Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Консультирование по условиям ГЧП, концессий, офсетных контрактов соглашений СПИК 2.0 и СЗПК, займов ФРП, программ МПиТ РФ, иных ФОИВ (РОИВ)

Офсетные контракты в фарминдустрии. Как сделать механизм более эффективным<

Наша команда может быть полезна Вам в решении задач:

Еще по теме:

https://cljournal.ru/vybor/250/

Константин Шарловский, руководитель практики фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2023 г.

Офсет в отечественном правопорядке – это контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он позволяет при помощи частных вложений локализовать в стране производство продукции, закупаемой для госнужд, включая цели импортозамещения. В текущих экономических условиях встает вопрос о том, чтобы масштабировать применение механизма, в частности фармбизнесом. Для этого потребуется доработать законодательство об офсетных контрактах, в том числе отраслевое. В каких направлениях можно развивать регулирование офсетов в фармацевтике, чтобы повысить их эффективность и снизить риски для инвесторов?

Плюсы офсетных контрактов для бизнеса и государства

Использование механизма офсетов обеспечивает бизнесу гарантии спроса на производимую продукцию в среднесрочной перспективе до 10 лет. В сравнении, например, с прямыми субсидиями офсетные контракты дают преимущество: у поставщика есть возможность самостоятельно сформировать подходы к реализации инвестпроекта и до заключения контракта оценить условия, позволяющие достичь целевых экономических показателей. В частности, определить минимально необходимый для окупаемости проекта объем спроса на локализуемую продукцию, ее минимальную стоимость и т. д.

Государство при этом не несет никаких обязательств по встречным инвестициям или соблюдению стабилизационных оговорок. Оно гарантирует лишь закупку определенного объема продукции по установленным в контракте ценам после успешного завершения локализации производства (включая подтверждение качества, эффективности и безопасности товаров). Соответственно, у государства нет прямых убытков: если реализация инвестпроекта пошла не по плану, это в первую очередь риск инвестора.

В сравнении с остальными отраслями экономики заключение офсетных контрактов в фармацевтическом производстве происходит значительно чаще. Однако полагаем, что с учетом текущих потребностей системы здравоохранения этот инструмент может использоваться, с одной стороны, более интенсивно, с другой – более предсказуемо для всех участников рынка, включая разработчиков оригинальных препаратов. Потенциал офсетных контрактов может быть раскрыт полнее, особенно в условиях логистических сложностей, санкционного и контрсанкционного давления, волатильности национальных валют и трудностей прогнозирования спроса (в том числе со стороны государства), а следовательно, сокращения количества и объема инвестпроектов.

К сведению

С 1 сентября 2016 г. офсетные контракты регулируются в соответствии со ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ.

Минусы действующего регулирования

Актуальное регулирование офсетов, на наш взгляд, затрудняет расширение практики их использования в фармацевтике. А кроме того, не дает эффективных правовых механизмов, которые помогли бы защитить иных участников рынка в случаях, например, необоснованного ограничения конкуренции при заключении офсетного контракта либо потенциального нарушения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Действующее регулирование офсетов затрудняет расширение практики их использования в фармацевтике

При этом отсутствие у антимонопольного ведомства инструмента контроля ex ante за офсетами затрудняет защиту интересов третьих лиц и создает правовую неопределенность для инвестора. Так, уже заключенный контракт потенциально может быть признан нарушающим законодательство о защите конкуренции либо его исполнение окажется невозможным по иску патентообладателя.

Офсеты в фарме

С сентября 2016 г. было заключено несколько офсетных контрактов, подавляющее большинство в сфере производства лекарственных средств. Основные заказчики – Москва и Московская область. В 2022 г. появился первый офсетный контракт на поставку трастузумаба на территории Самарской области, в январе 2023 г. завершен конкурс на заключение офсетного контракта на локализацию и поставку ряда лекарств в г. Санкт-Петербург, причем значительная часть указанных в контракте препаратов, как сообщалось в открытых источниках, находится под патентной защитой.

Совершенствование механизма офсетов: четыре направления

Заключение офсетных контрактов на федеральном уровне

Невозможность офсетов на федеральном уровне сильно ограничивает масштабирование этого инструмента. Подавляющее большинство регионов не способны самостоятельно обеспечить объем спроса, достаточный для того, чтобы производитель покрыл свои расходы на инвестиции, требуемые для получения права подписать контракт. При этом потребность в препаратах есть по всей стране, и значительная часть программ лекарственного обеспечения реализуется за счет федерального бюджета.

Установление в Законе № 44-ФЗ права федеральных органов заключать офсетные контракты позволит в определенных случаях оптимизировать расходы госбюджета, а также более эффективно решить проблемы доступности препаратов для пациентов, включая тех, кто лечится по федеральной льготе.

Для информации

Пять лет назад с инициативой вывести офсеты на федеральный уровень выступил Минпромторг России.

См. ниже: Минпромторг замыкает офсет на себя

// Vademecum. 09.09.2018.

Внедрение механизмов предварительного контроля ФАС России при заключении офсета (в том числе на федеральном уровне)

В качестве возможного побочного действия рассматриваемого инструмента отметим его потенциально отрицательное влияние на состояние конкуренции. Этот риск обусловлен тем, что при заключении офсета инвестор вносится в перечень единственных поставщиков. Другими словами, может рассчитывать на заключение госконтрактов на закупку производимых препаратов без проведения торгов (в объеме, определенном офсетным контрактом).

Отсутствие предварительного антимонопольного контроля может, во-первых, снизить эффективность реализуемых государственных мер поддержки импортозамещения, например когда стоимость закупки препарата в одном регионе будет выше, чем стоимость уже зарегистрированного взаимозаменяемого препарата, включая локализованный. А во-вторых, использование офсета может стать менее предсказуемым как для заказчиков, так и для поставщиков – вероятны ситуации, когда конкурс на его заключение или исполнение уже подписанного контракта могут быть заблокированы ФАС России из-за выявления фактов ограничения конкуренции.

Кроме того, регулятор уполномочен также выявлять и пресекать действия, содержащие признаки недобросовестной конкуренции, в частности с использованием объектов интеллектуальной собственности. Поэтому условия конкурсной документации имеет смысл проверять на предмет того, не повлечет ли исполнение офсетного контракта инвестором нарушения прав третьих лиц (прежде всего патентообладателей).

Представляется, что необходимость в одобрении ФАС России до проведения конкурса на заключение офсета поможет минимизировать риски как для региона, государства, потенциального инвестора, так и для третьих лиц. Особенно важно имплементировать такого рода механизм в случае, если в Законе № 44-ФЗ будет предусмотрено право федеральной власти на заключение офсетных контрактов. Перечень оснований, по которым уполномоченный орган сможет отказать в согласовании конкурса, должен быть закрытым. Помимо этого, следует обеспечить прозрачность, четкость и адекватность критериев оценки конкурсной документации антимонопольным органом, а также самой процедуры оценки.

Гармонизация отраслевого регулирования и регулирования офсетных контрактов

Недостаточная гармонизация отраслевого регулирования с положениями Закона № 44-ФЗ может вызвать сложности в реализации офсетов в области фармацевтики.

Так, ценовое регулирование для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП) (а почти все закупаемые в рамках госзакупок препараты включены в этот перечень) осуществляется безотносительно факта заключения офсетного контракта. При регистрации цены на ЖНВЛП используется, в частности, метод сравнения цен в референтных государствах (12 стран): в сравнении с ними цена в РФ должна быть минимальной. Цена на ЖНВЛП также должна соответствовать иным критериям, закрепленным в постановлениях Правительства РФ от 29.10.2010 № 865, от 15.09.2015 № 979 и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, инвестору (производителю) де-факто неизвестна фактическая цена продажи товаров, в строительство, модернизацию, освоение производства которых вкладываются значительные инвестиции (от 100 млн руб.; до июля 2022 г. – от 1 млрд руб.). За период модернизации, строительства производства цена на взаимозаменяемые препараты может снизиться вдвое или более, что приведет к убыточности проекта. Проблема актуальна не только для офсетов, но и для такого инструмента поддержки вложений в отечественную экономику, как специальный инвестиционный контракт (СПИК).

Целесообразно проработать дополнения в законодательство о нормативно-правовом регулировании регистрации цен на ЖНВЛП, производимые в рамках офсетных контрактов. Особые правила для таких препаратов должны действовать в пределах срока действия офсета, а после его истечения перерегистрацию цен следует осуществлять на общих условиях. Как альтернативный вариант: корректировка типовой формы офсетного контракта и регулирования в части изменений объема закупаемой продукции по соглашению сторон, чтобы в случае снижения стоимости лекарства у инвестора была возможность требовать соразмерного увеличения объема закупок, гарантируемых заказчиком.

Представляется резонным предусмотреть возможность использования фаст-трека при регистрации (ускоренной регистрации) препаратов, производство которых локализуется, модифицируется, осваивается по офсетному контракту. При этом, безусловно, применение фаст-трека не должно сказываться на качестве и глубине оценки эффективности и безопасности продукции, а также приводить к созданию угрозы нарушения исключительных прав на изобретения.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарств, медизделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медпомощи или не предусмотренных клинической рекомендацией, допускаются только при наличии определенных показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Применительно к рискам, возникающим при исполнении офсетных контрактов, отметим, что наличие обязательств по приобретению произведенной в рамках офсета продукции не синхронизировано с наличием такого препарата в стандартах оказания медпомощи и клинических рекомендациях. Так, при исключении лекарства из соответствующих нормативов может возникнуть ситуация, когда регион продолжает нести обязанность по его закупке, однако ЛПУ не смогут назначать и применять этот препарат иначе, чем по решению врачебной комиссии. Синхронизация в этой части позволила бы как инвестору, так и заказчику действовать при заключении и исполнении офсета в состоянии большей определенности, что положительно скажется на эффективности использования такого инструмента.

Проработка «бесшовного» регулирования при использовании нескольких механизмов стимулирования и защиты инвестиций

Одновременное применение для инвестпроекта нескольких защищающих, стимулирующих инвестиции механизмов, таких как заключение офсетного контракта и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), проработано недостаточно. Использование СЗПК позволит рассчитывать на действие стабилизационной оговорки, а офсета – на гарантированный в среднесрочной перспективе спрос, что сделает вложения в фармотрасль более понятными и привлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.

Повсеместное и неоправданное использование механизма офсетных контрактов нецелесообразно и потенциально затруднит достижение стратегических целей отрасли. Как и у любого инструмента или метода, у офсетов есть свои «показания к применению» и «противопоказания». Задача для рынка на сегодня – их формализовать.

 

Журнал «Конкуренция и право»

21 февраля 2023 г.

 

Минпромторг замыкает офсет на себя
Полина ГриценкоГосзакупкиИмпортозамещениеФарминдустрия
9 сентября 2018, 0:01
 
11177

Кто выиграет и проиграет при передаче офсетных контрактов в федеральное ведение

Минпромторг, уже выступавший с критикой вновь объявленного Москвой лекарственного офсетного контракта, хочет получить полномочия по заключению таких инвестиционных соглашений на федеральном уровне. С помощью этого инструмента ведомство намеревается стимулировать фармкомпании производить наряду с коммерчески выгодными для них продуктами не самые маржинальные, объяснил Vademecum директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Алексей Алехин. Параллельно передачи офсета из регионов в центр требуют производители: офсетные амбиции Москвы, на долю которой приходится около 20% лекарственных закупок, заметно сужают возможности поставщиков на рынке госзаказа.

«Мы хотим привязать офсет к федеральному заказу. Если появится возможность заключать контракты со встречными обязательствами по локализации продуктов, которые могут быть не совсем коммерчески успешными с точки зрения инвестора, но значимыми с точки зрения здравоохранения, это будет достаточно разумный инструмент», – сказал Алехин. Использовать такой инструмент, по его словам, имеет смысл во всех секторах экономики со значительной долей госзакупок, что особенно актуально для фармотрасли и производства медизделий. Четкие критерии оценки предмета и потенциальных участников федеральных офсетов пока не определены.

 

Возможность заключения офсетных сделок регионы получили в сентябре 2016 года, со вступлением в силу ст. 111.4 ФЗ №44 «О контрактной системе». Речь идет о контракте на закупку регионом товаров, предусматривающем встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию производства таких товаров. Вкладывая в проект не менее 1 млрд рублей, инвестор становится единственным поставщиком выпускаемой продукции. Действовать офсетный контракт может не более 10 лет.

 

СПИК СПОКОЙНО

По словам Алехина, чтобы придать офсетным сделкам федеральный статус, нужны изменения в ФЗ-44 и Бюджетный кодекс. Эти поправки готовятся, обсуждаются с Минздравом и Минфином. Распространение полномочий по офсету на центр обсуждается пока на уровне идеи, говорит источник, знакомый с планами Минпромторга. В Минздраве на тематический запрос Vademecum не ответили. В Минфине же сообщили, что предложения Минпромторга к ним поступили, но уверили, что реализация инициативы коллег изменений закона «О контрактной системе» не потребует: «В настоящее время ФЗ-44 уже содержит возможность заключать контракты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, предусматривающие дополнительное требование к поставщику о создании производства поставляемого по контракту товара на территории России или определенного субъекта РФ».

 

В этой формулировке легко прочитывается отношение подчиненных Антона Силуанова к замыслу сотрудников Дениса Мантурова: оставьте офсетные сделки там, где они лежат, согласно действующему ФЗ-44, то есть на уровне регионов. А федеральному центру вообще и Минпромторгу в частности для осуществления промышленной политики вполне должно хватать другого инструмента – специального инвестиционного контракта (СПИК), который инвестор вправе заключать как с региональными, так и с федеральными властями.

Вот только между офсетом и СПИК есть разница. Во-первых, инициатор СПИК может претендовать на статус единственного поставщика связанной с контрактом продукции, только если инвестирует в производство не менее 3 млрд рублей. Во-вторых, основной профит для инвестора СПИК – не прямое попадание его продукта в госзакупки, а гарантия стабильности налоговых и регуляторных преференций (например, для фармпрома –упрощенная процедура получения статуса российского производителя) в течение всего срока исполнения контракта. Сейчас минимальный объем инвестиций по СПИК – 750 млн рублей, но Минпромторгом готовится следующая версия регламента, где планка будет поднята до 1 млрд. Пока срок действия СПИК ограничен 10 годами, в новой редакции может быть продлен до 15 и даже 20 лет при условии вложения более 50 млрд рублей. Если проект изменений будет принят, все следующие СПИК будут заключаться по результатам конкурса, сейчас же достаточно заявки и одобрения межведомственной комиссии.

Сам факт подготовки изменений регламента СПИК вкупе с намерением получить полномочия по офсетным сделкам свидетельствует о том, что Минпромторг не удовлетворен имеющимся в его арсенале инструментарием. Чем именно? Прямого ответа на этот вопрос представители ведомства Vademecum на дали. Однако достаточно пролистать короткую историю СПИК, и причины неудовольствия проступят сами собой.

Возможность заключения специнвестконтратов у операторов существует с 2015 года, но в фармацевтике первые СПИК стали подписывать только во второй половине 2017 года. Тогда пионерами-испытателями модели стали AstraZeneca, Sanofi, «Герофарм», «Биокад». В марте 2018 года к движению присоединилась «НоваМедика». С учетом стоящих перед отраслью задач – не густо, даже если вспомнить о нереализованных намерениях принадлежащего Abbott «Верофарма», дуэта «Фармимэкса» и шведской Octapharma, чей совместный проект успел получить одобрение тематической межведомственной комиссии. Сейчас конвейер СПИК, в связи с переходом на новый регламент, остановлен – новые контракты не заключаются, уже поданные заявки ждут пересмотра и новой оценки по обновляемым критериям. В режиме ожидания пребывают и инвесторы – например, приглядывавшийся к модели СПИК Novartis, вынашивавший совместные с «Фармимэксом» планы по модернизации завода «Скопинфарм» в Рязанской области. «Мы заинтересованы в реализации преимуществ, которые дает СПИК инвесторам, однако окончательное решение мы будем принимать исходя из формулировок государственных льгот в законе», – сообщили Vademecum в Novartis.

Как минимум у одного из заключивших СПИК фармпроизводителей уже возникли трения с ФАС. В феврале 2018 года служба обнаружила завышение цен по нескольким препаратам российского представительства AstraZeneca. Компании пришлось снизить цены на 12–92% по восьми МНН (11 товарным позициям), в том числе включенным в СПИК. Инцидент вынудил компанию скорректировать производственные планы, тем не менее, заявок по изменению условий контракта AstraZeneca в Минпромторг не направляла, говорил в начале августа 2018 года Алексей Алехин.

Впрочем, и в других отраслях СПИК заключено немного, утверждают знакомые с общей картиной собеседники Vademecum: условия соглашения иностранным инвесторам не очень понятны и потому неинтересны, плюс обещанные налоговые льготы на практике оказываются ничтожными.

 

СТОЛИЧНАЯ НЕРАЗБАВЛЕННАЯ

Манящая многих (в том числе Минпромторг) офсетная модель пока реализована на практике единственным действующим контрактом. Власти Москвы в середине 2017 года провели конкурс на право в течение 10 лет поставлять городу широкую номенклатуру препаратов с начальной общей стоимостью 29 млрд рублей и со встречным обязательством инвестора – наладить в регионе соответствующее производство, вложив в него не менее 3 млрд. В торгах участвовали два опытных игрока рынка госзакупок – «Р-Фарм», чья заявка в процессе розыгрыша была отклонена, и «Биокад», заключивший в результате с Москвой офсетную сделку на 14 млрд рублей и уже начавший строить завод в Зеленограде.

 

Вторая офсетная попытка тоже была предпринята в столице. В марте 2018 года стало известно о грядущем конкурсе на право поставки 47 наименований препаратов на 48 млрд рублей. Этот контракт московские власти также намеревались заключить на 10 лет, но с общим объемом встречных инвестиционных обязательств уже в 7 млрд рублей. Участниками отрасли предварительные намерения государственного контрагента были встречены крайне скептически, заявителей на такой офсет не нашлось. Поэтому реальный конкурс, объявленный в июне нынешнего года, содержал более скромные условиях: поставка лекарств по 31 МНН на 22,6 млрд рублей, инвестиции – не менее 3 млрд рублей. Но разрозненность нозологий и других требований к организации производства по выпуску избыточной номенклатурной линейки ничего кроме критики у потенциальных инвесторов не вызвала.

Основная претензия к этому офсетному соглашению со стороны фармпроизводителей звучала примерно так: условия контракта сводят круг потенциальных инвесторов к считаным игрокам, среди которых назывались «Р-Фарм», «Натива», «Фармстандарт». А как же остальные? Где свободная конкуренция? Итоги этого конкурса заказчик намеревался подвести 2 октября. Вопрос, кто рискнет принять участие в розыгрыше, до сих пор открыт. «Р-Фарм», по словам гендиректора компании Василия Игнатьева, пока изучает возможности и риски, то есть заявку еще не подавал. В «Фармстандарте» и «Нативе» на запрос Vademecum не ответили.

Свою порцию негатива инициаторы этого офсета получили от Минпромторга, вероятно, тогда же и задумавшего что-то подправить в несовершенном офсетном механизме. Чуть ли ни сразу после объявления конкурса Минпромторг направил письмо в Экспертное управление Администрации Президента РФ, жалуясь на невозможные сочетания в заказываемой Москвой лекарственной номенклатуре, попадание в конкурсный перечень лекарств, под разработку и производство которых министерство уже предоставляло субсидии по программе «Фарма-2020», и препаратов, ранее включенных в действующие СПИК – в частности, с AstraZeneca и «Биокадом».

Во избежание подобных ошибок и недочетов в будущем Минпромторг вызвался как минимум курировать все планируемые регионами офсетные контракты. Еще один аргумент в пользу передачи этого контрактного инструмента в федеральное ведение сформулировали участники индустрии, возмущенные единственной пока региональной практикой: на Москву приходится 20% закупок препаратов из перечня ЖНВЛП, и когда самый состоятельный в стране заказчик объявляет такую сделку, рынок по этим препаратам для остальных игроков фактически закрывается. По мнению гендиректора «Герофарма» Петра Родионова, инициаторы офсетов должны учитывать мощности и продуктовую специализацию уже построенных и действующих в стране предприятий, любой другой подход приведет к недобросовестной конкуренции. «Когда в регионах уже есть ряд производителей со схожей номенклатурой, то зачем предоставлять эксклюзивные льготы еще одному? Какая в этом логика? Это несет риски для инвестиций тех игроков, которые уже инвестировали в производство в других регионах», – говорит Родионов, поддерживая идею согласования условий планируемых регионами офсетных контрактов с Минпромторгом.

 

ИЗДЕРЖКИ И ТЯЖЕЛОВЕСЫ

Собственное видение офсетной модели есть и у Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС: инвестор сам выбирает регион для размещения производства, продукцию которого может выкупать как федеральный госзказачик, так и уполномоченный представитель любого региона страны, но в объеме, не превышающем 70% от общего количества закупаемого за календарный год товара. Соответствующие предложения ассоциация направила в Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Инициатива производителей пока изучается, сообщил Vademecum глава комитета Максим Мейксин. По его словам, с одной стороны, механизм региональных офсетных контрактов позволяет развитию производства в регионе, с другой – емкость одного, например московского, рынка не позволяет развиваться национальному.

 

Известно, что Москва готовит еще один конкурс, который может быть объявлен еще до конца 2018 года: в контракт будет погружена номенклатура препаратов, исключенная из предыдущего офсета. Несколько контрактов, в том числе в фармотрасли, готовится объявить Санкт-Петербург, сообщил Мейксин.

Появление федерального офсета может сделать и СПИК, и региональный офсет менее привлекательным для инвесторов, полагает старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Александр Муравин: «В отличие от офсетного контракта, заключение СПИК требует решения Правительства РФ, что в значительной мере усложняет процедуру для инвесторов. А региональный офсет может быть менее привлекательным из-за специфических местных обстоятельств – например, удаленности региона от широкого потребителя, отсутствия достойных объектов для инвестирования».

Заместитель гендиректора «Биокада» по работе с госорганами Алексей Торгов в свою очередь называет федеральный офсетный контракт одним из способов стимулирования организации производства низкомаржинальных лекарств – например, детских форм и препаратов стоимостью менее 50 рублей. Сам механизм офсета очень перспективный, но немногие регионы сейчас могут его использовать, так как спрос, достаточный для того, чтобы за относительно короткий срок окупить 1 млрд инвестиций, существует далеко не везде, говорит руководитель практики здравоохранения «Пепеляев групп» Александр Панов. Игроки рынка убеждены, что подобным потенциалом сегодня обладают исключительно Москва и Санкт-Петербург.

Трансляция офсета на федеральный уровень может оказаться успешным предприятием, если инвесторы получат возможность заключать такие контракты с учетом потребностей сразу нескольких регионов, полагает Панов. Ну а для сохранения привлекательности регионального офсета, считает он, было бы целесообразно пересмотреть порог инвестиций – до 500 млн или даже 300 млн рублей.

Топ-менеджер одной из крупных отечественных фармкомпаний, знакомый с подобными предложениями экспертов и конкурентов, на условиях анонимности поделился с Vademecum своим мнением о перспективах централизации офсетных сделок: «Все это вряд ли возможно. ФАС и Минздрав традиционно выступают против увязывания в один контракт закупок, оплачиваемых из разных источников. А если попытаться применить федеральную офсетную модель, конкурсная документация будет согласовываться годами, так же долго будут утверждаться изменения цен».

Источник: Vademecum

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.