Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Городское население МО Новороссийск (Восточный, Центральный, Южный, Приморский внутригородские округа)

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

Вы можете записаться на наш вебинар по интересующим Вас вопросам или приобрести видеозапись ранее проведенного вебинара

 

Оплатить вебинар или консультацию по вопросу можно здесь

 

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы можем сделать индивидуальный (под ваш бизнес) расчет экономии по налогам и страховым взносам:

1) при переходе с используемых Вами режимов налогообложения ОСН (с НДС), ПСН (патент для ИП), УСН (доходы, доходы-расходы), ЕСХН, на специальные льготные режимы:

  • АУСН 8% доходы
  • АУСН 20% доходы-расходы
  • УСН 6% доходы
  • УСН 15% доходы-расходы

2) при использовании налоговых льгот и преференций:

  • резидента ТОСЭР на Дальнем Востоке и моногорода, ТОР ДВ, ТОР ЗАТО
  • резидента Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • резидента специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • резидента особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • резидента ОЭЗ ППТ, ТВТ, ПТ ,ТРТ,
  • участника ИЦ Сколково,
  • участника РИП,
  • участника СПИК,
  • участника СЗПК,
  • ИТ-компании, аккредитованной Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО),
  • разработчика электроники-компании, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • разработчика аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • пользователя иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы.

Заказать индивидуальный расчет экономии

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • Консультирование по условиям соглашений СПИК 2.0 и СЗПК, займов ФРП, программ МПиТ РФ, иных ФОИВ (РОИВ);
  • Сопровождение (консультационное) процесса подготовки к заключению СПИК 2.0 и СЗПК, договоров займа ФРП, договоров на субсидию МПиТ РФ;
  • Разработка бизнес плана (БП);
  • Расчет финансовой модели (ФЭМ);
  • Участие в составлении календарного план (КП);
  • Участие в подготовке технического задания (ТЗ);
  • Участие в составлении сметы проекта;
  • Участие в составлении материалов для проведения производственно-технологической экспертизы проекта (проверка, экспертиза);
  • Участие в подготовке презентации защиты проекта;
  • Проведение исследований рынка, на котором работает Заказчик, оценка объемов, потенциальных покупателей, конкурентного окружения, оценка рисков;
  • Сопровождение (консультационное) процесса "самооценки"
  • Подача (редактирование) резюме проекта в системе;
  • Сопровождение процесса подготовки, подачи и рассмотрения заявки;
  • Сопровождение процесса проведения процедуры экспертизы;
  • Сопровождение процесса подготовки и консультирование по оформлению документов;
  • Сопровождение взаимодействия РОИВ-ФОИВ;
  • Сопровождение взаимодействия РОИВ-ОМСУ;
  • Подготовка команды инвестиционного проекта к защите ("репетиция");
  • Участие представителя в защите заявки;
  • Взаимодействие с Фондом по отчетности и подтверждению эффекта (бюджетный, социальный, экономический) от реализации проекта
  • Внесение информации в тексты договоров займа, соглашений СПИК и СЗПК;

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

По теме поддержки бизнеса в условиях внешнего санкционного давления:

Методические рекомендации для заявок на включение российского ПО в Единый реестр

На сайте Ассоциации разработчиков программного обеспечения «Отечественный софт» появились разделы «Российское ПО для импортозамещения»:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)

Марериалы портала admnvrsk.ru

2.1. Перспективы экономического развития

Муниципальное образование город Новороссийск является крупным транспортным и промышленным узлом на Юге России. В экономике страны город выполняет роль главных морских ворот России на Черном море. Основу экономики Новороссийска составляют отрасли транспорта, промышленности и розничной торговли, которые в совокупности составляют около 90% валового муниципального продукта. Новороссийск — крупнейший морской порт России, грузооборот всех терминалов порта в 2009 году составил 122,9 млн. т. Город расположен на берегу никогда не замерзающей Цемесской бухты — одной из наиболее удобных на Чёрном море.

Порт Новороссийска обеспечивает морскую внешнеторговую деятельность России с регионами Азии, Среднего Востока, Африки, Средиземноморья и Южной Америки. Крупнейшая стивидорная компания порта — ОАО «Новороссийский морской торговый порт», на долю которой приходится обработка около 97 % всего объема грузов. В городе находится штаб-квартира Новороссийского морского пароходства (ОАО «Новошип» — крупнейшей российской судоходной компании на Черном море. Имеется крупная железнодорожная станция (конечная на ветке от Крымской), обеспечивающая доставку и перевалку импортных и экспортных грузов. Есть железнодорожный вокзал. Пассажирские поезда обеспечивают сообщение с крупнейшими городами России.

Новороссийск — главный центр цементной промышленности на юге России (5 цементных заводов), созданный на базе крупных месторождений высококачественных мергелей. В городе находится штаб-квартира крупного производителя цемента «Новоросцемент», а также цементные заводы группы компаний «Интеко» — Верхнебаканский цементный завод и Атакайцемент. Развито машиностроение (заводы «Молот», «Красный двигатель», судоремонтные, радиозавод «Прибой» и др.). Имеются предприятия промышленности строительных материалов (выпускают шифер, железобетонные изделия и др.). Получила развитие деревообрабатывающая (в том числе мебельная), пищевая (мукомольно-элеваторный комбинат, молочный, пивоваренный заводы, рыбзавод и др.), сталелитейная (завод «Новороссметалл») промышленность, предприятия железнодорожного транспорта («Новороссийский вагоноремонтный завод»). Новороссийский район является одним из главных винодельческих центров России. Местные агрофирмы производят столовые и игристые вина.

По уровню развития транспорта, промышленного производства, строительства, накопленного экономического потенциала Новороссийск входит в пятерку лучших муниципальных образований Краснодарского края. По состоянию на конец 2009 года в муниципальном образовании зарегистрировано около 7 тыс. предприятий и организаций. Город занимает 2 место в крае (после г. Краснодар) по величине объемов производства продукции и услуг, предприятиями произведено около 12% валового регионального продукта Краснодарского края. Новороссийск обладает сочетанием уникальных транспортно-коммуникационных преимуществ, делающих его чрезвычайно конкурентоспособным на южных и юго-западных направлениях грузопотоков. Однако, город не использует в полном объёме выгоды своего геополитического и экономического положения. Фактически он всё ещё остаётся крупным центром перевалки грузов, без их доработки и глубокой переработки. Целью данного раздела является экономический анализ современного состояния и выработка перспективных направлений экономического развития муниципального образования.

Город Новороссийск – это территория с высоким градостроительным, производственным, природно-ресурсным, туристско-рекреационным, лечебно-оздоровительным потенциалом. В основу его экономического и градостроительного развития положена идея формирования конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной среды, адекватной имеющемуся потенциалу. Общей стратегической целью социально-экономического развития городского округа на прогнозный период является обеспечение повышения качества жизни населения города, формирование крупного промышленного и транспортного комплекса, приток инвестиций в экономику муниципального образования, что обеспечит создание современных производств на его территории, а также увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Прогноз социально-экономического развития разработан на основе различных комплексных и целевых программ социально-экономического развития Краснодарского края и городского округа, инвестиционных проектов и предложений.

Генеральным планом предусмотрены мероприятия, необходимые для решения важнейших вопросов местного значения, которые закреплены за муниципальным образованием. Данные мероприятия соответствуют стратегическим целям и направлениям развития Краснодарского края, целям и приоритетам муниципального образования город Новороссийск, определенным в следующих документах:

  • стратегия социально-экономического развития Краснодарского края;
  • схема территориального планирования Краснодарского края;
  • отраслевые стратегии департаментов администрации Краснодарского края;
  • стратегия социально-экономического развития город Новороссийск.

В проекте предусматривается решение следующих задач в сфере экономического развития: снятие инфраструктурных ограничений, определение приоритетов и перспективных направлений экономического развития территории, повышение инвестиционной привлекательности.

Анализ современного состояния муниципального образования выявил, что Новороссийск обладает рядом конкурентных преимуществ, которые являются базовыми при определении перспектив его развития:

  • относительно комфортные для проживания климатические условия, что делает его достаточно привлекательным для проживания и занятия бизнесом;
  • демографическая ситуация в городе, в отличие от подавляющего числа муниципалитетов России, последние 15 лет сохраняет позитивную динамику;
  • портово-транспортный комплекс, один из крупнейших в стране позволяет на его основе развивать разнообразные сектора экономики;
  • город является крупным транзитным транспортным узлом для приезжающих на курорты Черноморского побережья, что позволяет развивать услуги ориентированные на их обслуживание;
  • Новороссийск наиболее крупный промышленно-транспортный центр на Азово-Черноморском побережье, что делает его притягательным для размещения производственных функций по обслуживанию потребностей курортной зоны и обеспечении потребностей строительства и последующей эксплуатации олимпийских объектов в Сочи.
  • наличие большого количества населённых пунктов в составе муниципального образования и значительных земельных ресурсов представляют возможности для размещения целого ряда промышленных объектов.

Вместе с тем, необходимо учесть существующие проблемы и риски:

  • транспортно-торговая специализация делает экономику города чрезвычайно чувствительной к геополитическим и конъюнктурным рискам в мировой экономике и изменениям территориально-отраслевых приоритетов развития страны;
  • существует высокий потенциал конфликтности между возможными направлениями развития: транспортно-логистическое, промышленно-производственное, военное, рекреационное, аграрное;
  • в городе чрезвычайно острой является система водоснабжения и канализации;
  • недостаточная развитость за пределами городской черты транспортной и инженерной инфраструктуры затрудняет использование имеющихся земельных ресурсов для размещения новых промышленных объектов;
  • существующая транспортная система города не обеспечивает возросшей интенсивности грузопассажирских перевозок. Ситуация осложняется необходимостью пропуска через город транзитного транспорта;
  • уровень загрязнения окружающей среды один из самых высоких в крае.

Инвестиционная политика города Новороссийска рассчитана на использование, в первую очередь, внутреннего инвестиционного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного имиджа города Новороссийска, которые, в свою очередь, создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций. С этой целью необходима разработка портфеля инвестиционных проектов и их продвижение путем включения в инвестиционную программу города Новороссийска, оказания содействия в поиске инвесторов и в реализации проектов. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе города Новороссийска, не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете, сужаются возможности решения проблем социальной сферы. 

По своим инвестиционным возможностям город не уступает ведущим городам Краснодарского края, однако необходимо дополнительное и постоянное информирование потенциальных инвесторов о состоянии и развитии городского округа, его бизнесе и возможностях. Формирование инвестиционной привлекательности города требует точного определения проблем, выбора и обоснования системы развития, разработки комплексных мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных инвестиционных ресурсов.

Анализ современного состояния, конкурентных преимуществ, проблем и рисков позволил выявить ряд возможностей для развития проектируемой территории.
Новороссийск уже в настоящее время является крупнейшим морским торговым портом России, на долю которого приходится около 1/3 грузооборота страны, при бесспорном наличии определённых резервов в использовании Цемесской бухты. Новая геополитическая ситуация, потеря страной, в связи с распадом СССР ряда морских портов на Черном и Балтийском морях усиливают ценность и значимость Цемесской бухты для России.
В условиях резкого сокращения возможностей выхода России к Черному морю, где она сохранила за собой из наиболее важных лишь Новороссийский и Туапсинский морские порты, способные обеспечить не более 60% необходимой сегодня перевалочной портовой работы. Поэтому рациональное использование уникальной в российском Причерноморье Цемесской бухты имеет особое значение для уменьшения зависимости России от стран, к которым перешли ранее принадлежавшие СССР морские порты.

Современная геополитическая и социально-экономическая ситуация в России повысили значимость не только Цемесской бухты, но и прилегающих территорий для возможности выхода трубопроводным транспортом в целях экспорта нефти, нефтепродуктов и других видов углеводородного сырья в различных местах ограниченного участка Российского Причерноморья, в т.ч. в окрестностях Новороссийска.

В силу уникальности рекреационных ресурсов побережья и законодательно определенных режимных ограничений в использовании различных его участков, а также природно-экологических условий на Черноморском побережье России наиболее приемлемым местом выхода трубопроводных системам является «коридор» в районе Новороссийска – от устья р. Озерейки до мыса Дооб.

В соответствии с федеральной программой "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания («Терминал», 1999г.) и международными соглашениями по развитию транс-европейских транспортных коридоров Новороссийск рассматривается важным опорным центром федеральной и региональной систем транспортного обслуживания страны (с учётом европейского континента), крупным транспортно-терминальным технологическим узлом на южном конце мощного международного и федерального транспортного коридора Балтика - Центральный регион РФ - Чёрное море, обслуживающим внутреннюю и внешнюю торговлю страны.

На Новороссийский транспортный узел может быть сориентирована значительная часть внешнеэкономических связей Федерации со странами Черноморского бассейна, Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. В соответствии с концепцией международных перевозок, помимо модернизации шоссейных и железных дорог, необходимо создание единого правового и таможенного пространства путем организации транспортных коридоров (на первом этапе - девяти), включающих в себя все виды водного, воздушного и наземного транспорта, систему комплексных грузовых терминалов. Экономической основой жизни города является Новороссийский транспортный узел (НТУ), на долю которого приходится 2/3 основных производственных фондов Новороссийска.

Ядро НТУ – морской порт международного класса, крупнейший порт России, ключевой, транспортный перевалочный пункт на Черном море с суммарным грузооборотом всех предприятий порта более 123 млн. тонн(47 в 1996г., 52 в 2000 г., 112 в 2008 г.), 94% которого - экспортные грузы. Новороссийск в настоящее время – крупнейший нефтеэкспортный порт России.
С портовыми функциями города и его положением на государственной границе России связана работа крупнейшей на юге России таможни.

Учитывая, что Новороссийск – это мощнейший транспортно-логистический центр всей России, то на территории муниципального образования необходимо предусмотреть развитие ремонтной базы. В этой связи становится необходимым восстановление позиций Новороссийского судоремонтного завода, а также Новороссийского вагоноремонтного завода.
Комплексной схемой развития НТУ на период до 2020 г., разработанной институтом «СоюзморНИИпроект», на первом этапе развитие порта рассматривается в пределах существующих оградительных сооружений, при возможном удвоении грузооборота.

Проектные проработки специализированных институтов позволяют сделать вывод, что приоритетному развитию порта Новороссийск на черноморском побережье России нет альтернативы.
Промышленность является второй по значимости отраслью экономики города, но тем не менее одной из наиболее развитых в Краснодарском крае, и представлена четырьмя основными отраслями – промышленность строительных материалов, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевое производство.

Основная цель развития промышленности неразрывно связана с развитием транспортно-логистического комплекса, формирование и развитие промышленно-портового района, создающего благоприятную основу для диверсификации и создания сбалансированной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Подобный подход к развитию позволит элиминировать факторы конъюнктурного спроса на мировом рынке, которые могут в случае форс-мажорных обстоятельств негативно отразиться на экономике города. Это позволит обеспечить благоприятную экономическую и социальную среду жизнедеятельности населения, в которой каждый сможет сделать выбор для достижения поставленных целей. Развитие сопутствующих производств при развитом портовом комплексе города приведет к увеличению налогооблагаемой базы, что отразится на уровне формирования доходной части бюджета за счет собственных источников, приведет к созданию новых рабочих мест, развитию социальной, производственной и институциональной инфраструктуры и в итоге к повышению уровня и качества жизни населения.

Благодаря формированию промышленно-портового района с развитым комплексом перерабатывающих мощностей, инфраструктурой, г. Новороссийск должен занять место делового бизнес-центра на побережье, используя выгоды своего географического положения в отличие от Краснодара, который выполняет подобные функции внутри территории края. Это мультипликативно отразится и на развитии других отраслей экономики – торговля, малый бизнес, рекреационный комплекс (при этом не только самого города, а преимущественно юго-западной прибрежной территории муниципального образования). В этой связи необходимо обратить внимание и на сельскохозяйственный потенциал территории, связанный, прежде всего, с виноградниками. С. Абрау-Дюрсо, входящее в состав муниципального образования, имеет известный «бренд» не только в России, но и на мировом рынке, многолетние традиции производства шампанских вин, что возможно и необходимо использовать и развивать. Бренды наряду с лицензиями, патентами, полезными новшествами и торговыми марками становятся все более дорогостоящим товаром в постиндустриальном обществе. ЗАО «Мысхако» — также уникальное производство не только в рамках муниципального образования, но и всей России. Развитие этой подотрасли пищевой промышленности необходимо поддерживать как для обеспечения потребностей самого населения муниципального образования, так и для стремительно развивающегося курортно-рекреационного комплекса всего Краснодарского края.

Главной отраслью промышленности по объемам производства и налоговым отчислениям в настоящее время остается промышленность строительных материалов, темпы роста которой в последние годы в целом по муниципальному образованию увеличились, что связано с растущим потребительским спросом.

Развитие пищевой промышленности города, а именно производства виноградных и шампанских вин, должно способствовать изменению стереотипов. Развитие функций бизнес-центра на побережье, проведение фуршетов, банкетов должно сопровождаться не французскими винами и шампанскими, а продукцией отечественных производителей. Особое развитие это направление должно получить в рамках проведения Олимпиады «Сочи-2014».
Важнейшим механизмом для решения поставленной цели является использование возможностей Особой Портовой зоны. Помимо потенциала Особой Портовой Экономической зоны мероприятия администрации муниципального образования должны быть направлены на создание условий, способов и механизмов проведения инвестиционной политики, ориентирующейся на повышении инвестиционной привлекательности города и направленной, прежде всего, на привлечение стратегических инвесторов. Необходимо более активное привлечение инвесторов на условиях государственно-частного партнерства, быстрое реагирование и использование преимуществ города для реализации мероприятий, связанных с олимпийской программой.

Актуальными на протяжении всего периода реализации генерального плана будут меры по развитию транспортной отрасли как наиболее привлекательной на данном этапе развития. Учитывая тот факт, что развитие КТК предусматривает доведение мощности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн. т нефти, значение трубопроводной составляющей в транспортной отрасли будет только увеличиваться.
Также в настоящее время ООО «Порт Петровск» ведет реализацию инвестиционного проекта «Строительство нефтебазы «Неберджай» в грузовом районе порта Новороссийск на участке, примыкающем к мысу Шесхарис. Проектом предусматривается строительство объектов предназначенных для приемки, хранения и перевалки на экспорт нефти и нефтепродуктов. Основная цель инвестиционного проекта — это создание коммерческой выгоды нефтяным компаниям России и Казахстана с увеличением объема экспорта российской и казахской нефти, а также светлых и темных нефтепродуктов с российских нефтеперерабатывающих заводов. Планируемый общий годовой объем перевалки нефти и светлых нефтепродуктов (дизтопливо) к окончанию строительства объектов (2012-2013 гг.) составит 17,5 миллионов тонн в год, в том числе: нефть (малосернистая) — 3,5 млн. тонн в год, дизельное топливо — 11,0 млн. тонн в год; мазут — 3,0 млн. тонн в год (IIочередь).
Одним из наиболее перспективных направлений развития морского порта Новороссийск является увеличение роста грузооборота контейнерных перевозок до 1,2 млн. TEU в год (18 млн. т). Контейнеры – основное направление развития мировой системы перевозки генгрузов и наиболее быстрорастущий сегмент в структуре грузопотока в портах РФ.
В результате анализа приведенных факторов был сделан вывод о необходимости интенсивного, инновационного развития муниципального образования. В качестве отраслей роста нами определены транспортно-логистический, промышленный, жилищно-коммунальный комплекс, и сфера туристических услуг. Предлагается формирование на этой основе двух основных кластеров: портово-промышленно-логистического и аграрно-курортно-рекреационного. За счет мультипликативного эффекта эти сегменты экономики обеспечивают постепенный рост в других отраслях социально-экономического комплекса города.

Сегодня город развивается на своих портовых функциях. Однако следует понимать, что в условиях чрезвычайно высокой насыщенности инфраструктурой территории города, его потенциал развития вширь в значительной мере исчерпан, и перспективы должны быть связаны с внедрением инновационных технологий. Этому способствует значительный объем накопленных фондов (около 4 млрд.) и их малый износ.
Грузооборот порта может быть повышен лишь в результате увеличения пропускной способности железнодорожного транспорта, развития автодорожной сети, прежде всего в пределах городской территории, организации территорий, на которых возможно разместить перегрузочные комплексы.

В последнее десятилетие новые автомобильные и железнодорожные путепроводы не строились, хотя грузооборот порта увеличился вдвое. Для обеспечения роста грузооборота в настоящее время ведется строительство железнодорожного захода в город Новороссийск, прорабатываются проекты строительства объездных автомобильных дорог. Столь значимые позиции транспортной отрасли в экономике позволяют говорить о необходимости формирования промышленно-портового района, занимающегося глубокой переработкой товаров.

Экономическое развитие муниципального образования город Новороссийск необходимо проводить за счет перехода от интенсивного и к инновационному типу экономики. Иными словами, необходимо постепенное дополнение современной специализации города новыми направлениями, которые будут диверсифицировать как структуру промышленности, так и в целом экономику муниципального образования. При этом портово-промышленная специализация города предполагается в качестве локомотива всей экономики, обеспечивающим значительную долю бюджетных поступлений и занятость населения.

В настоящее время сдерживающими факторами развития экономики выступают сложившиеся инженерные и транспортные инфраструктурные ограничения городского округа. В связи с этим, для устойчивого развития экономики генеральным планом рекомендуется проведение к 2015 году комплекса мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений и решению имеющихся проблем в сфере инженерного оборудования, а также развитие инженерной, социальной, производственной инфраструктуры с учетом прироста населения.

Опираясь на поставленные цели и задачи, анализ существующего положения экономики, сильные, слабые стороны, возможности для развития, природно-ресурсную и экономическую базу муниципального образования генеральным планом определены основные приоритеты и перспективные направления экономического развития территории:

  1. Снятие инфраструктурных ограничений. Предлагается решение первоочередных имеющихся проблем в инженерной инфраструктуре, обеспечение поселения достаточными (в соответствии с расчетами) мощностями водо-, газо- и энергообеспечения с учетом увеличения численности населения и строительства новых производственных и санаторно-курортных предприятий на проектируемых территориях. Необходимо развитие транспортной сети и системы внешних связей населенных пунктов. Указанные мероприятия обеспечат возможность расширения производственных мощностей муниципального образования и строительства новых энергоемких предприятий, а также создадут благоприятные условия для привлечения инвесторов.
    Обеспечение населения сетью объектов обслуживания согласно действующим нормативам является главным условием повышения уровня благосостояния граждан и создаст необходимые предпосылки для формирования положительного имиджа территории, привлечения в муниципальное образование граждан Российской Федерации на постоянное место жительство и для ведения бизнеса. Реализацию данного направления рекомендуется обеспечить после снятия инженерных ограничений и достижения экономического эффекта отраслей реального сектора экономики.
  2. Развитие города Новороссийск как крупного морского транспортного узла. В настоящее время Новороссийск входит в число крупнейших портов Черного моря. Его пропускная способность по итогам 2009 г. составила около 123 млн.т. в год. В перспективе к 2015 году на основе имеющихся инвестиционных проектов предполагается увеличение грузооборота порта в полтора раза за счет развития морского новороссийского торгового порта, каспийского трубопроводного консорциума и строительства нефтебазы «Неберджай». К 2030 году прогнозируется дальнейшее увеличение пропускной способности порта, в том числе за счет строительства новых портовых сооружений в его юго-восточной части. В настоящее время максимальный объем пропускной способности для порта железнодорожного узла Новороссийска оценивается в 17 млн. тонн, что определяет необходимость строительства второго железнодорожного захода в район Цемесской бухты и соответствующего автодорожного строительства.Этапность освоения новых территорий порта от района Шесхарис до м. Пенай возможнои дальше будет продиктована условиями строительства второго железнодорожного въезда в порт и объездной автодороги.В связи с уникальностью в условиях России и Черноморского бассейна портового потенциала города, весь его хозяйственный комплекс и его пространственная организация в максимальной степени должны быть подчинены портовой функции города.
    Нами проанализированы основные инвестиционные предложения в сфере порта, а также перспективы реализации проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла Краснодарского края», на основании чего предусмотрены необходимые территории для создания объектов портовой, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры.
    Важным направлением в стратегии развития морского порта Новороссийск является изменение структуры грузооборота в пользу грузов с более высокой доходностью. В частности, необходимо ориентировать стивидорные компании на сокращение доли экспортируемой сырой нефти в пользу нефтепродуктов российского производства. Экономически целесообразным будет экспорт нефтепродуктов, производимых на территории Краснодарского края, в том числе в Новороссийске, Крымском, Абинском, Северском районах. В связи с этим на проектируемой территории между населенными пунктами х. Убых и п. Верхнебаканский в районе телевизионной башни предусмотрен участок для возможного размещения нефтеперерабатывающего завода. Также необходимо увеличивать в структуре грузооборота долю контейнерных перевозок и грузов, прошедших их глубокую переработку.
  3. Развитие транспортно-логистического комплекса и придорожного сервиса. Развитие морского порта и транспортно-логистических комплексов является приоритетным направлением в развитии экономики в связи с наличием дефицитом складских помещений в порту Новороссийска. Необходимость размещения предприятий транспортно-логистического комплекса, предприятий коммунально-складского характера и объектов придорожного сервиса обусловлена прогнозируемым увеличением грузооборота Новороссийского морского порта на расчетный срок.
  4. Развитие промышленного производства. Новороссийск занимает 4 место в крае по объему произведенной продукции и по уровню развития промышленного производства на душу населения. Поэтому развитие промышленности является одним из основополагающих как для экономики муниципалитета, так и для экономики Краснодарского края.
    Поскольку территорию городского округа вне населенных пунктов в основной массе занимают горы, ущелья и труднодоступные земли, имеющиеся равнинные участки заняты под сельское хозяйство (где в основном расположены виноградники), а прибрежная полоса используется под рекреационное развитие и размещение объектов отдыха, рекреации и туризма, то территориальное развитие промышленности возможно только вдоль сложившихся транспортных магистралей по направлениям на города Краснодар и Анапа.
    В соответствии с разделом «Промышленность» Схемы территориального Краснодарского края, экономической основой жизни города Новороссийск является Новороссийский транспортный узел. Поэтому главным приоритетом данного направления является размещение производств, связанных с обслуживанием портовых мощностей, которое возможно исключительно на территории города-героя Новороссийск.
    Вторым важным элементом экономического развития города и городского округа являются уникальные по качеству и запасам месторождения сырья для цементной промышленности (строительство цементного завода «Горный» мощностью 3,5 млн. т/год, реконструкция завода ОАО «Верхнебаканский цементный завод», реконструкция действующего производства ООО «Атакайцемент»). Развитие предприятий цементной промышленности должно осуществляться при развитии сопутствующих производств строительной индустрии.С учетом прогнозируемого на ближайшие 10-20 лет и растущего спроса на строительные материалы, развитие цементной промышленности является одним из перспективных направлений промышленного комплекса. Помимо цемента, в качестве перспективных направлений может рассматриваться производство сборных железобетонных конструкций, шифера и т.д. Это позволит диверсифицировать структуру отрасли и снизить зависимость экономики города от деятельности цементной отрасли. Развитие цементной промышленности как на территории города-героя так и на территории сельских округов.
    Другими направлениями развития обрабатывающих производств является наращивание мощностей в машиностроении и металлообработке, пищевой и перерабатывающей промышленности. Развитие металлообработки, в частности сталелитейного производства в Новороссийске и в целом в Краснодарском крае вполне оправдано за счет "близости к центрам ломообразования и потребления проката". Дополнительным стимулом к появлению таких производств является рост потребностей со стороны строительного комплекса. Развитие пищевой промышленности обусловлено необходимостью роста производства виноградных и шампанских вин, виноматериалов и другой продукции для обеспечения внутренней потребности городского округа и потребности санаторно-курортного комплекса соседних муниципальных образований.
    Для дальнейшего развития обрабатывающих производств, а также освоения территорий под промышленное производство необходимо определить площадь и место их размещение. На уровне экспертной оценки можно сказать, что обрабатывающие производства могут быть размещены на территории многофункциональной зоны с юго-восточной стороны ст-цы Раевская.
    Поскольку настоящим генеральным планом предусматривается значительное развитие рекреационных зон и зон отдыха, расположенных вдоль морского побережья, то для их функционирования необходимо размещение в непосредственной близости складских комплексов. В связи с этим генпланом предусмотрены участки для их размещения с юго-западной стороны с. Федотовка и северо-восточной стороны с. Глебовское. Для обслуживания сельской группы населенных пунктов МО город Новороссийск и возможно города-курорта Анапа на пересечении автотрассы А-146 и новой проектируемой автодороги «Сочи-Анапа» (между х. Горный и п. Верхнебаканский) предусмотрено размещение складских и логистических комплексов.
    В целях выпуска конкурентоспособной продукции в период до 2015 года необходима организация производства сложной бытовой техники в создаваемой особой промышленной зоне портового типа в г. Новороссийск. Развитие химического комплекса возможно за счет строительства энерготехнологического комплекса по производству углекислой кислоты и кислорода. Развитие текстильной промышленности обеспечит расширение производственных мощностей одного из крупнейших предприятий края ООО Новороссийский филиал «Брис-Босфор», а также создание новых предприятий. Перечисленные направления развития промышленного производства закреплены в стратегии развития промышленности Краснодарского края до 2020 года, их реализацию необходимо проводить при поддержке департамента промышленности Краснодарского края.
    В генеральном плане запроектированы новые территории для размещения промышленно-производственных комплексов. В связи с наличием полезных ископаемых (мергель) в районе с. Горного предусмотрены участки для размещения новых цементных заводов, в
    ст-це Раевской — под размещение производственных объектов (завода по изготовлению конструкций полносборных жилых зданий)
  5. Развитие санаторно-курортного комплекса. В настоящее время муниципальное образование город-герой Новороссийск не является значимым центром туризма и рекреации. Однако территория юго-западной части муниципального образования имеет огромный потенциал развития и существенные конкурентные преимущества в перспективе. В условиях близкого к пределу использования потенциала размещения и досуга в г. Анапа и г. Геленджик, в сочетание с неизбежным оттоком отдыхающих из г. Сочи на период массового олимпийского строительства у муниципального образования г. Новороссийск открывается значительная ниша.
    На территории непосредственно города Новороссийска предполагается преимущественное развитие бизнес-туризма, совмещающего работу с познавательным и развлекательным отдыхом в местах пребывания.
    Развитие курортной зоны приморского типа предусмотрено в юго-западной части Новороссийска на прибрежных территориях. В первую очередь это Абрау-Дюрсо, Южная Озереевка, Широкая Балка. В настоящее время санаторно-курортный комплекс может вместить 8,5 тыс. отдыхающих. Анализ территорий выявил возможность использования в качестве курортных территорий около 600 га земель, на которых возможно размещение предприятий санаторно-курортного комплекса общей вместимостью около 12 тыс. человек.
    Привлекательным территорию городского округа делают не только зоны рекреации, но и 29 объектов туристского показа, основная часть которых носит тематику военного характера, т.к. город является городом-героем. В последнее время добавляются объекты не связанные с боевыми действиями, такие как: «Парк живой природы «До До» (ст. Натухаевская), поющие фонтаны (г. Новороссийск). Актуальны винные туры (ЗАО «Абрау-Дюрсо», «Мысхако»), места паломничества (церковь Феодосия Кавказского, Кашино ущелье). Другое направление развития курортно-рекреационного комплекса, для которого у Новороссийска есть несомненные преимущества в развитии экологического сельского туризма, конноспортивных комплексов и гольфтуризма (ст. Натухаевская, п. Абрау-Дюрсо), которые могут стать составной частью развития агро-рекреационного кластера.
  6. Развитие военного комплекса. Город Новороссийск является одним из пунктов базирования Черноморского флота. В настоящее время ведется строительства ряда объектов военного назначения непосредственно в городе, а также вблизи населенных пунктов ст-цы Натухаевская, х. Семигорский.
    Генеральным планом прогнозируется возможное увеличение числа военнослужащих с семьями и военных пенсионеров, проживающих на территории городского округа. Это связано с тем, что в настоящее время Министерством Обороны РФ проводится политика по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас, а МО г. Новороссийск является одним из центров притяжения отставных офицеров ВМФ на постоянное место проживание. Поэтому проектом планируется выделение земель под размещение жилой застройки для военнослужащих в отставке и их семей.

2.2. Прогноз перспективной численности населения

По численности населения, составляющей на начало 2009 года 282,5 тыс. человек (это 5,5% от численности края), городской округ Новороссийск занимает 3 место среди муниципальных образований Краснодарского края, уступая только городам Краснодар и Сочи. Численность городского населения составляет 228,2 тыс. человек (80,8%), а в сельской местности проживает 54,3 тыс. человек (19,2%).

Город Новороссийск как объект административно-территориального устройства Краснодарского края состоит из следующих административно-территориальных единиц:

  1. внутригородские районы: Восточный район, Центральный район, Приморский район (с. Борисовка, с. Васильевка, с. Владимировка, с. Глебовское, с. Кирилловка, х. Убых, с. Южная Озереевка), Южный район;
  2. сельские округа: Натухаевский сельский округ (ст. Натухаевская, х. Ленинский Путь, х. Семигорский), Раевский сельский округ (ст. Раевская, х. Победа), Мысхакский сельский округ (с. Мысхако, с. Федотовка, с. Широкая балка), Абрау-Дюрсо сельский округ (с. Абрау-Дюрсо, с. Большие Хутора, х. Дюрсо, х. Камчатка, п. Лесничество Абрау-Дюрсо, с. Северная Озереевка), Верхнебаканский сельский округ (п. Верхнебаканский, х. Горный), Гайдукский сельский округ (с. Гайдук).

Новороссийск является не только крупным промышленным и транспортным узлом, но также имеет в своем составе курортные территории, что определяет наличие в составе населения категории граждан, временно пребывающих на проектируемой территория с целью получения санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных услуг. В связи с этим структуру населения можно подразделить на следующие основные категории:

  1. постоянное население;
  2. временное население, в том числе:
    • организованное (отдыхающие в санаторно-курортных учреждений);
    • неорганизованное (самодеятельные отдыхающие и временный обслуживающий персонал, проживающий в частном секторе).

Структура населения муниципального образования город Новороссийск

Категория населения Численность населения на 01.01.2009, тыс. чел. Удельный вес, %
Постоянное 282,5 24,7
Временное организованное 10,0 36,3
Временное неорганизованное 80,0 38,9
ИТОГО 372,5 100,0

Численность постоянного населения МО город Новороссийск по состоянию на 01.01.2009 в разрезе населенных пунктов.

Наименование населенного пункта Численность постоянного населения на 01.01.2009, чел. Удельный вес, %
1       Новороссийск 228 243 80,8
в том числе:
Восточный внутригородской округ 39717 14,1
Центральный внутригородской округ 69589 24,6
Южный внутригородской округ 58714 20,8
Приморский внутригородской округ, 60223 21,3
Сельские населенные пункты, подчиненные администрации Приморского округа 8473 3,0
2 с. Борисовка 3 430 1,2
7 с. Васильевка 440 0,2
3 с. Владимировка 1 235 0,4
6 с. Глебовское 766 0,3
4 с. Кирилловка 1 467 0,5
8 х. Убых 25 0,0
с. Южная Озереевка 1 110 0,4
Абрау-Дюрсо сельский округ 5 100 1,8
10 с. Абрау-Дюрсо 3 481 1,2
11 с. Большие Хутора 1 046 0,4
12 х. Дюрсо 181 0,1
13 х. Камчатка 40 0,0
14 п. Лесничество Абрау-Дюрсо 13 0,0
15  с. Северная Озереевка 339 0,1
Верхнебаканский сельский округ 7 634 2,7
16 п. Верхнебаканский 7 241 2,6
17    х. Горный 393 0,1
Гайдукский сельский округ 7 925 2,8
с. Гайдук 7 925 2,8
Мысхакский сельский округ 6 064 2,1
18 с. Мысхако 5 738 2,0
19 с. Федотовка 163 0,1
20  с. Широкая Балка 163 0,1
Натухаевский сельский округ 8 262 2,9
21 ст. Натухаевская 6 257 2,2
22 х. Ленинский Путь 367 0,1
23  х. Семигорский 1 638 0,6
Раевский сельский округ 9 328 3,3
24 ст. Раевская 9 052 3,2
25   х. Победа 276 0,1
ИТОГО сельских населенных пунктов: 54 331 18,7
Всего в МО 282 574 100,0

Возрастная структура постоянного населения характеризуется высокой долей трудоспособного населения, что объясняется тем, что город является центром притяжения трудовых ресурсов, а миграция в последнее десятилетие проходит за счет значительного преобладания в ее структуре трудоспособного населения молодых возрастов.

Возрастной состав населения муниципального образования город Новороссийск

Категория населения Численность населения на 01.01.2009, тыс.чел. Удельный вес, %
Младше трудоспособного возраста 40,5 14,4
Трудоспособного возраста 183,0 64,7
Старше трудоспособного возраста 59,0 20,9
ИТОГО 282,5 100,0

Характер движения населения на проектируемой территории определяется наличием естественной убыли, перекрывающейся миграционным приростом, за счет чего и происходит рост населения. Новороссийск отличается как низкой рождаемостью, так и низкой смертностью. А в структуре миграционного прироста интересен тот факт, что для городского населения характерен отток населения, а в сельской местности приток мигрантов (из расчета на 1000 человек населения) более чем в 10 раз превышает среднекраевые показатели.

Система расселения проектируемой территории в большей мере обусловлена ее природными, прежде всего геоморфологическими особенностями, основными пространственными элементами которых являются береговая полоса Черного моря, долина реки Цемес, склоны Маркхотского и Абраусского хребтов.

Складываясь исторически как порт и центр цементной промышленности, Новороссийск развивался у Цемесской бухты, постепенно вытягиваясь вдоль обоих ее берегов и поднимаясь на склоны Маркхотского и Абраусского хребтов, а также вдоль долины реки Цемесс. Сельские населенные пункты исторически размещались вокруг самого города, вдоль транспортных осей и вдоль береговой полосы Черного моря.

Основываясь на разных системах расселения, все населенные пункты муниципального образования город Новороссийск условно можно разделить на три группы:

  • Новороссийская группа — г. Новороссийск и населенные пункты, расположение которые определяется близостью к городу (г. Новороссийск, село Борисовка, село Владимировка, село Кирилловка, село Гайдук),
  • курортная группа — населенные пункты, расположенные вдоль береговой полосы Черного моря от Мысхако до границы с Анапой и получившие курортное развитие (село Глебовское, село Южная Озереевка, село Абрау-Дюрсо, село Большие Хутора, хутор Дюрсо, хутор Камчатка, поселок Лесничество Абрау-Дюрсо, село Северная Озереевка, село Мысхако, село Федотовка, село Широкая Балка);
  • сельскохозяйственная группа — населенные пункты расположенные вдали от города, имеющие сельскохозяйственную и промышленную направленность (село Васильевка, хутор Убых, поселок Верхнебаканский, хутор Горный, станица Натухаевская, хутор Ленинский Путь, хутор Семигорский, станица Раевская, хутор Победа)

Прогноз численности постоянного населения

Демографический прогноз – важнейшая составляющаяградостроительного проектирования, на основе которой определяются проектные параметры отраслевого хозяйственного комплекса, комплекса общественных услуг, жилищного строительства, регионального рынка труда.

Настоящим проектом при определении проектной численности населения городского округа Новороссийск учитывалисьположения «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года», где в качестве основных приоритетов региональной демографической политики выделены: повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов;

Прогноз численности населения муниципального образования город Новороссийск произведен по следующим проектным этапам:

  • I очередь – ориентировочно до 2020 года;
  • расчетный срок – ориентировочно до 2030 года.

В качестве базового года для прогнозных расчетов принят 2009 год.

Существующая численность городского округа принята согласно официальной статистической информации Краснодарского края: 

  • общая численность муниципального образования, в том числе городского и сельского населения принята согласно сборнику Краснодарстата "Оценка численности населения по городам и районам Краснодарского края на 1 января 2009 года";
  • численность сельских населенных пунктов принята согласно сборнику Краснодарстата "Сельские населенные пункты в Краснодарском крае по состоянию на 1 января 2009 года".

В целях определения проектной численности населения муниципального образования был проведен расчет прогнозных показателей демографической ситуации, прогноз вместимости санаторно-курортных учреждений, была определена проектная половозрастная структуранаселения.

Расчет основных показателей демографической ситуации проводился на основе метода трудового баланса, анализа сложившегося в последние время состояния процессов воспроизводства населения, сдвигов в его половой и возрастной структуре, развития внешних миграционных процессов, территориальных внутренних перераспределений населения. Большое внимание уделялось анализу ряда социальных и экономических показателей, в частности, учитывались занятость населения, уровень его жизни, миграционная привлекательность территории, устойчивость существующей экономической структуры на перспективу, экономико- и политико-географическое положение региона, природно-ресурсный потенциал территории, комфортность природной среды и т. д.

При прогнозирования перспективной численности населения в условиях современной экономики на курортных территориях городского округа Новороссийск в качестве одной из методик был принят ресурсный метод, определяющий максимально допустимую демографическую нагрузку на территорию, обеспечивающую устойчивое сохранение окружающей среды.

Принцип расчета обусловлен определением основного природного ресурса, наиболее дефицитного в условиях данной территории.

С целью определения размеров территориального ресурса в данной работе был проведен тщательный анализ территории округа в соответствии со следующими принципами:

  • преимущественное освоение под развитие курорта сельхозземель (в первую очередь неосваиваемых, малорентабельных и расположенных в водоохранных зонах) по отношению к залесенным территориям;
  • максимально бережное отношение к территориальному ресурсу, достигаемое выборочным уплотнением существующей застройки, экономно-плотной застройкой на территории сельхозугодий и разреженной курортно-рекреационной застройкой на залесенных территориях, позволяющей сохранить и дополнить ценными насаждениями уникальную древесно-кустарниковую растительность;

Учитывая специфику и статус Новороссийска, территория муниципального образования обладает высоким градостроительным, экономическим, инвестиционным и трудовым потенциалом. Анализ перспектив экономического развития территории позволил сделать вывод, что устойчивое развитие экономики невозможно без увеличения потребности в трудовых ресурсах, развитие военного комплекса неизбежно приведет к дислокации на проектируемую территорию военнослужащих с семьями, увеличение санаторно-курортного комплекса обеспечит повышение привлекательности городского округа и создаст условия для устойчивого притока мигрантов в муниципальное образования на постоянное место жительство.

Исходя из этих соображений генеральным планом, учитывая достаточно высокий потенциал территории, выбрано направление на устойчивое увеличение численности населения муниципального образования.

Для определения проектной численности населения были произведены расчеты следующих базовых показателей на расчетный срок: структура трудовых ресурсов (в том числе рассчитана потребность экономики в трудовых ресурсах в таких отраслях, как санаторно-курортный комплекс и промышленность); уровень экономической занятости населения; половозрастная структура населения.

Данные расчеты проведены, основываясь на тенденциях и изменениях в структуре и динамике населения, заложенных на прогнозный период, а именно:

  • увеличение численности населения преимущественно за счет трудовых мигрантов трудоспособного возраста;
  • увеличение показателей рождаемости к 2030 году до 15-16 чел. на 1000 населения;
  • снижение показателей смертности к 2030 году до 10-11 чел. на 1000 населения,
  • достижение показателей естественного прироста к 2020 году до 1 чел. на 1000 населения;
  • увеличение к 2030 году средней продолжительности жизни населения до 71 года у мужчин и 80 лет у женщин;
  • увеличение показателей миграционного прироста к 2030 году до 20-22 чел. на 1000 населения
  • вовлечение экономически незанятого населения в экономику городу и увеличение доли занятого в экономике населения до 80-85% от численности трудоспособного населения;

В структуре трудовых ресурсов прогнозируются следующие изменения:

  • уменьшение доли населения занятого в отраслях промышленности, сельского хозяйства транспорта и связи (за счет развития научно-технического прогресса, а также внедрения в существующие и проектируемые производства инновационных технологий);
  • увеличение доли населения, занятого в отрасли строительства в связи с сильным развитием жилищного и промышленного строительства;
  • увеличение удельного веса занятых в санаторно-курортном комплекса (в связи со строительством новых учреждений санаторно-курортного комплекса, повышением их категорийности и прогнозируемого увеличения коэффициента обслуживаемого персонала);
  • увеличение доли занятых в потребительской сфере (розничная торговля, общественное питание, платные услуги), что обусловлено развитием санаторно-курортного комплекса, а также наличием данной тенденции в крупных промышленных и курортных городах;
  • увеличение доли населения в бюджетной сфере и сфере государственного управления за счет развития военного комплекса.

Основываясь на заложенных тенденциях и проведенных расчетах проектом определена потребность экономики муниципального образования город Новороссийск в трудовых ресурсах на расчетный срок, которая составит 196 тыс. человек (в настоящее время число занятых в экономике муниципального образования г. Новороссийск составляет 150,3 тыс. человек).

В результате роста продолжительности жизни и снижения смертности и увеличения рождаемости прогнозируется увеличение доли лиц пожилого возраста и детей до 16 лет, и соответственно уменьшение доли граждан трудоспособного возраста, что приведет к сокращению численности трудовых ресурсов. Предотвратить прогнозируемую нехватку в трудовых ресурсах предлагается за счет притока мигрантов трудоспособного населения молодых возрастов (20-35 лет). Прогнозируемое снижение доли трудоспособного населения с учетом реализации мер по повышению миграционного притока на проектируемую территорию составит 9,8%.

На перспективу прогнозируется увеличение численности детей до 16 лет в 2 раза, а граждан пожилого возраста 1,8 раз. Демографическая нагрузка на население увеличится в 1,5 раза. Если сейчас на 100 человек трудоспособного населения приходится 54 нетрудоспособного населения (детей и пенсионеров), то к 2030 году их число увеличится до 82 человек.

После проведения всех необходимых расчетов в целях обеспечения устойчивого развития экономики проектом была определена проектная половозрастная структура и численность постоянного населения муниципального образования город Новороссийск, которая к 2030 году составит 420 тыс. человек.

Возрастной состав населения муниципального образования город Новороссийск

Категория населения Численность населения на 01.01.2009, тыс. чел. Удельный вес, % Проектная численность населения на расчетный срок до 2030 года, тыс. чел. Удельный вес, %
Младше трудоспособного возраста 40,5 14,4 83,6 19,9
Трудоспособного возраста 183,0 64,7 230,6 54,9
Старше трудоспособного возраста 59,0 20,9 105,8 25,2
ИТОГО 282,5 100,0 420,0 100,0

В целях сбалансированного развития населенных пунктов проектом проведен анализ наличия свободных территорий для развития населенных пунктов, анализ территориального размещения проектируемых производственных зон и выявлены наиболее перспективные территории для расселения проектируемого населения с учетом удобных транспортных путей к месту приложения труда. На основании проведенных исследований, проектом в качестве основных «точек роста» предлагаются следующие территории 7 населенных пунктов:

  1. город Новороссийск, как локомотив экономики не только муниципального образования, но и Краснодарского края. Согласно разработанному НП «ГПИ «Гипрогор» генеральному плану города Новороссийск, проектная численность населения составит 350 тыс. человек.(с учетом сел Борисовка, Владимировка, Кирриловка, Гайдук);
  2. с.Мысхако, с. Абрау-Дюрсо, с. Южная Озереевка, с. Северная Озереевка (курортная группа населенных пунктов);
  3. ст-ца Натухаевская, ст-ца Раевская (сельскохозяйственная группа населенных пунктов).

Проектная численность постоянного населения муниципального образования городской округ Новороссийск на расчетный срок до 2030 года в разрезе населенных пунктов

 

Наименование населенного пункта

 

Численность постоянного населения на 01.01.2009, чел.

 

Проектная численность постоянного населения

Прирост населения

на расчетный срок до 2030 года, чел.

1

Новороссийск

228 243

331 500

103 257

2

с. Борисовка

3 430

7 700

4 270

3

с. Владимировка

1 235

1 400

165

4

с. Кирилловка

1 467

1 500

33

5

 

с. Гайдук (Гайдукский с/о)

7 925

8 050

125

Сельские населенные пункты, подчиненные администрации Приморского округа

2 341

7 400

5 059

6

с. Глебовское

766

1 200

434

7

с. Васильевка

440

2 100

1 660

8

х. Убых

25

950

925

9

 

с. Южная Озереевка

1 110

3 150

2 040

Абрау-Дюрсо сельский округ

5 100

11 100

6 000

10

с. Абрау-Дюрсо

3 481

6 450

2 969

11

с. Большие Хутора

1 046

1 250

204

12

х. Дюрсо

181

600

419

13

х. Камчатка

40

600

560

14

п. Лесничество Абрау-Дюрсо

13

15

2

15

 

с. Северная Озереевка

339

2 185

1 846

Верхнебаканский сельский округ

7 634

9 550

1 916

16

п. Верхнебаканский

7 241

8 500

1 259

17

 

х. Горный

393

1 050

657

Мысхакский сельский округ

6 064

10 600

4 536

18

с. Мысхако

5 738

9 900

4 162

19

с. Федотовка

163

400

237

20

 

с. Широкая Балка

163

300

137

Натухаевский сельский округ

8 262

16 600

8 338

21

ст. Натухаевская

6 257

12 100

5843

22

х. Ленинский Путь

367

900

533

23

 

х. Семигорский

1 638

3 600

1963

Раевский сельский округ

9 328

14 600

5 272

24

ст. Раевская

9 052

14 000

4 948

25

  

х. Победа

276

600

324

ИТОГО сельских населенных пунктов:

54 331

88 500

35 169

Всего в МО

282 574

420 000

137 426

Прогноз численности временного населения

Поскольку Новороссийск на перспективу позиционируется не только как крупный транспортно-промышленный центр, но и как один из рекреационных центров Черноморского побережья, то важным моментов при определении проектной численности населения является учет временного населения (рекреанты, временно пребывающие на проектируемой территории).

Временное население в свою очередь подразделяется на:

  • организованное (отдыхающие в санаторно-курортных учреждениях);
  • неорганизованное (самодеятельные отдыхающие и временный обслуживающий персонал, проживающие в «частном секторе»);
  • краткосрочное (эта категория представляет собой отдыхающих, как правило, экскурсантов, совершающих экскурсионные маршруты и посещающих достопримечательности, сроком на один или несколько дней без расселения в курортных учреждениях и жилом секторе населенных пунктов).

Генеральным планом проведены расчеты и определены проектные показатели единовременной численности временного организованного и неорганизованного населения на расчетный срок до 2030 года.

Проектная численного временного населения городского округа Новороссийск на расчетный срок до 2030 года.

 

№ п/п

 

 

 

Наименование населенного пункта

 

 

Численность временного населения, чел.

Современное состояние (2009 г.)

Расчетный срок (2030 г.)

Организованное население

Организованное население

Неорганизованное население

I

Новороссийск

1500

1500

35000

II

Курортная группа населенных пунктов

8 500

20 500

45 000

1

село Глебовское

-

0

1800

2

 

село Южная Озереевка

1 700

4300

5200

Абрау-Дюрсо сельский округ

2 400

9 600

18 000

3

село Абрау-Дюрсо

500

2800

11000

4

село Большие Хутора

-

0

1700

5

хутор Дюрсо

1 900

4800

700

6

хутор Камчатка

-

0

1000

7

поселок Лесничество Абрау-Дюрсо

-

0

0

8

 

село Северная Озереевка

-

0

3600

Мысхакский сельский округ

4 400

6 600

20 000

9

село Мысхако

-

1000

16400

10

село Федотовка

-

0

3100

11

 

село Широкая Балка

4 400

5600

500

Натухаевский сельский округ

-

1200

0

12

 

станица Натухаевская

-

1200

0

Раевский сельский округ

-

800

0

13

 

хутор Победа

-

800

0

ВСЕГО

10 000

22000

80000

Расчет временного организованного населения

В настоящее время в городском округе Новороссийск функционирует 66 предприятий санаторного комплекса вместимостью 9250 мест и 27 предприятий гостиничного типа вместимостью 1680 мест.

Проектная численность временного организованного населения определяется согласно имеющемуся территориального ресурсу. Развитие курортных территорий предполагается преимущественно в прибрежной части курортной группы населенных пунктов, где возможно дополнительное размещение 10 тыс. рекреантов, на гольфтуризм отводится 2 тыс. рекреантов (ст. Натухаевская, х. Победа). В самом городе Новороссийске прогнозируется развитие гостиничного бизнеса, а также делового и конгресс-туризма.

Учитывая то, что одним из мест приложения труда постоянного населения городского округа является курортная сфера, метод трудового баланса в первую очередь учитывает потребность в кадрах обслуживающей группы курортных учреждений.

Для устойчивой круглогодичной работы проектируемых санаторно-курортных учреждений необходимо выполнить условие обеспечения их обслуживающим персоналом. По опыту работы успешно функционирующих зарубежных курортов и согласно практике лучших отечественных санаторно-курортных учреждений, соотношение кадров обслуживающего персонала и проживающих в учреждениях отдыха составляет: в учреждениях с категорией «три звезды» как 0,6 – 0,8 к 1,0, пятизвездочного уровня как 1,35 – 1,5 к 1,0.

В связи с тем, что в Новороссийске планируется размещение курортных учреждений разного уровня, принимаем Кобсл. перс.равный 0,8 для круглогодично функционирующих предприятий санаторно-курортной сферы и 0,6 – для сезонных учреждений.

Средний коэффициент загрузки санаторно-курортных учреждений в Краснодарском крае составляет 0,65-0,75. В Новороссийске принимаем данный коэффициент в летний период – 1,0, в зимний – 0,6.

Обслуживающий персонал круглогодично функционирующих курортных учреждений состоит из постоянных жителей. Их количество на расчетный срок согласно нижеприведенному расчету составит 3,6 тыс. чел.

Всего в курортных учреждениях городского округа Новороссийск прогнозируется 22 тыс. мест, 50% из которых планируется к круглогодичному функционированию. Для их обслуживания в межсезонный период необходимо 6,6 тыс. человек местного населения. Для обслуживания всех учреждений в летний период предполагается дополнительное привлечение 11,0 тыс. человек временного обслуживающего персонала.

Временное неорганизованное население представляет собой совокупность самостоятельных отдыхающих и временный обслуживающий персонал, прибывающий на курорт в летнее время и размещающихся, как правило, в жилом секторе курортных населенных пунктов.

Численность этой категории населения в меньшей степени поддается строгому учету, однако, по ориентировочным данным, представленным городской администрацией, в пиковый период (июль-август) 2009 года единовременное количество неорганизованного населения в целом по городскому округу составило80,0 тыс. человек, из них 50,0 тыс. человек размещается непосредственно в городе Новороссийск, а 30,0 тыс. человек — в курортной группе населенных пунктов.

В предыдущих градостроительных документах, разработанных в период 70-х – 90-х годов прошлого века, декларировалось сокращение или полная ликвидация такого вида курортных услуг, как предоставление условий проживания в частном секторе. Однако прежние прогнозы не подтвердились, в условиях современной экономики частный сектор курортных услуг активизировался, занял свою нишу и успешно конкурирует со стационарными курортными учреждениями.

Тем не менее, в этом секторе наметилась тенденция частичного сокращения количества отдыхающих за счет повышения уровня комфортности предоставляемых услуг, что благоприятно сказывается на степени привлекательности курорта в целом.

Учитывая, что муниципальное образование город Новороссийск — прежде всего крупный транспортный и промышленный узел, а некурортный центр, генеральным планом на расчетный срок прогнозируется сохранение численности неорганизованного временного населения. Однако, предполагается, что за счет повышения показателей вместимости санаторно-курортного комплекса и активизации предоставляемых курортных услуг частным сектором в курортной группе населенных пунктов будет размещаться около 45 тыс. человек, а в самом городе — около 35 тыс. человек.

На перспективу численность временного обслуживающего персонала прогнозируется на уровне 21,0 тыс. чел, в том числе в санаторно-курортном комплексе – 11,0 тыс. человек, в розничной торговле – 5,0 тыс. человек, в общественном питании – 2,0 тыс. человек, в секторе платных услуг –3,0 тыс. человек.

Структура населения муниципального образования город Новороссийск

Категория населения

Численность населения на 01.01.2009, тыс. чел.

Удельный вес, %

Проектная численность населения на расчетный срок до 2030 года, тыс. чел.

Удельный вес, %

Постоянное население

282,5

75,8

420,0

80,5

Временное организованное

10,0

2,7

22,0

4,2

Временное неорганизованное

80,0

21,5

80

15,3

ИТОГО

372,5

100,0

522,0

100,0

Основные показатели проектной численности

Таким образом, согласно расчетам проектная численность населения муниципального образования город Новороссийск на расчетный срок генерального плана прогнозируется на уровне 522,0 тыс. человек, при этом численность постоянная населения составит 420,0 тыс. чел., организованного – 22,0 тыс. чел., неорганизованного – 80,0 тыс. чел.

Существующая и проектная численность населения МО г. Новороссийск

Категории населения

Существующая

Проектная (2030 г.)

Прирост

Коэффициент увеличения на расчетный счет относительно существующего положения

Постоянное

282,5

420,0

137,5

1,49

Организованное

10,0

22,0

12,0

2,20

Неорганизованное

80,0

80

0,0

1,00

ИТОГО

372,5

522,0

149,5

1,40

  • Доля обслуживающего персонала в неорганизованном населении – 26,3%
  • Отношение временного организованного населения к постоянному – 0,05
  • Отношение временного неорганизованного населения к постоянному – 0,19

Прогноз общей вместимости МО г. Новороссийск в максимально загруженный курортный период в разрезе населенных пунктов

 

Наименование населенного пункта

 

Проектная численность населения, чел.

Постоянное

Временное органи-зованное

Временное неоргани-зованное

1

г. Новороссийск

331 500

1500

35 000

2

с. Борисовка

7 700

0

250

3

с. Владимировка

1 400

0

0

4

с. Кирилловка

1 500

0

0

5

 

с. Гайдук (Гайдукский с/о)

8 050

0

0

Сельские населенные пункты, подчиненные администрации Приморского округа

7 400

4300

7 250

6

с. Глебовское

1 200

0

1800

7

с. Васильевка

2 100

0

250

8

х. Убых

950

0

0

9

 

с. Южная Озереевка

3 150

4300

5200

Абрау-Дюрсо сельский округ

11 100

7600

18 000

10

с. Абрау-Дюрсо

6 450

2800

11000

11

с. Большие Хутора

1 250

0

1700

12

х. Дюрсо

600

4800

700

13

х. Камчатка

600

0

1000

14

п. Лесничество Абрау-Дюрсо

15

0

0

15

 

с. Северная Озереевка

2 185

0

3600

Верхнебаканский сельский округ

9 550

0

0

16

п. Верхнебаканский

8 500

0

0

17

 

х. Горный

1050

0

0

Мысхакский сельский округ

10 600

6600

17 500

18

с. Мысхако

9 900

1000

16400

19

с. Федотовка

400

0

600

20

 

с. Широкая Балка

300

5600

500

Натухаевский сельский округ

16 600

1200

1 000

21

ст. Натухаевская

12 100

1200

500

22

х. Ленинский Путь

900

0

0

23

 

х. Семигорский

3 600

0

500

Раевский сельский округ

14 600

800

1 000

24

ст. Раевская

14 000

0

500

25

  

х. Победа

600

800

500

ИТОГО, сельское население

70 000

20500

45 000

Всего в МО Новороссийск

420 000

22000

80000

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.