В Государственной думе проходят чтения проекта Федерального закона «О развитии технологических компаний в Российской Федерации».
Проект Федерального закона предусматривает определение:
?Инновационной технологии;
?Технологической компании;
?Малой технологической компаний.
Статус малой технологической компании (далее - МТК) присваивается после проведения экспертизы специализированными центрами, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.
После прохождения экспертизы МТК включается в «Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности» (далее - Реестр).
Критериями для отнесения к МТК являются:
?Не превышение определенного значения объема выручки;
?Вид экономической деятельности организации;
?Научно-технический уровень организации;
?Наличие возможности для применения и внедрения инновационных технологий.
Оператором Реестра малых технологических компаний является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Помимо прочего проектом ФЗ пределен порядок проведения экспертизы, порядок включения и исключения компаний из Реестра, порядок формирования и ведения Реестра.
‼️Федеральный закон вступит в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
‼️С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке (https://sozd.duma.gov.ru/bill/348244-8)
П Е Р Е Ч Е Н Ь
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии технологических компаний
в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона)
не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации
"Об утверждении Порядка отнесения организаций к малым технологическим компаниям и прекращения статуса малой технологической компании".
Основание - части 2 и 4 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка отнесения организации к малой технологической компании и прекращения статуса малой технологической компании.
2) постановления Правительства Российской Федерации
"Об утверждении Порядка осуществления экспертизы малой технологической компании".
Основание - часть 5 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка проведения экспертизы центрами экспертизы малых технологических компаний в целях получения организацией статуса малой технологической компании и значений критериев отнесения организаций к малым технологическим компаниям.
3) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы соответствия организации условиям отнесения к малой технологической компании".
Основание - часть 8 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - разработка формы для заявления малой технологической компанией о соответствии условиям отнесения
к малым технологическим компаниям, установленным проектом федерального закона, при обращении за оказанием государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений
в следующие правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации
от 5 июня 2008 г. № 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Основание - часть 6 статьи 4 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - наделение Минэкономразвития России полномочиями по формированию и ведению реестра малых технологических компаний.
2) постановление Правительства Российской Федерации
от 13 октября 2022 г. № 1826 "О Едином реестре конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности".
Основание - часть 7 статьи 3, части 3 - 5 статьи 4 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка взаимодействия реестра малых технологических компаний и Единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности,
а также установление категории малых технологических компаний, информация о которых будет включаться в реестр малых технологических компаний.
3) распоряжение Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2022 г. № 3999-р (об утверждении перечня институтов инновационного развития и иных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности, представляющих сведения в Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности).
Основание - часть 6 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - внесение изменений в перечень институтов инновационного развития и иных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности, представляющих сведения в реестр малых технологических компаний и Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, установление перечня центров экспертизы малых технологических компаний.
Реализация проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с ведением реестра малых технологических компаний (далее - реестр), предусмотренного проектом федеральным закона, будет осуществляться в пределах установленной численности работников федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательской деятельности, и бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2023 год Минэкономразвития России на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках КБК 139 0412 23 2 D6 73100 246 19.
В рамках указанного направления расходов Минэкономразвития России обеспечена техническая возможность ведения и администрирования реестра с помощью государственной информационной системы "Экономика" без привлечения дополнительных ресурсов.
Поддержка малых технологических компаний будет осуществляться в рамках действующих механизмов государственной поддержки.
на проект федерального закона № 348244-8 «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона определяются правовые основы деятельности технологических компаний в Российской Федерации (статья 1 проекта).
Наименование законопроекта и предмет его регулирования нуждаются в уточнении, поскольку основным содержанием проектируемых норм являются критерии отбора и порядок признания коммерческих организаций малыми технологическими компаниями (далее – МТК), а также порядок ведения реестра таких компаний (статьи 3 и 4 проекта).
Аналогичные положения в отношении технологических компаний, а равно положения, связанные с их развитием, в проекте отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 3 проекта отнесение организации к МТК осуществляется по ее заявлению на основании результатов экспертизы (экспертного заключения), за исключением случая, указанного в части 7 статьи 3 проекта.
Данное положение нуждается в уточнении, поскольку в соответствии с частью 7 указанной статьи в отношении организаций, включенных в информационную систему «Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности», применяется сокращенный порядок проверки их соответствия установленным критериям, не исключающий проведение экспертизы.
Перечень оснований для прекращения статуса МТК, предусмотренный частью 4 статьи 3 проекта, нуждается в конкретизации.
Так, следует уточнить, что понимается под «прекращением деятельности МТК» (пункт 2 части 4 статьи 3), а также условия, при которых основанием для прекращения указанного статуса будет непредставление МТК предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отчетности, позволяющей определить величину выручки за предшествующий год (привлечение к ответственности, результаты налоговой проверки) (пункт 5 части 4 статьи 3).
Кроме того, одним из оснований для прекращения статуса МТК является истечение трех лет со дня вынесения центром экспертизы экспертного заключения об отнесении организации к МТК (пункт 3 части 4 статьи 3 проекта).
Обращаем внимание, что в проекте отсутствуют положения, определяющие срок действия такого заключения, а также возможность прохождения повторной экспертизы компаниям, желающим сохранить статус МТК.
Из содержания части 1 статьи 3 проекта следует, что МТК признается технологическая компания, соответствующая одновременно критериям,
указанным в пунктах 1 – 4 указанной части.
Данное положение нуждается в соотнесении с частью 7 статьи 3 законопроекта, согласно которой МТК может быть признана российская коммерческая организация при соответствии ею критериям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 проекта, и не являющаяся технологической компанией.
Законопроект нуждается в редакционной доработке.
Так, следует унифицировать используемые в проекте термины
«организация», «коммерческая организация», «российская коммерческая организация» (пункт 2 части 1 статьи 2, пункт 2 части 5 статьи 3, часть 7 статьи
3 проекта).
Части 1 и 6 статьи 4 проекта дублируют друг друга в части указания
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере развития предпринимательской деятельности, как оператора реестра
МТК.