Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Кому в мире в пандемию жить хорошо? 360 миллиардов евро заработали международные корпорации на пандемии

Международные корпорации заработали на пандемии €360 млрд

https://www.kommersant.ru/doc/5098158

26.11.2021

В 2020 году международные корпорации заработали благодаря пандемии дополнительные €360 млрд.

Об этом пишет Der Spiegel со ссылкой на исследование ученых из чешского Карлова университета, сделанное по заказу фракции левых в Европарламенте.

По подсчетам исследователей,

  • американские корпорации выиграли от пандемии около €100 млрд,
  • французские — €20 млрд,
  • немецкие — €15 млрд.

«Вследствие пандемии крупные корпорации в нескольких секторах смогли увеличить свою прибыль»,— отмечают авторы исследования.

Ученые выделили 1,8 тыс. международных корпораций, выигравших от пандемии,— об этом свидетельствовало то, что их прибыль в 2020 году существенно превысила их собственные прогнозы и ожидания.

Больше всего выиграли

  • промышленные компании (41%),
  • а также компании из секторов IT (21%)
  • и финансов (16%).

По мнению критиков существующей системы налогообложения, это еще один аргумент в пользу введения налога на сверхприбыль транснациональных корпораций. «Пришло время, когда эти корпорации должны внести свой вклад в преодоление кризиса»,— заявил депутат Европарламента от левых Мартин Ширдеван.

В июле 130 крупнейших стран мира поддержали идею глобального минимального налога на прибыль корпораций в размере 15% — предполагается, что эта мера поможет более справедливому перераспределению налогов таких компаний, а также сделает более трудным уклонение через налоговые гавани.

Яна Рождественская

 

 

03.07.2021

Корпорации натянули на глобус. Объявлена налоговая реформа в мировом масштабе

130 крупнейших стран мира (включая Россию) поддержали идею глобального минимального налога на прибыль корпораций в размере 15%, сообщила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Речь идет о фундаментальном изменении правил международного налогообложения, которое заставит крупные корпорации платить больше в странах, где они реально зарабатывают, а также снизит привлекательность низконалоговых юрисдикций.

Такой подход в целом согласуется с усилиями российского правительства, готовившего введение цифрового налога для иностранных IT-гигантов.

 

Основные экономики мира посчитали, что крупные корпорации выдержат новый глобальный налог на зарабатываемую ими прибыль

ОЭСР сообщила, что 130 стран, на которые приходится более 90% мирового ВВП, по итогам встречи в виртуальном формате поддержали план по реформированию правил международного налогообложения. В перечне присоединившихся и Российская Федерация. Российские ведомства вчера это событие никак не комментировали. Минфин на запрос “Ъ” не ответил.

Смысл реформы — заставить транснациональные компании, пользующиеся возможностями налоговой минимизации, платить больше налогов, в том числе в странах реального присутствия.

Напомним, инициатива была выдвинута Минфином США на налоговой площадке ОЭСР и G20, где уже много лет обсуждаются предложения по гармонизации налогообложения корпораций (см. “Ъ” от 24 мая).

Эксперты говорят о том, что эти изменения — крупнейшие в налоговой сфере за последние десятилетия. Большому международному бизнесу (прежде всего технологическим гигантам из США) придется платить налог с прибыли не только там, где он зарегистрирован, но и в странах, где он зарабатывает (напомним, именно этого добиваются и российские власти, рассматривавшие введение цифрового налога для иностранных IT-компаний). В согласившихся на это странах будет введена минимальная ставка налога на прибыль на уровне 15%. Если она где-то будет ниже, «добрать» налог до 15% сможет уже страна происхождения капитала, что сильно снижает привлекательность низконалоговых юрисдикций (офшоров).

По оценкам ОЭСР, реформа сможет приносить странам в целом около $150 млрд дополнительных поступлений в год.

Генеральный секретарь Матиас Корманн назвал одобренный пакет мер «историческим». По его словам, он не устранит налоговую конкуренцию, но учтет интересы малых и развивающихся стран. Детали проекта, по ожиданиям ОЭСР, должны быть готовы в октябре, старт самой реформы намечен на 2023 год — страны должны успеть подготовить национальные налоговые акты.

Как ОЭСР и G20 определились с дизайном налогообложения цифровых гигантов

Отметим, что еще недавно президент Владимир Путин поручал правительству проработать вопрос о таком налоге. Тогда глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров оценивал идею о налоге осторожно, отмечая, что ее «необходимо обсчитать с точки зрения суверенных интересов» (см. “Ъ” 18 июня).

По словам экспертов, реформа принесет в российский бюджет дополнительные средства, но заплатят за это потребители цифровых услуг. Как говорит партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев, присоединение России к инициативе позволит ей получать дополнительные налоговые платежи от иностранных компаний, которые генерируют выручку от российских пользователей. «Важно, что предложенные ОЭСР меры, по сути, подразумевают отказ от односторонних страновых цифровых налогов,— пояснил он “Ъ”.—

Изначально планировалось распространение инициативы на цифровые компании, однако согласованный ОЭСР подход шире — новые правила могут коснуться мультинациональных корпораций при превышении ими определенных порогов по выручке и прибыльности вне зависимости от отраслевой принадлежности».

Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов отмечает, что, по сути, участвующие в инициативе государства будут дополнительно облагать доходы своих групп из стран с налоговой ставкой ниже 15% и будут стимулировать низконалоговые юрисдикции вводить/повышать такой налог. «Кроме того, страны смогут облагать у себя часть доходов, которые получают от их резидентов крупные транснациональные компании, но отказываются от введения цифровых налогов»,— говорит он.

Как Джо Байден предложил обновить американскую инфраструктуру за счет корпораций

Эксперт называет соглашение компромиссом между США и ЕС. Предложение минимального 15-процентного налога — вариация действующего в США уже четыре года законодательства GILTI. «Но накануне планируемого повышения федеральной ставки налога на прибыль с 21% до 28% ликвидация низконалоговых режимов по всему миру требует поддержки других крупных игроков,— говорит он.— С другой стороны, европейцы получают возможность облагать у себя доходы таких гигантов, как Facebook, Google, и даже в отсутствие их физического нахождения в стране. Эту задачу должны были решить цифровые налоги, но они не были унифицированы и встречали резкие возражения со стороны США». «Главными бенефициарами являются бюджеты США и стран ОЭСР. А платить за это будут крупные транснациональные компании и, очевидно, потребители их услуг — не нужно быть гением, чтобы предсказать рост цен на услуги интернет-гигантов»,— уверен господин Вахитов.

Татьяна Гришина, Вадим Вислогузов

 

14.10.2020, 00:00

Не ниже низшего

ОЭСР и G20 определились с дизайном налогообложения цифровых гигантов

10K4 мин....

Налоговики большей части мира близки к договоренности об устройстве налогообложения высокоприбыльных цифровых компаний (Facebook, Google, Amazon и др.), до сих пор успешно оптимизировавших налоговую нагрузку за счет переноса прибыли в низконалоговые юрисдикции, следует из документов профильной рабочей группы ОЭСР и G20. Кроме правил привязки прибыли к стране ее получения речь идет о введении «глобального минимума» ее обложения. Это не лишит страны права вводить более низкие ставки, но позволит другим участникам соглашения требовать доплаты IT-гигантами налогов до этого минимума. Меры прямо обоснованы необходимостью компенсировать правительствам траты на борьбу с COVID-19 и на помощь бизнесу — при этом самим субъектам налогообложения ничего, кроме «предсказуемости налоговой нагрузки», не обещано.

Развернуть на весь экран

Фото: Hannibal Hanschke / Reuters

Рабочая группа ОЭСР и «двадцатки» (G20) по реализации плана BEPS раскрыла подробности своей работы над скоординированным введением глобального минимума обложения части доходов транснациональных корпораций. Де-факто речь идет о работе налоговых администраций по закрытию для транснациональных компаний (ТНК) возможности оптимизации нагрузки за счет корпоративных маневров между разными юрисдикциями. К концу 2020 года она должна завершиться «согласованным решением», говорится в итоговом заявлении рабочей группы.

Особую актуальность теме придает контекст пандемии COVID-19. Правительства «отреагировали на нее ростом госрасходов на медицину и беспрецедентной финансовой поддержкой бизнеса, но рано или поздно испытают потребность в возврате этих средств», прямо сказано в документе.

Проект «согласованного решения» и заключается, с одной стороны, в консолидации данных о доходах глобализованного бизнеса, а с другой — во введении наднационального налогового минимума, который решит проблему «отставания» фискальных органов от меняющихся стратегий крупных компаний и наполнит истощенные пандемией бюджеты.

Авторы ссылаются на рост общественного давления на правительства по обеспечению «справедливого и честного» налогового вклада ТНК в бюджеты и одновременно — на острую потребность корпораций в налоговой определенности для восстановления после коронакризиса. При этом рабочая группа констатирует «значительный прогресс» в поиске консенсуса — ранее процесс тормозили конфликты национальных интересов, теперь же оба пакета обсуждаемых мер отражают «согласованные взгляды на основные направления, принципы и параметры налогообложения ТНК» (как, впрочем, и перечень разногласий и технических проблем в ее реализации; одна из них — гонка юрисдикций по введению национальных «цифровых» налогов).

Как технологических гигантов обложат налогами

Проект первого пакета мер (Pillar One) нацелен на «построение устойчивой системы налогообложения в цифровой мировой экономике» и описывает ее технические детали. Соглашения пока нет — есть лишь согласие, что базой должен быть принцип обложения чистого дохода цифрового бизнеса вне зависимости от его физического присутствия в юрисдикции при максимальной простоте администрирования. В расчетах налоговой базы по данным консолидированной финансовой отчетности ТНК будет учитываться как доход в конкретной юрисдикции («часть А», расчеты по которой группа намерена сбалансировать с учетом возможных потерь ради сохранения способности налоговых органов по обеспечению ее обложения), так и «глобализованные» прибыли корпораций, возникающие даже вне их физического присутствия в конкретной юрисдикции («часть Б», требующая более детальной настройки для «справедливого» распределения сборов от ее обложения между странами).

Что получат правительства от «налога на Google»

Смотреть

Второй пакет мер (Pillar Two, его проект также опубликован рабочей группой) посвящен возможности «реверсивного налогообложения» ТНК в случаях, когда налоговые органы юрисдикции, где получена прибыль, «не использовали свое право на ее обложение» или его эффективная ставка оказалась низка,— речь идет об обеспечении уплаты международными компаниями «по крайней мере минимального уровня налога». Признавая суверенитет стран в вопросах регулирования обложения прибыли, его авторы также признают право других юрисдикций применять к ТНК режим минимального глобального налога, утвержденный международным соглашением. При этом рабочая группа фиксирует довольно высокий уровень проработки проекта, включая разработку общих правил внесения доходов в налоговую базу (Income Inclusion Rule, IIR) и определения «недообложенных» доходов (Undertaxed Payment Rule, UTPR) и того, какие доходы подпадают под «глобальный налог» (Subject to Tax Rule, STTR), а также механизмы расчета эффективной налоговой ставки и правила привязки прибыли к юрисдикции.

Как шла борьба с налоговой оптимизацией

Смотреть

Пока новые меры нацелены на компании с выручкой свыше $750 млн, и в первую очередь — на высокоприбыльные компании, получающие существенную долю доходов от нематериальных активов (речь идет об интернет-гигантах Facebook, Alphabet — материнской компании Google, Amazon и др.): объем их капвложений не так заметно зависит от налоговой нагрузки и ее рост минимально затронет инвестиции, считают в ОЭСР. Ориентиром для настройки новых правил является рост сборов налога на прибыль корпораций на $50–80 млрд ($60–100 млрд в сумме с американским налогом на доходы от интеллектуальной собственности в низконалоговых странах, GILTI) — то есть около 4% его нынешних глобальных сборов. Перетоки прибыли из низконалоговых юрисдикций в страны, где потребляются продукты корпораций, при реализации первого пакета оцениваются ОЭСР в сопоставимые $100 млрд.

Вход свободный, выхода нет

Смотреть

Введение налога на цифровые услуги в других странах должно затронуть в том числе и российские IT-компании, которые оказывают такие услуги пользователям за рубежом, отмечает Антон Гребенчук, директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Как минимум они должны будут отслеживать лимиты, установленные в иностранных юрисдикциях (например, по выручке от оказания цифровых услуг во всем мире и в отдельно взятой стране), и платить налог в случае их превышения. Говоря об обратном процессе — потенциальном перераспределении налоговых поступлений от иностранных IT-гигантов в пользу РФ,— господин Гребенчук отмечает, что при введении в России налога на цифровые услуги крупнейшие международные компании, скорее всего, станут уплачивать его из репутационных соображений, а если российские правила налогообложения цифровых услуг будут соответствовать принципам и рекомендациям ОЭСР, то это существенно упростит расчеты и будет способствовать росту поступлений платежей в российский бюджет.

Олег Сапожков, Татьяна Едовина, Татьяна Гришина

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.