Крупнейшие банки начнут выдавать «беспроцентные» кредиты бизнесу для выплаты зарплат с 8 апреля, сообщает секретариат первого вице-премьера Андрея Белоусова. Для этих целей Центробанк направит 150 млрд руб. Сбербанку, ВТБ, МСП-банку, Промсвязьбанку, Газпромбанку, Альфа-банку и «Открытию». Какие еще банки получат субсидии, сейчас решает Минэкономразвития, говорится в сообщении. Максимальный размер кредита бизнесу будет зависеть от численности занятых и МРОТ в расчете на шесть месяцев. Предполагаемый объем поддержки составит около 130 млрд руб., а охват – 1,5 млн сотрудников, говорится в сообщении секретариата Белоусова. 75% гарантийного покрытия на себя возьмет государство через ВЭБ. Сбербанк и ВТБ начали выдачу беспроцентных кредитов предпринимателям для выплаты зарплат в начале прошлой недели. Целевые кредиты на выплату зарплат сотрудникам, предполагает разработанная правительством, Сбербанком и ВТБ программа, будут под 0%, но только первые шесть месяцев. Затем ставка вырастет до 4%, кредит можно взять максимум на год. Банки разъяснили, что поучаствовать в программе смогут малые и средние предприятия из сфер туристического и гостиничного бизнеса, организации досуговых и спортивных мероприятий, общественного питания, бытовых услуг населению, дополнительного образования, а также компании, работающие в сфере авиа- и автоперевозок. 3 апреля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина объявила о решении совета директоров регулятора расширить круг банков – участников программы по выдаче кредитов бизнесу на заработную плату. Воспользоваться деньгами ЦБ под 4% без обеспечения теперь смогут банки с рейтингом до уровня А- включительно, ниже – с поручительством корпорации МСП. Под новые требования по рейтингу подпали гораздо больше банков – 64, отметила Набиуллина. Источник: vedomosti.ru
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. N 422
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКИМ
КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ИМИ
ДОХОДОВ ПО КРЕДИТАМ, ВЫДАННЫМ В 2020 ГОДУ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ
ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
1. Настоящие Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости (далее соответственно - субсидии, кредиты).
2. Субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства.
3. Субсидии предоставляются ежемесячно Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета в 2020 году на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил (далее - лимит бюджетных обязательств).
4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"заемщик" - субъект малого и среднего предпринимательства, относящийся к категории "малое предприятие" и "микропредприятие";
"неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" - документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее;
"кредитный договор (соглашение)" - кредитный договор (соглашение), заключенный с субъектом малого и среднего предпринимательства с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
"период субсидирования" - период, начинающийся со дня внесения в реестр заемщиков на срок не более 6 месяцев и заканчивающийся не позднее 31 декабря 2020 г., предусматривающий ежемесячное перечисление субсидии получателям субсидии в размере, предусмотренном пунктом 18 настоящих Правил;
"реестр заемщиков" - сформированный получателем субсидии по форме согласно приложению N 1 реестр заемщиков, с которыми заключены кредитные договоры (соглашения) на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
5. Извещение о приеме от получателей субсидии документов в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил в целях заключения соглашений о предоставлении субсидии размещается на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля 2020 г. Извещение должно содержать следующие сведения:
а) адрес Министерства экономического развития Российской Федерации;
б) адрес, по которому осуществляется прием документов, даты и время начала и окончания приема документов;
в) контактная информация Министерства экономического развития Российской Федерации (телефоны, адреса электронной почты).
6. Получатель субсидии для получения субсидии должен соответствовать следующим требованиям:
а) наличие у получателя субсидии на 1 марта 2020 г. кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации либо поручительства акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
б) получатель субсидии (за исключением кредитных организаций, имеющих место нахождения на территории Республики Крым и (или) в г. Севастополе) соблюдает на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подано заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии, установленные Центральным банком Российской Федерации обязательные нормативы;
в) получатель субсидии по состоянию на любую дату после 1-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подано заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии, не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в том числе в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
г) получатель субсидии на дату подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
д) получатель субсидии на дату подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил;
е) получатель субсидии, заключивший в 2020 году с Министерством экономического развития Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к этому соглашению в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", должен соответствовать условию, указанному в подпункте "а" настоящего пункта.
7. Субсидия получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) заемщик получателя субсидии по состоянию на дату заключения с получателем субсидии кредитного договора (соглашения) является субъектом малого или среднего предпринимательства, относящимся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие";
в) в отношении заемщика на дату заключения кредитного договора (соглашения) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
г) получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика 0 процентов на период субсидирования, а по окончании периода субсидирования ставка для заемщика устанавливается на уровне не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
д) оплата заемщиком основного долга осуществляется по окончании срока действия кредитного договора (соглашения) или с 1 октября 2020 г. по графику, установленному получателем субсидии, с возможностью досрочного погашения по заявлению заемщика.
8. Ответственность за несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил, несет получатель субсидии.
9. Получатели субсидии в течение 10 рабочих дней со дня размещения извещения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку на заключение соглашения о предоставлении субсидии (в произвольной форме), к которой прилагаются следующие документы и (или) сведения:
а) прогнозный размер субсидии, необходимый получателю субсидии в 2020 году на возмещение недополученных им доходов по кредитам, а также плановый суммарный объем предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
б) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или уполномоченным лицом кредитной организации, действующим на основании доверенности (далее - уполномоченные лица получателя субсидии), скрепленная печатью (при наличии) получателя субсидии, с указанием банковских реквизитов и счетов, на которые следует перечислять субсидию;
в) доверенность уполномоченного лица получателя субсидии, удостоверяющая право такого лица на подписание заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии и (или) иных документов (в случае, если указанные заявка и (или) документы подписаны уполномоченным лицом получателя субсидии);
г) сведения о государственной регистрации получателя субсидии в качестве юридического лица и копия лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации;
д) заверенные получателем субсидии или нотариально удостоверенные копии учредительных документов получателя субсидии;
е) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или уполномоченным лицом получателя субсидии, скрепленная печатью (при наличии) получателя субсидии, подтверждающая, что на дату подачи заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии получатель субсидии соответствует требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "д" пункта 6 настоящих Правил;
ж) получатель субсидии, заключивший в 2020 году с Министерством экономического развития Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к этому соглашению в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", в течение 10 рабочих дней со дня размещения извещения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку на заключение соглашения о предоставлении субсидии (в произвольной форме), к которой прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" и "е" настоящего пункта.
10. Министерство экономического развития Российской Федерации:
а) регистрирует в порядке очередности заявки на заключение соглашения о предоставлении субсидии и прилагаемые к ним документы и (или) сведения, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления проверяет их комплектность и соответствие положениям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил, и принимает решение о возможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии;
б) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии направляет получателю субсидии уведомление о принятом решении по форме согласно приложению N 2, а в случае принятия решения о невозможности заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем субсидии - уведомление об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии также в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
11. Субсидия предоставляется получателю субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и получателем субсидии по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
12. В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:
а) сроки, цель, условия и порядок предоставления субсидии;
б) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии;
в) значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного
пунктом 22 настоящих Правил;
г) ответственность получателя субсидии за нарушение условий предоставления субсидии;
д) порядок и сроки возврата в доход федерального бюджета получателем субсидии предоставленной субсидии в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения цели, условий и порядка предоставления субсидии;
е) основания и порядок расторжения соглашения о предоставлении субсидии;
ж) перечень документов, представляемых получателем субсидии для получения субсидии, и порядок их представления;
з) размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
и) реквизиты счета, на который перечисляются денежные средства в случае принятия решения о предоставлении субсидии;
к) порядок и сроки возврата получателем субсидии соответствующих средств в федеральный бюджет в случае недостижения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил;
л) порядок, а также сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 22 настоящих Правил, и право Министерства экономического развития Российской Федерации устанавливать сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности.
13. Соглашение о предоставлении субсидии заключается не позднее 20 рабочих дней со дня принятия Министерством экономического развития Российской Федерации решения о возможности заключения соглашении о предоставлении субсидии, но не ранее даты доведения до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цель, указанную в пункте 1 настоящих Правил, и действует до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.
14. Право на получение субсидии возникает у получателя субсидии со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Субсидия в 2020 году предоставляется получателю субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии в сроки, предусмотренные настоящими Правилами, после доведения лимитов бюджетных обязательств до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета.
15. Получатель субсидии для получения субсидии представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца следующие документы (по состоянию на конец последнего дня отчетного месяца):
заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 3, подписанное руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица);
реестр заемщиков, подписанный руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица).
16. Получатель субсидии несет ответственность за некомплектность и недостоверность представленных в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил документов.
17. Министерство экономического развития Российской Федерации:
регистрирует документы, указанные в пункте 15 настоящих Правил;
проверяет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, полноту содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии получателю субсидии являются несоответствие представленных получателем субсидии документов положениям пункта 15 настоящих Правил или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
18. Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) для целей настоящих Правил определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и периода субсидирования, составляющего 6 месяцев и заканчивающегося не позднее 31 декабря 2020 г.
Численность работников заемщика определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.
19. Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, в размере, рассчитанном как произведение суммы задолженности заемщиков по кредитным договорам (соглашениям), и ставки 4 процента по каждому кредитному договору (соглашению), деленное на 12 месяцев.
Ответственность за недостоверность используемых для расчета размера субсидии данных и соответствие расчета размера субсидии порядку расчета, предусмотренному настоящим пунктом, несет получатель субсидии.
20. Последнее в финансовом году перечисление субсидии, а также окончательная сверка расчетов субсидии осуществляются не позднее 31 декабря 2020 г.
Акт сверки расчетов между Министерством экономического развития Российской Федерации и получателем субсидии, подписанный руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), представляется получателем субсидии в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 31 декабря 2020 г.
21. Получатели субсидии не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца в текущем финансовом году вправе представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по изменению прогнозного размера субсидии, необходимого получателю субсидии в 2020 году на возмещение недополученных им доходов по кредитам, а также по изменению планового суммарного объема предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
22. Результатом предоставления субсидии является предоставление кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является суммарный объем предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
23. В целях осуществления контроля за целевым использованием кредитов получатель субсидии направляет ежемесячно, не позднее 10 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца, в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о целевом использовании кредитов, полученных заемщиками.
24. В случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае недостижения получателем субсидии значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 22 настоящих Правил, соответствующие средства подлежат возврату указанными получателями субсидии в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации:
на основании требования Министерства экономического развития Российской Федерации - в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования;
на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом получатель субсидии обязан уплатить за каждый день использования средств субсидии с нарушением цели, условий и порядка предоставления субсидии пеню, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии, использованной с нарушением, которая действует по состоянию на 1-й день использования средств субсидии с нарушением цели, условий и порядка предоставления субсидии.
25. Министерство экономического развития Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии.
Приложение N 1
к Правилам предоставления субсидий
из федерального бюджета российским
кредитным организациям на возмещение
недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2020 году субъектам
малого и среднего предпринимательства
на неотложные нужды для поддержки
и сохранения занятости
(форма)
РЕЕСТР
заемщиков, с которыми заключены кредитные договоры (соглашения)
на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости
по состоянию на " " 2020 г.
Наименование получателя субсидии
|
|
БИК получателя субсидии
|
|
|
ИНН получателя субсидии
|
|
|
|
|
занятости _______ млн. рублей.
на " " 20 г.
основании соглашения о предоставлении субсидии от "__" ___________ 2020 г.
заемщиков составляет ____________ единиц.
__________________ рублей.
М.П. (при наличии)
" " 20 г.