Наше мнение: поддержка - хорошо, но лучше "помоги себе сам"
Например, воспользоваться сложившейся ситуацией, при которой многие не работаю и открылись новые ниши
- надо заниматься уже не только спасением бизнеса,
- надо искать принципиально другие рынки сбыта своей продукции, товаров, работ, услуг - другие сферы, принципиально другую деятельность.
При необходимости разработки как антикризисного плана, так и плана переформатирования деятельности - обращайтесь:
Успехов Вам!
Еще по теме поддержки бизнеса при пандемии:
- Перечень мер поддежки
- Льготы по налогам
- Отсрочки уплаты налогов и сдачи отчетности
- Пострадавшие отрасли
- Вопросы и ответы
Консультации и обучения "на дому":
- Заявка на дистанционное обучение ДЛЯ ВСЕХ по отдельным вопросам и предпринимательским компетенциям
- Заявка на обучение для Глав КФХ, СХПК, фермеров, граждан, ведущих ЛПХ
- Заявка на дистанционное обучение в сфере сельского (внутреннего) туризма для граждан, предпринимателей, сельхозтоваропроизводителей, НКО, ТОС, глав сельских поселений, муниципальных служащих
Российские власти разработали два стресс-сценария развития кризиса в экономике, предназначенные для проверки финансовой устойчивости системообразующих предприятий. Более мягкий предполагает, что экономическая деятельность в основной массе будет заморожена весь второй квартал 2020 года, то есть до конца июня. Более жесткий — что карантинные меры продлятся два квартала, до конца сентября.
Документ Минпромторга с обрисовкой двух стресс-сценариев есть в распоряжении РБК. Его подлинность подтвердил источник в Минпромторге и федеральный чиновник. Сценарные условия должно было разработать Минэкономразвития, а профильные ведомства (включая Минпромторг, Минэнерго, Минтранс и др.) — организовать совместно с госбанками стресс-тестирование подведомственных им стратегических компаний. Минэкономики подготовило именно такие стресс-сценарии, что содержатся в документе Минпромторга, подтверждает федеральный чиновник.
2 апреля Минпромторг направил письмо (копия есть у РБК) руководителям системообразующих компаний, в котором попросил их дать согласие на передачу данных и результатов стресс-тестирования властям. Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Новикомбанк и Промсвязьбанк должны собрать сведения о своих клиентах, проанализировать их финансовое состояние и передать результаты в Минэкономразвития и Минпромторг. Предполагается, что аналогичные письма направили в адрес своих предприятий из списка системообразующих и другие ведомства. В обновленном в прошлом месяце списке — 646 предприятий.
«Вчера от банков пришел запрос на предоставление данных, мы ответили согласием», — сообщил РБК заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам компании «Уралхим» Игорь Буланцев.
РБК направил запросы в Минпромторг (курирует более 300 системообразующих предприятий), а также в Минэнерго, которое отвечает за 70 с лишним предприятий из списка. «Действительно, на данный момент проводятся стресс-тесты», — ответило на запрос Минэкономразвития.
Уровни стресса
Ранее о планах провести стресс-тестирование системообразующих предприятий говорил министр экономического развития Максим Решетников. Как писал РБК, по результатам стресс-тестов будет сделан вывод о потенциальных проблемах организации — каждой из них банки присвоят категорию риска. Проверка покажет возможности предприятия исполнять свои финансовые обязательства на протяжении 2020–2022 годов.
- ужесточение в России карантинных мер, включая закрытие крупных городов;
- замораживание экономической деятельности в России во втором квартале 2020 года;
- рост числа охваченных эпидемией стран;
- восстановление экономической активности со второго квартала в Китае и с третьего квартала в Европе;
- сохранение цены на нефть российской марки Urals на уровне $20 за баррель до конца 2020 года с последующим восстановлением до $35 к концу 2022 года.
- Инфляция в России, согласно такому варианту развития событий, составит 4,5% по итогам года, а доллар будет стоить в среднем более 80 руб. до конца года (в том числе 80,8 руб. в четвертом квартале).
Второй стресс-сценарий основан на более жестких предпосылках:
- будет закрыта основная часть территорий России, прекращено транспортное сообщение между городами;
- экономическая деятельность будет заморожена до конца сентября;
- в Китае и Южной Корее произойдут новые вспышки коронавирусной инфекции;
- восстановление экономической деятельности в Европе и Китае начнется только в четвертом квартале 2020 года или первом квартале 2021 года;
- Urals будет стоить $10 за баррель во втором и третьем кварталах года, а к концу 2022 года восстановится лишь до $30.
- При таких условиях инфляция может составить 5,5% в этом году с последующим замедлением до 4% в 2022 году. Курс доллара при таком сценарии превысит 89 руб. во втором квартале, после чего скорректируется до 82,2 руб. в четвертом квартале. В 2021 и 2022 годах доллар все равно будет стоить около 82 руб., следует из жесткого сценария. Сейчас курс доллара на Мосбирже составляет 76,5 руб.
Альтернативные сценарии
Сценарные условия для стресс-тестов по определению не являются прогнозами, а служат для того, чтобы оценить готовность компаний к экстремально неблагоприятному развитию событий. Впрочем, в данном случае первый сценарий Минэкономразвития максимально приближен к усредненным рыночным ожиданиям (карантинные меры до лета, нефть по $20 и т.д.). На прошлой неделе нефть Urals подешевела почти до $10 в один из дней. При стресс-тестировании Минэкономразвития хочет определить потенциальные уязвимости стратегических предприятий к дальнейшему возможному ухудшению условий ведения деятельности. В частности, будут анализироваться коэффициенты покрытия долга (отношение свободных денежных средств к предстоящим долговым выплатам) и покрытия процентов по долгу.
Ранее агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на источники, что Минфин России будет верстать уточненный бюджет 2020 года, исходя из прогнозной цены нефти $20 за баррель Urals. Это сходится с первым стресс-сценарием Минэкономразвития. Вариант официального макроэкономического прогноза, скорректированный из-за пандемии и падения цен на нефть, Минэкономразвития обещало представить в апреле.
Сценарный анализ развития кризиса готовят и независимые экономисты.
Но вероятность «шокового» сценария тоже достаточно велика — до 30%, указали в ЦМАКП. Этот вариант исходит из предельно низких цен на нефть, резкого падения российского экспорта нефти и нефтепродуктов, потери производительности в городах-миллионниках на уровне 25%, спад экономики достигает 7% в 2020 году.
При этом позднее ЦМАКП выделил еще один сценарий — комбинацию «жесткого» варианта и активных антикризисных мер государства, оцениваемых примерно в 2,5% ВВП. При таком варианте, который авторы называют «конструктивным», рецессию удается смягчить, хотя она все равно продолжится два года.
Подробнее на РБК: rbc.ru
Экономисты предупредили о двухлетней рецессии в России. Даже при активных действиях властей ВВП снизится на 3% к 2022 году
Аналитический центр ЦМАКП описал кризисный сценарий в России с учетом максимальной активности государства по сдерживанию спада. Даже при таком варианте ВВП упадет примерно на 3% за два года
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал «конструктивный» вариант прогноза по экономике России, который предусматривает активные интервенции государства по минимизации влияния кризиса. Основным автором аналитической записки, датированной 1 апреля, стал руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов — брат первого вице-премьера Андрея Белоусова. Прогноз неутешительный: даже при таком сценарии, исходящем из масштабной программы антикризисных мер, российскую экономику «все равно ожидает с высокой вероятностью двухлетняя рецессия», соответствующая по продолжительности спаду мировой экономики.
«Конструктивный» вариант — это «жесткий» сценарий ЦМАКП (вероятность которого он оценивают в 55–57%) при активном реагировании государства на кризис. Падение реального ВВП в этом «конструктивном», то есть оптимистическом, сценарии удастся удержать на уровне 2,3–2,5% в 2020 году и 0,5–0,8% в 2021 году. За два года, таким образом, экономика сократится на 2,8–3,3%. После окончания кризиса в 2022 году экономика вернется к росту, но очень медленному: 0,6–1%.
Это значит, что цель президента Владимира Путина по выводу российской экономики на траекторию роста выше 3% будет отложена как минимум на два года. А если вспомнить, что в конце 2017-го власти ставили цель достичь роста на 3,1% в 2020 году, то минимум на три года. Восстановление экономики после тяжелого спада фактически будет продолжаться почти до следующих президентских выборов 2024 года, следует из анализа ЦМАКП.
Но без активных стимулов со стороны государства рецессия может оказаться еще более глубокой. Если ситуация будет развиваться по «жесткому» сценарию, предполагающему лишь стабилизирующую политику властей, ВВП в 2020 году может упасть на 3–3,3%, в 2021 году — на 0,8–1%. Таким образом, выигрыш при «конструктивном» варианте относительно «жесткого» составит около 1 п.п. динамики ВВП в 2020–2021 годах.
Роста безработицы и бедности не избежать
При любом сценарии будет сложно избежать скачка бедности или безработицы, констатирует ЦМАКП. Для России этот кризис может оказаться куда более серьезным, чем для мира в целом, поскольку на «карантинный шок» с остановкой в крупных городах целых секторов бизнеса накладывается падение цен на нефть и нефтяных доходов на фоне «исчерпавшей себя экономической модели, сильно завязанной на нефтяной фактор и уже не способной к интенсивному росту». Снижение цен на нефть приведет к тому, что существенная часть распустивших персонал на карантин предприятий «просто не сможет полноценно открыться вновь», предупреждает ЦМАКП.
Доклад центра готовился до заявлений президента США Дональда Трампа и подтверждения президентом Путиным того, что мировые производители нефти, включая Россию и Саудовскую Аравию, могут договориться о сокращении совокупной добычи как минимум на 10 млн барр. в сутки (с текущего уровня 100 млн). Министр энергетики США сказал 3 апреля, что сделка может быть достигнута в течение нескольких дней. Хотя эти заявления обусловили отскок нефтяных фьючерсов до $35 за баррель, гарантии будущих договоренностей нет: Путин настаивает на том, что бремя сокращений должны разделить Соединенные Штаты, а США отказываются это обсуждать. Кроме того, затоваривание рынка нефти не единственная проблема: одновременно с ростом предложения резко снижается мировой спрос в связи с пандемией и остановкой транспорта и многих предприятий.
ЦМАКП и без того закладывает относительно высокие цены на нефть в свой «жесткий» сценарий: $37–40 за баррель Urals в среднем в 2020 году (на прошлой неделе котировки Urals опускались до $11–13, минимумов с 1999 года). Поэтому даже с учетом возможной сделки мировых производителей по сокращению поставок нефти потенциально выросшие цены могут не превысить сценарные условия ЦМАКП. Добыча и экспорт российских углеводородов при этом сократятся, что ограничит выигрыш от роста цен.
Стимулы на 2,5% ВВП
«Конструктивный» сценарий, потенциально ограничивающий глубину экономического спада в России, потребует от российского государства масштабной программы антикризисных мер, к которой на данный момент власти еще не готовы. По оценкам центра, бюджетные стимулы должны составить не менее 2,6 трлн руб. только в 2020 году (около 2,4% ВВП 2019 года), чтобы обеспечить фискальное стимулирование (прежде всего в части уже заявленных президентом социальных инициатив). В сценарий с активными мерами государства заложены:
- уже объявленное снижение страховых взносов для малого бизнеса с 30 до 15% (выпадающие доходы социальных фондов составят 300 млрд руб. в 2020 году);
- формирование антикризисного фонда в размере 300 млрд руб. на 2020 год (и еще 200 млрд руб. в 2021 году);
- перераспределение части ранее утвержденных расходов федерального бюджета (400–500 млрд руб.) на поддержку отраслей и сохранение занятости;
- выполнение в полном объеме (в том числе за счет средств, которые поступят в бюджет от ЦБ в рамках сделки по продаже правительству Сбербанка) всех обещанных президентских мер по социальной поддержке населения;
- увеличение бюджетных расходов на 1 трлн руб. за счет использования дополнительных нефтегазовых доходов ФНБ, перечисленных в него по итогам 2019 года;
- увеличение суммарного дефицита бюджетов регионов до 0,5% ВВП (около 550–600 млрд руб.) в целях региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
Помимо этого потребуются меры монетарного стимулирования: ЦБ должен будет воздержаться от повышения ключевой ставки, поддерживать невысокую стоимость государственных заимствований на внутреннем рынке (за счет, в частности, воссоздания института первичных дилеров на рынке гособлигаций), предпринять дополнительные меры по снижению волатильности ставок по долговым обязательствам компаний — в частности, предотвращать кассовые разрывы и технические дефолты у крупных системообразующих игроков. Такая политика может привести к скачку инфляции в 2020 году, оговаривается ЦМАКП, но он будет временным (7,5–8%), а впоследствии инфляция будет быстро падать.
Объем фискальных стимулов, предлагаемый центром, выглядит реалистично: 2,4–2,5% ВВП — это объемы господдержки, сопоставимые со стимулами, которые сейчас выделяют на борьбу с последствиями пандемии такие страны, как Франция, Италия, Испания. Германия решила выделить более 4% ВВП. США направляют рекордные 10% ВВП на борьбу с вирусом и экономическими последствиями. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил выделить не менее 5% ВВП на борьбу с кризисом в России, но эта цифра выглядит завышенной в условиях низких цен на нефть и желания правительства сберечь валютные резервы.
К настоящему времени правительство России зарезервировало на борьбу с кризисом 1,4 трлн руб. (около 1,3% ВВП), говорил премьер-министр Михаил Мишустин. Большинство экономистов считают, что этого объема фискальной поддержки недостаточно; он невелик по меркам других стран.
Что касается социальных индикаторов, ЦМАКП считает, что в сценарии с активной антикризисной политикой безработицу на пике в 2021 году удастся сдержать в пределах 5,5–5,8% (сейчас около 4,6%), после чего она будет интенсивно снижаться.
Подробнее на РБК: rbc.ru