Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Вы можете записаться на вебинары или приобрести видеозапись ранее проведенных вебинаров
Заказать любую консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Наша команда также может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- Консультирование по условиям соглашений СПИК 2.0 и СЗПК, займов ФРП, программ МПиТ РФ, иных ФОИВ (РОИВ);
- Сопровождение (консультационное) процесса подготовки к заключению СПИК 2.0 и СЗПК, договоров займа ФРП, договоров на субсидию МПиТ РФ;
- Разработка бизнес плана (БП);
- Расчет финансовой модели (ФЭМ);
- Участие в составлении календарного план (КП);
- Участие в подготовке технического задания (ТЗ);
- Участие в составлении сметы проекта;
- Участие в составлении материалов для проведения производственно-технологической экспертизы проекта (проверка, экспертиза);
- Участие в подготовке презентации защиты проекта;
- Проведение исследований рынка, на котором работает Заказчик, оценка объемов, потенциальных покупателей, конкурентного окружения, оценка рисков;
- Сопровождение (консультационное) процесса "самооценки"
- Подача (редактирование) резюме проекта в системе;
- Сопровождение процесса подготовки, подачи и рассмотрения заявки;
- Сопровождение процесса проведения процедуры экспертизы;
- Сопровождение процесса подготовки и консультирование по оформлению документов;
- Сопровождение взаимодействия РОИВ-ФОИВ;
- Сопровождение взаимодействия РОИВ-ОМСУ;
- Подготовка команды инвестиционного проекта к защите ("репетиция");
- Участие представителя в защите заявки;
- Взаимодействие с Фондом по отчетности и подтверждению эффекта (бюджетный, социальный, экономический) от реализации проекта
- Внесение информации в тексты договоров займа, соглашений СПИК и СЗПК;
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- разработка документации бизнес-проекта;
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Узнать стоимость оценки УГТ:
- Независимая оценка TRL (УГТ) для IT проектов ИТ-решений
- Пример краткого отчета по оценке уровня зрелости ГОСТ Р 58048-2017
- Пример структуры отчета по оценке уровня зрелости ГОСТ Р 58048-2017
- Оценка УТГ готовности по ГОСТ или TRL
- УГТ оценка уровня зрелости технологий ГОСТ Р 58048-2017
Уровень готовности технологии (далее – УГТ) – метрика оценки зрелости технологии, определяемая в соответствии с пунктом 5.1.2 Национального стандарта Российской Федерации «Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий» ГОСТ Р 58048-2017:
- УГТ7. Прототип системы прошел демонстрацию в эксплуатационных условиях. Прототип отражает планируемую штатную систему или близок к ней. На этой стадии решают вопрос о возможности применения целостной технологии на объекте и целесообразности запуска объекта в серийное производство.
- УГТ8. Создана штатная система и освидетельствована (квалифицирована) посредством испытаний и демонстраций. Технология проверена на работоспособность в своей конечной форме и в ожидаемых условиях эксплуатации в составе технической системы (комплекса). В большинстве случаев данный УГТ соответствует окончанию разработки подлинной системы.
- УГТ9. Продемонстрирована работа реальной системы в условиях реальной эксплуатации. Технология подготовлена к серийному производству
Что такое "уровень готовности технологии" - стадия развития технологии, создание и (или) внедрение которой (в том числе посредством трансфера, разработки, коммерциализации, масштабирования и т.д.) предусмотрены в рамках реализации инновационного проекта, от начальной стадии формирования фундаментальной концепции технологии до завершающей стадии внедрения технологии в конечный продукт и запуска его серийного производства, определяемая в соответствии с общепринятыми российскими и зарубежными методиками, согласно которым выделяются в том числе следующие базовые уровни готовности технологии по мере ее возрастания:
- первый уровень - сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснована ее полезность;
- второй уровень - определены целевые области применения технологии и ее критические элементы;
- третий уровень - получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики;
- четвертый уровень - получен лабораторный образец, подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций связи с другими элементами системы;
- пятый уровень - изготовлен и испытан экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной (осуществляемой в условиях производства, но не являющейся частью производственного процесса) технологии, воспроизведены (эмулированы) основные внешние условия;
- шестой уровень - изготовлен репрезентативный полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики в условиях, приближенных к реальности;
- седьмой уровень - проведены испытания опытно-промышленного образца в реальных условиях эксплуатации;
- восьмой уровень - окончательно подтверждена работоспособность образца, запущены опытно-промышленное производство и сертификация;
- девятый уровень - продукт удовлетворяет всем требованиям - инженерным, производственным, эксплуатационным, а также требованиям к качеству и надежности и выпускается серийно.
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Еще по теме субсидий:
Еще по теме:
- Грант АНО ЦПИИ до 250 млн. руб. «Взлёт – от стартапа до IPO»
- Грант ЦПИИ до 250 млн. руб. ППРФ 392
- Результаты гранта ЦПИИ до 250 млн. руб. ППРФ 392
- Статьи расходов из гранта ЦПИИ до 250 млн. руб. ППРФ 392
- Требования к проекту на грант ЦПИИ до 250 млн. руб. ППРФ 392
- до 14 июня 2022 прием заявок Грант ЦПИИ до 250 млн. руб.
- Грант ФСИ до 25 млн. руб. «Взлёт – от стартапа до IPO»
- ФСИ грант на доработку ИТ-решения и выход на IPO
- ФСИ грант на размещение акций (IPO) на бирже (листинг)
- 2022 Импортозамещение в ИТ-отрасли 2.0
- 2022 Ситуация в ИТ-отрасли в условиях санкций
- 2022 новый грант РФРИТ: 20 - 6 000 млн руб 80% сметы
- 2022 приоритеты грантов РФРИТ, ФСИ, Сколково
- IT-компании мораторий 2022-2024 на плановые проверки
- IT-компаниям намерены предоставлять льготные кредиты
- IT-специалисты получат отсрочку от армии
- Бюджет на создание репозитория Open Source (аналог GitHub)
- Вопросы и ответы по мерам поддержки ИТ-отрасли март 2022
- Меры поддержки ИТ-сферы март 2022
- 2022 компенсация 50% стоимости покупаемых лицензий ПО
- 2022 Меры поддержки ФП «Искусственный интеллект»
- 2022 Импортозамещение в ИТ-отрасли 2.0 таблицей
- 2022 Каталог совместимости российского ПО
- 2022 Меры поддержки отечественной электроники
- 2022 Приоритеты разработки и внедрения отечественного ПО
- 2022 Ситуация в ИТ-отрасли в условиях санкций
- 2022 Что изменится в налогах ИТ-компаний в 2022 году?
- 2022 год ИТ-компании получили новые налоговые льготы
- 2022 предустановка и защита российского ПО
- 2022 приоритеты грантов РФРИТ, ФСИ, Сколково
- Перечень мер поддержки бизнеса в условиях внешнего санкционного давления
- Антикризисная поддержка субъектов МСП
- Меры поддержки ИТ-сферы март 2022
- Антикризисный план действий - отправьте нам заявку - поможем вам его разработать "онлайн" в режиме мозгового штурма и осуществить
- Перечень мер поддержки МСП в период пандемии
- 2021 компенсация 50% стоимости покупаемых лицензий ПО
- 2021 регуляторные песочницы для ИТ
- 2021-2022 Меры поддержки ФП «Искусственный интеллект»
- 2022 Грант на покупку и внедрение отечественных решений: "железа" и "софта"
- 2022 Импортозамещение в ИТ-отрасли 2.0 таблицей
- 2022 Каталог совместимости российского ПО
- 2022 Меры поддержки отечественной электроники
- 2022 Приоритеты разработки и внедрения отечественного ПО
- 2022 Ситуация в ИТ-отрасли в условиях санкций
- 2022 Что изменится в налогах ИТ-компаний в 2022 году?
- 2022 год ИТ-компании получили новые налоговые льготы
- 2022 предустановка и защита российского ПО
- 2022 приоритеты грантов РФРИТ, ФСИ, Сколково
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ 5G Мобильные сети связи
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ AI ИИ
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Интернет вещей
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Искусственный интеллект
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Квантовые технологии
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Новые коммуникационные интернет-технологии
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Новые производственные технологии
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Технологии blockchain
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Технологии новых материалов и веществ
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ Технологии передачи э/энергии и распределенных интеллектуальных э/систем
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ водород/метан
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ космические системы
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ микроэлектроника и ЭКБ
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ на Ускоренное развитие генетических технологий
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ на разработку оборудования, приборов, устройств
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ новых, портативных источников энергии, в т.ч. возобновляемую
- 2022 год Гранты до 250 млн АНО ЦПИИ технологии для ДПИ
- Меры ФП «Взлёт – от стартапа до IPO» поиск инвесторов
Кто может считаться корпорацией-заказчиком по ППРФ 392:
- Крупнейшие заказчики ЮЛ с оборотом более 100 млрд.рублей
- ЮЛ оборот 100+ млрд.рублей по убыванию выручки
- ЮЛ оборот 100+ млрд.рублей сортиравка по ОПФ и наименованию за регистрационными и контактными данными компании (Фамилия руководителя Имя руководителя Отчество руководителя Вид деятельности Телефоны email Выручка ОКПО Рег. номер ПФ Сайт ЕГАИС) - обращайтесь (по запросу)
Правительство опять меняет приоритеты развития топливного рынка
К 2020 году российские города-миллионники должны перевести на газ половину общественного и коммунального транспорта, более мелкие — не менее 10% парка.
Это позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в регионах и сэкономить значительные средства (газ в разы дешевле жидкого моторного топлива).
Чтобы реформа состоялась, правительство готово стимулировать процесс, ориентируясь на опыт наиболее продвинутых в этом деле стран.
Надо полагать, данное решение идет в разрез с интересами большинства ВИНК, которые в последние годы инвестировали солидные средства в развитие своей нефтепереработки, обеспечив выпуск нефтепродуктов самых высоких классов.
Зато газодобывающие компании получают возможность увеличить продажи на внутреннем рынке, который в последнее время медленно, но верно сокращается.
Газомоторную революцию в России инициировал Владимир Путин еще во время своего премьерства. В прошлом году, следуя этой инициативе, Минтранс заключил соглашения с 35 субъектами Федерации о субсидиях на закупку 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе (размер субсидии — 2,5 млн рублей на один автобус), рассказал представитель министерства. Правда, соглашения были заключены поздно и деньги дошли до адресатов только в декабре. Потому лишь четыре региона успели использовать средства по назначению до конца года. Это Пензенская и Московская области, Ингушетия и Татарстан. Но начало было положено.
Задачи поставлены
Сменивший Путина на премьерском посту Дмитрий Медведев в апреле с.г. заявил о планах по масштабному переходу на использование газомоторного топлива и поручил профильным министерствам подготовить предложения по пролонгации программы софинансирования из федерального бюджета региональных закупок газомоторных автобусов и его распространению на технику для ЖКХ. А через месяц премьер подписал распоряжение о разработке мер по господдержке производства и использования автомобилей общественного транспорта, дорожно-коммунальных служб и сельхозтехники, работающих на газе, а также создания заправочной и сервисной инфраструктуры.
Согласно этому документу, до 2014 года профильные министерства должны представить правительству комплекс мер, обеспечивающих к 2020 году перевод на газомоторное топливо (сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжиженный природный газ и компримированный природный газ (КПГ) в крупных городах не менее 50% общественного транспорта и автомобилей дорожно-коммунальных служб, в городах с населением более 300 тыс. человек — до 30%, с населением до 10 тысяч — 10%.
Сделать это планируется за счет субсидий из бюджета на закупки газомоторной техники (по словам Дмитрия Медведева, средства на это в бюджет уже заложены) и льгот для ее производителей. Кроме того, предусмотрены и другие меры поддержки. В частности, обнуление таможенных пошлин на компоненты газомоторных автомобилей и заправок, которые в России не производятся, и обнуление транспортного налога.
На другой день после выхода распоряжения президент РФ Владимир Путин провел в Сочи совещание о перспективах использования газомоторного топлива в России. Он одобрил планы правительства и отметил необходимость ускорить подготовку соответствующей нормативно-правовой базы, способствовать повышению интереса автомобилистов к газобаллонным авто путем пропаганды их преимуществ, предложения современной отечественной техники, организации широкой сети газовых заправок и сервисных центров. Особое внимание президент обратил на безопасность, вспомнив несколько недавних аварий в Москве. Напомним, 9 мая в столице взорвался один из газовых баллонов на крыше автобуса, в результате чего пострадали два человека. Избежать большего количества жертв, по словам представителей МЧС, удалось по чистой случайности, поскольку разлет осколков составил около 300 м. Москва временно приостановила использование газомоторного общественного транспорта. Через день газовый баллон взорвался в московском кафе, есть пострадавшие. «Нужно самое современное оборудование и самые жесткие стандарты обеспечения безопасности, в том числе регулярное и качественное техобслуживание», — подчеркнул Владимир Путин.
Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что для обеспечения реформы необходимы скоординированные действия всех заинтересованных сторон. А нормативную базу нужно создавать практически с нуля. Новак считает необходимым кроме стимулов разработать и утвердить график перехода на ГМТ. В частности, установить, что к 2020 году количество машин на природном газе в России должно вырасти в 25 раз, а газозаправочная инфраструктура — в 17.
К рывку готовы
Хотя в России сосредоточена пятая часть мировых запасов природного газа, она занимает лишь 20-е место по его использованию в качестве моторного топлива (см. «Мировая тенденция»). В мире на этом виде топлива ездит 17 млн различных машин, в России — 103 тысячи, сравнил Новак. При этом метан (КПГ) в два-три раза дешевле бензина, смесь пропана и бутанов (СУГ) — в полтора-два раза. Переход транспорта на газ не только сократит расходы местных бюджетов, но и замедлит инфляцию, уверен Новак. Ведь стоимость топлива — один из основных драйверов роста цен. Кроме того, переход на газомоторное топливо снизит выбросы в атмосферу как минимум в два-три раза (см. «Преимущества ГМТ»).
Что же до сих пор сдерживало газомоторную революцию в России? Ответ очевиден: с одной стороны, неразвитость сети заправок, с другой — незначительное количество работающей на ГМТ техники. Понятно, что эти причины тесно связаны между собой и образуют «заколдованный круг». Однако сегодня, по словам Александра Новака, он может быть разорван. Нефтегазовые компании готовы строить АГЗС, а автопроизводители выпускать серийно машины с газовым двигателем. Основание для такого заявления дали результаты переговоров с потенциальными участниками этого рынка. Так, в апреле на совещании с автопроизводителями в Нижнем Новгороде, которое провел Дмитрий Медведев, эта идея получила поддержку. Главы крупнейших отечественных автозаводов дружно заявили, что у автомобилей на газомоторном топливе «высокий потенциал», поскольку они обладают большей эффективностью, чем машины с бензиновым двигателем, и более экологичны. А гендиректор серийно выпускающего автомобили с газовым двигателем «КАМАЗа» Сергей Когогин даже заявил, что развитие газомоторного транспорта тянет на «национальную идею». И сообщил, что в 2013 году возглавляемый им завод планирует произвести около тысячи грузовиков и автобусов на газомоторном топливе (в 2012 было выпущено 300 единиц).
Не консервативнее автопроизводителей оказались добывающие компании. «Газпром» и «Роснефть» уже заявили, что готовы финансировать создание необходимой инфраструктуры. Так «Газпром», которому, по данным «Автостата», принадлежат 210 из 246 АГНКС в 58 регионах России, в текущем году планирует построить 17 заправок, потратив на это 1 млрд рублей. Кроме того, как сообщил на мартовском совещании в Казани председатель совета директоров «Газпрома», генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков, монополия планирует увеличить загрузку своих действующих заправок до 50%. В 2012 году, кстати, она была незначительной: при суммарной проектной производительности АГЗС около 2 млрд м3 КПГ в год через них было реализовано всего 390 млн м3. «Мощностей по выпуску газа для транспортных средств достаточно для того, чтобы серьезно увеличить его потребление», — говорят в компании. В этом на самом деле никто не сомневается…
«Роснефть» готова построить тысячу заправок, вложив в проект 60 млрд рублей. Интерес к этому рынку глава компании Игорь Сечин объяснил наличием у нее собственного газа и самой разветвленной сети заправок, которую можно дооборудовать. «Даже если газомоторный транспорт заместит только 30% бензинового и дизельного, годовой объем потребления составит примерно 70 млрд кубометров», — подсчитал он. То есть это реальная возможность увеличить поставки на внутренний рынок. Однако, отметил Сечин, сделан такой рывок может быть только при условии, что «Роснефти» будет обеспечена «комплексная поддержка, в частности, доступ к газотранспортной системе и стимулирующие меры».
Вслед за этим — в мае — «Роснефть» заключила несколько соглашений с автопроизводителями, обеспечивающих развитие рынка газомоторного топлива. Соглашение с «Фольксваген Груп Рус» предусматривает развитие инфраструктуры для заправки КПГ, оснащение заправочных комплексов «Роснефти» необходимым для реализации метана оборудованием, а также выведение на рынок автомобилей марок Volkswagen, Audi и Skoda, использующих в качестве топлива газ. Соглашение с «КАМАЗом» предполагает совместные опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также развитие необходимой инфраструктуры заправок и сервиса. Планируется также производство и перевод на компримированный и сжиженный природный газ специальной и сельскохозяйственной техники.
Кроме того, «Роснефть» и «КАМАЗ» заключили трехсторонние соглашения с рядом субъектов Федерации, предусматривающие замещение газомоторным топливом бензинов и дизтоплива. Завершает этот список меморандум о взаимопонимании по совместной реализации проекта развития использования газа на железнодорожном транспорте, подписанный главой «Роснефти» Игорем Сечиным и президентом «Российских железных дорог» Владимиром Якуниным.
Татарстан: первые шаги
Татарстан — один из четырех регионов, которые сумели в прошлом году воспользоваться выделенной федеральным правительством субсидией и направить эти средства на покупку 262 «газовых» автобусов. Пока же, надо сказать, газомоторное топливо не получило в республике широкого распространения.
Компримированный газ в Татарстан поставляет ООО «Газпром трансгаз Казань» — «дочка» «Газпрома». В ее составе 11 АГНКС проектной мощностью 450 заправок в сутки. Суммарная производительность этой заправочной сети составляет около 71 млн м3 в год, что эквивалентно примерно 150 тоннам высокооктанового бензина. Но загрузка станций составляет в среднем 14% от проектной. В результате от их деятельности в 2011 году компания получила 20 млн рублей убытка.
Кроме того, в Татарстане работают около десяти станций по заправке сжиженным углеводородным газом (СУГ — смесь пропана и бутана), принадлежащих в основном «Татнефтепродукту» и «ТАИФ-Газсервису». Их загрузка, а стало быть и рентабельность, также невысоки.
Возможно, скоро ситуация изменится…
В начале года президент Татарстана Рустам Минниханов и председатель совета директоров «Газпрома», генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков подписали соглашение о запуске в республике пилотного проекта по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. А в мае правительством республики была принята госпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013–2023 годы». Ее цель сформулирована как обеспечение снижения уровня негативного воздействия транспорта на окружающую среду и максимизация экономической эффективности автомобильных перевозок.
Своя программа
Реализовываться программа будет в три этапа. Первый (2013 год) включает в себя, в частности, формирование законодательной базы, обеспечение инвестиций, приобретение автотранспортных средств, работающих на ГМТ, обеспечение максимальной загрузки существующих АГНКС и проектирование новых, решение кадровой проблемы.
Второй этап (2014–2018 годы) предполагает развитие рынка газомоторного топлива и его сервисного обслуживания синхронно с приобретением газового автотранспорта и строительством новых станций. За этот период планируется заменить не менее 50% автобусов и не менее 30% транспорта, обслуживающего ЖКХ, сельское хозяйство, строительную отрасль, службу «Скорой помощи». Всего к 2018 году должно быть приобретено более 5000 автотранспортных средств, работающих на КПГ, введены 31 АГНКС и 65 передвижных заправочных станций.
Третий этап (2019–2023 годы) предусматривает приобретение более 8800 автотранспортных средств, работающих на ГМТ, ввод 29 АГНКС и 85 передвижных заправок. К концу этого этапа должны быть созданы условия для перевода на ГМТ всего автотранспорта. Это в конечном итоге позволит существенно сократить расходы на перевозку грузов и пассажиров и существенно улучшить экологическую обстановку в республике.
Ввод в эксплуатацию новых АГНКС с учетом работы уже действующих должен довести объемы реализации КПГ в республике в среднем до 250 млн м3 в год, что равнозначно замещению 250 млн литров нефтяного моторного топлива.
Стоимость программы оценена в 75,8 млрд рублей. Из них средства республиканской казны составят 14,5 млрд, федерального бюджета — 19,3 млрд, внебюджетных источников — 42 млрд. Такое трехстороннее участие — обязательное условие. Постановлением правительства РТ Минфину предписано вносить в кабмин республики предложения о финансировании программы из бюджета РТ на очередной финансовый год исключительно при наличии софинансирования со стороны Центра и частных инвесторов. При этом доля Татарстана должна быть не менее 20%.
Авторы программы полагают, что на КПГ имеет смысл перевести машины, выпущенные не ранее 2010 года. Однако переоборудование обойдется достаточно дорого (около 2 млн рублей на один автобус). Затраты окупятся в лучшем случае через пять лет. Потому, считают авторы программы, целесообразнее в рамках обновления изношенного автопарка закупать новую технику. Однако, признают они, делать это автовладельцы будут только при условии наличия существенных стимулов. Например, ощутимых скидок при закупке машин с газовым двигателем.
Поддерживая меры стимулирования развития рынка газомоторного топлива, оговоренные распоряжением федерального правительства, авторы программы обращают внимание на то, что в Татарстане одновременно может быть использована и республиканская нормативная база. В частности, для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в Татарстане, действует система льгот по налогу на вновь приобретенное имущество (снижение ставки с 2,2 до 0,1%) и по налогу на прибыль (с 18 до 13,5%) в части, зачисляемой в бюджет республики. Этими льготами по идее могут воспользоваться предприятия, осуществляющие строительство АГНКС, и производители соответствующего оборудования и транспортных средств на газомоторном топливе.
Чтобы стимулировать процесс смены автопарка, Рустам Минниханов предложил правительству республики ввести экологический налог «для тех, кто откажется переходить на газ» и одновременно рассмотреть, «какие преференции мы можем дать» тем, кто согласится…
Еще одно громадье…
Итак, если судить по планам федерального правительства и распространить на всю страну энтузиазм, с которым идею перехода на ГМТ восприняли в Татарстане, топливный рынок России ожидают поистине революционные перемены. Однако, на наш взгляд, вероятность того, что эти перемены и вправду произойдут, близка к нулю. Поэтому не случайно, что горизонт планирования по доброй российской традиции установлен очень далекий — 2020 год и дальше. На ближайшую же перспективу — только разработка нормативной базы, без которой, и с этим все согласны, ГМТ-программа вообще шансов не имеет.
Но и стадия разработки обещает быть очень интересной — как минимум по двум моментам.
Во-первых, в нынешней конфигурации отрасли наладить нормальный бизнес по заправке автомобилей природным газом может только владеющий ЕСГ «Газпром». А нефтяным компании, в том числе и «Роснефти», никакая господдержка в этом деле не поможет. Нужна ли России еще одна «естественная монополия», цены на продукцию которой планомерно растут? В «Газпроме», вынужденном сокращать добычу газа по причине снижения спроса, на этот вопрос дадут утвердительный ответ. «Роснефть» же будет использовать «фактор ГМТ» в числе аргументов о необходимости либерализации газового рынка России — вплоть до выделения из «Газпрома» газотранспортной компании. И именно поэтому Сечин так активно включился в процесс. И АЗС, кстати, по действующим стандартам, нельзя дооснастить газозаправочным оборудованием, как это предлагает глава «Роснефти». Но сейчас эти тонкости вообще не важны — на повестке дня вопросы куда более высокой значимости.
Второй тонкий момент заключается в том, что расходы бюджета на поддержку массового внедрения ГМТ могут быть компенсированы только за счет роста налогов в нефтегазовом секторе — других источников нет, и вряд ли они появятся. Поэтому, вполне возможно, что, когда все расчеты будут проведены, ГМТ-программа перестанет быть интересной даже «Газпрому».
Мировая тенденция |
---|
Сегодня в мире на компримированном природном газе, по разным оценкам, работают от 15 млн до 17 млн автомобилей, что составляет примерно 1,5% от парка. Но за последние несколько лет данный сегмент рос на 25–30% в год. Согласно прогнозу Международного газового союза, к 2020 году он вырастет на 50 млн единиц, а к 2030 году — более чем на 100 млн. Лидерами по потреблению газа в виде моторного топлива являются страны, имеющие собственные газовые месторождения, — Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, США. Но бум начинается и в ЕС. Власти европейских стран считают целесообразным стимулировать процесс перевода транспорта на газ и потому устанавливают льготы, стимулирующие приобретение новых и переоборудование эксплуатируемых автомобилей, а также создание новых АГНКС. Например, в Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на три года. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. Запрет на въезд в город по выходным или праздникам на газовые авто не распространяется. В ряде крупных западных городов и природоохранных зонах действует запрет на въезд автомобилей на дизельном топливе, производители транспорта на природном газе имеют преимущественное право на получение муниципальных заказов. Тенденцию поддержали многие мировые автопроизводители — они наладили серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ. |
Пока немного |
---|
По оценке «Автостата», в России эксплуатируется около 1,2 млн транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива (в том числе, по оценке Газпрома», на природном газе работает около 90 тыс. машин). По данным Московского транспортного союза, в России зарегистрировано около 950 тыс. автобусов (включая микроавтобусы), из которых в режиме регулярных перевозок работают 300–350 тыс. То есть с учетом планов правительства перевести 50% парка общественного транспорта на газ под замену могут попасть до 180 тыс. единиц. |
Преимущества ГМТ |
---|
Есть несколько причин роста интереса к природному газу как к моторному топливу. Прежде всего это его дешевизна. Метан в два-три раза дешевле дизельного топлива и бензина. Кроме того, из всех массово используемых видов моторного топлива природный газ наиболее экологичен. Перевод на газ позволяет снизить выбросы вредных веществ до пяти раз, а шумовое воздействие — вдвое. Существенна и невозможность испортить метановое топливо, подмешав другие субстанции. |
Продвинутые баллоны |
---|
Российско-норвежское ООО «Ругазко» (зарегистрировано в октябре 2011 года нижегородской промышленной группой «Автокомпонент», специализирующейся на переработке плаcтмасс (51%), и норвежским холдингом Hexagon Сomposites, одним из мировых лидеров в производстве газовых баллонов и систем транспортировки и хранения газов (49%) в мае ввело в промышленную эксплуатацию в Нижнем Новгороде первую очередь производства газовых баллонов из полимерно-композитных материалов. Производимые по норвежской лицензии баллоны имеют ряд существенных преимуществ перед традиционными цельнометаллическими. Они на 70% легче, они прозрачные, не подвержены коррозии, ударопрочные, а главное — безопасные, «безосколочные». Производитель утверждает, что даже при воздействии открытого огня такой баллон не взрывается, топливо в нем выгорает, а оболочка плавится. Наконец, срок их службы составляет не менее 50 лет против 20 лет у металлических. Правда, полимерный баллон пока значительно дороже своего аналога (российский баллон на 50 литров стоит около 1500 рублей, а европейский на 27 литров — около 4 тысяч). Кроме того, для эксплуатации новых баллонов придется потратиться на модернизацию заправочных пунктов. Но, считает производитель, в перспективе, после наращивания объемов производства и обеспечения оптимальной схемы поставок сырья цены также будут оптимизироваться. Производительность первой очереди предприятия — до 200 тыс. баллонов низкого давления (бытовых) в год. К концу текущего года здесь планируется начать выпуск баллонов высокого давления — для транспорта. А к лету следующего — больших резервуаров для хранения и транспортировки газа. В течение последующих трех лет объем производства здесь намерены довести до 2 млн баллонов в год. Общие инвестиции к тому времени вырастут с нынешних 200 млн до 2 млрд рублей. Ожидается, что окупятся они за 6–9 лет. По словам председателя совета директоров «Автокомпанента» Юрия Беляева, компания «Газпром газомоторное топливо» уже сделала предзаказы на новые баллоны. «Под них будет переоборудовано 1400 заправок «Газпром нефти», — сказал он СМИ. Между тем пока для полимерных баллонов в России нет даже ГОСТа. По заверениям Росстандарта, он разработан и будет утвержден во второй половине 2013 года… |
Скорая помощь Татарстана вслед за общественным транспортом начнет использовать автомобили на газомоторном топливе. Как сообщил в интервью РБК-Татарстан министр здравоохранения РТ Адель Вафин, в 2014 году в распоряжении службы поступит более 70 автомобилей на метане. Стоимость одной такой машины составляет около 2,2 млн рублей. После обновления автопарка изношенные «скорые помощи» пустят на металлолом.
Как рассказал РБК-Татарстан министр здравоохранения РТ Адель Вафин, его ведомство вошло в программу поддержки рынка газомоторного топлива. В планах на 2014 год у минздрава республики приобретение автомобилей скорой помощи на газу. «Планируется частично перейти на автомобили, работающие на метане», - пояснил он. По словам министра, таких машин планируется закупить в течение года порядка 70. Использовать их будут в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске – тех городах, заметил он, где нет проблем с заправочными станциями.
Татарстан, рассказал Адель Вафин, остановил свой выбор на машинах на базе «Iveco». Образец 27 февраля на выставке форума «Безопасность и связь» в Казани представила компания СТ «Нижегородец», занимающаяся продажей микроавтобусов и спецтранспорта.
«Это очень хороший автомобиль, - говорит министр. - Для начала работы двигателя он использует бензин, а затем переключается на газ. Емкость газовых баллонов в данной модели рассчитана на 100 литров». Глава ведомства отметил, что по своим эксплуатационным характеристикам газомоторные «скорые помощи» ничем не обличаются от обычных автомобилей. Такого, что, например, новые машины обслуживают более серьезные случаи, не будет.
По словам министра, представители компании озвучили, что одна такая машина в базовой комплектации стоит около 2,2 млн рублей. Таким образом, партия из 70 машин обойдется бюджету более чем в 140 млн рублей. Однако, по словам А.Вафина, окончательно суммы ассигнований уточнят после запуска программы . Министр подчеркнул, траты на покупку машин оправданы существенный экономией при эксплуатации.
«Экономия средств на топливе получается очень существенная, - сообщил А.Вафин, - приблизительно до 40%. Нужно понимать, что речь идет не только о реальной экономии денег. Очень важно, что мы начинаем использовать более экологичный транспорт».
Всего на станциях скорой помощи Казани работает 106 автомобилей, ежесуточно на вызовы пациентов выезжает 80 бригад. Адель Вафин пояснил, что в столице республике создан 20-процентный резерв на случай поломок автомобилей. «Мы создали резерв для того, чтобы количество медбригад не зависело от числа исправных автомобилей», - сказал министр.
Адель Вафин отметил, что первые машины на газу начнут обслуживать вызовы пациентов уже в 2014 года. Будут ли в дальнейшем новые закупать скорые на газу зависит от реализации программы, в целом. По словам министра, скорые «Iveco» на газу придут на смену машинам 2009 года выпуска. Автомобили, которые используются более 5 лет, спишут. Адель Вафин пояснил, что относительно небольшой срок эксплуатации машин обусловлен их нагрузкой. По его словам, в сутки один автомобиль проезжает порядка 300 км.
Главный инженер станции скорой помощи Казани Владимир Ларин рассказал РБК-Татарстан, что после 5 лет эксплуатации автомобиль списывают из-за износа и разбирают на детали. Если машины такой модели еще эксплуатируются, то некоторых их запчасти могут оставить про запас, в противном случае, машины идут на металлолом.
Владимир Ларин рассказал, что на сутки на один автомобиль скорой помощи предусмотрено 45 литров бензина АИ-92 или дизельного топлива. Такого количества, по его словам, едва хватает, чтобы обслужить все поступающие вызовы. А их, как ранее сообщал РБК-Татарстан, бывает более 1 тысячи в сутки. При цене литра 92го бензина порядка 29 рублей, а дизельного топлива – около 32 рублей за литр на заправку одной «скорой помощи» в сутки уходит почти 1,5 тысячи рублей.
Машины на газу экономнее. Полный бак медицинского автомобиля на базе «Iveco» можно будет заправить за примерно 1,1 тыс.рублей. Впрочем, как сообщила РБК-Татарстан оператор одной из казанских газовых заправок «Газпром», с автомобилями скорой помощи на метане они еще не работали, газовых баллонов объемом 100 литров, какой будет у новых скорых, у них пока нет.
Татарстанский завод станет вторым пилотным проектом ”Газпрома” по России по строительству малотоннажных заводов по производству СПГ. Завод мощностью 56 тысяч тонн сжиженного природного газа ежегодно планируется построить в Тюлячинском районе, рассказал 27 января на заседании Совета директоров ОАО ”Татнефтехиминвестхолдинг” начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО ”Газпром” Виктор Рахманько. Этого объема газа хватит на обеспечение порядка 1 тысячи машин ежегодно."
В Татарстане через полтора года может появиться малотоннажный завод по производству сжиженного природного газа. Президент республики Рустам Минниханов заявил, что поддержит распространение этого вида газомоторного топлива, которое в два раза дешевле, чем дизельное, и эффективнее, чем сжатый природный газ. Основными потребителями, по замыслу властей, могут стать "Камаз" и сельскохозяйственные предприятия, а также владельцы крупных автопарков, например, "Татнефть".
Татарстанский завод станет вторым пилотным проектом "Газпрома" по России по строительству малотоннажных заводов по производству СПГ. Завод мощностью 56 тысяч тонн сжиженного природного газа ежегодно планируется построить в Тюлячинском районе, рассказал 27 января на заседании Совета директоров ОАО "Татнефтехиминвестхолдинг" начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром" Виктор Рахманько. Этого объема газа хватит на обеспечение порядка 1 тысячи машин ежегодно.
Инвестором выступит ООО "Агропромышленный комплекс "Семирамида", которое уже строит в Астраханской области завод СПГ такой же мощности. Как рассказал журналистам гендиректор "Семирамиды" Ринат Давликанов, проектировать завод начнут в ближайшее время: "карт-бланш (от властей РТ - РБК-Татарстан) мы получили". Заработает новое производство, по его словам, через 14-16 месяцев. В строительство завода вложат порядка 3 млрд рублей заемных средств, окупить их планируется за 7-8 лет.
СПГ сможет заменить в республике нефтяной попутный газ и другой вид газомоторного топлива - компримированный (сжатый) природный газ. Он эффективнее, пояснил Рахманько, к примеру, на одном и том же объеме топлива тягач на СПГ проходит расстояние в пять раз больше, чем на компримированном. В свою очередь, попутный газ, по его словам, "опасное" топливо: "метан не горит и дешевле". По сравнению с дизельным топливом СПГ в два раза выгоднее по стоимости.
"Я вам обещаю, что всю необходимую документацию, разрешения в самые короткие сроки мы обеспечим", - сказал на совещании инвесторам Рустам Минниханов. По его словам, теперь осталось наладить взаимодействие "Газпрома" с потребителями СПГ, которыми должны стать "Камаз" и сельскохозяйственные предприятия.
"С "Камазом" скоординировать потребление. Когогина (Сергей Когогин, гендиректор "Камаза" - РБК-Татарстан), Ахметова (Марат Ахметов - министр сельского хозяйства РТ) привлечь", - велел президент. - "И у "Татнефти" узнать - у них сколько машин тоже".
"Надо сделать уклон на СПГ. И программу (по развитию потребления газомоторного топлива в республике) состыковать, ведь мы планируем закупать газомоторную технику. Можно нам программу СПГ даже на село направить - и воровства там не будет. По цене оно (СПГ) получается в два раза дешевле ", - рассудил президент.
По словам пресс-секретаря "Камаза" Олег Афанасьева, на "Камазе" уже создан автомобиль, работающий на сжиженном газе, и в 2014 году пройдет испытания. Объемы производства таких машин пока неизвестны - это будет зависеть от инфраструктуры "Газпрома", которая в республике не развита, отметил он.
Напомним, по программе «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013-2023 годы», которую принял кабинет министров республики в марте этого года, на газ должны постепенно перевести общественный транспорт республики, а также транспорт в сфере сельского хозяйства, ЖКХ и автомобили скорой помощи. Закупку экологичного транспорта до 69% от суммы транспортным компаниям субсидируют федеральный и республиканский бюджеты. "Газпром" же пообещал республике активно строить новые газовые заправки, которых сейчас всего девять. К 2023 году в Татарстане должно появиться 60 новых газонаполнительных станций и 150 дочерних заправок.