Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Сравнительный анализ законов о госконтроле: федеральных законов от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (подготовлено экспертами компании "Гарант", 2021 г.) Контрольно-надзорные органы КНО Закон N 248-ФЗ.

Сравнительный анализ законов о госконтроле: федеральных законов от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (подготовлено экспертами компании "Гарант", 2021 г.)

BRIEF: контрольную закупку можно проводить не только по жалобам потребителей или иным сообщениям о фактах причинения вреда и т.п. Новый закон не запрещает проведение закупок и по остальным основаниям, а также плановых. Кроме того, контрольная закупка может внезапно начаться во время выездного обследования

часть 4

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

части 5, 11 статьи 67

  1. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
  2. Внеплановая контрольная закупка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.

BRIEF: те закупки, которые требуют согласования с прокурором согласно нормам Закона N 294-ФЗ, будут требовать согласования и по правилам Закона о госконтроле.

часть 4.1

Контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

новый Закон не содержит аналогичной нормы.

Однако если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля и без уведомления проверяемого (ч. 12 ст. 66)

BRIEF: право на "незамедлительную" контрольную закупку без согласования с прокурором (но с уведомлением) модно проводить и в рамках иных, - кроме санитарного, в сферах защиты прав потребителей, оборота лекарств и медизделий, качества и безопасности меддеятельности - видов надзора (разумеется, если закупка в принципе предусмотрена положением о виде надзора).

часть 4.2

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

часть 7 статьи 67

После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

пункт 1 части 10 статьи 67

В случае проведения дистанционной контрольной закупки:

1) объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки

BRIEF:

- объявление о том, что только что имела место контрольная закупка, делается по окончании закупки в любом случае - выявлены ли нарушения или нет;

- объявление о дистанционной закупке делается через единый реестр КНМ: в нем размещаются копия решения и акт закупки.

часть 4.3

Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.

новый Закон не содержит аналогичной нормы.

BRIEF:

- новый Закон не содержит прямо сформулированного запрета проводить проверку или иное КНМ после контрольной закупки по тому же самому основанию, если при проведении закупки нарушений не обнаружено;

- однако можно полагать, что в таком случае у надзорного органа просто не будет оснований для назначения нового КНМ - ведь эти основания перечислены в ст. 57, и каким бы ни было основание для назначений контрольной закупки, оно себя уже исчерпало, а при организации госконтроля/госнадзора запрещены необоснованные действия чиновников (ч. 5 ст. 7). Если в ходе закупки обнаружены новые сведения о нарушении обязательных требований, - тогда появляется новое основание для нового КНМ - п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 58;

- кроме того, назначение сразу двух КНП по одному основанию представляется нарушением принципа соразмерности (ч. 3 ст. 9),

- однако прямо новый Закон не устанавливает принципа "одно основание - одно КНМ"

часть 5

Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

часть 4 статьи 67

Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) должна проводиться в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.

НОВОЕ

части 6 - 10 статьи 67:

  1. Срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка, указанная в части 1 настоящей статьи.
  2. После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
  3. После объявления о проведении контрольной закупки (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией (товарами) потребительских свойств, несения организацией, гражданином, в отношении которых проводилась контрольная закупка, расходов в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки) денежные средства возвращаются контрольному (надзорному) органу путем:

1) незамедлительного возврата наличных денежных средств инспектору, проводившему контрольную закупку;

2) незамедлительного принятия представителями контролируемого лица необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата продукции (товаров), выполненной работы или оказанной услуги в ходе контрольной закупки.

  1. Продукция (товары), приобретенная в ходе контрольной закупки, возвращается контролируемому лицу или его представителю, за исключением случаев, указанных в абзаце первом части 8 настоящей статьи.
  2. В случае проведения дистанционной контрольной закупки:

1) объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки;

2) возврат продукции (товаров), результатов выполненных работ или оказанных услуг (если возврат возможен исходя из характера продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому контролируемым лицом при совершении соответствующей сделки;

3) возврат денежных средств контрольному (надзорному) органу осуществляется путем незамедлительного возврата наличных денежных средств инспектору или незамедлительного принятия представителями контролируемого лица необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе дистанционной контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата продукции (товара), выполненной работы или оказанной услуги в ходе контрольной закупки, после возврата продукции (товара), результатов выполненной работы или оказанной услуги (если возврат возможен исходя из характера продукции (товара), результатов выполненной работы или оказанной услуги).

BRIEF:

- в новом Законе описана процедура закупки (в Законе N 294-ФЗ она подробно не описывалась);

- требование о видео или двух свидетелях закупки дополняется альтернативой - проведение закупки двумя инспекторами без видео и без свидетелей.

часть 6

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

часть 7

Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

части 2, 3 статьи 87

  1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
  2. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством РФ.

BRIEF: к составлению акта контрольной закупки применяются общие положения о составлении акта КНМ (если Закон о госконтроле либо акт Правительства РФ не устанавливает иного)

часть 8

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

части 2, 4 статьи 19

Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети "Интернет" общедоступных сведений, утверждаются Правительством РФ

  1. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.

часть 1 статьи 90

  1. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

пункт 1 части 10 статьи 67

  1. В случае проведения дистанционной контрольной закупки

1) объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки

BRIEF:

- в едином реестре КНМ точно должна быть информация о проведении данного КНМ (ч. 4 ст. 19),

- в едином реестре КНМ точно будет акт дистанционной контрольной закупки (ч. 10 ст. 67),

- в едином реестре КНМ точно будет информация об "удачных" закупках, т.е. когда никаких нарушений не обнаружится (ч. 1 ст. 90),

- будет ли в Едином реестре КНМ иная информация, и будет ли она общедоступной, - установит Кабмин

часть 9

Порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок проведения контрольной закупки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

Статья 17.
Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

часть 1

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

часть 2 статьи 90

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

пункт 1 части 1

выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения

и (или)

о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

пункт 1 части 2 статьи 90

выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения

и (или)

о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям,

а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

НОВОЕ

часть 2 статьи 95

В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством

BRIEF:

- предписание может быть выдано только по итогам контрольного / надзорного мероприятия (не обязательно выездной или документарной проверки), которое обнаружило нарушения обязательных требований (о праве Роспотребнадзора выдавать предписания не по итогам КНМ, но и в иных ситуациях см. Энциклопедию решений. Предписания Роспотребнадзора);

- если предписание не исполнено, то надзорный орган выдает повторное, однако не связан сроками обжалования постановления о наказании за неисполнение первого предписания (как это предусматривалось первоначальной редакцией ч. 2 ст. 95).

пункт 2 части 1

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

пункты 4, 3 части 2 статьи 90

4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности

НОВОЕ

часть 4 статьи 90

  1. Положением о виде контроля могут быть предусмотрены случаи, при которых предусмотренные пунктом 3 части 2 настоящей статьи меры не принимаются (в части административных правонарушений), если выданное предписание об устранении нарушений сполнено контролируемым лицом надлежащим образом.

часть 2

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

пункт 1 части 2 статьи 90

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязан

незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

 

НОВОЕ:

пункт 5 части 2 статьи 90

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязан

... рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

НОВОЕ

часть 4 статьи 90

  1. Положением о виде контроля могут быть предусмотрены случаи, при которых предусмотренные пунктом 3 части 2 настоящей статьи меры не принимаются (в части административных правонарушений), если выданное предписание об устранении нарушений сполнено контролируемым лицом надлежащим образом.

часть 2 статьи 95

В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством

BRIEF:

- набор мер, которые принимает надзорный орган после обнаружения нарушений, остался примерно тем же,

- надзорный орган не сам должен доводить до всеобщего сведения информацию о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения (как это предполагал закон N 294-ФЗ), а обращаться с указанной целью в суд,

- помимо мер ответственности и превенции вреда, надзорный орган обязан провести профилактические мероприятия с нарушителем;

- если предписание добровольно исполнено в срок, то - если положением о виде контроля допустимо - адресат предписания может избежать административной ответственности;

- если предписание не исполнено, то надзорный орган обязан выдать второе аналогичное предписание, однако не связан сроками обжалования постановления о наказании за неисполнение первого предписания (как это предусматривалось первоначальной редакцией ч. 2 ст. 95).

часть 3

Меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

новый закон не содержит аналогичной нормы

Однако согласно п. 1 ч. 2 статьи 90 надзорный орган - в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом - обязан

выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений или о проведении других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля

Статья 18.
Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:

 

пункт 1 статьи 18

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами

пункт 2 части 1 статьи 29

своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством

пункт 2 статьи 18

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится

пункт 1 части 1 статьи 29

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

пункт 3 статьи 18

проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением

пункт 3 части 1 статьи 29

проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами

см. также пункт 2 статьи 37

Инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа

пункт 4 статьи 18

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

пункт 3 части 1 статьи 29

проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами

пункт 5 статьи 18

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

пункт 2 части 1 статьи 29

не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществлять консультирование

пункт 6 статьи 18

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

пункт 6 части 1 статьи 29

предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом

пункт 7 статьи 18

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

пункт 7 части 1 статьи 29

знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 7.1 статьи 18

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

пункт 8 части 1 статьи 29

знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 8 статьи 18

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

пункт 9 части 1 статьи 29

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу

пункт 9 статьи 18

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

пункт 10 части 1 статьи 29

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

пункт 10 статьи 18

соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;

пункт 11 части 1 статьи 29

соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий

см. также п.10 статьи 37:

Инспектор не вправе превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

пункт 11 статьи 18

не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

пункт 12 части 1 статьи 29

не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

см. также пункт 6 статьи 37

Инспектор не вправе требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

пункт 12 статьи 18

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

новый Закон не содержит аналогичной нормы.

см. также часть 2 статьи 10:

Должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

пункт 13 статьи 18

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

новый Закон не содержит аналогичной нормы и не предусматривает Журнала проверок вообще

 

НОВОЕ:

пункт 4 части 1 статьи 29

Инспектор обязан...

не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций

 

НОВОЕ

  1. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

8) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.

BRIEF:

- круг обязанностей и запретов для инспектора остался примерно тем же (исключая нормы о записи в Журнале проверок),

- Закон о госконтроле впервые устанавливает и перечень прав инспектора, например, на знакомство с электронными базами данных проверяемого лица (в Законе N 294-ФЗ эти права отдельно не формулировались и подлежали извлечению из взаимосвязанных норм закона).

Статья 19.
Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки

часть 1

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

новый Закон не содержит аналогичной нормы

часть 2

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют контроль за исполнением должностными лицами соответствующих органов служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

часть 3

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены

новый Закон не содержит аналогичной нормы

BRIEF: ответственность надзорного органа и инспектора за нарушения Закона о госконтроле наступает в силу норм иных федеральных законов, поэтому отсутствие в новом Законе положений, аналогичных ч. 1 ст. 19 Закона N 294-ФЗ, не имеет практического значения

Статья 20.
Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

часть 1

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

часть 1 статьи 91

Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными

НОВОЕ:

часть 3 статьи 91

После признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения.

BRIEF:

- ранее подлежали отмене результаты проверки, проведенной с грубым нарушением норм Закона N 294-ФЗ. По новому Закону, в аналогичном случае отмене подлежат решения, принятые по результатам КНМ;

- ранее такая отмена применялась по заявлению организации или ИП, по новому Закону заявления не требуется, а если такое нарушение выявил руководитель надзорного органа (или иное лицо, уполномоченное принимать решения о проведении КНМ), он не только отменяет решения, но признает результаты КНМ недействительными;

- после признания результатов недействительными повторное внеплановое КНМ данного поднадзорного лица проводится исключительно по согласованию с прокуратурой;

- в новом Законе не воспроизведено положение о том, что результаты "КНМ с нарушением" не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований

часть 2

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

часть 2 статьи 91

Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:

пункт 1 части 2

частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

пункт 4 части 2 статьи 91

нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 3 части 2 статьи 91

нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным

пункт 1.1 части 2

пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

пункт 7 части 2 статьи 91

привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом

см. также части 1, 2 статьи 33

  1. Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы.
  2. Экспертной организацией является не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы. Экспертная организация самостоятельно определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

пункт 2 части 2

пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

пункты 1, 2 части 2 статьи 91

1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным

пункт 3 части 2

частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

пункт 8 части 2 статьи 91

нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 4 части 2

частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также пункт 11 части 2 статьи 91

проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования

пункт 5 части 2

пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

в части требований документов не по предмету проверки

пункт 12 части 2 статьи 91

нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

в части сроков:

пункт 8 части 2 статьи 91

нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 6 части 2

частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

пункт 10 части 2 статьи 91

непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом

пункт 7 части 2

частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

пункт 5 части 2 статьи 91

5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий

пункт 8 части 2

частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

пункт 7 части 2 статьи 91

привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом

см. также части 1, 2 статьи 33

  1. Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы.
  2. Экспертной организацией является не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы.

см. также пункт 1 части 5 статьи 84

При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право.

информировать контрольный (надзорный) орган о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации

 

НОВОЕ!

пункт 9 части 2 статьи 91

совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

BRIEF:

- перечень оснований для отмены результатов КНМ расширен,

- в новом Законе перечислены почти все "старые" основания (кроме истребования документов не по предмету проверки и участия экспертов, связанных трудовым договором или ГПД с проверяемым лицом экспертов) и добавлено новое ("лишние" КНД).

Статья 21.
Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

статья 36

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:

пункт 1

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

пункт 1 статьи 36

присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами

пункт 2

получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

пункт 2 статьи 36

получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами

пункт 2.1

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

пункт 8 части 1 статьи 29

Инспектор обязан...

знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия

пункт 2.2

представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

новый Закон не содержит аналогичной нормы

пункт 3

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

пункт 4 статьи 36

знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними

пункт 4

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пункт 5 статьи 36

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

пункт 5

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

пункт 6 статьи 36

привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами)

 

НОВОЕ:

пункт 3 статьи 36

получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

BRIEF:

- круг прав поднадзорных лиц остался примерно прежним;

- в новом Законе не упоминается право предоставлять надзорному органу те документы, которые он не вправе требовать от контролируемого лица (ранее их можно было представить по желанию ИП, организации),

- новое право появилось у контролируемого лица - на информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе КНМ по требованию прокурора. Правда, личность жалобщика контролируемому лицу не раскрывается, если только на это нет письменного согласия самого жалобщика (ч. 4 ст. 59)

Статья 22.
Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

часть 1

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

часть 1 статьи 38

Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации

часть 2

При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

часть 3

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

часть 2 статьи 38

Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами

Статья 23.
Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

часть 1

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

часть 2

Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также часть 2 статьи 39

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности

часть 3

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также пункт 1 часть 2 статьи 215 КАС РФ:

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты

Статья 24.
Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

часть 1

Юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также пункт 5 статьи 36:

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ

часть 2

  1. Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также часть 1 статьи 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ:

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

см. также пункт 2 части 3 статьи 6 Закона о СРО:

Саморегулируемая организация имеет право... от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения

Статья 25.
Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

часть 1

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

новый Закон не содержит аналогичной нормы

см. также часть 8 статьи 31

Положением о виде контроля устанавливаются случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.

см. также часть 2 статьи 11

Не допускается использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных настоящим Федеральным законом, в целях воспрепятствования осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

часть 2

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

часть 12 статьи 65

Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.

см. также пункт 5 части 2 статьи 29

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право...

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия

см. также статью 19.4 КоАП РФ

Приложение 1
к Обзору

Нужно ли согласовать в прокуратуре проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия?
(по федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ)

вид мероприятия

основания проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия

наличие сведений о вреде охраняемым законом ценностям (угрозе вреда), выявление параметров из индикаторов риска (п. 1 ч. 1 ст. 57)

поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ (п. 3 ч. 1 ст. 57), требование прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 57)

истечение срока исполнения предписания (п. 5 ч. 1 ст. 57), программа проверок (п. 6 ч. 1 ст. 57)

неотложные меры для предотвращения угрозы причинения вреда (ч. 12 ст. 66)

контрольная закупка (ч. 11 ст. 67)

да

нет

нет

нет

мониторинговая закупка (ч. 14 ст. 68)

да

нет

нет

нет

выборочный контроль (ч. 13 ст. 69)

да

нет

нет

нет

инспекционный визит (ч. 7 ст. 70)

да

нет

нет

нет

рейдовый осмотр (ч. 14 ст. 71)

да

нет

нет

нет

документарная проверка (ч. 9 ст. 72)

нет

нет

нет

нет

выездная проверка (ч. 5 ст. 73)

да

нет

нет

нет

любые мероприятия в рамках того вида муниципального контроля, в котором система управления рисками НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ (ч. 3 ст. 66)

да

да

да

да

Приложение 2
к Обзору

Общая характеристика контрольно-надзорных мероприятий
(по федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ)

наименование и суть КНМ

какие надзорные действия разрешены инспектору?

срок проведения КНМ

уведомление о КНМ

нужно ли согласование с прокуратурой?

контрольная закупка (ст. 67)

тайная покупка под видом простого покупателя, с возвратом денег и товара (если он не потреблен), под видео /аудио/фото или

с участием свидетелей

осмотр,

эксперимент (ч. 3 ст. 67)

обычный для осуществления сделки (ч. 6 ст. 67)

без уведомления (ч. 5 ст. 67), без внесения сведений о дистанционной закупке в единый реестр до ее завершения (п. 1 ч. 10 ст. 67)

нет, кроме закупки в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 11 ст. 67)

мониторинговая закупка (ст. 68)

тайная покупка товаров и услуг для дальнейших испытаний и исследований на предмет качества и безопасности с возвратом денег товара (если он не потреблен)

осмотр,

опрос,

эксперимент,

инструментальное обследование,

истребование документов, испытание,

экспертиза (ч. 3 ст. 68)

обычный для осуществления сделки (ч. 6 ст. 68)

без уведомления (ч. 5 ст. 68)

нет, кроме закупки в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 14 ст. 68)

выборочный контроль (ст. 69)

инструментальное обследование или отбор образцов и проб - в месте продажи, применения, эксплуатации и хранения - для дальнейших испытаний и исследований на предмет качества и безопасности, с возвратом образцов (если они не потреблены). Если потреблены, но качественные - выплачивают их стоимость (ч. 12 ст. 69)

осмотр,

получение письменных объяснений,

истребование документов,

отбор образцов,

инструментальное обследование,

испытание,

экспертиза (ч. 4 ст. 69)

обычный для изъятия проб и образцов (ч. 3 ст. 69)

без уведомления (ч. 2 ст. 69)

нет, кроме выборочного контроля в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 1 ст. 69)

инспекционный визит (ст. 70)

обследование с осмотром помещений и объектов и изучением документации об объекте /помещениях

- осмотр,

- опрос,

- получение письменных объяснений,

- инструментальное обследование,

- истребование документов, которые должны находиться в месте визита (ч. 3 ст. 70)

не более одного рабочего дня в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте /территории (ч. 5 ст. 70)

без уведомления (ч. 4 ст. 70)

нет, кроме инспекционного визита в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 7 ст. 70)

рейдовый осмотр (ст. 71)

проверка "скопом" всех собственников/пользователей больших объектов (например, рынков), с осмотром, опросом и взятием товара. Товар или деньги за него возвращаются, если они качественные/безопасные

- осмотр,

- досмотр,

- опрос,

- получение письменных объяснений,

- истребование документов,

- отбор проб,

- эксперимент,

- инструментальное обследование,

- испытание,

- экспертиза (ч. 4 ст. 71)

не более 10 рабочих дней на одном объекте, не более одного рабочего дня для взаимодействия с одним контролируемым лицом (ч. 7 ст. 71)

ст. 71 не требует уведомления

нет, кроме рейдового осмотра в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 12 ст. 71)

документарная проверка (ст. 72)

изучение документов, а также относящихся к ним пояснений

- получение письменных объяснений,

- истребование документов,

- экспертиза (ч. 3 ст. 72)

не более 10 рабочих дней, не считая период между требованием представить документы, пояснения и представлением оных (ч. 7 ст. 72)

ст. 72 не требует отдельного уведомления, до отсылки требования о предоставлении документов

нет (ч. 9 ст. 72)

выездная проверка (ст. 73)

тщательное обследование "на месте" с осмотром, изучением документов, опросом, отбором проб и т.п. Товар или деньги за него возвращаются, если они качественные/безопасные

- осмотр,

- досмотр,

- опрос,

- получение письменных объяснений,

- истребование документов,

- отбор проб,

- эксперимент,

- инструментальное обследование,

- испытание,

- экспертиза (ч. 8 ст. 73)

не более 10 рабочих дней, 50 часов для малого бизнеса, 15 часов - для микропредприятия (40 - если проверка по поводу причинения вреда/угрозы вреда) (ч. 7 ст. 73)

уведомление за 24 часа (ч. 6 ст. 73)

нет, кроме выездной проверки в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда (ч. 5 ст. 73)

наблюдение за соблюдением обязательных требований - мониторинг безопасности (ст. 74). Заочная проверка документов, баз данных, информационных ресурсов и т.п.

изучение информации

не установлен

нет

нет

выездное обследование (ст. 75)

тайное посещение и осмотр объекта с видеосъемкой

осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов (ч. 3 ст. 75)

не более 1 рабочего дня для одного объекта или нескольких в близости друг от друга (ч. 6 ст. 75)

нет (ч. 4 ст. 75)

нет

Ирина Разумова,
эксперт компании "Гарант"

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.