Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Моногорода - это нормальное явление экономики. Моногорода - это населенные пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка

ВАЖНО: Получить субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

  • чтобы команда проекта, структура бизнеса  - были готовы к такой поддержке:
  • смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
  • смогли выполнить все требования Налогового кодекса НК РФ
  • смогли выполнить все требования Бюджтеного кодекса БК РФ
  • сохранить право (не возвращать в бюджет с пенями, санкциями) на эти гранты и льготы!

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, САР, ОАР, АЗРФ, РИП, СПИК, СЗПК*

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

* Субъекты налоговых льгот, грантов, субсидий, преференций:

  • резиденты ТОСЭР на Дальнем Востоке и в моногородах,
  • резиденты Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • резиденты специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • резиденты особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • резиденты ОЭЗ ППТ, ТВТ, ПТ ,ТРТ,
  • участники ИЦ Сколково,
  • участники РИП,
  • участники СПИК,
  • участники СЗПК,
  • ИТ-компании, аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО),
  • разработчики электроники-компании, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • разработчики аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • пользователи иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы.

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны?

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • разработка юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Составление комплексной инвестиционной программы моногорода

Введение

Моногород - это город, где существует очень тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни населения. При этом рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого города и его жителей, фактически - это «город-завод».

Последствия мирового финансового кризиса заметно изменили хозяйственную и социальную жизнь моногородов, градообразующих предприятий, наукоградов и прочих закрытых поселений в России. Основными причинами изменений стали: затруднение деятельности их градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности манёвра населения при потере работы, свёртывание социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Россия получила в наследство от плановой советской экономики значительное количество моногородов, жизнь которых полностью зависит от работы одного, в лучшем случае нескольких предприятий. В настоящее время нет чёткого определения термина «моногород», чаще всего встречаются понятия «город-спутник», «наукоград» или «градообразующее предприятие». Такой разброс определений существует и в нормативно-правовой базе, содержащей различные положения, закрепляющие понятие «градообразующие предприятия»:

·в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. №1001 «градообразующее предприятие» определено как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населённом пункте;

·в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учётом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населённого пункта.

В отечественной практике понятию «моногород» близок термин «город-завод», предполагающий существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на основные аспекты жизни города - «градообразующего предприятия».

Расхождение в понятиях «градообразующее предприятие» вызвано отсутствием методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду. Например, вряд ли кто-нибудь объяснит, почему предприятие, численность работников которого и членов их семей составляет 49,9% населения города, не является градообразующим.

1. Особенности развития моногородов

Проблема развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от одного или двух градообразующих предприятий, является для России на данный момент острой в социальном, экономическом и политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими илами компенсировать возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города - «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения , канализации, транспорта, строительство, торговля , пищевая промышленность и т.д. ) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли.

Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Для советской экономики такие города на протяжении десятилетий были не просто крупной, но и передовой, динамично развивающейся составной частью народного хозяйства, позволяя реализовывать целый ряд масштабных проектов огромного производственного, научно-технического и оборонного значения. В современной России ряд предпосылок такого территориального устройства хозяйственной деятельности сохраняется и даже усиливается в силу повышения экономических барьеров, препятствующих миграции населения из региона в регион.

В 335 моногородах сосредоточено 442 градообразующих предприятия, которые в значительной мере определяют структуру и конкурентоспособность всей российской экономики. Это крупнейшие предприятия машиностроения, металлургии, добычи и переработки природных ресурсов, оборонной промышленности. По ряду отраслей в моногородах сосредоточено до 70% их мощностей, в связи с чем, успешность перехода России на инновационный путь развития непосредственно связывается со степенью эффективности процесса модернизации моногородов и градообразующих предприятий.

2. Основные направления поддержки моногородов в России

Первая стратегия нецелесообразна. Во-первых, она требует достаточных финансовых ресурсов, во-вторых, она связана с «психическим потрясением» переселяемого населения и может вызвать серьезное общественное возмущение, в-третьих, некоторые моногорода имеют многовековую историю, и уничтожать их нецелесообразно с культурно-этической точки зрения.

Вторая стратегия, должна быть основным направлением деятельности. Ведь, по сути, только размонопрофилирование экономики моногорода является эффективным способом решения проблемы в долгосрочной перспективе. Создание новых производств, новых заводов стабилизирует ситуацию не только в моногородах, но и в стране в целом, т.к. сегодня в России наблюдается кризис реального сектора экономики.

Насчет третьей стратегии. На сегодняшний день именно на этом направлении государство сосредоточило свое внимание. Министерство Регионального развития создало список из 27 депрессивных моногородов, которым в 2010 году было передано 27 млрд. рублей. Из них 10 млрд. - в форме дотаций на развитие инфраструктуры, 5 млрд. - на ЖКХ, 2 млрд. - на развитие малого бизнеса, 10 млрд. - на кредиты под государственные гарантии. Список потом увеличили до 35 городов. Многие считают, что в этот список попали некоторые города, которые находились не в самой критической ситуации. Например, Нижний Тагил с его заводом «Уралвагонзавод», который, по сути, является монополистом в сфере выпуска грузовых вагонов, или Каменск-Уральский, где действуют нормально работающие четыре градообразующих предприятиях, связанных с цветной и черной металлургией, выпускающие алюминий и трубы. Третья стратегия эффективна только в краткосрочной перспективе и при условии, что финансовая помощь будет поставляться именно нуждающимся городам, а средства будут расходоваться эффективно. Стоит отметить, что вторая и третья стратегия являются взаимодополняющими.

3. Составление комплексной инвестиционной программы моногорода

Министерством регионального развития была разработана методика комплексного инвестиционного планирования (КИП) развития моногородов. Каждый моногород, по сути, должен был представить стратегию своего развития. Комплексный инвестиционный план включает в себя: анализ социально-экономического положения, расчет капитала города, анализ рисков, календарный план реализации программы, систему управления программой, расчет показателей эффективности, прогнозы развития, паспорт меры КИП, источники финансирования и т.д.

Отбор городов по КИП проводится по следующим принципам:

  • приоритет отдается тем КИП, которые разработаны и согласованы всеми заинтересованными субъектами (администрацией моногорода и вышестоящими органами власти, руководством градообразующего предприятия, профсоюзами, представителями населения - общественными объединениями, партиями и т.п.);
  • затраты и эффект от реализации КИП должны быть сопоставимы, положительная динамика и эффект должны наблюдаться не позже 3 лет с момента начала реализации плана;
  • все ключевые решения, затраты должны наблюдаться всеми участниками соглашения о реализации КИП.

4. Государственная поддержка моногородов

Общий алгоритм государственной поддержки моногородов был разработан лишь к концу 2009 г. Минрегионом РФ были предварительно отобраны 29 перспективных инвестиционных проектов, представленных представителями власти отнесенных к моногородам населенных пунктов. Все предложенные меры можно разделить на три группы: модернизация предприятий, диверсификация экономики, переселение.

С того момента, как стартовала программа, уровень безработицы в моногородах - участниках программы удалось снизить с 5,5% до 2,6%. Уже создано 34 тыс. постоянных и более 1 50 тыс. временных рабочих мест.

Основная задача программы правительственных мер - диверсификация экономики моногородов, снижение экономической зависимости от градообразующих предприятий. Цель модернизации моногородов - создание новых производств, повышение качества и уровня жизни людей.

Монопрофильные города - наиболее уязвимая категория населенных мест, систематически находящаяся в зоне риска в силу односторонне развитой и преимущественно отсталой экономической базы.

По степени влияния кризиса на социально-экономическую ситуацию моногородов Министерство регионального развития РФ классифицирует их следующим образом:

  • % моногородов (1,4 млн чел.) - территории с высокой степенью проявления кризисной ситуации, где требуется срочное принятие мер на федеральном уровне (возможно расселение городов)
  • % моногородов (5,4 млн. чел.) находят-с в зоне повышенной степени риска, решающую роль в решении их проблем должны играть субъекты РФ
  • % моногородов требуют регулярного качественного мониторинга социально-экономического состояния и разработки программ развития

Заключение

Моногорода - это населенные пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от одного или нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка.

Моногорода - это нормальное явление экономики. Если город по всем параметрам подходит к категории «монопрофильности», это не означает, что государство должно ему предоставить финансовую помощь. Поэтому выделяют критерий, условно названный «необходимость помощи» или «стабильность ситуации на предприятии», который позволяет разделить моногорода на тех, кому необходимо предоставить помощь и тех, кому помощь не требуется.

Политика в сфере моногородов имеет ряд недостатков.

Во-первых, законодательно не закреплено само понятие «моногород», не урегулирован правовой режим. Вследствие чего на финансовую помощь могут претендовать города, которые не совсем подходят под параметры моногорода.

Во-вторых, не до конца решена проблема с отсутствием специалистов и денежных средств на разработку КИП муниципалитетом.

В-третьих, как показала практика реализации КИП в Пикалево (а это не самый кризисный город, и реализация его программы находится под большим контролем, чем реализация программ других городов), методические рекомендации по составлению КИП имеют просчеты, связанные с привлечением инвесторов. Также возникли проблемы с проектной документацией.

В-четвертых, имеются ошибки управленческого характера. Иными словами, на сегодняшний день не сложилась единая система нормативно-правовых, административных и экономических мер по решению проблемы функционирования моногородов в России.

В первую очередь необходимо принять закон о моногородах и законодательно закрепить само понятие «моногород» и условия, при которых моногород может претендовать на финансовую помощь.

Необходимо исправить «слабые места» КИП, связанные, например, с привлечением инвесторов.

Так же важно задействовать общественность, СМИ, ученых, чтобы решением этой проблемы занимались не только власти, но и граждане города.

Прогнозы и выводы

В соответствии с программой федеральной поддержки монопрофильных городов Министерством регионального развития РФ разработан комплекс планов модернизации российских моногородов. Основные долгосрочные цели реализации комплексных планов модернизации российских моногородов:

  • модернизация традиционных (градообразующих) производств
  • диверсификация экономики города (создание новых производств и предприятий сферы обслуживания населения и бизнеса)
  • развитие малого и среднего бизнеса
  • улучшение имиджа города и повышения качества жизни

Основная задача, которую придется решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменении ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвитии этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

Список литературы

1. Григорий Двас: «Статус моногорода - это не клеймо на всю жизнь». Журнал «Ленинградская область Экономика и Инвестиции» №67, - 2011

. «Современные механизмы развития моногородов». Круглый стол ПЗ от 17.10.11.

. Е.М. Петрякова, к.э.н. доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова «Комплексная инвестиционная программа развития моногородов»

4. Алушкин Ю.А. Моногорода в региональной экономике России: основные характеристики и новые условия развития // Проблемы современной экономики. 2010. №3. С.357-359.

. История моногородов

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.