Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

В России насчитывается больше трехсот небольших городов, чей рынок труда зависит от одного промышленного предприятия. Но скоро список сократится почти вдвое — правда, пока лишь из-за изменения критериев их отбора.

Моногорода спасут льготы и хорошее настроение. В увядающих населенных пунктах надо развивать не только промышленность, но и креативные индустрии

Парламентская газета pnp.ru

Автор: Марина Третьякова

 
В России насчитывается больше трехсот небольших городов, чей рынок труда зависит от одного промышленного предприятия.

Но скоро список сократится почти вдвое — правда, пока лишь из-за изменения критериев их отбора.

Они изложены в проекте постановления Правительства, опубликованном в ноябре для обсуждения.

Но выбывшие из списка территории без помощи не останутся, утверждает сенатор Елена Авдеева.

А на подходе еще несколько видов поддержки моногородов, расширяющие для резидентов территорий опережающего развития налоговые льготы и другие возможности.

 

 

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «_____» _________ г. № _______________

МОСКВА

О КРИТЕРИЯХ ОТНЕСЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ‎К МОНОПРОФИЛЬНЫМ (МОНОГОРОДАМ) И КАТЕГОРИЯХ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МОНОГОРОДОВ) ‎В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РИСКОВ УХУДШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемые:

  • критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам);
  • категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения ‎их социально-экономического положения.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Российской Федерации от 2014 г. №………

КРИТЕРИИ отнесения муниципальных образований Российской Федерации ‎к монопрофильным (моногородам)

  1. Настоящие критерии устанавливаются в целях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Муниципальное образование Российской Федерации признается монопрофильным (моногородом) в случае его соответствия одновременно следующим критериям:

а) наличие у муниципального образования статуса городского округа
‎или городского поселения, за исключением муниципальных образований,
‎в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;

б) численность постоянного населения муниципального образования, превышающая 3 тысячи человек;

в) численность работников одной из организаций, одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций, осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса, превышавшая в течение 5 лет, предшествующих дате вступления в силу настоящего распоряжения,
‎20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (далее – градообразующая организация);

г) осуществление градообразующей организацией деятельности
‎по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.

___________

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Российской Федерации

от 2014 г. №………

КАТЕГОРИИ монопрофильных муниципальных образований (моногородов) ‎в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения

1. Категория 1, к которой относятся монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе, во взаимосвязи ‎с проблемами функционирования градообразующих организаций, соответствующим не менее чем двум из следующих признаков:

  • градообразующей организацией муниципального образования прекращена производственная деятельности и (или) в отношении такой организации была возбуждена процедура (несостоятельности) банкротства;
  • имеется информация о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем 10 % среднесписочной численности работников такой организации;
  • превышение уровня регистрируемой безработицы в муниципальном образовании в 2 и более раза среднего уровня по Российской Федерации;
  • социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании оценивается населением как неблагополучная (по результатам социологических опросов, проводимых Федеральной службой охраны Российской Федерации);

2. Категория 2, к которой относятся монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются высокие риски ухудшения социально-экономического положения, соответствующие одному из признаков, предусмотренных в пункте 1 настоящих категорий;

3. Категория 3, к которой относятся монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), которые не вошли ‎в категории 1, 2 и 4, и (или) в которых имеются низкие риски ухудшения социально-экономического положения, соответствующие одному ‎из следующих признаков:

  • имеется информация о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем 3 % среднесписочной численности работников такой организации;
  • превышение уровня регистрируемой безработицы в муниципальном образовании среднего уровня по Российской Федерации;
  • превышение численности зарегистрированных безработных

‎в муниципальном образовании 5 % общей численности зарегистрированных безработных в субъекте Российской Федерации;

4. Категория 4, к которой относятся монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономическая ситуацией, соответствующей одновременно следующим признакам:

  • осуществление производственной деятельности градообразующей организации на территории муниципального образования;
  • отсутствие информации о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем 3% среднесписочной численности работников такой организации;
  • определение уровня регистрируемой безработицы в муниципальном образовании, не превышающего среднего уровня по Российской Федерации;
  • социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании оценивается населением как благополучная (по результатам социологических опросов, проводимых Федеральной службой охраны Российской Федерации).

Зоны особого внимания
Моногородами считаются населенные пункты, в которых живет больше трех тысяч человек и за последние пять лет минимум 20 процентов всех трудящихся работало на одном предприятии.

Например, большая часть населения современного Тольятти исторически была тесно связана с производством на «АвтоВАЗе», а сам город воспринимался придатком к автомобильному гиганту.  

Порог в 20 процентов установлен исходя из международных рекомендаций Всемирного банка, пояснил нашему изданию первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.

«Он фиксирует доминирование в городе одного из видов экономической деятельности. Это выражается как в градостроительных особенностях территории — есть промзоны и жилые сектора, — так и в трудовой занятости жителей», — отметил депутат.

Денис Кравченко
© duma.gov.ru
По его словам, если градообразующее предприятие решит закрыться или у него возникнут финансовые проблемы, то возрастают риски безработицы. «Собственно, в России так и произошло, когда в 2009-2010 годах на фоне мирового кризиса в ряде городов тысячи человек остались без работы. Это положило начало целенаправленной политике государства по поддержке моногородов», — резюмировал Кравченко.

Сейчас Правительство хочет уточнить основания для присвоения статуса моногорода. Общественное обсуждение проекта постановления прошло в декабре. Предложили добавить два новых критерия. Первый — для городов, зависимых от угледобывающих предприятий: если за последние пять лет из шахт уволили минимум 10 процентов всех работников в городе, то город получит приставку «моно». Второй критерий — для городов-спутников: населенные пункты, расположенные в радиусе до 50 километров от регионального центра, к моногородам относиться не будут.

Есть уточнения категорий моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. Исключена третья категория, при которой ситуация в городе оценивается как стабильная — предприятие исправно работает, масштабные сокращения не грозят, уровень безработицы не выше среднего по стране, а местные жители сами считают, что в городе все благополучно.

К первой категории отнесут, как и раньше, моногорода с самой сложной обстановкой. Но если раньше было несколько критериев такой ситуации, в том числе конъюнктура рынка и мнение местных жителей, то теперь останется один: средний уровень безработицы. За последние три года он должен быть в два раза выше средних показателей по стране. Ко второй категории отнесут все прочие моногорода, следует из проекта постановления.

Без поддержки никто не останется
Изменение критериев повлечет за собой и обновление самого списка моногородов. Их число сократится с 321 до 163, предполагает кабмин. Точные цифры появятся, когда все регионы передадут обновленные данные.  

Эта актуализация давно назрела, считает руководитель рабочей группы по вопросам развития моногородов в Совете Федерации, зампредседателя Комитета палаты по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Авдеева. Она напомнила, что список положено обновлять раз в полгода, но этого не происходило.

Конечно, согласилась сенатор, многим моногородам, даже успешным, не хочется лишаться своего статуса, ведь им все равно нужна поддержка. Но нельзя помогать всем одинаково, размазывать финансирование тонким слоем, считает она: «В первую очередь государство должно помогать тем, кто находится в наиболее неблагополучной социально-экономической ситуации. И новые критерии ориентированы как раз на сложные территории. Но серьезного пересмотра подходов проект кабмина не предусматривает».

Авдеева также назвала объективным новый критерий, который касается городов-спутников. По мнению сенатора, если за час можно добраться до места работы в региональном центре, то у людей больше возможностей для заработка. С другой стороны, добавила сенатор, важно помнить, что и в административных центрах разная ситуация на рынке труда: «Не всегда областной центр может закрыть все потребности в рабочих местах. И еще, 50 километров, с учетом разной транспортной обстановки для отдельных территорий, будет скорее ограничением в перемещении на работу».

Как бы то ни было, города, которые перестанут отвечать новым критериям, не будут жестко исключены из программ развития, убеждена Авдеева. Она пояснила, что просто теперь такую точечную поддержку, как, например, финансирование инфраструктурных проектов, сохранят уже только для самых проблемных территорий.

«А для остальных можно получить финансирование по другим программам — по линии Минстроя, Минэкономразвития, Ростуризма и других ведомств. Никто не мешает им участвовать в других госпрограммах. Здесь уже все зависит от работы региональной команды», — резюмировала Елена Авдеева.

Новый цикл льгот
Одним из самых удобных инструментов, способных вытянуть моногорода из депрессии, считается создание там особого правового режима для бизнеса. Зоны, в которых действует такой режим, называются территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Их создают не только в моногородах, но и в других проблемных городах и округах.  

Инвесторам, которые решат открыть предприятия в ТОСЭР, государство дает различные налоговые льготы. Самая существенная — снижение обязательных страховых взносов с 30 до 7,6 процента на сотрудников, занявших новые рабочие места: 6 процентов на пенсионное страхование, 1,5 — на социальное и 0,1 — на медицинское. По действующим нормам эта льгота положена всем резидентам, которые получили такой статус в первые три года с момента образования ТОСЭР. Действует она десять лет.

Сейчас планируется дать Правительству полномочия продлевать срок, в течение которого резиденты могут получить право на налоговую льготу. Сколько именно лет — кабмин определит в подзаконном акте, однако в проекте закона указан предел: до 31 декабря 2024 года.

Эту поправку разработали по поручению Президента России, которое он дал после совещания о развитии угольной отрасли в марте 2021 года. Как уточнил во время первого чтения законопроекта замглавы Минэкономразвития Сергей Галкин, ко второму чтению законопроект доработают.

Конкретные поправки Правительства пока не пришли в Госдуму, сообщил в декабре «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Вместе с тем сам законопроект депутаты восприняли с большим воодушевлением, отметил он, так как предлагается системная поддержка инвестиций.

«На недавней встрече главы Татарстана Рустама Минниханова с предпринимателями Набережных Челнов, где у нас есть ТОСЭР, вопрос о продлении сроков для получения льгот нам задавали трижды», — рассказал он, поясняя важность инициативы кабмина.

Требования к резидентам ТОР в моногородах хотят уточнить

Фаррахов подчеркнул, что все налоговые льготы для резидентов ТОСЭР востребованы, и это реальный механизм, позволяющий привлечь инвесторов в моногорода и на другие развивающиеся территории.

Депутат также предположил, что кабмин разработает определенные критерии, исходя из которых кому-то продлят такие льготы, а кому-то нет. «Ведь ситуация меняется, некоторые моногорода уже не являются таковыми, а другие нуждаются в такой поддержке», — считает Айрат Фаррахов.

Расти большой и умный
Статус резидента ТОСЭР может получить любая компания, если она зарегистрирована и воплощает инвестиционный проект исключительно на территории этого моногорода. Единственное — предприятие не должно быть градообразующим. Несоблюдение этих правил влечет исключение из реестра резидентов, а значит, и отлучение от всех положенных льгот.

Но представим ситуацию: в моногород приходит инвестор, открывает предприятие, набирает новых сотрудников — в общем, добросовестно выполняет взятые на себя обязательства. Но он расширяет производство или, наоборот, из города усиливается отток кадров, из-за чего на объектах инвестора оказывается занято 20 процентов от всех трудящихся в этом населенном пункте. То есть предприятие, само того не желая, становится градообразующим, а значит, подлежит исключению из реестра резидентов. В такой ситуации ему просто невыгодно развиваться и создавать новые рабочие места.

Вид на атриум центра коллективного пользования Биотехнопарка Кольцово, перед церемонией открытия в наукограде Кольцово Новосибирской области.
© РИА Новости
Территории опережающего развития создают, чтобы в городе стало лучше жить, чтобы у людей появилась стабильная работа и достойная зарплата. Поэтому исключение из реестра резидентов, которые просто хорошо выполняют свои обязательства, выглядит нецелесообразным и даже несправедливым, считает кабмин: это «необоснованно нарушает права» таких предпринимателей. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, поступившему в Госдуму 7 декабря, который призван исправить это упущение.

Так, Правительство предлагает уточнить, что предприятие не должно быть градообразующим именно на дату включения в реестр резидентов. Дополнительно в закон хотят дописать норму, что если на предприятии создадут рабочих мест больше, чем 20 процентов от среднесписочной численности по всем предприятиям моногорода, то его все равно не приравняют к градообразующей организации.

Такие поправки можно оценить крайне позитивно, считает депутат Денис Кравченко. По его мнению, главная проблема не в масштабах предприятий, а в их конкурентоспособности. «Развитие экономики, импортозамещение позволяют градообразующим предприятиям смело смотреть в будущее, — убежден он. — Но изношенная инфраструктура этих городов не способствует привлечению в них лучших специалистов».

Депутат рассказал, что одной из приоритетных задач на ближайшее время он с коллегами видит развитие территорий с повышенным научно-технологическим потенциалом. «Прежде всего это наукограды, моногорода, закрытые территориальные образования. Потенциал этих территорий очень велик, а комплексную поддержку получают не все», — пояснил Денис Кравченко.

Он рассказал нашему изданию, что депутаты уже детально прорабатывают с профильным вице-премьером и ведомствами комплексную программу по развитию промышленных и научных городов, где находятся крупные высокотехнологичные производства.

Свобода творчеству
Поддержка моногородов — это весьма разветвленная система, насчитывающая больше полутораста разных мер, включая субсидии и компенсации производителям. Однако большинство из них ориентировано на промышленный сектор. А вот чего не хватает этой системе, так это внимания неиндустриальным отраслям экономики, особенно творческому кластеру, считает сенатор Елена Авдеева. По ее словам, моногородам нужны не только новые предприятия, но и красивые скверы и здания, современные музеи, художественные мастерские — пространства, создающие хорошее настроение и атмосферу для жизни.

Поэтому она рассказала «Парламентской газете» о новом возможном инструменте поддержки моногородов: «Я предлагаю учредить ежегодный конкурс на лучший проект по созданию диверсифицированной среды за счет развития неиндустриальных видов бизнеса».

Как вывести российские моногорода из депрессии

Акцент, по ее словам, должен быть на творческие креативные индустрии: частные или муниципальные музеи, дизайн одежды, мебели или городской среды, народные художественные промыслы, создание кино, мультфильмов и прочего цифрового контента, архитектуру, изобразительное искусство, рекламу. «В общем, это все то, что может давать коммерческие продукты и создавать хорошую атмосферу в городе, — пояснила сенатор. — Это ведь тоже важно. Если раньше людей интересовало только пропитание и тепло дома, то теперь мы хотим впечатлений, эмоций».

Авдеева добавила, что конкурсный формат выбран не случайно: он стимулирует муниципальные команды искать лучшие практики, изучать потенциал города. По ее мысли, победителям конкурса государство будет давать деньги на воплощение проекта. Сенатор уверена, что призовой фонд не станет тяжелым бременем для бюджета: «Для небольших моногородов и десять миллионов рублей — очень хороший стимул, они на эти деньги смогут, например, трансформировать какое-то общественное пространство. Но это даст возможность развивать альтернативные виды экономики».

Авдеева уточнила, что пока это только концептуальная идея, но ее уже удалось обсудить, о задумке планируют поговорить на заседании рабочей группы в Совете Федерации по вопросам развития моногородов.

#бизнес

Ещё материалы: Елена Авдеева, Денис Кравченко , Айрат Фаррахов

Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/economics/monogoroda-spasut-lgoty-i-khoroshee-nastroenie.html

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.