Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Зарубежный опыт банковского финансирования устойчивого эколого-экономического развития и перспективы его использования в России Проекты "зеленого" финансирования в России: тенденции и перспективы

Мы можем оказать Вам профессиональные консультационные услуги, а 70% их стоимости оплатит  государство в (рамках участия СМСП в программе "выращивания" в Республике Татарстан - программа реализуется НП "Иннокам" (КИТПК) совместно с Фондом поддержки предпринимательства (ФПП) РТ)

То есть Вы получите качественные услуги от профессиональных консультантов за 30% рыночной стоимости этих услуг.

Обращайтесь за коммерческими предложениями (КП) на услугу к нам:

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

Чем еще мы можем быть полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
  • юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Еще по теме:

Про земельные участки и налоговые льготы:

Подходы к классификации эколого-экономического банкинга

В настоящее время в мире насчитывается около 25 000 банков, которые кредитуют реальную экономику, осуществляют инвестиции, играют одну из ведущих ролей на рынках капиталов, консультируют своих клиентов по самым различным вопросам экономики, финансов, банковских услуг и фактически оказывают влияние на принятие многих решений в сфере политики, экономики, общественной и социальной сферы. Нельзя не осознавать, что не менее важной является оценка того, как эти решения отражаются на качестве жизни, состоянии окружающей среды, что происходит с ресурсами, располагаемыми человечеством, большая часть которых невозобновляема и должна служить будущим поколениям.

Согласно недавно опубликованному отчету Совета по мировому климату в распоряжении мирового сообщества остается всего лишь около 12 лет на то, чтобы иметь возможность удерживать глобальное повышение средних температур на уровне на 1,5 градуса [1] прежде чем экосистеме планеты будет нанесен непоправимый ущерб. При этом достижение поставленных ООН целей устойчивого эколого-экономического развития до 2030 г. потребует ежегодных инвестиций в объеме 180 млрд. евро*(1), существенную часть которых должны будут взять на себя современные банки.

Значение банковского сектора в решении проблем защиты окружающей среды, сохранения климата и экономии природных ресурсов неоднократно подчеркивалось политиками многих стран*(2). При этом особое внимание обращалось на необходимость активизации участия в решении эколого-экономических проблем всех банков вне зависимости от их юридического статуса и бизнес-стратегии [2, 3].

За последнее время в этом направлении были выдвинуты и реализованы многочисленные международные, европейские и национальные инициативы.

В 2009 г. был создан Глобальный банковский альянс (The Global Alliance for Banking on Values - GABV)*(3), объединяющий различные банки, основная цель деятельности которых заключается в обеспечении устойчивого эколого-экономического развития и в достижении позитивных перемен в банковском секторе.

В настоящее время в GABV входят свыше 60 финансово-банковских организаций и стратегических партнеров, функционирующих во всем мире, которые обслуживают около 50 млн. клиентов и управляют совокупными активами в объеме 163,4 млрд. долл. США*(4).

GABV инициирует и поддерживает нынешнюю дискуссию по проблемам построения устойчивой финансовой и банковской системы на основе коллективных действий и осуществления совместных проектов. При этом члены альянса убеждены в том, что реализуемая ими модель финансирования устойчивого эколого-экономического развития и кредитования реального сектора экономики в будущем окажется более эффективной, чем бизнес-стратегии крупнейших банков мира.

Специфика деятельности "зеленых" (экологических) банков

"Зеленые" (экологические) банки*(5) предлагают те же услуги, что и традиционные коммерческие банки. Однако в отличие от них такие банки осуществляют свои операции, соблюдая принципы прозрачности, этичности и экологичности. Это означает, что они вкладывают средства только в те сделки, которые отвечают социальным и экологическим критериям. Для того чтобы инвесторы могли контролировать состояние своих средств, экологические банки работают абсолютно прозрачно. Типичными для них сферами вложения денег являются возобновляемая энергетика, экологическое обустройство территорий, отказ от использования деревьев в качестве сырья, экологическое лесное хозяйство, образование и честная торговля.

В этой связи не могут воспользоваться финансированием в этих банках компании, не отвечающие социально-экологическим критериям, если они:

- производят вооружение;

- используют атомную энергию и такие ископаемые вещества, как уголь, нефть и газ;

- применяют труд детей или иным образом эксплуатируют рабочую силу;

- занимаются опытами над животными;

- при производстве сельскохозяйственной продукции используют слишком много удобрений и пестицидов, наносящих вред окружающей среде,

- относятся к сфере игорного бизнеса, табачной промышленности и порнографии.

Экологические банки не только осуществляют "зеленое" финансирование, они часто предлагают своим клиентам более выгодные условия при кредитовании экологических проектов.

В Германии на рынке доминируют четыре наиболее значимых экологических банка*(6):

- GLS Bank, являющийся крупнейшим и старейшим экологическим банком в Германии. Начиная с 1974 г. он предлагает своим клиентам различные формы "зеленого" финансирования. При открытии счетов в этом банке его клиенты сами определяют, в какие сферы экономики банк должен вложить их средства, а именно в энергетику, жилищную сферу, образование, здоровье и питание.

- Triodos Bank, предлагающий набор банковских продуктов социального и экологического характера. Он имеет свои представительства во многих странах Европы. Его приоритетом является финансирование таких социальных проектов, как школы и дома престарелых, а также таких экологических проектов, как экологическое сельское хозяйство. Он первым в немецкой практике в целях защиты окружающей среды вместо пластика стал использовать для изготовления платежных карт сырье растительного происхождения;

- EthikBank, являющийся бесфилиальным банком. Свои инвестиции он предоставляет тем компаниям, которые в своей бизнес-стратегии соблюдают принципы устойчивого экологического и социального развития и функционируют в соответствующих сферах экономики. Он оказывает поддержку проектам, ориентированным на этичность, равноправие женщин и защиту окружающей среды;

- UmweltBank, в отличие от других крупнейших "зеленых" банков в Германии, не предлагает своим клиентам открывать у него счета или приобретать кредитные карты. Он дает возможность клиентам осуществлять такие инвестиции, как открытие счетов-депо или текущих счетов, а привлеченные таким образом деньги вкладываются исключительно в проекты, отвечающие экологическим стандартам, в частности в проекты в сфере возобновляемой энергетики.

Наряду с названными "зелеными" банками, различные учреждения конфессионного банкинга значительное внимание уделяют инвестициям, обеспечивающим устойчивое социальное и эколого-экономическое развитие. В число церковных этических банков Германии входят евангелические банки KD-Bank и Evangelische Bank, а также римско-католический Vangelische Bank.

В конце 2012 г. в Великобритании был создан первый в мире "зеленый" инвестиционный банк Green Investment Bank Plc (GIB), в распоряжение которого государство направило около 3 млрд. фунтов стерлингов для финансирования проектов снижения выбросов углекислого газа. Помимо этого, банк планировал привлечение в "зеленую" энергетику частных инвестиций в объеме 15 млрд. фунтов стерлингов [2].

В числе основных направлений банковского финансирования - проекты

  • выработки электроэнергии на морском побережье с помощью ветровых установок,
  • переработка и утилизация отходов,
  • повышение энергоэффективности,
  • а также поддержка малых проектов, направленных на обеспечение жилых домов автономными возобновляемыми источниками энергии, включая солнечные батареи.

"Зеленые" банки работают во многих развитых странах, финансируя проекты в сфере "зеленой" энергетики [4, ]Созданный несколько лет назад американский банк New York Green Bank сформировал портфель экологических и энергосберегающих проектов в объеме 3,5 млрд. долл. США [6], включающий, в частности, финансирование инфраструктуры получения возобновляемой энергии и переработки биотоплива. Банк Connecticut Green Bank обеспечивает финансирование ряда научно-исследовательских фондов и частных компаний экологической направленности. Аналогичные "зеленые" банки появились за последние несколько лет в Великобритании, Японии и Австралии.

26 ноября 2018 г. в Париже 28 банков со всего мира подписали декларацию о принципах ответственного банкинга, разработанную ООН (UN Principles for Responsible Banking) [7], представляющую собой детализированную инструкцию с указанием всех требований в зависимости от достигнутого банком уровня ориентации на устойчивое эколого-экономическое развитие.

Банки, согласившиеся с этими принципами, в полной мере признают свое неоднозначное влияние на окружающую среду, общество и экономику и ставят перед собой задачу минимизации негативных факторов и повышения эколого-экономической эффективности согласно целям соглашения по климату, принятого в Париже 12 декабря 2015 г. по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата.

Основным инструментом реализации заявленных принципов является прозрачность деятельности банков, что позволяет их клиентам, инвесторам, регуляторам и собственникам оценивать процесс трансформации в направлении создания бизнес-модели, больше ориентированной на устойчивое эколого-экономическое развитие.

Анализ происходящего в этой связи процесса позволяет сделать первые выводы, которые свидетельствуют о наличии различных подходов к достижению заявленной выше цели и соответственно о различной степени готовности банков к решению требуемых для этого задач.

Так, компанией Fair Finance Guide Deutschland (FFG) был составлен и опубликован рейтинг эколого-экономического развития немецких банков и сберегательных касс См. таблицу)*(7). Он представляет собой первый доступный сравнительный портал в Германии, который оценил обязательства 14 банков с помощью 280 критериев на предмет их соответствия международным стандартам устойчивого эколого-экономического развития. Это проект был поддержан Фондом экологии и развития земли Нижний Рейн - Вестфалия и шведским агентством развития Sida.

Согласно этому рейтингу устойчивого эколого-экономического развития в целом уровень оценки исследованных банков за анализируемый год вырос более чем на 5%. Однако отдельные банки достигли более значительных показателей.

Так, банк LBBW (головной банк региональной системы публично-правовых банков земли Баден-Вюртемберг) выполнил почти половину оценочных критериев (48%) и тем самым опередил Commerzbank (35%), который оказался лучшим среди крупнейших немецких банков с точки зрения устойчивого эколого-экономического развития. Вместе с тем показателен тот факт, что данный рейтинг с существенным отрывом возглавляют именно те банки, которые уже длительное время успешно реализуют свою исключительную экологическую направленность - GLS Bank (96% соответствия установленным критериям экологичности), EthikBank (95%), Triodos Bank (87%) и евангелический KD-Bank (82%).

Составители рейтинга полагают, что длительная эколого-экономическая устойчивость обеспечивается банками прежде всего благодаря отказу от направления средств клиентов на финансирование производства вооружений, а также проектов, наносящих вред климату и эксплуатирующих детский труд. Поэтому в рейтинге основное внимание уделяется соблюдению банками именно таких критериев.

Таблица / Table

Рейтинг устойчивого эколого-экономического развития немецких банков / Rating of sustainable German banks

Наименование банка / Name of the Bank

Уровень выполнения оценочных критериев, % / Level of performance evaluation criteria, %

GLS-Bank

96

Ethik Bank

95

Triodos Bank

87

KD Bank

82

Pax-Bank

79

LBBW

48

Commerzbank

35

Deutsche Bank

34

HypoVereinsbank

31

DZ Bank

28

BayernLB

27

StadtsSparkasse Duesseldorf

12

Deutsche Apotheker-und Arztebank

9

Sparkasse KoelnBonn

9

Источник/Source: Nachhaltigkeit bei deutschen Banken: Licht und Schatten. Fair Finance Guide Deutschland fairfinanceguide.de 13.05.2019.

Как следует из рейтинга, такие крупные банки, как Commerzbank (35%), Deutsche Bank (34%), HypoVereinsbank (31%), DZ Bank (28%) и Bayerische Landesbank (27%), предпринимают недостаточно усилий для того, чтобы достичь более высоких показателей устойчивого эколого-экономического развития. Эти крупнейшие кредитные институты, так же как ряд других исследованных в рейтинге банков, продолжают финансировать компании, производящие вооружение и не соблюдающие в полной мере экологические и ресурсосберегающие стандарты, и только четыре кредитных института - лидеры рейтинга: GLS Bank, EthikBank,

Triodos и KD-Bank - соответствуют критериям рейтинга.

Еще одним примером повышенного внимания к рассматриваемой проблеме может быть рейтинг устойчивого эколого-экономического развития 15 крупнейших розничных банков, разработанный и опубликованный Фондом дикой природы WWF-Швейцария*(8).

15 крупнейших швейцарских розничных банков, т.е. банков, специализированных на обслуживании частных клиентов, создают около 13% ВВП страны и управляют большей частью капитала швейцарского населения и субъектов малого и среднего предпринимательства [8]. Для оценки их вклада в устойчивое эколого-экономическое развитие страны Фонд WWF-Швейцария вместе с независимым рейтинговым агентством Inrate создал соответствующий рейтинг. Основываясь на результатах рейтинга, розничные банки были распределены по следующим классификационным группам: "лидеры", "последователи", "середняки" и "отстающие/непрозрачные".

Как показало исследование, ни один из крупнейших розничных банков в совокупном рейтинге не был отнесен к категории "лидеров". Лишь три банка (Berner Kantonalbank, Raiffeisen-Gruppe, Zurcher Kantonalbank) в настоящее время нацелены на достижение разработанных стандартов устойчивого эколого-экономического развития [9].

Согласно оценкам Фонда WWF-Швейцария обязательным условием успешного развития швейцарских розничных банков в будущем является внедрение бизнес-модели устойчивого эколого-экономического развития в их деятельность.

Фонд WWW-Швейцария и рейтинговое агентство Inrate рекомендуют банкам разрабатывать и публиковать отчетность, отражающую их устойчивое эколого-экономическое развитие и соответствие принятым стандартам, а также активно участвовать в отраслевых объединениях и инициативах устойчивого эколого-экономического развития и защиты окружающей среды. При этом одними из основных целей являются расширенное предложение экологических сберегательных счетов и ипотеки, а также знакомство клиентов банков с проблематикой защиты окружающей среды и устойчивого эколого-экономического развития.

Роль немецких банков с государственным участием в финансировании устойчивого эколого-экономического развития

В Германии значительную роль в поддержке развития экономики играют региональные банки с государственным участием (так называемые ландесбанки). Один из них - Ландесбанк LBBW [10], головной институт региональной системы публично-правовых банков земли Баден-Вюртемберг, оказывает входящим в нее банковским институтам региона содействие в реализации целей устойчивого эколого-экономического развития, поскольку именно это все чаще требуют от них представители нового поколения клиентов при принятии решений по своим инвестициям.

При этом следует отметить, что данная тема для банка не нова, поскольку он активно занимается проблематикой устойчивости эколого-экономического развития с начала 1900-х гг., а в 2000-х гг. значительно расширил в сфере управления капиталом свое предложение, ориентированное на устойчивое эколого-экономическое развитие. Достигнутые при этом результаты подтверждаются наличием положительных оценок различных рейтинговых агентств, учитывающих этот компонент стабильного и эффективного развития банка.

Примерами успешно внедряемых ориентиров на устойчивое эколого-экономическое развитие служат разработка и публикация банком соответствующей отчетности, а также помощь региональным сберегательным кассам в составлении аналогичных отчетов.

Новые регуляторные требования и рекомендации Парижского соглашения по климату конкретизированы Европейской комиссией, которая опубликовала план действий по финансированию устойчивого эколого-экономического развития, содержащий повышенные требования к порядку привлечения банками финансовых ресурсов и их использования. В настоящее время техническая экспертная группа ЕС работает над расширением этого плана действий, который Федеральное ведомство по финансовому надзору Германии (BaFin) намерено дополнить подробными рекомендациями по соблюдению параметров устойчивого эколого-экономического развития.

Ландесбанк LBBW завоевал сильные позиции на рынке "зеленых" облигаций. После неоднократного участия в осуществлении "зеленых" эмиссий ценных бумаг своих клиентов он в конце 2017 г. сам успешно разместил на рынке крупнейший в Европе выпуск "зеленых" бондов в объеме 750 млн. евро. Полученный доход позволил ему рефинансировать вложения в энергоэффективную промышленную недвижимость, а в будущем обеспечит финансирование проектов в сфере возобновляемой энергии. Кроме этого, клиентам предложены новые вклады, соответствующие критериям устойчивого эколого-экономического развития, поскольку согласно условиям размещения запрещается их направление на финансирование проектов, использующих детский труд, нарушающих права человека и трудовое законодательство.

Наряду с вкладами и собственными инвестициями, аспекты устойчивого эколого-экономического развития учитываются банком в процессе кредитования. С помощью внутренних аналитических процедур в процессе принятия решений по кредитам обеспечиваются идентификация и оценка экологических, общественных, этических или репутационных рисков и рисков устойчивого эколого-экономического развития. В проектах международного финансирования запросы на кредиты подвергаются особому анализу на наличие признаков устойчивого эколого-экономического развития в таких важнейших отраслях экономики, как деревообработка и производство бумаги, горное дело, газои нефтедобыча, а также биоэнергетика.

Кроме того, большое внимание уделяется проектам, связанным с добычей угля, функционированием электростанций, а также с производством вооружений. Так, совместно с банком развития KFW идентифицированы программы стимулирования устойчивого эколого-экономического развития для правильного отражения в отчетах сберегательных касс устойчивого эколого-экономического развития.

Характеристика банковского рынка финансирования устойчивого эколого-экономического развития

Становится ясно, что при климатических или экологических изменениях у отдельных участников финансового рынка и рынка в целом могут возникать различные риски. Поэтому в процессе рыночной трансформации уменьшению таких рисков необходимо придавать ключевое значение и эффективно управлять потоками капитала, направляемыми на финансирование устойчивого эколого-экономического развития.

Длительная эколого-экономическая устойчивость обеспечивается банками прежде всего благодаря отказу от направления средств клиентов на финансирование производства вооружений, а также проектов, наносящих вред климату и эксплуатирующих детский труд.

Примером этого является рынок "зеленых" облигаций, который посредством рефинансирования экологических проектов вносит вклад в борьбу с изменениями климата. Если в 2013 г. были эмитированы "зеленые" бонды в объеме 13 млрд. долл. США, то в 2018 г. объем эмиссии во всем мире достиг почти 170 млрд. долл. США [11]. К ним следует добавить бонды для финансирования устойчивого эколого-экономического развития, которые позволяют осуществлять инвестиции в аналогичные проекты. Интерес инвесторов к таким облигациям постоянно растет, способствуя формированию одного из самых динамичных сегментов вложений на рынке бондов. При этом существенно увеличиваются возможности предложения таких финансовых инструментов.

В глобальном плане потребность в таких инвестициях оценивается в объеме от 5 до 7 трлн. долл. США, и ее удовлетворение позволит достичь стратегических целей устойчивого эколого-экономического развития в 2030 г. [10]. Однако возникающие при этом новые бизнес-возможности привлекают повышенное внимание банковского и финансового надзора, который считает необходимым минимизировать риски устойчивого эколого-экономического развития. При этом важно учитывать следующее обязательное правило: для наилучшей защиты от таких рисков необходимы финансовые институты, которые готовы уточнять свои бизнес-модели и совершенствовать риск-менеджмент. Кредитным институтам, которые намерены играть главную роль в процессе финансирования устойчивого эколого-экономического развития, следует как можно раньше провести экспертизу таких сфер, как защита окружающей среды, возобновляемая энергия, ресурсосберегающие технологии. Банки, своевременно отреагировавшие на эти тенденции адекватными финансовыми решениями, получат конкурентные преимущества.

Немецкий банк DKB на протяжении более двадцати лет специализируется на финансировании жилищной сферы, проектов, касающихся возобновляемой энергетики и социальной инфраструктуры.

Реализуя такую нестандартную бизнес-модель, банк DKB учитывает при выдаче кредитов не только множество аспектов устойчивого эколого-экономического развития, но одновременно с этим формирует для себя исходную позицию для эмиссии "зеленых" и "социальных" облигаций.

При успешной эмиссии двух выпусков "зеленых" бондов в 2016 и 2017 гг. банком были рефинансированы проекты в сфере ветро- и солнечной энергетики из совокупного портфеля финансирования возобновляемой энергии банка в объеме более 11 млрд. евро [10]. В 2018 г. банк выпустил первые "социальные" бонды, которыми были рефинансированы ипотечные ссуды. Целями кредитов, послуживших обеспечением пула "социальных" бондов, были объекты сферы социального жилья, государственного обеспечения, медицины и опеки, образования и исследований.

Тем самым банк DKB стал первым немецким коммерческим банком, который эмитировал как "зеленые", так и "социальные" бонды различных форматов, превратившись в одного из лидеров в сфере финансирования устойчивого эколого-экономического развития с использованием облигаций.

Использование и учет таких критериев, как экологичность, социальность и управляемость, в кредитовании и при рефинансировании банка создают необходимый потенциал для достижения им приемлемой доходности на протяжении длительного времени при относительно низких рисках. Иными словами, работая на достижение экономических и экологических целей, которые не исключают друг друга, банк надеется как на растущий спрос инвесторов и клиентов на продукты, связанные с устойчивым эколого-экономическим развитием, так и на растущие требования общества по обеспечению высокого уровня этого показателя во всех отраслях промышленности, сферы услуг и финансов.

В конце 2018 г. концерн Henkel впервые в немецкой практике оформил в банках синдицированную кредитную линию в объеме 1,5 млрд. евро, в которой размер процентных ставок определяется не только качеством кредита, но и приверженностью заемщика стандартам устойчивого эколого-экономического развития [11].

Речь идет о возобновляемом финансировании в объеме 1,5 млрд. евро в виде двух открытых банками кредитных линий на 700 и 800 млн. евро соответственно. Процентные ставки по ним могут изменяться, т.е. увеличиваться или уменьшаться в зависимости от степени соответствия концерна стандартам устойчивого эколого-экономического развития, причем их критерии основываются на рейтинге трех агентств - ISS-Oekom, Sustainalytics, Ecovadis.

В "зеленом" консорциальном кредитовании концерна участвуют 15 банков, которые вместе с казначейством и экспертами компании по вопросам "зеленых" финансов принимали участие в выработке критериев устойчивого эколого-экономического развития и порядка их учета в процессе кредитования.

При этом условия изменения процентных ставок по кредитам являются договорными и, по утверждению представителей компании, их нельзя отнести к классическим маркетинговым инструментам. Диапазон потенциальных изменений: от однозначных до двузначных базисных пунктов - определяется качеством кредита и степенью соответствия параметрам устойчивого эколого-экономического развития. Соблюдение договорных условий для концерна не просто является подтверждением репутации надежного партнера, а имеет реальный материальный вес: базисный пункт, если кредитная линия использована концерном полностью, в годовом исчислении составляет 150 000 евро.

В то время как "зеленые" бонды в настоящее время уже подтвердили свой статус надежных инструментов финансирования и существенно нарастили свои объемы за прошедший год, "зеленые" кредиты только начинают свое движение в сторону рынка. Однако этот совершенно новый инструмент финансирования уже продемонстрировал значительную динамику. Если в 2017 г. согласно данным агентства Bloomberg объем "зеленых" кредитов составил менее 5 млрд. долл. США, то в 2018 г. он вырос в семь раз и достиг 36,4 млрд. долл. США [10].

В других европейских странах аналогичные "зеленые" кредитные линии в миллиардных суммах согласовали, в частности, испанская страховая компания Iberdrola, итальянский страховой концерн Generali и французская сеть отелей Accor. Эксперты банка Unikredit, одного из организаторов консорциума по кредитованию концерна Henkel, считают, что "зеленые" кредиты станут существенной частью рынка. В ближайшей перспективе этот банк получит возможность выдавать "зеленые" кредиты немецким компаниям малого и среднего бизнеса, но при этом будет ориентироваться, наряду с соблюдением "зеленых" критериев, на такие показатели, как уровень потребления ими энергии и воды.

Такого рода финансирование открывает для банков возможности подтверждения своей особой приверженности принципам устойчивого эколого-экономического развития. Однако представитель банка Santander, который выступил вторым организатором "зеленой" консорциальной кредитной линии для концерна Henkel, несмотря на наличие аналогичных проектов финансирования, считает, что рыночные возможности "зеленых" кредитов в Европе в настоящее время ограничены. Основную причину сдерживания потенциала "зеленого" кредитования он видит в отсутствии регуляторной поддержки в части снижения требований к обеспечению капиталом этой формы финансирования. Эта проблема касается всех специфических видов "зеленых" кредитов, представляющих собой особенно важный компонент экологических инвестиций.

Российская практика "зеленого" банковского финансирования

Безусловно, опыт становления и развития "зеленого" банкинга за рубежом следует самым серьезным образом изучать и применять в российской практике. В 2011 г. компанией Deloitte была разработана концепция создания в России специализированного "зеленого" банка, которая учитывала бы международный опыт функционирования аналогичных институтов и могла придать столь важному процессу системного финансирования устойчивого эколого-экономического развития в стране необходимую технологическую и качественную проработанность, а также требуемую масштабность. По ряду объективных и субъективных причин эта идея тогда не была реализована.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в комплексе направлений и программ решения экологических проблем в современной России вопросам финансирования уделяется достаточно большое внимание. Так, при Банке России создан экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций, а входящая в его состав рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в том числе "зеленого" финансирования, представила диагностическую записку "Зеленые финансы: повестка дня для России", в которой были проанализированы основные проблемы формирования рынка зеленых финансов в Российской Федерации, представлены основные направления его развития, а также содержится комплекс рекомендаций практического применения*(9).

Российские коммерческие банки выступают за принятие такой дорожной карты. Правда, в отличие от западных институтов, их стремление к большей экологической ориентации в своей деятельности достаточно скромно, что в свое время было подтверждено проведенным целевым опросом [12]. Результаты опроса показали, что отдельные российские банки в основном реализовывали собственные идеи отказа от бумажных технологий в делопроизводстве, использовали энергосберегающие устройства и приборы, а также оказывали спонсорскую поддержку отдельным проектам экологической направленности [13]. При этом они почти не кредитовали "зеленую" экономику и не проявляли готовности к системному финансированию экологических проектов, так же как к учету климатических и экологических рисков при традиционном кредитовании потребностей промышленных предприятий и компаний.

В то же время некоторые банки, главным образом институты с иностранным участием, в процессе кредитования стали больше внимания уделять нормам, разработанным и добровольно соблюдаемым зарубежными финансовыми институтами приоценке экологических рисков [14]. Это позволило им в рамках программы финансирования энергосберегающих проектов российских компаний в приоритетном порядке обеспечивать кредитами технологические проекты модернизации производства и эффективного использования энергоресурсов. В ряде случаев банки в качестве "зеленого" кредитования предлагали кредиты на ремонт и благоустройство квартир, комнат или домов, по которым применялась пониженная процентная ставка в отношении заемщиков, использующих для этого "зеленые" технологии.

В этой связи следует обратить внимание на недавно выдвинутую инициативу рабочей группы по экологии и природопользованию экспертного совета при Правительстве РФ, которая по примеру компании Deloitte предложила создать "зеленый" банк с государственным участием, призванный решать задачу финансирования экологических проектов с помощью государственных средств и ресурсов, привлекаемых внутри страны и за рубежом [15].

Полагаем, что эта идея требует очень серьезной проработки. Как известно, в настоящее время в банковской системе страны отмечается усиление доминирования банков с государственным участием, на которые возлагаются многие важнейшие задачи развития экономики и социальной сферы страны, в том числе решение ряда экологических проблем. Создание еще одного аналогичного института потребует от государства огромных средств, но этот единственный финансовый институт, ориентированный на решение проблем экологии, не в состоянии охватить весь спектр направлений эколого-экономического развития. На наш взгляд, более перспективным представляется создание региональных "зеленых" банков, реализующих бизнес-стратегии аналогичных зарубежных институтов и привлекающих для этого средства населения и предпринимателей в целях сохранения природы и улучшения условий жизни. Такие институты обеспечат устойчивое эколого-экономическое развитие регионов, а также существенно повысят уровень финансовой и экологической грамотности населения.

Однако для этого необходимо создать правовую среду, которая в максимальной степени обеспечила бы возможность развития "зеленых" банков. При ее формировании полезным было бы осмысление зарубежного опыта создания и функционирования аналогичных институтов. Кроме того, для активизации участия традиционных коммерческих банков в программах и проектах устойчивого эколого-экономического развития необходимо было бы применять к ним ряд облегченных регуляторных норм, определяющих уровень достаточности капитала и учитывающих специфику кредитования и финансирования проектов "зеленой" экономики.

Список источников

  1. Vaccaro J. Banken muessen teil der loesung sein - und nicht das problem. triodos bank. URL: https://diefarbedesgeldes.
  2. Horn M. oekologische und soziale aspekte staerker beachten. borsen-zeitung. URL: https://www.boersen-zeitung.
  3. Mussler W. Bruessel verordnet der finanzbranche klimaschutz. URL: https://www.faz.net/.../eu-verordnet-finanzbranche-klimasch.
  4. Ossig Ch. Sustainable finance: was banken von politik und regulierern erwarten. URL: https://bankenverband.de/.../ossig-sustainable-finance-banke.
  5. Шершнева Е.Г., Кондюкова Е.С., Емельянова Е.В. Роль банков в экологической модернизации экономики. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018;(2):173-179.
  6. Седаш Т.Н. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности: анализ зарубежного опыта. Финансы и кредит. 2015;631(7):54-64.
  7. Худякова Л.С. Международное сотрудничество в развитии "зеленого" финансирования. Деньги и кредит. 2017;(7):10-18.
  8. Kilchoer C., Lengwiler Ch. Nachhaltigkeit der schweizer retail banken. URL: https://www.hslu.ch 12/2017.
  9. Jans D. Schweizer Banken in test: nachhaltigkeit genies wenig kredit. URL: https//www.srf.ch.sendungen... espresso/schweizer-anke.
  10. Stawowy A., Jurkschat U. Klimawandel im finanzsektor. der bank blog. URL: https://www.der-bank-blog.
  11. Kullrich Antje. Henkel geht mit erster gruenen kreditlinie voran. Borsen-Zeitung. 2019;49:9-12.
  12. Рукосуева И. Зелень в банке. URL: https//bankir.ru.>публикации>.../zelen-v-banke-10004032.
  13. Дубровская А. Сажаем где хотим. URL: https//www.banki.ru.
  14. Рубцов Б.Б., Гусева И.А., Ильинский А.И. и др. Зеленые финансы в мире и России. Монография. М.: РУСАЙНС; 2016. 170 с.
  15. Ланьшина Т. В России планируют создать зеленый банк. URL: htpps//www.plus-one.rbc.ru/blog/economy/v-rossii-planiruyut-sozdat-zeleny y-bank.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Sustainable Investment - Einfluss des Pariser Klimaabkommens auf die Finanzindustrie. bankinghub.de. 8. April 2019.

*(2) Banken begruessen EU-Aktionsplan zu Sustainable Finanzen. BankenVerband.de 8. Maerz 2018; Nachhaltsstrategie fuer Deutschland. Bundesregierung.de; Peters: EU muss jetzt schnell handlungsfahig werden - Rolle der Banken beim Klimaschutz vorantreiben. BankenVerband.de 27.05.2019.

*(3) Сайт Глобального банковского альянса. URL: http://www.gabv.org.about.us.

*(4) Сайт Глобального банковского альянса. URL: http://www.gabv.org.about.us.

*(5) К "зеленым" банкам (Green Banks) относятся альтернативные финансовые институты, которые осуществляют инвестиции в защиту окружающей среды, рациональное использование ресурсов, поддержку сельского хозяйства и производителей биопродукции, а также обеспечивают высокую степень прозрачности финансовых операций и социальной ответственности по отношению к клиентам и собственным сотрудникам.

*(6) Alternative Banken Test 2019. Die 7 besten ethisch-okologischen Banken im Vergleich. vergleich.org.

*(7) Nachhaltigkeit bei deutschen Banken: Licht und Schatten. Fair Finance Guide Deutschland fairfinanceguide.de. 13.05.2019.

*(8) Nachhaltigkeit im Schweizer Retailbanking. WWF-Rating des Schweizers Retailbenkings 2016/2017. 2017-08-Zusammenfas-sung_WWF _Retailbanking -Rating_DE. blog.hslu.ch.

*(9) URL: https://m.minfin.ru/common/upload/20181102_Green finance.pdf.

 

Зарубежный опыт банковского финансирования устойчивого эколого-экономического развития и перспективы его использования в России

О.У. Авис,

Финансовый университет,

Москва, Россия

Журнал "Экономика. Налоги. Право", N 5 (том 12), сентябрь-октябрь 2019 г., с. 121-131.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.