Руководитель компании Маслехин Сергей дал свои предложения по развитию мер поддержки предпринимательства в Республике Татарстан поскольку отсутствие современных арендопригодных производственных площадей - остается одной из часто называемых причин низкого развития микро и малого бизнеса - вместе с дорогими кредитными ресурсами, дорогим оборудованием, тарифами на ресурсы, давлением крупного бизнеса (по аналогии с хорошо зарекомендовавшей себя поддержкой бизнеса на территории промышленных зон Турции и недавней инициативой Министерства по развитию Дальнего Востока в границах ТОР)
Мы все-таки настаиваем на появлении новой для РТ имущественной меры поддержки от Министерства экономики Республики Татарстан для микро- и малого бизнеса:
- по муниципальным (государственным) паркам - строительство за счет средств бюджета зданий производственного назначения (универсального формата или специализированных по предварительной заявке будущего резидента и договору намерений аренды) с последующей льготной арендой (инициатива Министерства по развитию Дальнtго Востока в ТОР) или дальнейшим выкупом резидентами за 50-60% их стоимости (практикуется на территории промышленных зон Турции)
- по промышленным площадкам и индустриальным паркам всех форм собственности - компенсацию понесенных и подтвержденных затрат девелопера или резидента в размере 25-40% от покупной стоимости или размера выполненных СМР на возведение зданий производственного назначения или для размещения объектов общего пользования (котельные, весовые, водозаборы и т.п.) - ранее до 2013 года мера поддержки реализовалась в РТ и РФ
Еще предложения:
1. Возобновить с 2018 года в РТ (приказом МЭР РФ такое мероприятие предусмотрено, ранее КРП РТ - АИР РТ - МЭРТ реализовывал) мероприятие поддержки "Субсидирование затрат на энергосберегающие мероприятия и присоединение к сетям энергоснабжения" по компенсации предпринимателям (у УК промпарков как у объектов инфраструктуры может быть преимущество - приоритет - перед остальными СМСП) части затрат на:
- выполнение ТУ энергоснабжающих организаций и сетевых компаний, приобретение и монтаж КТП, подведение ВЛ, приобретение и монтаж РУ, узлов учета, коммутации,
- технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства,
- проведение мероприятий по энергосбережению (применение энергосберегающих технологий, устройств автоматики и экономии тепловой и электрической энергии);
- применение технологий и оборудования когенерации, собственной генерации тепловой и электрической энергии - сбережение электроэнергии и тепловой энергии сетей общего пользования
2. Также рационально ввести в РТ (приказом МЭР РФ такое мероприятие предусмотрено, но в РТ - НЕ реализовывалось) мероприятие поддержки "Субсидирование затрат на присоединение к сетям газоснабжения" по компенсации предпринимателям (у УК промпарков как у объектов инфраструктуры может быть преимущество - приоритет - перед остальными СМСП) части затрат на:
- выполнение ТУ "ТАТГАЗИНВЕСТ" (газоснабжающие организации) и ТРАНСГАЗ-КАЗАНЬ (сетевых компаний) - строительство и монтаж ГРП, ГРПШ, подведение газопроводов низкого давления, приобретение и монтаж РУ, узлов учета,
- технологическое присоединение к объектам газового хозяйства,
- проведение мероприятий по газосбережению (применение сберегающих технологий, устройств автоматики и экономии)
- применение технологий и оборудования когенерации, собственной генерации тепловой (блочные котельные) и электрической энергии (генерационные установки) - сбережение электроэнергии и тепловой энергии сетей общего пользования
Также были даны предложения компании Верное решение по необходимости внести изменения в порядок аккредитации промышленных площадок и иных объектов инфраструктуры в Республике Татарстан в 2017 году в рамках обсуждения с Министерством экономики РТ и ЦРПП действующего порядка аккредитации
3. Рационально продолжать реализацию программы "Субсидирование приобретения оборудования" (в просторечии "50 на 50"), внеся следующие изменения:
- сделать программу публичной (для всех СМСП, по аналогии с "Лизинг грант"), а не прерогативой резидентов промышленных площадок (ПП) и пользователей РЦИ (очевидно, что мера поддержки не популяризирует размещение на площадке и не закрепляет резидентов на ней), а также полагаем что это условие ограничивает права других предпринимателей (особенно условие "если получатель субсидии является пользователем услуг РЦИ, то вид деятельности, по которому он заявляется, должен соответствовать профилю деятельности РЦИ" - в Республике не создано РЦИ по всем направлениям и отраслям производства, услуг, следовательно надо дать право РЦИ привлекать по договору экспертов предметных областей и не ограничивать участие СМСП профилем деятельности РЦИ);
- дать возможность УК (девелоперу) промпарка или промплощадки также участвовать в программе на приобретение оборудования наравне со всеми и резидентами;
- резиденты, УК (девелопер) индустриальных парков, промышленных площадок, РЦИ, БИ, технопарков могут иметь приоритет перед остальными СМСП согласно балльной системе;
Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы
4. Также предлагаем добавить меры поддержки УК (девелопера) промышленной площадки, индустриального парка (помимо уже работающей программы компенсации части % ставки по целевым кредитам для УК, девелопера, резидентов ПП и ИП)
Условие получения поддержки - аккредитация промплощадки по процедуре, прохождение процедуры конкурсного отбора комиссией или экспертным советом
Разработать критерии отбора лучших заявок от ПП на текущий бюджетный год, например:
- динамика заполнения резидентами по площадям;
- лучшие условия для резидентов (лимиты подтвержденные по ресурсам потребления, готовность предоставить новые подготовленные площади в срок ___;
- динамика показателей резидентов (оборот, инвестиции, рабочие места или производительность труда;
Бюджет - в пределах 20 миллионов рублей на 1 площадку 1 раз в 5 лет (бюджет РТ)
Целевое использование - на хозяйственные нужды (для создания условий резидентам) - как целевое финансирование предстоящих (либо ранее проведенных - при условии направления денег на хозяйственные нужды) работ по статьям:
- газопровод,
- водоподведение, водозабор
- водоотведение, канализация хоз-быт и ливневая
- энергоснабжение (КТП, ВЛ, ЛЭП),
- съезд (заезд) с (на) дороги (у) общего пользования на (с) территорию (и) площадки,
- внутренние дороги из ЩПС
!!! (внешнее - периметральное или "вдоль-аллейное" освещение, заборы, видеонаблюдение, шлагбаумы - зона ответственности самой УК - не финансируется бюджетом)
Механизм реализации:
вариант 1 (получше) - через ГИСУ как гос.капитальные вложения с передачей на баланс МО (для частных УК - в дальнейшем в аренду или в пользование УК)
вариант 2 (похуже) - оплата УК (как субсидии или по утвержденной прошедшие экспертизу ПСД - объект автоматически на балансе УК - но эту субсидию прописать как меру поддержки, иначе будет подарок вне конкурсной основы)
5. Нужна упрощенная процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.
Сейчас процедура усложненная - через внесение изменений в градостроительный план (ТИГП и т.п.) и через КМ РТ и долгая (несколько месяцев - иногда больше года) процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов.
Нужна упрощенная процедура - основанием будет прянятое на уровне района (Республики) решение о включении участков в черту пром. парка как территории перспективного развития для узаконивания пром парка
Решение: потребуется внесение изменений в нормативные документы КМ РТ и в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) - приоритетный порядок изменения категории и целевого вида разрешенного использования земель муниципального и государственного фонда при реализации масштабного инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) - строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра
6. Требуются особые условия распределения земельных участков (передача без проведения торгов) для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.
Как помочь девелоперу получить использовать земельный участок по назначению, а именно организовать там промышленный парк?
Логика ЗК РФ - распределение земельных участков должно проходить на стандартной конкурсной основе. В данном случае, видим как минимум 3 препятствия при данной схеме:
1) Земельный участок согласно условиям конкурса может достаться человеку (ФЛ) или организации, которые не заинтересованы в его развитии в качестве УК или девелопера или резидента промпарка. В таком случае процедура изъятия у него и передача девелоперу (резиденту) может затянуться. Инвестор (девелопер) просто уйдет в другой регион.
2) Изначально земельный участок представляет собой, как правило, один большой участок земли, который будет дробиться в дальнейшем на 2 части:
- участки для нужд резидентов (для сдачи в аренду\субаренду\для продажи) под размещени проивзсодственных и складских корпусов.
- участки для технических коридоров, дорог, трасс, технических площадок, заборов (непригодных для сдачи в аренду) общего пользования
В дальнейшем (касается государственных парков), после строительства коммуникаций, муниципалитет должен объявлять новый конкурс уже на управление инфраструктурой парка. Таким образом может возникнуть ситуация, когда:
- одна УК может выиграть конкурс на распоряжение земельными участками для резидентов - для сдачи в аренду\продажу,
- вторая УК - на управление коммуникациями.
Данную ситуацию считаем неправильной, так как парком должна управлять одна УК.
Очень здорово, что сотрудники республиканских органов власти услышали нас и работают над этим - Правительство сделало первые шаги:
1. внесены поправки в ПКМ 1034 о передаче земельных участков без торгов - индустриальные парки, промплощадки, ОРЦ признаны масштабными инвестпроектами
2. Утверждены требования по нормативу 30% собственных средств УК или резидентов (то есть косвенно УК получило возможность представить суммарные показатели проектов резидентов как один масштабный проект)
3) Зачастую важно снизить до минимума (коэффициентом к ставке арендной платы или земельного налога) затраты УК, девелопера, резидента по уплате арендной платы на землю или налога на период строительства (это фактор привлечения девелопера, УК, резидента).
При проведении конкурса на повышение ставки аренды (аукцион по 44-ФЗ, конкурс) - вариант льготного периода (уменьшающего коэффициента) исключается или связан с судами и санкциями - УФАС не допустит.
Выводы: Должны быть приоритеты по заключению договора ДУ\аренды коммуникаций у УК, выигравшей конкурс на аренду земли для передачи резидентами То же касается продления и перезаключения договоров при дроблении\объединеии участков
Решение: Потребуется внесение изменений в нормативные документы РТ - утвердить порядок передачи земель (без проведения торгов) муниципального и государственного фонда в аренду или собственность УК или девелоперу, реализующему масштабный инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) по строительству индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра.