-) Письмо ФНС России от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12690@

Акты судебных органов:

(-) Определение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2017 г. N 310-КГ17-16799

(-) Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 62-О

(-) Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2016 г. N 305-КГ16-1570

(-) Определение ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N ВАС-7262/14

(-) Определение ВАС РФ от 30 апреля 2014 г. N ВАС-4670/14

(-) Определение ВАС РФ от 16 октября 2013 г. N ВАС-13988/13

(-) Определение ВАС РФ от 8 апреля 2010 г. N ВАС-3698/10

Положительная практика:

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(+) Письмо Минфина России от 14 июня 2022 г. N 03-07-14/56041

(+) Письмо ФНС России от 28 июля 2021 г. N БВ-4-7/10638

(+) Письмо Минфина России от 17 марта 2010 г. N 03-11-06/2/36

Акты судебных органов:

(+) Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2021 г. N 301-ЭС21-784

ВС РФ не отказал доходному УСН-щику в вычете по НДС при возврате на общий режим 31.05.2021 РАСПЕЧАТАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА С 2023 ГОДА Организация применяла УСН, но затем перешла на общий режим налогообложения. При этом она предъявила к вычету НДС. Налоговики отказали в вычете в связи с тем, что в период выставления счетов-фактур организация применяла УСН с объектом обложения «доходы». Спор прошел все судебные инстанции и стал предметом рассмотрения Верховного суда, который пришел к неожиданному выводу. Условия НДС-вычета при возврате с УСН на общий режим налогообложения При переходе с УСН на общий режим налогообложения компания имеет право на вычет НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретенным как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, при условии, что они не были использованы в период применения «упрощенки». Право на вычет по остаткам неоплаченных материалов и непроданных товаров возникает в первом квартале, после того, как организация вернулась на ОСН с УСН, при выполнении следующих условий: «входной» НДС по остаткам не учтен в затратах по УСН; товары будут использоваться для операций, облагаемых НДС; у вас должны быть счета-фактуры, которые надо зарегистрировать в книге покупок. При переходе с УСН на общий режим налогообложения заявить НДС к вычету можно: по товарам, купленным для перепродажи, если их не смогли продать на УСН; по материалам и сырью, которые не оплатили и не использовали в деятельности на УСН; по расходам на строительство основных средств, которые ввели в эксплуатацию после возвращения на ОСН. Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера» ВС РФ признал правомерным вычет по НДС при УСН Как рассчитывать НДС при «слете» с УСН? Как рассчитывать НДС при «слете» с УСН? Можно ли вычесть НДС при возврате от УСН с объектом обложения «доходы» к общему режиму налогообложению При переходе на ОСН можно принять к вычету суммы НДС, предъявленные в период применения УСН и не учтенные в составе расходов. Однако организации на УСН, применяющие ее объектом обложения «доходы», в принципе не учитывают расходы для целей налогообложения. Поэтому, если в период УСН организация выбрала объект обложения «доходы», то при возвращении к общему режиму налогообложения право на вычет НДС она не имеет. Такой вывод единодушно высказывали и представители Минфина (письмо от 07.04.2020 № 03-07-11/27295) и судьи, например, Конституционного суда (определение от 22.01.2014 № 62-О). Теперь же, рассматривая спор, Верховный суд указал: само по себе то обстоятельство, что суммы «входящего» НДС были предъявлены фирме в период применения УСН «доходы», не может служить основанием для отказа в вычете налога после ее перехода на общую систему налогообложения. Поэтому дело было направлено на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда от 24.05.2021 № 301-ЭС21-784).

?сточник: https://www.buhgalteria.ru/article/vs-rf-ne-otkazal-dokhodnomu-usn-shchiku-v-vychete-po-nds-pri-vozvrate-na-obshchiy-rezhim?sphrase_id=881870
© Бухгалтерия.ру

Вычет НДС после перехода с доходной УСН на ОСН возможен? 08.06.2021 РАСПЕЧАТАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА С 2023 ГОДА Пункт 6 статьи 346.25 НК РФ НК РФ предусматривает возможность вычетов НДС, предъявленных компании в период ее работы на УСН, после перехода на ОСН. Главное условие – суммы НДС не были отнесены к УСН-расходам. То есть этот случай, как принято считать, имеет отношение только к доходно-расходной УСН. ВС РФ рассудил, что объект значения не имеет и указал, при каких условиях вычет НДС возможен после перехода на ОСН с доходной УСН. Суть дела Фирма на УСН с объектом «доходы» для выполнения строительных работ в рамках инвестиционного проекта привлекала подрядчика. Он выставлял счета-фактуры с выделенным НДС. По окончании работ и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию строительный объект был передан инвестору. А фирма к этому времени перешла на ОСН и подала декларацию по НДС с суммой налога к вычету. Инспекция ей отказала. По ее мнению, права на вычет у фирмы нет. Во время получения счетов-фактур она применяла УСН с объектом «доходы» . А в силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ упрощенцы не являются плательщиками НДС и при переходе на ОСН не могут принять к вычету налог, предъявленный в период применения УСН. Фирма же опиралась на пункт 6 статьи 346.25 НК РФ. Он разрешает при переходе с УСН на ОСН применять вычеты НДС. Условие - расходы на покупку товаров (работ, услуг) не были учтены в базе по УСН. . ФНС же отклонила и этот довод с учетом позиций КС РФ (Определение от 22 января 2014 г. № 62-О) и Минфина (письмо от 1 сентября 2017 г. № 03-07-11/56347), согласно которой приведенная норма касается только УСН с объектом «доходы минус расходы». Ведь упрощенцы с объектом «доходы» вообще не учитывают свои расходы в целях налогообложения. Суды трех инстанций согласились с ИФНС. Почему ВС поддержал фирму Однако ВС РФ эту позицию не разделил и направил дело на пересмотр (Определение от 24 мая 2021 г. № 301-ЭС21-784). Аргументы такие. 1. Главное, что пункт 6 статьи 346.25 НК запрещает не вычет НДС при переходе на ОСН с доходной УСН, а направлен на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). 2. В Определении КС РФ № 62-О говорится, что переход на УСН – добровольный, объект налогообложения фирма вправе выбрать сама. Также она вправе самостоятельно решать, когда и как распорядиться своим правом на налоговую выгоду (учета расходов и возможностью вычета НДС при смене режима). 3. Заявить вычеты с состоявшихся покупок бывший упрощенец после перехода на ОСН вправе в рамках статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 2 статьи 172 НК РФ и при соблюдении условий: если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН; облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на ОСН. Исходя из материалов дела, высшие судьи установили, что фирма соответствует этим условиям. А именно: расходы на строительство объекта компания учитывала на счете 08.03 который в бухучете предназначен для учета долгосрочных инвестиций в строительство; расходы на подрядные работы не были связаны с извлечением выгоды, облагаемой УСН-налогом и не учитывались в налоговой базе; построенный объект был передан инвестору после перехода фирмы на ОСН и начала ведения деятельности, облагаемой НДС. Таким образом, позиция о праве на НДС-вычет только при переходе на ОСН с доходно-расходной УСН, пошатнулась (Определение ВС РФ № 301-ЭС21-784 от 24 мая 2021 г. по делу № А38-8598/2019).

?сточник: https://www.buhgalteria.ru/article/vychet-nds-posle-perekhoda-s-dokhodnoy-usn-na-osn-vozmozhen?sphrase_id=881870
© Бухгалтерия.ру

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.