Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Москва 1995


 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДОРОЖНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБОСНОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ДОРОГИ

МОСКВА 1995

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Транспортно-экономическая характеристика района тяготения дороги. 2

2.1. Данные по экономике района тяготения рассматриваемой дороги. 2

2.2. Сведения о транспортной сети района тяготения. 3

2.3. Объемы перевозок грузов и пассажиров. 3

2.4. Данные о существующей интенсивности движения автомобилей. 9

3. Обоснование технического уровня и перспективы развития дороги. 11

3.1. Анализ транспортно-экономической ситуации района тяготения дороги. 11

3.2. Объем перевозок грузов и пассажиров, интенсивность движения. 11

3.3. Предварительное назначение. 15

4. Назначение и выбор вариантов развития дороги. 15

4.1. Анализ состояния существующей дороги и возможность ее использования. 15

4.2. Реконструкция существующей дороги. 16

4.3. Новое строительство. 23

4.4. Сравнение вариантов развития дороги. 23

5. Основные технические решения по развитию дороги. 25

6. Охрана окружающей среды.. 29

7. Полоса отвода и придорожная полоса. 32

8. Объем инвестиций. 32

9. Экономическая эффективность. 35

9.1. Экономический анализ и сравнения. 36

9.2. Особенности определения стоимостей и расходов. 37

9.3. Оптимальное время инвестиций. 38

9.4. Выбор оптимальных решений при бюджетном дефиците. 38

9.5. Многофакторный анализ. 39

10. Анализ чувствительности и риска. 39

10.1. Анализ чувствительности. 39

10.2. Анализ риска. 41

11. Выводы и предложения. 41

Таблица основных технико-экономических показателей по автомобильной дороге... 41

Перечень комплексов транспортной, дорожно-эксплуатационной служб и автосервиса. 42

Перечень предлагаемых инженерных проектов. 42

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации предназначены для разработки и согласования экономического обоснования развития Федеральной автомобильной дороги.

Развитие автомобильной дороги включает в себя строительство, реконструкцию и ремонт участков рассматриваемой дороги.

1.2. Разработке экономического обоснования развития Федеральной автомобильной дороги должно предшествовать составление «Программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации» и Схемы развития и размещения объектов отрасли «Дорожное хозяйство».

1.3. Цель экономического обоснования развития автодороги - решение комплексной транспортной задачи, включающей все виды транспортировки грузов и пассажиров по заданному коридору, выбор оптимальных способов улучшения транспортно-эксплуатационного состояния рассматриваемой автодороги и ее участков путем ремонта, реконструкции или строительства по новому направлению, определение сроков и этапов этих работ, эффективности инвестиций.

В некоторых случаях материалы ЭО могут быть использованы для проведения конкурса среди проектных организаций на разработку инженерного проекта этапа; очереди развития.

1.4. Объектом разработки экономического обоснования является автомобильная дорога в целом или отдельные перегоны между административными центрами субъектов Российской Федерации или крупными грузообразующими пунктами, а также обходы крупных городов.

1.5. Экономическое обоснование развития автодороги разрабатывается на основе «Программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации» и «Схемы развития и размещения объектов отрасли «Дорожное хозяйство» с учетом схем развития автодорог по субъектам Федерации. При назначении вариантов проложения трассы следует учитывать сочетание федеральных и территориальных интересов.

1.6. При разработке ЭО используются материалы прогнозов целевых научно-технических и комплексных республиканских программ и обоснований, а также решений генеральной схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований; генеральные планы городов, других поселений и их систем, промышленных узлов; проекты детальной планировки общественных центров жилых районов, магистралей городов; схемы размещения и развития отраслей.

1.7. Разработка ЭО осуществляется на основе анализа имеющихся картографических, проектных, изыскательских, исследовательских, статистических, диагностических и других материалов. Производство полевых изыскательских работ допускается только в сложных природных условиях, оказывающих существенное влияние на выбор принципиального направления трассы; в этом случае полевые изыскания выполняются в минимальном объеме, достаточном для выбора и обоснования принципиального направления трассы. Необходимость проведения изысканий отражается в задании.

В случаях, когда необходимость изысканий выявляется в ходе разработки ЭО, решение о их проведении решается совместно с заказчиком в соответствии с «Порядком разработки, согласования и утверждения проектной документации...».

2. Транспортно-экономическая характеристика района тяготения дороги

Для получения сведений по транспортно-экономическим показателям необходимо проведение экономических изысканий.

2.1. Данные по экономике района тяготения рассматриваемой дороги

Общая характеристика экономики района тяготения, ее показатели в отчетном году; оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный прогноз ее развития.

Ведущие отрасли промышленности. Основные промышленные центры и их специализация, перспективы развития промышленных центров.

Характеристика основных грузообразующих и грузопоглащающих пунктов.

Общая характеристика сельскохозяйственного производства и его специализация, количество и типы сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.

Общая характеристика строительной индустрии. Характеристика лесного хозяйства, наличие лесозаготовительных организаций, перспективы их развития. Организация снабжения, наличие торговли, зон отдыха и туризма, их вместимости и сезонность работы. Общая численность населения. Города и поселки городского типа, сельские населенные пункты. Состав и численность городского и сельского населения и тенденции их развития.

2.2. Сведения о транспортной сети района тяготения

Общее состояние транспортной сети и перспективы развития. Железнодорожные линии, их протяженность и характеристика; важнейшие станции по осуществлению грузовых и пассажирских потоков, их грузооборот. Судоходные реки, навигационный период, важнейшие порты и пристани. Воздушный транспорт, наличие аэропортов и их возможности по осуществлению транспортных связей. Наличие магистральных трубопроводов и их характеристика. Характеристика сложившейся сети автомобильных дорог, роль и место рассматриваемой дороги в транспортной сети. Взаимодействие всех видов транспорта.

2.3. Объемы перевозок грузов и пассажиров

Сведения о наиболее крупных предприятиях и организациях, их производственных связях, осуществляемые автотранспортом.

Данные по основным направлениям и объемам перевозок в отчетном году. Общий объем перевозок в отчетном году и на перспективу.

Уровень автомобилизации в районе тяготения, состав автопарка. Определение структуры грузовых перевозок, разделение по группам перевозок: промышленные, сельскохозяйственные, лесопромышленные, строительные, торговые и прочие.

 

СХЕМА
ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ

 

 

Численность населения района тяготения

№№ пп

Город, район

Численность населения, тыс. чел.

1.

Москва

8881

2.

Московская область

6718

3.

Смоленск

352

4.

Смоленская область

1166

Объемы перевозок между Россией и Европейскими странами (на границе с Республикой Белоруссия) за 1994 г.

№№ пп

Вид транспорта

Кол-во пассажиров, млн. чел.

Кол-во грузов, млн. тонн

Число автомобилей пересекающих границу, млн. ед.

1.

Железная дорога

9

15

-

2.

Автомагистраль

4,2

7,8

110

 

ВСЕГО:

13,2

22,8

110

Состав движения на автомобильной дороге

№№ пп

Тип транспортных средств

Показатели %

1994 г.

2000 г.

1.

Легковые автомобили

47

49

2.

Автобусы

5

5

3.

Грузовые автомобили до 5 т

8

8

4.

Грузовые автомобили 5 - 8 т

15

14

5.

Грузовые автомобили свыше 8 т

10

9

6.

Автопоезда

15

15

Основные показатели Вологодской области в сопоставлении с СЭР и РФ

1. Площадь - тыс. км2.

2. Население - тыс. чел.

3. Национальный доход на душу населения тыс. руб.

Отраслевая структура промышленности Вологодской области

а. Черная металлургия

б. Химическая и нефтехимическая

в. Лесная и деревообрабатывающая

г. Пищевая

д. Электроэнергетическая

е. Машиностроение и металлообработка

ж. Стройматериалы

з. Прочие

Основные показатели уровня экономического развития Северного района и Вологодской области по сравнению со средним уровнем развития Российской Федерации в расчете на 1000 человек населения (млрд. руб.)

а. РФ

б. СЭР

в. Вологодская область

1. Производство промышленной продукции.

2. Производство с/х продукции.

3. Капитальные вложения.

4. Розничный товарооборот.

Плотность населения Северного района и Вологодской области по сравнению с Российской Федерацией

1. Российская Федерация.

2. Северный район.

3. Вологодская область.

Уровень автомобилизации (автомашин на 1000 чел. населения)

1. Вологодская область.

2. Российская Федерация.

Структура автопарка

Основные показатели работы автотранспорта в 1994 году (удельный вес от Российской Федерации %)

Изучение возможности перераспределения перевозок между различными видами транспорта.

Изучение вероятности переключения железнодорожных и водных перевозок на автомобильный транспорт.

Сведения о пассажирских перевозках. Определение размеров и направлений основных пассажирских потоков, исходя из уровня автомобилизации и подвижности населения. Выявление существующих и перспективных автобусных маршрутов, изучение движения легкового транспорта.

2.4. Данные о существующей интенсивности движения автомобилей

Поскольку экономические обоснования, как правило, проводят для дорог со сложившимся направлением и транспортными связями, одним из главных методов определения интенсивности движения в условиях рыночной экономики становится определение фактической интенсивности движения.

В дополнение к регулярному учету движения, проводимого органами дорожно-эксплуатационной службы, должны проводиться контрольные учеты движения для уточнения размеров, направлений и состава основных транспортных потоков.

Определение сложившейся интенсивности и состава движения, анализ изменений в предшествующие годы, определение интенсивности движения по периодам, дням недели, в течение суток.

На подходах к большим городам, на участках дороги, приближающимся к предельной пропускной способности определение распределения часовой интенсивности движения в течение года с определением интенсивности по группам: 1 - 75 часов, 76 - 400 часов, 401 - 1000 часов, 1001 - 4000 часов, 4001 - 8760 часов.

Обязательный учет движения на подходах к крупным городам в летние воскресные «часы пик».

ХОД ИЗМЕНЕНИЯ
существующей среднегодовой интенсивности движения (по данным службы эксплуатации)

 

 

СХЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ПО А/Д МОСКВА - МИНСК В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ АВТ/СУТ

 

 

3. Обоснование технического уровня и перспективы развития дороги

3.1. Анализ транспортно-экономической ситуации района тяготения дороги

Оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный прогноз развития экономики (население, промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, отдых и туризм).

Перспективы развития транспортной сети, взаимодействие различных видов транспорта, степень транспортной обеспеченности и перспективы автомобилизации района тяготения, место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети.

Выявление основных грузообразующих и грузопоглащающих пунктов, транспортных связей. Анализ перевозок по видам сообщений (международные, межобластные, межрайонные и внутрирайонные) и видам транспорта.

Прогноз перераспределения перевозок между автомобильным и другими видами транспорта.

3.2. Объем перевозок грузов и пассажиров, интенсивность движения

Основные направления и объемы существующих перевозок и прогноз на перспективу по видам грузов: промышленных, сельскохозяйственных, лесных, строительных, торгово-снабженческих.

Общий объем перевозок в отчетном году и в перспективе по участкам дороги. Оптимистический, пессимистический и более реальный прогноз.

Оценка пассажирским перевозкам на участках дороги и прогноз их роста на перспективу.

Оценка существующей среднегодовой интенсивности движения и составу транспортного потока по участкам дороги. Оценка контрольных учетов движения, проводимых проектной организацией. Выявление участков дороги с резкими колебаниями интенсивности движения в разные периоды времени, и прежде всего на подходах к крупным городам. Установление наибольшей интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю, в течении 50 часов и более (пиковой) на этих участках.

Объем и структура транспортных связей (тыс. т.)

Процентное соотношение суммарного объема перевозок по видам грузов

Перспективная интенсивность движения на автомобильной дороге

2005 год

2015 год

График роста интенсивности движения (авт/сутки)

Участок:

 

 

Средняя суточная интенсивность движения на автомобильной дороге

п.п.

Наименование участков

Протяжение

Количество грузов, следующих по перегону тыс. т.

Грузооборот тыс. тонн-км

Интенсивность движение, авт/сутки (при темпе прироста)

Отчетный год

Среднесрочный прогноз

Долгосрочный прогноз

Всего

В том числе

приведенное к легковому автомоб.

Всего

В том числе

приведенное к легковому автомоб.

Всего

В том числе

приведенное к легковому автомоб.

Грузовые

легковые

автобусы

Грузовые

легковые

автобусы

Грузовые

легковые

автобусы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз роста интенсивности движения на среднесрочную и долгосрочную перспективу по видам транспорта при разных темпах прироста движения на выделенных участках дороги, в том числе и «пиковой» часовой приведенной интенсивности, а также часовой интенсивности в течение года с разбивкой по вышеуказанным группам.

Составление сводной ведомости существующей и перспективной интенсивности движения по рассматриваемой дороге при разных темпах роста движения.

Определение перспективной интенсивности движения рекомендуется выполнять с использованием ВСН 42-87 с поправками на новые условия в связи с переходом на рыночную экономику. Основополагающими материалами в определении перспективной интенсивности следует принимать существующую интенсивность движения, данные по предшествующим годам и контрольные учеты движения, изучение закономерности роста интенсивности движения, в т.ч. изменение интенсивности по группам автомобилей.

При определении перспективной интенсивности движения могут быть использованы и другие существующие методы в качестве дополнения и обоснования, применение тех или иных методов определяются характерными условиями района проложения рассматриваемой дороги.

Прогноз роста интенсивности движения следует делать на основе общих прогнозов по экономике района тяготения дороги, с учетом региональных условий, ожидаемого развития отдельных отраслей, возможного переключения перевозок с других видов транспорта, тенденции уровня автомобилизации, программ расселения военнослужащих и реэмигрантов.

При прогнозе транспортного потока на участках федеральных дорог, прокладываемых по принципиально новому направлению, а также в малоосвоенных и труднодоступных регионах учитывается перераспределение транспортных потоков между существующими и новой дорогой (отведенное движение), а также возможное увеличение интенсивности движения за счет появления новых или расширения существующих производств (генерированное движение)

3.3. Предварительное назначение

По данным существующей и перспективной интенсивности движения назначение расчетной интенсивности движения по перегонам рассматриваемой дороги.

Назначение числа и ширины полос движения в соответствии с рекомендациями нормативных документов.

4. Назначение и выбор вариантов развития дороги

4.1. Анализ состояния существующей дороги и возможность ее использования

4.1.1 Данные о транспортно-эксплуатационном состоянии рассматриваемой автодороги берутся из материалов диагностики и оценки ее состояния, выполненных в соответствии с ВСН 6-90 в части автодорог и СН 4-81 в части мостов и путепроводов, и других материалов, представляемых заказчиком.

В представленных материалах диагностики должны содержаться данные о геометрических параметрах поперечного профиля, плане и продольном профиле дороги, состоянии покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состоянии обочин, габаритах и грузоподъемности мостов и путепроводов, среднегодовой интенсивности движения и составе транспортных потоков, безопасности движения и количестве ДТП; сооружениях комплексов транспортной дорожно-эксплуатационных служб и сервиса; анализ и оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги; рекомендации по улучшению состояния дороги.

По данным материалов диагностики, материалов проектов прошлых и последних лет проводится анализ существующей дороги.

Выявление участков дороги с неблагоприятными условиями по показателям плана и продольного профиля, экологическим условиям, определения очагов ДТП.

Намечаемые участки дороги, которые возможно использовать при развитии дороги путем их ремонта.

Определение пропускной способности существующей дороги, уровней загрузки по перегонам и характерным участкам дороги при существующей и перспективной интенсивностях движения.

Выявление участков существующей дороги, не требующих переустройства дороги с целью повышения пропускной способности при заданном уровне удобства движения. Сравнение технических параметров этих участков с рекомендациями нормативных документов.

Предложения по использованию участков существующей дороги без их переустройства.

Анализ состояния существующих пересечений и примыканий с автомобильными дорогами, предложения по их использованию, сокращению. Анализ состояния существующих пересечений железнодорожных линий.

Анализ состояния обустройства рассматриваемой дороги. Предложения по улучшению обустройства дороги.

Оценка уровня аварийности на рассматриваемой дороге, выявление очагов повышенной аварийности, предложения по исключению выявленных очагов, мероприятия по повышению уровня безопасности движения.

Анализ состояния автотранспортной службы и объектов сервиса.

4.1.2 Сведения о природных условиях в районе проложения дороги, их особенности, влияющие на проложение трассы, объемы строительных работ, темпы выполнения строительства и условия эксплуатации.

4.1.6. Сведения об экологической обстановке в районе проложения дороги, включающая данные по воздушной среде, поверхностным водам, почвам, сельскохозяйственным угодьям, полезным ископаемым, растительному покрову, животному миру, заповедникам, заказникам, национальным паркам, животным и растениям, внесенных в Красную книгу, социальная среда, памятникам археологии, архитектуры, культуры и природы, получаемых, как правило, по литературным источникам.

4.2. Реконструкция существующей дороги

Выявление участков дороги, требующих переустройства дороги с целью повышения пропускной способности при заданном уровне удобства движения и участков, требующих улучшения в плане и продольном профиле. Назначение числа полос, их ширины и других элементов поперечного профиля при различных уровнях удобств движения.

 

 

Состояние покрытия

баллы

РОВНОСТЬ норма 100

РАДИУСЫ КРИВЫХ (менее 1000 м)

ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

КОЛИЧЕСТВО ДТП на млн. авт-км

 

 

Технические параметры существующей автомобильной дороги.

№№ пп

Показатели

Ед. измер.

Количество

Примечания

1.

Минимальный радиус крутой в плане

м

500

 

2.

Минимальный радиус вертикальной кривой

 

 

Только на участке

- выпуклой

м

4000

км 407 - км 414

- вогнутой

м

1500

км 407 - км 414

3.

Максимальный продольный уклон

промил.

40

на протяжении 49 км

4.

Ширина полосы движения

м

3,25

км 16 - км 20

3,75

км 132 - км 220

3,75

на остальном протяжении

5.

Минимальная ширина обочины

м

1,5

км 20 - км 132

2,0

км 16 - км 20

2,8

км 220 - км 420

3,0

км 132 - км 220

3,6

км 420 - км 456

6.

Минимальная ширина разделительной полосы (при многополосном движении)

м

-

 

7.

Число полос движения

шт.

6

км 16 - км 20

4

км 20 - км 132;

км 220 - км 420

3

км 132 - км 220;

км 420 - км 456

Техническое состояние автомобильной дороги.

№№ пп

Показатели

Ед. измер.

Примечания

км

%

1.

Общая протяженность

448

 

 

2.

Состояние покрытия:

 

 

 

- недостаточная ровность

147,670

32,91

 

- недостаточное сцепление

164,660

36,70

 

- недостаточная прочность

195,580

43,59

 

3.

Недостаточная пропускная способность

70

15,60

уровень загрузки > 0,45

Пересечения и примыкания.

№№ пп

Тип пересечения

Ед. изм.

Кол-во

1.

Пересечения с автодорогами в двух уровнях

шт.

2

2.

Пересечение с автодорогами в одном уровне

шт.

118

в т.ч. регулируемых

шт.

5

3.

Пересечение с железной дорогой в двух уровнях

шт.

6

4.

Пересечение с железной дорогой в одном уровне

шт.

3

5.

Примыкание с автодорогой в одном уровне

шт.

387

6.

 

ВСЕГО:

шт.

513

Техническое состояние мостов и путепроводов.

№№ пп

Показатели

Ед. измер.

шт.

%

п. м.

%

1.

Количество мостов и путепроводов:

64

100

2096

100

в т.ч.

 

 

 

 

- железобетонных

45

50

1253

60

- сталежелезобетонных

14

22

843

40

2.

Техническое состояние:

 

 

 

 

- хорошее

2

3

153

7

- удовлетворительное

25

39

729

35

- неудовлетворительное

37

58

1214

58

3.

Имеют недостаточный габарит

42

70

1513

77

Количество ДТП.

№№ пп

Показатели

Ед. изм.

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

1.

Всего дорожно-транспортных происшествий:

шт.

291

353

340

367

 

2.

В том числе:

шт.

77

113

119

136

 

- со смертельным исходом;

чел

103

149

152

168

 

- раненных.

шт.

214

240

220

230

 

чел

371

419

352

391

 

3.

Количество ДТП по причине дорожных условий

шт.

95

102

98

106

 

%

32,6

28,9

28,8

28,9

 

Оценка возможности переустройства намеченных участков дороги путем её реконструкции в соответствии с рекомендациями нормативных документов.

Предложения по реконструкции участков существующей дороги, конструкции поперечного профиля, типа дорожной одежды, участкам дороги, подлежащих улучшению в плане и продольном профиле.

4.3. Новое строительство

Выявление участков существующей дороги, где использование ее путем содержания, ремонта или реконструкции вызывают затруднения по техническим, экологическим и другим условиям.

Рассмотрение вариантов принципиального изменения направления существующей дороги на значительном протяжении с учетом перспективы развития хозяйственной деятельности района тяготения рассматриваемой дороги, появления новых грузообразующих и грузопоглащающих пунктов и других экономических соображений, а также предложений субъектов Федерации.

Назначение и рассмотрение вариантов строительства по новому направлению должно вестись с учетом сети дороги, сложившейся в районе проложения дороги, а также использования существующей дороги.

Прогноз распределения потоков автомобилей между новым направлением и существующей дорогой.

Определение категории дороги, намечаемой по новому направлению, назначение ее геометрических характеристик плана трассы и продольного профиля. Предложения по конструкции поперечного профиля и типа дорожной одежды с учетом стадийности и перспектив роста интенсивности движения. Намечаемые мероприятия на сохраняемых участках существующей дороги.

4.4. Сравнение вариантов развития дороги

На основании проработок, выполненных в соответствии с п.п. 4.1 - 4.3, выделение на рассматриваемой дороге участков, подлежащих использованию баз переустройства за счет содержания и ремонта; участков существующей дороги, подлежащих полному переустройству (реконструкции) путем расширения и увеличения числа полос и путем улучшения плана и продольного профиля; участков существующей дороги, где необходимо строительство дороги по новому направлению на локальных участках (обходы населенных пунктов, мостовые переходы, пересечения с дорогами и т.д.) и участков принципиального изменения направления дороги.

 

 

СХЕМА ТРАССЫ С ВАРИАНТАМИ

 

 

При рассмотрении вариантов приложения дороги по новому направлению следует рассматривать сочетание вариантов строительства новой дороги и использование существующей дороги, в том числе в вариантах повышения ее пропускной способности за счет ремонта или реконструкции.

При сравнении вариантов в случае проложения дороги по новому направлению необходимо учитывать их влияние на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие района тяготения дороги, изменение экологической обстановки в районе новой трассы и существующей дороги, взаимодействие автотранспорта с другими видами транспорта, затраты, возможности по изъятию земельных угодий, необходимость сооружения транспортных пересечений, наличие гидротехнических сооружений, пересечение запасов и выработок полезных ископаемых, особенности природных условий, возможности размещения месторождений строительных материалов, грунта и строительных площадок.

Сравнение вариантов следует выполнять в пределах зоны сравнения, определяемых по результатам экономических изменений.

На участках строительства дороги по новому направлению сравнению подлежат варианты трассы новой дороги, варианты стадийного устройства поперечного профиля и типа дорожной одежды, варианты строительства по новому направлению и использования существующей дороги путем содержания и ремонта.

На участках реконструкции сравниваются вариант единовременного переустройства с вариантами выбора оптимальных сроков по содержанию и ремонту и последующей реконструкцией. На участках ремонта дороги выбор оптимальных сроков содержания и ремонта и вид ремонта.

Оценку вариантов следует производить с учетом дисконтирования строительных, транспортных и эксплуатационных затрат, приведенных к базовому году, потерь от ДТП, экологического ущерба, чистого дохода, экономической эффективности.

При высокой степени риска и разброса предполагаемых затрат по согласованию с заказчиком возможно проведение дополнительных обследований и изыскательских работ, согласований с заинтересованными организациями с составлением акта выбора трассы дороги.

При выборе вариантов развития дороги следует учитывать возможные сценарии развития экономики района тяготения рассматриваемой дороги, состояние рынка подрядных работ.

На основании проработки всех возможных вариантов и их сравнительного анализа предлагается вариант развития всей рассматриваемой дороги с разбивкой по участкам и видам работ.

Окончательный вариант развития и способ его выполнения как для каждого участка так и для всей рассматриваемой дороги следует принимать на основании экономического сравнения и анализа. Принимается, как правило, наиболее экономичный вариант с учетом ограниченного финансирования.

5. Основные технические решения по развитию дороги

Строительные нормы и правила, рекомендуемые для дальнейшего проектирования.

Выбор категории дороги по выделенным участкам дороги, обоснование принятого уровня удобства движения, расчет пропускной способности полос движения, выбор основной расчетной скорости.

Определение нормативов продольного и поперечного профилей. Описание принятого направления дороги. Сведения о видах угодий, подлежащих отводу при строительстве, реконструкции дороги. Ориентировочные площади отводимых земель.

Данные по сносу зданий и сооружений, выносу и переустройству коммуникаций на основе сведений банка данных диагностики существующей дороги.

Выделение участков со сложным рельефом, геологическими, гидрогеологическими и другими условиями. Общие рекомендации по устройству земляного полотна с учетом особенностей природных условий.

Обоснование капитальности дорожной одежды, выделение типов покрытия по участкам рассматриваемой дороги. На участках ремонта дороги, рекомендации по усилению и уширению, повышению трещиностойкости и улучшению ровности существующего покрытия.

Основные мероприятия по ремонту или реконструкции водопропускных труб на участках использования существующей дороги.

Характер работ по ремонту и переустройству существующих мостов. На участках нового направления определение длины и габаритов мостов. При пересечении судоходных рек на новом месте. Рекомендации по судоходным пролетам и подмостовому габаритов.

Основные мероприятия по использованию существующих специальных инженерных сооружений (галереи, тоннели и т.д.); краткая характеристика этих сооружений на участках нового направления, в необходимых случаях с проведением соответствующих изыскательских работ.

Общие предложения по переустройству и обустройству транспортных развязок и примыканий в одном уровне, строительство транспортных развязок в разных уровнях взамен развязок в одном уровне. Намечаемые транспортные развязки в разных уровнях на участках нового направления.

Наличие существующих подъездов, входящие в состав рассматриваемой дороги. Предложения по развитию указанных подъездов.

Общая характеристика вновь устраиваемых подъездов, обоснованность которых вызвана экономическими соображениями, либо при строительстве участка дороги по новому направлению, при выборе оптимального варианта.

Характер мероприятий по обустройству существующих автобусных остановок.

Предложения по развитию автомобильного сервиса (мотели, кемпинги, пункты питания и торговли, автозаправочные станции, станции технического обслуживания и другие объекты), места размещения, их мощность и способы финансирования работ по их устройству.

Общие предложения по обустройству существующих площадок отдыха и площадок для кратковременной остановки автомобилей, строительству новых, ликвидации существующих, не отвечающие требованиям экологии и эстетики.

Наличие аварийно-вызывной связи, необходимость ее модернизации или строительство новой.

Обеспеченность рассматриваемой дороги сооружениями службы государственной автомобильной инспекции (ГАИ), предложения по дополнительному расширению этой службы, мест размещения.

Технические параметры автомобильной дороги (проектируемые).

№№ пп

Показатели

Ед. измер.

Количество

Примечания

1.

Минимальный радиус кривой в плане

м

500

 

2.

Минимальный радиус вертикальной кривой

 

 

 

- выпуклой

м

6000

 

- вогнутой

м

3000

 

3.

Максимальный продольный уклон

промил.

40

 

4.

Ширина полосы движения

м

3,5

км 16 - км 64

3,75

км 16 - км 456

5.

Минимальная ширина обочины

м

3,0

км 16 - км 64

км 220 - км 420

2,5

км 16 - км 132

3,75

км 132 - км 220

км 420 - км 456

6.

Минимальная ширина разделительной полосы (при многополосном движении)

м

-

 

7.

Число полос движения

шт.

8

км 16 - км 20

6

км 20 - км 64

4

км 20 - км 132

км 220 - км 420

2

км 132 - км 220

км 420 - км 456

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ РАЗВИТИЯ

20.0 - объем инвестиций, млрд. руб. (недисконтированные)

 

 

Необходимость устройства специальных контрольно-пропускных пунктов, таможенной службы (на приграничных участках).

Наличие комплексов дорожно-эксплуатационной службы на рассматриваемой дороге, ее соответствие рекомендациям нормативных документов, предложения по расширению этой службы, мест размещения.

6. Охрана окружающей среды

Данный раздел в составе ЭО разрабатывается в соответствии с «Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов».

В соответствии с произведенной оценкой воздействия рассматриваемой дорогой на окружающую среду даются рекомендации и предложения по снижению воздействия на окружающую среду при развитии дороги.

Рекомендации по нормам и требованиям при проектировании намечаемых мероприятий по развитию дороги, снижающие воздействие на окружающую среду и улучшающие экологическую обстановку. Предложения по уровню удобства движения, количеству и ширине полос движения, типу покрытия, конструкциям укрепления земляного полотна, водоотводу.

Предложения по изменению направления существующей дороги (обход населенных пунктов, памятников археологии, архитектуры, культуры, природы и других природоохранных территорий). Оценка воздействия на окружающую среду на участках нового проложения дороги.

Предложения по дальнейшему проектированию специальных сооружений и проведению мероприятий, обеспечивающих защиту окружающей среды, условия жизни населения, пути миграции животных (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, пропуск животных через дорогу, очистные сооружения в водоохранных зонах, организация археологических экспедиций, научные исследования по защите памятников истории, культуры, архитектуры, мест обитания редких животных и растений и т.п.).

Рекомендации по рекультивации земель. Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации рассматриваемой дороги населению и окружающей среде, затрат, связанных с отчуждением земельных участков, созданием благоприятных условий для проживания населения и охраны его здоровья.

ПЕРЕЧЕНЬ
основных природоохранных мероприятий

№№ п.п.

Наименование

Измеритель

Количество

Затраты тыс. руб.

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Обход населенных пунктов км

км

 

 

 

2

Обход или защита памятников истории и культуры км

км

 

 

 

3

Сохранение археологических ценностей

шт.

 

 

 

4

Снос строений и переселение людей

км

 

 

 

5

Устройство подъездов

км

 

 

 

6

Устройство пересечений и примыканий

км

 

.

 

7

Устройство тракторных путей

км

 

 

 

8

Устройство тротуаров, пешеходных дорожек

км

 

 

 

9

Устройство освещения в населенных пунктах

км

 

 

 

10

Посадка древесно-кустарниковых насаждений

км

 

 

 

11

Установка противошумовых экранов

км

 

 

 

12

Уменьшение загрязнения воздушной среды

км

 

 

 

13

Уменьшение загрязнения почв

км

 

 

 

14

Улучшение продольного и поперечного водоотвода

км

 

 

 

15

Устройство очистных сооружений

шт.

 

 

 

16

Устройство заграждений вдоль дороги

км

 

 

 

17

Устройство скотопрогонов

шт.

 

 

 

18

Площадь рекультивируемых земель

га

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Количество и содержание природоохранных мероприятий, определяется характером объекта.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
м
ероприятий по упорядочению полосы отвода и резервированию земель

 

 

7. Полоса отвода и придорожная полоса

Данные по состоянию полосы отвода и придорожной полосы: результаты почвенных обследований, выявление деградированных земель, наличие зданий и сооружений, влияющих на безопасность движения, возможность выхода на дорогу людей и животных.

Рекомендации по использованию непригодных земель в придорожной полосе: их консервация, либо включение их в полосу отвода дороги с дальнейшим использованием под лесопосадки, устройство сооружений для нужд дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб.

Предложения по сносу строений, влияющих на безопасность движения, созданию сооружений, препятствующих выходу на дорогу людей и животных.

Установление зон, не подлежащих застройки, для возможности развития поперечного профиля дороги, обеспечения безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги, создания благоприятной экологической обстановки.

Предложения по отводу и резервированию земель (зоны ограничения застройки), ширине полос, местоположению и сроком их реализации. Анализ риска застройки направлений, рекомендованных для нового строительства и участков спрямлений.

Предложения по срокам составления актов выбора земель и резервных зон.

8. Объем инвестиций

Расчет инвестиций производится по каждому участку и мероприятию развития на основе базы данных о стоимости и потребности в основных материалах для развития дорог, а при временном ее отсутствии, по нормативам удельных капитальных вложений (НУКВ), по данным объектов-аналогов с учетом основных факторов, влияющих на объем инвестиций.

Расчет инвестиций следует производить в базисном уровне цен. Метод и показатели для учета инфляционных процессов указываются в задании.

Для практических целей при разработке дорожных проектов в настоящей работе рекомендуются два способа учета инфляции.

1. В качестве базовых цен принимаются текущие цены, в которых уже отражена произошедшая структурная перестройка. На основе анализа уже произошедшей структурной перестройки и средних мировых цен определяются цены, прогнозируемые для последующего периода, которые принимаются в этом случае постоянными. Возможна модификация этого способа на основе расчета в иностранной валюте (долларах) по текущему курсу.

 

 

Сводная ведомость затрат на развитие автомобильной дороги.

№№ пп

 

Объемы работ

Стоимость работ млн. руб. / тыс. $

Ед. изм.

Кол-во

1995

1996

1997

1998

1999

2000

ВСЕГО

В том числе

ФДД

Кредит МБРР

Частные инвестиции

1.

Ремонт и реконструкция автомагистрали

км

448

2394 / 1197

37051 / 18526

79090 / 39545

83610/ 41805

45859 / 22930

36634 / 18317

284638 / 142319

119638/ 59819

165000/ 82500

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- реконструкция

км

61

2394 / 1197

37051 / 18526

52660 / 26330

40371 / 20186

48559 / 22930

36634 / 18317

214969/ 107485

119638 / 59819

95331 / 47666

 

- усиление покрытия

км

68

 

 

13141 / 6570

 

 

 

13141/ 6570

 

13141 / 6570

 

- ремонт покрытия

км

319

 

 

13289/ 6645

43239 / 21619

 

 

56528 / 28264

 

56528 / 28264

 

2.

Ремонт и реконструкция мостов

шт./п.м.

60 / 1976

 

6034 / 3017

9108 / 4554

5569 / 2784

11257 / 5628

54729 / 27364

86697 / 43348

84646 / 42323

2051 / 1026

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- перестройка

шт./п.м.

34 / 1188

 

5000 / 2500

8701 / 4350

990 / 495

10391 / 5196

34884 / 17442

54966 / 27483

54966 / 27483

 

 

- уширение

шт. п.м.

13 / 582

 

 

339 / 170

3630 / 1815

866 / 433

19845 / 9922

24680 / 12340

24680 / 12340

 

 

- ремонт

шт./п.м.

13 / 276

 

1034 / 517

68 / 34

949 / 474

 

 

2051 / 1026

 

2051 / 1026

 

3.

Устройств пересечений в двух уровнях

шт.

2

 

2000 / 1000

5000 / 2500

6000 / 3000

6000 / 3000

6400 / 3200

25400 / 12700

25400 / 12700

 

 

4.

Ремонт водопропускных труб

шт. / п. м.

472 / 12272

 

3000 / 15000

5000 / 2500

7000 / 3500

 

 

15000 / 7500

15000 / 7500

 

 

5.

Реконструкция пересечений и примыканий в одном уровне

шт.

505

 

5000 / 2500

7000 / 3500

8000 / 4000

 

 

20000 / 10000

20000 / 10000

 

 

6.

Строительство объектов автосервиса

шт.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- мотели и кемпинги

шт.

1

 

 

 

 

 

10000 / 5000

10000 / 5000

 

 

10000 / 5000

- терминалы

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

станции технического обслуживания

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- АЗС

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- кафе, рестораны

шт.

1

 

 

 

 

2400 / 1200

 

2400 / 1200

 

 

2400 / 1200

- посты ГАИ

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО по таблице

 

 

2394 / 1197

53085 / 26542

105198 / 52599

110179 / 55090

65516 / 32758

107763 / 53882

444135 / 222068

264684 / 132342

167051 / 83526

12400 / 6200

 

ВСЕГО

 

 

2394 / 1197

65085 / 32543

118198 / 59099

123179 / 61590

65516 / 32758

107763 / 53882

482135 / 241068

264684 / 132342

205051 / 102526

12400 / 6200

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный дорожный фонд

 

 

2394 / 1197

15000 / 7500

26040 / 13020

60371 / 30186

63116 / 31558

97763 / 48882

 

264684 / 132342

 

 

 

Частные инвестиции

 

 

 

 

 

 

2400 / 1200

10000 / 5000

 

 

 

12400 / 6200

 

Кредит МБРР

 

 

 

50085 / 25042

92158 / 46079

62808 / 31404

 

 

 

 

205051 / 102526

 

 

 

2. В качестве базовых цен принимаются цены 1984 или 1991 гг. Инфляционные процессы учитываются фактическими индексами инфляции на строительные работы текущего периода.

Рассмотрение возможности долевого участия в развитии дороги. Предложения по привлечению коммерческих структур для строительства и расширения объектов сервиса и использования придорожной полосы.

9. Экономическая эффективность

В связи с переходом на рыночную экономику, анализ экономической эффективности следует производить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования».

Учитывая, что применительно к дорожной отрасли пока отсутствуют рекомендательные разработки, основанные на данном документе, в настоящих рекомендациях предлагаются некоторые особенности применения «Методических рекомендаций ...» в дорожной отрасли.

Определение оптимальных решений по развитию автомобильной дороги предлагается вести по следующей схеме:

Разработку модели изменения дорожных условий и определение общих расходов и доходов по участкам дороги предлагается вести в следующей последовательности.

9.1. Экономический анализ и сравнения

Экономический анализ должен быть произведен для каждого из характерных однородных участков. Выбор участков производится на основе данных по размеру и составу транспортного потока, условий, влияющих на характер движения:

- количество полос движения,

- ширина проезжей части,

- тип и прочность дорожной одежды,

- состояние проезжей части (ровность, шероховатость, дефекты покрытия),

- план и продольный профиль,

- наличие застройки и стесненность движения,

- другие факторы, влияющие на условия движения.

При выборе участков следует учитывать ранее проведенные ремонт и реконструкцию, а также участки, находящиеся в стадии строительства, реконструкции, ремонта.

Варианты стратегий развития дороги включают в себя: новое строительство, реконструкцию, содержание и ремонт с различными межремонтными сроками и временем начала реализации.

Для каждой стратегии моделируются ежегодное состояние дороги и соответствующие им затраты на содержание дороги и автотранспортные расходы, а также ущерб от ДТП, воздействия на окружающую среду и т.д.

Моделирование ежегодного состояния дороги рекомендуется проводить с использованием программ.

9.2. Особенности определения стоимостей и расходов

В условиях рыночной экономики следует различать финансовые и экономические стоимости.

Финансовые стоимости отражают фактические рыночные стоимости; экономические стоимости (теневые стоимости) отражают эти цены без учета акцизов, дотаций, специальных налогов, не являющиеся общими для всех видов деятельности и производства продукции, по своим пропорциям они обычно близки к среднемировым ценам.

Для оценки экономической эффективности следует использовать экономические стоимости.

Способ учета инфляционных процессов и дисконтирования описан в приложении 5 «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования».

Однако выполнение предлагаемого способа учета инфляции и дисконтирования вызывает большие трудности, так как необходимо запрогнозировать и взаимоувязать общую инфляцию, структурную перестройку цен, изменение величины дисконтной ставки, связанную с инфляционными процессами.

Для практических целей при разработке дорожных проектов в настоящей работе рекомендуются два способа учета инфляции.

1. В качестве базовых цен принимаются текущие цены, в которых уже отражена произошедшая структурная перестройка. На основе анализа уже произошедшей структурной перестройки и средних мировых цен определяются теневые цены, прогнозируемые для последующего периода, которые принимаются в этом случае постоянными.

2. Экономический расчет ведется на основе средних мировых цен и дисконтной ставки. Возможна модификация этого способа на основе расчета в иностранной валюте (долларах) по текущему курсу.

Более целесообразным представляется первый способ. Второй способ рекомендуется применять по согласованию с заказчиком.

Дисконтный процент принимается по среднемировой практике в пределах 8 - 20 %.

Дисконтированию подлежат все затраты, в том числе и строительные работы, предусматриваемые начальный период рассмотрения поскольку, например, при ремонте дороги период ввода объекта происходит в пределах от 0,5 месяца до 1-го года, а при строительстве дороги по новому направлению может составлять несколько лет и в этом случае необходимо распределение финансовых средств производить по годам и соответственно дисконтировать.

Автотранспортные затраты также подвержены структурной перестройке и их рекомендуется определять по отдельным компонентам: амортизация автомобильного парка, стоимость гаражей и стоянок, расходы топлива, смазочных материалов, стоимость шин, запасных частей для каждой группы автомобилей, зарплата водителей и ремонтников, время пассажиров.

Автотранспортные расходы должны отражать изменение состояния дороги в зависимости от принятой стратегии развития для каждого участка.

9.3. Оптимальное время инвестиций

Кроме выбора между альтернативами развития дороги, необходимо рассмотреть различные моменты осуществления инвестиций. Временной фактор включает выбор оптимального года начала строительства и вопрос о стадийном строительстве.

Выбор и назначение стартового года не одинаково для всех мероприятий развития дороги. Он обычно имеет большое значение для дорог с высоким объемом движения, возрастающего с течением времени.

Стартовый год влияет на эффективность инвестиций, когда величина затрат изменяется во времени. Это не относится к общей инфляции, которое исключается из анализа.

Основным принципом определения стартового года является установление года, с которого поток доходов превышает экономию от переноса года начала строительства.

Стадийное строительство предусматривает постепенное улучшение дороги с течением времени. Его преимущество заключается в том, что часть строительства откладывается на более поздние сроки, в результате чего получают экономию на процентной ставке. С другой стороны, стадийное строительство часто включает более высокие общие строительные расходы. Частичное завершение строительства может также включать более высокие эксплуатационные расходы для транспорта, чем если бы было реализовано все строительство.

Исходя из этого оцениваются положительные и отрицательные эффекты стадийного строительства, и принимается решение о его целесообразности, а потом определяются сроки выполнения отдельных стадий.

Поскольку стартовый год и стадийность строительства влияет на эффективность инвестиций, их надлежит учитывать при определении эффективности инвестиций.

9.4. Выбор оптимальных решений при бюджетном дефиците

Одной из главных задач при разработке ЭО является выбор оптимального варианта для всей рассматриваемой дороги в условиях ограниченного финансирования.

На основе данных, представляемых заказчиком, устанавливаются размеры финансирования развития дороги по годам. При отсутствии таких данных следует использовать отчетные данные по объемам финансирования по предшествующим годам для рассматриваемой дороги и на их основании спрогнозировать возможное финансирование для будущих лет.

Простейшим способом выбора оптимального решения по развитию дороги является подбор участков дороги с альтернативами, имеющие наиболее высокие показатели эффективности, под объемы финансирования по годам, при этом приоритетность включения участков дороги по годам строительства отдается участкам с наиболее высокими показателями эффективности.

Однако, суммирование участков дороги с альтернативами, имеющие наилучшие экономические показатели для отдельного участка, может быть не обязательным самым оптимальным решением для всей рассматриваемой дороги в условиях ограниченного финансирования.

Необходимо рассмотреть другие стратегии развития для каждого участка, не имеющие может быть наилучшие экономические показатели для данного участка, но для всей рассматриваемой дороги, дающие самый оптимальный вариант по показателям эффективности.

В этом случае возникает большое количество вариантов и их перебор не возможен без применения ЭВМ. В настоящее время имеются зарубежные программы (например НДМ) и разрабатываются отечественные, позволяющие решить эту задачу.

Следует учесть особенности дорожной отрасли, где ввиду накопившегося большего недоремонта, сравнение оптимальных стратегий развития дороги показывает необходимость очень больших инвестиций именно в первый год рассмотрения.

Рассмотрение вариантов с нормативным межремонтным сроком и возможным уровнем финансирования не позволяет обеспечить даже сохранность отдельных участков. В этом случае рекомендуется рассматривать варианты ремонтов со сниженными межремонтными сроками и Кпр, обеспечивающими сохранность дороги.

Расчет межремонтных сроков и снижение ровности для этих случаев возможно производить по ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных покрытий», либо по программам, разработанным с ВСН 41-88 и других документов.

9.5. Многофакторный анализ

Наряду с показателями экономической эффективности следует производить оценку эффективности принятых решений по другим критериям (многофакторный анализ), к которым относятся:

- экономия времени за счет увеличения скорости, сокращения расстояния;

- дорожно-транспортные происшествия, и их снижение;

- комфорт и удобство движения (уровень удобства движения);

- влияние на экономическую ситуацию района проложения дороги;

- экологические эффекты (шум, загазованность воздуха, пылеобразование, вибрация и др.).

10. Анализ чувствительности и риска

При разработке любого проекта всегда имеются разного рода неопределенности. Анализ чувствительности и риска позволяют учесть возможные последствия этих неопределенностей.

10.1. Анализ чувствительности

Анализ чувствительности направлен на выявление тех переменных, которые имеют значение при определении окончательного решения. Переменные, определенные как важные посредством анализа чувствительности, называются «чувствительными» переменами. Является ли переменная «чувствительной» зависит, в основном, от трех факторов:

- ее размера относительно других показателей;

- степени отклонения, которую необходимо рассмотреть;

- время, когда она возникает при анализе.

Крупная переменная обычно является чувствительной переменной, даже если рассматриваемые отклонения невелики при условии, что они имеют место на ранней стадии строительства. Например, затраты на строительство обычно составляют значительную часть стоимости. Даже при незначительных отклонениях эта переменная является чувствительной. Затраты по содержанию и ремонту, имеющих место на последующих стадиях развития дороги после строительства, могут быть также высоки, но благодаря дисконтированию они не оказывают значительного влияния на результат. Если необходимо допустить крупные отклонения, то даже небольшие переменные становятся весьма чувствительными при условии, что они возникают на ранних стадиях развития дороги.

Анализ чувствительности имеет тройную цель:

1) повышает эффективность анализа;

2) обеспечивает простой предварительный способ определения риска, связанного с реализацией проекта, при принятии решения;

3) может быть инструментом управления развитием дороги.

Любой анализ включает компромисс между двумя противоположными соображениями. Неопределенности могут быть уменьшены путем более расширенного и детального анализа. Однако расширение анализа само является фактором дополнительных затрат. Так, например, при отсутствии достоверных данных по геологическим условиям проложения дороги по новому направлению возможно проведение изыскательских работ. Поэтому проведение расширенного анализа должно быть оправдано и в некоторых случаях необходимо согласие заказчика на дополнительные расходы.

ТАБЛИЦА
сравнения вариантов

№ № п.п.

Наименование показателей

Измеритель

Новое строительство

Реконструкция

Ремонт

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

 

1. Участок автодороги...

 

 

 

 

 

1.

Протяжение дороги

км

 

 

 

 

2.

Число полос движения

 

 

 

 

 

3.

Ширина полосы движения

м

 

 

 

 

4.

Уровень загрузки

 

 

 

 

 

5.

Скорость движения 1 км/час потока

 

 

 

 

 

6.

Площадь занимаемых земель

га

 

 

 

 

7.

Объем инвестиций

млн. руб.

 

 

 

 

8.

Автотранспортные

млн. руб.

 

 

 

 

9.

Экономия от сокращения времени в пути

млн. руб.

 

 

 

 

10.

Потери от ДТП

млн. руб.

 

 

 

 

11.

Экологический ущерб

млн. руб.

 

 

 

 

12.

Дисконтированные затраты

 

 

 

 

.

а) объем инвестиций

млн. руб.

 

 

 

 

б) автотранспортные

млн. руб.

 

 

 

 

в) экономия от сокращения времени в пути

млн. руб.

 

 

 

 

г) потери от ДТП

млн. руб.

 

 

 

 

д) экологический ущерб

млн. руб.

 

 

 

 

13.

Экономическая эффективность*

 

 

 

 

 

* Указывается внутренняя норма доходности, возможны и другие показатели эффективности.

Анализ чувствительности следует включать в окончательное решение с целью представления заказчику данных о риске, связанном с данными чувствительными переменными. Заказчик делает выводы о вероятности определенных отклонений.

Обычно чувствительность указывается только для отдельных переменных. Однако иногда может представлять интерес рассмотрение комбинированного эффекта отклонений нескольких переменных.

В этом случае возможны три подхода: пессимистический, оптимистический и средний.

Пессимистический - набор наиболее неблагоприятных отклонений, например, наиболее высокая оценка стоимости строительства и наиболее низкая оценка развития движения транспорта.

Оптимистический - набор отклонений противоположного порядка. В обычной практике этот подход обычно не применяется, он больше применим для обозначения риска, что эти оптимистические ожидания не соответствуют реальности и намечаемое мероприятие окажется неудачным. Однако иногда этот подход рассматривается в случаях, когда возникают вопросы определения размеров инфраструктуры, если мощность выбранной инфраструктуры не может быть расширена или может быть расширена за счет слишком больших затрат.

Средний - интервал между пессимистическим и оптимистическим подходом в пределах которого, как можно ожидать, будут лежать результаты.

При рассмотрении различных сценариев обычно предусматривают комбинацию различного развития по различным переменным, для некоторых оптимистическое, для других пессимистическое или какую-либо промежуточную комбинацию. Оптимистическое развитие необязательно предполагается для всех переменных, «оптимистический» сценарий применим для той комбинации, которая покажет наиболее благоприятные результаты. «Пессимистический» сценарий, аналогичным образом, это то, который показывает неблагоприятные результаты.

10.2. Анализ риска

Анализ риска включает неопределенности всех чувствительных переменных. Поскольку он делается на основе чувствительных переменных, он должен следовать за анализом чувствительности. Основываясь на вероятностях чувствительных переменных затрат и доходов, анализ риска показывает вероятность результатов, касающихся эффективности инвестиций.

Оценку эффективности инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», глава 6.

Кроме указанных в «Методических рекомендациях» факторов риска и неопределенности для дорожной отрасли следует добавить:

- недостаточная изученность объекта, его сложность, отсутствие подходящих объектов-аналогов, приводящие к неправильному определению строительной стоимости мероприятий по развитию дороги, увеличению длины проектируемого объекта, увеличению размеров и стоимости отвода земель;

- переоценка возможностей подрядной организации, ведущей к затяжке строительства;

- непропорциональное изменение структуры цен на строительные работы и транспортные затраты (малый рост цен на бензин, масла, шины и т.д.);

- рост интенсивности движения не соответствует прогнозируемому;

- возможность застройки коридоров для проектируемой дороги. На основании проведенного анализа чувствительности и риска могут быть даны предложения по проведению дополнительных обследований и изучения, выполнению изыскательских работ на отдельных сложных участках, продолжению детального анализа на последующих этапах.

11. Выводы и предложения

Общая оценка целесообразности мероприятий по развитию автомобильной дороги с учетом экономических, социальных, экологических и других факторов.

Описание предлагаемых вариантов (стратегий) по развитию дороги для каждого участка дороги.

Рекомендуемая очередность и сроки работ по развитию каждого участка рассматриваемой дороги.

Основные технико-экономические показатели предлагаемых вариантов развития дороги по каждому участку.

Предложения по дополнительному изучению, обследованию и проведению изыскательских работ, позволяющие более точно определить отдельные показатели, виды работ, положение дороги.

Перечень предлагаемых научно-исследовательских, экспериментальных и других видов работ, необходимых для последующих стадий проектирования.

ТАБЛИЦА
основных технико-экономических показателей по автомобильной дороге...

№№ п.п.

Наименование

Измеритель

Показатели

1

2

3

4

 

1. Участок автодороги...

 

 

1

Категория участка дороги1)

 

 

2

Строительная длина

км

 

3

Особые условия по уровню удобства движения (при необходимости)2)

 

 

4

Основная расчетная скорость

км/час

 

5

Ширина земляного полотна

м

 

6

Ширина проезжей части

м

 

7

Ширина разделительной полосы

м

 

8

Капитальность дорожной одежды

 

 

9

Габариты мостов и путепроводов

 

 

10

Расчетные нагрузки

 

 

11

Строительная длина и категория подъездов (при необходимости)

км

 

12

Объемы инвестиций3)

млн. руб.

 

13

Экономическая эффективность мероприятия4)

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1) При ремонте и содержании возможна замена категории дороги на расчетную интенсивность движения и основные геометрические показатели по плану и продольному профилю дороги.

2) На подходах к крупным городам, в населенных пунктах и др.

3) Указывается базисная цена расчетного года.

4) Указываются чистый дисконтированный доход и внутренняя норма доходности, возможны и другие показатели в зависимости от характера объекта.

ПЕРЕЧЕНЬ
комплексов транспортной, дорожно-эксплуатационной служб и автосервиса

№№ п.п.

Наименование

Местоположение км +

Мощность

Примечание (существующий, проектируемый)

1

2

3

4

5

 

Участок автодороги......

 

 

 

1

Автовокзал

 

 

 

2

Автостанция

 

 

 

3

Управление автодороги

 

 

 

4

Дорожное ремонтно-строительное управление

 

 

 

5

Мастеровой участок

 

 

 

6

Мотель

 

 

 

7

Кемпинг

 

 

 

8

Кафе

 

 

 

9

Ресторан

 

 

 

10

АЗС

 

 

 

11

СТО

 

 

 

12

Пост ГАИ

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ
предлагаемых инженерных проектов

№№ п.п.

Наименование

Протяжение, км или местоположение, км +

Объем инвестиций, млн. руб.

Внутренняя норма доходности

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

 

Участок автодороги....

 

 

 

 

1

Новое строительство

 

 

 

 

2

Реконструкция

 

 

 

 

3

Ремонт (усиление и уширение проезжей части)

 

 

 

 

4

Строительство мостового перехода

 

 

 

 

5

Реконструкция моста (полная перестройка)

 

 

 

 

6

Ремонт моста (увеличение габарита)

 

 

 

 

7

Строительство транспортной развязки в разных уровнях

 

 

 

 

8

Строительство путепровода

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.