Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Государственная поддержка некоммерческих организаций и объединений НКО. Помогать НКО выходить из кризиса, вызванного эпидемией (пандемии) коронавируса.

Государство начало помогать НКО выходить из кризиса, вызванного эпидемией коронавируса.

Заседание Госдумы. Фото: пресс-служба ГД РФ

Весной 2020 года вступили в силу, приняты к исполнению или еще разрабатываются законодательные изменения разных уровней, некоторые из них должны будут действовать и после окончания пандемии. АСИ разобралось в обилии поручений, законопроектов и проектов постановлений: какие просьбы НКО власти учли, а какие пока остались на уровне предложений.

Один пакет для двух реестров

Минэк пересчитает «по головам» те организации, которым будет положен отдельный большой пакет мер поддержки с подачи президента. Ведомство уже собирает данные в два реестра.

Когда в Госдуму поступили поправки в Налоговый кодекс, разработанные для поддержки бизнеса и граждан в период пандемии, речь шла только об одном списке. В него должны были войти: 

  • те, кто с 2017 года получал гранты от Фонда президентских грантов, субсидии и гранты по программам федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (хотя бы один раз);
  • исполнители общественно полезных услуг;
  • поставщики социальных услуг.

В тот же реестр позже добавились:

  • централизованные религиозные организации;
  • религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированные некоммерческие организации, учрежденные централизованными религиозными организациями или религиозными организациями, входящими в структуру централизованных религиозных организаций.

(См. Проект Постановления Правительства РФ о первом реестре.)

Фото: pixabay.com

Когда НКО, правозащитники и Общественная палата возразили, что несправедливо обходить вниманием другие организации — которые в «мирное время» поддержки государства не просили, но сейчас им трудно, — было решено создать еще один реестр «организаций, в наибольшей степени пострадавших». Такую формулировку добавили в налоговый законопроект, а Проект Постановления Правительства РФ о втором перечне разместили 28 мая на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Во второй реестр войдут:

  • частные образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;
  • благотворительные организации, применяющие пониженные страховые взносы (пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • НКО (кроме государственных и муниципальных организаций), работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) и применяющие пониженные страховые взносы согласно пп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • НКО, которые выдают гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства, не подлежащие налогообложению в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ.

Информацию о получателях грантов и субсидий на муниципальном и региональном уровнях и о поставщиках соцуслуг готовят для Минэка региональные органы исполнительной власти. Региональные общественные палаты взяли под контроль этот процесс. Информацию о президентских грантах передал Фонд президентских грантов. Сведения об исполнителях общественно полезных услуг дает Минюст.

Информацию о получателях грантов и субсидий от федеральных органов власти предоставят эти органы. Общественные советы при ведомствах должны проверить, все ли организации включили.

Татьяна Евлампиева. Фото: oprf.ru

Как сообщила Татьяна Евлампиева, начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, реестр сформируют до 5 июня. Потом его направят в Федеральную налоговую службу и государственные внебюджетные фонды.

Чтобы закон работал, нужно принять соответствующее постановление Правительства РФ и подготовить приказ Минэкономразвития о формировании реестров НКО. В него обещают добавить норму, которая позволит НКО сообщать о себе, если ее ошибочно не внесут в реестр.

Освобождение от налогов и страховых взносов

Согласно законопроекту (который еще не действует, впереди обсуждение в Совете Федерации), организации из двух «реестров Минэка» будут освобождены от уплаты некоторых налогов, начисленных за второй квартал 2020 года:

  • налог на прибыль организаций 
  • акцизы
  • водный налог 
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • единый сельскохозяйственный налог
  • налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • транспортный налог
  • налог на имущество организаций
  • земельный налог
  • налог на имущество физических лиц
  • торговый сбор

Также в законе установлены нулевые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование — для тех же самых организаций.

Как разъяснил Фонд президентских грантов, нулевая ставка страховых взносов не означает ущерб работникам — они все равно будут оставаться застрахованными. 

Фото: flickr/ Vsevolod Knyazev

Продление сроков уплаты налогов и страховых взносов

Организаций, получающих поддержку в связи с распространением коронавируса, коснулось также Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Оно уже действует и продлевает сроки уплаты налоговых платежей и страховых взносов на полгода. Постановление касается налогов за 2019 год, первое полугодие, первый квартал, март 2020 года, налогов, срок уплаты которых пришелся на второй квартал 2020 года, и некоторых других.

Налоговый вычет для бизнеса

Поправки в Налоговый кодекс включают и послабления для бизнеса, но они будут действовать не только в период пандемии. Если закон примут окончательно, компании смогут получать налоговый вычет за безвозмездную передачу имущества медицинским НКО и СО НКО из двух реестров (размером не более 1% выручки), в том числе и за денежные пожертвования.

«Существенный плюс законопроекта в том, что кроме продуктов питания компании могут отдавать еще и товары. Представьте себе ситуацию с подгузниками — это же очень дорогая статья расходов для нуждающихся семей с детьми. И мы их тоже сможем принимать в большем объеме и раздавать, потому что компаниям это не будет настолько невыгодно. Очень здорово, что в законопроект удалось включить и деньги. Может, мы не сможем увеличить объемы передачи денег в фонды, но хотя бы попытаемся сохранить уровень, который был до кризиса», — рассказала АСИ Анна Алиева-Хрусталева, вице-президент Фонда продовольствия «Русь».

Анна Алиева-Хрусталева. Фото: Фонд продовольствия «Русь»

Однако в поле действия закона попал только налог на прибыль, НДС за переданные товары бизнесу все равно придется платить.

«Налоговое бремя при передаче товаров на благотворительность максимально составляет 40% — налог на прибыль 20% и НДС 20%. Пока закон говорит только о [вычете] налоге на прибыль. Все равно остается 20 или 10% НДС в зависимости от категории товаров. То есть в полной мере предложения экспертного сообщества пока не приняты. Мы ждем, что изменения еще будут внесены», — добавила Анна Алиева-Хрусталева.

Кредиты СО НКО

16 мая принято Постановление Правительства №696. Оно утверждает правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юрлицам и индивидуальным предпринимателям. В это постановление включены и СО НКО, которые войдут в реестры Минэка. Они смогут получить кредит под два процента.

На совещании 19 мая министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что организация сможет взять кредит на возобновление деятельности, в том числе на рефинансирование других кредитов. Согласно постановлению, если организация оставит как минимум 90 процентов занятых начиная с 1 июня 2020 года, то кредит будет списан полностью — банку не надо будет ничего возвращать. Если останется работать от 80 до 90 процентов сотрудников, тогда будет списана половина.

Кредиты будут выдаваться с 1 июня 2020 года.

Не только реестры

Уже действуют либо планируются и другие меры поддержки, распространяющиеся не на организации из «реестров Минэка» или не только на них.

Мораторий на проверки и отложенный аудит

Согласно уже действующему Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438, в 2020 году в отношении НКО с численностью сотрудников до 200 человек будут проводиться только внеплановые проверки, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Это означает, что все плановые проверки откладываются.

«Это важно для НКО, поскольку нет физической возможности находиться в офисе и работать с документами. А часто просто получение подписанных документов от контрагентов в нужный срок становится проблемой», — говорит АСИ Кира Смирнова, исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе».

Кира Смирнова. Фото: Слава Замыслов/АСИ

Постановление не касается политических партий и организаций из реестра иностранных агентов.

Минэкономразвития также подготовило изменения в федеральный закон об аудиторской деятельности, в соответствии с которым аудит для СО НКО в этом году проводиться не будет, если только не начато исполнение договора о проведении обязательного аудита. Следить за проектом можно здесь.

Отсрочка арендной платы

Для ИОПУ ввели отсрочку по уплате платежей за аренду государственного (муниципального) имущества. Отсрочка уплаты предоставляется с 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года (для тех, кто был освобожден от арендной платы — с 1 июля по 1 октября 2020). Уплатить задолженность по арендной плате предлагается не раньше 1 января 2021 г. В связи с этим арендодатели не должны штрафовать или применять другие наказания в связи с несоблюдением порядка и сроков внесения арендной платы.

«Мы будем вносить изменения [в постановление], потому что все понимаем, что ИОПУ — отличнейшие организации, но их 350 на страну. Их надо дополнять организациями, которые будут входить в реестры [Минэка]», — сообщила начальник отдела Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Елена Иваницкая на общественных слушаниях в ОП РФ 22 мая.

Отсрочка отчетности

В апреле продлили сроки сдачи отчетности в Минюст. Отчеты нужно было сдать до 15 апреля, теперь их необходимо предоставить до 1 июня.

После этого Минюст разработал и разместил на сайте regulation.gov.ru проекты постановления Правительства Российской Федерации и приказов о сроках представления отчетности. Ведомство предложило перенести отчетность за 2019 год и за I, II кварталы 2020 года на срок не позднее 1 июля 2020 года. Приказы и постановление уже приняты.

Страхование вкладов

22 мая Совет федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он позволит благотворительным фондам и НКО — исполнителям общественно полезных услуг (ИОПУ) страховать вклады. Причем страхованию подлежат не только вклады самих НКО, но и размещенные в пользу них. 

Возмещение по вкладам будет выплачивать Агентство по страхованию вкладов. Не смогут страховать свои вклады НКО-«иностранные агенты».

Фото: www.NVdaily.ru

Освобождение от уплаты неустойки по госконтрактам

Согласно письму Минфина, МЧС и ФАС, распространение COVID-19 признано обстоятельством непреодолимой силы. В связи с этим, если организация не выполнила обязательство по государственному контракту из-за последствий распространения коронавируса, ее освобождают от уплаты штрафа или пени.

Изменения на уровне регионов

В Пермском крае власти уже поручили заняться дополнительными мерами поддержки НКО. Они будут включать не только налоговые преференции, но и возможность предоставления субсидий.

В Югре тоже расширили поддержку НКО. Организации смогут возместить расходы по аренде недвижимого имущества (за исключением государственного и муниципального), коммунальные услуги, а также затраты на оплату труда работников.

Реформирование системы выделения субсидий волнует организации Свердловской области. Они предложили субсидировать антикризисные проекты НКО, причем провести этот конкурс быстро и по упрощенной процедуре. 

По их мнению, нужно передать субсидирование НКО единому оператору, который бы работал по системе Фонда президентских грантов. Это обеспечило бы прозрачность, технологичность, ясную экспертную систему оценки проектов.

Они также просят выделить субсидии на выплату зарплат сотрудникам, оплату коммунальных услуг и другие текущие расходы организаций.

Екатеринбург
Екатеринбург. Фото: Митрохина Марина / https://commons.wikimedia.org/

Сейчас постановление правительства Свердловской области №5-ПП включает запрет на финансирование зарплаты штатных сотрудников НКО. По мнению представителей третьего сектора, это препятствует формированию устойчивости таких организаций.

Центр развития НКО и благотворительности в Оренбургской области также сообщил о проблемах с субсидированием в их регионе. НКО говорят о том, что некоторые направления деятельности не входят в перечень субсидируемых субъектом и такие организации остаются без поддержки.

В Красноярском крае министерства отказались включить НКО в перечень организаций, которые могут работать в период пандемии. 18 мая Межрегиональный центр по делам детей и молодежи подготовил и направил письмо с возражениями в адрес заместителя председателя правительства Красноярского края Алексея Подкорытова. Некоторые организации, которые продолжили работать в регионе и оказывать социальные услуги, сообщили, что не получают компенсации.

Пока только обещания

По мнению Киры Смирновой, главное, что пока еще не реализовано в мерах поддержки, — это прямые субсидии на заработные платы НКО. На совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке Владимир Путин сообщил, что для предприятий малого и среднего бизнеса в пострадавших сферах и для СО НКО такая поддержка за апрель и май предусмотрена. 

Однако эта мера для НКО не вошла в поручение президента, хотя уже работает для малого и среднего бизнеса.

«Мы написали об этом письмо начальнику Контрольного управления президента Дмитрию Шалькову. Важно, чтобы слова президента не остались без внимания. Мы бы хотели, чтобы нам, как и бизнесу, дали не только кредиты, но и прямые субсидии. Для нас это серьезная мера поддержки сохранения численности сотрудников», — подчеркивает исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе». 

Еще одна нереализованная мера — включение производства реабилитационной продукции в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики и дополнительная поддержка производителей такой продукции.

Кроме того, НКО просили снизить им страховые взносы. На общественных слушаниях 22 мая председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Госдумы РФ Сергей Гаврилов сказал, что этот вопрос еще рассматривается. 

«Сейчас небольшая часть НКО имеет льготу по страховым взносам и платит 20%. Мы просим расширить эту меру на все НКО», — говорит Кира Смирнова. 

Некоммерческие организации также ждут, что от уплаты арендных платежей освободят не только исполнителей общественно полезных услуг, но и другие организации.

Возможность проводить заочные голосования высших коллегиальных органов управления тоже пока под вопросом. Сейчас этот законопроект рассматривает Госдума.

По словам Киры Смирновой, многие просьбы НКО пока не были услышаны на федеральном уровне. Среди них снижение эквайринговых комиссий до 1%, введение льготного обслуживания счетов НКО, открытых в кредитных организациях с государственным участием, и каникулы по коммунальным платежам.

За информацией о мерах поддержки можно следить на сайте Минэка.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.