Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для системы здравоохранения, граждан и Правительства РФ, а также оказала сильнейшее влияние на экономику страны.
По оценкам ВОЗ, на момент написания отчета число инфицированных коронавирусной инфекцией превышает 4,7 млн человек в мире и 290 тыс. человек в России. По данным Fitch Ratings, в 2020 году глобальную экономику ожидает спад до −3,9% ВВП. Центральный банк Российской Федерации предполагает снижение ВВП нашей страны вплоть до 6%. По мнению Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, число безработных в России к концу 2020 года достигнет 8 млн человек.
При этом авторы исследования выделили основной пул проблем, возникших у бизнеса на фоне вспышки коронавируса, от решения которых зависит успех в борьбе с экономическими последствиями пандемии:
· снижение выручки и рост недоверия клиентов;
· риски заражения сотрудников в ходе реализации рабочих задач;
· перебои в логистических цепочках;
· сложности с продуктивным взаимодействием внутри компаний, с клиентами и партнерами в условиях удаленной работы;
· угроза финансовой стабильности в связи с изменением денежных потоков;
· возрастающая неопределенность, которая требует быстрого принятия решений.
На фоне сложной экономической ситуации Правительство Российской Федерации предпринимает комплекс мер, направленных на снижение потенциального негативного эффекта пандемии на ключевые показатели экономики.
Правительством РФ введены меры для следующих направлений бизнеса:
· все типы предприятий, включая МСП;
· наиболее пострадавшие отрасли экономики;
· наиболее пострадавшие МСП;
· системообразующие предприятия;
· туристическая отрасль;
· финансовые организации.
Часть мер распространяется на все типы предприятий, включая МСП. Отдельная категория мер разработана для отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за пандемии коронавирусной инфекции.
В текущей ситуации компании могут воспользоваться широким спектром мер, принятых государством для поддержки российского бизнеса, включая налоговые послабления, упрощение процедур регистрации лекарств, государственное обеспечение кредитов для предприятий, предоставление отсрочки платежей по аренде объектов коммерческой недвижимости, меры поддержки в сфере логистики и таможни, а также мораторий на банкротство и специализированные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей.
Однако преодолеть кризис, опираясь только на меры поддержки, не получится. Компании должны будут самостоятельно адаптировать свои операционные и стратегические приоритеты.
По мнению авторов исследования, руководителям бизнеса следует особенно внимательно отнестись к операционным приоритетам, в том числе адаптации процессов, систем и подходов по работе с людьми, а также наладить быстрое принятие решений топ-менеджментом. В данном исследовании представлены операционные чек-листы, которые помогут руководству компаний выделить отправные точки для стабилизации и обеспечения непрерывности бизнеса.
Кроме того, в среднесрочной перспективе потребуется адаптировать культуру и стратегию компании под новую бизнес-реальность.
В период выхода из кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, малому и среднему предпринимательству потребуются дополнительные меры поддержки.
Авторами исследования составлен перечень мер, которые позволят ускорить процесс выхода из кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, а также сделать более эффективным дальнейшее развитие экономики. Перечень мер опирается на «Проект общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики».
Авторы исследования приводят следующие рекомендации по совершенствованию мер по поддержке бизнеса для выхода из кризиса:
· стимулирование реализации крупных инвестиционных проектов (свыше 4 млрд руб.) на территории субъектов Российской Федерации;
· повышение привлекательности территорий опережающего социально- экономического развития, созданных в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах);
· государственная поддержка моногородов, в том числе: возмещение затрат на создание объектов инфраструктуры в моногородах; ускорение принятия нормативного правового акта, определяющего механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности и моногородов в объеме, не превышающем налоговых платежей от новых инвестиционных проектов (TIF);
· создание условий для опережающего развития крупнейших городских агломераций и децентрализации размещения населения и производительных сил, в том числе: ускорение формирования федерального законодательства в части развития агломераций; разработка федеральной программы развития 15 крупнейших агломераций;
· введение дополнительных мер для развития экспортного потенциала; отмена всех штрафных санкций для экспортеров при использовании мер государственной поддержки; установление режима предоставления всех финансовых мер поддержки экспорта, гарантирующего экспортерам получение данных мер поддержки минимум в течение 3 лет;
· создание «цифрового двойника региона», позволяющего сформировать комплексную электронную модель региона; разработка на федеральном уровне отдельной государственной программы, в рамках которой необходимо на базе 20 крупнейших субъектов Российской Федерации создать цифровые карты;
· разработка федерального закона «О больших данных»;
· дополнительные меры по восстановлению международного туризма;
· установление для инновационных компаний, расположенных на территории технопарков, пониженных тарифов страховых взносов в размере 7%;
· поддержка занятости населения посредством принятия и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс
СидимДомаЭкономика,
Предпринимательство,
МСП,
Инвестпроекты и
Внутренние инвестиции, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, мерам по развитию предпринимательства, а также инвестиционной деятельности.