Эксперты компании Deloitte подготовили для топ-менеджеров рекомендации, как сохранить бизнес в условиях кризиса, вызванного пандемией.
«Можно ли рассматривать эпидемию COVID-19 как событие по типу „черного лебедя“, которое заставит многие компании и целые отрасли переосмыслить и комплексным образом преобразовать свои международные модели цепочек поставок? Один факт сомнений не вызывает: это событие уже выявило уязвимые места многих организаций в том, что касается удовлетворения потребностей в сырье или готовой продукции. Особенно это касается организаций, деятельность которых в значительной степени зависит от китайских партнеров», — так начинается статья, подготовленная экспертами канадского офиса компании. Удар по мировой экономике оказался значительным, поскольку за Китаем закрепилась роль «мировой мастерской». Свыше 200 из Топ-500 мировых компаний по версии журнала Fortune представлены в Ухане, откуда началось распространение вируса. Зависимость от китайских поставщиков первого (непосредственные) и второго (посредники) уровней очень велика. Как минимизировать убытки?
Эксперты в первую очередь рекомендуют принять ряд внутренних управленческих решений: подготовиться к переводу части сотрудников на удаленную работу, минимизировать командировки, быть готовыми заменить критически важные фигуры, вплоть до руководителей высшего звена, и, конечно, «встряхнуть» IT-службу, роль которой многократно возрастает.
Управленческий кризис в компаниях, вызванный пандемией, выражается в следующем:
- избыточный поток информации — ситуация с распространением вируса меняется быстро; если компания привыкла долго согласовывать каждое решение у руководства, ей будет трудно выдержать давление информационных потоков;
- ограниченный контроль — по мере того как сотрудники выходят на удаленную работу или заболевают, компании, недостаточно развивавшие алгоритмы управления, сталкиваются с неспособностью контролировать ситуацию;
- неадекватность реагирования — несмотря на то, что компании уделяли серьезное внимание действиям во время чрезвычайных ситуаций, практика показала, что у многих не было плана на случай пандемии
Чтобы справиться с управленческими вызовами, аналитики Deloitte советуют прибегнуть к готовым решениям, «библиотекам лучших практик». Другой совет — максимально облегчить персоналу доступ к информации о принимаемых руководством решениях и как можно более полно информировать сотрудников о том, что происходит в компании и в мире в целом.
Если управленческий процесс должным образом компьютеризирован, у руководства будет время на обдумывание своих шагов даже под натиском новой информации.
Чтобы быть готовыми к срыву поставок, эксперты советуют заново проанализировать состав поставщиков, особенно первого уровня, и найти им альтернативы. Нужно быть готовыми к тому, что тот или иной завод может остановиться, и понимать, где взять замену поставляемому им товару.
Несмотря на то, что компании уделяют повышенное внимание оптимизации логистики, кризис показал, что в целом бизнес оказался не готов к тому, что «Китай остановится». В Deloitte полагают, что пандемия ускорит переход компаний на модель цифровой сети поставок (DSN). «В работе DSN используются передовые технологии, такие как интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ), роботизация и 5G, с помощью которых можно предвидеть и решать будущие задачи», — говорится в рекомендациях Deloitte.
В условиях кризиса компании могут столкнуться с проблемой управления ликвидностью. Срыв поставок и снижение потребительской активности, скорее всего, вызовут проблемы с текущими финансовыми потоками, а перевод офиса на удаленный режим вместе с санитарными мероприятиями потребует непредвиденных расходов. Компании нужно быть готовой вовремя прибегнуть к помощи сторонних специалистов, если ее менеджмент не сумеет справиться сам.
Лена Брессер