Итоги развития экономики Татарстана 2024 Доклад Министра экономики РТ Шагиахметова 21.02.2025 коллег
Файл представляет собой презентацию, подготовленную для совместного заседания Оперативного штаба по обеспечению социально-экономической стабильности в Республике Татарстан и коллегии Министерства экономики Республики Татарстан. Презентация содержит подробный анализ экономической ситуации в регионе за 2024 год, а также планы и задачи на 2025 год. Ниже приведено подробное содержание файла:
1. Титульный лист
- Название презентации: "Обеспечение сбалансированного эффективного развития экономики".
- Указано, что это совместное заседание Оперативного штаба по обеспечению социально-экономической стабильности в Республике Татарстан и коллегии Министерства экономики Республики Татарстан.
- Докладчик: М.Р. Шагиахметов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр экономики Республики Татарстан.
- Дата: 21 февраля 2025 года.
2. Итоги деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2024 год
- Презентация подготовлена в Казани в 2025 году.
- Ссылка на сайт Министерства экономики Республики Татарстан: [https://mert.tatarstan.ru/](https://mert.tatarstan.ru/).
3. Основные направления работы Оперативного штаба в 2024 году
- Повышение эффективности деятельности организаций отраслей экономики.
- Сохранение инвестиционной активности, стимулирование частных инвестиций.
- Повышение инновационной активности и внедрение новых технологий.
- Качественный рост малого и среднего предпринимательства.
- Сбалансированное развитие муниципальных образований и продолжение эффективной реализации национальных проектов и государственных программ.
- В 2024 году проведено 27 заседаний рабочей группы Оперативного штаба.
4. Реализация федеральных и республиканских мер поддержки в 2024 году
- Общая сумма поддержки: 121,9 млрд рублей.
- Включает займы ФРП, субсидии на развитие промышленности, льготные кредиты, "кредитные каникулы" и реструктуризацию, поддержку сельхозтоваропроизводителей и предприятий МСП.
5. Работа штаба по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Татарстан
- Формирование базы данных, мониторинг и анализ, подготовка предложений, принятие решений по реализации мер реагирования.
- Источники данных: предприятия, ФНС, Росстат, Банк России, Таможня, коммерческие банки, РОИВ и ОМСУ.
6. Предприятия Республики Татарстан
- Продолжают развитие, наращивают объемы производства, внедряют отечественные технологии, модернизируют мощности, выполняют гособоронзаказ, поддерживают участников СВО и их семьи.
7. ВРП Республики Татарстан
- ВРП в 2024 году составил 5 203,5 млрд рублей (103,9% к 2023 году).
- Структура ВРП: добыча полезных ископаемых (25,6%), обрабатывающие производства (19,5%), строительство (7,3%), сельское хозяйство (3,9%), другие виды деятельности (10,5%).
8. Вклад муниципальных образований в экономику Республики Татарстан
- Наибольший вклад внесли: Казань (34,6%), Набережные Челны (9,6%), Нижнекамский район (9,3%), Альметьевский район (14,4%).
9. Промышленное производство
- Объем промышленного производства в 2024 году составил 5 651 млрд рублей (109,7% к 2023 году).
- Удельный вес в экономике: 47,1%.
- Наибольший рост в нефтехимии (117,2%) и машиностроении (106,2%).
10. Строительная отрасль
- Вклад строительной отрасли в экономику: 908,9 млрд рублей (117,6% к 2023 году).
- Удельный вес в экономике: 7,3%.
11. Сельскохозяйственная отрасль
- Вклад сельского хозяйства: 341,3 млрд рублей (110,1% к 2023 году).
- Удельный вес в экономике: 3,9%.
- Рост в растениеводстве (120,1%) и животноводстве (102,3%).
12. Потребительский рынок
- Вклад потребительского рынка: 2 148 млрд рублей (106,7% к 2023 году).
- Рост реальных денежных доходов населения: 109%.
13. Малый и средний бизнес
- Оборот предприятий МСП: 2 832 млрд рублей (110,3% к 2023 году).
- Удельный вес в экономике: 24,2%.
14. Особые экономические зоны, ТОР и промышленные парки
- Вклад в ВРП: 7,7%.
- Количество резидентов: 2 087.
- Темп роста оборота: 128,7% к 2023 году.
15. Инвестиционная активность
- Объем инвестиций в основной капитал: 1,4 трлн рублей (112% к 2023 году).
- Доля в ВРП: 27,6%.
16. Вызовы и ограничения
- Санкционное давление.
- Дефицит кадров.
- Высокая ключевая ставка, сжатие кредитования и рост долговой нагрузки.
- Низкая эффективность ряда отраслей.
- Ограничение доступа к передовым технологиям.
17. Направления работы Оперативного штаба
- Повышение производительности труда.
- Стимулирование инвестиционной активности.
- Внедрение инноваций и технологическое развитие.
- Качественный рост МСП.
- Сбалансированное развитие инфраструктуры и территорий.
18. Повышение производительности труда
- Реальная заработная плата выросла на 112,7%, индекс производительности труда – на 103,8%.
- Задача: значительное повышение производительности труда, эффективности трудовых, производственных и финансовых ресурсов.
19. Сравнение показателей эффективности
- Эффективность трудовых ресурсов, финансовая эффективность, эффективность использования основных средств и производственная эффективность в Республике Татарстан ниже среднероссийских значений.
20. Муниципальные образования с низкой эффективностью занятых
- Перечислены муниципальные образования с низкой добавленной стоимостью на одного занятого.
21. Отрасли с низкой эффективностью трудовых ресурсов
- Сельское хозяйство, производство текстильных изделий, производство одежды, производство готовых металлических изделий, производство прочих транспортных средств и оборудования.
22. Низкоквалифицированный труд
- Доля неквалифицированных рабочих в общем числе занятых по отраслям.
23. Роботизация
- Количество промышленных и складских роботов на 10 тыс. работников в Республике Татарстан и других регионах.
24. Национальный проект "Производительность труда"
- Итоги работы участников за 2024 год: 268 организаций, 4 960 сотрудников обучено, рост зарплаты на 123,8%, оборот – 115,0%.
25. Примеры реализации национального проекта "Производительность труда"
- Примеры успешных проектов на предприятиях АО "Электросоединитель" и ООО "Завод механических трансмиссий".
26. Города и районы с наибольшим количеством потенциальных участников проекта
- Перечислены города и районы с наибольшим количеством потенциальных участников проекта по повышению производительности труда.
27. Производительность труда в социальной сфере
- Целевые показатели до 2030 года: рост производительности труда в социальной сфере на 117,7%, охват учреждений социальной сферы проектами по повышению производительности труда – 100%.
28. Фонд развития промышленности
- 21 организация получила займы на сумму 6,8 млрд рублей.
- Итоги работы участников за 2024 год: рост ИПП на 118,2%, зарплата – 122,4%.
29. Загрузка производственных мощностей
- Загрузка производственных мощностей в Республике Татарстан отстает от среднероссийских значений в таких отраслях, как производство кирпича, фанеры, лакокрасок, моющих средств, шин для сельского хозяйства и др.
30. Электронные площадки для расширения рынков сбыта и кооперации
- Более 63 млрд рублей поставок бизнеса за пределы республики.
- Задача: максимальное привлечение предприятий к работе на электронных площадках.
31. Дни поставщика в 2024 году
- Проведено 4 мероприятия, в которых приняли участие более 1000 участников, заключено контрактов на сумму 4,0 млрд рублей.
32. Экспорт Республики Татарстан
- Объем экспорта в 2024 году: 12,0 млрд долларов (103,5% к 2023 году).
- Рост количества предприятий-экспортеров: 117,6%.
- Республика Татарстан занимает 6 место в РФ по объему экспорта.
33. Поддержка экспорта
- Программы РЭЦ: сертификация промышленной продукции, сертификация продукции АПК, НИОКР и омологация, корпоративные программы повышения конкурентоспособности, транспортировка промтоваров и продукции АПК.
34. Структура импорта товаров из-за рубежа
- Объем импорта: 94,4 млрд рублей.
- Основные импортируемые товары: жидкостные насосы, подъемные механизмы, подшипники, клапаны и запорная арматура, двигатели, вентили, картон, моющие средства, изделия из черных металлов.
35. Отрасли с высоким риском снижения финансовой устойчивости
- Перечислены отрасли с высоким риском снижения финансовой устойчивости: производство автотранспортных средств, производство прочих транспортных средств, производство готовых металлических изделий, производство лекарственных средств, торговля оптовая и розничная, сельское хозяйство.
36. Отрасли с эффективностью финансовых ресурсов ниже среднероссийского уровня
- Сельское хозяйство, производство текстильных изделий, производство одежды, производство строительных материалов, производство машин и оборудования, производство автотранспортных средств, производство прочих транспортных средств, деятельность в области информации и связи.
37. Количество организаций, прекративших деятельность в порядке банкротства
- В 2024 году: 256 организаций (175 юридических лиц, 73 индивидуальных предпринимателя, 8 крестьянских хозяйств).
- Задолженность в бюджет Республики Татарстан: 5,3 млрд рублей.
38. Мониторинг системообразующих предприятий
- Еженедельный мониторинг 507 предприятий, доля в ВРП: 43%, доля в промышленности: 78%.
39. Отраслевые балансовые комиссии в 2024 году
- Рассмотрено 5 328 организаций, из них 4 363 по налоговой задолженности.
40. Сравнение структуры прибыли и ВРП
- Промышленность: 47,1% в экономике, 78,0% в прибыли.
- Торговля оптовая и розничная: 10,5% в экономике, 7,8% в прибыли.
- Сельское хозяйство: 3,9% в экономике, 0,8% в прибыли.
41. Стимулирование инвестиционной активности
- Объем инвестиций в основной капитал: 1,4 трлн рублей (112,1% к прошлому году).
- Муниципалитеты, не обеспечившие темп роста инвестиций: Агрызский, Алькеевский, Балтасинский, Муслюмовский, Новошешминский, Актанышский, Аксубаевский, Лениногорский, Тукаевский, Камско-Устьинский, Кайбицкий, Тюлячинский.
42. Доля инвестиций в здания и оборудование
- Инвестиции в оборудование: 64%.
- Инвестиции в нежилые здания и сооружения: 36%.
43. Задачи на 2025 год
- Внедрить системную процедуру анализа и оценки рисков.
- Оперативно принимать меры для их нивелирования.
- Эффективно реализовывать государственные меры поддержки.
- Оптимизировать инвестиционные процедуры.
44. Федеральный проект "Повышение инвестиционной активности"
- Входит в структуру Национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика".
- Основные направления: опережающая подготовка инфраструктуры, развитие институциональной среды, обеспечение предсказуемости и стабильности условий для инвесторов, распределение рисков между инвесторами и государством.
45. Сквозной инвестиционный поток
- Результаты реализации проекта: сокращение "клиентского пути" инвестора на 19%.
46. Мероприятия по улучшению алгоритмов действий инвестора
- Ответственным министерствам, ведомствам, ОМСУ и РСО обеспечить реализацию планов мероприятий.
47. Организации, которые не заключили соглашения о взаимодействии в рамках ЕКС
- Перечислены организации, которые не подписали соглашения с ФПД.
48. Механизмы поддержки частных инвестиций
- Территориальные преференциальные режимы, механизмы, способствующие привлечению капитала.
49. Итоги инвестиционной деятельности ОЭЗ за 2024 год
- ОЭЗ "Алабуга": 8 новых резидентов, 1 192 новых рабочих места, 13,5 млрд рублей инвестиций.
- ОЭЗ "Иннополис": 10 новых резидентов, 2 251 новое рабочее место, 67,3 млрд рублей инвестиций.
50. Итоги инвестиционной деятельности ТОР за 2024 год
- ТОР "Чистополь", "Набережные Челны", "Менделеевск", "Зеленодольск", "Нижнекамск": 11 новых резидентов, 14,2 млрд рублей инвестиций.
51. Резервы по ТОР
- 23 резидента на стадии оформления земельных участков, выполнения СМР и закупки оборудования.
- 11 резидентов приостановили деятельность/не запустили производство.
52. Механизмы поддержки инвестиций
- Возмещение затрат на обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру, передача инфраструктуры ППО или РО, соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
53. Создание инфраструктуры по госпрограмме "Развитие промышленности"
- Совокупная выручка за 2024 год: 619,4 млрд рублей.
- Примеры проектов: ИП "Этилен-600", ИП "ОЭЗ ППТ Алабуга", ИП "Алабуга-2.Нефтехимия", ИП "Лаишево", Технопарк "ИнноПарк".
54. Облигационное финансирование, IPO
- Включение в сектор роста Московской Биржи, льготный размер вознаграждения за услуги листинга, поручительства по облигационным выпускам, субсидирование ставки купона по облигациям.
55. Партнерское финансирование в Татарстане
- За 2024 год объем привлеченных средств вырос в 2,5 раза.
- 30 организаций в реестре Банка России, 22 работают в Татарстане.
56. Инструменты и компетенции по привлечению инвестиций в Татарстан
- Первый технический сукук выпущен в Татарстане.
- Первый выпуск ЦФА на принципах партнерского финансирования.
- Первые межрегиональные сделки в рамках партнерского финансирования.
57. Внедрение инноваций и технологическое развитие
- Основные вызовы: ограничение доступа к передовым производственным технологиям, дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень инвестиций в научные исследования и разработки, низкая инновационная и патентная активность.
58. Уровень инновационной активности по видам деятельности
- Средний показатель по Республике Татарстан: 33,6%.
- Наибольшая инновационная активность в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (2%), производстве машин и оборудования (2%), обеспечении электрической энергией, газом и паром (2,3%).
59. Патентная активность Республики Татарстан
- В 2024 году подано 1 481 заявок на патенты (7,2% к прошлому году), получено 1 066 патентов (-2% к прошлому году).
60. Повышение инновационной активности и внедрение новых технологий
- Новые стратегические документы в сфере научно-технологического развития: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Национальные цели развития Российской Федерации, Федеральный закон "О развитии технологических компаний в Российской Федерации", Федеральный закон "О технологической политике в Российской Федерации".
61. Потенциальные участники нацпроектов научно-технологического развития
- Перечислены отрасли и предприятия, которые могут участвовать в нацпроектах: новые технологии сбережения здоровья, транспортная мобильность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, новые материалы и химия, новые атомные энергетические технологии, развитие многоспутниковой орбитальной группировки, технологическое обеспечение продовольственной безопасности.
62. Ключевые меры поддержки в рамках нацпроектов
- Субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, льготное кредитование, меры поддержки Фонда развития промышленности, конкурсы, безвозмездные гранты, льготный лизинг.
63. Малые технологические компании Республики Татарстан
- 168 организаций в реестре МТК.
- Отрасли: промышленность (33%), строительство (26%), образование (22%), здравоохранение (5%), добыча полезных ископаемых (4%), телекоммуникации и интернет (5%), НИР (3%), иные (2%).
64. Поддержка малых технологических компаний
- Финансовые меры: гранты, льготные кредиты, промышленная ипотека, возмещение инвестиций.
- Нефинансовые меры: упрощенный доступ к мерам поддержки.
65. Грантовая программа "Доращивания" технологических компаний
- 10 компаний получили поддержку на сумму 1,2 млрд рублей.
66. Кредитование под залог прав на объекты интеллектуальной собственности
- 18 компаний выразили готовность участвовать в программе на 270 млн рублей.
- 5 заявок одобрено на 40 млн рублей.
67. Обеспечение качественного роста МСП
- Вклад МСП в экономику: оборот предприятий МСП – 2 832 млрд рублей (110,3% к прошлому году), доля занятых в экономике – 42,3%.
68. Качественный рост МСП
- В 2024 году 167 компаний перешли из категории микро в малые и из малых в средние.
- Средний возраст МСП в Республике Татарстан: 6,8 лет.
69. Вновь созданные субъекты МСП
- В 2024 году создано 31,7 тыс. новых субъектов МСП (-2,5% к прошлому году).
- Доля вновь созданных МСП в Республике Татарстан: 18,1%.
70. Динамика вновь созданных субъектов МСП в разрезе муниципалитетов
- Перечислены муниципалитеты с наибольшей динамикой и снижением количества вновь созданных МСП.
71. Отраслевая структура МСП по количеству предприятий
- Наибольшее количество предприятий МСП в торговле (36,9%), обрабатывающих производствах (7,3%), строительстве (10,4%), логистике (10,4%), науке и технике (24,5%).
72. Эффективность МСП в разрезе отраслей
- Наибольшая эффективность в обрабатывающих производствах, IT-сфере, научно-технической деятельности.
73. Основные вызовы для развития МСП в 2025 году
- Поиск рынков сбыта, сохранение инвестиционной активности, низкая оперативность использования мер поддержки, дефицит трудовых ресурсов, нехватка производственных площадей.
74. Ключевые задачи развития МСП на 2025 год
- Обеспечение роста реального дохода на одного работника МСП.
- Обеспечение качественного роста бизнеса.
75. Основные направления развития МСП
- Расширение мер поддержки бизнеса.
- Улучшение предпринимательского климата и развитие регуляторной среды.
- Обеспечение МСП рынками сбыта и укрепление связи крупного и малого бизнеса.
- Повышение эффективности промышленных парков.
76. Поддержка МСП в 2024 году
- Общая сумма поддержки: 53,1 млрд рублей.
- Основные направления: расширение производства, новые инвестиционные проекты, повышение производительности предприятий.
77. Ресурсы и программы на 2025 год
- Общий объем финансирования: 7,6 млрд рублей.
- Основные направления: обрабатывающая промышленность, научно-техническая сфера, туризм, креативные индустрии, IT-сфера, малые технологичные компании.
78. Поддержка МСП в 2025 году
- Поручительства, лизинг оборудования, микрозаймы, субсидии для резидентов промпарков, нефинансовые услуги, рынки сбыта через РМЦ, займы под залог интеллектуальной собственности.
79. Льготный лизинг отечественного оборудования
- Новая мера поддержки внутриреспубликанской кооперации: лизинг отечественного оборудования до 20 млн рублей.
80. Единый контакт-центр по мерам поддержки бизнеса
- Телефон горячей линии: 524-90-90.
- Сайт: [FPPRT.RU](http://fpprt.ru/).
- Задачи: предоставление информационно-консультационной поддержки, мониторинг и анализ обратной связи, предоставление актуальной информации о мероприятиях для бизнеса.
81. Меры поддержки ветеранов СВО и предприятий, содействующих в трудоустройстве ветеранов СВО
- Разработка бизнес-плана, микрозаймы, обучение, единовременная выплата, поручительство, продвижение бизнеса.
82. Развитие регуляторной среды
- Снижение количества проверок в 4 раза за 5 лет.
- Использование мобильного приложения "Инспектор" для дистанционного взаимодействия.
83. Обеспечение МСП рынками сбыта и укрепление связи крупного и малого бизнеса
- Развитие интернет-торговли: 67,9 тыс. онлайн-продавцов, рост на 12,6% к 2023 году.
84. Цифровая платформа МСП.РФ
- Новый формат коммуникации государства и бизнеса: онлайн-доступ к федеральным и региональным мерам поддержки, финансовая поддержка, сбыт и производственная кооперация, медиация для создания новых рынков сбыта.
85. Цифровые решения для МСП
- Отраслевые цифровые решения, автоматизация бизнес-процессов, AI рекомендации, модуль подбора тендеров, создание сайтов и интернет-магазинов.
86. Развитие ресурсов РМЦ
- Выручка резидентов промышленных парков: 14,3 млрд рублей.
- Контракты в рамках проекта закупок "вторая рука": 7,2 млрд рублей.
87. Задачи по РМЦ на 2025 год
- Обеспечить выручку МСП по заказам на "5 рынках" в размере 248,3 млрд рублей.
- Привлечь 20 тыс. закупок по 223-ФЗ у МСП.
- Обеспечить участие предпринимателей в обучающих вебинарах АГЗРТ.
88. Сбалансированное развитие территорий
- Развитие промышленных парков: 1725 резидентов, 70 885 созданных рабочих мест, оборот резидентов – 560,4 млрд рублей.
89. Эффективность деятельности МСП в районах, где промпарки отсутствуют или низкая динамика их развития
- Перечислены районы с низкой эффективностью МСП.
90. Задача глав районов, управляющих компаний
- Обеспечить условия для создания и развития промышленных парков, повышать качество работы управляющих компаний.
91. Снятие инфраструктурных ограничений по развитию промпарков
- Поддержка за 2024 год: 578 млн рублей бюджетных вложений, 2,5 млрд рублей частных инвестиций.
92. Меры поддержки промпарков на 2025 год
- Поручительства, лизинг оборудования, микрозаймы, субсидии резидентам промпарков, налоговые льготы.
93. Имущественная поддержка субъектов МСП
- Льготные условия аренды: 0% в первый год, 25% в третий год, 50% в четвертый год, 75% в пятый год, 100% в шестой и последующие годы.
94. Примеры проектов вовлечения неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот
- Примеры проектов в Апастовском, Новошешминском, Азнакаевском районах.
95. Имущественная поддержка
- 850 свободных объектов республиканского и муниципального имущества.
- 4,0 тыс. гектар свободных земельных участков.
96. Свободные площади в разрезе муниципалитетов
- Перечислены свободные площади зданий и земельных участков по муниципалитетам.
97. Программы по вовлечению имущества
- Микрофинансовый продукт "Приоритетный", лизинговая программа "Устойчивое развитие", комплексное сопровождение инвестиционных проектов.
98. 19 новых национальных проектов, планируемых к реализации в 2025-2030 годах
- Перечислены новые национальные проекты: продолжительная и активная жизнь, семья, кадры, молодежь и дети, туризм и гостеприимство, инфраструктура для жизни, эффективная транспортная система, экономика данных и цифровая трансформация государства, эффективная и конкурентная экономика, экологическое благополучие, международная кооперация и экспорт, новые технологии сбережения здоровья, транспортная мобильность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, новые материалы и химия, новые атомные энергетические технологии, развитие многоспутниковой орбитальной группировки, технологическое обеспечение продовольственной безопасности.
99. Национальные проекты в Республике Татарстан в 2025 году
- Республика Татарстан принимает участие в реализации 46 региональных проектов, которые вошли в состав 12 национальных проектов.
100. Показатели и результаты на примере основных направлений
- Перечислены показатели и результаты по направлениям: демография, здравоохранение, образование, инфраструктура для жизни, туризм, экологическое благополучие, эффективная и конкурентная экономика.
101. Задачи кураторов и РОИВ на 2025 год
- Организовать работу по безусловному выполнению доведенных показателей.
- Обеспечить достижение ежемесячных и годовых целевых значений показателей и результатов.
- Заключить контракты в рамках реализации объектов капитального строительства и ремонта до 01.04.2025.
- Обеспечить достоверность и качество информации по объектам капитального строительства.
- Освоить федеральное финансирование до 01.12.2025.
102. Задача на 2025 год
- Обеспечить сбалансированное эффективное развитие экономики и рост доходов населения, реализуя мероприятия по повышению эффективности предприятий и отраслей экономики, созданию и наращиванию объемов конкурентоспособных товаров, услуг и технологий, формированию условий и резервов для дальнейшего долгосрочного развития экономики республики.
103. Основные мероприятия в 2025 году
- План мероприятий по обеспечению устойчивого эффективного развития экономики Республики Татарстан в 2025 году.
- Основные направления: повышение производительности труда, стимулирование инвестиционной активности, внедрение инноваций и технологическое развитие, качественный рост МСП, сбалансированное развитие инфраструктуры и территорий.
104. Заключение
- Благодарность за внимание.
- Совместное заседание Оперативного штаба по обеспечению социально-экономической стабильности в Республике Татарстан и коллегии Министерства экономики Республики Татарстан.
00:00:02 Устойчивое развитие экономики Татарстана
• Экономика республики устойчиво развивается, несмотря на внешние вызовы и ограничения. • Предприятия и организации продолжают развитие производств, сохраняют инвестиционную привлекательность и внедряют новые технологии. • В 2024 году достигнут экономический рост на 103,9% к уровню 2023 года благодаря бесперебойной работе предприятий и мерам поддержки.
00:00:49 Инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса
• Татарстан подтвердил свою инвестиционную привлекательность и укрепил лидерские позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата. • Оказано содействие в реализации инвестиционных проектов, оптимизированы сроки подключения к инженерным сетям и снижена административная нагрузка на бизнес. • Налажен механизм обратной связи с бизнесом и переход на дистанционное взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
00:01:33 Инвестиции и технологическое лидерство
• Объем инвестиций в основной капитал в республике составил более 1,4 трлн рублей благодаря реализации проектов крупнейших компаний и инфраструктурных проектов. • Татарстан активно участвует в реализации технологического лидерства, определенного президентом Владимиром Путиным. • Выполнены мероприятия государственной программы научно-технологического развития, развита инновационная инфраструктура и поддержка инновационных проектов.
00:02:42 Поддержка малого и среднего предпринимательства
• Татарстан входит в тройку лидеров по количеству созданных малых технологических компаний. • В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" поддержано 3,5 тысячи предприятий на сумму более 80 млрд рублей. • Продолжается системная работа по развитию профессиональных предпринимательских навыков среди молодежи и созданию благоприятных условий для открытия новых МСП.
00:03:29 Развитие рынков сбыта и поддержка бизнеса
• Активно развивается региональный маркетинговый центр и увеличивается количество республиканских поставщиков на маркетплейсы. • Малый и средний бизнес поддерживает своих сотрудников, участвующих в специальной военной операции, и внедрены специальные программы поддержки. • Комплексному развитию бизнеса способствует инфраструктура промышленных парков и государственная поддержка их резидентов.
00:04:39 Реализация национальных проектов
• В 2024 году завершена реализация 13 национальных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан и развитие экономики. • За шесть лет построено и отремонтировано около 1800 социально значимых объектов, оснащены современным оборудованием объекты здравоохранения и образования. • С января 2025 года стартовала реализация 19 новых национальных проектов, направленных на повышение благополучия и самореализации граждан, поддержку семей и образования, создание условий для бизнеса и экономического роста.
00:05:34 Будущее Татарстана
• Татарстан уверенно смотрит вперед, сохраняя лучшие традиции нации и готов принимать вызовы, создавая благополучие для всех жителей. • Регион может гордиться