Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город». Градообразующее предприятие: сущность, значение, особенности развития. Анна Кузинкова

Оказываем содействие в получении займа Фонда:

- разработка бизнес плана по требованиям Фонда
- разработка финансовой модели проекта по требованиям Фонда
- экспертиза документов заявки по требованиям Фонда
- сопровождение проекта, подготовка и участие в защите
- подготовка проектно-сметной документации строительства
- цифровизация, автоматизация бизнес-процессов

Оказываем содействие в получении льгот ТОСЭР*:
- разработке бизнес-плана для резидента ТОСЭР Вашего моногорода
- разработке финансовой модели проекта резидента ТОСЭР Вашего моногорода по требованиям РОИВ
- экспертизе документов заявки резидента ТОСЭР моногорода по требованиям РОИВ
- взаимодействии с органами власти на этапе экспертизы документов заявки резидента ТОСЭР моногорода РОИВ
- сопровождении проекта (подготовка и участие в защите) проекта
- анализ (исследование) ниши рынка сбыта продукции, недвижимости, труда и т.п.
- подготовка проектно-сметной и иной документации строительства (услуга партнера)
- подбор оборудования, технологической подготовке производства (услуга партнера)
- цифровизация, автоматизация производства, бизнес-процессов (услуга партнера)
Обращайтесь за консультациями к нам!

 

* Взносы во внебюджетные фонды РФ, начисляются в пределах льготной налоговой ставки 7,6% (в том числе 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм) уплачиваются резидентом ТОСЭР в ФСС сверх данной ставки (в льготную ставку не входят)

Еще по теме поддержки проектов в моногородах:

Льготы резидента территории опережающего развития ТОСЭР в моногородах, на территории Свободного порта Владивосток (СПВ) и на территориях Дальнего Востока (ТОР ДВ) позволяют бизнесу снизить налоги на 20-53% (от 2 до 5 % суммы выручки), использование "упрощенки" УСНО -  снизить сумму на 62% от величины налоговых отчислений, взносов в бюджеты всех уровней за 15 лет

ТОСЭР - это преференциальный и инфраструктурный аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - при реализации НОВЫХ инвестиционных проектов в черте ТОР моногорода или ТОР ДФО резидентам ТОР предоставляются налоговые льготы и преференции 

  • налог на прибыль в первые 5 лет с момента получения проектом прибыли: 0 - 5%, в последующие годы - 10-12% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на недвижимое имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы* в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%)*.

https://www.syl.ru/article/307846/gradoobrazuyuschee-predpriyatie-suschnost-znachenie-osobennosti-razvitiya

Градообразующее предприятие дает жизнь целому населенному пункту, жители которого и обеспечивают функционирование конкретного промышленного объекта. Некоторые такие города с монопрофильной экономикой возникли еще в Российской Империи, другие были образованы для воплощения грандиозных планов СССР. Но в каждом из подобных населенных пунктов, помимо самого предприятия, часто имеющего стратегическое значение для всего государства, есть наследие – имперское, советское или современное.

Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город»

В актуальных законодательных актах РФ нет четкого объяснения данных понятий. Считается, что предприятие является градообразующим, если на промышленном объекте трудоустроено более 25% населения города. Монопрофильными же называют города, возникшие вокруг определенного промышленного объекта.

Самым известным примером моногорода можно назвать Тольятти, где в 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР автомобильного завода (фото ниже). До этого события, к началу пятидесятых годов население города составляло всего 12 тыс. человек, но уже 1970 г. число горожан достигало 250 тысяч, а в 1990 г. насчитывалось 640 тысяч жителей.

Кроме того, многие поселения на Урале или в Сибири возникали именно по схеме монопрофильных городов. Таким населенным пунктом также можно назвать Ноябрьск, история которого берет начало с 1975 года, когда на лед местной реки высадилось 40 человек, целью которых было освоение месторождений нефти и газа. Уже через 10 лет в Ноябрьске проживало 68 тысяч человек, большинство из которых как раз и обеспечивали добычу и переработку нефти и газа.

Общее количество моногородов в России неизвестно по той причине, что в актуальном законодательстве не существует единого перечня критериев, соответствие которым позволило бы отнести определенный населенный пункт к списку тех, что возникли вокруг градообразующего предприятия. Однако официальный «Перечень моногородов» от 24.11.2015 года включает в себя 319 муниципальных образований. Некоторые из них отличаются стабильными темпами развития, другие находятся в упадке, а часть и вовсе оказалась на грани банкротства. В зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации такие города разделяют по трем категориям.

Основные этапы образования моногородов на территории РФ

Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.

Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.

Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.

В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.

Карта монопрофильных городов России на начало 2018 года представлена ниже.

градообразующее предприятие

Источник изображения https://www.syl.ru/article/307846/gradoobrazuyuschee-predpriyatie-suschnost-znachenie-osobennosti-razvitiya

Три категории моногородов по уровню благополучия

Среди всего многообразия монопрофильных городов, возникших вокруг градообразующего предприятия, выделяют три категории населенных пунктов.

Ключевым критерием градации промышленных моногородов являются темпы ухудшения экономической и социальной ситуации.

Список относительно благополучных муниципальных образований включает в себя около сотни населенных пунктов. Градообразующее предприятие относительно благополучного моногорода не испытывает значительных проблем даже во время кризиса.

К таким промышленным объектам относятся, как правило, предприятия военно-промышленного комплекса и заводы, специализирующиеся на добыче и переработке нефти и газа.

Монопрофильные города с малоперспективным предприятием – это наиболее многочисленная категория промышленных населенных пунктов (154 муниципальных образования).

Промышленные объекты в таких моногородах остаются привлекательными для инвестиций, что дает им шанс выжить за счет смены собственника или перепрофилирования производства.

градообразующие предприятия города

Источник изображения https://www.syl.ru/article/307846/gradoobrazuyuschee-predpriyatie-suschnost-znachenie-osobennosti-razvitiya

 

Оказываем содействие в получении займа Фонда:

- разработка бизнес плана по требованиям Фонда
- разработка финансовой модели проекта по требованиям Фонда
- экспертиза документов заявки по требованиям Фонда
- сопровождение проекта, подготовка и участие в защите
- подготовка проектно-сметной документации строительства
- цифровизация, автоматизация бизнес-процессов

Оказываем содействие в получении льгот ТОСЭР*:
- разработке бизнес-плана для резидента ТОСЭР Вашего моногорода
- разработке финансовой модели проекта резидента ТОСЭР Вашего моногорода по требованиям РОИВ
- экспертизе документов заявки резидента ТОСЭР моногорода по требованиям РОИВ
- взаимодействии с органами власти на этапе экспертизы документов заявки резидента ТОСЭР моногорода РОИВ
- сопровождении проекта (подготовка и участие в защите) проекта
- анализ (исследование) ниши рынка сбыта продукции, недвижимости, труда и т.п.
- подготовка проектно-сметной и иной документации строительства (услуга партнера)
- подбор оборудования, технологической подготовке производства (услуга партнера)
- цифровизация, автоматизация производства, бизнес-процессов (услуга партнера)

Обращайтесь за консультациями к нам!

 

Услуги консультаций, сопровождения и разработки документации:
- для резидентов, девелоперских и управляющих компаний (включая муниципалитеты) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР), включая муниципалитеты
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение государственных инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

Обращайтесь за консультациями к нам!

 

* Взносы во внебюджетные фонды РФ, начисляются в пределах льготной налоговой ставки 7,6% (в том числе 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм) уплачиваются резидентом ТОСЭР в ФСС сверх данной ставки (в льготную ставку не входят)

Еще по теме поддержки проектов в моногородах:

Льготы резидента территории опережающего развития ТОСЭР в моногородах, на территории Свободного порта Владивосток (СПВ) и на территориях Дальнего Востока (ТОР ДВ) позволяют бизнесу снизить налоги на 20-53% (от 2 до 5 % суммы выручки), использование "упрощенки" УСНО -  снизить сумму на 62% от величины налоговых отчислений, взносов в бюджеты всех уровней за 15 лет

ТОСЭР - это преференциальный и инфраструктурный аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - при реализации НОВЫХ инвестиционных проектов в черте ТОР моногорода или ТОР ДФО резидентам ТОР предоставляются налоговые льготы и преференции 

  • налог на прибыль в первые 5 лет с момента получения проектом прибыли: 0 - 5%, в последующие годы - 10-12% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на недвижимое имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы* в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%)*.

Еще по теме:

Еще по теме преференций и льгот:

 

 

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, источникам финансирования
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

 

 

Мы также полезны в решении следующих задач:

  • Получение льготных займов, субсидий, разных преференций для бизнеса;
  • Разработка бизнес плана (БП);
  • Расчет финансовой модели (ФЭМ);
  • Участие в составлении календарного план (КП);
  • Участие в подготовке технического задания (ТЗ);
  • Участие в составлении сметы проекта;
  • Участие в подготовке презентации для защиты проекта;
  • Проведение исследований рынка, оценка объемов, потенциальных покупателей, конкурентного окружения,
  • Сопровождение подготовки, подачи и рассмотрения заявки;
  • Консультирование по оформлению документов;
  • Подготовка команды к защите ("репетиция");
  • Участие нашего представителя в защите;
  • Взаимодействие с гос.органами по отчетности и подтверждению эффекта (бюджетный, социальный, экономический) от реализации проекта
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОСЭР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

 

Мы можем помочь Вам в разработке:

- фрагментов учетной политики компании, применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ, РИП или получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;
- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения ТОСЭР;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

* ПРЕФ - Субъекты налоговых льгот, грантов, субсидий, преференций:

  • резиденты ТОСЭР на Дальнем Востоке и в моногородах,
  • резиденты Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • резиденты специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • резиденты особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • резиденты ОЭЗ ППТ, ТВТ, ПТ ,ТРТ,
  • участники ИЦ Сколково,
  • участники РИП,
  • участники СПИК,
  • участники СЗПК,
  • ИТ-компании, аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО),
  • разработчики электроники-компании, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • разработчики аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • пользователи иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы.

Еще по теме:

Города с наиболее сложным социально-экономическим состоянием – это населенные пункты, градообразующее предприятие которых находится в плачевном состоянии и не имеет перспектив развития. Моногородов, которые признаны бесперспективными, насчитывается 94.

Реальное количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, неизвестно по той причине, что экспертиза ситуации не была проведена.

Ключевые особенности развития моногородов

Моногорода возникают вокруг одного или двух градообразующих предприятий и специализируются на отдельных областях.

Ключевыми особенностями такого типа населенных пунктов можно выделить:

  • зависимость развития города от политики руководства градообразующего предприятия;
  • однородный состав населения в профессиональном плане;
  • стойкость менталитета горожан, низкая адаптивность и низкая социальная мобильность жителей;
  • высокая степень зависимости местного и семейных бюджетов от экономического положения градообразующего предприятия;
  • как правило, слабое развитие транспортной инфраструктуры.

Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации

Проблемы монопрофильных городов тесно связаны с особенностями развития таких населенных пунктов, однако определенная часть промышленных объектов сохраняет государственную значимость.

Многие из таких предприятий обеспечивают конкурентоспособность российской экономики, но в условиях кризиса первыми ощущают на себе удар. Так, общеэкономическая ситуация в стране прямо отражается на состоянии монопрофильных городов.

В кризис сокращается выпуск продукции, количество рабочих мест, наблюдается падение уровня жизни населения, возникают сложности обслуживания жилищно-коммунального фонда и объектов инфраструктуры, растет безработица.

А банкротство градообразующих предприятий нередко ставит под угрозу само существование муниципального образования.

Это является отдельной проблемой монопрофильных городов.

 

Список градообразующих предприятий и моногородов РФ

Несмотря на все проблемы, возникающие с монопрофильными городами и предприятиями, образующими населенные пункты, список градообразующих промышленных объектов включает в себя 319 муниципальных образований. Многие из них могут похвастаться значительной численностью населения. Крупнейшие градообразующие предприятия России (список по численности населения) представлены такими предприятиями:

  1. Тольятти (705,5 тыс. человек), Самарская область – АвтоВАЗ.
  2. Новокузнецк (563,8 тыс. человек), Кемеровская область – Западно-Сибирский металлургический комбинат.
  3. Набережные Челны (516,6 тыс. человек), Татарстан – КамАЗ (фото выше).
  4. Магнитогорск (414,8 тыс. человек), Челябинская область – Магнитогорский металлургический комбинат.
  5. Нижний Тагил (361,4 тыс. человек), Свердловская область. Градообразующие предприятия города представлены Нижнетагильским металлургическим комбинатом и УралВагонЗаводом.
  6. Череповец (310,2 тыс. человек), Вологодская область – Северсталь.
  7. Стерлитамак (271,5 тыс. человек), Республика Башкортостан – Башкирская содовая компания, «Синтез-Каучук».
  8. Прокопьевск (214,4 тыс. человек), Кемеровская область – Прокопьевскуголь и «Прокопьевское шахтоуправление».
  9. Северодвинск (190 тыс. человек), Архангельская область. Градообразующее предприятие – Северное машиностроительное предприятие.
  10. Норильск (177 тыс. человек), Красноярский край – Норильский никель.
  11. Находка (159,7 тыс. человек), Приморский край – порты Находка и Восточный.

 

Некоторые исчезнувшие промышленные гиганты России

Существует не один десяток гигантов, которые ранее составляли мощь России и Советского Союза, однако сейчас уничтожены. Основные градообразующие предприятия этой категории представлены такими промышленными объектами:

  1. «Москвич», выпускающий автомобили марок «Москвич» и «КИМ», где в лучшие годы работало около 25 тысяч человек.
  2. Станкостроительный завод «Красный пролетарий», во времена СССР выпускавший универсальные токарно-винторезные станки.
  3. Ижевский и Ирбитский мотоциклетные заводы, где в данный момент работают всего 155 человек.
  4. Воронежский экскаваторный завод.
  5. Павловский инструментальный завод.
  6. Московский телевизионный завод «Рубин».
  7. Липецкий и Алтайский тракторные заводы.
  8. Судостроительный завод «Авангард».
  9. Судоремонтное предприятие «ХК Дальзавод».

Программа «Пять шагов благоустройства» для монопрофильных городов

В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки монопрофильных городов. Одним из таких проектов является программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Предусматривается, что основные пункты программы должны быть реализованы в моногородах до 2018 года:

  1. «Сегодня в центре» – благоустройство оживленного пространства.
  2. «Будущее есть» – создание возможностей для времяпрепровождения молодежи.
  3. «Найди прошлое и гордись им» – реставрация городских достопримечательностей.
  4. «Фокус внимания – социальный объект» – создание (или обновление) объектов социальной инфраструктуры.
  5. «Подбери брошенное» – реставрация и дальнейшая активация заброшенных или неэффективно используемых зданий.

 

Национальный проект развития моногородов в РФ

Национальный проект развития монопрофильных городов был признан стратегическим для реализации в ближайшее время. Главные задачи проекта таковы:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций;
  • благоустройство городов, повышение уровня жизни;
  • диверсификация экономики моногородов.

Проект охватывает более трехсот монопрофильных населенных пунктов в различных субъектах РФ.

Понятие «моногород» укрепилось сравнительно недавно, однако само явление существует достаточно долго. Стоит отметить, что данный факт в существующих экономических реалиях изучен недостаточно.

В первую очередь необходимо определиться с самимтермином «моногород». В настоящее время в России насчитывается 319 моногородов. Каждый из них представляет собой муниципальное образование, в развитии которого определяющую роль играют одно или несколько предприятий. Такие предприятия, называемые градообразующими, принадлежат одной либо смежным отраслям, связанным единой технологической цепочкой. Этим хозяйствующим субъектам должен быть присущ хотя бы один из следующих признаков: на них в сумме производится не менее 50 % валового объема города, либо работает не менее 25 % экономически активного населения [6, с. 16].

Для России развитие моногородов является особенно важным по ряду следующих причин:

− монопрофильные города составляют 14 % всех городов страны, в которых проживает порядка 35 млн человек, т. е. четверть населения РФ;

− значительная часть монопрофильных населенных пунктов не обладает характеристиками кризисных, и вопрос их модернизации (перепрофилирования и диверсификации) непосредственно связан с переходом к экономике инноваций;

− в кризисных моногородах отмечается высокий уровень обострения социальных проблем;

− развитие и модернизация моногородов тесно увязаны с оптимизацией системы расселения и размещения производительных сил страны, социально-экономическим развитием округов и регионов [5, с. 4].

Предприятия, которые занимаются промышленной деятельностью, как правило, имеют две отличительные особенности. Первая заключается в том, что данные предприятия являются градообразующими, ведь города формировались и развивались за счет существования данного рода предприятий. Вторая особенность заключается в том, что практически все существующие градообразующие предприятия уже давно устарели, помимо общего износа они еще применяют старые технологии.

В настоящее время существует множество проблем во внутренней и внешней среде моногородов. При этом за долгое время эффективная система работы органов власти не была сформирована.

Наиболее часто проблемы решаются на местном уровне с катастрофической неэффективностью и нехваткой средств, что в дальнейшем только накапливает имеющиеся проблемы и провоцирует появление новых. Ярким примером подобной ситуации служит мировой финансовый кризис 2008 года, во время которого всплыло большое количество проблем, что повлекло за собой снижение работы инвестиционных проектов или полный отказ от их осуществления.

Для борьбы с финансовыми проблемами было произведено сокращение наемного персонала, урезались зарплаты, что не могло не спровоцировать тяжелые последствия данными действиями непосредственно для самого населения городов.

Мониторинг, проведенный Министерством регионального развития Российской Федерации, позволил выявить ряд проблем, снижавших эффективность господдержки. К ним относятся следующие вопросы:

− У моногородов нет уверенности в долгосрочности государственных мер поддержки.

− Поддержка оказывалась лишь крупным городам, поскольку именно там наибольшее число безработных. Помощь населенным пунктам с числом жителей менее 5 тысяч человек и сёлам была отдана на региональный уровень. Для них даже теоретически невозможно привлечь инвесторов для реализации проектов модернизации. Без государственной помощи им свои проблемы не решить. Стоит отметить и отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны администраций ряда регионов.

− Оказание содействия модернизации моногородов не стало важной задачей и для ряда собственников градообразующих предприятий, которые считают, что этим должно заниматься исключительно государство.

− И, наконец, отмечается дефицит квалифицированных кадров, как для вновь созданных производств, так и для структур, занимающихся разработкой инвестпроектов на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В итоге образуется дефицит проектов, отвечающих банковским стандартам инвестирования, отсутствует необходимая инфраструктура для их реализации, сохраняются длительные процедуры формирования технической и разрешительной документации [7, с. 72].

Министерство регионального развития Российской Федерации предложило несколько возможных версий, при помощи осуществления которых, есть вероятность своевременно выявлять проблемы моногородов, предусматривая при этом ряд конкретных альтернативных вариантов:

  1. При условии эффективной работы градообразующего предприятия считается, что проблемы у моногорода отсутствуют;
  2. Возникновение проблем непосредственно в работе градообразующего предприятия влечет за собой возникновение проблем у моногорода;
  3. Как только решаются проблемы, связанные с градообразующим предприятием, автоматически решаются и проблемы, связанные с моногородом.

На основании данного подхода Министерством регионального развития России были созданы разновидности стратегических решений проблем, к которым относят:

  1. Содействие в развитии рынков сбыта продукции, вырабатываемой градообразующим предприятием;
  2. Разрешение всех проблем непосредственно с человеком, являющимся собственником градообразующего предприятия;
  3. Изменение профильных направлений непосредственно в градообразующем предприятии;
  4. Переселения всех проживающих на территории моногорода и полная ликвидация градообразующего предприятия.

В данных стратегиях, к сожалению, затронуты не все проблемы, которые следовало бы разрешить. Например, так и остается нерешенной проблема, связанная с управлением многопрофильными городами, в то время как стратегии, существующие для моногородов, не позволяют адаптировать их под многопрофильные, так как идут в разрез с правильными стратегическими разработками именно для них.

Проблема, которая заключается в поиске вариантов улучшения существующей ситуации в моногородах, которые предоставляют возможность данным населенным пунктам развиваться самостоятельно, а также способствует их более легкому приспособлению к изменениям условий в окружающей среде без регулярного обращения за необходимыми ресурсами к государству.

В существующих условиях неопределенности после кризисного периода, а также сложностей в прогнозировании будущих условий в экономике для развития территорий из задачи, на локальном уровне, переходит в задачу, на масштабном уровне, которая заключается, прежде всего, в обеспечении стойкости в развитии экономики нации.

Данная задача, безусловно, требует формирования совершенно новых подходов как к общим вопросам, касающимся анализа нынешней экономики, так и к созданию механизмов, которые обеспечивают контроль и управление процессом устойчивого экономического развития населенных пунктов.

В современном мире так и не сформирована система, которая бы помогала сглаживать дисбалансы в развитии поселений, решала вопросы, связанные непосредственно со специфическим управлением моногородов. Кроме того, нет осознания ситуации, где самым основным и важным ресурсом является именно население, а не градообразующее предприятие.

На данный момент моногорода остро нуждаются в специальном и максимально эффективном плане мероприятий, направленных непосредственно на изучение состояния экономики и ее улучшения, а также формирования нового уровня в социально-экономическом развитии.

Для повышения эффективности работ необходимо скоординировать работу различных ведомств в рамках модернизации моногородов. Каждое ведомство может в рамках федеральных и своих целевых программ в приоритетном порядке выделить ресурсы на решение этой задачи. Если предлагаемые подходы будут последовательно реализовываться, то уже в семилетней перспективе будет обеспечено устойчивое развитие моногородов. Модернизация моногородов станет основой для измерения экономики малых и средних городов по всей стране [2, с. 6].

За счет градообразующих предприятий происходит формирование социально-экономической среды, качественные характеристики и степень развитости которой оказывают большую степень воздействия на уровень жизни населения. Таким образом, развитие различных инфраструктур, а также инвестиционная ценность территории и иные аспекты позволяют создать обстановку для функционирования градообразующего предприятия, условия внешней среды, которые значительно влияют на бизнес-процессы. Из этого следует, что стратегические мероприятия цель которых заключается в развитии не только моногородов, но и всего региона, к которому они относятся, зависит в первую очередь от работы и существующей деятельности самих градообразующих предприятий.

С началом формирования рыночной экономика, произошла замена собственников множества предприятий, за счет сильнейшего изменения условий внешней среды почти все предприятия и моногорода, а также их населения претерпевают тяжелые времена, которые, с учетом существующего финансового кризиса в мире только усугубили реальные проблемы. Проблема функционирования градообразующих предприятий перешла в стратегическое значение как для регионов, так и для всей страны.

Стоит еще раз подчеркнуть, что главное отличие моногорода заключается в том, что моногород тесно взаимосвязан с градообразующим предприятием, которое берет на себя ответственность за функционирование города в целом. Расходы подобных предприятий, в основном, включаются в себестоимость производимой продукции, данное условие в конечном итоге делает ее просто неконкурентоспособной. При этом, проблемы, связанные с финансированием моногородов в итоге, становятся проблемами, касающимися экономики и населения данного города.

На сегодняшний день самой широко распространенной проблемой моногородов считается действия сферы ЖКХ. Проблема в данной отрасли заключается в недостаточном количестве средств для финансирования различных ремонтных работ, а также своевременной замене оборудования, необходимого для снабжения отоплением и горячей водой существующего населения.

Как показывает практика, в реальной жизни происходит так, что ремонты практически полностью отсутствуют, а если и проводятся, но на тот момент, когда ситуация уже стала критической или привела к еще более серьезной поломке. Для исключения данной проблемы рекомендуется выделять специальные активы для данных целей со стороны государства или за счет привлечения инвесторов.

К еще одной из актуальных проблем градообразующих предприятий относят наследие централизованной плановой экономики советского периода, а именно это проявляется невозможностью со стороны менеджмента подобных предприятий своевременно выявлять и реагировать на происходящие на рынке изменения и принимать соответствующие решения. Одним из вариантов для решения данной проблемы предлагается разработать стратегию действий, направленную на повышение знаний и квалификации существующего персонала в управлении градообразующих предприятий, в том числе предоставить бесплатную возможность получить образование для населения моногородов и обучить его новым профессиям.

Нельзя не отметить, что развитию бизнеса в моногородах также мешает их территориальное расположение, а также слишком слабая степень развитости коммуникаций.

Существует еще и демографическая проблема, которая связана со снижением количества численности существующего населения. Основной причиной является отъезд жителей в связи с выталкивающими факторами, такими как кризис градообразующего предприятия, который влечет за собой сокращение рабочих мест, высокие издержки производства, невозможность конкурировать и др.

Результат отъезда трудоспособного и профессионального населения связывают с более актуальной проблемой на сегодняшний день, которая заключается в нехватки профессионалов и специалистов с высокой компетенцией, что влечет за собой соответствующие последствия, а именно задержку выхода экономики моногородов из существующего кризиса.

На современном этапе высокий уровень многопрофильности со стороны экономики моногородов являет собой основную проблему, которая мешают развитию данных городов. Слишком узкая специализация формирует зависимость подобного города от внешних условий, а также делает его неустойчивым по отношению к негативным воздействиям со стороны внешней среды. Падение спроса и цен на продукцию, изменение внешних условий рыночной экономики провоцируют кризис экономики такого города. В итоге следует сделать вывод о том, что многопрофильная экономика наиболее подвержена влиянию со стороны кризиса, что и является ее характерной чертой.

Ситуация, которая сложилась на рынке труда моногородов в нынешних условиях, непосредственно влияет на политическую и социальную стабильность страны. В связи с узкой направленностью рынка труда, появляющиеся кризисы в рамках градообразующих предприятий провоцируют появление большого объема локальной безработицы, которая может затягиваться на длительные периоды.

Существующая безработица в рамках моногородов, безусловно, несет в себе неблагоприятные последствия как для самих населенных пунктов, так и провоцирует угрозу для стабильности социума и политики относительно всей страны.

Во время существующих кризисов моногорода считаются очагами, которые могут спровоцировать собой взрыв социального характера, который выражается в разнообразных акциях протеста открытого характера, недовольством по отношения работы органов власти, снижении степени доверия к политическим и социальным институтам всей страны в целом. Данные волнения нередко использовались с целью обострения уровня социальных конфликтов радикальными политическими силами.

Как показывает практика, градообразующее предприятие может рассчитывать на устойчивое развитие только в том случае, если оно ориентируется в своей деятельности на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, экономические интересы которых отражают объективные мотивы их отношения к результатам производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Градообразующие предприятия создают рабочие места, определяют уровень и качество жизни населения, обеспечивают развитие рынков труда, производства, инфраструктуры и услуг. Таким образом, на современном этапе градообразующие предприятия и эффективность их деятельности являются важным фактором, определяющим характер и уровень социально-экономического развития моногородов России. https://moluch.ru

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.