Люблю поразмышлять на тему «А что, если». Эта статья – размышление, с долей философии, подпитанная фактами, цифрами, всякими рисуночками-схемами, законами, и, безусловно, направленная на помощь российским предпринимателям. Кстати, развязка этой истории может послужить идеей для сюжета реального бизнеса.
Как я решила отдавать эмоции в хорошие руки
Я владелица компании по продаже эмоций. Да-да-да, я продаю эмоции, потому что, хочется сделать мир вокруг ярче.
ООО-шка «От печали до радости» на ОСН занимается оптовой и розничной продажей всевозможных настроений. В ассортименте есть все: взрывной кратковременный гнев (самый дорогой товар), обжигающий стыд, надоедливая совесть и даже самая настоящая человечность, а также много-много других чувств. Кстати, говорят, что счастье не купишь, в моих магазинах все посетители получают маленькие-маленькие частички счастья в качестве подарка за покупки. Только за ними нужно ухаживать и питать светлыми эмоциями и добрыми поступками, но не всем это удается.
Я честный предприниматель, исправно плачу все налоги, зарплаты «белые» и обнальщиков ни разу в жизни не видела. По правде сказать, может быть, и не стоит быть такой искренней перед бюджетом… Делаешь, благое дело, вносишь вклад в развитие общества, а по факту еле сводишь концы с концами.
В штате компании трудятся:
- Генеральный директор;
- Помощник генерального директора.
Бухгалтерия:
- Главный бухгалтер;
- Бухгалтер;
- IT-специалист.
Отдел продвижения:
- Руководитель отдела продвижения;
- Менеджер по рекламе;
- Маркетолог;
- PR-специалист;
Отдел продаж:
- Коммерческий директор;
- Менеджеры отдела продаж (5 человек);
Отдел розницы (3 магазина):
- Директоры магазинов (3 человека);
- Психологи (6 человек);
- Продавцы-кассиры (6 человек).
Надоело все! Неблагодарное это дело – вести бизнес, который пробуждает людей, а тебя «доят» со всех сторон чиновники и проверяющие… Я ужасно боюсь нарушать закон, тем более наслышана, какие грозные налоговики. И вообще, как-то кощунственно торговать чувствами, поэтому я решила создать потребительское общество. Реализации нет – нет налогов: я отдаю эмоции в обмен на пай, сотрудники фискальной службы не смогут сунуть нос в мою организацию. К тому же, мои друзья решили поддержать мое начинание в качестве кооператора. Но, чтобы не расстраивать оптовиков, которые привыкли к товаро-денежным отношениям, часть бизнеса все-таки будет работать по системе «купи-продай-заплати НДС-отчитайся». Поэтому, над реорганизацией основной компании придется поколдовать…
ООО «От печали до радости» (ОСН)
Исполнительный директор: я
Бухгалтерия:
- Главный бухгалтер;
- Бухгалтер;
- IT-специалист.
Отдел продаж:
- Коммерческий директор;
- Менеджеры отдела продаж (5 человек);
ООО «РекламаННАДА» (УСН 6%)
- Директор по маркетингу;
- Менеджер по рекламе;
- Маркетолог;
- PR-специалист;
ПК «Иди лесом, НДС»
- Совет:
- Председатель Совета: я;
- Мой лучший друг;
- Моя лучшая подруга;
- Ревизор кооператива: тот, кому я доверяю больше, чем себе;
- Председатель правления: бывший генеральный директор (бывший, потому что в потребительском обществе не может быть единоличного исполнительного органа);
- Председатели кооперативных участков: директоры магазинов (3 человека);
- Волонтеры: Психологи (6 человек) и продавцы-кассиры (6 человек).
- Пайщики: наши бывшие покупатели.
Конечно, я могу платить мзду государству, но только в следующих случаях:
- «Зарплатные» налоги: если кто-то будет работать в моем кооперативе по ТК РФ или по гражданским договорам оказывать моему обществу услуги/выполнять работу;
- Налог на имущество: если в неделимом фонде (в собственности) будет имущество, по которому установлена кадастровая стоимость;
- Единый налог по упрощенке я буду платить только, если решу вести в потребительском обществе коммерческую деятельность;
- НДФЛ: когда решу выплачивать материальную помощь своим пайщикам.
Потребительский кооператив, может сдавать нулевые декларации и спать спокойно: налоговики не будут тыкать пальцам: «Вон, очередная однодневка!» Ведь потребительское общество – это некоммерческая «народная» организация.
Екатерина Кувшинова
Руководитель юридического департамента «Туров и партнеры»:
- Потребительский кооператив, несмотря на то, что это некоммерческая организация, вправе вести коммерческую деятельность. У него есть система налогообложения (может выбрать любую, но я бы рекомендовала УСН «доходы»). Коммерческая деятельность там, где есть «реализация» (ст. 39 НК РФ). Когда потребительское общество обеспечивает нужды пайщиков (передавая им тот же товар), реализацией это не признается (п.3, ст. 39 НК РФ). Нет реализации – нет налогов от реализации. Именно поэтому, принимая паевые взносы от пайщиков и обеспечивая их товаром, у потребительского общества не возникает обязанности по уплате налогов. Но так как есть система налогообложения декларацию сдавать нужно, а если нет доходов от реализации – сдаем нулевую декларацию.
При выплате материальной помощи пайщику НДФЛ начислять нужно, и если он не является работником потребительского общества, выплаты ему не будут образовывать объекта обложения по страховым взносам. Соответственно, в этом случае, потребительское общество не будет плательщиком страховых взносов. А вот доход физлицо все же получило в виде материальной помощи, поэтому НДФЛ удержать придется.
С чем придется столкнуться на пути к безНДСности?
По-моему, мои мечты вполне реальны, в смысле, идея потребительского кооператива. А проблемы – они и в Африке проблемы, и без них было бы скучно работать. Будь я бизнесмен, или кооператор – от них не убежать. Наоборот, мелкие неурядицы и трамплины подстегивают на пути к достижению новых высот. Итак, с чем мне придется столкнуться на пути к безНДСности?
Екатерина Кувшинова
Руководитель юридического департамента «Туров и партнеры»:
- Столкнуться, прежде всего, придется с непониманием того, что вообще такое потребительское общество (потребительский кооператив). Причем, это непонимание касается и контролирующих органов. Из-за непонимания этого «затор» возникает еще на этапе регистрации потребительского кооператива (не вызывает вопросов регистрация только в Москве, в регионах сталкиваемся с эти постоянно). С этим же связаны и последующие трудности, в начале пути запуска, перестроить свое мышления коммерсанта на мышление кооператора, разобраться с нюансами и проникнуться этой идеей. Важно понять, что вы можете быть не только коммерсантом, а еще и выполняете социальную цель – удовлетворяете нужды пайщиков в рамках некоммерческой деятельности. Ничего не прикрываете, просто еще помогаете некоммерческой организации обеспечить пайщиков нужными им видами товаров/работ/услуг.
Отдельное внимание хочу уделить документообороту. Не могу сказать, что он труден для использования, он просто отличается от привычного. Как говорится: «Тяжело в учении, легко в бою». Поэтому нужно от владельцев ясное понимание того, что нужно будет и ему и его сотрудникам хорошо потрудиться, чтобы изучить и применить новый документооборот в своей деятельности.
В остальном – все дело техники. И это – реально! Главное ваше желание и ответственность в запуске некоммерческой организации.
Я думаю, «игра стоит свеч», потому что, как ни крути, а наш бизнес так или иначе настроен на наших потребителей, мы и так удовлетворяем их потребности. Почему бы это не делать в рамках некоммерческой деятельности, если это возможно?