Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Интеллектуальная собственность или vs зеленая экономика: как разрешить дилемму?оекты "зеленого" финансирования в России: тенденции и перспективы

В последнее время много говорят о необходимости перехода к зеленой модели экономики и о том, какой она должна быть. Термин "зеленая экономика" появился в названии книги Д. Пирса и др.*(1) "План действий по созданию зеленой экономики", в которой утверждается, что традиционное развитие ведет к деградации природного капитала и угрожает долгосрочному процветанию. Затем в докладе ЮНЕП "На пути к "зеленой" мировой экономике", подготовленном к Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20) 2012 г., отмечалось, что современные экономические кризисы привели к разочарованию в существующей экономической модели, поскольку кризисы и медленный экономический рост являются следствием неправильного распределения капитала*(2). Организация экономического сотрудничества и развития*(3) также подготовила доклад для Рио+20 "Курс на зеленый рост", в котором говорилось о том, что для обеспечения устойчивого роста необходимы инновации и инвестиции в экологические проекты. Наконец, в 2015 г. была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ООН, определившая ключевые задачи, которые необходимо решать для обеспечения устойчивого развития, включая задачу 8.4, которая призывает страны "постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства и стремиться к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды"; задачу 9.4 "модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов"; задачу 12.2 "добиться рационального освоения и эффективного использования природных ресурсов"*(4).

Достижение указанных целей невозможно без решения двух ключевых задач, тесно связанных между собой. Во-первых, необходимы значительные объемы инвестиций. Так, в указанных выше докладах привлечение инвестиций рассматривается как одна из наиболее важных проблем. Это нашло отражение и в Парижском соглашении, в соответствии с которым государства обязались "привести финансовые потоки в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата", чтобы удержать рост глобальной средней температуры (превышение доиндустриальных уровней должно быть значительно меньше, чем на 2оC)*(5). По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, эти "финансовые потоки" составят около 2,4 трлн долл. США (примерно 2,5% мирового валового внутреннего продукта в год) в период с 2016 по 2035 г.*(6) Согласно анализу ОЭСР в период с 2016 по 2030 г. потребуется примерно 103 трлн долл. США дополнительных инвестиций*(7). Аналогично, McKinsey прогнозирует потребность в затратах около 49 трлн долл. США без учета проектов в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности в период с 2016 по 2030 г.*(8)

Соответственно, в последние десятилетия в сферу развития зеленых технологий были привлечены беспрецедентные объемы финансирования. Так, за десять лет с 2010 по 2019 г. только в зеленую энергетику было инвестировано в общей сложности 2,6 трлн долл. США*(9).

При этом понятно, что на современном этапе значительная часть привлекаемых средств идет на цели НИОКР, поскольку зеленые технологии пока что находятся в стадии разработки, многие из них еще несовершенны и поэтому полноценный переход к зеленой экономике будет возможен только тогда, когда уровень техники в зеленом секторе станет достаточным, чтобы: а) экологически чистые технологии стали более эффективными и безопасными, чем традиционные, и б) их стоимость хотя бы относительно сравнялась (сегодня зеленые технологии в основном значительно дороже традиционных).

В этом контексте роль права интеллектуальной собственности в разработке технологий смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, и особенно в их передаче развивающимся странам, стала особенно спорным вопросом.

Если говорить о сфере патентования зеленых технологий, то она демонстрирует серьезные темпы роста: с 2002 по 2012 г. число заявок на патент РСТ*(10), опубликованных в отношении только возобновляемых источников энергии, увеличилось на 547%. И хотя затем последовал спад патентной активности, в 2019 г. количество публикаций PCT было в 3,5 раза выше, чем в 2002 г. Если обратиться к патентным семействам, то здесь наблюдается примерно такая же картина: количество заявок увеличилось с 10 463 в 2002 г. до 27 089 в 2011 г. В 2017 г. (последний год, по которому имеются данные) эта цифра составляла 24 027 заявок*(11).

Вместе с тем следует учитывать, что такой взрывной рост патентования зеленых технологий наблюдается преимущественно в экономически развитых странах. В число лидеров входят Япония, США, Германия, Франция, Корея и Великобритания. При этом наибольшее количество патентов приходится на транснациональные корпорации. Так, первые 10 заявителей на патенты на хранение CO2 в период с 1988 по 1997 г. контролировали 96% запатентованных технологий. В период с 1998 по 2007 г. этот показатель снизился до 57%, однако почти 60% патентов на улавливание CO2 по-прежнему были сосредоточены у 10 корпораций*(12).

Что касается развивающихся стран, то здесь также наметилась тройка лидеров, которые идут вплотную за указанными выше западными государствами, а в ряде случаев даже их обгоняют.

Индия, Китай и Бразилия все чаще подают заявки на патенты.

Эти страны активно занимаются созданием технологических инноваций, а не полагаются на патентованные инновации, разработанные в других странах. Результатом этого является то, что Индия входит в пятерку лидеров по патентам на солнечные батареи (это наиболее активно развивающаяся технология в зеленой энергетике; так, в 2002 г. на долю солнечной энергии пришлось чуть более четверти опубликованных заявок РСТ на возобновляемые источники энергии, а в 2019 г. - более половины).

Бразилия является лидером по количеству патентов в области гидроэнергетики и энергии, получаемой из силы приливов, и занимает второе место по количеству патентов на биотопливо.

С 1998 г. Китай стал ведущим патентообладателем в области геотермальной, солнечной, ветряной энергетики, а также технологий улавливания CO2.

Китайские "геотермальные патентные заявки" растут почти такими же темпами, как и заявки Великобритании, Швеции и Италии. Кроме того, Индия, Китай и Бразилия достаточно активны и в приобретении лицензий на западные патенты.

Что же касается остальных развивающихся стран, особенно стран Африки, то сегодня они практически оказались лишены доступа к современным экологически чистым технологиям, поскольку сами не обладают необходимой научной, технологической и финансовой базой для проведения НИОКР, а транснациональные корпорации - основные обладатели "зеленых" патентов - не спешат делиться своими технологиями.

Вместе с тем именно развивающиеся страны особенно нуждаются сегодня в восстановлении нарушенных природных экосистем и защите окружающей среды, поскольку в последние десятилетия большинство "грязных" производств было перемещено в эти страны из экономически развитых государств; также в странах Африки западные корпорации ведут добычу природных ресурсов, хищнически уничтожая как окружающую природную среду, так и традиционный образ жизни и экологически чистые ремесла местного населения*(13).

И тем не менее, как показало исследование, проведенное Организацией Объединенных Наций по окружающей среде, Европейским патентным ведомством и Международным центром по торговле и устойчивому развитию, почти 60% патентообладателей (именно "зеленых" патентов) сообщили, что за последние три года они не заключили лицензионного соглашения с партнером, базирующимся в развивающейся стране. Только 17% заявили, что они часто (5%) или иногда (12%) делают это. Из всех лицензий, выдаваемых партнерам из развивающихся стран, 54% приходится на Китай, Индию или Бразилию*(14).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство развивающихся стран лишены доступа к "зеленым" технологиям, что, в конечном итоге, может привести к новому глобальному неравенству, основанному на серьезных экологических диспропорциях между Севером и Югом.

Эта ситуация в очередной раз подняла актуальность спора о том, не приводит ли режим охраны интеллектуальной собственности к нарушению прав человека, если в результате целые страны оказываются лишены возможности использовать современные (применительно к настоящей статье - экологически чистые) технологии.

Так, Международный совет по политике в области прав человека в своем докладе "Изменение климата и права человека", рассмотрев этический аспект развития и патентования экологически чистых технологий, пришел к заключению, что богатые страны должны взять на себя ответственность и скорректировать свою политику передачи технологий, чтобы помочь развивающимся странам, которые больше всего страдают от изменения климата.

Речь идет о правах на жизнь, здоровье, основные средства существования, достаточное питание и т.д. В докладе указано, что снятие запретов на беспрепятственное использование интеллектуальной собственности и получение чистой энергии должно рассматриваться как неотъемлемое основное право человека*(15).

Летиция Лагарде также уверена, что для достижения целей устойчивого развития и предотвращения изменения климата существенное содействие окажут принудительное лицензирование и передача технологий для зеленой энергетики в развивающиеся страны. Одним из решений может быть предоставление дешевых или бесплатных лицензий на определенные технологии для стимулирования зеленых инноваций*(16).

Ройя Гафеле и Бенджамин Гиберт видят причину проблемы в том, что большинство владельцев патентов используют их в целях защиты, а не для создания новых источников дохода. В то же время, лицензирование зеленых технологий для развивающихся стран может быть выгодным и приносить патентообладателям определенный доход. Поэтому необходимо, чтобы регулирующие органы в сфере патентования повышали осведомленность патентообладателей о благоприятных возможностях патентной системы, тем самым поддерживая рынки технологий и стимулируя владельцев патентов использовать систему защиты их интеллектуальной собственности более справедливо*(17).

Следует признать, что ряд компаний уже пошли по пути трансфера технологий. Так, Tesla выступила с предложением поделиться своим патентным портфелем инноваций с конкурентами, чтобы обеспечить дальнейшую поддержку внедрения зеленых технологий.

Учитывая высокий уровень значимости рассматриваемой проблемы для всего человечества, представляется, что в сфере зеленых технологий подобные инициативы должны быть поддержаны государством и обществом и получить такое же широкое распространение, как, например, в сфере беспилотного транспорта, где реализуется довольно много проектов, предполагающих создание открытых площадок обмена знаниями (например, Udacity*(18), Baidu*(19) и др.).

Также серьезным шагом в решении проблемы открытости технологий стала разработка европейским патентным ведомством патентного ландшафта зеленых технологий. Полученный результат важен по двум причинам: 1) он расширяет понимание взаимосвязи между интеллектуальной собственностью и технологическим развитием в области, имеющей особое значение для мирового сообщества; 2) он предоставляет новые возможности для использования имеющейся патентной информации.

Действительно, для определения того, как интеллектуальная собственность влияет на способность развивающихся стран бороться с изменением климата, необходима точная картина глобального патентного и лицензионного ландшафта. Оценка роли патентов в развитии зеленых технологий дает эмпирические данные, на которых можно основывать государственную политику в отношении изменения климата. Анализ патентных тенденций дает ценную информацию как для политиков, так и для бизнеса. Например, The Economist описывает появление и влияние Samsung как ведущего игрока в сфере зеленых технологий. Однако любой, кто изучал тенденции патентования Samsung с использованием патентных баз данных, заметил бы этот стратегический сдвиг задолго до того*(20).

Патентные ландшафты позволяют увидеть картину инновационной системы, а также основные тренды в технологическом развитии, а значит - спрогнозировать, как будут изменяться технологии, и куда будет двигаться инновационная система. Поэтому очевидно, что органы государственной власти и политики должны использовать патентные ландшафты в качестве источника информации для стратегического анализа и планирования в областях, имеющих ключевое значение для развития государства, одной из которой является охрана окружающей среды и борьба с изменением климата.

Таким образом, представляется, что решение охарактеризованных в настоящей статье проблем невозможно без активной политики государственных органов, направленной, во-первых, на разработку и раскрытие патентных ландшафтов по зеленым технологиями для всех заинтересованных сторон; во-вторых, на повышение осведомленности патентообладателей о возможностях лицензирования их технологий; в-третьих, на принятие комплекса мер стимулирования трансфера технологий.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Pearce D., Markandya A., Barbier E.B. Blueprint for a green economy // Publications Limited. - London, UK, 1989. - 188 p.

*(2) См.: На пути к "зеленой" мировой экономике // ЮНЕП. - 2011. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei/216-toward-ge.html (дата обращения: 20.06.2020).

*(3) См.: Курс на зеленый рост // ОЭСР. - 2011. URL: https://www.oecd.org/greengrowth/48634082.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(4) Цели в области устойчивого развития // ООН. - 2015. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-prod uction/ (дата обращения: 20.06.2020).

*(5) См.: Парижское соглашение. Конференция Сторон. Двадцать первая сессия. Париж, 30 ноября - 11 декабря 2015 г. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата // ООН. - 2015. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_ag reement_russian_.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(6) См.: Special Report Global Warming of 1.5C // The Intergovernmental
Panel on Climate Change (IPCC). - 2018. URL: https://www.ipcc.ch/sr15/ (дата обращения: 20.06.2020).

*(7) См.: Investing in Climate, Investing in Growth // OECD. - 2017. URL: https://www.oecd.org/environment/cc/g20-climate/synthesis-investing-in-cl imate-investing-in-growth.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(8) См.: Gianfrate G., Peri M. The green advantage: Exploring the convenience of issuing green bonds // Journal of cleaner production. - 2019. - Vol. 219. - P. 127- 135.

*(9) См.: Nurton J. Patenting trends in renewable energy // WIPO MAGAZINE. - 2020. - N 1. URL: https://www.wipo.int/wipo_magazine/en/2020/01/article_0008.html (дата обращения: 20.06.2020).

*(10) PCT - Договор о патентной кооперации (англ. Patent Cooperation Treaty) - международный договор в области патентного права, заключен в 1970 г. Предназначен для того, чтобы "упростить и сделать более экономичным получение охраны изобретений, когда такая охрана требуется в нескольких странах".

*(11) См.: там же.

*(12) См.: Patents and clean energy: bridging the gap between evidence and policy. Final report // UNEP, EPO, ICTSD. - 2010. URL: http://www.eurosfaire.prd.fr/7pc/ doc/1308064085_patents_clean_energy_study_en.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(13) См.: Idemudia U., Kwakyewah С. Analysis of the Canadian national corporate social responsibility strategy: Insights and implications // Corporate social responsibility and environmental management. - 2018. - Vol. 25, N 5 - P. 928-938.

*(14) См.: Patents and clean energy: bridging the gap between evidence and policy: final report // UNEP, EPO, ICTSD. - 2010. URL: http://www.eurosfaire.prd.fr/7pc/doc/1308064085_patents_clean_energy_stud y_en.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(15) См.: Climate Change and Human Rights. A Rough Guide // International Council on Human Rights Policy. - 2008. URL: http://www.ichrp.org/files/summaries/35/136_summary.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

*(16) См.: Lagarde L. IP and climate change: an essential practical guide for current and future generations // Journal of intellectual property law & practice. - 2017. - Vol. 12, N 4. - Р. 351-353.

*(17) См.: Ghafele R., Gibert B. A changing climate: the IP landscape of clean energy technologies // Journal of intellectual property law & practice. - 2012. - Vol. 7, N 8. - Р. 623-631.

*(18) См.: Alvarez Leon L.F. Counter-mapping the spaces of autonomous driving //
Cartographic perspectives. - 2019. - N 92. - P. 15.

*(19) См.: Muoio D. A Chinese internet giant just made a big move to compete with Tesla in the self-driving-car space // Business Insider. - 2017. URL: https://www.businessinsider.com/baidu-will-open-source-self-driving-car-s oftware-2017-4 (дата обращения: 20.06.2020).

*(20) См.: Ghafele R., Gibert B. A changing climate: the IP landscape of clean energy technologies // Journal of intellectual property law & practice. - 2012. - Vol. 7, N 8. - Р. 623-631.

 

 

Интеллектуальная собственность vs зеленая экономика: как разрешить дилемму?

(Статья)

С.И. Коданева, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.