Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Есть ли переходный период введения системы прослеживаемости товаров?

Систем прослеживаемости товаров (обязательной, госконтроль) на конец 2022 года - три:

Есть еще и частные инициативы:

  • Система прослеживаемости ТМЦ, авто (при необходимости - персонала) путем наклеивания и считывания RFID (RDIF и т.п.) меток (добровольная, частная инициатива)
  • Система прослеживаемости и СКД (контроля доступа) для авто, персонала - путем оснащения магнитными блокировщиками ворот, дверей и считывания карт (частная инициатива)
  • Система прослеживаемости и СКД (контроля доступа) для  людей - путем оснащения магнитными блокировщиками ворот, дверей и сканирования/распознавания отпечатка пальца или сетчатки глаза или лица (частная инициатива)

При прослеживаемости ФТК, ФНС (ППРФ 1108, 1110) следят не за каждой единицей ввезённого товара, а за всей партией сразу. Отслеживают их по документам — специально для этого вводят новые формы, дополняют реквизиты привычных регистров и даже меняют декларацию по НДС

РНПТ — это регистрационный номер партии товара. С его помощью налоговики будут отслеживать движение товаров. Указывать РНПТ нужно будет в счетах-фактурах, УПД, отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами и в декларации по НДС

А для маркировки в системе Честный знак каждой единицы товара - путем нанесения на упаковку (товар) - кода DataMatrixCode - всем поставщикам сырья, проивзодителям и торговой (оптово-розничной) товаропроводящей сети торговцам  приходится покупать:

  • доступ к ГИИС (система в сфере контроля за оборотом соответствующего типа изделий из них на всех этапах оборота, например МДЛП лекарства, фарма, ДМДК - драг.металлы и драг.камни)
  • доступ в Меркурий (для)
  • серии кодов (DataMatrixCode) у ЦРПТ (регулятор), оператора
  • принтер для их нанесения ()
  • сканер для их сканирования ()
  • усилия бухгалтерии для отражения DataMatrixCode кодов в ПО

Про маркировку Честный знак:

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

    Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 утверждено Положение о национальной системе прослеживаемости товаров. Предусматривает ли переходный период введение данной системы прослеживаемости товаров?

    Ответ "Горячей линии" информационно-правовой поддержки ГАРАНТ  internet.garant.ru

    "Старт обязательной системы прослеживаемости товаров планировался правительством с 01.07.2021. Однако правительственные постановления, регламентирующие работу национальной системы прослеживаемости товаров, вступили в силу с 08.07.2021.

    В письме от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@ ФНС России разъяснила, что до вступления в силу новых правил (до 08.07.2021) у налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, отсутствует обязанность по исполнению норм, установленных Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ.

    Кроме того, в указанном письме ФНС России сообщила, что введение системы прослеживаемости предусматривает переходный период не менее 1 года, в течение которого компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, не смогут быть оштрафованы или иным образом наказаны за несоблюдение обязанностей, связанных с прослеживаемостью.

    В свою очередь возможность получения налоговых льгот и учета расходов при расчете единого налога по УСН не будет зависеть от соблюдения или несоблюдения правил прослеживаемости в течение переходного периода" (УСН и система прослеживаемости товаров: ЭДО, новая отчетность

    (И.В. Кармазин, журнал "БУХ.1С", N 8, август 2021 г.):

    "Также в письме ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@ отмечено, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения Закона N 371-ФЗ и Правил.

    Указанная фраза, на наш взгляд, не говорит о том, что внедрение системы прослеживаемости отложено на год. Мы не обладаем информацией о сроках разработки и утверждения Правил и Перечня, однако отсутствие этой информации не означает, что данные документы не будут утверждены в течение, например, 2021 года, или м.б. в течение ближайшего месяца. ФНС России в рассматриваемом письме говорит лишь о переходном периоде, в течение которого не будут устанавливаться нормы, предусматривающие ответственность за нарушения, связанные с неисполнением определенных обязанностей при работе с прослеживаемыми товарами"

    (Вопрос: Обязанность применения с 1 июля 2021 года новых форм счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, УПД (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)).

    Примечание.

    Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

    - письмо Федеральной налоговой службы от 19 октября 2021 г. N ЕА-4-15/14817@ О применении положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров: "...Одновременно Федеральная налоговая служба информирует, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров.

     

    [...]

    Как указано выше, в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров";

    - Вопрос: Организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, используемых исполнителем при оказании им услуг по техническому обслуживанию оборудования заказчика, в состав которого входят мониторы, которые в случае их поломки заменяются и хранятся у исполнителя в целях утилизации

    (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.):

    "...административная ответственность за ошибки при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости, не должна применяться до 01.07.2022 (смотрите Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минфином России 12.07.2021)). В этот переходный период налогоплательщики могут адаптировать и доработать свои учетные системы, а также получить разъяснения от налогового органа относительно неурегулированных вопросов по прослеживаемости товаров";

    - Вопрос: Учет товаров, подлежащих прослеживаемости, приобретаемых для собственных нужд (как основные средства). Нужно ли подавать Уведомление об остатках в отношении таких активов и в какой срок?

    (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.):

    "В странах - членах ЕАЭС внедряется система прослеживаемости товаров в целях контроля за их оборотом (Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 N 386-ФЗ) (далее - Соглашение)).

    Прослеживаемости подлежат импортные товары, указанные в специальном Перечне, в т.ч. приобретенные до вступления в силу Перечня (изменений к нему), и имеющиеся в остатках на дату вступления в силу Перечня (изменений к нему) (независимо от их предназначения - материалы, товары или основные средства).

    Информация о том, что товар является импортным, должна отражаться в сертификате соответствия (или в декларации о соответствии), оформленном на этот товар. Код ТН ВЭД можно определить по сертификату или декларации о соответствии на сайте https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate.

    Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках национальной системы прослеживаемости, и порядок функционирования этой системы утверждаются Правительством РФ.

    В настоящее время такие документы (далее - Документы, Перечень) не утверждены. Информацией о разработке и сроках утверждения Документов мы не обладаем.

    Поэтому до вступления в силу указанных Документов у налогоплательщиков, осуществляющих операции с ТПП, отсутствует обязанность по исполнению соответствующих норм, установленных с 01.07.2021 в НК РФ в редакции Федерального закона РФ от 09.11.2020 N 371-ФЗ (далее - Закон N 371-ФЗ) (см. письмо ФНС России от 30.06. 2021 N ЕА-4-15/9208@).

    При этом после вступления в силу указанных Документов, планируется установление переходного периода (не менее 1 года) в течение которого налогоплательщиков не будут привлекать к ответственности за нарушения Закона N 371-ФЗ".

    Ответ подготовил:

    Специалист Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ

    Шептицкая Марианна

    25 ноября 2021 г.

     

    Бухгалтера не видят никакого смысла и упрощения работы от введения ЕНС и ЕНП с 2023 года:

    • количество документов не убавится (были отдельные п/п по каждому налогу и КБК), теперь станет одно п/п и на каждый налог - уведомление через л/к ФНС;
    • процедура не упростится, на каждый налог - отдельное уведомление только через неудобный л/к ФНС;
    • схема более рисковая - так как обязанность налогоплательщика считается выполненной не с момента поступления платежа на ЕНС (деньги от н/п уже ушли, на бюджетный счет уже поступили), а с момента получения уведомления ФНС через л/к (а если что-то "засбоит" в л/к ФНС - как не раз уже бывало - система зависала, а бухгалтера отправляют уведомления в последний день в срок уплаты налога)

    Единый налоговый счет и единый налоговый платеж - 2023.
    Как перейти: пошаговая инструкция

     

    Сделать выбор в пользу уведомления или платежки, отразить в учетной политике

    С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и представление уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, целью которого является предоставление налоговому органу информации для корректного разнесения ЕНП по тем налогам и страховым взносам:

    - которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);

    - в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).

    Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

    Внимание

    В 2023 году у организаций и ИП есть возможность сделать выбор:

    - в пользу уведомления;

    - или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные платежки на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.

    В настоящее время Минфин подготовил очередной проект изменений в правила заполнения платежек (ID 01/02/11-22/00132827). Воспользоваться именно этим вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Однако если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение. То есть фактически налогоплательщику придется оформлять новое распоряжение или уведомление (ч. 16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Кроме того, выбор в пользу оформления распоряжений не означает, что организация или ИП не будут являться участниками системы ЕНП. Денежные средства, поступившие по таким распоряжениям, будут учитываться также в качестве единого налогового платежа.

    Таким образом, в течение 2023 года с целью информирования налогового органа о начисленных платежах, вы вправе воспользоваться одним из предложенных выше вариантов. Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Источник "Энциклопедия решений" Гарант internet.garant.ru/document/1970255/

    Понятие единого налогового платежа возникло не так давно, в 2020 году. Изначально этим способом перечисления налоговых платежей могли воспользоваться только налогоплательщики - физические лица.

    С 1 января 2023 года этот способ станет единственным и обязательным к применению всеми налогоплательщиками, в т.ч. организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Внимание

    Единый налоговый платеж (ЕНП) будет перечисляться на единый налоговый счет (ЕНС) в Федеральном казначействе. Такой счет будет открыт каждому налогоплательщику. При этом подавать каких-либо заявлений на открытие счета или переход на ЕНП с 01.01.2023 не нужно.

    Специального порядка перехода на ЕНП не существует.

    О том, что необходимо сделать именно сейчас, в ноябре - декабре, для того чтобы переход на новый порядок прошел безболезненно, можно узнать из пошаговой инструкции.

    1. Провести сверку расчетов с ИФНС

    Сверка расчетов с налоговой является одним из способов контроля за состоянием расчетов с бюджетом.

    Сама по себе процедура сверки расчетов не носит обязательного характера для налогоплательщика, а предусмотрена для целей досудебного урегулирования споров, которые могут возникнуть между налогоплательщиком и налоговыми органами в связи с расчетами в налоговых отношениях.

    01.01.2023 по каждому налогоплательщику будет сформировано вступительное сальдо*(1) ЕНС на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений (ч. 1, ч. 5, ч. 6 ст. 4 Закона N 263-ФЗ):

    Суммы, учитываемые при формировании начального сальдо

    Исключение
    (суммы, не участвующие в формировании начального сальдо ЕНС)

    Суммы неисполненной обязанности по уплате:

    - налоговых платежей, страховых взносов;

    - госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ;

    - иных сборов, а также пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов

    Суммы, по которым по состоянию на 31.12.2022:

    - истек срок их взыскания;

    - решение оспаривается в судебном порядке и его исполнение приостановлено судом или вышестоящим налоговым органом

    Излишне перечисленные денежные средства

    Суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022:

    1) НПД;

    2) госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ;

    3) сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    4) авансовых платежей по НДФЛ, уплачиваемых в соответствии со ст. 227.1 НК РФ;

    5) налоговых платежей (в т.ч. авансовых), сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более 3-х лет

    Сумма излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в случае возникновения отрицательного сальдо ЕНС без учета суммы этого налога

    Сумма излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, признается зачтенной в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика

    Суммы налоговых платежей, срок уплаты которых истек до 31.12.2022, указанные в налоговых декларациях, расчетах, в т.ч. уточненных, представленных после 01.01.2023. Одновременно по таким платежам при формировании сальдо учитывается и сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ

    -

    Внимание

    Проведение сверки необходимо для того, чтобы урегулировать с налоговыми органами все вопросы, связанные с переплатами или задолженностями по налоговым платежам. Завершить ее желательно до момента формирования вступительного сальдо ЕНС. Учитывайте и время, необходимое для проведения сверки. При отсутствии разногласий процедура проведения сверки по налогам должна быть завершена (без учета времени на доставку документов почтой) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

    В случае возникновения разногласий увеличится и срок проведения сверки.

     

     

    Порядок сверки расчетов с налоговым органом по инициативе налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента по инициативе налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента

    Основанием для проведения сверки расчетов по инициативе налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента является заявление, представленное в инспекцию ФНС России по месту учета (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ)*(1).

    Указанное заявление может быть представлено:

    1) на бумажном носителе:

    а) в налоговый орган. В этом случае необходимо подготовить два экземпляра заявления. Один предъявляется в налоговый орган. Второй - предъявляется сотруднику инспекции ФНС для проставления на нем даты и отметки о его принятии;

    б) через МФЦ;

    в) по почте. В этом случае заявление должно быть направлено ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

    В письменном заявлении рекомендуется указать:

    - период проведения сверки (в противном случае сверка будет произведена за период с 1 января текущего года, по состоянию на дату получения заявления). При этом если указанная в заявлении дата окончания сверки превысит дату представления заявления в налоговый орган, датой окончания периода проведения сверки расчетов будет считаться дата представления заявления в налоговый орган;

    - способ получения документов (при его неуказании документы направляются налогоплательщику заказным почтовым отправлением с уведомлением);

    - перечень КБК, по которым налогоплательщик предлагает провести сверку расчетов (в ином случае сверка производится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении).

    Заявление подписывается должностным лицом налогоплательщика либо его законным или уполномоченным представителем.

    Типовая (рекомендуемая) форма заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на бумажном носителе приведена в письме ФНС России от 28.10.2020 N АБ-4-19/17644@.

    Внимание

    В приеме заявления может быть отказано в случаях:

    - обращения налогоплательщика не по месту учета;

    - отсутствия в письменном заявлении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН, подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя);

    - подписи письменного заявления представителем налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика) без приложения копии документа (доверенность), подтверждающего полномочия представителя в соответствии со ст. 29 НК РФ.

    О причинах отказа, с предложением устранить имеющиеся недочеты, налогоплательщику может быть сообщено сразу, при приеме от него заявления. При получении заявления по почте или через МФЦ налогоплательщику направляется уведомление об отказе с объяснением причин (в течение 5 дней со дня поступления письменного заявления в налоговый орган).

    2) в электронной форме:

    - с использованием телекоммуникационных каналов связи (ТКС);

    - через личный кабинет налогоплательщика. Форма запроса на получение акта сверки по ТКС приведена в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@.

    Порядок проведения сверки с использованием ТКС имеет ряд особенностей, с которыми можно ознакомиться в материале "Особенности проведения сверки расчетов с налоговым органом с использованием телекоммуникационных каналов связи".

    3) через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписи.

    После получения заявления от налогоплательщика налоговый орган, на основании имеющихся у него данных формирует акт сверки:

    - на бумажном носителе - в течение 5-ти рабочих дней;

    - в электронной форме - в течение 3-х рабочих дней,

    с даты регистрации заявления (далее - Акт). Форма Акта утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

    - формирует уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период;

    Акт сверки расчетов формируется налоговым органом в двух экземплярах. Один экземпляр акта сверки с отметкой налогоплательщика (его представителя) о получении (или отправке по почте) остается в налоговом органе по месту проведения сверки, а второй передается налогоплательщику.

    Передача Акта осуществляется в течение следующего дня после дня его составления одним из следующих способов:- вручается лично. Если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов о его получении лично, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, то акт будет направлен ему заказным письмом не позднее двух рабочих дней следующих за днем истечения срока на вручения Акта лично;

    - направляется по почте заказным письмом. В этом случае датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ);

    - передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС;

    - передается через личный кабинет налогоплательщика (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ)

    Если налогоплательщик согласен с данными инспекции, то он подписывает раздел 1 Акта без разногласий. В этом случае сверка считается завершенной.

    Если налогоплательщик не согласен с данными, представленными инспекцией, акт подписывается с отметкой "Согласовано с разногласиями", а в графе "4" раздела 1 Акта по строке с суммой, по которой он не согласен, указывается сумма по собственным данным. После этого Акт возвращается в инспекцию.

    Для устранения разногласий налоговый орган осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 Акта.

    Заполненный налоговым органом раздел 2 Акта вручается (направляется, передается) налогоплательщику в течение следующего дня после дня его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

    После получения раздела 2 Акта налогоплательщик заполняет его на основе собственных данных. В случае если разногласия устранены, раздел 2 Акта следует подписать и направить в налоговый орган. Если же разногласия не устранены, акт возвращается не подписанным.

    Внимание

    До тех пор пока налогоплательщик не будет согласен с данными, указанными в акте сверки, подписывать его без разногласий не следует. Подпись на акте сверки свидетельствует об отсутствии противоречий между налогоплательщиком и налоговым органом и согласовании сальдо расчетов, среди которых может быть задолженность налогоплательщика. В случае, если стороны без спора, требующего судебного разбирательства, не могут прийти к единому мнению, акт подписывается с указанием, что в результате проведенной сверки расчетов расхождения не устранены и по какой причине.

    После урегулирования разногласий раздела 2 Акта подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим сверку, и налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) с указанием дат подписей. На этом сверка расчетов считается завершенной.

    Вся процедура проведения сверки по налогам должна быть проведена (без учета времени на доставку документов почтой) в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления - при отсутствии разногласий.

    Если Раздел 1 акта сверки с разногласиями будет получен налоговым органом уже после завершения процедуры сверки, то в этом случае ответ по такому акту будет направлен налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта.

    ______________________________

    *(1) Крупнейшие налогоплательщики в случае необходимости проведения сверки расчетов по отдельным видам налогам обращаются с заявлением в соответствующие инспекции ФНС России по месту администрирования налогов.

     

     

    2. Принять решение о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей

    Если в ходе проведения сверки была выявлена переплата, то вопросы о ее зачете или возврате следует оперативно урегулировать в этом году, поскольку все нерассмотренные налоговым органом до 31.12.2022 заявления о зачете и о возврате (т. е. те заявления, по которым ИФНС не будет принято соответствующее решение до 31.12.2022) с 1 января 2023 года рассматриваться не будут (ч. 8 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Внимание

    Учитывая, что решение налогового органа о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки, такое заявление должно быть подано в инспекцию не позднее 16.12.2022. Соответственно, не позднее этой даты должен быть подписан и акт сверки.

    Особенно имеет смысл задуматься о возврате той переплаты, по которой трехлетний срок истекает по состоянию на 31.12.2022. Такая переплата не будет включена в начальное сальдо ЕНС, а это означает, что она попросту "сгорит" (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    С 01.01.2023 по-прежнему можно будет осуществить возврат или зачет излишне уплаченных денежных средств, перечисленных в счет уплаты ЕНП. Однако такая процедура возможно будет только при положительном сальдо на ЕНС

    Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика

    По желанию налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога, страховых взносов (пеней, штрафов) может быть (п. 1 ст. 78 НК РФ):

    1) зачтена:

    - в счет его предстоящих платежей;

    - в погашение имеющейся недоимки, задолженности по пеням, штрафам;

    2) возвращена ему.

    Внимание

    Переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика - физического лица в результате действий налогового агента, - с учетом приоритета действия специальных норм над общими - подлежит возврату в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 262-О, постановление Восемнадцатого ААС от 26.06.2020 N 18АП-4498/20).

    Для этого налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета заявление в письменном виде либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ (п. 4 и п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Представить отсканированное заявление, заполненное от руки, налогоплательщик не в праве (постановление АС Уральского округа от 14.02.2022 N Ф09-10215/21).

    Заявление о зачете (возврате) подается по формам, утв. приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (далее - Приказ N ММВ-7-8/182@):

    - форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) - приложение N 8 к приказу N ММВ-7-8/182@;

    - форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) - приложение N 9 к приказу N ММВ-7-8/182@.

    Рекомендуемые форматы представления указанных заявлений в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 17.02.2022 N ЕД-7-8/137@. Физические лица для представления указанных заявлений посредством интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" должны руководствоваться приказом ФНС России от 23.06.2020 N ЕД-7-8/398@.

    На основании заявления налоговый орган принимает решение:

    - о зачете или возврате переплаченной суммы;

    - об отказе в осуществлении зачета (возврата) (п. 4, п. 6, п. 8 ст. 78 НК РФ).

    Формы решения о зачете, решения о возврате, а также сообщения о принятом налоговым органом решении о зачете (возврате) утверждены тем же Приказом N ММВ-7-8/182@.

    Перед принятием решения о зачете (возврате) налоговый орган проверяет соблюдение обязательных условий, в числе которых:

    - постановка налогоплательщика на учет в этом налоговом органе (п. 2 ст. 78 НК РФ);

    - отсутствие недоимки (задолженности) по иным налогам (пеням, штрафам), подлежащей взысканию (п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 28.04.2021 N 03-02-11/32596). С 01.10.2020 в целях проверки отсутствия недоимки учитываются все налоги, независимо от их вида (федеральные, региональные, местные) (абз. 3 пп. "е" п. 22, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ);

    - иные, приведенные в п. 1.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (далее - Методические рекомендации), утв. Приказом N ММ-3-1/683@.

    О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней*(1) со дня вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ, п.п. 3.2.4 Методических рекомендаций). Форма сообщения утверждена приложением 4 к Приказу N ММВ-7-8/182@.

    История вопроса

    Если в процессе обработки представленного заявления налоговый орган выявит расхождения по заявленной к зачету (возврату) сумме с данными учета налоговых органов, то в этом случае копия представленного заявления будет возвращена налогоплательщику без исполнения (п. 3.2.2 Методических рекомендаций).

    Для выяснения причины отказа и осуществления зачета (возврата) налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с заявлением о сверке расчетов (п. 3 ст. 78, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Процедура зачета (возврата) может быть завершена только после урегулирования разногласий по суммам переплаты (письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-02-08/38182).

    Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение 3 лет со дня ее уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    При этом несмотря на то, что НК РФ установлена обязанность налоговых органов сообщать налогоплательщикам о каждом известном им факте излишней уплаты налога, неисполнение указанной обязанности не является основанием для продления трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате налога. Особенно в том случае, когда у налогоплательщика была возможность самостоятельно выявить факт излишней уплаты налога до истечения трехлетнего срока, но он этого не сделал (постановления Пятнадцатого ААС от 10.08.2020 N 15АП-10039/20, АС Западно-Сибирского округа от 01.06.2018 N А27-18872/2016 (определением ВС РФ от 17.09.2018 N 304-КГ18-14561 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ).

    Внимание

    С 01.01.2021 зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст.ст. 363 и 397 НК РФ (п. 5.1 ст. 78 НК РФ).

    Отказ налогового органа в зачете (возврате) может быть обжалован в порядке, установленном гл.гл. 19-20 НК РФ.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) по поручению, оформленному налоговым органом на основании принятого решения (и в сроки, не превышающие срок принятия этого решения). О дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств ТОФК обязательно уведомляет налоговый орган (п. п. 8, 11 ст. 78 НК РФ).

    По общему правилу возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены ст. 310.1 НК РФ, может осуществляться и на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    При соблюдении установленных сроков возврат суммы излишне уплаченных налогов, страховых взносов производится без начисления процентов на эту сумму. В ином случае на сумму не возвращенной в срок переплаты начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п.п. 2, 10 ст. 78 НК РФ).

    Проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов. В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом, подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Проценты могут быть возвращены и отдельно от основной суммы переплаты, если по каким-то причинам они уплачены не в полном объеме. Решение о перечислении оставшейся суммы процентов принимается налоговым органом в течение 3 дней со дня получения уведомления ТОФК об исполнении поручения налогового органа (п. 12 ст. 78 НК РФ).

    ______________________________

    *(1) Исходя из п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Поэтому сроки, установленные ст. 78 НК РФ для принятия решения налоговым органом о зачете и сообщения о нем налогоплательщикам, исчисляются именно в рабочих днях.

     

    3. Подключиться к личному кабинету

    Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:

    - в личном кабинете налогоплательщика;

    - через ТКС;

    - или в учетной системе налогоплательщика (ERP - система).

    Обратная связь с налоговым органом также будет осуществляться с помощью указанных ресурсов (письмо ФНС России от 29.04.2022 N КЧ-4-8/5395@).

    На наш взгляд, преимущества личного кабинета очевидны: бухгалтеру в любое время в онлайн-режиме будет будут доступны данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП и т. п.

    Зарегистрироваться в ЛК юридического лица или ИП можно при наличии электронной цифровой подписи, полученной в удостоверяющем центре ФНС России.

    Читайте в Энциклопедии решений:

    - о личном кабинете юридического лица;

    - о личном кабинете ИП

     

    4. Сделать выбор в пользу уведомления или платежки, отразить в учетной политике

    С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и представление уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, целью которого является предоставление налоговому органу информации для корректного разнесения ЕНП по тем налогам и страховым взносам:

    - которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);

    - в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).

    Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

    Внимание

    В 2023 году у организаций и ИП есть возможность сделать выбор:

    - в пользу уведомления;

    - или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные платежки на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.

    В настоящее время Минфин подготовил очередной проект изменений в правила заполнения платежек (ID 01/02/11-22/00132827). Воспользоваться именно этим вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Однако если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение. То есть фактически налогоплательщику придется оформлять новое распоряжение или уведомление (ч. 16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

    Кроме того, выбор в пользу оформления распоряжений не означает, что организация или ИП не будут являться участниками системы ЕНП. Денежные средства, поступившие по таким распоряжениям, будут учитываться также в качестве единого налогового платежа.

    Таким образом, в течение 2023 года с целью информирования налогового органа о начисленных платежах, вы вправе воспользоваться одним из предложенных выше вариантов. Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

     

    5. Дополнить рабочий План счетов

    Несмотря на то, что налоговые платежи будут перечисляться в бюджет единой суммой, налоги и страховые взносы, как и ранее, следует начислять на соответствующих учетных счетах раздельно (в разрезе субсчетов).

    В связи с этим с 01.01.2023 в рабочий План счетов организации следует добавить новый субсчет "Единый налоговый счет", открытый к счету 68, и выявленную по состоянию на 31.12.2022 сумму переплаты и недоимки (начальное сальдо) перенести на этот субсчет:

    Пример

    Дебет 69, субсчет "Страховые взносы на ОПС" Кредит 68, субсчет "ЕНС"

    Перенос можно зафиксировать в бухгалтерской справке.

    Рекомендуем:

    Примерные формы документов:

    Бухгалтерская справка

    ______________________________

    *(1) Сальдо ЕНС на 1 января 2023 года представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей с учетом особенностей, установленных ч.ч. 5 и 6 ст. 4 Закона N 263-ФЗ.

    Форма
    Действующее положение доступно по ссылке Положение

    Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

    Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

    • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
    • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
    • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
    • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

    Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.